Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие массовой коммуникацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие массовая коммуникация соединяет в себе смыслы понятий «коммуникация» и «масса», являющиеся предметом исследований в психологии и социологии.
Приведем несколько толкований коммуникации, предложенных рядом исследователей.
Коммуникация — средство актуализации «органически целого мира человеческой мысли». Ч. Кули (Cooley, 1953), автор теории приобщения индивидов к большему сознанию как совокупности накопленных социально значимых «состояний чувствования» и «отображений», в качестве средств организации коммуникации в период широкой индустриализации и урбанизации (конец XIX — начало XX века) рассматривает газеты, почту, телеграф, железные дороги, образование.
Коммуникация — отношение социальных актеров, которых телеологически объединяет одинаковый смысл, вкладываемый ими в сообщения, распространяемые массовой коммуникацией. Дж. Г. Мид рассматривал общество как результат совокупности процессов взаимодействия индивидов друг с другом и считал, что тождество значений актов взаимодействия позволяет каждому из его участников принимать на себя роль другого, в том числе и обобщенного другого, когда накопленный опыт предстает редуцированным таким образом, что выступает по отношению к ним в качестве общезначимого и общедоступного (Mead, 1934).
Г. Лассуэлл рассматривал коммуникационный акт, или акт коммуникации, возникающий в ответ на последовательно предлагаемые вопросы «КТО сообщает ЧТО, по какому КАНАЛУ, КОМУ, с КАКИМ ЭФФЕКТОМ», и определял массовую коммуникацию в понятиях как ее собственной структуры, так и выполняемых ею основных социальных функций (Lasswell, 1948).
В соответствии с этой структурой Лассуэллом были выделены следующие основные разделы исследования коммуникаций:
1) анализ управления процессами массовой коммуникации;
2) анализ содержания передаваемых массмедиа сообщений (контент-анализ);
3) анализ работы самих массмедиа;
4) анализ их аудиторий;
5) анализ результатов (эффекта) масскоммуникационного воздействия, для удобства зачастую объединяемый с предыдущим.
Лассуэлл выделил три функции процесса коммуникации как процесса управленческого:
1) наблюдение за окружающей средой для выявления угрозы представляемому ею обществу и определения возможностей оказания влияния со стороны на ценности как этого общества в целом, так и его составных частей;
2) корреляция соотношения составных частей общества при его реагировании на «поведение» окружающей среды;
3) передача социального наследия от поколения к поколению. М. Маклюэном коммуникация понимается через тезис «само средство коммуникации и есть сообщение». Согласно этому, с одной стороны, коммуникация влияет как на человека и общество, так и на другие средства коммуникации самим фактом своего существования, а с другой — сама испытывает при этом многообразные ответные влияния. Такое понимание коммуникации означает выявление прежде всего масскоммуникационной специфики телекоммуникационных и информационных технологий, поскольку они влияют на человека и общество, так и собственно информационного аспекта управленческого воздействия непосредственно самих массмедиа как таковых. Это предполагает последовательное рассмотрение влияния установления отношений друг с другом и формирования среды общения с целью передачи ей функции формирования участников этих отношений. «Наша среда общения формирует нас таким образом, что мы в свою очередь сами формируем ее, оставаясь в пределах, задаваемых ею» (Терин, 1998). Другой стороной образования массовой коммуникации явилось вошедшее в нее определение массы. Масса по определению Г. Блумера (Blumer, 1953) — это «элементарная спонтанно возникающая коллективная группировка». Массовое сознание формировалось не только новыми инструментами общения. Существенно важной характеристикой этого сознания, обрекающей его на наркотическую зависимость от них, явилось состояние его незаполненности — коммуникационный вакуум. Нужно было распространение не только общедоступной прессы, но и дешевого кинематографа, а затем и «сладкоголосого» радио, чтобы понятие «массы», как бы само собой сливаясь с ними, вошло в их определение как средств массовой коммуникации (Терин, 1998). Публика рядом авторов рассматривается как совокупность индивидов, которые в отличие от массы как таковой ясно осознают свои интересы, активно участвуют в их реализации и имеют свое публично выражаемое мнение (что, в свою очередь, ставит действия публики в связь с публичной формой осуществления государственной власти) (Г. Тард, Ч. Кули, У. Липпман, Г. Блумер, Г. Лассуэлл). Введенное этими авторами в научный лексикон понятие «общественное мнение» означало именно мнение публики, а не общественное мнение совокупности потребителей сообщений СМИ. Введение различия между публикой и массой являлось попыткой преодоления наметившегося уже тогда теоретического противоречия. С одной стороны, коммуникационные средства диктуют сообщения массе, предполагая, что они будут восприниматься как истина, с другой — допускается их ложность, поскольку на практике оказывается, что масса может отвергнуть их или воспринять по-своему. Это противоречие можно представить несколько по-иному. С одной стороны, коммуникация по своей сути предполагает субъект-субъектное взаимодействие источника информации и его потребителя, с другой — действует так, будто бы потребитель сообщения всего лишь объект воздействия коммуникационного средства (реализуются субъект-объектные отношения); с третьей — обнаруживается, что, в свою очередь, уже потребитель информации (как индивидуальный, так и массовый) воспринимает и сообщение, и коммуникационное средство как объект (объект-субъектное взаимодействие) и полагает, что имеет полное право делать с этим сообщением все, что ему заблагорассудится. Выявляя мнение публики как высшее проявление массового сознания, исследователь сталкивается с задачей описания и преодоления действительной ограниченности этого сознания как такового. Статья П. Лазарсфельда и Р. Мертона об опасности установления «психологической монополии» массмедиа (Lazarsfeld, 1960), выявила существование в социологии значительного нонконформистского потенциала. Дальнейшее раскрытие этого потенциала привело к появлению обширнейшей социологической критики, распространившейся на все области действия массовой коммуникации. Появилась необходимость в предложенную Лассуэллом простую схему (КТО сообщает ЧТО, по какому КАНАЛУ, КОМУ, с КАКИМ ЭФФЕКТОМ) внести некоторые дополнительные вопросы.
