Основные положения безопасности жизнедеятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные положения безопасности жизнедеятельности



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Учебное пособие

 

 

 
 

 

 

Рязань 2006

УДК 614.8.084

Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие /Ю.В. Зайцев; Рязан. гос. радиотехн. ун-т. Рязань, 2006. 144 с.

Излагаются основные идеи и концепции безопасности жизнедеятельности. Описаны характерные опасные и вредные факторы среды обитания. Приведены требования действующих документов, способы и средства обеспечения безопасности.

Предназначено для студентов всех специальностей заочной формы обучения, изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности». Может быть использовано дипломниками при написании раздела «Безопасность и экологичность проекта».

Табл. 17. Ил. 11. Библиогр.: 9 назв.

 

Безопасность жизнедеятельности, опасные и вредные факторы, нормирование, законодательные и нормативные документы, охрана труда, чрезвычайные ситуации, пожарная безопасность

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета РГРТУ.

 

Рецензент: кафедра безопасности жизнедеятельности и экологии Рязанского государственного радиотехнического университета (зав. кафедрой Зайцев Ю.В.).

 

 

З а й ц е в Юрий Васильевич

 

Безопасность жизнедеятельности

 

Редактор М.Е. Цветкова

Корректор С.В. Макушина

 

 

Подписано в печать.06. Формат бумаги 60х84 1/16.

Бумага газетная. Печать трафаретная. Усл. печ. л. 9,0.

Уч.-изд. л. 9,0. Тираж 300 экз. Заказ

Рязанский государственный радиотехнический университет.

390005, Рязань, ул. Гагарина, 59/1.

Редакционно-издательский центр РГРТ © Рязанский государственный

радиотехнический университет

Показатели негативности техносферы

В тех случаях, когда состояние среды обитания не удовлетворяет критериям комфортности, безопасности и экологичности, неизбежно возникают негативные последствия. Для интегральной оценки влияния опасностей на человека и среду обитания используют ряд показателей негативности. К ним относят:

- численность пострадавших ТТР от воздействия травмирующих факторов;

- показатель частоты травматизма КЧ, определяющий число несчастных случаев за один год, приходящихся на 1000 работающих:

КЧ = 1000(ТТР ),

где С – среднесписочное число работающих;

- показатель тяжести травматизма КТ, характеризующий среднюю длительность нетрудоспособности, приходящуюся на один несчастный случай: КТ = Д/ТТР,

где Д – суммарное число дней нетрудоспособности по всем несчастным случаям;

- показатель травматизма со смертельным исходом КСИ, определяющий число пострадавших со смертельным исходом за один год (ТСИ), приходящихся на 1000 работающих: КСИ= 1000(ТСИ ).

Из приведенных показателей можно определить риск работающего получить травму RТРЧ / 1000 и риск гибели работающего RСИ = = КСИ /1000 в течение года.

Для оценки уровня нетрудоспособности вводят:

- показатель нетрудоспособности КН = 1000(Д/С) = КЧ КТ;

- численность пострадавших ТЗ, получивших профессиональные или региональные заболевания;.

- показатель сокращения продолжительности жизни (СПЖ) при воздействии вредного фактора или их совокупности. Абсолютные значения СПЖ оцениваются в сутках, а относительные – по формуле СПЖ = (П – СПЖ/365) , где П – средняя продолжительность жизни, лет;

- региональная младенческая смертность определяется числом смертей детей в возрасте до 1 года из 1000 новорожденных;

- материальный ущерб.

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ БЖД

Правовые основы БЖД

Юридической базой всех отраслей законодательства является Конституция РФ (1993 г.), которая обладает наивысшей юридической силой. Основы конституционного строя РФ в области БЖД изложены в статье 7, а права и обязанности человека в данной области закреплены в статьях 37, 39, 41, 42 и 58 Конституции.

Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации (до 1992 г. РСФСР) и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами РФ и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них, прежде всего Министерство природных ресурсов, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет закон РФ «О санитарно–эпидемиологическом благополучии населения» (1999), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и безвредности факторов среды обитания и требования к обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности. Ряд требований по охране труда и окружающей среды зафиксирован в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993) и в законе «О защите прав потребителей» (1992). Законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002). См. с. 509 и 510

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды отметим Водный кодексБезопасность подобно другим аспектам жизнедеятельности подлежит охвату правовым регулированием в той части, которая санкционирована государством. На территории РФ действуют только законы и подзаконные акты РФ. В переходный период (до создания своего законодательства по всем отраслям права) на территории России действуют также законы и подза­конные акты бывшего СССР, если они не противоречат Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Поэтому важнейшие законодательные положения по БЖД закреплены в Конституции РФ, Законах РФ и СССР.

Конституция РФ (1993 г.) является юридической базой всех отраслей законодательства и обладает наивысшей юридической силой. Основы конституционного строя РФ в области БЖД изложены в статье 7, а права и обязанности человека в данной области закреплены в статьях 37, 39, 41, 42 и 58 Конституции. РФ (1995), Земельный кодекс РФ (2001), законы РФ «О недрах» (1992), «Об охране атмосферного воздуха» (1999), «Об отходах производства и потребления».

Среди законодательных актов по охране труда отметим федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» (1999) и Трудовой Кодекс РФ (2001), устанавливающие основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда, а также закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998). Из подзаконных актов отметим постановления Правительства РФ «Об экспертизе условий труда», «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда», «Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», «Положение об аттестации рабочих мест по условиям труда» и «Правила сертификации работ по охране труда».

Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и в связи с ликвидацией их последствий составляют законы РФ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994), «О пожарной безопасности» (1994), «Об использовании атомной энергии» (1995). Среди подзаконных актов в этой области отметим постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Детально положения Конституции РФ в области БЖД конкретизируются в следующих законодательных актах:

Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990 г.);

Закон РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» (1982 г.);

Земельный кодекс РСФСР (1991 г.);

Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991г.);

Закон РСФСР «О чрезвычайном положении» (1991 г.);

Закон РФ «О недрах» (1992 г.);

Закон РФ «О безопасности» (1992 г.);

Закон РФ «О защите прав потребителей» (1992 г.);

«Кодекс законов о труде РФ» (1992 г.);

Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (1992 г.);

Закон «О сертификации продукции и услуг» (1994 г.);

Закон РФ «О пожарной безопасности» (1995 г.);

Закон РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997 г.);

Закон «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998 г.);

Закон «Об основах охраны труда в РФ» (1999 г.);

Закон РФ «О санитарно–эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.) и др.

В последнем из указанных законов под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние её факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности. В соответствии с Законом граждане РФ имеют право на благоприятную среду обитания (окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или используемую продукцию), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека настоящего и будущего поколений. Граждане РФ имеют право на своевременное возмещение в полном объёме ущерба от вреда, причиненного их здоровью в результате нарушений санитарных правил, повлекших за собой возникновение массовых инфекционных и (или) неинфекционных заболеваний. Возмещение ущерба проводится организациями, допустившими нарушения санитарных правил, добровольно либо по решению суда.

Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» - комплексный нормативный акт. Он регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя её отдельные объекты. В соответствии с Законом задачами природоохранительного законода­тельства являются: охрана природной среды (а через неё и здоровья человека), предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности, оздоровление окружаю­щей природной среды, улучшение её качества. Ведущим принципом, направленным на решение указанных задач, Закон называет научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов. В этом его основная идея. Реализация этой идеи обеспечивается в Законе тремя группами норм, закрепляющих:

нормативы качества окружающей природной среды;

экологические требования к хозяйственной и иной деятельности, влияющие на окружающую среду;

механизм использования этих требований.

