Жанры традиционной журналистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жанры традиционной журналистики



 

Жанр — это та форма, в которой представляется читателю (зрителю, слушателю) подготовленный материал. Разнообразие этих форм адекватно разнообразию самой действительности, что обеспечивает полноту ее отражения средствами массовой информации.

Термин «жанр» происходит от франц. genre, что означает род, вид. Впрочем, исходное значение термина не помогает нам прояснить, что такое жанр, так как в нем смешиваются родовидовые характеристики, по которым классифицируются произведения журналистики.

Вместе с тем, по мнению А.А Тертычного, жанровые различия существуют объективно и уже поэтому могут быть подвергнуты анализу.

...Тот тип произведений, который складывается исторически и определяется как жанр, существует объективно, независимо от мнений как теоретиков, так и практиков. Вся масса созданных в журналистике произведений распределяется на жанры на основе целого ряда принципов деления. Дело в том, что у каждого конкретного произведения есть состав определенных характеристик. Такие характеристики возникают то ли относительно произвольно (когда автор не задумыва­ется над тем, каким должен быть его текст), то ли в результате специальных творческих усилий автора (когда он заранее определяет, что должно быть отображено в тексте, как именно и с какой целью). Но в любом случае те тексты, которые обладают схожими качествами, можно объединить в отдельные группы.

<...> Объединение это может быть произведено разными исследователями (или практиками) на самых разных основаниях, в зависимости от того, что каждый из них считает наиболее важным объединяющим началом (именно это порождает разные представления о жанровой палитре журналистики). Но, разумеется, более верным будет то объединение, которое основывается на сходстве сущностных (но не второстепенных) признаков публикаций, включаемых в какую-то ус­тойчивую группу. Уже после того как определен объединяющий признак (или признаки), его называют жанровым признаком, а группу объединенных им публикаций — жанром1.

Кроме того, идентификация жанра — одна из задач коммуникаций в профессиональной журналистской среде. Действительно, при формулировке редакционного задания необходимо указать журналисту не только, о чем он должен подготовить материала, но и в каком жанре он должен быть написан. Опытному журналисту достаточно указать объем материала и в каком месте газетной полосы предполагается его поместить, чтобы он сам определил его жанровые особенности.

Так как публикация есть отражение в медийном пространстве актуальных социальных и природных событий, явлений, процессов, ситуаций во всем их многообразии, то способ отображения действительности должен быть адекватен (системно подобен) действительности, т.е. реалистичен2.

Различают три базовых способа отображения: 1) фактографический, 2) аналитический, 3) образный. Они опосредуют определенные уровни проникновения познающего субъекта в объект: от первоначального чувственного созерцания к абстрагированию, теоретическому освоению его и далее — к созданию обогащенного, более полного конкретного образа предмета (в том числе — его художественного образа).

Фактография фиксирует события и преобразует их в факты, которые отвечают на вопросы: где, что и когда произошло, т.е. отражают свойства предметности (где и что) и актуальности (когда) действительности. Факт — это явление действительности.

Аналитика фиксирует связи между фактами с целью выявления и представления закономерностей, разного уровня обобщения, а также прогнозирования возможных событий (фактов).

Образотворчество создает максимально емкое обобщенное представление в форме художественного образа целых классов и категорий явлений действительности. Нередко это обобщение достигает такого уровня, который называется публицистической (или даже художественной) типизацией, что сближает журналистику с художественной литературой.

Именно присутствие образотворчества в журналистике позволяет говорить о единых корнях обоснования жанров в литературе и журналистике. При этом многообразие и взаимопересечение принципов деления на жанры объясняет то, что до конца так и не прояснен вопрос: является ли жанр категорией содержания или категорией формы.

Другое измерение жанрового пространства определяется тем, что жанровая форма предполагает определенный способ организации материала с изображением жизненных явлений. Жанр определяется совокупностью структурно-композиционных средств, особенностями языка и стиля. Каждому жанру свойствен свой объем информативности, свой уровень обобщения фактов. Жанр — исторически складывающийся вид произведения.

