Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Теоретические основы безопасности↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основы охраны труда».
Харьков 2010 Пояснительная записка Рабочий журнал по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности. Основы охраны труда», предназначен для выполнения студентами высших учебных заведенный ІV уровня аккредитации по специальностям «лечебное дело», «педиатрия», «фармация» и «медико-профилактическое дело» практических работ под контролем преподавателя и самостоятельной работы. В журнале рассматриваются основные аспекты взаимодействия в системе «человек-жизненная среда», источников опасностей и возникающих при этом факторов, ведущих к нарушению жизнедеятельности людей как в повседневных условиях производства и быта, так и в чрезвычайных ситуациях. В журнале отведено место для самостоятельной работы студентов по изучаемым темам. Студенты должны заполнить предоставленные таблицы, схемы, решить задачу, ответить на вопросы тестов и т.п. Цель изучения дисциплины Обеспечить в соответствии с современными требованиями знания студентов об общих закономерностях возникновения и развития опасностей, сформировать необходимые в будущей практической деятельности специалиста умения и практические навыки для защиты людей и окружающей среды. По изучению курса дисциплины студент должен ЗНАТЬ: · Основные положения, определения и терминологию безопасности жизнедеятельности. · Характеристику среды жизнедеятельности человека. · Источники опасностей и их классификацию. · Законодательные акты и нормативные документы по вопросам безопасности жизнедеятельности человека. · Основные положения Закона Украины «Об охране труда». · Механизм вредного влияния на организм человека алкоголя, курения, наркотиков. · Влияние питания на жизнедеятельность человека; следствия загрязнения пищевых продуктов пестицидами, гербицидами, радионуклидами и токсичными веществами. · Профессиональные вредности при выполнении функциональных обязанностей врачами, фармацевтическими работниками. · Основные понятия об опасных инфекционных заболеваниях (ВИЧ и СПИД, туберкулез, гепатит С), возможные пути попадания инфицированного биологического материала в организм человека. Студент должен УМЕТЬ: · Анализировать и оценивать опасные ситуации. · Оценивать среду пребывания относительно личной безопасности, безопасности коллектива. · Самостоятельно принимать решение о принятии срочных мер в случае возникновения экстремальных ситуаций. · Использовать нормативно-правовую базу для защиты личности и окружающей среды, прав человека на безопасную работу, медицинское обеспечение, защиту в чрезвычайных ситуациях и т.п. · Разрабатывать средства и меры защиты от воздействия опасных, вредных и поражающих факторов. · Прогнозировать и предупреждать возникновение чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения, принимать решительные меры, направленные на их ликвидацию. · Использовать в своей практической деятельности общественно-политические, правовые, технические, природоохранные, медико-профилактические и просветительно-воспитательные меры, направленные на обеспечение здоровых и безопасных условий существования человека в современной окружающей среде. ЛИТЕРАТУРА 1. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Учеб. Пособ./В.В. Березуцкий, А.А. Васьковец, Н.П. Вершинина и др.; под ред. проф. В.В. Березуцкого. - Х.: Факт, 2005.-384с. 2. Безопасность жизнедеятельности. Ученик для вузов, С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козяков и др. М.:Высш.шк., 1999-448с 3. Желибо Є.П., Заверуха Н.М., Зацариный В.В. «Безопасность жизнедеятельности» Учеб. пос. Для студентов высших учебных заведений образования I-Iv уровня аккредитации, К. «Каравелла», Львов «Новый мир 2000», 2007 4. Пистун І.П., Кот Ю.В. Безопасность жизнедеятельности (психофизические аспекты), практические занятия, Львов: «Афиша», 2000-239с. 5. Пистун І.П., Кот Ю.В., Березовский А.П. Практикум по безопасности жизнедеятельности, Сумы: издательство «Университетская книга», 2000-232с. 6. Шабатов В.М., гражданская оборона, учебное пособие. – Киев, «Центр», 2001. 7. Которым Р.С. Безопасность жизнедеятельности человека, учебное пособие, Львов, издательство «Бескид Бит», 2005. 8. Ярошевская В.М. Безопасность жизнедеятельности, учебник, К., издательство «Профессионал», 2004. 9. Ярошевская М.М., Ярошевская В.М., Диновский Д.М.Словарь терминов и понятий по безопасности жизнедеятельности, учеб. пос., Киев, 2004. 10. Конституция Украины, Ведомости Верховной Рады Украины,.1996, №30, 141с. Тематический план по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности. Основы охраны труда»
Содержательный модуль 1 Безопасность жизнедеятельности человека в современных условиях
Содержательный модуль 2 Основы охраны работы медицинских работников
