Редакционная система эпохи интернета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Редакционная система эпохи интернета



 

Редакционные системы детерминируются сложной информационно-коммуникативной структурой явлений действительности, разворачивающихся во времени и пространстве.

Редакционная система, как и обслуживающая ее профессиональная редакционная среда, к которой следовало бы добавить редакционные советы, редакционные коллегии и подобные оргструктуры, создаваемые в целях оформления информационных документов различного рода мероприятий, а также законов, меморандумов, директив и тому подобного, является организационной формой коммуникативной деятельности общества.

Редакционная система и профессиональная редакционная среда существенно трансформировались уже при появлении электронных СМИ, но еще в большей степени при появлении интернета. Эти трансформации затронули саму структуру редакционных систем.

Так, например, традиционное разделение изданий на периодические, которые работают с актуальной событийностью и представляют аудитории динамичную картину реальности с целью формирования отношения к переменам и откорректированных моделей поведения, и непериодические, которые ответственны за формирование базового культурного потенциала общества, формирующегося за счет теоретического и художественного освоения действительности членами общества, неадекватно отражает особенности редакций электронных СМИ и веб-изданий.

Действительно, и те и другие во всем актуально событийны, так как постоянно доступны зрителю, слушателю, посетителю. Однако эта периодичность (даже ежедневных выпусков теленовостей) качественно другого рода, чем периодичность газеты. Точнее, признак периодичности здесь не является существенным и не определяет лицо информационной программы в той же степени, в которой определяет газету частота выпусков. В интернете же о периодичности говорить вообще сложно.

Для того чтобы определить место новых профессиональных редакторских сред в системе СМИ, можно воспользоваться дополнительными квалификационными признаками.

1. Синхронность — асинхронность — отношение издания к событию — отражает характер воспроизводства информации: синхронное — сообщение выдается в момент события, асинхронное — время события и сообщения не совпадают.

2. On-line — off-line — отношение издания к читателям — отражает характер связи с читателями: on-line — означает интерактивный процесс общения, off-line — режим взаимодействия, при котором потребитель получает уже готовый информационный продукт.

3. Информационная — коммуникационная — отражает характер продукта: информационная означает, что передается информация; коммуникационная — передается, формируется и поддерживается коммуникация.

Чтобы не создалось впечатление, что согласно данной типологии вся бумажная пресса попадет в один квадрант: асинхронная, off-line, информационная, а все остальное займут веб-издания, рассмотрим квалификационные признаки всем известной газеты бесплатных объявлений «Из рук в руки».

1.Действительно, событием для этой газеты являются изменения на вторичном мелкотоварном рынке, актуальное состояние которого определяет отношение спроса и предложения. Периодичность этой газеты (еженедельник) достаточна, чтобы быть уверенным в адекватности отражения газетой актуального состояния данного рынка. Следовательно, речь идет о присутствии синхронности по отношению к событию.

 

2.Контент газеты формируется из объявлений ее читателей, т.е. в процессе общения газеты и читателя. Следовательно, налицо онлайновый характер связи.

3.Информационный продукт провоцирует возникновение маркетинговых коммуникаций, следовательно, он носит коммуникативный характер.

Таким образом, оказалось, что 100%-ное печатное издание обладает свойствами, которые обычно приписываются веб-изданиям5.

Предлагаем читателю в качестве упражнения применить приведенную выше классификацию к различным СМИ.

Типология редакционных систем может быть также получена в соответствии с их ориентацией на определенный вид социальной деятельности. Можно различать редакционные системы СМИ, способствующие функционированию и развитию:

• политических коммуникаций;

• отраслевых и корпоративных коммуникаций;

• рекламных и маркетинговых коммуникаций;

• макроэкономических коммуникаций;

• этнических коммуникаций;

• религиозных коммуникаций;

• тендерных коммуникаций;

• профессиональных (цеховых) коммуникаций;

• научных коммуникаций;

• художественных (эстетических) коммуникаций;

• образовательных коммуникаций.

Каждый элемент приведенного списка в свою очередь может быть развернут, с учетом влияния различных информационных свя­зей определенного вида деятельности. Например, СМИ, ответственные за научные коммуникации, можно разделить на:

• научно-исследовательские издания (научно-теоретические журналы);

• научно-технические издания;

• научно-производственные издания;

• научно-практические издания;

• научно-популярные издания;

• научно-методические издания;

• научно-информационные издания;

• научно-образовательные издания.

Кроме того, как отмечают специалисты, для обеспечения оптимальности работы редакций газет, журналов, программ телевидения и радио их сотрудники должны иметь свободный доступ к национальным и международным источникам информации. В постсоветский период количество таких источников значительно расширилось. Благодаря международным телевизионным программам (передачи Си-эн-эн, Си-би-эс, Евроньюс, Немецкая волна), зарубежным печатным СМИ, которые беспрепятственно поступают в страну, международным агентствам печати и, конечно, интернету.