В литературоведении — тип художественного произведения (в единстве специфических свойств его формы и содержания), принадлежащий к разным литературным родам (эпос, лирика, драма). В жанре обобщаются черты, принадлежащие обширной группе произведений.

Это позволяет рассматривать жанр как типологическое явление, исторически устойчивое, свойственное произведениям разных эпох и направлений.

К жанрообразующим факторам относят:

• содержание произведения (тематика, проблематика);

• способ повествования, описания, воспроизведения событий, явлений, системы образов, героев;

• отношение автора к изображаемому;

• способы и приемы изображения, изобразительно-выразительные средства;

• стилевая манера (сравним дружеское или любовное послание и оду, эпиграмму и элегию, драму и комедию);

• пафос произведения;

• характер конфликтов и их развитие в сюжете.

Журналистские жанры имеют свою внутреннюю логику развития, связанную с освоением журналистикой новых проблем, с рас­ширением сферы ее интересов. Журналистика эволюционировала от жанра информационной заметки, корреспонденции, статьи аналитического обзора и так далее. Литературные корни журналистики вызвали к жизни такие жанровые формы, как зарисовка, очерк, репортаж, путевой очерк, включающие элементы художественного творчества, а не только информирования.

История развития журналистских жанров показывает, что важнейшими его условиями являются освоение журналистским творче­ством реалий культурного и цивилизационного процессов, а также профессиональное использование научно-исследовательских мето­дов получения информации, анализа информации, прогноза.

Своеобразие того или иного способа отображения действительности заключается прежде всего в том, что он выступает как особый путь реализации иерархически взаимосвязанных целей, решения определенных задач3.

В связи с этим жанровые предпочтения определяют задачи издания, и в конечном счете лицо издания. Существует четко просматриваемая взаимосвязь между образом целевой аудитории, жанровыми предпочтениями издания, задачами (интересами) издания и имиджем издания. Например, интеллигенция — аналитика и прогностика — формирование мнений интеллектуальных элит — авторитетный публицистический журнал.

Любой элемент приведенной цепочки в значительной степени детерминирует остальные элементы, при этом жанровое своеобразие издания в значительной степени определяют ответы на следующие вопросы:

• как и с какой степенью полноты создается информационная модель события;

• на каких связях события с другими событиями фиксируется внимание читателя;

• осуществляется ли и по каким критериям оценка события;

• осуществляется ли прогнозирование событий;

• предлагаются ли формы действенного участия в развитии события (программирование реальности).

Содержание, документальная основа, целевая установка публикации задают проблему, определяют смысл выступления, его форму (жанр).

Публицистический текст непременно включает в себя три важнейших компонента: 1) сообщение о новости или возникшей проблеме; 2) приемы эмоционального воздействия на аудиторию (на логико-понятийном или понятийно-образном уровне); 3) фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации. Подобная структура позволяет разбить появляющиеся в прессе тексты на пять групп:

1) оперативно-новостные — заметка во всех ее разновидностях;

2) оперативно-исследовательские — интервью, репортажи, отчеты;

3) исследовательско-новостные — корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия;

4) исследовательские — статья, письмо, обозрение;

5) исследовательско-образные (художественно-публицистические) — очерк, эссе, фельетон, памфлет4.

В качестве еще одного основания для различения жанров используют понятия «первичная реальность» (новость, факт, событие — для заметки или репортажа, явления, процессы, ситуации — для статьи или корреспонденции) и «вторичная реальность» (книги, фильмы, телепередачи — информационные явления, дающие повод для подготовки рецензий, обзоров печати).

К сожалению, в науке о журналистике единого мнения относительно понятия «жанр» в настоящее время не сложилось. Одни выделяют новостную журналистику, интервью, оперативное комментирование, репортерское расследование, а также аналитическую, художественную (эссе, очерк) и сатирическую (фельетон, памфлет, пародия, сатирическая реплика, сатирический комментарий) публицистику.

