Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Создание и обновление предметно-развивающей среды
В учреждении эффективно реализуется модель развивающей среды.
Она проектируется на основе:
- реализуемой в детском саду Образовательной программы;
- требований нормативных документов;
- материальных и архитектурно-пространственных условий;
- предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
- общих принципах построения предметно-развивающей среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетание привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, учета гендерных и возрастных различий детей, уважение к потребностям и нуждам ребенка).
Все базисные компоненты развивающей предметной среды в ДОУ включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.
Модель развивающей среды: личностно-ориентированная модель взаимодействия между педагогами и детьми.
Цель: содействовать становлению ребёнка как личности.
Задачи:
- обеспечение чувства психологической защищённости – доверия ребёнка к миру, радости существования (психологическое здоровье);
- формирование начал личности (базис личностной культуры);
- развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности; рассмотрение знаний, умений, навыков не как цели, а как средства полноценного развития личности.
Ведущая роль в воспитательно-образовательном процессе отводится игре, позволяющей ребёнку проявить свою активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого и самих детей друг с другом, становится основной формой детской жизни. Способствующей игре средой является та, которая даёт возможность двигаться, не ограничивает ребёнка в пространстве и предоставляет всевозможные предметы для использования их в игре
Игровое пространство имеет свободно – определяемые элементы – своеобразные пространственные переменные в рамках игровой площади, которые предоставляют возможность для изобретательства, открытий.
Реализуя современные подходы к образованию дошкольников, мы опираемся на следующие принципы построения развивающей предметно – пространственной среды:
Уважения к потребностям, нуждам ребёнка
| У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в движении, потребность в общении, потребность в познании. Поэтому мы строим среду группы (и детского сада в целом) так, чтобы эти потребности удовлетворять. В результате у каждого ребенка имеется самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сенситивными периодами.
В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают совместные игры, поэтому оборудование в старших и подготовительных группах воспитатели размещают так, чтобы детям удобно было организовывать совместную деятельность.
| Уважения к мнению ребенка
| Учитывается мнение каждого ребенка, выслушивает предложения всех детей группы и по возможности их удовлетворяет или же тактично объясняет причину отказа. Перед первым приходом ребенка в детский сад или после летнего перерыва воспитатель в беседе с родителями или самим ребенком, через анкетирование родителей узнает о том, чем увлекается, к чему проявляет склонности, способности, какие любит игрушки каждый воспитанник. В результате, группа детского сада становится роднее, уютнее, комфортнее для каждого малыша.
| Функциональности
| В обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию.
Используемые игры и пособия в основном многофункциональны, вариативны.
| Динамичности - статичности среды
| Развивающая среда не может быть построена окончательно, завтра она уже перестанет стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его.
Первоначальным периодом построения среды, мы считаем два месяца. Далее идет ее насыщение и реорганизация. Примерно один раз в два месяца часть материалов воспитатель заменяет, по возможности переставляет оборудование.
| Комплексирования и гибкого зонирования
| Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Поэтому предметно – развивающая среда в ДОУ позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием и т.д.
| Индивидуальной комфортности
| В детском саду имеются функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети:
1.Музыкально- спортивный зал
2.Комната русского быта
3.Минигалерея
4Спортивный уголок (коридор ст.гр)
5.Кабинет дополнительного образования
Для создания индивидуальной комфортности ребенка в групповых комнатах организован «Уголок уединения», где ребенок может просмотреть иллюстрации к интересующим его сказкам, фотографии родных и т.п.
| Открытости – закрытости
| В групповых комнатах ДОУ организованны «Уголки природы» с многочисленными растениями.
Открытость культуре: холл дошкольного учреждения органически входит в дизайн интерьера, основывается на русско-народных особенностях культуры – совместные работы детей, родителей,педагогов дизайн стен украшает русская народная роспись. Это, несомненно, способствует воспитанию патриотизма у детей.
Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира. Предметно – развивающая среда дошкольного учреждения способствует формированию и развитию образа «Я». В помещениях детского сада развешиваются разные фотографии детей. В «уголках уединения» лежат альбомы и папки с семейными фотографиями.
| Учета гендерных и возрастных различий детей
| Создавая развивающуюся среду группы, каждый воспитатель учитывает особенности детей, посещающих эту группу: возраст дошкольников, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и прочее.
| Модель образовательного пространства:
№
| Наименование
| Психолого-педагогическое назначение
|
| Кабинет заведующей
| • Индивидуальные консультации, беседы с педагогическим, медицинским, обслуживающим персоналом и родителями:
• Просветительская, разъяснительная работа с родителями по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста
• Создание благоприятного психо – эмоционального климата для сотрудников ДОУ и родителей
|
| Методичес
кий кабинет
| • Методическая библиотека для педагогов
• Семинары, консультации
• Круглые столы
• Педагогические часы
• Педагогические советы
• Повышение профессионального уровня
педагогов
• Разъяснительная работа с родителями по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста
|
| Музыкально-спортивный зал
| •Утренняя гимнастика
• Праздники, досуги, музыкальные занятия, индивидуальная работа
• Развитие музыкальных способностей детей, их эмоционально – волевой сферы
• Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах
• Подгрупповая и индивидуальная работа по театральной деятельности
• Развитие творческих способностей детей посредством различных видов театрализованной деятельности
• Спортивные праздники
• Физкультурные досуги
• Укрепление здоровья детей
• Приобщение к здоровому образу жизни
• Развитие способности к восприятию и передаче движений
|
| Кабинет дополнительного образования
| • Кружковая работа
• Просмотр телепередач, презентаций и т.д
• Консультационная работа с родителями (специалисты)
·Родительские собрания
·Заседания РМО
·Приём педагога-психолога
·Служба поддержки приёмных семей (юрист)
|
| Кабинет учителя - логопеда
| • Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми
• Консультативная работа с родителями и педагогами
• Развитие психических процессов
• Развитие речи детей
• Коррекция звукопроизношения
|
| Медицин
ский кабинет
| •Осмотр детей
• Консультативно – просветительская работа с родителями и сотрудниками ДОУ
• Профилактическая – оздоровительная работа с детьми
|
| Групповые помещения
| •Центр сюжетно – ролевой игры;
• Центр грамотности, куда включаются книжный уголок и все игры, и оборудование для развития речи;
• Центр науки, куда входит уголок природы и место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами;
• Центр строительно-конструктивных игр;
• Центр искусства, где размещаются материалы по ознакомлению с искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности.
• Центр коррекции звукопроизношения «Веселый язычок» (группа компенсирующей направленности)
|
| Участки
| •Прогулки
• Игровая деятельность
• Физкультурные досуги, праздники
• Самостоятельная двигательная деятельность
• Развитие познавательной деятельности
• Развитие трудовой деятельности по средствам сезонного оформления участков
|
|