ТЕМА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Вид занятия Самостоятельная работа Учебные задачи Студент должен знать: - ключевые понятия, определение и сроки БЖД; - классификацию источников опасности, опасных и вредных факторов; - концепцию черточка; - пути повышения уровня безопасности; - принципы и методы обеспечения жизнедеятельности человека; - основы управления безопасностью жизнедеятельности. Материальное обеспечение 1. Лекция на тему: «Теоретические основы безопасности жизнедеятельности». 2. Желибо Е. П., Заведуха Н. М., Зацариний В. В. - «Безопасность жизнедеятельности» учеб. пос. для студентов высших учебных заведений образования 1-ІV уровней аккредитации; К: - «Каравелла», Львов, «Новый мир -2000», 2007. 3. Желибо Є. П., Зацариный В. В. «Безопасность жизнедеятельности», учеб. пособие для дистанционного обучения К., «Украина», 2005. 4. Ярошевская В.М. «Безопасность жизнедеятельности», учебник, К, ВД «Профессионал», 2004. 5. Пистун І. П. «Безопасность жизнедеятельности», учеб. Пос., Суммы, вид. «Университетская книга», 2000. 6. Кузниченко О.Б. М, Кузниченко О. В. «Основы охраны труда», учебн. пос., Харьков, «Еспада», 2005.
Проблема защиты человека от опасностей появилась вместе с появлением на Земле человечества. На протяжении всей истории цивилизации каждый отдельный человек заботился о собственной безопасности и безопасности своих близких, равно как и человечеству приходилось проникаться безопасностью своего существования. «Безопасность жизнедеятельности» как учебная дисциплина появилась в конце 80-х лет прошлого столетия как реакция общества на усиление на Земле глобального системного кризиса, который охватил не только социальную, а и естественную сферу, и оказалась в ухудшении экологической ситуации, растет количества естественных и техногенных катастроф, террористических актов и т.п. Объектом изучения БЖД есть «человек - окружающая среда». Основной постулат БЖД говорит в том, что все процессы взаимодействия человека с окружающей средой на всех стадиях жизненного цикла потенциально опасные. Что такое «безопасность», «опасность», которые нас окружают, источник (носитель) опасности. Безопасность и опасность - центральные понятия в БЖД. Эти понятия многогранны, используются в разных сферах деятельности человека, поэтому существует несколько их определений. Есть, например такое определение опасности: «Опасность - это негативное свойство живой и безжизненной материи, которое способно служить причиной вреда самой материи, людям, естественной среде, материальным ценностям». Есть и другое определение: «Опасность - это явления, процессы, объекты, информация и сами люди, которые могут вызвать нежелательные последствия и привести к ухудшению состояния здоровья или смерти человека, нанести ущерб окружающей среде и объектам хозяйственной деятельности». Безопасность - это сбалансированное согласно экспертной оценке состояние человека, социума, государства, естественных антропогенных систем и т.п. Источниками опасностей являются естественные процессы и явления, техногенная среда и человеческие действия. По источникам происхождения опасности можно классифицировать на: · естественные, которые связаны с явлениями природы, стихийными бедствиями; · техногенные - это опасности, связанные с использованием легковоспламеняющихся, взрывоопасных материалов, использованием электрической энергии, разных видов излучения; · социальные - это опасности, вызванные низким духовным и культурным уровнем: алкоголизм, пьянство, курение, проституция, неудовлетворительное материальное положение и др.; · политические - это конфликты на межнациональном и межгосударственном уровнях, духовное угнетение, политический терроризм, вооруженные конфликты, войны. Самое большое количество опасностей составляют комбинированные опасности - природно-техногенные, природно-социальные и другие. Опасность происходит в результате действия на человека нежелательных факторов. Фактор (лат. factor - действующий) - причина, движущая сила дорогого процесса, который определяет его характер или отдельные его черты. Все факторы делятся на впечатляющие, опасные и вредные. За характером и природой действия все опасные и вредные факторы делятся на 5 групп: физические, химические, биологические, психо-физиологические и социальные. Контрольные вопросы для самопроверки 1. «Безопасность жизнедеятельности» как учебная дисциплина. 2. Что является объектом изучения БЖД? 3. Дайте определение понятию «безопасность» и «опасность» 4. Назовите источники опасностей. 