Другие включают в информационные жанры заметку, отчет, интервью, информационную корреспонденцию, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж, некролог; к аналитическим относят аналитические отчет, корреспонденцию, интервью, беседу, комментарий, социологическое резюме, анкету, мониторинг, рейтинг, рецензию, статью, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версию, эксперимент, письмо, исповедь, рекомендацию (совет), аналитический пресс-релиз; а к художественно-публицистическим — очерк, фельетон, памфлет, пародию, сатирический комментарий, житейскую историю, легенду, эпиграф, эпитафию, анекдот, шутку, игру.

Подобная несогласованность в определении жанров, с одной стороны, свидетельствует о том, что теория оказывается пока не в состоянии найти общие системные основания для описания многообразия жанров, а с другой — свидетельствует в пользу жанра как практического инструмента журналистской работы. Каждый журналистский жанр отличается постоянством и устойчивостью структурно-композиционных и стилистических признаков, имеет свой предмет, сходные содержательно-формальные признаки, называемые жанрообразующими факторами: предмет, цель и метод журналистского отображения действительности, наконец, метод репрезентации материала аудитории.

Имея одинаковые предмет, цель и метод отображения, используя одни и те же источники информации, разные журналисты могут выступать с публикациями о конкретном событии, явлении в различных жанрах в зависимости от того, какой метод репрезентации ими использован (сообщение, повествование или изложение; монологичная форма статьи, корреспонденции, рецензии или диалогичная — интервью, беседы и т.д.).

Из всего сказанного не сложно сделать вывод о том, что несмотря на крайнюю важность исследования жанров современной журналистики как для журналистов-практиков, так и для науки о средствах массовой коммуникации, эта область остается малоизученной, особенно в теории, которой так и не удалось разрешить дилемму «содержание — жанр», а также преодолеть тенденцию упрощения жанровым схематизмом.

Действительно, укоренилось понимание жанра как схемы, приписывающей определенные формы упаковки информации и влияю­щей на сам информационный контент, и тем самым якобы препятствующей свободному творчеству журналиста-художника. В этом смысле журналистский жанр действительно коренным образом отличается от жанров в художественной литературе. Для журналиста-ремесленника и для большинства его заказчиков-издателей это скорее хорошо, чем плохо. Следование жанрам — заполнение готовых шаблонов — дает предсказуемый результат и превращает журналистское творчество в хорошо управляемый информационно-креативный конвейер. Такое понимание жанра (как шаблона) достаточно обосновано, так как жанр — это действительно схема-образ представления массовой информации. Но можно рассматривать ее и как канон, который, жестко ограничивая по форме, позволяет ярко проявить содержание. Ведь не помешали же проявиться жесткие рамки фельетона таланту Тэффи и Зощенко. Так что не продуктивно уходить от схематизма, продуктивно рассматривать и использовать возможности схематизма жанра.

 

Особенно интересно взглянуть на схемы-жанры в их совокупности как на некий алфавит, с помощью которого СМИ составляют свои сообщения.

Тогда получается, что журналистский жанр — это элемент метаязыка интегрированных социальных коммуникаций, или современный код, с помощью которого шифруется массовая информация СМИ к дешифруется аудиторией.

Если предположить, что между СМИ и аудиторией (социумом) существует понимание и что язык жанров в равной степени является языком СМИ и аудитории, то можно сделать вывод об адекватности структуры жанрового разнообразия и целостного информационного образа реальности, т.е. актуализированной реальности или виртуальной реальности. Следовательно, исследование предпочитаемых жанров и их особенностей может прояснить современный образ социальной действительности.


 

Глава 6. Правовые аспекты веб-издания

 

В иллюстрации в гл. 3 данного раздела говорилось о прецедентном решении суда штата Нью-Йорк, квалифицирующем всякий сайт как средство массовой информации, а всякого автора, опубликовавшегося на нем, как журналиста. Однако и с фактической, и с юридической точки зрения в этом вопросе до сих пор нет ясности.

