Особенности организации предметно-пространственной среды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности организации предметно-пространственной среды



 

Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка при- родного, социально-бытового и/или культурно-эстетического характера. Это условия существования человека, его жизненное пространство. Среда может приобретать специально проектируемую направленность, и в этом случае о ней говорят как о важном факторе формирования личности — об- разовательной среде (Т. С. Комарова, С. Л. Новоселова, Г. Н. Пантелеев, Л. П. Печко, Н. П. Сакулина, Е. О. Смирнова, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, С. Т. Шацкий и др.).

Образовательная среда в детском саду предполагает специально со- зданные условия, такие, которые необходимы для полноценного прожива- ния ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребнос- тей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание развивающей предметно-пространс- твенной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих прояв- лений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

 

 

Основные требования к организации среды

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной орга- низации должна быть:

• содержательно-насыщенной, развивающей;

• трансформируемой;

• полифункциональной;

• вариативной;


• доступной;

• безопасной;

• здоровьесберегающей;

• эстетически-привлекательной.

В издательстве «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» готовится специальное посо- бие, в котором помимо принципов организации развивающей предметно- пространственной среды будут приведены подробные перечни материалов и оборудования для оснащения помещений (групповых комнат, музыкаль- ного и спортивного залов и пр.) и участка детского сада.

 

 

Основные принципы организации среды

Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста разиваю- щий эффект.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насы- щенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста.

В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (построй- ки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу. В груп- повой комнате необходимо создавать условия для самостоятельной двига- тельной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности, менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день.

В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает ак- тивное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений,


участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.

Развивающая предметно-пространственная среда должна организовы- ваться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграничен- ных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количес- твом развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выби- рать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс

с учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В качестве центров развития могут выступать:

• уголок для сюжетно-ролевых игр;

• уголок ряжения (для театрализованных игр);

• книжный уголок;

• зона для настольно-печатных игр;

• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);

• уголок природы (наблюдений за природой);

• спортивный уголок;

• уголок для игр с водой и песком;

• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности де- тей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;

• игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;

• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).

Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. В целом принцип динамичности — статичности касается степени под- вижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчи- вость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т. п.).


Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для различных психолого-педагогических задач изложены в разделе

«Психолого-педагогические условия реализации программы».

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В соответствии с ФГОС, материально-техническое обеспечение про- граммы включает в себя учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы). При этом, Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудо- вание, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

 

 

Учебно-методический комплект к программе

Программа «От рождения до школы» обеспечена учебно-методическим комплектом, работа над совершенствованием которого постоянно ведется авторским коллективом программы.

В комплект входят:

• примерная общеобразовательная программа дошкольного образова- ния «От рождения до школы»;

• комплексно-тематическое планирование;

• пособия по управлению и организации работы в дошкольной орга- низации;

• пособия по инклюзивному образованию;

• пособия по работе психолога;

• методические пособия для педагогов по всем направлениям разви- тия ребенка;

• наглядно-дидактические пособия;

• рабочие тетради;

• комплекты для творчества;

• вариативные парциальные (авторские) программы;

• электронные образовательные ресурсы.

Подробный перечень пособий представлен в Приложении к программе

«От рождения до школы».

Учебно-методическое обеспечение Программы является постоянно развивающимся инструментом профессиональной деятельности, отража-


ющим современные достижения и тенденции в отечественном и мировом дошкольном образовании.

 

 

Требования к оборудованию и оснащению

Программа «От рождения до школы» не предъявляет специальных тре- бований к оснащению, материалам, оборудованию, инвентарю— для реализа- ции Программы не требуется какого-то особого нестандартного оснащения. Программа может быть реализована на имеющийся у дошкольной оргнизации материально-технической базе, при условии соответствия ее действующим государственным стандартам и требованиям. Однако, чем шире материальная база, тем больше у педагога возможностей создать оптимальные условия для развития каждого ребенка.

Авторы разработали три уровня требований к условиям реализации программы:

• минимальный уровень — уровень, который соответствует государс- твенным нормативам;

• базовый уровень — уровень, к которому следует стремиться;

• оптимальный уровень — уровень, раскрывающий дополнительные возможности, которые помогут в реализации программы.

Требования к зданиям и помещениям

дошкольных учреждений

Составляющие материально- технической базы Минимальный уровень Базовый уровень Оптимальный уровень
Здание Любое, отвечающее требованиям СанПиН Типовой проект здания детского сада Индивидуальный проект
Прилегающая территория Любые территории, приспособленные для прогулок детей Оборудованные площадки для каж- дой группы Оборудованные площад- ки для каждой группы, мини-стадион, участок для ознакомления детей с природой (сад, цветник, огород)
Помещения детского сада Любое, отвечающее требованиям СанПиН Зал для музыкаль- ных и физкультур- ных занятий; сопутствующие помещения (медицинский блок, пищеблок, постирочная) Зал для музыкальных заня- тий, зал для физкультурных занятий; бассейн, сауна, соляная комната, трена- жерный зал, изостудия, компьютерный класс, каби- нет логопеда, психолога. Сопутствующие помеще- ния (медицинский блок, пищеблок, постирочная)

Окончание таблицы

Составляющие материально- технической базы Минимальный уровень Базовый уровень Оптимальный уровень
Групповое Любое, отвечающее Наличие игрового Игровое помещение,
помещение требованиям СанПиН помещения, спаль- спортивный уголок,
    ни, раздевалки, спальня, раздевалка,
    туалета туалет. Дизайнерское
      оформление. Оборудо-
      ванное рабочее место
      воспитателя, включая
      компьютер

Обеспечить высокий уровень развития детей можно, даже имея скромные материальные возможности, так как развивающим эффектом обладают не сами объекты развивающей среды, а детская деятельность, организуемая взрослым или самостоятельная. Результат работы в пер- вую очередь зависит от профессионализма и творческого потенциала педагогов.

Количество и конкретный ассортимент приобретаемых средств обуче- ния, в том числе технических, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвен- тарь, и игрушек определяются дошкольной организацией самостоятельно, исходя из материальных возможностей организации, состава и потребностей детей и запроса родителей. Опираться при подборе оборудования можно на

«Примерный перечень игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений», рекомендованный в Письме Минобрнауки РФ от 17.11.2011 № 03-877 и на рекомендации программы «От рождения до школы».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.019 с.)