Безопасность жизнедеятельности человека и среда его обитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Безопасность жизнедеятельности человека и среда его обитания



Безопасность жизнедеятельности человека и среда его обитания

 

050100 Педагогическое образование

Квалификация (степень) выпускника -«бакалавр»

Профиль подготовки - «безопасность жизнедеятельности»

Форма обучения:_очная, заочная

Курс 1, семестр 1

 

Москва

 

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование

 

Автор: Широкова Татьяна Ивановна

Рецензенты:

_______________________________

_______________________________

 

 

Программа одобрена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности

от ______________ 2011 г., протокол № ___.

 

Заведующий кафедрой доктор философских наук, профессор

Мапельман Валентина Михайловна

Часть I. Программа учебной дисциплины

1. Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины: сформировать систему научных знанийоб условиях обеспечения безопасности человека в различных сферах его жизнедеятельности, составляющих среды обитания современного человека, взаимосвязи и взаимообусловленности состояния среды обитания и безопасности человека.

Задачи дисциплины:

- рассмотреть сущность понятия «безопасность жизнедеятельности»;

- получить представление об основных опасностях и угрозах для современного человека, принципах их классификации;

- изучить характеристики биосферы и ее роль в обеспечении безопасности человека;

- ознакомиться с основными экологическими проблеммами современности;

- определить принципы оптимальной организации бытовой, производственной и рекреационной среды, обеспечивающей безопасность жизнедеятельности человека.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности человека и среда обитания» включена в цикл профессиональных дисциплин, базовую часть, модуль «Безопасность жизнедеятельности».

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Студент, освоивший дисциплину, должен:

знать: основные определения и понятия дисциплины, научные основы и особенности взаимодействия человека и среды обитания, комплекс основных экологических проблем и условия обеспечения оптимальной жизнедеятельности человека;

уметь: с научных позиций анализироватьинформацию по проблемам безопасности жизнедеятельности человека и среды его обитания, грамотно использовать ее для решения своих профессиональных задач, использовать в своей деятельности соответствующие нормативные правовые документы;

владеть навыками:

- обеспечения безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях различного характера;

- использования природных ресурсов и факторов среды обитания для повышения адаптационных возможностей и укрепления здоровья,

- ведения дискуссии и полемики по проблемам обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и среды его обитания;

В ходе изучения дисциплины студент должен овладеть следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору пути ее достижения (ОК-1);

быть способным анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

быть способным использовать знания о естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности (ОК-4);

профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными (ОПК):

осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

владеть основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

быть способным нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

в области педагогической деятельности:

использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебного процесса(ПК-4);

организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

быть готовым к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

 

в области культурно-просветительской деятельности:

быть способным разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8);

быть способным к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

 

№ п/п Вид учебной работы Объем работ, час, зач.ед.
  1 семестр
  Общая трудоемкость 108 (3 зач.ед.)
  Аудиторные занятия, в том числе:  
2.1. Лекции  
2.2. Практические занятия (семинары)  
  Самостоятельная работа  
  Вид отчетности по дисциплине:  
  зачет  

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ЕЕ РАЗДЕЛОВ.

 

5.1. Введение в дисциплину. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в современном мире.

Определение безопасности жизнедеятельности человека, условия ее обеспечения. Безопасность как жизненная потребность. Сферы жизнедеятельности человека как объекты безопасности: учебная, производственная, социальная, демографическая, экономическая, политическая и др.

Опасности и угрозы в жизнедеятельности человека. Понятие об опасной, чрезвычайной и экстремальной ситуациях. Виды опасностей и угроз. Критерии классификации чрезвычайных ситуаций. Характеристики опасных и чрезвычайных ситуаций различного характера: виды, причины развития, поражающие факторы, последствия.

 

Контрольные работы.

1. Изложите собственное понимание понятий «безопасность жизнедеятельности», «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация», «риск», «фактор риска».

 

2. В чем заключаются положительные и отрицательные аспекты влияния среды обитания на организм человека. Приведите примеры.

3. Охарактеризуйте компоненты среды обитания и ведущие факторы риска для человека в каждом из них.