С одной стороны, очевидно, что далеко не все сайты созданы для решения задач, свойственных массмедиа. Например, интернет-магазины, каталоги библиотек, сайты визитки фирмы, домашние страницы и т.п. С другой стороны, в соответствии с российским законодательством информация, опубликованная на них, вполне может быть отнесена к категории массовой.

Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. <...> Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. {Ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. № 2124-1.)

Определение массовой информации вполне подходит к информации на сайтах, так как содержащиеся на них сообщения и мате­риалы (в том числе печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы) предназначены для неограниченного круга лиц, за исключением сайтов с ограниченным доступом.

Сам же сайт по закону также надо рассматривать как средство массовой информации, так как он осуществляет «периодическое распространение массовой информации». При этом сайт явно не относится ни к печатным, ни к телерадиовещательным, а относится к так называемым специализированным СМИ.

Для этой категории Законом «О средствах массовой информации» (ст. 24) установлены специальные правила:

Правила, установленные настоящим Законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и/или хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений. Правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное.

В то же время следует заметить, что с точки зрения применимости положений Закона и его смысла в большинстве случаев интер­нет-сайт ближе к печатному или электронному СМИ, чем к телетексту или видеотексту, и тем более к информации, распространяемой на дискетах и компакт-дисках.

Также согласно тексту действующего Закона, обслуживающий персонал сайта (информационного ресурса) независимо от его реги­страции можно рассматривать как редакцию средства массовой информации (в Законе «под редакцией понимается организация, учре­ждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информа­ции»), а лицо, ответственное за содержание сервера, — как главного редактора («под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации»).

 

Однако сотрудников сайта нельзя причислить к журналистам, так как «под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями, либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию», а лишь единичные российские сайты (информационные ресурсы) зарегистрированы как средства массовой информации.

Уже обсуждалась возможность существования издания без редакции де-факто, а теперь рассмотрим вариант с возможностью существования редакции с главным редактором, но без журналистов де-юре.

Прежде всего ст. 1 Закона «О СМИ» закрепляет свободу массовой информации, уточняя ее: «В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации».

Этой статьей сайт (как разновидность СМИ), с одной стороны, защищен от нормотворческого произвола, а с другой — накладывает на веб-проекты ограничения по содержанию.

Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, пропаганды войны, а также распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств. Включен и ряд других подобных естественных ограничений.

Если традиционные СМИ, рассчитывающие на работу именно с такой информацией, просто не будут зарегистрированы, а нарушившие закон будут лишены регистрации, то с веб-изданием (зарегистрированным как СМИ) ситуация сложнее. Действительно, лишение сайта статуса СМИ — всего лишь будет означать запрет на публикацию регистрационных данных на первой странице сайта. При этом нет возможности лишить сайт домена или услуг хостинга. К сожалению, в интернете немало сайтов откровенно порнографического характера. Есть сайты, на которых в деталях можно узнать, как изготовить взрывные устройства и наркотики, и есть сайты, действительно занимающиеся пропагандой национальной и религиозной ненависти.

Санкции против них могут наступить, только если государственный орган, зарегистрировавший сетевое СМИ, убедит Региональный сетевой информационный центр, осуществляющий регистрацию доменов второго и третьего уровней в российском сегменте сети Интернет, и хостинг-провайдера в необходимости расторжения договорных отношений с нарушителем Закона о СМИ. Если же они и не пытались зарегистрироваться как СМИ, то закон о СМИ на них как бы и не распространяется. Справедливости ради следует сказать, что некоторые поставщики телекоммуникационных услуг включают ограничения на тематику контента сайта в условия договора, однако такая практика стала общей только для бесплатного хостинга.

Ситуация осложняется еще и тем, что сайт может быть зарегистрирован или размещен не в российском сегменте информационного рынка, а в других странах, где действуют свои правила и ограничения.

