Предмет отображения журналистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет отображения журналистики



Предмет отображения журналистики

Должна отображать реальную действительность, современную жизнь.

 

4 проявления реальной действительности:

 

  1. отдельное актуальное событие
  2. процесс, содержащий в себе ряд событий
  3. ситуация, которая может включать в себя как событие, так и объединяющие их процессы
  4. информирует о действиях человека, отдельная личность как предмет отображения

 

Пример:

Событие – развал СССР

Процессы – развал экономики, рост криминала, криминальная приватизация

Ситуация – невыплаты зарплаты, забастовки, безработица, демонстрации, митинги, рейдерство.

 

Целевые установки в журналистской работе

 

В зависимости от цели материал выполняется в определенном жанре.

 

  1. если в нескольких словах рассказать о каком-то моменте жизни – заметка
  2. подробное описание события – репортаж
  3. проанализировать причины, результаты, последствия события – аналитика
  4. развернутый анализ + наглядно-образное изложение материала – художественная публицистика

 

цели отличаются друг от друга уровнем детализации и способом описания предмета отображения (то о чем пишет)

 

Научиться описывать

Научиться анализировать

 

Описание – 1-я очень важная часть творчества журналиста

Требования к описанию

 

  1. автор должен выявить особые качества предмета, которые дают о нем полные представления, чем детальнее, чем правильнее описание, тем больше сведений дает это описание о предмете. Дать качественное определение предмету описания (кто что где когда)
  2. вторая задача автора установить причинно-следственные связи событий, процессов, явлений и действий.

 

Жанровая система в прессе

 

  1. жанры новостной информации – заметка, отчет, репортаж, информационное интервью, информационная корреспонденция
  2. диалогические жанры – монолог, интервью, диалог, беседа, дискуссия, диспут
  3. ситуативно-аналитические жанры – корреспонденция, комментарий, статья, обзор, обозрение
  4. эпистолярные жанры – (жанр письма) жанры хамилионы
  5. художественно-публицистические жанры – зарисовка, очерк.
  6. сатирические жанры – фельетон, пофлет, пародия, эпиграмма, анекдот
  7. эссе – свободное рассуждение на тему, которое может аккумулировать все жанры

 

Заметка. Жанровые виды заметки.

В основе заметки должен быть опорный факт – событие, явление, процессы, проблемы и т.д., определенные стороны личности, все это должно выступать для аудитории как НОВОСТЬ.

 

Новость – потенциальная информация, превышающая то, что уже известно читателям.

Чем более свежа – тем более значима.

Кто, что, где, когда?

 

Виды заметки по Тертычному

 

