Основы безопасности жизнедеятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы безопасности жизнедеятельности



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

 

Кафедра общеобразовательных дисциплин

 

Основы безопасности жизнедеятельности

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

 

для студентов 1 курса Факультета непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы очной формы обучения

специальность 030912.52 «Право и организация социального обеспечения»

 

Москва

 

 

Авторы: Киреев Евгений Владимирович – кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры

Панявин Александр Владимирович – старший преподаватель

кафедры

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.

Одобрен на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин Российской академии правосудия (протокол № 12 от 02 июля 2013 года).

Внесенные изменения и дополнения одобрены решением кафедры общеобразовательных дисциплин Российской академии правосудия (протокол № 11 от 01 июля 2014 года).

 

 

Утвержден Учебно-методическим советом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия».

 

 

© Российская академия правосудия, 2014

© Киреев Е.В., Панявин А.В., 2014


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………..……………..………………………………..4

Объем дисциплины и виды учебной работы.…………………………………..6

Тематический план ………………………………………………………………6

Содержание учебной дисциплины…………………...………….………………8

Тематический план семинарских и практических занятий.…………………..24

Планы семинарских и практических занятий.………………….………….…..25

Методические рекомендации по изучению дисциплины...…………………...37

Методические рекомендации по организации

самостоятельной работы студентов ……………………………………………37

Примерные задания для самостоятельной работы…………………………….38

Примерная тематика рефератов…………...………………………………........56

Рекомендуемая литература……………………………………………………...58

Примерные вопросы для подготовки к рубежному контролю.........................62

Примерные вопросы для подготовки к зачёту…..………………..…………...64

 


Введение

«Основы безопасности жизнедеятельности» - обязательная для изучения дисциплина в рамках базовой части профессионального цикла Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 030912.52 «Право и организация социального обеспечения».

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования и призван помочь студентам первого курса Факультета непрерывного образования в изучении дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».

Цель образования по дисциплине - приобретение студентами необходимых знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в социально-бытовой сфере.

Задачи дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности":

освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;

воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;

развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;

овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Выпускник должен обладать следующими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):

− соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда (ОК 11).

В результате изучения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» студент должен

знать / понимать:

− основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

− потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

− основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

− предназначение, принципы функционирования, структуру и задачи РСЧС;

− предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.

уметь:

− владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

− применять средства коллективной и индивидуальной защиты в мирное и военное время;

− оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

− ведения здорового образа жизни, ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, развития в себе необходимых духовных и физических качеств;

− оказания первой медицинской помощи;

− развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

− вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи.

 

Структурно курс включает пять разделов, которые соответствуют рекомендуемым модулям дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». В рамках каждого из разделов объектом изучения являются человек и сообщества людей, а предметом изучения – причины возникновения и проявления основных опасностей, угрожающих человеку и сообществам людей, а также способы защиты от них.

Учебный материал подаётся в контексте современного развития методологии безопасности жизнедеятельности в России и за рубежом. При этом учитываются знания и умения студентов, полученные в общеобразовательной школе.


Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)  
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  
В том числе:  
Уроки-лекции  
Уроки-практические занятия  
Самостоятельная работа обучающегося (всего)  
Итоговая аттестация Дифференцированный зачёт

 

