Распределение учебного материала по годам обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распределение учебного материала по годам обучения



Срок обучения 4 года

Класс

Высокие и низкие звуки, регистр.

Звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки.

Цифровое обозначение ступеней.

Устойчивость и неустойчивость.

Тоника, тоническое трезвучие, аккорд.

Мажор и минор.

Тон, полутон.

Диез, бемоль.

Строение мажорной гаммы.

Тональность До мажор.

Тетрахорд

Ключевые знаки.

Скрипичный и басовый ключи.

Транспонирование.

Темп.

Размер 2/4

Длительности – восьмые, четверти, половинная, целая.

Ритм.

Такт, тактовая черта.

Сильная доля.

Пауза (восьмая, четвертная, для подвинутых групп – половинная, целая).

Класс

Ключевые знаки.

Тональности Ре мажор, Соль мажор, Фа мажор, ля минор

Параллельные тональности.

Размер 3/4, 4/4

Ритмическая длительность четыре шестнадцатых.

Затакт восьмая и две восьмые

Паузы (половинная, целая).

Транспозиция.

Ритмическая группа четверть с точкой и восьмая.

Класс

3 вида минора.

Мажорные и минорные тональности до двух знаков в ключе.

Интервалы ч1, ч.8, ч.4, ч.5, б.2, м.2, м.3, б.3.

Главные ступени лада

Главные трезвучия.

Ритмическая группа восьмая и две шестнадцатые

Мажорные и минорные трезвучия от звука.

Увеличенная секунда.

Тритоны.

Буквенное обозначение звуков и тональностей.

Класс

Тональности до 3х знаков в ключе.

Переменный лад

Обращение интервалов.

Одноимённые тональности.

Синкопа

Обращение трезвучия – секстаккорд, квартсекстаккорд.

Тоническое трезвучие с обращениями.

Секвенция

Размер 3/8, 6/8

Интервалы б6, м6

В размерах 2/4, 3/4

4 вида трезвучий от звука

Септима.

Гармонический оборот частушки

Д7, вводный септаккорд

«Золотая секвенция»

Буквенное обозначение аккордов в эстрадной музыке.

Формы работы на уроках сольфеджио

Основные формы работы и виды заданий на уроках сольфеджио служат

для развития музыкального слуха, памяти, чувства ритма, творческой инициативы, помогают практическому освоению теоретического материала, формируют навыки чтения с листа, чистого интонирования, элементарного слухового анализа, подбора аккомпанемента. На каждом уроке необходимо пропорционально сочетать упражнения по развитию интонационных навыков, сольфеджированию, ритмические упражнения, слуховой анализ, различные виды музыкальных диктантов, задания на освоение теоретических понятий, творческие упражнения.

Интонационные упражнения

Одной из задач учебного предмета сольфеджио является формирование навыка чистого интонирования. Интонационные упражнения включают в себя пение гамм и различных тетрахордов, отдельных ступеней, мелодических оборотов, секвенций, интервалов в тональности и от звука, аккордов в тональности и от звука. На начальном этапе обучения рекомендуется петь интонационные упражнения хором или группами, а затем переходить к индивидуальному исполнению. Интонационные упражнения исполняются без аккомпанемента на фортепиано с предварительной настройкой, но в отдельных случаях допустима «помощь» фортепиано в виде гармонического аккомпанемента, подчеркивающего тяготение, ладовую краску. Интонационные упражнения в начале обучения

выполняются в среднем темпе, в свободном ритме; в дальнейшем желательна определенная ритмическая организация. На начальном этапе обучения рекомендуется использовать ручные знаки, карточки с порядковыми номерами ступеней, «лесенку», изображающую ступени гаммы и другие наглядные пособия.

Сольфеджирование и чтение с листа

Сольфеджирование способствует выработке правильных певческих навыков, интонационной точности, формированию дирижерского жеста, развитию чувства ритма, воспитанию сознательного отношения к музыкальному тексту.

С первых уроков необходимо следить за правильным звукоизвлечением, дыханием, положением корпуса при пении. Следует учитывать особенности детского голосового аппарата, работать в удобном диапазоне («до» первой октавы – «ре», «ми» второй), постепенно расширяя его. Примеры для сольфеджирования и для чтения с листа должны исполняться с дирижированием (на начальном этапе возможно тактирование). Развитию внутреннего слуха и внимания способствует исполнение мелодии фрагментами хором и одним учеником, вслух и про себя.

Сольфеджирование и чтение с листа предполагает пение без аккомпанемента фортепиано, но в трудных интонационных оборотах или при

потере ощущения лада можно поддержать пение гармоническим сопровождением. Отдельным видом работы является исполнение песен с аккомпанементом фортепиано по нотам.

