Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Целевые установки в журналистской работе

Поиск

 

В зависимости от цели материал выполняется в определенном жанре.

 

  1. если в нескольких словах рассказать о каком-то моменте жизни – заметка
  2. подробное описание события – репортаж
  3. проанализировать причины, результаты, последствия события – аналитика
  4. развернутый анализ + наглядно-образное изложение материала – художественная публицистика

 

цели отличаются друг от друга уровнем детализации и способом описания предмета отображения (то о чем пишет)

 

Научиться описывать

Научиться анализировать

 

Описание – 1-я очень важная часть творчества журналиста

Требования к описанию

 

  1. автор должен выявить особые качества предмета, которые дают о нем полные представления, чем детальнее, чем правильнее описание, тем больше сведений дает это описание о предмете. Дать качественное определение предмету описания (кто что где когда)
  2. вторая задача автора установить причинно-следственные связи событий, процессов, явлений и действий.

 

Жанровая система в прессе

 

  1. жанры новостной информации – заметка, отчет, репортаж, информационное интервью, информационная корреспонденция
  2. диалогические жанры – монолог, интервью, диалог, беседа, дискуссия, диспут
  3. ситуативно-аналитические жанры – корреспонденция, комментарий, статья, обзор, обозрение
  4. эпистолярные жанры – (жанр письма) жанры хамилионы
  5. художественно-публицистические жанры – зарисовка, очерк.
  6. сатирические жанры – фельетон, пофлет, пародия, эпиграмма, анекдот
  7. эссе – свободное рассуждение на тему, которое может аккумулировать все жанры

 

Заметка. Жанровые виды заметки.

В основе заметки должен быть опорный факт – событие, явление, процессы, проблемы и т.д., определенные стороны личности, все это должно выступать для аудитории как НОВОСТЬ.

 

Новость – потенциальная информация, превышающая то, что уже известно читателям.

Чем более свежа – тем более значима.

Кто, что, где, когда?

 

Виды заметки по Тертычному

 

  1. событийная заметка – основной тип, носит чисто фактологический характер (сообщение о факте), точечное событие. Может носить и итоговый характер, т.е. давать характеристику в каком состоянии находится событие.
  2. анонс – содержит ПРЕВЕНТИВНУЮ информацию (сообщает о запланированных событиях, существует вероятность, что они обязательно должны произойти). Пишется в будущем времени. События, как правило, о культурных мероприятиях, выставках, концертах, соревнованиях и т.д. Основная цель анонса дать краткую объективную информацию о главных сторонах события, о месте и времени, об основных этапах. Анонс близок к объявлению. (открылся магазин – объявление, состоится премьера спектакля – анонс)
  3. аннотация – в основе состоявшееся ИНФОРМАЦИОННОЕ явление (книги, статьи). Основная цель публикации не только известить аудиторию о появлении или существовании нового издания, но и кратко описать его качество. Даются узловые моменты этого издания: название, автор, издатель, цели издания (вышла в свет книга… издание подготовлено кем, для кого…. она предназначена для….)
  4. мини-рецензия – оценочная заметка. Ее предметом выступает ИНФОРМАЦИОННОЕ явление (книга, фильм, пьеса, спектакль…) цель публикации сообщить читателю впечатления, полученные автором. Оценка достоинств произведения. Автор не обосновывает ни какими доказательствами свои тезисы. Итоговая оценка выносится в последней строчке заметки. Любитель примет эту оценку к сведению, но не более, поскольку серьезных обоснований этой оценке нет.
  5. блиц-портрет – публикация содержит краткие сведения о человеке. Ее цель дать аудитории первичное представление о личности. Краткая характеристика выделяет наиболее важные моменты деятельности героя заметки, показывает его возможности.
  6. поздравления – публикация связана с тожественными событиями в жизни известных людей (юбилеи, награждения) могут быть изложены сведения, которые дают представления о личности человека, но эти сведения, не нейтральные и не отрицательные, они подчеркивают достоинства человека. Может быть посвящено, как отдельному человеку, так и коллективу, населению города, народу, стране.
  7. Мини-обозрение – тип ФАКТОЛОГИЧЕСКОЙ заметки, предметом отображения выступает, ни одно событие, действие или явление, но их СОВОКУПНОСТЬ. При чем эту совокупность выбирает сам автор, поэтому важны временные рамки. В определенных временных рамках материал может идти по двум направлениям: 1. в определенный период времени, в течение которого с точки зрения автора произошли наиболее примечательные разные события, 2. в определенный период времени события сходные по теме.
  8. Мини-история – печатается, как правило, в изданиях, для семейного чтения, и делаются по европейскому стандарту, даются основные сведения, при минимальной затрете усилий и времени, небольшой объем информации сопровождаются фотографией. В основе семейная, любовная, профессиональная, или иная жизненная интрига построенная на ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ людей. Цель – развлечь аудиторию, дать материал для удовлетворения человеческого интереса, для обсуждения с ближайшим окружением, т.е. для сплетен.
  9. мини-совет – в основе программная информация – цель дать рекомендации о порядке действий, которые приведут к желанной цели. (если тушь для ресниц высохла прежде временно, то не надо ее разбавлять спиртом, нужно просто подержать ее в стакане с теплой водой). Доверие обеспечивает только авторитет тех, кот дает совет (Малахов+, здоровье). Если советы могут повлечь серьезные последствия для читателя, совет должен представляться с профессиональными комментариями советчика.

