Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура программы учебного предмета

Поиск

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

II. Содержание учебного предмета

- У чебно-тематический план;

-Распределение учебного материала по годам обучения;

- Формы работы на уроках сольфеджио.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам работы;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

VI. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

- Учебная литература,

- Методическая литература.

I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ), а также с учетом многолетнего педагогического опыта преподавателей школы искусств.

Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детских школах искусств, реализующих программы общеразвивающего обучения. Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке.

Полученные на уроках сольфеджио знания, умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов дополнительных общеразвивающих программ в области искусств.

Программа предполагает использование методики преподавания, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, а также достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.

Срок реализации учебного предмета

Срок реализации программы учебного предмета – 4 года.

Возраст детей, приступающих к освоению программы - 7 – 15 лет.

 

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Сольфеджио» при 4-летнем сроке обучения составляет 272 часа. Из них:136 часов – аудиторные занятия, 136 часов – самостоятельная работа.

Таблица 1

Нормативный срок обучения – 4 года

 

 

Вид учебной работы, нагрузки, аттестации Затраты учебного времени Всего часов
Годы обучения 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год  
Полугодия                  
Количество недель                
Аудиторные занятия                  
Самостоятельная работа                  
Максимальная учебная нагрузка                  

 

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий:

мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.

 

Цели и задачи предмета «Сольфеджио»

Цели:

· развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе

приобретенных им знаний, умений, навыков в области теории музыки.

Задачи:

· формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у обучающегося музыкального слуха и памяти, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса.

· формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом;

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

· сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

· распределение учебного материала по годам обучения;

· описание дидактических единиц учебного предмета;

· требования к уровню подготовки учащихся;

· формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

· методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна

соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны

труда.

Реализация программы учебного предмета «Сольфеджио» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам.

Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Библиотечный фонд детской школы искусств укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по учебному предмету «Сольфеджио.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «занимательное сольфеджио», оснащаются пианино, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.

Оснащение занятий

На протяжении обучения активно используется наглядный материал – карточки с римскими цифрами, обозначающими ступени, «лесенка», изображающая строение мажорной и минорной гаммы, карточки с названиями интервалов и аккордов, применяются плакаты с информацией по основным теоретическим сведениям.

Возможно использование звукозаписывающей аппаратуры для воспроизведения тембровых диктантов, прослушивания музыкального фрагмента для слухового анализа и т. д.

Дидактический материал подбирается педагогом на основе существующих методических пособий, учебников, сборников для сольфеджирования, сборников диктантов, а также разрабатывается педагогом

самостоятельно.

II. Содержание учебного предмета

 

Учебный предмет сольфеджио неразрывно связан с другими учебными

предметами, поскольку направлен на развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, творческого мышления. Умения и навыки интонирования, чтения с листа, элементарного слухового анализа являются необходимыми для успешного овладения учениками другими учебными предметами

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план содержит примерное распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения. Преподаватель может спланировать порядок изучения тем исходя из особенностей каждой учебной группы, собственного опыта, сложившихся педагогических традиций.

При планировании содержания занятий необходимо учитывать, что

гармоничное и эффективное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального мышления возможно лишь в случае регулярного обращения на каждом уроке к различным формам работы (сольфеджирование, слуховой анализ, интонационные, ритмические, творческие упражнения) независимо от изучаемой в данный момент темы.

Класс. 1 четверть

Таблица 2

  Наименование раздела, темы     Вид учебного занятия   Общий объем времени (в часах)  
  Максимал. учебная нагрузка   Самостоятельная работа Аудитор- ные занятия
                   
1.   Музыка в нашей жизни.     Урок          
2.   Регистр. Звуки высокие и низкие. «Музыкальное эхо».     Урок          
3-4   Мелодия на одном звуке. Длительности: четверть, две восьмые.     Урок          
5-6   Динамика. Ноты «фа» и «ми». Доля. Пульс.   Урок          
7.-8   Направление мелодии. Мелодия на двух звуках. Ноты До, Ре.     Урок          
9.   Текущий контроль     Контр. урок            
                                             