5. Классифицируйте опасности по источникам происхождения. В процессе самостоятельной работы дайте ответы на нижеприведенные тестовые задачи: Определить утверждения, которые полнее освещают задачу БЖД: a) Обеспечение полной безопасности b) Выявление положительных и негативных аспектов взаимодействия человека с экзо- и эндогенными факторами c) Выявление негативных аспектов взаимодействия с техническими средствами d) Защита населения от массового поражения 2) Основной постулат БЖД говорит о том, что: Все процессы взаимодействия человека с окружающей средой на всех стадиях жизненного цикла потенциально опасные a) Нагрузка на природу должна быть минимальна b) Самую большую опасность представляют стихийные бедствия, когда освобождается огромное количество энергии большого потенциала 3) Объектом изучения БЖД есть система: a) Производственная среда b) Естественная среда c) Человек – окружающая среда d) Человек – техника – производственная среда 4) Фактор, действие которого в определенных условиях приводит к травмам или к внезапному ухудшению здоровья человека называют: a) Риск b) Опасный c) Вредный 5) Фактор, действие которого может привести к заболеванию и снижению трудоспособности человека, называют: a) Риск b) Вредный c) Опасный Наиболее удачной классификацией опасностей является классификация по источникам происхождения, согласно которым все опасности делятся на четыре группы: · естественные, · техногенные, · социальные (социально-политические), · комбинированные. Первые три группы принадлежат к элементам жизненной среды, которая окружает человека – естественной, техногенной и социальной. К четвертой группе принадлежат опасности, источниками которых является комбинация разных элементов жизненной среды.
Распределение факторов на поражающие, опасные и вредные довольно условно. Один и тот же фактор может быть причиной гибели человека, заболевания или нанести ущерб здоровью человека. Все зависит от индивидуальных особенностей. Вредные и опасные факторы подразделяются на пять групп: физические, химические, биологические, психофизиологические, социальные. Риск – это осознанная возможность опасности или же вероятность опасности, которая определяется как отношения количества событий с нежелательными последствиями к максимально возможному их количеству за конкретный период времени. R=n/N, где n - количество событий с нежелательными последствиями, N – максимальная возможность их количества за конкретный период времени. В охране труда для характеристики уровня травматизма используется коэффициент частоты, который показывает количество травмированных или погибших на 1000 работающих. Определите риск бытового травматизма в Украине со смертельными исходами за 1998 ч. Если по статистическим данным: - в бытовой сфере погибло 68271 человек, - общее количество населения 50100000 человек.
ТЕМА 2. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК - ВНЕШНЯЯ СРЕДА» Вид учебного занятия Самостоятельная работа Задачи Студент должен знать: - человек, как биоэнергетическая система; - физиологические особенности организма человека; - медико-биологические и социальные проблемы здоровья; - роль анализаторов организма человека в оценке факторов системы «человек - среда существования», закон Вебера-Фехнера; - психологические факторы, которые определяют личную безопасность человека; - роль биоритмов в обеспечении жизнедеятельности человека Материальное обеспечение 1. Лекция на тему: «Теоретические основы безопасности жизнедеятельности». 2. Лекция на тему: «Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека» 3. Желибо Є. П., Заведуха Н. М., Зацаринный В. В. - «Безопасность 4. Шаботов В. М. Гражданская оборона, учебное пособие, Киев, 5. Которым Р. С. «Безопасность жизнедеятельности человека», учебное пособие. 6. Желибо Є. П., Зацаринный В. В. «Безопасность жизнедеятельности», уч. пособие для дистанционного обучения К, «Украина», 2005. Информационные материалы Как уже определялось, безопасность жизнедеятельности человека изучают, используя системный подход, путем анализа прямых и обратных связей в системе «человек - жизненная среда». Эта система состоит из двух компонентов: человек и жизненная среда, которые находятся в постоянных взаимоотношениях между собой. Человек, как живое существо, имеет две составных: организм и психику. Организм человека - это совокупность телесных (соматических) и физиологических систем: нервной, сердечно-сосудистой, кровообращения, пищеварения, дыхания, сенсорной, опорно-двигательной и т.п. Психика человека - это способность мозга отображать объективную действительность в форме ощущений, представления, мыслей и вторых субъективных образов объективного мира. Итак, психика является субъективным отображением объективного мира. К процессу жизнедеятельности человека в зависимости вот вида ее деятельности, привлекаются те или иные органы и физиологические системы организма: мозг, мышцы, сосуды, сердце, легкие и т.