 

Привезти 9 заметок, по одной на каждый жанр.

 

Репортаж

 

Ведущий жанр документалистики.

Репортаж – это подробный рассказ о событии, который происходит здесь и сейчас.

 

Требования к репортажу:

 

  1. требование – триединство (места, времени и действия)
  2. существует 3 разновидности репортажа, как жанра – событийный, проблемный, тематико-познавательный репортаж (Инджиев «Универсальный справочник журналиста»)

 

Событийный репортаж:

  1. эффект сиюминутности – здесь и сейчас
  2. эффект достоверности происходящего
  3. эмоциональная насыщенность материала
  4. репортаж чувств – хорошо для телевидения, радио, трудно для газеты. В газете настроение передается в описании. Должна показать эмоции участников на каждом этапе этого события и эмоции зрителей на каждом этапе этого события.
  5. разговорный стиль повествования, комментария
  6. хронологическая последовательность в обязательном порядке
  7. всегда привязан к конкретной дате
  8. авторская трактовка материала, но выдерживать эффект достоверности (в материале обязательно даю слово людям, мнение других участников, зрителей, организаторов, последовательность зависит от авторского замысла)
  9. репортаж – цепочка подробностей.

 

Для репортажа ценны реплики, оценки, реакция участников, очевидцев, героев и антигероев, читатель должен сопереживать.

 

Проблемный репортаж

 

  1. образно эмоционально рассказываем о событии, но репортаж перерастает в социальную проблему, которая перерастает
  2. обозначить проблему, требующую решения, описываем актуальность, злободневность этой проблемы
  3. в основе обязательно должен лежать факт, к которому требуется привлечь внимание официальных лиц, либо общество в целом. Автор не ограничивается созданием картины происходящего, он анализирует сопоставляет, комментирует яркие эпизоды этого события, яркие эпизоды чередуются с рассуждениями, основанными на конкретных фактах.
  4. чередование: яркий эпизод – рассуждение, яркий эпизод – рассуждение…

 

 

Тематико-познавательный

 

В основе лежит оперативное сообщение о новом занимательном. Огромное разнообразие сюжетов и тем. Популярный, легкий для восприятия жанр, для массовой аудитории. Задача автора сообщить аудитории что-то новое, занимательное, развлечь, расширить кругозор. В отличие от проблемного в нем нет развернутого вопроса, который требует аналитического подхода. Задача увлекательно о чем-то рассказать. Этот вид по сравнению с другими – репортажный текст не предполагает событийности, менее оперативен, менее актуален, выигрывает за счет развлекательности, любознательности.

