Глава 3. Коммуникативная реальность и сми 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Коммуникативная реальность и сми



 

Виртуальный эйкос

Смысл понятия «реальность» (лат. realis — вещественный) в том, что человек потенциально относится к окружающему его миру как к набору предметов, которыми он в состоянии манипулировать, т.е. как к вещному миру. Реальность — это освоенная человеком часть мироздания. Под манипулированием здесь понимается не только непосредственный физический контакт, но и перцепция (восприятие), а также осмысление. Человек опредмечивает все, к чему прикасается, с помощью органов чувств и все, о чем мыслит. К реальности следует отнести не только материальный мир, но и мир символов, образов и смыслов. Кроме реальности, мы обязаны признать также наличие ирреальности (низшая реальность) и трансреальности (высшая реальность), психологическое отражение которых совершается в форме предчувствия, предвосприятия, интуиции, инсайта, откровения. Различение высшей и низшей реальности обусловлено тем, что явления низшей реальности носят хаотизирующий, импульсивный характер, в основном инстинктивного витального свойства. В то время как высшая реальность привносит в индивидуальный психический мир новые планы духовного бытия.

Близким по смыслу является понятие «действительность». Однако реальность и действительность не одно и то же. Действительность предполагает реальность действия, которое делает реальность объективно (а не только субъективно) изменчивой.

Обитель человека — эйкос (oikus) является также вещью, может быть, важнейшей вещью для человека. Очевидно, эйкос не является чем-то незыблемым и постоянным:

• во-первых, он для каждого свой;

• во-вторых, отличный для каждого социума;

• в-третьих, общечеловеческий эйкос XX века не такой, каким он был

в XIX веке, а в XIX он был не такой, каким был до Рождества Христова.

Обитаемый мир, с одной стороны, находится в постоянном становлении, а с другой — каждый человек одновременно существует во множестве эйкосов. Отсюда и появляется идея полионтологичности бытия, т.е. предположение об одновременном существовании во множестве вещных миров. Потенциальная изменчивость эйкоса позволяет ввести понятие виртуального эйкоса.

Виртуальный эйкос — часть космоса (мира), которая осознается при нахождении в настоящий момент времени как обитаемая и отражается психикой в качестве освоенного психологического пространства (дома). Его размеры могут колебаться от физических размеров человеческого тела и даже отдельных органов тела (когда, например, все внимание сосредоточено на физической боли) до обозримых мысленно бесконечных пределов Вселенной.

Означает ли виртуальный характер эйкоса, что понятие «дом» размывается и человек теряет ориентацию?

Подобное действительно происходит в измененных состояниях сознания, а также при некоторых психических заболеваниях. В норме же существует психический механизм, позволяющий отделять центр от периферии, т.е. чувствовать себя именно в том доме и мире, который является наиболее реальным в данный момент. Это механизм актуализации, который проще всего выразить принципом «здесь и теперь». Для его применения психика человека должна уметь ориентироваться в пространстве и во времени, следовательно, быть способной адекватно отражать пространственно-временные отношения реальности. Но поскольку каждый актуализированный виртуальный эйкос задает свои пространственно-временные отношения, их отражение в психике достаточно сильно может отличаться от моделей этих фундаментальных категорий, предлагаемых натурфилософией и естественно-научным знанием. Это отчетливо иллюстрируют, например, пространственно-временная метрика сновидений, а также произведения художественного творчества. Всегда, когда человеческая психика формирует образы пространства и времени, не используя при этом шаблонов рационального знания, создается геометрия, существенно отличная от эвклидовой и даже от геометрии Лобачевского.

Человек живет в обитаемом мире, а обитаемый мир — это не только освоенная, но и осмысленная реальность. Человек предпола­гает наличие смысла в том, что окружает его, будь то мебель в гостиной или галактические созвездия. Психика человека получает и обрабатывает информацию, поступающую извне, а результат обработки — новая информация возвращается в окружающую среду. Человек формирует и регулирует свою деятельность, совершая действия и производя вещи, которые отчуждаются от автора и погружаются в среду, что наполняет ее новыми смыслами. Так осуществляется информационный обмен между человеком и обитаемым миром.

