Организация деятельности групп комбинированной направленности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация деятельности групп комбинированной направленности



Деятельность группы комбинированной направленности должна со- четать в себе два организационных подхода:

— в расписании группы должны быть учтены занятия (определены помещения, время, специалисты), предусмотренные адаптированной об- разовательной программой ребенка с ОВЗ— как индивидуальные, так и групповые,

— в расписании группы должны быть учтены групповые занятия, реа- лизующие задачи основной образовательной программы.

Режим дня и недели в группе комбинированной направленности для разных детей может быть гибким (кто-то может находиться в саду в режиме полного дня, кто-то только 2–3 дня до обеда). Кому-то мо- гут быть противопоказаны определенные формы работы (например, бассейн) — для таких детей должны быть предусмотрены другие виды организации их активности.

Организация деятельности группы может модифицироваться в соот- ветствии с динамикой развития ситуации в группе. При планировании работы необходимо учитывать баланс между спокойными и активными занятиями, занятиями в помещении и на воздухе, индивидуальными занятиями, работой в малых и больших группах, структурированным и неструктурированным обучением. При реализации программ следует разрабатывать разные формы активности детей в малых группах и в целом в группе, разноуровневые задания, учитывать индивидуальные особенности детей.

Инклюзивная практика осуществляется как в процессе реализации обра- зовательных программ, так и в ходе режимных моментов:

• индивидуальных занятий с учителем-логопедом, учителем-дефекто- логом, педагогом-психологом и другими специалистами Организации;


• активных действий в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка);

• совместной деятельности и игры в микрогруппах с другими детьми,

• приема пищи;

• дневного сна;

• фронтальных занятий;

• организации взаимодействия в детско-родительских группах;

• праздников, конкурсов, экскурсий, походов выходного дня.

Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку спо- собностей ребенка в соответствии с его возможностями. Они строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего разви- тия. Каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специалистов, работающих с ребенком. Например, работу логопеда по развитию речи дополняет работа психолога по развитию коммуникативных функций.

Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимули- рующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей развитие возможностей детей.

Характеристики предметно-развивающей среды:

• безопасность;

• комфортность;

• соответствие возрастным особенностям развития и интересам детей;

• вариативность;

• информативность.

Обязательным условием развития детей с ОВЗ является взаимо- действие с другими детьми в микрогруппах, что способствует форми- рованию социальных навыков общения и взаимодействия. Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности. Для этого можно использовать дополнительные развивающие программы («Маленький исследователь», программы занятий в керамической и столярной мас- терских, программы по организации проектной деятельности, програм- мы физического воспитания, музыкального развития и др.). Дети, решая в микрогруппах общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты. Замечая различия в интересах, способностях, навыках сверстников, дети учатся с помощью взрослого учитывать их при взаимодействии.

Фронтальные формы организации активности детей могут решать как познавательные, так и социальные задачи.

Организация взаимодействия в детско-родительских группах пред- ставляет собой комплексные занятия для детей и родителей, включающие в


себя игры, творческие, музыкальные занятия. Эти занятия ведут специалис- ты: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель. В ходе взаимодействия специалисты проявляют позитивное отношение ко всем детям, демонстрируют конструктивные способы пове- дения, оказывают информационную поддержку родителям. В ходе занятий родители принимают участие в играх, упражнениях, пении, изобразитель- ной деятельностии этим, с одной стороны помогают детям включиться в занятия, а с другой— сами получают эмоциональную разрядку, отдыхают и получают новый опыт общения со своими детьми. После занятия родители могут задать специалистам вопросы, обсудить волнующие их проблемы, получить информационную и психологическую поддержку. Присутствие на занятии нормально развивающихся детей дает возможность детям с ОВЗ следовать за сверстниками и учиться у них, а те, в свою очередь, получают позитивный опыт общения с детьми с ОВЗ.

Праздники, экскурсии, конкурсы, походы выходного дня — важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмо- циональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего сада.