 

Класс. 2 четверть

 

Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах)
Максимальн ая учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
1. Мелодия на трёх звуках. Урок      
2. Направление штиля. Ноты ля, си, до. Урок      
3-4 Двух- и трёх- дольный метр. Сильная и слабая доли. Акцент. Урок      
  Мелодия на 4х звуках. Скачок мелодический в диапазоне кварты. Урок      
6. Соотношение длительностей. Половинная. Решение математических задач на длительности. Партитура. Урок      
7. Текущий контроль Контр. урок      

 

Класс. 3 четверть

 

Наименование раздела, темы   Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах)
Максимальн ая учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
             
1. Размер. Такт.   Урок      
2. Паузы.   Урок      
3-4. Поступенное движение в диапазоне квинты.     Урок      
             
  Деление клавиатуры на полутоны. Знаки альтерации.     Урок 2,    
  Тон. Деление октавы.     Урок      
7-9 Устойчивые и неустойчивые окончания фраз. Лады в музыке. Тоника. III ступень. Римское обозначение I-III.Трезвучие (общее понятие)     Урок      
  Текущий контроль     Контрольный урок      

Класс. 4 четверть

 

Наименование раздела, темы   Вид учебного занятия   Общий объем времени (в часах)
  Максимальн ая учебная нагрузка     Самостоятельная работа Аудиторные занятия
                 
1.. Тональность. Обозначение ступеней в тональности. Римское обозначение. I-V     Урок          
2. Гамма До мажор. Тетрахорд. Цифровое обозначение ступеней. I-VII.   Урок          
3. Строение мажорного лада.     Урок          
4.-5 Устойчивые звуки (творческие задания). Выразительность аккомпанемента (фактура).Т53 в аккомпанементе.   Урок          
6. Ладоинтонационные работы в До мажоре. Дирижирование на 2/4   Урок          
7. Повторение              
8. Промежуточный контроль     Контр. урок            
  ИТОГО:                
                               

 

Класс. 1 четверть.

 

         
Наименование раздела, темы   Вид учебного занятия   Общий объем времени (в часах)    
Максимальн ая учебная нагрузка Самостоятельная работа   Аудиторные занятия
1-2. Повторение пройденного.     Урок            
3-4. Устойчивые и неустойчивые звуки.   Урок            
5-6 Виды Т53: развёрнутое.     Урок            
7-8. Интонация I-V ступень. Доминанта. Сочинение вопрос - ответных фраз. Аккомпанемент на квинте I-V     Урок            
9. Текущий контроль     Контр. урок              
                         

Класс. 2 четверть.

 

Наименование раздела, темы   Вид учебного занятия   Общий объем времени (в часах)
  Максимальн ая учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
               
1. Вводные ступени. Мелодический оборот - опевание тоники.   Урок        
               
2. Опевание устойчивых ступеней.   Урок        
3. Неустойчивые ступени в До мажоре с разрешением.     Урок        
               
4. Определение ступеней в ладу. Дирижирование на 2/4   Урок        
5. Ритмическая группа шестнадцатые   Урок        
  Порядок ключевых знаков.   Тональность Ре мажор. Строение.   Урок        
7. Ладоинтонационные работы в Ре мажоре.   Урок        
  Текущий контроль     Контрол. урок        

Класс. 3 четверть.

1. Работа с элементами Ре мажора. Транспозиция. Урок          
               
2-3. Размер 3/4. Половинная с точкой-длительность. Дирижирование на 3/4 Урок          
4-5 Тональность Соль мажор Урок          
6. Затакт Урок          
7-8 Тональность Фа мажор Урок          
  Размер 4/4. Целая. Урок          
10. Текущий контроль Контрольный урок          

Класс. 4 четверть.