Следовательно, рассматривая эйкос, полезно выделить тот его функциональный компонент, который будет отвечать за психологическое взаимодействие с индивидуальной психикой. Речь идет о психоинформационной модели эйкоса.

 

В эту модель необходимо включить:

 

• картину мира, представляющую сложную суперпозицию архетипов, сформированных в филогенезе, образов объектов, сформированных в процессе прохождения жизненного пути (онтогенеза), образов, взятых из социокультурной среды и родившихся в результате научения (науки). В целом картина мира представляет многослойное поле символов, знаков, образов, смыслов, каждый из которых по отдельности и в комбинации имеет свое значение и эмоциональную окраску;

 

• поток новых фактов, независимо поступающих из естественного природного окружения и искусственной среды;

 

• набор событий — реакций на человеческую деятельность, в том числе хозяйственную, научную, художественную и тому подобное;

 

• информацию, поступающую в результате интерактивного общения с другими людьми, культурными, научными, паранаучными и религиозными объектами;

 

• независимый информационный поток, поступающий по каналам социальных коммуникаций из социокультурной среды.

 

 

 

 

Рис. 3.1. Психоинформационная модель эйкоса

 

На рис. 3.1 представлена психоинформационная модель эйкоса (возвратные стрелки означают интерактивный информационный обмен).

 

Эта модель центрирована психикой человека, вне которой рассматривать понятие «реальность» можно только как отвлеченную категорию.

 

Упрощенно аналогичную схему можно применить и к социальной группе, слою, сообществу, любому социальному объекту, то есть можно говорить о социоинформационной модели эйкоса.

 

В центре этой модели под Ψ (пси) следует понимать коллективное сознание и коллективное бессознательное, а под картиной мира — систему, включающую общественные мнения, ценности, теории, предрассудки, убеждения, идеологию, т.е. весь набор инструментов оценки и коммуникации с реальностью.

 

Картина мира в этом контексте сливается с понятием «социальная среда».

 

Социальная среда

Социальная среда — комплекс подпространств (слоев, полей, уровней и т.п.), где актуализируется та или иная человеческая деятельность. Внутри ее устанавливаются коммуникативные связи и отношения.

 

Социальная среда формируется и актуализируется как коммуникативное пространство, функционирование которого не только обеспечивает координацию человеческой деятельности посредством механизмов коммуникации, трансляции или передачи информации, а также производства инноваций, но и выполняет роль интерфейса (подобно клавиатуре, мыши и экрану монитора) с внешним бытием, точнее, является таким интерфейсом.

 

Инструментами формирования отдельных сообществ и общества в целом являются различные коммуникационные средства: речь, знаковые системы, средства информации, информационно-коммуникативные технологии.

 

Виртуальная реальность

Попытаемся провести параллель между коммуникативным пространством и виртуальной реальностью. Для этого приведем этимологический анализ слова «виртуальность», осуществленный Н.А. Носовым1.

Напомним, что латинское слово «virtus» означает «доблесть, необычное качество» и в античной литературе употребляется для обо­значения боевой доблести, актуальной силы. В средневековой литературе употреблялось в значении «мощь». Как и в латинском языке, в санскрите глагол «vrtti» означает мгновенную беспрепятственную актуализацию психического акта в психике йогина. В старославян­ском глагол «верьти» означает кипеть, бурлить, имея в виду, в частности, кипение родника.

 

Корень «vrt» обозначает событие, творимое, порождаемое сейчас, в данный момент чьей-то активностью: воина ли, йогина ли, воды ли.

 

В отечественной науке виртуалистика появилась не так давно, однако достаточно быстро вызвала интерес у специалистов различ­ных областей знаний: физиков, инженеров, психологов, философов, культурологов и т.п. Единообразного понимания ее предмета пока достигнуть не удалось, поэтому в данном вопросе мы будем придерживаться трактовки виртуальности, принятой в лаборатории виртуалистики Института человека РАН.

 

Виртуал — особая философская категория, стоящая в ряду таких категорий, как время, пространство, сущность и т.д.

