Редактор—автор—редактор—верстальщик—издатель — читатель. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Редактор—автор—редактор—верстальщик—издатель — читатель.



Как организатор, координатор этого процесса редакция обеспечивает осуществление коммуникативной функции массовой инфор­мационной деятельности. В этом процессе, взаимно переплетаясь, участвуют несколько основных групп функций2.

Первая группа функций принадлежит новостной, аналитической и художественно-публицистической журналистике.

Вторая группа функций реализуется в рамках редакционной деятельности, в процессах сбора, отбора, обработки, группировки, монтажа информации (научное, литературное, художественное, техническое редактирование).

Естественно, все это возможно только при широком сотрудничестве редакций с представителями различных сфер деятельности, выступающих и в качестве источников информации, производителей знания и потребителей информационных продуктов (читателей, телезрителей, радиослушателей и других пользователей массовой информации).

 

Таким образом, СМИ (как коммуникативная система) выступают в роли универсального интерфейса творчески активных сил общества. Следовательно, любая редакция подразумевает существование своей аудитории (целевой и референтной групп), а также виртуального коллектива нештатных авторов (и/или источников информации). От социально-психологического портрета этих людей зависит в конечном счете лицо самого издания.

Третья группа функций обеспечивает собственно организацию работы редакции, ее менеджмент и маркетинг.

В ходе совместной творческой деятельности редакционная сфера объединяет многих участников познавательного, ценностно-ориентационного и организационного процессов.

В целом можно сказать, что объектами редакционной деятельности являются информационно-коммуникативные продукты: знания, мнения, практический опыт, системы ценностей, документы политических, экономических и других организаций и пр., которые являются основой для производства массовых информационных продуктов: газет, журналов, теле- и радиопередач, книжной продукции, интернет-сайтов и др.

 

Виды редактирования

Различают научное, литературное, художественное, техническое редактирование. Редактирование подразумевает также руководство подготовкой и выпуском изданий, программ телевидения, радио, интернет-изданий.

Относится ли к редактированию веб-верстка и веб-мастеринг?

На этот вопрос однозначный ответ сегодня дать трудно. С одной стороны, веб-образ информации, включающей дизайн и интерактивные элементы, является, как мы убедились, значимой составной частью контента, т.е. существенно влияет на смысл публикации, следовательно, его формирование — прерогатива научного или литературного редактора. С другой стороны, это именно образ, т.е. зона ответственности художественного и технического редактора. С третьей стороны, веб обладает своей спецификой, которую необходимо учитывать при специализации.

Таким образом, де-факто появляется еще один вид редактирования: веб-редактирование, на которое и будут возлагаться основные функции по подготовке веб-страниц к изданию.

Следует также различать производство знаний, рождение мнений, накопление практического опыта, создание эстетических, эти­ческих и иных ценностей, формирование планов, выбор способов и средств индивидуальных и совместных действий, с одной стороны, и производство массовой информации, распространяющей эти продукты интеллектуальной деятельности людей, с другой.

Это означает, что созданное учеными, писателями, публицистами, работниками искусства и другими специалистами может стать произведением СМИ, а может им и не стать. Тексты рукописей, видеоматериалы, аудиозаписи становятся произведениями СМИ тогда, когда они содержатся в тиражах газет, журналов, книг, выпусках телевизионных или радиопрограмм, размещаются на сайтах, зарегистрированных как СМИ, обретая тем самым массовую аудиторию читателей, слушателей и зрителей.

Условием превращения продуктов информационно-коммуникативной деятельности в массовую информацию является освоение этих продуктов массовой аудиторией.

Кроме массовой информации существует также: научная, художественная, этическая информация.

Научная информация — это знания, содержащиеся в рукописях научных статей, монографий, сборников и др. В сфере журналистики научная информация может не только воспроизводиться, но и производиться в результате собственных журналистских исследований.

Художественная информация представляет собой эстетические ценности, которыми обладают литературные, художественные, музыкальные и другие произведения.