п., мобилизуются физиологические функции, активизируется психическая деятельность, тратится нервная и мышечная энергия. Чрезвычайно важной физиологической функцией (особенностью) человеческого организма есть его большие потенциальные и часто невостребованные жизнью возможности. Организм человека имеет морфологические, биохимические, физиологические, психологические резервы. Морфологические резервы характеризуются особенностями строения тканей и органов, излишком полных структурных элементов по сравнению с потребностью. Например, некоторые исследователи считают, что возможности человеческого мозга используются всего на 2-3% от потенциальных возможностей. Относительно крови, то она содержит в 500 раз больше протромбина, чем необходимо для ее свертывания. Биохимические резервы связаны с запасом энергетических веществ в организме. Физиологические резервы определяются функционально по состоянию отдельных органов и организма вообще. Запас прочности «конструкции человека» имеет коэффициент 10, то есть организм человека может выдерживать нагрузку в 10 раз больше чем то, что нужно в практической деятельности. Психологические резервы связанны с психологическими функциями человека и определяются высокой стойкостью к неблагоприятным факторам внешней среды. Человек получает разную информацию об окружающей среде, окружающем мире, воспринимает его с помощью сенсорной системы или органов чувств. Органы чувств воспринимают информацию и сигнализируют в разных видах об уровне опасности. Полученная информация передается в мозг человека, он ее анализирует, синтезирует и выдает соответствующие команды исполнительным органам. В зависимости от характера полученной информации, ее ценности и определяется следующее действие человека. Для представления отображения в сознании человека объектов и процессов, которые происходят во внешней среде, необходимо знать, как устроены органы чувств, иметь представления об их взаимодействии. Анализаторы - это совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, которые воспринимают и анализируют информацию в явлениях, которые происходят как в окружающей среде, так и в самом организме. Любой анализатор состоит из трех частей: периферической (или рецепторной), проводниковой и центральной, где завершаются аналитические-синтетические процессы по оценке биологической значимости раздражителя. В современной физиологии различают восемь анализаторов: зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный, кожный (тактильный), вестибулярный, двигательный и висцеральный (или анализатор внутренних движений). Однако в системе взаимодействия человека с объектом окружающей среды главным, или доминирующим в случае выявления опасности выступают зрительный, слуховой, кожный и висцеральный. Все анализаторы структурно однотипные. Они имеют рецепторы, в которых происходят преобразования энергии раздражителя в энергию возбуждения. От рецепторов за чувствительными нейронами и синапсами эти импульсы доходят до центральной нервной системы, ее наивысшего отдела - коры головного мозга, где и формируются ощущения. Различают такие основные виды рецепторов: механорецепторы, которые воспринимают механическую энергию: к ним принадлежат рецепторы - слуховой, вестибулярный, двигательный, частично висцеральной чувствительности; хеморецепторы - обонятельный, вкусовой; терморецепторы, которые имеет кожный анализатор; фоторецепторы - зрительный анализатор и другие виды. Все анализаторы благодаря своему однотипному строению имеют общие психофизиологические свойства: - чрезвычайно высокая чувствительность к адекватным раздражителям; - наличие абсолютной, дифференцированной и оперативной границы к раздражителю; - способность к адаптации; - способность определенное время сохранять ощущение после прекращения действия раздражителя; - постоянное взаимодействие друг с другом. Чувствительность анализаторов близка к теоретической границе и в современной технике пока что не достигнута. Абсолютная граница имеет верхний и нижний уровень. Нижняя абсолютная граница чувствительности - это минимальный размер раздражителя, который вызывает чувствительность. Верхняя абсолютная граница - максимально допустимая величина раздражителя, который не вызывает у человека боль. Дифференциальная чувствительность определяется наименьшей величиной раздражителя, которая дает возможность ощутить его минимальное изменение. Это положение было впервые внедрено немецким физиологом А. Вебером, количественно описано немецким физиком Г. Фехнером и положено в основу психофизиологического закона физиологии - Закона Вебера-Фехнера: интенсивность ощущений пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Согласно закону Вебера-Фехнера: - ощущения меняются непропорционально интенсивности раздражителя; - существуют количественные отношения между интенсивностью ощущения и интенсивностью раздражителя; - интенсивность ощущения растет намного медленнее, чем сила