Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды



В детском саду созданы все необходимые условия для решения воспитательно - образовательных задач. В каждой возрастной группе создана мотивирующая предметно – развивающая среда в соответствии с требованиями ФГОС ДО, которая направлена на развитие личностных качеств и творческих способностей, поддержания благоприятной и психологически здоровой атмосферы, формирование у детей чувства комфортности и защищённости.

Модель предметно-развивающей среды включает следующие компоненты:

- предметное содержание (игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование);

- его пространственную организацию (распределение группового пространства на центры);

- развивающее (формирующее) содержание (формирование детской самостоятельности и детской активности);

- изменение в зависимости от времени (изменение предметно-развивающей среды в зависимости от времени года, от приближающихся событий и т.д.)

При создании предметной среды соблюдаются следующие принципы:

- полифункциональность,

- трансформируемость,

- вариативность, - насыщенность,

- доступность,

- безопасность.

Полифункциональность: использование в детском саду множества возможностей предметов пространственной среды, их изменение в зависимости от образовательной ситуации и интересов детей, возможности для совместной деятельности взрослого с детьми, самостоятельной детской активности позволяет организовать пространство группового помещения со специализацией его отдельных частей: для спокойных видов деятельности («Книжный уголок», «Познавательно- речевой центр»), активной деятельности («Двигательный центр» ), центр экспериментирования, центр конструирования, центр сюжетно-ролевых игр) и др.

Трансформируемость: материалы и оборудование создают оптимально насыщенную целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду, способную видоизменяться в зависимости от поставленных задач и от меняющихся интересов и возможностей детей (группы оборудованы модульной мебелью, имеются мягкие модули и многофункциональные ширмы, дети имеют возможность использовать предметы - заместители). Трансформируемость предметно- игровой среды способствует проявлению активности и инициативы ребенка в построении игрового пространства.

Насыщенность среды соответствует содержанию Программы и ориентировано на примерный календарь праздников в соответствии с комплексно-тематическим принципом построения, а также возрастными особенностями детей. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх; возможность самовыражения детей.

В оборудовании групповых зон используются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно - поисковой работы - магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. В наличии как традиционные игры и игрушки, показавшие свою развивающую ценность, так и игрушки нового поколения (интерактивные игрушки, макеты, игрушки- трансформеры, озвученные пособия и книги). Игровой материал периодически сменяется, появление новых предметов, стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

В поддержку принципа вариативности в группах имеется деление на различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), в наличии разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающие свободный выбор детей. Размещение оборудования таким образом позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструиро- вание, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование и т.п.

Доступность обеспечивается свободным доступом к играм, игрушкам, материалам и пособиям в разных видах детской деятельности (используемые игровые средства располагаются так, чтобы ребёнок мог дотянуться до них без помощи взрослых, что способствует развитию самостоятельности). В том числе - доступ к объектам природного характера, побуждающий к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.

Вся предметно-разивающая среда соответствует принципу безопасности. Все предметы мебели и оборудование выполнены из экологически чистых материалов, имеют водоотталкивающее покрытие, при гигиенической обработке не теряют структуры материалов, из которых они изготовлены, и не деформируются. В помещении детского сада отсутствуют опасные предметы (острые, бьющиеся, тяжёлые), углы – скруглены (для безопасности при организации пространства и использования оборудования для двигательной деятельности и т.д.).

Материалы, игрушки и оборудование имеют сертификат качества и отвечают педагогическим и эстетическим требованиям (способствуют развитию творчества, воображения; возможности применять игрушки как в индивидуальных, так и коллективных играх).

Построение развивающей среды соответствует личностно-ориентированной модели взаимодействия на основе гендерного подхода, который включает следующие принципы:

1. Принцип не противопоставления, а дополнения социально-психологических свойств и качеств личности мужчин и женщин.

2. Принцип учёта вариативности семейных и профессиональных ролей.

3. Принцип направленности на равноправное содержание трудовой деятельности.

Во всех возрастных группах можно увидеть разделение игрового материала для мальчиков и для девочек. Кроме этого, имеются игровые зоны для совместных игр мальчиков и девочек. Это «Почта», «Супермаркет», «Медицинский центр» и др. Имеются альбомы «Женщины и мужчины в спорте», «Любимые занятия мужчин и женщин» и т.п.

