Сатирические жанры как разновидность художественной публицистики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сатирические жанры как разновидность художественной публицистики.



Сатира – уничтожающее осмеяние явлений, которые представляются автору порочными, достойными осмеяния.

 

В подходе к недостаткам подлежащим осмеянию существует несколько ступеней, т.е. несколько методов критики.

 

Методы критики:

 

  1. юмор –
  2. ирония
  3. сарказм
  4. гипербола
  5. гротеск
  6. аллегория
  7. пародия

Сила сатиры зависит от социальной значимости факта и занимаемой автором позицией. К одному и тому же факту разные авторы относятся по-разному.

Отсюда вытекает эффективность. Методы сатиры которым автор пользуется.

 

Юмор – сочетает в себе улыбку, насмешку и сочувствие своему герою, в юморе смех добрый, автор дает внешне-комическую трактовку того, что кажется ему смешным. Однако под маской смешного таится серьезное отношение к предмету смеха. В юморе нет разрушительного смеха, нет смеха превосходства, есть положительное отношение к тому над чем он смеется.

 

Ирония – (гр. Притворство) предполагает отрицание или осмеяние, которое притворно облекается в форму согласия или одобрения. Ирония стоит на иносказании – истинным смыслом высказывания является не тот, что прямо выражен, а прямо противоположный ему подразумеваемый. Смешное тут скрывается под маской серьезности. Преобладает отрицательное отношение к предмету иронии.

 

Сарказм – язвительная насмешка содержит беспощадную уничтожающую оценку лица или явления. Если в иронии негативная оценка только подразумевается, то здесь она высказывается абсолютно ярко и прямо.

 

Гипербола – (гр. Преувеличение) намеренное преувеличение качеств или свойств либо самого явления о котором идет речь (у него руки по локоть в крови, он пролил реки крови)

 

Гротеск – по фр. Причудливый, комичный – доведение ситуации до абсурда. Т.е. это особый вид художественной образности, обобщающий, заостряющий жизненные отношения до запредельности до неузнаваемости до ирреальности. (из мухи делаем слона) Гротеск дает причудливое и контрастное сочетание торагического и комического, правдоподобие и карикатура, реального и фантастического, прекрасного и безобразного. Поскольку это искусственно собранные образы их нельзя понимать буквально. Картины Гойя, Боск, Кафка, Шварц, Булгаков, Меркольд) Чарли Чаплин – золотая лихорадка.

 

Аллегория (гр. Иносказание) изображение отвлеченной идеи или понятия в конкретном образе. Смысл аллегории всегда однозначен. Связь между значением и смыслом устанавливается по аналогии или по смежности. (Сердце – символ любви) бокал со змеей – символ медицины. Используется часто в баснях, притчах.

 

Пародия – смешное искаженное чего-либо или кого-либо. Сознательная имитация в сатирических иронических или юмористических целях индивидуальной манеры либо целого стиля, либо жанра или направления, либо имитация стереотипов речи, игры, поведения.

 

Жанры сатиры

 

Фельетон – малая форма. Для этой сатиры в центре внимания недостатки людей, черты их характера, цели и результаты их деятельности, которые наносят вред другим. Должен иметь общественную значимость. Задачи фельетонистов помочь устранить недостатки, высмеяв их носителей. В центре конкретная, локальная жизненная ситуация. Происходит от фр. – листок. Это был вкладыш в газету, потом стал печататься на последней странице газет.

Бывают адресные и безадресные фельетоны.

Адресные – имеют точный адрес, реальный антигерой, человек, организация, деятельность которых приносит общественный вред.

Безадресные – они как правило крупномасштабные, посвящены не одной конкретной локальной теме, ситуации, в них обобщается ряд сходных ситуаций, в которых действуют несколько личностей. В них нет конкретных имен и адресов, не указано где конкретно они себя проявляют. Автор выступает против отрицательного явления. Начинают проявляться признаки памфлета. Начинает сближаться с художественной сатирой. Фельетонист использует все возможные средства сатиры от юмора до гротеска и аллегории. Часто прибегают к литературным реминисценциям (заимствованиям).

Стилистика – требует остроумия, легкости и художественной образности.