 

Возможность регистрации домена и хостинга за границами России составляет новую юридическую проблему, связанную с взаимодействием норм международного и российского законодательства. Например, ст. 6 Закона утверждает:

Закон применяется в отношении средств массовой информации, учреждаемых в Российской Федерации, а для создаваемых за ее пределами — лишь в части, касающейся распространения их продукции в Российской Федерации.

Получается, что Закон распространяется не только на отечественные сайты, но и на зарубежные, доступные гражданину России. А так как гражданину России законом гарантируется доступность зарубежных сайтов, то ко всем сайтам может быть применено законодательство Российской Федерации.

Пока остаются неясными и ряд других вопросов. Так, автор недавно вышедшей книги «Интернет и право» А. Серго (Серго, 2003) обращает внимание на следующие нерешенные вопросы.

• Где и как должны быть расположены на сайте выходные данные: вообще где-то на сайте, на титуле или прописаны на каждой информационной странице сайта, или в комментарии (в невидимой части) каждой страницы?

• Формально не вполне понятен порядок опровержения (ст. 44) для сетевого СМИ. Как указывается, «опровержение в периодическом печатном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком «Опровержение», как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение или материал. По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение или материал». В данном случае порядок опровержения по радио и телевидению к сайтам технически не применим, поэтому необходимо руководствоваться нормой для печатного издания, но что значит «на том же месте» применительно к сайту?

• Владельцам сайта (редакции) законодательство предоставляет возможность осуществлять «Запрос информации» в соответствии со ст. 39: «Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции». Будет ли адекватная реакция на запрос со стороны пресс-служб и руководителей соответствующих организаций? Хотелось бы надеяться на понимание...

Понятно, что вопрос регистрировать или не регистрировать свой сайт как СМИ так или иначе встает перед владельцем веб-ресурса, особенно такого, который позиционируется как журнал, газета, веб-радио, альманах и т.п.

Естественно, полезно знать, что дает регистрация руководству и сотрудникам проекта.

Закон действительно предусматривает предоставленияе широкого спектра прав (и соответственно обязанностей) журналисту, не различая, какому именно, т.е. и сетевому журналисту. Регистрация нужна в этом случае для уверенной аргументации прав на эти права.

Журналист имеет право:

• искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

• посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

• быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

• получать доступ к документам и материалам, за исключением

их фрагментов, содержащих сведения, которые составляют государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

 

• копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения законодательства об авторском праве;

• производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

• посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

• проверять достоверность сообщаемой ему информации;

• излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

• отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;

• снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с законодательством об интеллектуальной собственности;

• распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

При этом журналист обязан:

• соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;

• проверять достоверность сообщаемой им информации;

• удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

• сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

• получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

• получать согласие на получение информации от граждан и должностных лиц и ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки;

• ставить в известность главного редактора о возможных исках при предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;

• отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;

• предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста.

Закон особо подчеркивает недопустимость злоупотребления правами журналиста. Так, не допускается использование прав журналиста в целях сокрытия или фиксации общественно значимых сведений, распространения слухов и недостоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица, организации, не являющихся средством массовой информации и т.д.

Неисполнение журналистом своих обязанностей может повлечь за собой ответственность журналиста или издания, устанавливаемую через суд. Важно отметить, что ответственность не возлагается на владельца (редакция, главный редактор, журналист) сетевого издания, если информация для спорной публикации была основана на сведениях:

 

• присутствующих в обязательных сообщениях; или они были получены от информационных агентств;

• содержащихся в ответе на запрос информации либо в материалах, предоставленных службами государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, общественных объединений;

• являющихся дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений;

• содержащихся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с Законом «О СМИ»;

• являющихся дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства о средствах массовой информации.

Специально закон не устанавливает обязательность сохранения копий исходных материалов для иных (сетевых) СМИ, однако это целесообразно делать, особенно в случаях возможных судебных разбирательств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.141.216 (0.06 с.)