Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание и обновление предметно-развивающей среды

Поиск

В учреждении эффективно реализуется модель развивающей среды.

Она проектируется на основе:

- реализуемой в детском саду Образовательной программы;

- требований нормативных документов;

- материальных и архитектурно-пространственных условий;

- предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;

- общих принципах построения предметно-развивающей среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетание привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, учета гендерных и возрастных различий детей, уважение к потребностям и нуждам ребенка).

Все базисные компоненты развивающей предметной среды в ДОУ включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.

Модель развивающей среды: личностно-ориентированная модель взаимодействия между педагогами и детьми.

Цель: содействовать становлению ребёнка как личности.

Задачи:

- обеспечение чувства психологической защищённости – доверия ребёнка к миру, радости существования (психологическое здоровье);

- формирование начал личности (базис личностной культуры);

- развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности; рассмотрение знаний, умений, навыков не как цели, а как средства полноценного развития личности.

Ведущая роль в воспитательно-образовательном процессе отводится игре, позволяющей ребёнку проявить свою активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого и самих детей друг с другом, становится основной формой детской жизни. Способствующей игре средой является та, которая даёт возможность двигаться, не ограничивает ребёнка в пространстве и предоставляет всевозможные предметы для использования их в игре

Игровое пространство имеет свободно – определяемые элементы – своеобразные пространственные переменные в рамках игровой площади, которые предоставляют возможность для изобретательства, открытий.

Реализуя современные подходы к образованию дошкольников, мы опираемся на следующие принципы построения развивающей предметно – пространственной среды:

Уважения к потребностям, нуждам ребёнка У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в движении, потребность в общении, потребность в познании. Поэтому мы строим среду группы (и детского сада в целом) так, чтобы эти потребности удовлетворять. В результате у каждого ребенка имеется самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сенситивными периодами. В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают совместные игры, поэтому оборудование в старших и подготовительных группах воспитатели размещают так, чтобы детям удобно было организовывать совместную деятельность.
Уважения к мнению ребенка Учитывается мнение каждого ребенка, выслушивает предложения всех детей группы и по возможности их удовлетворяет или же тактично объясняет причину отказа. Перед первым приходом ребенка в детский сад или после летнего перерыва воспитатель в беседе с родителями или самим ребенком, через анкетирование родителей узнает о том, чем увлекается, к чему проявляет склонности, способности, какие любит игрушки каждый воспитанник. В результате, группа детского сада становится роднее, уютнее, комфортнее для каждого малыша.
Функциональности В обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию. Используемые игры и пособия в основном многофункциональны, вариативны.
Динамичности - статичности среды Развивающая среда не может быть построена окончательно, завтра она уже перестанет стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его. Первоначальным периодом построения среды, мы считаем два месяца. Далее идет ее насыщение и реорганизация. Примерно один раз в два месяца часть материалов воспитатель заменяет, по возможности переставляет оборудование.
Комплексирования и гибкого зонирования Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Поэтому предметно – развивающая среда в ДОУ позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием и т.д.
Индивидуальной комфортности В детском саду имеются функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети: 1.Музыкально- спортивный зал 2.Комната русского быта 3.Минигалерея 4Спортивный уголок (коридор ст.гр) 5.Кабинет дополнительного образования Для создания индивидуальной комфортности ребенка в групповых комнатах организован «Уголок уединения», где ребенок может просмотреть иллюстрации к интересующим его сказкам, фотографии родных и т.п.
Открытости – закрытости В групповых комнатах ДОУ организованны «Уголки природы» с многочисленными растениями. Открытость культуре: холл дошкольного учреждения органически входит в дизайн интерьера, основывается на русско-народных особенностях культуры – совместные работы детей, родителей,педагогов дизайн стен украшает русская народная роспись. Это, несомненно, способствует воспитанию патриотизма у детей. Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира. Предметно – развивающая среда дошкольного учреждения способствует формированию и развитию образа «Я». В помещениях детского сада развешиваются разные фотографии детей. В «уголках уединения» лежат альбомы и папки с семейными фотографиями.
Учета гендерных и возрастных различий детей Создавая развивающуюся среду группы, каждый воспитатель учитывает особенности детей, посещающих эту группу: возраст дошкольников, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и прочее.

Модель образовательного пространства:

Наименование Психолого-педагогическое назначение
  Кабинет заведующей • Индивидуальные консультации, беседы с педагогическим, медицинским, обслуживающим персоналом и родителями: • Просветительская, разъяснительная работа с родителями по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста • Создание благоприятного психо – эмоционального климата для сотрудников ДОУ и родителей
  Методичес кий кабинет • Методическая библиотека для педагогов • Семинары, консультации • Круглые столы • Педагогические часы • Педагогические советы • Повышение профессионального уровня педагогов • Разъяснительная работа с родителями по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста  
  Музыкально-спортивный зал   •Утренняя гимнастика • Праздники, досуги, музыкальные занятия, индивидуальная работа • Развитие музыкальных способностей детей, их эмоционально – волевой сферы • Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах • Подгрупповая и индивидуальная работа по театральной деятельности • Развитие творческих способностей детей посредством различных видов театрализованной деятельности • Спортивные праздники • Физкультурные досуги • Укрепление здоровья детей • Приобщение к здоровому образу жизни • Развитие способности к восприятию и передаче движений
  Кабинет дополнительного образования • Кружковая работа • Просмотр телепередач, презентаций и т.д • Консультационная работа с родителями (специалисты) ·Родительские собрания ·Заседания РМО ·Приём педагога-психолога ·Служба поддержки приёмных семей (юрист)
  Кабинет учителя - логопеда • Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми • Консультативная работа с родителями и педагогами • Развитие психических процессов • Развитие речи детей • Коррекция звукопроизношения
  Медицин ский кабинет •Осмотр детей • Консультативно – просветительская работа с родителями и сотрудниками ДОУ • Профилактическая – оздоровительная работа с детьми  

 

  Групповые помещения •Центр сюжетно – ролевой игры; • Центр грамотности, куда включаются книжный уголок и все игры, и оборудование для развития речи; • Центр науки, куда входит уголок природы и место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами; • Центр строительно-конструктивных игр; • Центр искусства, где размещаются материалы по ознакомлению с искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности. • Центр коррекции звукопроизношения «Веселый язычок» (группа компенсирующей направленности)
  Участки •Прогулки • Игровая деятельность • Физкультурные досуги, праздники • Самостоятельная двигательная деятельность • Развитие познавательной деятельности • Развитие трудовой деятельности по средствам сезонного оформления участков


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.81.46 (0.009 с.)