• Как и каким образом процесс коммуникации воспроизводится в широком социальном контексте?
• Как его воздействие отражается в непосредственном окружении людей, из которых и состоят массовые аудитории?
• Какое обратное влияние будут оказывать эти отражения на сами коммуникационные средства?
В исследованиях П. Лазарсфельда, Б. Берельсона и Г. Годе (Lazarsfeld, Berelson, Gaudet, 1960) было показано, что в некоторых ситуациях, например, тогда, когда результаты выборов оказываются противоположны преобладающей направленности кампаний массового убеждения, необходим учет двухступенчатого характера воздействия массовой коммуникации, поскольку идеи, поставляемые СМИ, усваиваются многими под влиянием находящихся рядом с ними и зачастую весьма влиятельных лидеров мнения.
Открытие ступеней в осуществлении процесса масскоммуникационного воздействия выявляло условность атомистических представлений, согласно которым каждый из членов аудитории думает и действует в основном самостоятельно. В результате получили теоретическое подкрепление факты поведения массовых аудиторий вопреки профессиональным усилиям специалистов по политической пропаганде и данным социологических опросов. Эти факты могут быть объяснены с помощью новой конфигурации обратной связи, в соответствии с которой влияние массовой коммуникации следует рассматривать не само по себе, а по отношению в принципе ко всему ее социальному, культурному, политическому и экономическому окружению. Задаваемая этой конфигурацией проблематика обратной связи обычно выходит на первый план в кризисные моменты общественной жизни, ставящие под вопрос как способы интерпретации основной направленности воздействия массовой коммуникации, так и надежность соответствующих им теоретических представлений. В США это были, например: война во Вьетнаме, широкие протесты против которой стали во многом производны от телевизионного вторжения боевых действий в дома американцев; Уотергейт, раскрытие которого посредством массмедиа вызвало в народе прилив своего рода «коллективной солидарности»; четко выявившая планетарный характер современной жизни война в Персидском заливе как первая телевизионная война в истории человечества. Прямые репортажи американской Си-Эн-Эн позволили населению не только США, но и других стран ощутить виртуальное присутствие при полной безответственности и безопасности, наблюдая за происходящим «на арене глобального цирка» (Denton, 1993).
С включением проблематики обратной связи в теориях массовой коммуникации обозначился парадигмальный перелом, способный существенно изменить как устоявшуюся проблематику всего того, что связано с исследованием массмедиа, так и саму практику использования коммуникативных средств.
Но только лишь обратной связью в описании коммуникаций сегодня дело не ограничивается. Перечислим примерный список факторов расширения теорий массовой коммуникации.
• Бурное развитие телекоммуникационных компьютерных средств, заставляющее говорить уже не об обратной связи, а об интерактивном взаимодействии коммуникационного средства и потребителя информации. Потребитель сообщения все в большей степени становится участником его производства, более того, становится производителем самой коммуникации и оказывает существенное влияние на структуру коммуникаций в целом.
• Появление многообразных форм общения с помощью компьютерных телекоммуникационных средств, что ставит задачу более подробного изучения психологии дистанционного общения, определения места такого общения в психологии общения в целом, исследования культурологических, социально-психологических и психологических последствий перенесения значимых для индивида интеракций общения в компьютерные сети.
• Проникновение в социологические и психологические исследования проблематики информационного общества, проблем его становления и самоорганизации.
• Усиление собственно информационного аспекта массовой коммуникации, выступающего не только в качестве средства, но и цели исследования, которая и имеет, соответственно, не чисто информационный или коммуникационный, а интегрированный характер.
• Проникновение кибернетических идей и концепций в исследования коммуникаций и информационного общества (кибернетика — это наука об управлении сложными, высокоорганизованными системами), что перемещает центр исследования в область изучения коммуникационных средств как средств управления социумом и индивидуумами.
• Использование в практике и теории массмедиа достижений информатики, для которой информация — это поддающаяся математическому выражению мера управляемости той или иной системой, а не только те или иные сообщения массмедиа, взятые сами по себе, как они изучаются, например, в контент-анализе. Массовая коммуникация в теории информации воспроизводится «как объект, принципиально отличающийся от ее изображения в социологических теориях (когда во внимание принимаются социально и культурно значимые отношения человеческой жизни, так или иначе определяемые и выявляемые в процессе общения)» (Терин, 1993).
• Рождение новых интегративных направлений научного знания, с одной стороны, включающих в себя массмедиа как один из объектов исследования, с другой — способных предложить исследователям масс-медиа принципиально новые и продуктивные описательные схемы. Среди таких направлений можно упомянуть:
• виртуалистику и ее частное направление — психологию виртуальных реальностей, которая рассматривает информационно-коммуникационное отражение в качестве актуализированной виртуальной реальности;
• экологическую психологию, одним из предметов которой является экология информационных пространств;
• мифодизайн — новейшее направление в теории управления, рекламы и PR, предлагающее технологии управления процессами социального мифотворчества, декомпозиции, реконструкции и формирования новых мифов-очевидностей.
Действия перечисленных факторов, вероятно, повлекут за собой появление и бурное развитие нового направления научного знания, интегрирующего в себе все рассмотренные выше направления исследований. Возможно, этим направлением станет коммуникативистика, которая уже заявила о себе на научном небосклоне.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.93.18 (0.008 с.) |