  1. событийная заметка – основной тип, носит чисто фактологический характер (сообщение о факте), точечное событие. Может носить и итоговый характер, т.е. давать характеристику в каком состоянии находится событие.
  2. анонс – содержит ПРЕВЕНТИВНУЮ информацию (сообщает о запланированных событиях, существует вероятность, что они обязательно должны произойти). Пишется в будущем времени. События, как правило, о культурных мероприятиях, выставках, концертах, соревнованиях и т.д. Основная цель анонса дать краткую объективную информацию о главных сторонах события, о месте и времени, об основных этапах. Анонс близок к объявлению. (открылся магазин – объявление, состоится премьера спектакля – анонс)
  3. аннотация – в основе состоявшееся ИНФОРМАЦИОННОЕ явление (книги, статьи). Основная цель публикации не только известить аудиторию о появлении или существовании нового издания, но и кратко описать его качество. Даются узловые моменты этого издания: название, автор, издатель, цели издания (вышла в свет книга… издание подготовлено кем, для кого…. она предназначена для….)
  4. мини-рецензия – оценочная заметка. Ее предметом выступает ИНФОРМАЦИОННОЕ явление (книга, фильм, пьеса, спектакль…) цель публикации сообщить читателю впечатления, полученные автором. Оценка достоинств произведения. Автор не обосновывает ни какими доказательствами свои тезисы. Итоговая оценка выносится в последней строчке заметки. Любитель примет эту оценку к сведению, но не более, поскольку серьезных обоснований этой оценке нет.
  5. блиц-портрет – публикация содержит краткие сведения о человеке. Ее цель дать аудитории первичное представление о личности. Краткая характеристика выделяет наиболее важные моменты деятельности героя заметки, показывает его возможности.
  6. поздравления – публикация связана с тожественными событиями в жизни известных людей (юбилеи, награждения) могут быть изложены сведения, которые дают представления о личности человека, но эти сведения, не нейтральные и не отрицательные, они подчеркивают достоинства человека. Может быть посвящено, как отдельному человеку, так и коллективу, населению города, народу, стране.
  7. Мини-обозрение – тип ФАКТОЛОГИЧЕСКОЙ заметки, предметом отображения выступает, ни одно событие, действие или явление, но их СОВОКУПНОСТЬ. При чем эту совокупность выбирает сам автор, поэтому важны временные рамки. В определенных временных рамках материал может идти по двум направлениям: 1. в определенный период времени, в течение которого с точки зрения автора произошли наиболее примечательные разные события, 2. в определенный период времени события сходные по теме.
  8. Мини-история – печатается, как правило, в изданиях, для семейного чтения, и делаются по европейскому стандарту, даются основные сведения, при минимальной затрете усилий и времени, небольшой объем информации сопровождаются фотографией. В основе семейная, любовная, профессиональная, или иная жизненная интрига построенная на ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ людей. Цель – развлечь аудиторию, дать материал для удовлетворения человеческого интереса, для обсуждения с ближайшим окружением, т.е. для сплетен.
  9. мини-совет – в основе программная информация – цель дать рекомендации о порядке действий, которые приведут к желанной цели. (если тушь для ресниц высохла прежде временно, то не надо ее разбавлять спиртом, нужно просто подержать ее в стакане с теплой водой). Доверие обеспечивает только авторитет тех, кот дает совет (Малахов+, здоровье). Если советы могут повлечь серьезные последствия для читателя, совет должен представляться с профессиональными комментариями советчика.

 

Привезти 9 заметок, по одной на каждый жанр.

 

Репортаж

 

Ведущий жанр документалистики.

Репортаж – это подробный рассказ о событии, который происходит здесь и сейчас.

 

Требования к репортажу:

 

  1. требование – триединство (места, времени и действия)
  2. существует 3 разновидности репортажа, как жанра – событийный, проблемный, тематико-познавательный репортаж (Инджиев «Универсальный справочник журналиста»)

 

Событийный репортаж:

  1. эффект сиюминутности – здесь и сейчас
  2. эффект достоверности происходящего
  3. эмоциональная насыщенность материала
  4. репортаж чувств – хорошо для телевидения, радио, трудно для газеты. В газете настроение передается в описании. Должна показать эмоции участников на каждом этапе этого события и эмоции зрителей на каждом этапе этого события.
  5. разговорный стиль повествования, комментария
  6. хронологическая последовательность в обязательном порядке
  7. всегда привязан к конкретной дате
  8. авторская трактовка материала, но выдерживать эффект достоверности (в материале обязательно даю слово людям, мнение других участников, зрителей, организаторов, последовательность зависит от авторского замысла)
  9. репортаж – цепочка подробностей.

 

Для репортажа ценны реплики, оценки, реакция участников, очевидцев, героев и антигероев, читатель должен сопереживать.

 

Проблемный репортаж

 

  1. образно эмоционально рассказываем о событии, но репортаж перерастает в социальную проблему, которая перерастает
  2. обозначить проблему, требующую решения, описываем актуальность, злободневность этой проблемы
  3. в основе обязательно должен лежать факт, к которому требуется привлечь внимание официальных лиц, либо общество в целом. Автор не ограничивается созданием картины происходящего, он анализирует сопоставляет, комментирует яркие эпизоды этого события, яркие эпизоды чередуются с рассуждениями, основанными на конкретных фактах.
  4. чередование: яркий эпизод – рассуждение, яркий эпизод – рассуждение…

 

 

Тематико-познавательный

 

В основе лежит оперативное сообщение о новом занимательном. Огромное разнообразие сюжетов и тем. Популярный, легкий для восприятия жанр, для массовой аудитории. Задача автора сообщить аудитории что-то новое, занимательное, развлечь, расширить кругозор. В отличие от проблемного в нем нет развернутого вопроса, который требует аналитического подхода. Задача увлекательно о чем-то рассказать. Этот вид по сравнению с другими – репортажный текст не предполагает событийности, менее оперативен, менее актуален, выигрывает за счет развлекательности, любознательности.