 

Впервые в естественно-научную картину мира виртуальность вошла через физику высоких энергий, которая ввела в качестве теоретического объекта частицы, существующие только во время акта взаимодействия других частиц. Эти актуально существующие частицы были названы виртуальными (от англ. virtual — фактически, реально существующий). Эти частицы не существуют до взаимодействия и исчезают после него. Именно поэтому они являются принципиально не регистрируемыми, так как факт регистрации, т.е. взаимодействия виртуальной частицы с прибором, означал бы, что это не виртуальная частица. Свойством этих частиц является актуальность существования, исключительно «здесь и сейчас», существование в данном однократном событии. У них нет иной формы бытия, кроме актуальной: ни потенциальной (они не являются составной частью взаимодействующих обычных частиц), ни превращенной (какого-либо следа от них не содержится в частицах, родившихся в результате взаимодействия). Прояв­ление виртуальных частиц существенно изменило устоявшуюся картину мира и, как впоследствии выяснилось, нашло отражение и в других областях знания и человеческой деятельности.

 

Появление компьютера вызвало и актуализировало понятие виртуальной машины. Собственно компьютер и стал виртуальной машиной, так как его можно превращать в совершенно разные объекты: в пишущую машинку или калькулятор, в экспериментальный стенд или игровой автомат. Эти объекты каждый раз заново порождаются активностью работающего человека и существуют только во время работы с ними. Развитие компьютеров привело к появлению понятия «виртуальная реальность», которая в массовом сознании прочно ассоциируется с компьютерными играми. Однако сами игры явились в начале 1980-х годов побочным продуктом оборонных заказов на создание моделей и тренажеров управления сложной техникой, при разработке которых понадобилась формулировка новых принципов.

 

Идея виртуальности получает все более широкое признание в психологии. Есть масса конкретных понятий, основанных на идее виртуальности: виртуальный объект, виртуальный субъект, виртуальный образ, виртуальный дисплей, виртуальный прототип, виртуальное поле зрения и так далее.

 

Несмотря на сравнительно небольшой временной отрезок работы с виртуальными реальностями, уже появилось осознание, что они есть особый тип реальности, требующий специального философского, культурологического, социологического и психологического анализа.

 

Для уяснения того, что понимается под термином «виртуальная реальность», приведем выдержки из манифеста виртуалистики.

 

________________________________________________________________

 

ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

МИР ВИРТУАЛЕН

 

Виртуалистика делает возможным философски концептуализировать виртуальность, сделать ее предметом научных исследований и практических преобразований.

 

Виртуальная реальность независимо от ее «природы» (физическая, психологическая, социальная, биологическая, техническая и пр.) имеет следующие свойства: порожденность, актуальность, автономность, интерактивность.

 

В отличие от виртуальной порождающая реальность называется константной реальностью. Виртуальность и константность образуют категориальную оппозицию, т.е. являются философскими категориями. В виртуалистике виртуальность противопоставляется не субстанциональности, как это было в традиционной философии, а константности, и отношения между ними относительны: виртуальная реальность может породить виртуальную реальность следующего уровня, став относительно нее константной реальностью.

 

Неверно понимать виртуальность как нереальность (возможность, иллюзорность, потенциальность, воображение и т.п.), виртуальность есть другая реальность.

 

_ Поскольку отношения между виртуальной и константной реальностью относительны, а существовать реальностей в их взаимопорождении и свертывании может неограниченное количество, то вопрос о первичной и истинной реальности в виртуалистике снимается — все они равно истинны и равно реальны. Это положение виртуалистики именуется полионтологизм — существует много онтологически однозначных реальностей2.

 

_______________________________________________________________

Признание виртуальности как особой философской категории, равной по значению категориям пространства, времени, вещества, энергии, информации и другим, ставит задачу описания его не только как формы психологического отражения, но и как сущности, ко­торую можно обнаружить и вне психики.

Один из путей объективации виртуала открывается при попытках связать это понятие с понятием «коммуникация».