 

В сфере журналистики художественная информация является неотъемлемой частью продуктов журналистского творчества, выра­жающегося в жанрах репортажа, комментария, аналитического обзора, очерка, обозрения и др.

Этическая информация — это этические и нравственные нормы и максимы, содержащиеся в информационных контентах разного рода, а также в прямых декларациях, религиозных, научных, художественных, политических текстах.

В сфере журналистики этическая информация содержится не только в содержаниях сообщений, но и в способе их представления. Журналист всегда имеет и демонстрирует свою нравственно-этическую позицию и тем, о чем пишет, и тем, как пишет. Редакция соответственно показывает себя тем, что печатает, даже если использует стандартную фразу: «Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов». Одним из методов явного представления нравственно-этической позиции редакции является редакционная колонка или полоса.

Следует отметить, что редакция как компонент коммуникативной системы СМИ не подменяет собой участие в массовом инфор­мационном производстве представителей религии, политики, экономики, науки, культуры и других видов деятельности, но, точно так же, как профессиональная педагогическая деятельность, например, не подменяет собой педагогическую деятельность родителей по от­ношению к своим детям, а дополняет ее профессионализмом.

СМИ выступают в качестве общественного института, который берет на себя ответственность за профессиональную работу с массовыми информационно-коммуникативными продуктами, выполняя роль методологического центра такой работы.

Средства массовой информации, таким образом, являются центром кристаллизации спонтанно развивающихся внутри различных социокультурных практик информационно-коммуникативных деятельностей3.

Так как каждому виду деятельности присущи свои собственные коммуникативные функции, основанные на потребностях взаимодействия между участниками этой деятельности, а также между ними и представителями других видов социальной активности, то эти потребности детерминируют и вид информационно-коммуникативной практики.

Можно выделить: экономические, научные, художественные, про-фессииональные, социальные, рекреационные, педагогические, производственные и другие информационно-коммуникативные практики. При этом коммуникативные функции каждого вида деятельности определяются как спецификой деятельности, так и отношением к этой деятельности общества, т.е. структурой и образом деятельности.

Следовательно, СМИ реализуют результат сложения особенностей деятельности и особенностей общественного отношения к деятельности в форме массовой информации и на языке массовой информации.

С появлением интернета все изложенное нужно дополнить следующими комментариями.

1. Производство массовой информации перестало быть исключительным правом профессионального журналистского сообщества.

2. Массовая информация предстает как двухкомпонентное образование: 1) информационный вещательной компонент; 2) коммуникативный компонент. Следовательно, массовая информация переходит в категорию массовой коммуникации.

3. Сообщения приобретают гипертекстовую структуру, а так как сообщение — это отражение реальности, то СМИ помогают видеть гипертекстовую полионтологическую сущность реальности. При этом они сами перерождаются в систему массовых коммуникаций, гипертекстовую по своей природе.

Сфера ответственности специалистов редакций распространяется на:

• организацию информационного обмена между авторами продуктов их интеллектуальной деятельности и теми, кто испытывает потребность в этой информации;

• адекватное отражение в контентах массовой информации духовного потенциала общества, состояния общественного и индивидуального сознания, условий жизни;

• коммуникацию и совместно-творческую деятельность с авторами (источниками информации);

• организацию представительств в подсистемах массовой коммуникации социально активных общественных групп сил с целью формирования целостного информационного образа социальной действительности;

• обеспечение необходимого уровня организованности массового информационного процесса;

• реализацию в процессе массового информационного взаимодействия не только функций журналистики как типа творчества, но и других видов деятельности;

• осуществление интегративной коммуникативной функции средств массовой информации.

Редакционные системы

Выделяют следующие редакционные системы4, которые необходимо рассматривать как составляющие (подсистемы) системы массовой коммуникации:

• газетная;

• журнальная;

• книжная;

• радиовещательная;

• телевизионная;

• веб-система.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.013 с.)