 

Отчет – промежуточное положение между заметкой и репортажем. Более подробная заметка. Отсутствуют признаки репортажа – эмоциональность. Сохраняет хронологию. Авторское отношение выдается только в конце. Большая подробность отсутствует. Дает общее представление о том, что было.

 

Диалогические жанры

Разговорный

 

Интервью как жанр (Инджиев) – предполагает собой диалог журналиста с человеком, который представляет интерес для определенной аудитории. Журналист может задавать не только четкие и лаконичные вопросы, но и спорить с ним, комментировать его ответы.

 

Задача интервью как жанра – сообщить новость, повлиять на общественное мнение, которое в силу каких-то особых причин важно для читателя.

 

Интервью-монолог – ответы интервьюироваемого (собеседника) на вопросы журналиста в преамбуле материала (в предисловии). Такое интервью бывает проблемным, и содержание передается полностью.

 

Интервью-диалог – жанр интервью, в котором приводятся суждения обоих партнеров и собеседника и журналиста.

 

Интервью-беседа – наиболее традиционный вид, изложение беседы, содержит наиболее существенные черты, ответы собеседника, журналист может пересказывать своими словами, лишь изредка цитировать. Журналист может тут же прокомментировать ответы собеседника.

 

Интервью полилог – форма беседа, в которой задействовано несколько собеседников. Моет быть несколько журналистов и несколько собеседников. Может быть максимальное количество собеседников с той и другой стороны. Высказывают мнение все, а итог подводит автор.

 

Интервью сообщение – интервью в сокращенном варианте, где представлены наиболее значительные фрагменты разговора

 

Интервью зарисовка – реплики собеседника журналист сопровождает описанием манеры поведения. Журналист стремится к изложению эмоциональности.

 

Интервью проблемное – своеобразный спор, напряженный диалог, острый поединок. Представлены разные точки зрения.

 

 

Интервью – разговор двух. Один спросил, другой ответил

Диалог – разговорный жанр – принимают 3 человека, журналист и 2 собеседника с различными точками зрения.

Полилог Беседа Диспут – один ведущий и много респондентов (участников)

 

Беседа – обмен мнениями, без обострения.

Диспут – спор, обострение. Разовый разговор

Дискуссия - Длительное обсуждение от раза к разу возвращаемся.

 

Методы ведения интервью

Интервью зарисовка – как ведут себя люди

 

4 метода ведения интервью

4 социально-психологических аспекта проведения интервью

 

Методика:

  1. созидание собеседника – бережное отношение к собеседнику, задаем наводящие вопросы, помогаем, не ставим в тупик
  2. отрицание собеседника – очень острое проблемное интервью, стремимся загнать в угол собеседника, заставляем оправдываться, приводить аргументы
  3. созидание себя – ведение разговора так, чтобы не создавать проблем ни себе ни собеседнику. Разговоры протокольного типа. Собеседник точно знает какие вопросы будут заданы, готовится к интервью, и задавать каверзные вопросы нельзя. Чисто информационное интервью без эмоций.
  4. отрицание себя – «я сам такой». Я привожу пример из своей жизни, с родни той, какую информацию я хочу выведать у собеседника. Открываю дорогу к откровенности.