Интеркультурный и интернациональный характер современных медиакоммуникаций, естественно, трансформирует деятельность редакционных структур. В частности, рассмотренные характерологические признаки информационного взаимодействия: синхронность — асинхронность, on-line — off-line, информационное — коммуникационное, должны пониматься в рамках глобальной модели СМИ, со всеми вытекающими культурными, идеологическими последствиями.

Всякое издание, с любым тиражом, на любом языке не может не оказывать влияние на глобальное медийное пространство и не может существовать независимо от него. Так что постепенно различие между центральной прессой и региональной, столь характерное для России, стирается.

Подобная переструктуризация иерархий медийного пространства — один из неожиданных эффектов интернета.


 

Глава 4. Менеджмент СМИ

У России были неравные условия по сравнению с Западом для развития менеджмента, который, будучи порождением рынка, только в условиях рынка может быть институционализирован в качестве науки. Поэтому нет ничего удивительного в том, что основные идеи и модели менеджмента заимствованы на Западе. Однако, в то время как искусство менеджмента в производственных, коммерческих, управленческих структурах постоянно совершенствуется, активно осваивая передовые западные технологии, в сфере менеджмента СМИ наблюдается явный застой.

Это тем более удивительно, что СМИ первыми выполнили роль пропагандистов новых моделей управления и первыми вышли на рынок (то есть они все время были на рынке — правда, информационном), но интерес отечественной науки к менеджменту СМИ как к отдельной предметной области был и остается более чем скромным1.

В изданных по данной теме работах даются общие определения явления менеджмента. Делаются попытки анализа российской практики, базируясь в основном на зарубежном опыте. В.В. Ворошилов, например, обращает внимание на конкретные навыки, приемы поведения журналиста, менеджера, редактора как единиц в структуре управления внутри редакции. СМ. Гуревич рассматривает менеджмент СМИ как условия рыночного выживания СМИ. А.Б. Зверинцев анализирует социально-психологическую сторону менеджмента.

Однако общей платформы рассмотрения менеджмента СМИ как отдельной предметной области отечественные исследования не демонстрируют. Вне внимания оказывается главный аспект: связь между задачами менеджмента как такового и спецификой его применения в СМИ. Тем более трудно найти что-либо в отечественной специальной литературе о менеджменте веб-изданий.

Помочь в решении проблемы недостатка теоретико-методологических и научно-практических исследований рассматриваемого вопроса отчасти могут разработки ряда международных организаций, в частности Европейского института СМИ (Дюссельдорф), осуществляющего проект по созданию исследовательской базы в области менеджмента СМИ на территории бывшего Советского Союза и дающего конкретные рекомендации по улучшению управленческой деятельности в СМИ. В двух отчетах, опубликованных институтом после проведенных им исследований — «СМИ в СНГ» (1997) и «Медиа-менеджмент в СНГ» (1999), европейские исследователи провели обзор современного состояния СМИ в странах СНГ и предложили ряд методов по улучшению медиарынка и более эффективному управлению СМИ.

Среди работ западных исследователей менеджмента СМИ укажем: «Стратегический менеджмент в газете» Конрада Финка (Conrad С. Fink. Strategic Newspaper Management. Allyn & Bacon, 1996); «Новые направления менеджмента СМИ» Джима Уиллисаи Дайаны Б. Уил-лис (Jim Willis, Diane В. Willis. New Directions in Media Management. Boston, 1993). В них авторы анализируют традиционные модели менеджмента, этапы его становления и на этой основе стремятся охарактеризовать последние тенденции развития менеджмента СМИ.

Однако в любом случае проблематика менеджмента СМИ и особенно менеджмента вебмедиа изучена и освещена крайне поверхностно и фрагментарно. Некоторым оправданием общей ситуации может являться тот факт, что, как утверждает Джим Уиллис, один из крупнейших совре­менных исследователей менеджмента СМИ, «гораздо важнее менеджеру СМИ быть журналистом, имеющим недостаток знаний эконо­мики, чем дипломированным экономистом-управленцем, не знающим специфики журналистской деятельности»2.

 

Эта особенность менеджмента СМИ существенна, и, возможно, именно она и объясняет слабую изученность проблемы. Любое СМИ управляется не так, как производственное предприятие, и не так, как коммерческая структура. Особенностью деятельности организаций СМИ является доминирование так называемого совместно-творческого типа деятельности, предполагающего присутствие транспрофессионализма и у сотрудников, и у менеджера. Иными словами, профессионал-управленец не может управлять журналистами, если он не будет одновременно профессионалом в журналистике, не будет вместе с коллегами участвовать в производстве итогового продукта.

Данный тип организационной культуры складывается в процессе третьей профессиональной революции, содержание которой, по мнению Т.Ю. Базарова,

может быть символическим образом выражено так: традиционные организации — массовые профессии «внизу», а свободные профессионалы «наверху»; пирамида, которая основанием обращена вниз. Переживаемая революция — это переворачивание пирамиды. Наверх ее могут попадать люди, которые являются транспрофессионалами. Они должны быть готовы свободно, за счет своего мышления и способов организации своей деятельности, работать в различных профессиональ­ных средах. Для них не важно положение в той или иной организационной структуре. Они могут свободно входить в эти организационные структуры и покидать их, создавая для решения какой-либо комплексной проблемы адекватные формы организации. Комплексирование методов, средств, способов мышления и деятельности под конкретную проблемную ситуацию, не имеющую стандартных вариантов решения, — такова специфика транспрофессиональной работы. При этом необходимо учитывать многообразные и весьма противоречивые интересы самых различных людей, социальных групп, в том числе и присутствующих в данной проблемной ситуации виртуально (например, еще не родившиеся будущие поколения3.

