Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 16. Сущность понятий «норма» и «отклонение от нормы» в социальной педагогике

Поиск

Для социальной педагогики понятия «норма» и «отклонение от нормы» очень важны. Они используются для характеристики процесса развития и социального поведения ребенка.

Под нормой (от лат. norma: правило, точное предписание) понимают признанный обязательный порядок, узаконенное установление. В медицине, психологии, социологии имеются свои показатели, параметры, характеристики нормы. То, что не соответствует норме, считается отклонением.

Социальная норма – это официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики правила общественного поведения. Социальные нормы закрепляются в законодательных актах, инструкциях, а также могут выступать в виде неписаных правил среды.

Социальные нормы можно подразделить на правовые, нравственные, этические и религиозные. Эти нормы служат критерием оценки поведения человека, его положения в обществе.

Следует отметить, что если понятия нормы в медицине, психологии более стабильны: так, поведение адекватное, неадекватное агрессивное, неагрессивное, то социальные нормы более подвижны, например, нравственные нормы не могут быть раз и навсегда зафиксированы во всех сообществах, потому, что: 1) они имеют национальную специфику (этнические, религиозные особенности), 2) со временем преобразуются, изменяются иногда на совершенно противоположные.

Также следует сказать, что чем демократичнее общество, тем терпимее оно относится к нестандартным формам проявления личности в различных сферах – творческой, сексуальной, отношении к инвалидам, в то время как тоталитарные режимы склонны регламентировать поведение человека, устанавливать нормы во всех сферах – не только в общественной, но и в личностно-бытовой жизни и за отступление от этих норм жестко наказывать, используя широкий набор санкций.

Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Например, негативными отклонениями в развитии ребенка могут быть умственная отсталость, а позитивные – одаренность, талантливость.

В социальной педагогике понятие «норма» и «отклонение» позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой уточняются причины, вызывающие те или иные отклонения, каким образом они влияют на процесс социализации, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность.

Отклонения от нормы можно разделить на 4 группы: физические, психические, педагогические и социальные.

I. Физические отклонения от нормы прежде всего связаны со здоровьем человека и определенными медицинскими показателями. В медицине для каждой возрастной и половозрастной группы детей определяются свои показатели (вес, рост, объем груди), которые характеризуют здоровье ребенка.

Тенденции ухудшения состояния здоровья детей (дефицит веса, несоответствие внешнего вида по спортивному возрасту) стабильны.

Существует довольно много классификаций людей, имеющих отклонения в развитии и здоровье. ВОЗ в 1980 г приняла британский вариант шкалы ограниченных возможностей:

- недуг, любая утрата или аномалия психических или физических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность;

- ограниченная возможность – любые ограничения или потеря способности выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека;

- инвалидность – любое следствие дефекта, препятствующее или ограничивающее выполнение какой-либо нормативной роли, исходя из возрастных, половозрастных или социальных факторов;

Сейчас используется термин человек (ребенок) с ограниченными возможностями здоровья; к ним относят детей, имеющих физические и психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательной программы. Также введено понятие «недостаток»:

- физические недостатки – временные или постоянные недостатки в развитии или функционировании органов, либо хроническое, соматическое или инфекционное заболевание;

- психические недостатки – недостатки в психическом развитии человека, нарушении речи, эмоционально-волевая сфера, нарушение умственного развития;

- сложные недостатки – сочетающиеся психические и физические недостатки;

- тяжелые недостатки – физические или психические недостатки, выраженные в такой степени, что образование недоступно;

II. Психические отклонения связаны с умственным развитием.

К этой группе отклонений относятся: задержка психического развития ребенка и умственная отсталость. Умственная отсталость может быть обусловлена врожденными дефектами нервной системы или является результатом болезни, травмы. У детей может быть различная степень умственной отсталости: от легкой дебильности до глубокой идиотии.

К психическим отклонениям относятся нарушения речи разной степени сложности: от нарушения произношения и заикания до сложных дефектов с нарушением чтения и письма.

Еще одной разновидностью психических отклонений является нарушение эмоционально-волевой сферы ребенка – его крайняя степень аутизм.

Особую группу отклонений представляет одаренность детей.

Для диагностики физических и психических недостатков создается межведомственная психолого-медико-педагогическая комиссия, из расчета одна на 10 000 детей. Задачи комиссии: ранняя диагностика детей с отклонением в развитии; консультирование родителей, социальных педагогов.

III. Педагогические отклонения – отклонения в получении общего и профессионального образования.

В данном случае педагогической нормой являются стандарты общего образования, то есть ребенок в определенном возрасте должен получить соответствующий уровень образования.

В настоящее время растет число детей, не получивших общего образования, причины:

- не пошли в школу вообще по достижении 7 лет возраста;

- не доучились: 4-6 классов образования (конфликт с учителями); асоциальная семья (толкает на улицу, где необходимо зарабатывать на жизнь, бродяжничество);

- дети-инвалиды в специальных учреждениях;

- дети, часто болеющие; с ДЦП – те, кто не может посещать общеобразовательную школу и нуждается в индивидуальном обучении на дому или компенсации.

IV. Социальные отклонения, связанные с понятием «социальная норма»: детский алкоголизм, наркомания, проституция, бродяжничество.

Следует отметить, что в действительности чистых отклонений не бывает. Одно отклонение провоцирует другое, одно накладывается на другое.

Теории отклонений: медицинская модель (теория социальной полезности) и социальная модель (интеграция людей с ограниченными возможностями, отклонениями).

Вопросы для самоконтроля

1. Как Вы считаете, какая из обозначенных теорий отклонений согласуется с принципом гуманизма социальной педагогики?

2. Почему в социальной педагогике рассматриваются понятия «норма» и «отклонение от нормы»?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 2577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.76.163 (0.01 с.)