Закон РФ «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями, устанавливает права потребителей на безопасность их жизни и здоровья, на государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Статья 4 Закона устанавливает, что продавец (изготовитель, исполнитель) обязан продать потребителю товар (передать результаты выполненной работы, оказать услугу), соответствующий по качеству обязательным требованиям стан­дартов, санитарных норм (СН), строительных норм и правил (СНиП), услови­ям договора, обычно предъявляемым требованиям.

Потребитель имеет право на то, чтобы товары (работы, услуги) при обычных условиях их использования, при их хранении и транспортировке были безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды в соответствии с требованиями стандартов, СН, СНиП. На товары (результаты работы), использование кото­рых по истечении определённого срока представляет опасность для жизни, здоровья потребителей, окружающей среды, должны устанавливаться сроки службы (годности), о которых потребитель должен предупреждаться (ст. 5). Товары, на которые в законодательных актах или стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителей, подлежат обязательной сертификации, т.е. подтверждению уполномоченным на то органом соответствия товара требованиям стандарта.

Потребитель вправе потребовать, а изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах).

Вред, причинённый жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объёме (ст. 12). Моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) его прав, подлежит возмещению причинителем вреда. Размер возмещения вреда определяется судом (ст. 13).

Кодекс законов о труде РФ (КЗоТ) определяет основные обязанности администрации по обеспечению безопасных условий труда; специальные требо­вания, предъявляемые к работникам, занятым на тяжёлых и вредных работах; требования безопасности к производственным зданиям, сооружениям, оборудованию, устанавливает материальную ответственность за ущерб, причинённый работникам повреждением их здоровья и т.п. КЗоТ содержит 18 глав, среди которых есть такие главы как «Охрана труда», «Труд женщин», «Труд молодежи», «Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде».

Закон «Об основах охраны труда в РФ» (1999 г.) устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе труда.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности организации;

- установление единых нормативных требований по охране труда, обязательных к исполнению для организаций любых форм;

- государственное управление охраной труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

- содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

- расследование каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве;

- защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования;

- установление компенсаций за тяжёлую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

- проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- установление порядка обеспечения работников средствами коллективной и индивидуальной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами за счёт средств работодателя.

Закон РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий и обеспечение готовности организаций к локализации последствий этих аварий. К категории опасных производственных объектов Закон относит объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные вещества; используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 °С; используются стационарно установленные грузоподъёмные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулёры; получаются расплавы чёрных и цветных металлов; ведутся горные работы, а также работы в подземных условиях.

Закон РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от указанных случаев на производстве и определяет порядок возмещения вреда, причинённого жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим законом случаях.

Управление охраной труда

 

БЖД в условиях производ­ства, где работающие подвергаются воздействию пре­имущественно техногенных опасностей, называется охраной труда, определение которой содержится в статье 1 закона «Об основах охраны труда в РФ». Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельно­сти, включающая в себя пра­вовые, социально-экономические, организационно-технические, са­ни­тарно-гигиенические, и лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Составляющими этой системы являются условия труда, техника безопасности, производственная санитария, пожарная безопасность и т.д.

Техника безопасности - это система организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов.

Производственная санитария - это система организационных, гигиенических и санитарно-технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих вредных производственных факторов.

Пожарная безопасность - это состояние объекта, при котором исключается возможность пожара, а в случае его возникновения предотвращается воздействие на людей опасных факторов пожара и обеспечивается защита материальных ценностей.

Свойства эЭлементовы производственной среды формируют условия труда, т.е. со­вокупность факторов трудового процесса и рабочей среды, в которой осуществляется деятельность человека, воздействующих на человека в процессе труда.. Условия труда - это важнейшая социально-эконо­ми­ческая категория, показатель социального и технического прогресса об­щества. От них условий труда зависит эффективность общественного про­из­водства. Ох­рана труда решает совершенно конкретный круг проблем, относящихся к условиям труда, а именно: условия труда не должны причинять вреда здоровью человека. Условия труда могут быть далеки от совершенства. Конечным следствием неблагоприятных условий труда являются производственный травматизм и профессиональные заболевания.