На мысль о том, что виртуал каким-то образом связан с коммуникацией, наводит ряд смысловых сопоставлений. Приведем неко­торые из них:

• Виртуальная частица — агент взаимодействия (превращения) элементарных частиц — виртуальна онтологически, так как существует до тех пор, пока длится процесс взаимодействия, но не существует ни до того, как началось взаимодействие, ни после того, как процесс завершился. Так как процесс регистрации частицы есть процесс взаимодействия, виртуальная частица не регистрируется принципиально. Важно отметить, что физика оперирует объектом, само существование которого подрывает физическую парадигму: «Существует только то, что можно наблюдать».

• Присутствие в термине «виртуал» корня, переводящегося как доблесть, смелость и сила, проявляемая в бою. Virt существует только в со-бытии боя. До и после боя это качество деактуализируется. Если рассматривать бой как форму коммуникации, то virt здесь — это то,

что обеспечивает эту коммуникацию.

• Невероятная популярность в обыденном сознании терминов «виртуальная реальность» и «виртуальный мир», связываемых с информационными и телекоммуникационными технологиями.

• Некоторые из выявленных свойств психологической виртуальной реальности, в частности порожденность виртуальной реальности, нерефлексируемость при погружении в нее, изменение статусов пространства и времени, переживаемые психикой впоследствии как факт свершения события или пребывания в со-бытии.

• Трактовка виртуальности как мистического состояния, при котором осуществляется контакт с сущностями, пребывающими в тонких (горних) мирах.

• Точечная фиксация виртуальности оператором «здесь и сейчас».

• Развитие в виртуалистике такого экзотического научного направления, каким является ангелология (ангел означает вестник).

• Понимание виртуальности как бытия в со-бытии, т.е. бытия в процессе коммуникации с кем-либо или с чем-либо.

Иными словами, везде, где речь идет о виртуале и виртуальности, одновременно говорится о связи, со-бытии, коммуникации. Таким образом, можно полагать, что:

Виртуал — коммуникатор, обеспечивающий рождение новых связей, в результате которого происходит трансформация реальности, а виртуальная реальность — мир активных коммуникаций, со-бытийность.

 

Однако в научном и философском дискурсе (да и в праксисе) правильнее было бы действовать наоборот — выводить коммуника­цию из виртуала как из более общего понятия. В частности, такой подход позволил бы рассматривать коммуникацию, абстрагируясь от объектов коммуникаций, как это произошло в физике, когда понятие «эфир» — агент взаимодействия, было заменено на понятие «поле» — среда взаимодействия. Что же касается онтологии, то, вероятно, допустимо дополнить четырехмерную модель пространства-времени еще одним базисным вектором — виртуалом. Между прочим, одним этим дается адекватное описание идеи полионтологичности, а новое научное направление — коммуникативистика выводится на фундаментальный уровень.

Описанный подход продуктивен хотя бы том в плане, что с помощью него можно сформулировать целый ряд новых задач, имею­щих как теоретическое, так и практическое значение:

• отношение коммуникации/виртуала и информации;

• проблема коммуникации смыслов, виртуальные механизмы процессов осмысления;

• оценка виртуальных характеристик искусственных коммуникационных сред (СМИ, интернет и т.п.);

• разработка общих способов описания и исследования виртуальных/коммуникативных реальностей, технологии их порождения, поддержки, трансформации, уничтожения, что, например, осуществляется в технологиях PR и мифодизайна;

• оценка влияния на индивидуальную психику тех или иных виртуальных/коммуникативных технологий. Проблема психологиче­ских загрязнений и психологической безопасности;

• оценка влияния виртуальной и информационной деятельности человека на окружающий мир — социум, биоту, физическую реальность;

• создание математического аппарата, способного описывать новую онтологическую категорию — виртуал;

• наконец, оценка парадигмального потенциала виртуалистики, т.е. выявление тех ее идей, которые войдут в формирующуюся новую общенаучную парадигму.

Нет необходимости доказывать, что предметом деятельности журналистики как раз и является виртуал-коммуникация как в ло­кальном — виртуальные реальности отдельных коммуникаций, так и в глобальном — полионтологическая картина мира, плане.

 

Глава 4. СМИ и СМК



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.55.154 (0.041 с.)