раздражителей. Пример решения задачи Необходимо определить биоритм лица, которое родилось 6 марта 1981 года по состоянию на 1 октября 2001 года. 1. Определяем количество дней, которые прожил данный индивидум на 1.10.2001. Искомая продолжительность прожитых дней составляет 7514 2. Определяем количество полных биоритмичных циклов с начала жизни до последнего цикла: - эмоциональный 7514: 28 = 268,357; продолжительность последнего цикла: 0,357 * 28 = 10 дней. - физический 7514: 23 = 326,696; продолжительность последнего цикла 0,696 * 23 = 16 дней. - интеллектуальный 7514: 33 = 227,697;продолжительность последнего цикла 0,697 * 33 = 23 дня. Таким образом интеллектуальный цикл приходится на 23 день с 33, эмоциональный на 10 с 28, физический, на 16-му с 23. По информации таблицы полученные значения дают возможность попутно оценить состояние человека. Полученные результаты показывают, что физические и интеллектуальные способности рассмотренного лица 1 октября 2001 года слабые, а эмоциональные на довольно высоком уровне. ТЕМА 3. ЗНАЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК - ВНЕШНЯЯ СРЕДА» Вид учебного занятия Самостоятельная работа Учебные задачи Студент должен знать: • Объяснение и характеристику вредных виброакустических факторов; • Основные характеристики ионизирующих излучений; • Общую характеристику электромагнитных полей и излучений; • Химические факторы опасностей (общую характеристику химических веществ); • Биологические факторы опасности (общую характеристику биологических объектов); • Методы и средства защиты человека; • Особенности состояния экологической безопасности Украины. Информационные материалы Среда в котором живет и действует человек, играет решающую роль в формировании характера человека, образа его поведения, а следовательно - жизнедеятельности и есть одним из элементов системы «человек - внешняя среда». Жизненная среда является частью Вселенной, где находится или может находиться в данное время человек, группа людей или определенное человеческое сообщество и где функционируют системы их жизнеобеспечения. Жизненная среда человека состоит из трех компонентов: естественного, техногенного или социально-политического. Опасности жизненной среды а) физические факторы опасностей Шум - это одна из форм физического (волнового) загрязнения окружающей среды, адаптация к которому практически невозможна. Можно говорить лишь о снижении его действия. С физической точки зрения, шум -это совокупность звуков разной частоты и интенсивности, которые возникают в результате колебания движения частичек в упругих средах (твердых, редких, газообразных). Источниками шума являются все виды транспорта, промышленные объекты, строительные машины, телерадиоаппаратура, музыкальные инструменты, группы людей и отдельные лица. Шумовое загрязнение окружающей среды все более возрастает. Особенно это касается больших городов. Опрашивание их жителей свидетельствует, что шум беспокоит свыше 50% людей. Как известно, процесс распространения колебательного движения в среде называется звуковой волной. Основными физическими характеристиками звука есть: частота f (Гц), звуковая давка Р (Па), интенсивность или сила звука І (Вт/ м 2), звуковая мощность XV (Вт). Скорость распространения звуковых волн в атмосфере составляет 344 м/с. Органы слуха человека воспринимают звуковые колебания в интервале частот от 16 до 20000 Гц. Колебание с частотой ниже 16 Гц - инфразвуки, с частотой выше чем 20000 Гц - ультразвуки - не воспринимаются органами слуха человека. Минимальная интенсивность звука, которую человек ощущает, называется порогом чувствительности. Максимальная интенсивность звука, по которой ухо начинает ощущать болезненные ощущения - называется порогом мучительного ощущения. Исследования показали, что шум наносит чувствительный ущерб здоровью человека. Постоянное действие сильного шума может вызвать звон в ушах, умопомрачение, головную боль, усиление усталости, снижение трудоспособности. Шумы служат причиной расстройств сердечно-сосудистой системы, отрицательно влияют на зрительные и вестибулярные анализаторы, снижают рефлекторную деятельность. Не менее вредна для здоровья и самочувствия человека вибрация - колебание твердых тел, частей аппаратов, машин, оборудования, сооружений. Вибрация влияет на ЦНС, желудочно-кишечный тракт, вестибулярный аппарат вызывает умопомрачение, онемение конечностей, заболевание суставов. б) ионизирующее излучение Ионизирующее излучение - это любое излучение взаимодействие которого со средой приводит к образованию зарядов разных знаков. Различают корпускулярное и фотонное ионизирующее излучения. Они различаются условиями образования и свойствами: длиной волны и энергией. К фотонному излучению принадлежит и ультрафиолетовое - наиболее коротковолновая часть спектра солнечного света. Источники ионизирующих излучений делятся на естественные и искусственные (антропогенные). Основную часть облучения населения земного шара получает от его естественных источников. Большинство из них такие, что избежать облучение от них невозможно. На протяжении всей истории существования Земли разные виды излучения попадают на поверхность Земли из Космоса и поступают от радиоактивных веществ, которые находятся в земной коре. Искусственными источниками ионизирующего излучения являются ядерные взрывы, ядерные установки для производства энергии, ядерные реакторы, рентгеновские аппараты и т.