Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 17. Характеристика основных сфер жизнедеятельности человека, их возможности в социализацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Жизнедеятельность – способ существования человека, реализация им своей активности в индивидуальном, коллективном и социальном бытие. Движущей силой активности является потребность. Активность человека побуждается рядом потребностей разного уровня, которые имеют половозрастные, групповые и индивидуальные особенности. На всех возрастных этапах жизнедеятельность человека складывается из ряда сфер: общения (в которой активность направлена на взаимодействие с людьми), познания (активность направлена на познание окружающего мира), предметно-практической деятельности (в которой происходит реализация активности, направленной на сохранение и преобразование условий жизни), игры (в которой реализуется гедонистическая активность). Общение – обмен духовными и эмоциональными ценностями, который происходит в форме диалога человека со своим «Я», так и с окружающими людьми. Существуют два основных вида общения. Ролевое общение, возникающее в каких-либо сферах жизнедеятельности (познание, деятельность и др.) и имеющее целью их обслуживание. Межличностное общение, имеющее целью только удовлетворение потребности в общении. Содержание общения включает в себя духовно-ценностную проблематику, (смысл жизни, жизненные планы, взаимоотношения людей); событийную сторону жизни (жизнь семьи, групп, воспоминания о событиях); эмоциональное переживание жизни (впечатления, чувства, реакции); предметную сферу бытия (бытовые вопросы). Общение происходит в форме диалога. Можно выделить четыре типа диалога: фактический – обмен репликами только для поддержания разговора; информационный – обмен значимой информацией; дискуссионный – обсуждение различных точек зрения; исповедный – доверительный разговор на интимно значимые темы. Общение играет важнейшую роль в развитии человека: в освоении норм социального поведения, эмоциональном развитии, в приобретении индивидуального социального опыта, в реализации и утверждении себя как личности. Потенциал общения в развитии человека может быть реализован в процессе социального воспитания в том случае, если он становится субъектом общения в воспитательных организациях, имеет возможность удовлетворять потребность в эмоциональных контактах. Общение в воспитательных организациях становится интенсивным и привлекательным, если ее жизнедеятельность создает условия для решения объективных задач, стоящих перед человеком того или иного возраста. Содержание общения в различных сферах жизнедеятельности организации должен быть проблемным, иметь социально-ориентированный характер. Большую роль играет то, насколько каждый участник общения сумеет найти удовлетворяющую его позицию в межличностных отношениях, найдет ли человек не только партнеров по общему делу, но и приятельскую (дружескую) группу, в которой будет ощущать себя принятым и защищенным. В воспитательных организациях разного типа, а также в организациях, для которых воспитание не является основной функцией, общение может выступать как основа жизнедеятельности или как ее фон. Так, в организациях, имеющих основной функцией образование, общение – фон жизнедеятельности. В общественных и клубных организациях – общение является основой. Познание – в данной сфере реализуется активность человека, направленная на познание окружающего мира, людей, а также самого себя. Познание идет как в виде практического, повседневного освоения культуры, так и научного. Человек познает действительность, во-первых, в процессе общения, во-вторых, через систему образования, в-третьих, через самообразование. Сфера познания обладает огромным потенциалом для развития задатков и способностей и их реализации; формирования духовных и социальных потребностей; для овладения способами постановки и решения проблемы. Основой жизнедеятельности познание является в учреждениях образования, дополнительного образования. Также познание можно рассматривать как фон жизнедеятельности всех организаций, так как в любой человеческой общности происходит обмен информацией, любая деятельность включает познание. Деятельность – предполагает определенное противопоставление субъекта (человека) и объекта как материал, который должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности. Выделяют предметно-практическую и духовно-практическую деятельность. Воспитательная эффективность деятельности связана с ее характером – репродуктивным или творческим. Деятельность является основой в жизнедеятельности организаций, функцией которых является удовлетворение и развитие практических и духовных интересов людей различного возраста. Игра – способ свободного импровизированного самовыражения человека в условных ситуациях, а также занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов, служащих для заполнения досуга, развлечения. В жизни человека с младенчества до старости игра выполняет существенную функцию по развитию воображения, интересов, социальных и экспрессивных способностей. Игра рассматривается как самостоятельная сфера жизнедеятельности, так же как способ организации познания, деятельности. Включение игры в жизнедеятельность воспитания организации может быть успешным, если в игре реализуется цели трех уровней: - Наиболее общая цель – это удовольствие. - Функциональная цель – это игровая задача, то есть выполнение определенных правил, разыгрывание сюжета. - Творческая цель, то есть функциональная цель всегда достигается человеком (группой) творчески. Основой жизнедеятельности игра является в рекреационных, дошкольных учреждениях. Средством организации тех или иных сфер жизнедеятельности и компонентом, а также фоном жизнедеятельности игра может и должна быть практически во всех воспитательных организациях. Спорт - организованная по определенным правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе. Спорт представляет собой специфический род физической и интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки, в сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального и материального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшения собственных физических возможностей и навыков. Выделяют: спорт как составную часть физической культуры, массовый самодеятельный спорт и спорт высших достижений. Спорт как составная часть физической культуры. Это собственно соревновательная деятельность и подготовка к ней. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, мобилизация физических, психических и нравственных качеств человека. Массовый спорт даёт возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие. Спорт высших достижений — это единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физических и практических пределов здорового человека. Цель спорта высших достижений — это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях. Спорт является основой жизнедеятельности в спортивных школах и спортивных клубах. Компонентом жизнедеятельности спорт является во всех образовательных учреждениях. Таким образом, охарактеризованные сферы жизнедеятельности человека имеют большое значение в социализации, они взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Вопросы для самоконтроля: 1. Охарактеризуйте условия, необходимые для того, чтобы человек мог стать субъектом каждой из сфер жизнедеятельности. 2. Назовите типы воспитательных организаций, в которых общение, познание, деятельность, игра являются основой, или компонентом, или фоном их жизнедеятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1094; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.201 (0.009 с.) |