Тема 17. Характеристика основных сфер жизнедеятельности человека, их возможности в социализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 17. Характеристика основных сфер жизнедеятельности человека, их возможности в социализации



Жизнедеятельность – способ существования человека, реализация им своей активности в индивидуальном, коллективном и социальном бытие.

Движущей силой активности является потребность. Активность человека побуждается рядом потребностей разного уровня, которые имеют половозрастные, групповые и индивидуальные особенности.

На всех возрастных этапах жизнедеятельность человека складывается из ряда сфер: общения (в которой активность направлена на взаимодействие с людьми), познания (активность направлена на познание окружающего мира), предметно-практической деятельности (в которой происходит реализация активности, направленной на сохранение и преобразование условий жизни), игры (в которой реализуется гедонистическая активность).

Общение – обмен духовными и эмоциональными ценностями, который происходит в форме диалога человека со своим «Я», так и с окружающими людьми.

Существуют два основных вида общения. Ролевое общение, возникающее в каких-либо сферах жизнедеятельности (познание, деятельность и др.) и имеющее целью их обслуживание.

Межличностное общение, имеющее целью только удовлетворение потребности в общении.

Содержание общения включает в себя духовно-ценностную проблематику, (смысл жизни, жизненные планы, взаимоотношения людей); событийную сторону жизни (жизнь семьи, групп, воспоминания о событиях); эмоциональное переживание жизни (впечатления, чувства, реакции); предметную сферу бытия (бытовые вопросы).

Общение происходит в форме диалога. Можно выделить четыре типа диалога: фактический – обмен репликами только для поддержания разговора; информационный – обмен значимой информацией; дискуссионный – обсуждение различных точек зрения; исповедный – доверительный разговор на интимно значимые темы.

Общение играет важнейшую роль в развитии человека: в освоении норм социального поведения, эмоциональном развитии, в приобретении индивидуального социального опыта, в реализации и утверждении себя как личности.

Потенциал общения в развитии человека может быть реализован в процессе социального воспитания в том случае, если он становится субъектом общения в воспитательных организациях, имеет возможность удовлетворять потребность в эмоциональных контактах.

Общение в воспитательных организациях становится интенсивным и привлекательным, если ее жизнедеятельность создает условия для решения объективных задач, стоящих перед человеком того или иного возраста.

Содержание общения в различных сферах жизнедеятельности организации должен быть проблемным, иметь социально-ориентированный характер.

Большую роль играет то, насколько каждый участник общения сумеет найти удовлетворяющую его позицию в межличностных отношениях, найдет ли человек не только партнеров по общему делу, но и приятельскую (дружескую) группу, в которой будет ощущать себя принятым и защищенным.

В воспитательных организациях разного типа, а также в организациях, для которых воспитание не является основной функцией, общение может выступать как основа жизнедеятельности или как ее фон.

Так, в организациях, имеющих основной функцией образование, общение – фон жизнедеятельности. В общественных и клубных организациях – общение является основой.

Познание в данной сфере реализуется активность человека, направленная на познание окружающего мира, людей, а также самого себя.

Познание идет как в виде практического, повседневного освоения культуры, так и научного.

Человек познает действительность, во-первых, в процессе общения, во-вторых, через систему образования, в-третьих, через самообразование.

Сфера познания обладает огромным потенциалом для развития задатков и способностей и их реализации; формирования духовных и социальных потребностей; для овладения способами постановки и решения проблемы.

Основой жизнедеятельности познание является в учреждениях образования, дополнительного образования.

Также познание можно рассматривать как фон жизнедеятельности всех организаций, так как в любой человеческой общности происходит обмен информацией, любая деятельность включает познание.

Деятельность – предполагает определенное противопоставление субъекта (человека) и объекта как материал, который должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности.

Выделяют предметно-практическую и духовно-практическую деятельность.

Воспитательная эффективность деятельности связана с ее характером – репродуктивным или творческим.

Деятельность является основой в жизнедеятельности организаций, функцией которых является удовлетворение и развитие практических и духовных интересов людей различного возраста.

Игра способ свободного импровизированного самовыражения человека в условных ситуациях, а также занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов, служащих для заполнения досуга, развлечения.

В жизни человека с младенчества до старости игра выполняет существенную функцию по развитию воображения, интересов, социальных и экспрессивных способностей.

Игра рассматривается как самостоятельная сфера жизнедеятельности, так же как способ организации познания, деятельности.

Включение игры в жизнедеятельность воспитания организации может быть успешным, если в игре реализуется цели трех уровней:

- Наиболее общая цель – это удовольствие.

- Функциональная цель – это игровая задача, то есть выполнение определенных правил, разыгрывание сюжета.

- Творческая цель, то есть функциональная цель всегда достигается человеком (группой) творчески.

Основой жизнедеятельности игра является в рекреационных, дошкольных учреждениях.

Средством организации тех или иных сфер жизнедеятельности и компонентом, а также фоном жизнедеятельности игра может и должна быть практически во всех воспитательных организациях.

Спорт - организованная по определенным правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе. Спорт представляет собой специфический род физической и интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки, в сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального и материального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшения собственных физических возможностей и навыков. Выделяют: спорт как составную часть физической культуры, массовый самодеятельный спорт и спорт высших достижений.

Спорт как составная часть физической культуры. Это собственно соревновательная деятельность и подготовка к ней. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, мобилизация физических, психических и нравственных качеств человека.

Массовый спорт даёт возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие.

Спорт высших достижений — это единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физических и практических пределов здорового человека. Цель спорта высших достижений — это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях.

Спорт является основой жизнедеятельности в спортивных школах и спортивных клубах. Компонентом жизнедеятельности спорт является во всех образовательных учреждениях.

Таким образом, охарактеризованные сферы жизнедеятельности человека имеют большое значение в социализации, они взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте условия, необходимые для того, чтобы человек мог стать субъектом каждой из сфер жизнедеятельности.

2. Назовите типы воспитательных организаций, в которых общение, познание, деятельность, игра являются основой, или компонентом, или фоном их жизнедеятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 988; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.66.78 (0.006 с.)