Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 29. Методика реабилитации воспитательной предметно-пространственной среды.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Жизненная среда человека – весь комплекс предметов и явлений окружающей природной и социальной действительности, с которыми человек взаимодействует на протяжении жизни. Среда бывает организованная и неорганизованная. В зависимости от функций выделяют социально-бытовую, трудовую и рекреационную среды. Материальным основанием каждой из них служит предметно-пространственная среда. Все среды, в которые включен человек, обладают воспитательным эффектом. Это проявляется в том, что окружающая среда является для ребенка: 1) источником знаний во всех сферах общественной культуры: интеллектуальной, материальной, социально-нормативной, эстетической; 2) источником эмоциональных переживаний, формирования у ребенка чувства прекрасного и безобразного, эмоционально-оценочного отношения к миру; 3) сферой приложения физических и духовных сил [при участии ребенка в ее совершенствовании], а значит и источником развития личности; 4) среда может играть важную роль в формировании гуманизма, коллективизма, демократизма (если является объектом коллективной заботы ребят). В результате активной деятельности человека современная предметно-пространственная среда приобрела негативные характеристики: загрязнение атмосферного воздуха, высокий уровень шума, электромагнитные излучения, сосредоточение предприятий на ограниченной территории, однообразная архитектура, сокращение рекреационных зон и т.п. В силу вышеназванных причин воспитательный потенциал современной предметно-пространственной среды значительным образом подорван, поэтому она нуждается в реабилитации. Реабилитационные действия предполагают сочетание механизмов адаптации, дифференциации, интеграции, генерирования, декомпенсации. Адаптация. Личность, группа должны иметь в единой предметно-пространственной среде собственную нишу. Ниша – место адаптации личности и любого социального организма к господствующим в среде стихиям. Ниши подразделяются на природные, социально-культурные, духовные. Адаптация предполагает наполнение предметов пространства понятными для ребенка смыслами, а также проведение специальных занятий по освоению ребенком предметов и объектов пространства. Примером может служить нидерландская модель повышения социальной компетенции детей. Так, для детей 5 – 7 лет в перечень вырабатываемых навыков включены навыки пользования предметами быта (телефон, компьютер, химические вещества), инфраструктурами (магазином, экстренными службами) и т.д. Естественная дифференциация предметно-пространственной среды – различение предметов и участков пространства с различным воспитательным потенциалом. Например, очевидно различие влияний пивного бара, мимо которого дети ходят в школу, и старого ухоженного парка. С дифференциацией среды связано такое понятие, как педагогизация окружающей среды – это диагностика среды для выявления всех источников влияния на ребенка, использование ее воспитательных и образовательных возможностей, организация возможных воздействий на среду для ее улучшения. Дифференциация среды дает возможность прогнозировать результативность воспитательных воздействий, судить об эффективности функционирования воспитательных систем. Кроме того, дифференциация среды помогает проектировать воспитательные влияния ее отдельных участков. Интеграция (объединение в одно целое). Может проводиться в двух направлениях: 1) включение в педагогический процесс ранее не задействованных объектов предметно-пространственной среды (например, включение в состав социально-педагогического комплекса детского парка; акция по разбивке сквера или обустройству детской площадки); 2) присоединение к основной среде обитания детей новых ниш (например, организация в подвальном помещении дома молодежного клуба). Интеграция может быть механической или насильственной, вынуждающей к объединению. Интеграция, как и все механизмы реабилитации, позволяет полнее использовать свойства предметно-пространственной среды в воспитательных целях. Новые пространства провоцируют интерес детей к их освоению, а педагогическая организация этих пространств стабилизирует, окультуривает их объекты. Генерирование – видоизменение среды под влиянием человека, т.е. создание новых объектов среды, ее обновление. Ярким примером может служить опыт сахновской средней школы в Черкасской области (А.А. Захаренко): фактически на пустом месте возникли новый школьный корпус с бассейном, планетарий, обсерватория, здание школьного музея, фруктовый сад, живая изгородь из пирамидальных тополей, цветники, фонтан «Колос». Появление природных и социальных ниш способствовало организации трудовых бригад и рабочих звеньев, а значит, и выработке трудовой этики, морали, идеологии школьников. Таким образом, генерирование среды – это способ реализации потенциальных созидательных возможностей среды, продуцирующих необходимый образ жизни и формирующих соответствующие личностные качества. Декомпенсация. Необходимость в декомпенсации возникает тогда, когда какие-либо объекты среды выходят за пределы допустимой нормы, отрицательно влияют на социализацию личности, жизнедеятельность воспитательных систем. Разновидностью декомпенсации выступает упорядочение объектов предметно-пространственной среды, подчинение их единому замыслу, единым целям. Все механизмы реабилитации среды должны использоваться комплексно, с опорой на диагностику возможностей и особенностей предметно-пространственной среды и четко выверенные обоснованные цели. Вопросы для самоконтроля: 1. Докажите, что окружающая среда обладает воспитательным потенциалом. 2. Что понимают под реабилитацией воспитательной предметно-пространственной среды? Дайте характеристику основным механизмам этого вида реабилитации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1049; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.80.194 (0.009 с.) |