Особенности

  1. строится на факте – шутками можно рассказать о комическом конфликте.
  2. нельзя писать по шаблону. Это штучный материал.
  3. в основе должен лежать конфликт. То о чем рассказывает не соответствует идеалу.
  4. требует отточенного стиля и четкого сюжетно-композиционного строения.
  5. Композиция драматического произведения. Завязка, развитие действия, развязка
  6. часто пишется от первого лица, сюжет нужно выстроить так, чтобы яркие подробности или смешные ситуации не существовали сами по себе, а выявляли суть конфликта, черты характера.
  7. игра словами
  8. очень важна мысль, которую вы проводите.
  9. использование троп (сравнение, метафоры)
  10. огромную роль играет заголовок он должен быть связан с темой или идеей.
  11. оценка, вывод публицистичен, она не бывает объективной.
  12. часто используют казенно-деловой стиль, один из беспроигрышных способов придать материалу острую публицистичность.
  13. можно строить по 3 основным принципам: от факта к проблеме, от проблемы к факту, от проблемы к типизации (как правило безадресные фельетоны).

 

Памфлет – самый сатирический испепеляющий жанр. Он никогда не мелочится. Автор нацелен на полное уничтожение своего героя. Герой – крупная фигура, либо группа, либо целая система. К нему обращаются в периоды острой политической борьбы. В периоды кризисных ситуаций, предвыборных компаний.

Цель – полное уничтожение. Применяется тяжелая артиллерия сатиры – гротеск, гипербола, сарказм, насмешка. От греч. - всё испепеляю

 

Пародия – стремится раскрыть недостатки поведения человека или его произведения. Либо показать необоснованность его политических претензий

Это искаженное подобие того, что является предметом пародии. Сознательная имитация стереотипов речи, игры, поведения, манеры, стиля, жанра, либо целого направления. Но эта имитация может быть один в один. Пародия же наоборот – имитация искаженная, утрированная. Подается либо в юмористическом, либо ироническом плане, либо сатирическом. Суть пародии –автор дразнить объект своего внимания, преувеличивая и акцентируя его недостатки и обращая внимание зрителя.

 

Эпиграмма – от греч. надпись. Краткое сатирическое стихотворение, где высмеивается автором его герой.

 

ЭССЕ – завершает цепочку газетно-журнальной публицистики. Это полифонический жанр, который впитал в себя признаки других жанровых форм. От фр. – опыт, набросок.

Эссе – жанр размышления. Жанр абсолютно свободный. Но есть определенный стержень. Должна быть одна мысль,

 

Автор эссе пытается осмыслить все. Что привлекает его внимание – явления, процессы, актуальные проблемы, значения ярких фактов, развитие ситуаций в различных областях.

Эссеист выступает как аналитик, как обозреватель, как интервьюер, как репортер, очеркист, как сатирик.

Ближе всего этот жанр к статье и к обозрению. Но в эссе это всегда свободный поток мыслей, поэтому мозаичность определенная есть. В эссе может состоять как из одной части, так и нескольких частей.

Сложный жанр публицистики.

В конце должно быть обобщение, вывод.

 

ЗАГОЛОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС

У каждого произведения должен быть заголовок.

 

Заголовок играет огромную роль. Главное требование – привлечь внимание читателя.

Заголовок помогает быстрее познакомиться с содержанием материала, понять о чем пойдет разговор, и что важно в информации, которую человеку предстоит читать, что представляет интерес.

 

Задача заголовка зацепить внимание.

 

Виды заголовка:

  1. обыкновенный заголовок – дает представление о теме и содержании материала.
  2. подзаголовок – чаще всего бывает тематический, уточняет, поясняет, либо развевает стоящий над ним заголовок. Может указывать и характер газетного выступления(очерк, репортаж, обозрение, фельетон), либо источник получения информации (от соб.кор.).
  3. Внутренние заголовки – разбиваем статью на части и каждой части даем внутренний заголовок расшифровывая то о чем пойдет речь.
  4. рубрика – над заголовок, ее размещают над основным или обычным заголовком или сбоку от него. Она указывает на то что материалов может быть несколько (напр. Новости дня – а дальше пошли заметки) Указывает на раздел или на тематический блок газеты, указывает на жанр материалов. Может быть помещен текст или иллюстрация.
  5. шапка – если материал занимает целую полосу или большую ее часть, и посвящены они одной теме, тогда появляется шапка которая объединяте эти материалы под одной крышей, и как бы накрывает все публикации, которые будут стоять под ней.

 

Главный обычный заголовок дает представление о содержании конкретной публикации, именно данного материала.

 

Подзаголовок конкретизирует содержание заголовка

 

Рубрика определяет тематическое направление или характер текста.

 

Нередко к ним присоединяется ЛИД – это первый вводный абзац публикации, который содержит опорный факт сообщения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.012 с.)