Тематический план

Разделы (темы) дисциплины. Количество часов
Уроки Практ. занят. Всего
Раздел 1. Введение в основы безопасности жизнедеятельности.   -  
Тема 1.1. Введение в безопасность жизнедеятельности, её предмет и основные понятия.   -  
Раздел 2. Основы здорового образа жизни.   -  
Тема 2.1. Здоровье и здоровый образ жизни.   -  
Тема 2.2. Вредные привычки и их влияние на здоровье.   -  
Тема 2.3. Стресс, двигательная активность и здоровье человека.   -  
Тема 2.4. Биоритмы и работоспособность человека.   -  
Тема 2.5. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.   -  
Раздел 3. Первая медицинская помощь при травмах и ранениях.      
Тема 3.1. Помощь при неотложных состояниях.   -  
Тема 3.2. Временные способы остановки кровотечения. -    
Тема 3.3. Первая медицинская помощь: шок, ушибы, вывихи, переломы, раны.      
Тема 3.4. Первая медицинская помощь: ожоги, тепловые климатические воздействия, отморожения и замерзания, утопление, электротравма и поражение молнией.   -  
Тема 3.5. Бытовые отравления, отравление угарным газом, укусы ядовитых змей.   -  
Тема 3.6. Первая медицинская помощь при острых нарушениях сердечной деятельности и дыхания. Применение лекарственных средств. -    
Тема 3.7. Оказание доврачебной помощи при ДТП.   -  
Промежуточная аттестация -    
Раздел 4. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.      
Тема.4.1. Уголовная ответственность несовершеннолетних.   -  
Тема 4.2. Правила поведения в бытовой (городской) среде.      
Тема 4.3. Личная безопасность в социальной среде.      
Тема 4.4. Безопасность на транспорте.      
Тема 4.5. Пожарная безопасность и правила поведения при пожаре.      
Тема 4.6. Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера.      
Раздел 5. Государственная система обеспечения безопасности населения.      
Тема.5.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).   -  
Тема 5.2. Гражданская оборона страны и её задачи. Организация ГО в образовательном учреждении.      
Тема 5.3. Современные средства массового поражения, и их поражающие факторы.      
Тема 5.4. Сигналы оповещения ГО и действия граждан при их поступлении.   -  
Тема 5.5. Основные мероприятия по защите населения. Эвакуация и укрытие в защитных сооружениях.   -  
Тема 5.6. Применение средств индивидуальной защиты.      
Итого:      

Содержание учебной дисциплины

И профилактика

 

Студент должен

знать:

- группы и классификацию инфекционных болезней;

- профилактические меры против инфекционных заболеваний;

иметь представление:

- о цикличности развития инфекционных болезней ипродолжительности инкубационного периода.

 

Группы инфекционных болезней, вызываемые болезнетворными бактериями, вирусами, простейшими грибками. Непосредственные причины возникновения инфекционных болезней.

Классификация основных инфекционных болезней человека. Инфекционные болезни, вызываемые возбудителями, паразитирующими в организме человека. Инфекционные болезни, к возбудителям которых восприимчив человек. Кишечные инфекции, инфекции дыхательных путей, кровяные инфекции, инфекции наружных покровов.

Цикличность развития инфекционных болезней,периоды развития болезни. Пределы продолжительности инкубационного периода.

Профилактика инфекционных заболеваний. Иммунитет: врожденный и приобретенный. Общие понятия об иммунной системеи иммунизации. Проведение профилактических прививок.

Понятие ВИЧ-инфекции и СПИДа. Меры профилактики ВИЧ-инфекции.

 

Понятия, составляющие содержание темы:

инфекционное заболевание, период развития болезни, эпидемия, пандемия, механизм передачи инфекции, профилактика заболеваний, иммунизация, асептика, антисептика.

 

Вывихи, переломы, раны

 

Студент должен

знать:

- общие сведения о повреждениях и реакцию организма при повреждениях;

- правила оказания первой помощи при шоке, ушибах, вывихах, переломах и ранах до прибытия врача.

 

Общие сведения о повреждениях. Общая реакция организма при повреждениях. Травматический шок. Первая помощь пострадавшему при шоке.

Ушибы. Первая помощь при ушибах.

Вывихи. Основные признаки вывихов. Первая помощь.

Переломы: открытые и закрытые. Причины переломов. Первая помощь при переломах.

Раны. Виды ран. Опасности от ран. Первая помощь при ранах.

Способы иммобилизации и переноски пострадавшего.

Первая помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота, в области таза, при повреждении спины и позвоночника.

 

Понятия, составляющие содержание темы:

травматический шок, ушиб, вывих, перелом, растяжение связки, иммобилизация.

 

Укусы ядовитых змей

 

Студент должен

знать:

- причины бытовых отравлений и отравлений нитратами;

- причины отравления угарным газом;

- правила оказания первой помощи при отравлениях и укусах ядовитых змей до прибытия врача.

 

Причины бытовых отравлений. Причины отравлений. Пищевые отравления. Отравление грибами. Первая помощь при отравлениях грибами. Рекомендации по сбору и использованию грибов.

Отравление нитратами. Нитраты и нитриты. Причина загрязнения нитратами.

Приборы для определения содержания нитратов в растительной продукции, воде и почве – иономеры, нитратомеры и концентратомеры. Рекомендации по лечению отравлений нитратами.

Острые отравления. Первая помощь при пероральных и ингаляционных отравлениях.

Отравление угарным газом. Механизм отравления угарным газом. Три степени отравления угарным газом. Первая помощь пострадавшему от отравления угарным газом.

Укусы ядовитых змей. Первая помощь при укусе ядовитой змеи. Профилактика укусов ядовитых змей.