 

4 аспекта

 

  1. поведенческий – планируя интервью, собираясь развивать тему, я планирую свое поведение и предполагаю поведение собеседника. (насмешка, острые вопросы, эмоции), как может отреагировать собеседник на мое поведение. Никогда тайных отношений с собеседником быть не должно (нельзя трогать за руку, за ногу, подталкивать, шептать и т.д.)
  2. эмоциональный – задавая вопрос, отслеживаю эмоции, с которыми я задаю вопросы.
  3. информационный – планируем поведение, эмоции, экологическую ситуацию, для того чтобы вытянуть информацию, нужную нам.
  4. экологический – обстановка, в которой проводим интервью, в какой обстановке человек чувствует себя лучше всего.

 

Вопросы, которые мы задаем

Составные части комментария

Сообщили о факте

Осветить ситуацию

Поставили задачу (в чем соль комментария, в каком ключе раскрывать тему)

Сформулировали вопросы, на которые нужно ответить, готовя комментарий

Доказательные факты

Выводы

 

Аналитические способы и приемы, которыми нужно пользоваться, чтобы аргументы были убедительными:

Детализация комментируемых событий

Сравнение фактов

Проведение параллелей

Противопоставление, конфронтация иных способов решений, т.е. мнение оппонентов

Если приводим документ, то интерпретация текста, разъяснение документа и перевод доводов документов на ясный язык.

 

Доверие к информации:

  1. документы,
  2. свидетельства очевидцев, участников события и комментарий авторитетных людей
  3. мнение журналистов

 

Статья

 

Написать корреспонденцию.

Очерк

 

Очерк – один из самых важных жанров журналистики.

Решаются сложные задачи и проблемы.

Жанр требует высокого профессионализма от автора.

Объектом – является все что представляет интерес для людей,

центр очерка – человек.

Автор стремится создать портрет своего героя.

Если это внешний портрет – основные черты облика,

внутренний, психологический портрет – это черты характера, которыми объясняются его действия и поступки.

 

Автора интересуют самые разные стороны жизни героя. Его отношения на работе в коллективе, с друзьями с близкими.

Очерк это не анкета, но биографические данные должны быть в очерке.

Для очерка выбираем ключевые этапы жизни человека.

Самые характерные выдающиеся неординарные поступки – на этом строится композиция очерка.

 

2 стороны – автор и его герой. Автор осмысляет поступки героя, пытается объяснить, усматривает характер человека. Помогает понять человека, о котором идет рассказ.

 

Стиль – свободный образный личностный.

Можно писать как рассказ, отстраненно, в третьем лице,

можно писать через «Я» - здесь больше документальности

 

Методы сбора материала для очерка:

 

Автор выступает как интервьюер

Как репортер, наблюдает за его поведением.

Выступает как обозреватель, анализирует проблемы и поступки, с которыми сталкивается герой.

Высказывает свое мнение о его решениях и действиях.

Изучает архивы, документы, трудовая книжка, приказы, благодарственные письма, высказывание других и т.п.

Автор выступает как публицист, строгая документальность, вымыслов, домыслов быть не должно.

 

Нужно отразить и объективную и субъективную сторону личности:

Объективная часть образа – среда общения, жизни, в какой стране он живет, чем занимается, с какими проблемами он сталкивается.

Субъективная сторона – индивидуальные черты, которые присуще человеку.

 

Требования

Сочетание ожидаемого с неожиданным – коренной подход к интересному материалу

Очень интересный первый эпизод – ввести в курс дела и познакомить со своим персонажем.

 

Написать очерк о человеке

Всегда адресен. – есть адрес, есть конкретный человек.

 

Очерки бывают:

 

  1. проблемный очерк – основное внимание автор концентрирует на проблеме, которая стоит перед героем, на методах решения проблем, на общественном значении этой проблемы.
  2. путевые очерки – Родищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Что я видел и слышал
  3. производственный – о жизни предприятия
  4. очерк нравов – пример Водяновой – социальное расслоение.
  5. спортивный
  6. педагогический
  7. экономический

 

все зависит от тематики и от сферы жизни

 

Жанры сатиры

 

Фельетон – малая форма. Для этой сатиры в центре внимания недостатки людей, черты их характера, цели и результаты их деятельности, которые наносят вред другим. Должен иметь общественную значимость. Задачи фельетонистов помочь устранить недостатки, высмеяв их носителей. В центре конкретная, локальная жизненная ситуация. Происходит от фр. – листок. Это был вкладыш в газету, потом стал печататься на последней странице газет.