Управление охраной труда осуществляется в соответствии с законом «Об основах охраны труда в РФ» Министерством здравоохранения и социального развития РФ и его территориаль­ными органами, представители которых наделены широкими полномочиями по кон­тролю условий и охраны труда, по надзору за строительством новых объектов, за выполнением законодательства по охране труда. В федеральных органах исполни­тельной власти для проведения ведомственного управ­ления и контроля в обязательном порядке организуются отделы охраны труда.

Система управления охраной труда (СУОТ) нав любомй предприятии организации предусматри­вает участие в ней всех представителей администрации, начиная от бри­гадиров и мастеров и кончая руководителем организации. Каждый представитель администрации в пределах своих должностных обязанностей отвечает за обеспечение здоровых и безопасных условий труда, соблюдение требований законодательных и нормативных актов по охране труда. Общее руководство работой по охране труда в структурных подразделениях организаций осуществляет работодатель (руководитель организации). В целях эффек­тивной работы системы управления охраной труда работодатель распределяет обя­занности по охране труда между должностями руководителей и специалистов (рис. 2.1). Кроме того, ряд подразделений выполняют специальные функции управления охраной труда.

Организация и координация работ по охране труда возложена на службы (или спе­циалиста) охраны труда. Кроме того, эта служба консультирует работодателя и ра­ботников по вопросам охраны труда, осуществляет контроль за соблюдением законо­дательных и иных нормативных правовых актов по охране труда работниками пред­приятия, проводит анализ состояния и при­чин травматизма и проф­заболеваний, разра­батывает мероприятия по предупреждению несчастных случаев и профзаболеваний, организует работу по ат­тес­тации рабочих мест, проводит вводный инструктаж, ока­зывает помощь в организации обучения работников вопросам охраны труда и т.п.

Структура и численность работников службы охраны труда определяются рабо­тодателем с учётом рекомендаций государственного органа управления охраной труда. Службу охраны труда рекомендуется организовывать как отдельное структур­ное подразделение предприятия с непосредственным подчинением работодателю. Ра­ботодатель может возложить обязанности инженера по охране труда на любого спе­циалиста (с его согласия и после соответствующего обучения), который будет уделять часть рабочего времени выполнению данных обязанностей, или пригласить на дого­ворной основе специалиста соответствующей квалификации.

Важнейшей функцией СУОТ является контроль состояния охраны и условий труда, результаты которого являются основой для принятия управленческих решений. Основными видами контроля охраны труда являются: оперативный контроль руково­дителя работ и других должностных лиц; контроль требований безопасности труда при аттестации рабочих мест; контроль, осуществляемый службой охраны труда предприятия; ведомственный контроль вышестоящих организаций; контроль, осуще­ствляемый органами государственного надзора.

Оперативный контроль осуществляется администрацией на всех уровнях еже­дневно в масштабах руководимых ею подразделений, групп, бригад. Особая роль при этом принадлежит мастерам и бригадирам, осуществляющим перед началом работы проверку соответствия требованиям безопасности оборудования, средств защиты, ин­стру­мента, приспособлений, организации рабочего места, а в процессе работы - кон­троль за безопасностью ее проведения.

 

Руководитель организации (генеральный директор, директор, начальник, управляющий)

Непосредственное руководство работой по охране труда в организации и её структурных подразделениях осуществляет главный инженер или должностное лицо, на которое приказом возложены обязанности по обеспечению охраны труда в организации. Заместители руководителя организации, руководители (начальники) производств и участков, руководители функциональных служб осуществляют руководство деятельностью по охране труда соответствующих подразделений и служб организации в соответствии с требованиями законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.