 

Понятия, составляющие содержание темы:

острое отравление, бытовое отравление, механизм отравления, яды, токсины.

 

И техногенного характера

 

Студент должен

знать:

- ЧС природного и техногенного характера;

- правила поведения и действия населения при ЧС природного и техногенного характера.

иметь представление:

- о профилактике и мерах по защите населения от неблагоприятных последствий аварий на техногенных объектах.

 

Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, снежные заносы, извержения вулканов, обвалы, засухи, массовые лесные и торфяные пожары. Правила поведения и действия населения при ЧС природного характера. Правила поведения и действия населения в условиях наводнения и цунами. Меры по снижению последствий бурь, ураганов, смерчей. Профилактика лесных и торфяных пожаров. Профилактика распространения инфекций.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Правила поведения населения при авариях на химически опасных объектах, радиационно-опасных объектах. Правила безопасного поведения при пожаре и угрозе взрыва.

Чрезвычайные ситуации при авариях на гидротехнических сооружениях, последствия аварий на них. Меры по защите населения от неблагоприятных последствий аварий на ГТС.

 

Понятия, составляющие содержание темы:

чрезвычайная ситуация, катастрофа, авария, радиационно и химически опасные вещества, взрывчатые вещества, поражающие факторы ЧС, проникающая радиация, радиоактивное загрязнение местности, воздушная ударная волна.

 

При их поступлении

 

Студент должен

знать:

- сигналы оповещения населения в мирное и военное время;

- порядок действий граждан при получении сигнала о возникновении чрезвычайной ситуации;

иметь представление:

- о средствах оповещения населения и работников предприятий при возникновении чрезвычайной ситуации.

 

Виды сигналов оповещения населения. Средства оповещения. Локальные системы оповещения. Передача речевой информации. Варианты речевой информации. Типовые сообщения о чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время. Сигнал «Внимание всем!».

 

Понятия, составляющие содержание темы:

система оповещения населения, средства оповещения населения, основные сигналы оповещения.

 

Планы семинарских и практических занятий

Занятие первое.

Учебное время: 2 часа.

Учебные вопросы

1. Способы иммобилизации и переноски пострадавшего (по учебным плакатам).

2. Общие сведения о повреждениях (презентация РРТ):

- травматический шок, первая помощь пострадавшему при шоке;

- ушибы, первая помощь при ушибах;

- вывихи, основные признаки вывихов, первая помощь;

- переломы: открытые и закрытые, причины переломов, первая помощь при переломах.

3. Практическая часть. Тренировка по парам в иммобилизации верхних и нижних конечностей. Тренировка в переноске пострадавших различными способами.

 

Занятие второе.

Учебное время: 2 часа.

Учебные вопросы

1. Раны, виды ран, опасности от ран, первая помощь при ранах.

2. Первая помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота, в области таза, при повреждении спины и позвоночника (по учебным плакатам).

3. Просмотр учебного видеофильма «Травматизм. Правила оказания первой помощи», (30 мин.).

Рекомендуемая литература:

Бондин В.И., Семехин Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для студентов учреждений СПО. – М.,Инфра-М, 2012. *

Громов В.И., Васильев Г.А. Энциклопедия безопасности – 3. – М., 2010.

Иванюков М.И., Алексеев В.С. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2010.

Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., КноРус, 2012. *

Маслов М.В. Инструкция по оказанию первой доврачебной неотложной помощи пострадавшим. – М., 2010.

Рыбин А.Л., Хренников Б.О., Маслов М.В. Безопасность в дорожно-транспортных ситуациях. – М., «Просвещение», 2009.

Сапронов Ю.Г., Сыса А.Б., Шахбазян В.В. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для студ. учреждений СПО. – М., Академия, 2012.

Как оказать первую медицинскую помощь? http://kakmed.com/52/kak-okazat-pervuyu-medicinskuyu-pomoshh.

Первая помощь. http://www.1st-aid.ru.

Школа выживания «Омега». http://project-omega.narod.ru/med.htm.

Первая помощь при ушибах, переломах, вывихах, растяжениях связок и синдроме длительного сдавливания: http://www.grandars.ru/college/medicina/pervaya-pomoshch-pri-ushibah.html

Правила оказания первой медицинской помощи. http://scienceport.ru/lib/Pravila-okazaniya-pervoy-meditsinskoy-pomoschi.html

 

Примерная тематика рефератов

 

Реферат представляет собой краткое изложение основной информации первоисточника на основе ее смысловой переработки. В процессе работы над рефератом студент должен ознакомиться и проанализировать соответствующую литературу, подготовить обзор по содержанию исследованных источников.