Бывают адресные и безадресные фельетоны.

Адресные – имеют точный адрес, реальный антигерой, человек, организация, деятельность которых приносит общественный вред.

Безадресные – они как правило крупномасштабные, посвящены не одной конкретной локальной теме, ситуации, в них обобщается ряд сходных ситуаций, в которых действуют несколько личностей. В них нет конкретных имен и адресов, не указано где конкретно они себя проявляют. Автор выступает против отрицательного явления. Начинают проявляться признаки памфлета. Начинает сближаться с художественной сатирой. Фельетонист использует все возможные средства сатиры от юмора до гротеска и аллегории. Часто прибегают к литературным реминисценциям (заимствованиям).

Стилистика – требует остроумия, легкости и художественной образности.

Особенности

  1. строится на факте – шутками можно рассказать о комическом конфликте.
  2. нельзя писать по шаблону. Это штучный материал.
  3. в основе должен лежать конфликт. То о чем рассказывает не соответствует идеалу.
  4. требует отточенного стиля и четкого сюжетно-композиционного строения.
  5. Композиция драматического произведения. Завязка, развитие действия, развязка
  6. часто пишется от первого лица, сюжет нужно выстроить так, чтобы яркие подробности или смешные ситуации не существовали сами по себе, а выявляли суть конфликта, черты характера.
  7. игра словами
  8. очень важна мысль, которую вы проводите.
  9. использование троп (сравнение, метафоры)
  10. огромную роль играет заголовок он должен быть связан с темой или идеей.
  11. оценка, вывод публицистичен, она не бывает объективной.
  12. часто используют казенно-деловой стиль, один из беспроигрышных способов придать материалу острую публицистичность.
  13. можно строить по 3 основным принципам: от факта к проблеме, от проблемы к факту, от проблемы к типизации (как правило безадресные фельетоны).

 

Памфлет – самый сатирический испепеляющий жанр. Он никогда не мелочится. Автор нацелен на полное уничтожение своего героя. Герой – крупная фигура, либо группа, либо целая система. К нему обращаются в периоды острой политической борьбы. В периоды кризисных ситуаций, предвыборных компаний.

Цель – полное уничтожение. Применяется тяжелая артиллерия сатиры – гротеск, гипербола, сарказм, насмешка. От греч. - всё испепеляю

 

Пародия – стремится раскрыть недостатки поведения человека или его произведения. Либо показать необоснованность его политических претензий

Это искаженное подобие того, что является предметом пародии. Сознательная имитация стереотипов речи, игры, поведения, манеры, стиля, жанра, либо целого направления. Но эта имитация может быть один в один. Пародия же наоборот – имитация искаженная, утрированная. Подается либо в юмористическом, либо ироническом плане, либо сатирическом. Суть пародии –автор дразнить объект своего внимания, преувеличивая и акцентируя его недостатки и обращая внимание зрителя.

 

Эпиграмма – от греч. надпись. Краткое сатирическое стихотворение, где высмеивается автором его герой.

 

ЭССЕ – завершает цепочку газетно-журнальной публицистики. Это полифонический жанр, который впитал в себя признаки других жанровых форм. От фр. – опыт, набросок.

Эссе – жанр размышления. Жанр абсолютно свободный. Но есть определенный стержень. Должна быть одна мысль,

 

Автор эссе пытается осмыслить все. Что привлекает его внимание – явления, процессы, актуальные проблемы, значения ярких фактов, развитие ситуаций в различных областях.

Эссеист выступает как аналитик, как обозреватель, как интервьюер, как репортер, очеркист, как сатирик.

Ближе всего этот жанр к статье и к обозрению. Но в эссе это всегда свободный поток мыслей, поэтому мозаичность определенная есть. В эссе может состоять как из одной части, так и нескольких частей.

Сложный жанр публицистики.