 

 

Главный инженер (технический директор, зам. руководителя организации по производству)

 

 

Служба охраны труда (инженер по охране труда)

 

 

Зам. руководителя организации по капитальному строительству
Зам. руководителя организации по кадрам (начальник отдела кадров)
Главные специалисты (главный механик, главный энергетик, главный технолог, главный конструктор)
Начальники производств, отделов, мастерских, самостоятельных участков, (производственных, монтажных, строительных)

 

Мастера, производители работ (прорабы), руководители отдельных производственных участков

Рис. 2.1. Схема управления охраной труда организации

 

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда и осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создаётся служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. Структура и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учётом рекомендаций государственного органа управления охраной труда. Службу охраны труда рекомендуется организовывать как отдельное структурное подразделение предприятия с непосредственным подчинением работодателю.

На предприятиях, где в соответствии с Межотраслевыми нормативами численности требуется менее одной ставки инженера по охране труда, работодатель может возложить обязанности инженера по охране труда на специалиста (с его согласия и после соответствующего обучения), который наряду с основной работой будет уделять часть рабочего времени выполнению должностных обязанностей инженера по охране труда, или пригласить на договорной основе специалиста соответствующей квалификации.

Основными задачами службы охраны труда являются:

• организация и координация работы по охране труда на предприятии;

• консультирование работодателя и работников по вопросам охраны труда;

• контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда работниками предприятия и т.п.

Должностные лица, в случае возложения на них работодателями соответствующих обязанностей по обеспечению охраны труда, несут ответственность в установленном законодательством порядке за невыполнение своих функциональных обязанностей по охране труда, препятствие деятельности представителям органов государственного надзора и контроля, общественного контроля.

По охране труда

Наличие квалифицированного персонала на предприятии - одно из важнейших условий безопасности труда на производстве. В соответствие соответствии с законом «Об основах охраны труда в РФ» все работники организации, в том числе её руководитель, обя­заны проходить обучение по охране трудаи проверку знаний требований охраны труда.

Проверка знаний по охране труда поступивших на работу проводится не позд­нее, чем через одного месяца после назначения на должность, для работающих - периодически, не реже одного раза в три года. Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний по охране труда в целом по предприятию возлагается на его руководителя предприятия, в подразделениях подразделении - на руководителя подразделения.

Внеочередная проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий проводится независимо от срока проведения предыдущей проверки:

- при введении в действие на предприятии новых или переработанных законода­тельных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

- при изменениях (замене) технологических процессов и оборудования, тре­бующих дополнительных знаний по охране труда обслуживающего персонала;

- при назначении или переводе на другую работу, если новые обязанности тре­буют дополнительных знаний по охране труда;

- по требованию государственной инспекции труда;

- после аварий, несчастных случаев, а также при нарушении руководителями и специалистами или подчиненными им работниками требований нормативных право­вых актов по охране труда;

- при перерыве в работе в данной должности более одного года.

Целью инструктажа по охране труда является сообщение работникам зна­ний, необходимых для правильного и безопасного ведения работ, входящих в круг их непосредственных обязанностей.

По характеру и времени проведения инструктажи подразделяются на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой.

Вводный инструктаж проводится инженером по охране труда или лицом, на которое возложены эти обязанности, со всеми вновь принятыми на работу, в том числе с временными работниками, командированными, учащимися, студентами, при­бывшими на производственную практику. Цель вводного инструктажа - дать общие знания по охране труда, о правилах поведения на территории и в цехах предприятия. Вводный инструктаж проводится по программе, разработанной службой охраны труда с учётом требований нормативных правовых актов и особенностей предпри­ятия. Программа утверждается работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом. Результаты проведения вводного инструктажа фиксируются в специальном прошнурованном, пронумерованном, скрепленном печатью и подписью руководителя журнале с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

Первичный инструктаж на рабочем месте до начала производственной дея­тельности проводится с вновь принятым на работу, при переходе из одного подразде­ления в другое, с работниками, выполняющими новую для них работу, командиро­ванными, временными работниками, со студентами и учащимися, проходящими про­из­вод­ст­венную практику. От этого инструктажа освобождаются работники, ко­то­рые не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, ис­пользованием инструмента, приборов, хранением и использованием сырья и материа­лов. Перечень профессий и должностей работников, освобождённых от первичного инструктажа на рабочем месте, утверждается руководителем организации по согласованию с профсоюзным комитетом или иным уполномоченным работниками представительным органом и службой охраны труда. Инструктаж проводится руководителем подразделения с каждым работником индивидуально с показом безопасных приёмов труда. О проведе­нии инструктажа делается запись в журнал регистрации инструктажа.