 

 

Мониторинг инклюзивного образовательного процесса

Процедур оценки результатов образовательной деятельности Орга- низации, реализующих инклюзивную практику, может быть несколько.

Одной из таких процедур является оценка соответствия деятельности организации целям, задачам и принципам инклюзивного образования.

 

Критерии эффективности образовательного процесса в соответствии с принципами инклюзии

Критерий Показатели Индикаторы
  Реализация индивиду- ального подхода Составление адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ с учетом данных диагностики Наличие адаптированных об- разовательных программ с оценкой хода их выполнения
  Обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка Организация развивающей среды, наличие в режиме дня времени и форм для самосто- ятельной активности детей Планирование времени в режиме дня для самостоя- тельной активности детей. Методические рекоменда- ции по психолого-педагоги- ческому сопровождению де- тей с разными образовательными потреб- ностями в процессе само- стоятельной активности

Окончание таблицы

Критерий Показатели Индикаторы
  Активное включение в образовательный процесс всех его участников Наличие психолого-медико- педагогического консилиума Функционирование в Орга- низации разнообразных форм работы, в том числе взаимодействие взрослых и детей
  Междисциплинарный подход Обсуждение специалистами ПМПк особых образователь- ных потребностей детей с ОВЗ, составление и реализа- ция адаптированной образо- вательной программы Циклограмма проведения ПМПк, формы фиксации ре- зультатов
  Вариативность в организации процессов обучения и воспитания Вариативные образователь- ные программы, приемы, методы образования, организационные формы, вариативная образователь- ная среда Использование специалис- тами Организации разных методов и технологий обу- чения и воспитания, наличие методических материалов, обеспечивающих образова- тельный процесс
  Партнерское взаимодействие с семьей Организация партнерских форм взаимодействия с се- мьей, участие родителей в жизни Организации, консуль- тации родителей Участие родителей в разра- ботке и реализации адапти- рованной образовательной программы и индивидуаль- ного образовательного мар- шрута
  Функционирование дошкольной образовательной организации Выстраивание образователь- ного процесса в соответс- твии с потребностями детского контингента, изменение образовательных условий в связи с диагностикой образова- тельных потребностей Соответствие качественно- го состава контингента де- тей, штатного расписания, методической базы и пред- метно-развивающей среды. Применение новых техноло- гий в соответствии с выяв- ленными потребностями детей

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА В ДОО

(по образовательным областям)

На современном этапе концепция инклюзивного обучения и воспи- тания является ведущим направлением в развитии специального образо- вания в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной), во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.


Распространение в нашей стране процесса инклюзии детей с огра- ниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соот- ветствии с Законом об образовании. Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопо- нимания. Основой жизненной позиции общества должна стать толеран- тность. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимо- помощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует фор- мированию у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспече- ние равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.

Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ в общеобразова- тельном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как всеми осознается, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Ин- дивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрос- лого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития умения взаимодейс- твовать в едином детском коллективе. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития (Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гон- чарова, О. С. Никольская).

Наличие в группе массового дошкольного учреждения ребенка с ограниченными возможностями здоровья требует внимания к нему со стороны воспитателей, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение, подготовку к школе. На- иболее важным аспектом является психологическая готовность воспита- теля группы к работе с ребенком, желание помочь ему и его родителям, сделать пребывание такого ребенка в группе полезным и интересным для него.

К настоящему времени разработаны специальные (коррекционные) образовательные программы для дошкольников, имеющих различные


отклонения в развитии, которые реализуются в учреждениях компенсиру- ющего и комбинированного видов. Следует указать, что в настоящее время отсутствуют программно-методические материалы, раскрывающие содер- жание коррекционно-педагогического процесса с названной категорией детей в общеобразовательных учреждениях. Данный раздел Программы имеет своей целью познакомить педагогов, психологов дошкольных обще- образовательных учреждений с технологиями коррекционно-педагогичес- кой работы, помочь им осуществлять эту работу в условиях детского сада.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1754; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.013 с.)