В конце должно быть обобщение, вывод.

 

ЗАГОЛОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС

У каждого произведения должен быть заголовок.

 

Заголовок играет огромную роль. Главное требование – привлечь внимание читателя.

Заголовок помогает быстрее познакомиться с содержанием материала, понять о чем пойдет разговор, и что важно в информации, которую человеку предстоит читать, что представляет интерес.

 

Задача заголовка зацепить внимание.

 

Виды заголовка:

  1. обыкновенный заголовок – дает представление о теме и содержании материала.
  2. подзаголовок – чаще всего бывает тематический, уточняет, поясняет, либо развевает стоящий над ним заголовок. Может указывать и характер газетного выступления(очерк, репортаж, обозрение, фельетон), либо источник получения информации (от соб.кор.).
  3. Внутренние заголовки – разбиваем статью на части и каждой части даем внутренний заголовок расшифровывая то о чем пойдет речь.
  4. рубрика – над заголовок, ее размещают над основным или обычным заголовком или сбоку от него. Она указывает на то что материалов может быть несколько (напр. Новости дня – а дальше пошли заметки) Указывает на раздел или на тематический блок газеты, указывает на жанр материалов. Может быть помещен текст или иллюстрация.
  5. шапка – если материал занимает целую полосу или большую ее часть, и посвящены они одной теме, тогда появляется шапка которая объединяте эти материалы под одной крышей, и как бы накрывает все публикации, которые будут стоять под ней.

 

Главный обычный заголовок дает представление о содержании конкретной публикации, именно данного материала.

 

Подзаголовок конкретизирует содержание заголовка

 

Рубрика определяет тематическое направление или характер текста.

 

Нередко к ним присоединяется ЛИД – это первый вводный абзац публикации, который содержит опорный факт сообщения.

 

Система рубрик

2 основных вида рубрик:

 

  1. тематические рубрики, которые определяют тематику материалов – может определять как однотемную т подборку побликаций, так и тематическую полосу. В многополосных изданиях часто используются постоянные полосные тематические рубрики. (политика, экономика, культура, спорт) – стоят они над соответствующей полосой.
  2. служебные рубрики – помогают организовать материал в номере. А читателю найти интересующую его публикацию. Несколько видов служ. Рубрик:а) жанровые – интервью, репортаж обозрение, факт, комментарий, б) временные рубрики – обозначают время событий о которых сообщают в материалах (сегодня, вчера, неделя) в) региональные рубрики – обозначают регион, о котором сообщает газета (по россии, вести из зарубежа) г) аудиторные рубрики – нацелены на определенную группу читателей.(советы садоводам, для вас книголюбы, советы юристам)
  3. монопольные рубрики встречаются только в данном в издании – существуют как монопольные для данного издания связаны с местной жизнью и особенностью региона, либо с особенностью издания.

 

 

Домашнее задание:

 

Зарисовка, очерк, корреспонденция, фельетон

 

 

Годы войны

Вся страна охвачена радиовещанием

Радиоустановок 2 млн.

 

Особый период радиовещания. Радио пришло в каждый дом.

Распространено коллективное прослушивание радиопередач.

 

Оперативность, доступность, массовость. Все это позволило стать самым важным средством информации и пропаганды.

 

Появилась новая форма передач – письма с фронта и письма на фронт. Было жесткое редактирование, цензура.

В это время развивается творчество Ренбурга.

 

Очень востребована публицистика. (Бергольц, Ахматова, Вишневский)

Радио очень сильно сплотило всю страну.

 

Специфика радиовещания

 

  1. способ передачи информации
  2. выразительные средства
  3. качество канала
  4. специфика потребления материалов радио

 

  1. Способ передачи информации – радио по своей природе акустическое средство главный способ передачи – звук.

Радио передачи одновременно рассчитаны на то чтобы их одновременно слушали и понимали информацию (аудирование)

 

  1. выразительные средста – устная речь, рисующие шумы, музыка, монтаж
  2. качество канала – опреативность и всеохватность, дешево, доступно всем слоям населения, очень оперативно.
  3. специфика потребления материалов

прослушивание радио чаще всего вторичная (совмещенная) деятельность.