Соблюдению целостности образовательного процесса способствует наполняемость предметно – развивающей среды в соответствии с основными направлениями развития ребенка: физическим, социально – личностным, познавательно – речевым и художественно- эстетическим. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей, также используется комплексно – тематический принцип построения развивающей среды. Все они обладают дидактическими свойствами (способствуют обучению конструированию, ознакомлению с цветом, формой и т. д.); и способствуют приобщению детей к миру искусства. Одной из ключевых идей стандарта является принцип поддержки инициативы и самостоятельности детей в разных видах деятельности. Только при включенности ребенка в активную деятельность он становится субъектом деятельности, у него формируется познавательная активность и интересы. Для реализации данного принципа используем такое направление работы, как наполнение развивающей среды группы играми, сделанными руками детей. Такой подход к стимулированию детской активности очень продуктивен. Мы создаем благоприятные условия для развития любознательности, всех психических процессов, навыков продуктивной деятельности. Дети проявляют инициативу, решая, какая игра им нужна. Далее развивается умение планировать, продумывать замысел (как мы будем делать игру, что нам для этого необходимо). Затем дети самостоятельно реализуют свой замысел.

Таким образом, предметно – пространственная среда отвечает требованиям по обеспечению надежности и безопасности использования её структурных компонентов, подобрана с учетом принципа интеграции образовательных областей. Построение и содержание предметно- развивающей среды направлено на развитие инициативности, самостоятельности, творческих проявлений ребёнка, имеет характер открытой незамкнутой системы, способной к изменению и развитию.

3.2.Часть, формируемая участниками образовательных отношений

3.2.1.Методическая литература, позволяющая ознакомиться с содержанием парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы

В переходный период, пока примерные общеобразовательные программы находятся в стадии разработки и апробации, был сделан выбор методических пособий и технологий, необходимых для осуществления воспитательно – образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО. Необходимые для осуществления воспитательно - образовательного процесса программы, технологии, методические пособия, в том числе комплексные и парциальные программы будут заменены другими, как только будет утвержден Министерством образования РФ перечень соответствующих примерных основных образовательных программ.

1. Программа по региональному компоненту: «Волжская земля - Родина моя», автор-сост. О.В. Каспарова, В.Н. Гандина, О.В. Щеповских и др. – второе издание, г. Тольятти , 2013. Программа утверждена на заседании научно-методического совета кафедры дошкольной педагоги и психологии ТГУ. Своеобразием данного содержания, по ознакомлению детей 3-7 лет с краеведением является ориентация на развитие интегративных качеств дошкольника, его познавательных интересов и эмоциональной сферы, разных видов привлекательной для детей деятельности.

Книги и пособия по региональному компоненту:

ОО «Познавательное развитие»:

• Волжская земля – Родина моя. Программа по эколого-краеведческому образованию дошкольников.

• Программа патриотического воспитания дошкольников «Я живу на Самарской земле»/ под. ред. О.В. Дыбиной. - Ульяновск Издатель КачалинАлександ Васильевич, 2014.- 210 с.

• Николаева ЭФ., Смолякова Е.В., Кривошеева О.В. «Дети земли Поволжской». Культура народов Среднего Поволжья в этносоциализации детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. – ООО «Технокомплект», г. Тольятти, 2012 -196 с.

• Народы среднего Поволжья: хрестоматия для детей 5-7 лет по краеведению. Часть 2/ Сост. Е.А. Сидякина, О.А. Еник, Р.Е. Шнайдер, Н.П. Фролова, О.В. Гаевская. – Тольятти, Форум, 2008. – 119 с.

ОО «Социально- коммуникативное развитие»:

• Р.В. Пищулина, Р.Е Шнайдер. Твой Ставрополь – Тольятти. Методическое пособие по формированию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста. – Тольятти, типография ДИС, 2005

• О.В. Дыбина, Р.Е. Шнайдер. Рождение маленького гражданина– Тольятти , типография ДИС, 2005

ОО «Художественно- эстетическое развитие»:

• «Народное декоративно-прикладное творчество на занятиях в детском саду на примере поволжского региона» Программа и методические рекомендации. Постоногова Л.П., Лаврухина Л.А., Тольятти, 2003

• Детям об искусстве родного края. Методическое пособие по реализации регионального компонента (лаборатория развития художественно-творческих способностей ребенка). Под ред Т.А. Котляковой. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2012 – 64 с.