4. Перечислите основные нутриенты (питательные вещества), необходимые человеку для обеспечения жизнедеятельности, и их источники в окружающей среде.

5. Дайте определение биологических и социальных ритмов и охарактеризуйте основные биоритмологические типы.

 

Примерные вопросы к зачету.

 

1. Понятие безопасности жизнедеятельности.

2. Сферы жизнедеятельности человека и возможные риски.

3. Понятие чрезвычайной ситуации, ее характеристики.

4. Классификация чрезвычайных ситуаций.

5. Иерархия опасностей и угроз. Дестабилизирующие факторы.

6. Понятие среды обитания, ее составляющие.

7. Последствия антропогенного воздействия на среду обитания.

8. Факторы риска в среде обитания человека.

9. Индивидуальный и популяционный риск. Примеры.

10. Примеры приемлемого и неприемлемого риска.

11. Средовые и поведенческие факторы риска для здоровья и безопасности человека.

12. Адаптация: определение, формирование, значение в обеспечении безопасности.

13. Принципы повышения адаптивных возможностей человека.

14. Источники загрязнения атмосферы.

15. Причины истощения водных ресурсов планеты.

16. Роль воды в обеспечении жизнедеятельности человека. Природные минеральные источники. Правила потребления минеральных вод различного назначения.

17. Антропогенное влияние на почву — истощение, эрозия и др. Последствия для природы и человека.

18. Типы электростанций и техногенные риски.

19. Проблемы и перспективы атомной энергетики.

20. Альтернативные источники энергии, перспективы их использования.

 


Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт естественных наук

Кафедра безопасности жизнедеятельности

1 семестр

Наименование дисциплины / курса Уровень образования   Статус дисциплины в рабочем учебном плане Количество зачетных единиц Форма отчетности Курс, семестр
Безопасность жизнедеятельности человека и среда его обитания бакалавр Блок проф.дисц.   зачет 1к.1с.

 

Смежные дисциплины по учебному плану:
Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов, опасные ситуации природного характера
ВВОДНЫЙ БЛОК (проверка сформированности компетенций)
Тема или задание текущей аттестационной работы Виды текущей аттестации Аудиторная или внеаудиторная Максимальное/ минимальное количество баллов
      * ***
       
Итого: * ***
БАЗОВЫЙ БЛОК (проверка сформированности компетенций)
Тема или задание текущей аттестационной работы Виды текущей аттестации Аудиторная или внеаудиторная Максимальное/ минимальное количество баллов
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Работа на лекции аудиторная    
Компоненты и факторы окружающей среды и их влияние на человека Контрольная работа внеаудиторная    
Оценка безопасности источников энергии Контрольная работа внеаудиторная    
Роль питания в жизнедеятельности человека. Проблемы обеспечения безопасности пищевых продуктов Контрольная работа внеаудиторная    
Биологические и социальные ритмы в жизнедеятельности человека. Контрольная работа внеаудиторная    
Итого:    
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Тема или задание текущей аттестационной работы (одна на выбор) Виды текущей аттестации Аудиторная или внеаудиторная Максимальное/ минимальное количество баллов
Типы конституции человека и среда его обитания реферат внеаудиторная    
Водные ресурсы планеты, их роль в обеспечении жизнедеятельности человека. реферат внеаудиторная    
Риски в среде обитания и в жизнедеятельности человека реферат внеаудиторная    
Итого:    
           

 

Примечания: работа, выполненная менее чем на 30 %, считается неудовлетворительной и оценивается в 0 баллов.

Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации __40____ баллов

Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на семинарах по уважительной причине:

___________________________________________________(выполнение заданий дополнительного блока)

Форма промежуточной аттестации: ___________________________________________________________________

ФИО преподавателя: __Т.И. Широкова ______________________________________________

Утверждено на заседании кафедры _____________________ «___» _________ 201__ г.

Протокол №__

Зав. кафедрой ___В.М.Мапельман_______________

 

Безопасность жизнедеятельности человека и среда его обитания

 

050100 Педагогическое образование



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.029 с.)