Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 23. Методы социально-педагогической деятельности

Поиск

Методика в самом общем виде представляет собой совокупность методов, приемов и средств целесообразного проведения какой-либо работы.

Методы – это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка.

Кроме метода в социально-педагогической деятельности широко используются понятия «прием» и «средство».

Прием понимается как частное выражение метода, его конкретизация, носит по отношению к методу частный, подчиненный характер. Соотношение между методом и приемом можно рассматривать как взаимодействие родового (метод) и видового (прием) понятий. Фактически каждый метод реализуется через совокупность отдельных приемов, которые накапливаются практикой, обобщаются теорией.

Э.Ш.Натанзон выделил так называемые «созидающие» и «тормозящие» приемы. К созидающим приемам он относит такие, как поощрение, внимание, просьба, проявление огорчения, укрепление веры в собственные силы ребенка, доверие и др. К тормозящим он относит такие, как приказание, намек, ласковый упрек, мнимое безразличие, мнимое недоверие, проявление возмущения, осуждение, предупреждение и др.

Применение того или иного приема социальным педагогом зависит от конкретной социально-педагогической ситуации, мотивов поведения ребенка, умения ориентироваться в сложившейся ситуации, арсенала приемов, которые он имеет в запасе.

Средство является более широким понятием, чем прием и метод, поскольку последние сами в определенной ситуации могут выступать средствами. Средства – это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используются социальным педагогом для достижения поставленной цели. В качестве средств социально-педагогической деятельности могут выступать природа, произведения искусства, книги, СМИ и многое другое. Подчас эти средства не зависят от социального педагога, но он может воспользоваться ими в своей профессиональной деятельности, а методы – это те пути, с помощью которых он это сделает.

Методы социально – педагогической деятельности:

Психологические методы.

1. Психодиагностические: тесты, тесты интеллекта и способностей, личностные опросники, тесты достижений, проективные тесты, рисуночные тесты, социометрия.

2. Психо-коррекционные: психогимнастика, игровая коррекция, игровая терапия, арттерапия (библиотерапия, музыкотерапия, эстетотерапия, изотерапия, куклотерапия, песочная терапия и т.д.), диагностический и обучающий эксперименты, социально-психологический тренинг, тренинг поведения.

3. Методы психологического консультирования: эмпатийное слушание, интерпретация, идентификация, фасилитация, выдвижение гипотез.

4. Методы психотерапии: суггестия (внушение), аутосуггестия (самовнушение), транзактный анализ, групповая терапия, поведенческая терапия, семейная терапия.

Методы социальной работы.

1. Методы социальной диагностики: интервью, мониторинг, социальный опрос, экспертная оценка, экспертный прогноз, биографический метод.

2. Методы социальной профилактики: превентивный метод, социальная терапия, социодрама, группа поддержки.

3. Методы социального контроля: социальный надзор, социальная опека, социально – медицинский уход, социальное обслуживание.

4. Методы социальной реабилитации: трудотерапия, статусное перемещение, групповая терапия, кризисная интервенция.

5. Социально – экономические методы: регламентирование, нормирование, инструктирование, критика, контроль, проверка исполнения.

Педагогические методы.

1. Организационные методы: педагогический эксперимент.

2. Методы педагогической диагностики: педагогическое наблюдение, естественный эксперимент.

3. Методы воспитания: положительный пример, убеждение, приучение, поощрение, наказание, внушение, упражнение, перспектива, игра, доверие, ситуация успеха, самовоспитание.

Наиболее широко в социально-педагогической деятельности используются такие методы, как убеждение и упражнение. Особенность использования этих методов заключается в том, что социальный педагог имеет дело с детьми, у которых по каким-либо причинам не сформированы общепринятые нормы и правила поведения в обществе или же у него сформированы искаженные понятия об этих нормах и соответствующие формы поведения.

Убеждение – это разъяснение и доказательство правильности или необходимости определенного поведения. В процессе убеждения социальный педагог воздействует на сознание, чувства и волю ребенка. Убеждение оказывает влияние на ребенка только через его внутреннюю сферу.

Органическая часть убеждения – это требование. Требования могут быть различны: безоговорочное, не допускающее возражений (нельзя воровать, обманывать, ходить грязными, неопрятными и т.д.), более мягкое требование в виде обращения (сделай, пожалуйста; не делай этого, иначе ты огорчишь родных и др.). Требования должны быть основаны на уважении к личности ребенка, понимании его душевного состояния, пронизаны гуманностью, заинтересованностью в судьбе ребенка, разумностью предлагаемых действий по их выполнению; они должны выдвигаться с учетом мотивов и внешних обстоятельств, вызвавших те или иные поступки ребенка. Требование играет вспомогательную роль в социально-педагогической деятельности. Его основная функция заключается в том, чтобы поставить перед детьми задачу, довести до их сознания смысл норм и правил поведения, а также определить содержание предстоящей деятельности.