• «Детям об искусстве родного края. Скульптура»./ Методическое пособие по реализации регионального компонента ОО «Художественно- эстетическое развитие»; О.В. Харчева, Л.В. Соловьева, О.О. Миронова / Ульяновск - Тольятти. 2014

• О.П. Радынова. Вместе с музыкой. Программа «Музыкальные шедевры». Природа и музыка. ФГОС ДО. 2-е изд. -М.: ТЦ СФЕРА, 2016 – 176 с.

• О.П. Радынова. Вместе с музыкой Программа «Музыкальные шедевры». Песня, танец, марш. ФГОС ДО. 2-е изд. (2) -М.: ТЦ СФЕРА, 2016 – 240 с.

• О.П. Радынова. Вместе с музыкой. Программа «Музыкальные шедевры». Настроения, чувства в музыке. Конспекты занятий с нотным приложением.- М.: ТЦ СФЕРА, 2016 – 208 с.

• О.П. Радынова. Вместе с музыкой. Программа «Музыкальные шедевры». Музыка о животных и птицах. ФГОС ДО. 2-е изд. (3) -М.: ТЦ СФЕРА, 2016 – 128 с.

Программно-методическое обеспечение:

Физическое развитие:

· «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, М.А. Васильева /мозаика-синтез 2012г./

· «Физкультура для малышей». Большева К.Н. Просвещение 1999г. «Физкультурные занятия с детьми» Л.И.Пензулаева Просвещение 2003г.

· «Быть здоровыми хотим» М.Ю. Картушина /Сфера 2004г./»

· «Воспитание здорового ребенка» М.Д. Маханева /Аркти 1999г./

· «Методика физического воспитания детей» Л.Д.Глазырина /Владос 1999г./

· «Система физического воспитания в ДОУ» О.М. Литвинова /Учитель 2007г./

· «Играйте на здоровье» Н.К.Волошина /Владос 2003г./

Познавательное развитие:

· «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, М.А. Васильева /мозаика-синтез 2012г./

· «МЫ» Н.Н.Кондратьева /Дрофа 1999г./

· «Наш дом природа» В.Г. Ражников /Владос 2001г./

· «Детство» В.Н. Логинова, Н.В. Ноткина /Детство-пресс 1999г./

· «Математика это интересно З.А.Михайлова,

· «Математика от трех до семи»З.А.Михайлова, И.Н.Чеплашкина,

· «Логика и математика для дошкольников» З.А.Михайлова, И.Н.Чеплашкина,

· «Игровые задачи для дошкольников» .З.А.Михайлова И.Н.Чеплашкина,

· «Старший дошкольник в детском саду», Т.И.Бабаева.

· «Комплексные занятия в детском саду» Т.М.Бондаренко.

Социально- коммуникативное развитие:

· «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, М.А. Васильева /Мозаика-синтез 2012г

· «Сообщество» А.Б. Хирстен, К.Л. Кауфман /Владос 2003г./

· «Я,ТЫ,МЫ» О.М. Князева, Р.Б. Стеркина /Дрофа 2002г./

· «Приобщение детей к истокам русской культуры» М.Д. Маханева /Аркти 2001г./

· «Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками», Е.А.Алябьева,

· «Развитие человека в истории и культуре» Л.Н.Галигузова, С.Ю. Мещерякова.

Художественно- эстетическое развитие:

· «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, М.А. Васильева /Мозаика-синтез 2012г

· «Детство» В.Н. Логинова, Н.В. Ноткина /Детство-пресс 1999г./

· «Ладушки» И.Г. Каплунова, И.П. Новоскольцева /Композитор 2009г./

· «Народное искусство в воспитании детей». Т.С. Комарова

· «Музыка и движение» С.И. Белкина.

· «Праздники в детском саду». С.И. Белкина «Ритмическая мозаика» /Лоиро 2013г./

Речевое развитие:

· «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, М.А. Васильева /Мозаика-синтез 2012г/

· «Детство» В.Н. Логинова, Н.В. Ноткина /Детство-пресс 1999г./

· «Я,ТЫ,МЫ» О.М. Князева, Р.Б. Стеркина /Дрофа 2002г./

· «Азбука общения». Л.Н. Шиницына Практическое пособие для воспитателей ДОУ. – Воронеж, ТЦ «Учитель», 2004 г.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.36.32 (0.015 с.)