 

4 вида слушания радио

поисковое

фоновое

выборочное

сосредоточенное

задача журналистов привлечь внимание аудитории к своему материалу

 

Недостатки радиовещания

  1. одномоментность, необратимость во времени
  2. строгая фиксация передачи и их фрагментов

 

 

Музыка и шумы.

 

Передачи, их главное назначение быть смысловыми структурообразующими элементами:

музыкальные заставки – которые являются фирменным стилем, имиджем, музыакльные позывные

шумы, рисующие шумы – звуковые картинки передающие звуки реальной жизни

 

У музыки и шумов несколько функций:

 

  1. информационная – обозначение места и времени действия
  2. выражение эмоционального характера события
  3. выражение психологического состояния участников события для самого журналиста
  4. функция исторических документов

 

Стилеобразующие выразительные средства радиопередачи:

 

  1. Технические способы звукообразования

Реверберация – эхо, звучанию голоса или записи события придается объемность

Буратино – убыстрение или замедление ритморечи или записи

  1. звуковая мизансцена – расположение микрофона по отношению к участникам события, о котором идет речь в эфире, чем ближе микрофон, тем интимнее голос.
  2. голосовой грим – требует актерского мастерства от журналиста – предание его речи эмоциональных красок, ритмических особенностей, с помощью которых он передает атмосферу события.
  3. монтаж – выстраивание элементов радиосообщения в определенной последовательности, создание целостной композиции –

акустический монтаж (монтаж по звуку), это соединение на пленке отдельных звуковых элементов, или звуковых фрагментов передачи:

параллельный монтаж – традиционный – объединение событий, различных по времени и месту происходит по желанию автора

последовательный монтаж – выстраивается по логике события, по смыслу происходящего, смысловой и звуковой эмоционально завершенный фрагмент.

 

использование различных выразительных средств обусловлено задачей (авторским замыслом), жанром, формой радиопередачи. Не надо перенасыщать, отягощать материал выразительными средствами, это ухудшает его восприятие и его эффективность. У каждой радиостанции склаывается свой стиль передач.
Эхо москвы отдает предпочтение подробностям, которые вызывают эмоциональный эффект

Маяк более строгий, более традиционный в отборе и описании факта

Русское радио опирается на ИТАР ТАСС здесь есть обстоятельность, здесь много деталей

 

Композиция программ

Композиция должна учитывать психологические факторы обращенности людей к радио

 

  1. передача должна быть интересной – либо

новой информацией,

содержит новые полезные сведения

должна быть образовательной (расширяет кругозор)

может быть развлекательной

 

чтобы овладеть вниманием аудитории нужно четко представлять на кукую группу интересов направлена передача общественных или индивидуальных, личных.

 

Активность аудитории в выборе программ не прикажешь. Важно сделать передачу лично заинтересованной. Через личное переходим к общественному.

 

В теории массмедиа известен – утилитарный подход к оценке аудиторных интересов:

Активность человека связана с его потребностями, в первую очередь практические интересы человека, которые составляют основу его жизни и деятельности.

 

По теории Масслоу все потребности можно разделить на четыре группы

 

  1. физиологические потребности
  2. потребности в любви, в безопасности самуважении и уважении
  3. потребность в самоутверждении
  4. потребность самоактоулизация

 

по законам психологии активность человека акцентируется на малоудовлетворенных или вовсе неудовлетворенных потребностях человека.

 

Выпуски новостей делятся

1. Общие

2. Тематические

3. Специальные

4. Экстренные

Общие

- разнообразная информация,

- цель – движущаяся панорама событий

- дают широкой аудитории картину жизнив в мире стране регионе

Тематические

- дают новости на определенную тему (экономические, спортивные, политические)

- дают только те каналы у которых много эфирного времени

Специальные выпуски – посвящены крупным событиям, олимпиады, чемпионат, фестиваль, кинофорум – более подробная информация о том что происходит на этих мероприятиях.