В формировании нравственных умений и привычек главную роль играет такой метод, как упражнение.

Метод упражнения связан с формированием у детей определенных нравственных умений и привычек. Воспитание привычек требует многократных действий и многократных повторений.

Формирование навыков и привычек включает следующие приемы работы: постановку задачи, разъяснение правил ее выполнения, возбуждение потребности и стремления выполнить эту задачу, практический показ (как это сделать), организацию практической тренировки, предъявление требований, напоминание о выполнении этих требований и контроль за правильностью их выполнения.

Сложность работы социального педагога заключается в том, что нравственные привычки большинства детей, с которыми он работает, подчас или не сформированы или же они имеют вредные привычки. Так, малолетние бродяги, поступающие в детские дома, не обладают элементарными гигиеническими навыками.

Эффективность использования метода упражнения повышается, если социальный педагог прибегает к таким формам организации метода упражнения, как игра: творческая, сюжетно-ролевая и др.

Среди социально-педагогических методов, особую группу составляют методы коррекции, к ним относятся поощрение и наказание. Их цель – сформировать определенные нравственные качества поведения и характера ребенка.

Поощрение направлено на подкрепление положительных действий и поступков ребенка. Успехи, замечания и поощрения сопряжены с чувством удовлетворения собственной деятельностью, закреплением положительных действий, стимулированием новых. Наказание оказывает сдерживающее влияние на негативное поведение ребенка. Наказание и поощрение напоминают ребенку о неизбежной связи между поступком и его последствиями (поощрение – удовлетворение, наказание – неудовлетворенность и стыд).

Существуют некоторые правила успешности применения этих методов, которые необходимо знать социальному педагогу: поощрение и наказание должно быть направлено не на личность ребенка, а на его поступок; они должны быть мобильны и индивидуальны, применяться авторитетным в лице ребенка человеком; поощрение и наказание требуют уважительного отношения к ребенку.

Социально-педагогическая технология – это практическая деятельность социального педагога, которая характеризуется рациональной последовательностью использования различных методов и средств с целью достижения качественных результатов труда. Технология предполагает наличие программы деятельности специалиста, в рамках которой решается конкретная проблема клиента, алгоритм последовательных операций для достижения конкретного результата, критерии оценки успешности деятельности специалиста.

Социально-педагогическая технология является интегративной разновидностью социальной и педагогической технологий. Возможность разработки социально-педагогических технологий обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность, как и всякая другая разновидность социальной деятельности, имеет свою структуру, благодаря которой она может поэтапно расчленяться и последовательно реализовываться.

Решение любой проблемы ребенка, требующей вмешательства социального педагога, начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации, на основании которой может быть сделано то или иное заключение. Особенностью деятельности социального педагога является то, что ребенок не всегда может сформулировать проблему, которая у него возникает, и объяснить, чем она вызвана, поэтому задача социального педагога заключается в том, чтобы самому выявить все значимые обстоятельства ситуации ребенка и поставить диагноз.

Следующий этап – поиск путей решения этой проблемы. Для этого на основании диагноза ставиться цель и в соответствии с ней выделяются конкретные задачи деятельности. Выполнение поставленных задач может осуществляться двумя путями. Первый – такую проблему можно решить известным способом, с применением уже разработанных технологий, поэтому задача социального педагога заключается в выборе именно той технологии, которая обеспечит успешное решение проблемы. Для этого социальный педагог должен быть вооружен знаниями о всех существующих социально-педагогических технологиях, а так же умениями выбирать ту, которая необходима в данном конкретном случае.

Если ему это не удается (случай исключительный), тогда социальный педагог должен уметь составить свою собственную программу решения проблемы, то есть самостоятельно разработать технологию своей деятельности в данном случае. Для этого социальному педагогу нужно знать, что такое индивидуальная программа, как она составляется, как при этом учитываются особенности ребенка и особенности его проблемы и многое другое.

По окончании работы социальный педагог должен оценить, насколько правильно решена проблема ребенка. При этом возможны по крайней мере два случая: социальный педагог положительно решает проблему ребенка, и на этом его деятельность с ребенком заканчивается; второй случай – социальный педагог не смог или частично решил проблему ребенка, тогда необходимо, выяснить, на каком этапе были допущены ошибки: этапе диагностирования, выбора решения или определения методов и средств. В этом случае необходима корректировка его деятельности на каждом этапе и повторение решения проблемы.

Внедрение технологий в деятельность социального педагога обеспечивает экономию сил и средств, позволяет научно строить социально-педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач, стоящих перед социальным педагогом. Социально-педагогические технологии позволяют решать весь широкий спектр задач социальной педагогики – диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации.

Вопросы для самоконтроля

1.Покажите на примере использование методов поощрения и наказания в деятельности социального педагога.

2.Каковы особенности социально-педагогической технологии?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.83.202 (0.007 с.)