Данный вид работы имеет целью глубокое изучение материала, а также призван проверить умение студента самостоятельно работать с источниками, анализировать, делать выводы, письменно излагать результат изучения научной проблемы.

Рефераты выполняются на стандартных листах бумаги (формат А4) в письменном, рукописном или компьютерном вариантах. Объём реферативной работы зависит от темы, количества проработанных источников, а также задач, которые поставлены автором. Рекомендуемый объём может составлять 10-20 страниц, в число которых не включается титульный лист и возможные приложения.

Подробнее о методике написания рефератов см.: Организация учебной деятельности студентов: учебно-методическое пособие. – М., 2011.

 

Примерные темы рефератов:

 

1. Человек и среда обитания. Схема взаимодействия человека со средой обитания.

2. Влияние на состояние организма и его здоровье социальных условий, условий жизни и трудовой деятельности, характера и привычки человека.

3. Безопасность работы на компьютере. Компьютерная и музыкальная наркомания.

4. Факторы, вызывающие стресс-реакцию. Виды стрессов.

5. Гипокинезия как стрессогенный фактор у подростков.

6. Влияние биологических ритмов на физическую работоспособность человека. Методика расчёта биоритмов.

8. Понятие ВИЧ-инфекции и СПИДа. Меры профилактики ВИЧ-инфекции.

9. Общая последовательность действий при оказании первой помощи пострадавшему.

10. Основные правила оказания первой помощи в ДТП.

Оказание первой медицинской помощи при инсульте до прибытия врача.

11. Приборы для определения содержания нитратов в растительной продукции, воде и почве – иономеры, нитратомеры и концентратомеры.

12. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

13. Укусы ядовитых змей. Первая помощь при укусе ядовитой змеи.

14. Профилактика укусов ядовитых змей.

15. Применение лекарственных средств. Пути введения лекарственных веществ в организм.

16. Уголовная ответственность за неоказание медицинской помощи при ДТП.

17. Система наказаний, применяемых к несовершеннолетним. Особый порядок назначения и исполнения наказаний для несовершеннолетних.

18. Правила безопасного поведения в городских зонах повышенной опасности.

19. Правила безопасного использования различных инструментов при выполнении хозяйственных работ дома.

20. Организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации.

21. Правила безопасного поведения в местах массового скопления людей.

22. Правила предупреждения дорожно-транспортного травматизма.

23. Особенности поведения в городском транспорте.

24. Способы и средства тушения лесных пожаров.

25. Правила безопасного поведения при пожаре и угрозе взрыва.

26. Основные режимы функционирования РСЧС.

27. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении.

28. Средства защиты кожи типа ОКЗК. Комплект изолирующий химический КИХ-4, комплекты КИХ-5 и КИХ-6

29. Современные высокоточные средства поражения. Их основные характеристики.

30. Варианты речевой информации при передаче сигналов оповещения.

31. Порядок проведения эвакуации. Принципы и способы эвакуации.

32. Новейшие и перспективные средства индивидуальной защиты.

 

Рекомендуемая литература

Основная литература

Бондин В.И. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие: доп. М-вом образования и науки РФ / Бондин В.И., Семехин Ю.Г. - М.: ИНФРА-М: Академцентр, 2011, 2012, 2013. - 348 с. - (Среднее проф. образование). (Библиотечный фонд РАП и ЭБС Znanium.com)

Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник: рек. Федер. гос. учреждением "Федер. ин-т развития образования" / Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. - 7-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2013. - 320 с. - (Начальное и среднее проф. образование). (Библиотечный фонд РАП)

Сычёв Ю.Н. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика. 2014, - 224 с. (Для студентов высших учебных заведений и учащихся колледжей. Гриф УМО).

(ЭБС IPRBOOK)

Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов учреждений СПО. – М., Академия, 2012.

Дополнительная литература

Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебник: рек. Акад. военных наук РФ / Микрюков В.Ю. - М.: Форум, 2011. - 463 с. - (Проф. образование). (Библиотечный фонд РАП)

Халилов Ш.А. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие: доп. М-вом образования и науки РФ / Халилов Ш.А., Маликов А.Н., Гневанов В.П.; ред. Халилов Ш.А. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2012. - 575 с. (ЭБС Znanium.com)

Цуркин А.П., Сычёв Ю.Н. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. – М.: Евразийский открытый институт, 2011.- 320 с. (ЭБС IPRBOOK)

Никифоров Л.Л. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]:Уч. пособие для бакалавров/Л.Л. Никифоров, В.В. Персиянов. – М.: Дашков и К. 2013. - 496 с. (ЭБС Znanium.com)

 

Дополнительная литература по разделам тематического плана

Раздел 1.

Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Безопасность жизнедеятельности (для ССУЗов). – М., Академия (Academia), 2014.

Закон РФ от 28.12.2010 г. № 390 «О безопасности» с изм. и доп.

Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., Академия, 2012.

Иванюков М.И., Алексеев В.С. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2010.

Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учреждений сред. проф. образования. – М., Академия, 2013.

Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для студ. учреждений СПО. – М., Форум, 2012.

 

Раздел 2.

Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Безопасность жизнедеятельности (для ССУЗов). – М., Академия (Academia), 2014.

Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 242-ФЗ «Об охране здоровья граждан» с изм. и доп.

Федеральный закон от 08.01.1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» с изм. и доп.

Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 242-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» с изм. и доп.

Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., Академия, 2012.

Громов В.И., Васильев Г.А. Энциклопедия безопасности – 3. – М., 2010.

Иванюков М.И., Алексеев В.С. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2010.

Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учреждений сред. проф. образования. – М., Академия, 2013.

Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для студ. учреждений СПО. – М., Форум, 2012.

 

Раздел 3.

Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Безопасность жизнедеятельности (для ССУЗов). – М., Академия (Academia), 2014.

Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с изм. и доп.

Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., Академия, 2012.

Громов В.И., Васильев Г.А. Энциклопедия безопасности – 3. – М., 2010.

Иванюков М.И., Алексеев В.С. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2010.

Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учреждений сред. проф. образования. – М., Академия, 2013.

Маслов М.В. Инструкция по оказанию первой доврачебной неотложной помощи пострадавшим. – М., 2010.

Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для студ. учреждений СПО. – М., Форум, 2012.

Рыбин А.Л., Хренников Б.О., Маслов М.В. Безопасность в дорожно-транспортных ситуациях. – М., «Просвещение», 2009.

Раздел 4.

Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Безопасность жизнедеятельности (для ССУЗов). – М., Академия (Academia), 2014.

Федеральный Закон от 24.06.99 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с изм. и доп.

Уголовный кодекс РФ (УК РФ) № 63-ФЗ от 13.06.1996 г. Раздел V. Глава 14.

Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» с изм. и доп.

Федеральный закон от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» с изм. и доп.

Федеральный закон от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» с изм. и доп.

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ с изм. и доп.

Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» с изм. и доп.

Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» с изм. и доп.

Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., Академия, 2012.

Громов В.И., Васильев Г.А. Энциклопедия безопасности – 3. – М., 2010.

Иванюков М.И., Алексеев В.С. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2010.

Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учреждений сред. проф. образования. – М., Академия, 2013.

Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для студ. учреждений СПО. – М., Форум, 2012.

 

Раздел 5.

Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Безопасность жизнедеятельности (для ССУЗов). – М., Академия (Academia), 2014.

Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» с изм. и доп.

Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» с изм. и доп.

Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» с изм. и доп.

Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., Академия, 2012.

Иванюков М.И., Алексеев В.С. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2010.

Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учреждений сред. проф. образования. – М., Академия, 2013.

Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для студ. учреждений СПО. – М., Форум, 2012.

 

Интернет-ресурсы

- www.garant.ru – система «Гарант»: Законодательство с комментариями (основные международно-правовые документы).

- Безопасность. Образование. Человек: информационный портал. Материалы, посвященные обеспечению личной, национальной и глобальной безопасности, ссылки на другие ресурсы. http://www.bezopasnost.edu66.ru.

- Учебные и методические разработки, в области БЖД, ОБЖ, ПДД, ЗОЖ.

- Образовательные ресурсы (плакаты, электронные учебники, пособия, тесты, анкеты) для изучения курсов: «Безопасность жизнедеятельности», «Основы безопасности жизнедеятельности». http://obr-resurs.ru.

- Безопасность и здоровье: технологии и обучение. Электронные образовательные материалы в сфере БЖД, ОБЖ, ПДД, ЗОЖ. http://risk-net.ru.

- Нет наркотикам. Информационно-публицистический ресурс http://www.narkotiki.ru.

- Биоритмы в жизни человека. http://knowledge.allbest.ru/biology/3c0a65635b3ac78b5d43b88521306c370.html.