Наименование раздела, темы Вид учебного занятия   Общий объем времени (в часах)
  Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
1-2 Ритмическая группа четверть с точкой и восьмая Урок        
             
  Тональность ля минор. Строение минора. t5/3. Разрешение. Ладоинтонационная работа Урок        
5-6. Параллельные тональности. Урок        
7. Закрепление тем года Урок        
             
8. Промежуточный контроль Контрольный урок          
  ИТОГО:            

 

Класс. 1 четверть.

  Наименование раздела, темы   Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах)
Максимальн ая учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
1-2   Повторение теоретического материала. Тональности До мажор, ля минор, Ре мажор, Соль мажор, Фа мажор     Урок      
3.       Главные ступени. Мелодия, аккомпанемент. Подбор сопровождения в виде главных ступеней. Глав.трезв, частушка     Урок        
4-5     Натуральный и гармонический минор.   Урок        
6-7     Мелодический минор     Урок        
  8.9   Ритмическая группа (восьмая и 2 шестнадцатые) Текущий контроль   Контрольный урок        

Класс. 2 четверть

 

Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах)
Максимальн ая учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
1. Интервалы. Определение и название. Урок      
  Количественная величина интервала Урок      
3. Звучание интервала. Консонанс. Диссонанс. Урок      
4. Тоновая величина интервала. Урок      
           
5. Интервалы ч.1 и ч.8 Урок      
           
6. Интервалы м.2, б.2 Урок      
  Текущий контроль Контрольный урок      

 

Класс. 3 четверть

Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах)
Максимальн ая учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
1. Секвенция Урок      
  Интервалы: м.3, б.3 Урок      
    Б 53 и М53 от звука        
  Тональности Соль мажор – ми минор Урок      
  Тональность ми минор 3х видов. Увеличенная секунда ув2. Урок      
  Тональности Фа мажор - ре минор. Урок      
  Тональность ре минор 3х видов. Бекар Урок      
8-9 Интервалы Интервалы: ч.4 и ч.5   Урок      
  Текущий контроль Контрольный урок      

 

Класс. 4 четверть

 

Наименование раздела, темы Вид учебного занятия   Общий объем времени (в часах)    
  Максимальн ая учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия  
  Тональности Ре мажор, си минор            
               
  Тональность Си бемоль мажор. Урок          
3- Минор 3х видов. Соль минор            
    Урок          
4-5 Тритоны Урок          
  Пунктирный ритм(восьмая с точкой и шестнадцатая)            
               
7. Букв. Обознач звуков и тон.- и Урок          
8. Текущий контроль Контольный урок              
  ИТОГО:              
  Консультация 2 часа в год        
                         

 

Класс. 1 четверть.

 

Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах)
Максимальн ая учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
  Повторение Урок      
  Одноимённые тональности Урок      
  Интервалы б6, м6 Обращения интервалов. Урок      
4-5 Синкопа        
6-7 4 вида 5/3 Урок      
  Гарм. мажор        
  Текущий контроль Контрольный урок      
           

Класс. 2четверть.

Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах)
 
Максимальн ая учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
  Обращение трезвучий Урок      
  Септимы        
3-4   Д7. Септаккорды   Урок      
  Тональности Ля мажор, фа диез минор.        
  Вводный септаккорд        
           
  Контрольный урок Контрольный урок      

 

Класс. 3 четверть.

  Наименование раздела, темы   Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах)
Максимальн ая учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
1-2   Вводные септаккорды. Повторение   Урок      
    «Золотая секвенция»          
        Урок      
      Тональность Ми бемоль мажор     Урок      
    Размер 38   Урок      
6-7   Размер 68   Урок      
8-9     Звуки хроматические и диатонические.     Урок      
    Текущий контроль     Контрольный урок      

 

Класс. 4 четверть.

Наименование раздела, темы Вид учебного занятия   Общий объем времени (в часах)
Максимальн ая учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
             
1.-2 Тональность до минор Урок        
    Урок        
4-5 Буквенное обозначение аккордов (эстрадная музыка) Урок        
  Ритмические сложности Урок        
             
  Закрепление те Контрольный урок        
  ИТОГО:            

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 815; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.34 (0.012 с.)