Примеры для сольфеджирования и чтения с листа должны опираться на интонации пройденных интервалов, аккордов, знакомые мелодические обороты, включать известные ритмические фигуры. Естественно, примеры для чтения с листа должны быть проще. Перед началом исполнения любого примера необходимо его проанализировать с точки зрения известных мелодических оборотов, движения по звукам аккордов, интервалов, нахождения определенных ритмических рисунков. Как подготовительное упражнение можно использовать сольмизацию примеров (проговаривание

названий звуков в ритме с дирижированием). Очень важна художественная

ценность исполняемых примеров, доступность их для данного возраста, стилистическое разнообразие.

Ритмические упражнения

Ритмические упражнения необходимы для развития чувства метроритма – важной составляющей комплекса музыкальных способностей. На начальном этапе обучения следует опираться на то, что у детей восприятие ритма связано с двигательной реакцией, будь то ходьба, танцевальные движения, бег, хлопки. Поэтому целесообразно на уроках сольфеджио на начальном этапе уделять большое внимание различным двигательным упражнениям и детскому оркестру из ударных инструментов, даже при наличии в программе таких предметов как ритмика и оркестр (оркестр К. Орфа, коллективное инструментальное музицирование и т.д.).

Можно рекомендовать самые разнообразные ритмические упражнения:

- простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии (карандашом, хлопками, на ударных инструментах);

- повторение ритмического рисунка, исполненного педагогом;

- простукивание ритмического рисунка по нотной записи, на карточках;

- проговаривание ритмического рисунка с помощью закрепленных за длительностями определенных слогов;

- исполнение ритмического остинато к песне, пьесе;

- ритмический аккомпанемент к мелодии, песне, пьесе;

- ритмическая партитура, двух- и трехголосная;

- ритмические каноны (с текстом, на слоги);

- ритмический диктант (запись ритмического рисунка мелодии или ритмического рисунка, исполненного на ударном инструменте, хлопками,

карандашом).

Каждая новая ритмическая фигура должна быть, прежде всего, воспринята эмоционально и практически проработана в ритмических упражнениях, а затем включена в другие виды работы: сольфеджирование,

чтение с листа, музыкальный диктант.

Большую роль в развитии чувства метроритма играет дирижирование.

Необходимо на раннем этапе обучения обращать внимание учеников на

ритмическую пульсацию (доли), вводить различные упражнения – тактирование, выделение сильной доли - для дальнейшего перехода к дирижированию. Начинать работу с дирижерским жестом лучше при пении знакомых выученных мелодий и слушании музыки.

Слуховой анализ

Этот вид работы подразумевает развитие музыкального восприятия учеников. Слуховой анализ – это, прежде всего, осознание услышанного. Соответственно, необходимо учить детей эмоционально воспринимать услышанное и уметь слышать в нем некоторые элементы музыкального

языка. Для этого нужно использовать и примеры из музыкальной литературы, и специальные инструктивные упражнения.

При прослушивании одноголосной мелодии необходимо обращать внимание на ладовые, структурные особенности (членение на фразы, повторы, секвенции), определять размер, узнавать в ней знакомые мелодические и ритмические обороты.

Музыкальный диктант

Музыкальный диктант – форма работы, которая способствует развитию

всех составляющих музыкального слуха и учит осознанно фиксировать услышанное. Работа с диктантами в классе предполагает различные формы:

- устные диктанты (запоминание и пропевание на нейтральный слог и с названием нот 2-4-тактовой мелодии после двух-трех проигрываний);

- диктант по памяти (запись выученной в классе или дома мелодии);

- ритмический диктант (запись данного ритмического рисунка или запись ритмического рисунка мелодии);

- музыкальный диктант с предварительным разбором (совместный анализ с преподавателем особенностей структуры мелодии, размера, ладовых особенностей, движения мелодии, использованных ритмических рисунков).

На предварительный разбор отводится 2-3 проигрывания (5-10 минут), затем ученики приступают к записи мелодии.

Перед началом работы над мелодическим диктантом необходима тщательная настройка в тональности, для которой можно использовать интонационные упражнения, сольфеджирование, задания по слуховому анализу.

Творческие задания

Развитие творческих способностей учащихся играет в процессе обучения огромную роль. Для этого используются такие формы работы, как музыкально – ритмические загадки, двигательные импровизации, участие в ритмическом оркестре, досочинение мелодий. В творческих заданиях ученик может реализовать свою индивидуальность, психологически раскрепоститься, испытать радостные эмоции. Все это вместе способствует формированию интереса к музыкальной деятельности. Творческие задания на уроках сольфеджио активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха, музыкальную память, развивают художественный вкус.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся.

Результатом освоения программы учебного предмета «Занимательное сольфеджио» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.017 с.)