- Руководство по инфекционным болезням с атласом инфекционной патологии. http://www.infectology.ru/RUK/Ruk_2000/index.aspx.

- Ежедневная интернет-газета «АнтиСПИД. НаркоСТОП». http://www.noaids.ru.

- Школа выживания «Омега». http://project-omega.narod.ru/med.htm.

Web-сайт МЧС Российской Федерации. http://www.mchs.gov.ru.

- Коллективные средства защиты. http://www.medtransport.ru/view_page.php?page=85.

- Средства индивидуальной защиты. http://www.balama.ru/sredstva-individualnoy-zashiti.html.

- Как оказать первую медицинскую помощь? http://kakmed.com/52/kak-okazat-pervuyu-medicinskuyu-pomoshh.

- Первая помощь. http://www.1st-aid.ru.

- Народная медицина: http://nmedicine.net/sposoby-ostanovki-krovotecheniya-kak-ostanovit-krovotechenie/

- Первая помощь при ушибах, переломах, вывихах, растяжениях связок и синдроме длительного сдавливания: http://www.grandars.ru/college/medicina/pervaya-pomoshch-pri-ushibah.html

- Правила оказания первой медицинской помощи. http://scienceport.ru/lib/Pravila-okazaniya-pervoy-meditsinskoy-pomoschi.html

 

Примерные вопросы

для подготовки к рубежному контролю

 

1. Цель изучения, объект и предмет дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».

2. Важнейшие понятия ОБЖ: опасность, безопасность и риск.

3. Основные составляющие здорового образа жизни? Мотивации формирования здорового образа жизни.

4. Основные нарушения, происходящие в организме человека под действием алкоголя.

5. Определение понятия «наркотическое вещество». Основные критерии диагностики наркомании.

6. Понятие «стресс», причины и факторы его возникновения. Виды стрессовых состояний.

7. Влияние гиподинамии и гипокинезии на организм человека.

8. Характеристика неотложных состояний.

9. Целесообразная последовательность оказания первой помощи.

10. Что такое кровотечение? Какие внешние признаки характеризуют артериальное кровотечение?

11. Способы временной остановки кровотечения до прибытия врача.

12. При каких повреждениях необходима иммобилизация пострадавшего? 13. Способы переноски пострадавшего.

14. Причины травм опорно-двигательного аппарата. Виды травм опорно-двигательного аппарата.

15. Первая помощь пострадавшему от теплового солнечного удара.

16. Оказание помощи пострадавшему в результате отморожение и замерзания.

17. Первая помощь при пероральных отравлениях.

18. Отравление угарным газом. Оказание первой помощи.

19. Оказание первой помощи при укусе ядовитой змеи.

20. Мероприятия при острых нарушениях сердечной деятельности и дыхания.

21. С учётом каких физиологических особенностей человека осуществляется техника непрямого массажа сердца?

22. Основные правила оказания доврачебной помощи при ДТП.

23. С какого возраста начинается уголовная ответственность в РФ?

24. Какие меры уголовных наказаний применяются к несовершеннолетним?

25. Основные правила безопасного поведения в городских зонах повышенной опасности.

26. Основные источники опасности в быту. Правила безопасного использования различных инструментов при выполнении хозяйственных работ дома.

27. Порядок вызова спасательных служб по телефону в чрезвычайных бытовых ситуациях.

28. Наиболее распространённые причины пожаров в быту.

29. Правила безопасного поведения при возникновении криминогенных ситуаций в доме (квартире), на улице. Какие подручные средства самообороны вы можете использовать?

30. Вас захватили в заложники. Ваши действия и правила безопасного поведения при захвате в заложники?

31. Определение дорожно-транспортного происшествия. Виды ДТП.

32. Основные правила безопасности в метро.

33. Основные меры обеспечение безопасности при поездках на железнодорожном транспорте, в самолёте, на водном транспорте.

34. Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале).

35. Первичные средства пожаротушения и правила их использования.

36. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в общественном месте.

37. Действия в условиях землетрясения, наводнения и цунами.

 

Примерные вопросы

для подготовки к зачёту

 

1. Цель изучения, объект и предмет дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».

2. Важнейшие понятия ОБЖ: опасность, безопасность и риск.

3. Основные составляющие здорового образа жизни? Мотивации формирования здорового образа жизни.

4. Основные нарушения, происходящие в организме человека под действием алкоголя.

5. Определение понятия «наркотическое вещество». Основные критерии диагностики наркомании.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.263 с.)