Экстренные – самые оперативные сообщения об очень важных событиях

 

Для инф службы очень важен монент – отбор новостей

Зависит от информационной политики канала. (Отбор подача и монтаж новостей).

Типы новостных программ

В зависимости от акцентов

1. Информационные

2. Информационно-аналитические

3. Информационно-развлекательные

4. Информационно-рекламные

Информационные – вести, новости, эхо Москвы, сегодня – блоки оперативной информации, кот представляют собой структурное единство. Различные блоки имеют тематическое и монтажное соподчинение, друг от друга не зависят.

Выпуски делятся на основные части и монтажно располагаются на основные материалы – политика, экономика, зарубежные новости, новости культуры, спортивные, погода. Наиболее интересные и значимые события ставятся в начало. Наиболее легкие ставятся в конец.

Информационно-аналитические – итоги дня или недели.

Более объемны по времени и разнообразны по жанрам. Появляются корреспонденции, обозрения, комментарии, интервью. Здесь более активно роль ведущего.

Информационно-музыкальные – сочетание небольших по объему, но часто звучащих инф выпусков в структуре музыкального потока. Музыки много, но на первом месте информация.

Информационно-развлекательные – более характерны зарубежные. Широко используются игры, викторины, опросы слушателей.

Информационно-рекламные – исп рекламу в самых актуальных передачах. Сама реклама может быть оформлена как инф сюжет.

Особенности подачи материала: влияние зарубежных программ

1. Подавать материал как сенсацию

2. Материал подается через человека (на первом месте человеческая трагедия)

3. Расширилась актуальность

4. Расширилась тематика (спектр информации)

5. Повысилась актуальность тем

6. Большая острота материалов

7. Большая роль ведущих

8. Увеличилась скорость подачи материала (2 слова в секунду, 120 слов в минуту) у американцев 180 слов в минуту.

9. Богаче стала лексика

 

Программы журнального типа

Радиожурнал –самая устойчивая форма вещания

1 журналы – детские выходили с 25 года

Первые журналы выстраивались по образу радиогазеты.

Отвечает временному характеру вещания (время выхода в эфир) эта форма наиболее гибкой емкой устойчивой.

Особенности Журнала: –

- много тем не связанных между собой

- гибкий (материал могу сокращать, перемещать, не привязан ко времени нет, оперативных материалов)

- устойчивая структура (люди постоянно этим жанром пользуются)

Задачи вещания радиожурнала

- функциональность

- многопрофильность (женский, мужской, детский)

- многожанровость

- маневренность

- мобильная структура (разные темы, жанры, сочетание материалов самых разных материалов актуальных познавательных и тд)

Структура

- мобильность

- звучание от 30 мин до 1 часа

- периодичность выхода в эфир 1 в неделю

- очень мало оперативных новостей (материалы не связанные с быстротой выдачи в эфир)

- усиливается проблемность поднимаемых вопросов (подвергается минимальному анализу)

- локальность темы, фрагментарность отдельных материалов

- ведущий центральная фигура радиожурнала, связывает воедино все материалы, поддерживает контакт со слушателями

- связки материала могут носить не случайный характер (находим обоснование материалов выходивших в эфир)

Принципы и типологическме структуры

- тематический принцип – в основу положено содержание

Журнали одной темы – глубже рассматривает тему, поворачивает вопросы разными сторонами, многожанровость (тема 8 марта)

Освещающие разные темы - содержательная часть шире

 

Адресный принцип – ориентация на аудиторию

 

Радио-альманах – журнал посвящается литературе, искусству, экологические альманахи.

 

По принципу верстки (у поляков):

Монографические – одной темы

Актуальные -

Развлекательные (игромания)

 

Словарь социалистической журналистики:

Набор различных жанров актуальных для данной аудитории

Постоянное место в эфире

Присутствие модератора, ведущего посредник между корреспондентом и слушателем.

 

По адресной направленности:

С учетом возраста

Пола

Вероисповедания

Национальности

Профессии

Социальному положению



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1732; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.178 (0.256 с.)