Повторный инструктажна рабочем месте проводится со всеми работни­ками (за исключением тех, кто освобождён от первичного инструктажа на рабочем месте), не реже одного раза в полугодие. Руководитель организации по согласованию с профсоюзным комитетом для некоторых категорий работников может установить более про­должительный (до 1 года) срок проведения повторного инструктажа.

Внеплановый инструктажна рабочем месте проводится:

- при введении в действие новых или переработанных нормативных правовых актов по охране труда;

- при изменении технологического процесса, замене или модернизации обору­дования, приспособлений и инструмента, сырья и материалов, других факторов, влияющих на безопасность труда;

- при нарушении работниками требований безопасности труда, которые могли привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;

- по требованию органов надзора;

- при перерывах в работе более чем на 30 календарных дней.

Проведение внепланового инструктажа фиксируется в журнале инструктажа на рабочем месте с указанием причин его проведения.

Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, не связан­ных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка и т.п.), при ликвидации последствий аварии, стихийных бедствий и катастроф, при производ­стве работ, на которые оформляются наряд-допуск.

 

2.79. Ответственность за нарушение требований

По охранеохраны труда

Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами, или препятст­вующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, а также органов общественного контроля, привлекаются к дисциплинарной, админи­стра­тивной или уголовной ответственности.

Дисциплинарная ответственность заключается в том, что взы­скания накла­дываются вышестоящими в порядке подчинённости органами на лиц, отвечающих за состояние условий и охраны труда, в виде замечания, выговора, смещения на низшую должность на срок до одного года, увольнение с должности.

Административная ответственность - это ответственность перед органами государственного надзора и контроля в виде предупреждения или штрафа. Нарушение должностными лицами требований охраны труда влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 МРОТ; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5 до 50 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 300 до 500 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Нарушение законодательства об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного до трех лет.

Уголовная ответственность устанавливается рядом статей УК. В зависимости от степени виновности должностное лицо наказыва­ется испра­вительными работами или лишением свободы на срок до 3 лет, штрафом до 500 МРОТ или увольнением с должности.

Все рабочие и служащие, не являющиеся должностными лицами, за невыполне­ние своих обязанностей в части требований охраны труда могут привлекаться к дисциплинарной, а в соответствующих случаях - к материальной и уголовной ответ­ственности. Администрация может применить следующие дисциплинарные взыска­ния: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до 3 месяцев, смещение на низшую должность на тот же срок, увольнение с должности.

Материальная ответственность заключается в возмещении работником части ущерба, причинённого им предприятию в связи с нарушением им норм и пра­вил охраны труда при исполнении своих трудовых обязанностей.

Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами), или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, а также органов общественного контроля, привлекаются к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Дисциплинарная ответственность заключается в том, что взыскания накладываются вышестоящими в порядке подчинённости органами на лиц, отвечающих за состояние условий и охраны труда в виде замечания, выговора, смещения на низшую должность на срок до одного года, увольнение от должности.

Административная ответственность - это ответственность перед органами государственного надзора и контроля в виде предупреждения или штрафа, Нарушение должностными лицами требований охраны труда влечёт наложение штрафа в размере до 100 МРОТ. Размер штрафа за нарушение, повлекшее за собой несчастный случай, может быть увеличен до 500 МРОТ.

Уголовная ответственность устанавливается рядом статей уголовного кодекса. В зависимости от степени виновности должностное лицо наказыва­ется исправительными работами или лишением свободы до 1 года, штрафом до 500 МРОТ или увольнением от должности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.188.160 (0.07 с.)