Перед менеджерами-транспрофессионалами, командующими сотрудниками-транспрофессионалами и самими этими сотрудниками встает задача научиться брать моральную ответственность и за себя, и за организацию, и за творческие и управленческие решения, и за реализацию этих решений. Поэтому ключевой процесс здесь — это «процесс "кастомизации" (от англ. customization) — ожидаемый результат проектируется совместно с заказчиком, обязательно учитывая его граничные условия»4. Следовательно, журналист-транспрофессионал должен быть готов выполнять функции и предпринимателя, и менеджера, а не только журналиста.

Сетевые организации

На наших глазах рождается новая форма социальной организации современных профессионалов — сеть профессионалов, состав­ляющих сетевые организации и структуры. В значительной степени процессу становления сетевых организаций способствует интернет как техническая инфраструктура или техническая полисистема, обеспечивающая условия для профессиональной деятельности суперэлит транспрофессионалов.

Сетевая форма частично уже заложена в структуру редакций, организующих работу своих авторов и редакторов, которые устанавливают разные типы служебных отношений с редакцией (штатный сотрудник, нештатный сотрудник, спецкор, автор). Сетевая организация обладает следующими свойствами5:

• непостоянный характер функционирования элементов;

• осуществление связей и управленческих действий на базе интегрированных и локальных систем и телекоммуникаций;

• взаимоотношения со всеми партнерами и другими заинтересованными организациями на основе серии соглашений, договоров и взаимного владения собственностью;

• образование временных альянсов организаций в смежных областях деятельности;

• частичная интеграция в материнскую компанию и сохранение

отношений собственности до тех пор, пока это считается выгодным;

• договорные отношения работников с администрацией во всех звеньях.

Особенности сетевой структуры легко уяснить, сравниваете бюрократической по следующим факторам:

 

Ключевые факторы Бюрократическая структура Сетевая структура
Нормативная база Служебные взаимоотношения Обеспечивает гибкость и стабильность
Средства связи Стандартная Глобальная
Модель решения конфликтов Административные приказы Нормы взаимности
Степень гибкости Низкая Высокая
Атмосфера, или климат Формальная, бюрократическая Открытая, взаимовыгодная
Обязательства сторон Средний уровень Высокий уровень
Преференция, или выбор участников Подчиненность Взаимозависимость, сотрудничество

Из этого сравнения станут очевидны и минусы, и плюсы сетевой организации. К плюсам сетевой организации можно отнести:

• элитарный принцип формирования компетенций;

• исключается дублирование компетенций;

• необремененность политическими организационными единицами.

Минусы сетевой организации проявляются в следующем:

• отсутствие регулирующей функции структуры организации;

• сложность обеспечения в условиях существования асимметрии информации равной информацией всех участников сети;

• чрезмерная зависимость от кадрового состава;

• чрезмерное усложнение отношений, вытекающее из разнородности членов сети.

В применении к редакции сетевая организация обладает следующими преимуществами:

1) элитарный принцип формирования компетенций запускает механизм сетевой самоорганизации деятельности, основанный на формировании готовности к сменам ролевых функций с самоопределением ролей в проектных группах, т.е. к командообразованию;

2) исключается дублирование компетенций за счет избыточного репертуара потенциальных компетенций и формирующегося транспрофессионализма сотрудников;

3) необремененность политическими организационными единицами, т.е. отсутствие необходимости использовать компетенции в сфере политических процессов, опять-таки вследствие эффекта самоорганизации.

К недостаткам сетевой организации редакции относятся:

1) отсутствие регулирующей функции структуры организации, то

есть сложность достижения соответствия образовательной и организационной политик проектных групп и организации в целом, и, как следствие, необходимость проведения специальных PR-мероприятий для обеспечения идеологической целостности и управляемости;

2) сложность обеспечения в условиях существования асимметрии информации равной информацией всех участников сети, выражающаяся в так называемом цифровом разрыве, т.е. зависимости успешности от компьютерной компетентности и условий доступа к сетям;

3) чрезмерная зависимость от кадрового состава;

4) чрезмерное усложнение отношений, вытекающее из разнородности членов сети, а точнее, из-за формирования транспрофессиональных групп, члены которых не всегда точно могут идентифицировать свою принадлежность к тем группам, в которых задействованы их компетентности.

Очевидно, проблемой является и чувство принадлежности к сетевой структуре (изданию), для формирования которой требуются также специальные мероприятия, организуемые лидерами, в рамках технологий внутрикорпоративного PR.

К этому следует добавить специфику работы с веб-проектом в интернете, которая существенно расширяет список менеджерских функций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.148.105 (0.026 с.)