 

Отчет – промежуточное положение между заметкой и репортажем. Более подробная заметка. Отсутствуют признаки репортажа – эмоциональность. Сохраняет хронологию. Авторское отношение выдается только в конце. Большая подробность отсутствует. Дает общее представление о том, что было.

 

Диалогические жанры

Разговорный

 

Интервью как жанр (Инджиев) – предполагает собой диалог журналиста с человеком, который представляет интерес для определенной аудитории. Журналист может задавать не только четкие и лаконичные вопросы, но и спорить с ним, комментировать его ответы.

 

Задача интервью как жанра – сообщить новость, повлиять на общественное мнение, которое в силу каких-то особых причин важно для читателя.

 

Интервью-монолог – ответы интервьюироваемого (собеседника) на вопросы журналиста в преамбуле материала (в предисловии). Такое интервью бывает проблемным, и содержание передается полностью.

 

Интервью-диалог – жанр интервью, в котором приводятся суждения обоих партнеров и собеседника и журналиста.

 

Интервью-беседа – наиболее традиционный вид, изложение беседы, содержит наиболее существенные черты, ответы собеседника, журналист может пересказывать своими словами, лишь изредка цитировать. Журналист может тут же прокомментировать ответы собеседника.

 

Интервью полилог – форма беседа, в которой задействовано несколько собеседников. Моет быть несколько журналистов и несколько собеседников. Может быть максимальное количество собеседников с той и другой стороны. Высказывают мнение все, а итог подводит автор.

 

Интервью сообщение – интервью в сокращенном варианте, где представлены наиболее значительные фрагменты разговора

 

Интервью зарисовка – реплики собеседника журналист сопровождает описанием манеры поведения. Журналист стремится к изложению эмоциональности.

 

Интервью проблемное – своеобразный спор, напряженный диалог, острый поединок. Представлены разные точки зрения.

 

 

Интервью – разговор двух. Один спросил, другой ответил

Диалог – разговорный жанр – принимают 3 человека, журналист и 2 собеседника с различными точками зрения.

Полилог Беседа Диспут – один ведущий и много респондентов (участников)

 

Беседа – обмен мнениями, без обострения.

Диспут – спор, обострение. Разовый разговор

Дискуссия - Длительное обсуждение от раза к разу возвращаемся.

 

Методы ведения интервью

Интервью зарисовка – как ведут себя люди

 

4 метода ведения интервью

4 социально-психологических аспекта проведения интервью

 

Методика:

  1. созидание собеседника – бережное отношение к собеседнику, задаем наводящие вопросы, помогаем, не ставим в тупик
  2. отрицание собеседника – очень острое проблемное интервью, стремимся загнать в угол собеседника, заставляем оправдываться, приводить аргументы
  3. созидание себя – ведение разговора так, чтобы не создавать проблем ни себе ни собеседнику. Разговоры протокольного типа. Собеседник точно знает какие вопросы будут заданы, готовится к интервью, и задавать каверзные вопросы нельзя. Чисто информационное интервью без эмоций.
  4. отрицание себя – «я сам такой». Я привожу пример из своей жизни, с родни той, какую информацию я хочу выведать у собеседника. Открываю дорогу к откровенности.

 

4 аспекта

 

  1. поведенческий – планируя интервью, собираясь развивать тему, я планирую свое поведение и предполагаю поведение собеседника. (насмешка, острые вопросы, эмоции), как может отреагировать собеседник на мое поведение. Никогда тайных отношений с собеседником быть не должно (нельзя трогать за руку, за ногу, подталкивать, шептать и т.д.)
  2. эмоциональный – задавая вопрос, отслеживаю эмоции, с которыми я задаю вопросы.
  3. информационный – планируем поведение, эмоции, экологическую ситуацию, для того чтобы вытянуть информацию, нужную нам.
  4. экологический – обстановка, в которой проводим интервью, в какой обстановке человек чувствует себя лучше всего.

 

Вопросы, которые мы задаем



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 835; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.60.19 (0.012 с.)