п. Основную дозу облучения человека от техногенных ионизирующих облучений дают сегодня медицинские процедуры и методы лечения, связанные с применением радиоактивности, источников радиации. Одним из наиболее распространенных приборов есть рентгеновский аппарат. Также применяются и новые сложные диагностические методы, которые опираются на использование радиоизотопов. в) химические факторы опасностей Общая характеристика химических веществ На протяжении всей жизни человек постоянно сталкивается с очень большим количеством вредных веществ, которые могут вызвать разные виды заболеваний, расстройства здоровья. Особую опасность представляют химические вещества, которые в зависимости от их практического использования можно разделить на: - промышленные яды, которые используются в производстве (растворители, красители) - ртуть, свинец, ароматические соединения и т.п.; - ядохимикаты, которые используются в сельском хозяйстве для борьбы с сорняками и грызунами (гербициды, пестициды); - врачебные препараты; - химические вещества в быту, которые используются в качестве пищевых добавок, средств санитарии, личной гигиены, косметических средств; - растительные и животные биологические яды, которые содержатся в растениях и грибах, животных и насекомых. В зависимости от характера действия на организм человека химические вещества делятся на: токсические, раздражающие мутагенные, канцерогенные, наркотические, удушающего действия, сенсибилизаторы. Токсические вещества - это вещества, которые вызывают отравление всего организма человека, или влияют на отдельные системы организма (например, кровообразование, ЦНС). К таким веществам принадлежат такие соединения, как угарный газ, селитра, концентрированные растворы кислот, щелочей и т.п. Раздражающие вещества вызывают раздражение слизистых оболочек, дыхательных путей, глаз, легких, кожи (например, пары кислот, щелочей, аммиак, хлорацетофенон). Мутагенные вещества приводят к нарушению генетического кода, изменения наследственной информации. Это свинец, радиоактивные вещества и т.п. Канцерогенные вещества. Они вызывают злокачественные новообразования - опухоли (ароматические углеводы, асбест, никель, хром и т.п.). Наркотические вещества влияют на ЦНС (спирты, углеводы). Удушающие вещества приводят к токсичному отеку легких (оксид углерода, оксиды азота). г) биологические факторы опасности Одним из видов опасностей выступают биологические вещества. Биологические вещества - это возбудители инфекционных заболеваний. К ним относятся разные виды микроорганизмов - бактерии, вирусы, грибки и т.п. Характерными свойствами этих веществ есть: - высокая вероятность заражения людей; способность вызвать заболевания в результате контакта здорового человека с больным или с определенными зараженными предметами; - наличие определенного инкубационного периода, то есть времени с момента заражения к выявлению полного заболевания (от нескольких часов к десяткам дней); - способность внедряться в негерметически закрытые помещения, инженерные сооружения и заражать в них людей и т.п. В организм человека возбудители инфекций могут попадать разными путями: - через верхние дыхательные пути; - через желудочно-кишечный тракт; - через проникновение в кровь; - через кожу; - через слизистые оболочки. Основными инфекционными заболеваниями в наше время считают: чуму, сибирскую язву, холеру, лихорадку, оспу, ботулизм, грипп и т.п. Борьба с этими заболеваниями ведется разными путями: изоляцией больных людей, использованием разных видов прививок, уничтожением возбудителей инфекционных заболеваний и т.п. Отравляющие растения Близко 700 видов растений могут вызвать тяжелые или смертельные отравления людей. Токсическим веществом отравляющих растений являются разные соединения, которые принадлежат преимущественно к алкалоидам, глюкозидам, кислотам, смолам и т.п. По степени токсичности растения делят на: – отравляющие (белая акация, бузина, ландыш, плющ и т.п.); – сильно отравляющие (наперстянка, олеандр и т.п.); – смертельно отравляющие (беленая черная, белладонна, дурман обычный).
Приведем характеристику отравляющих растений на организм человека
Отравляющие животные Приведем примеры некоторых опасных животных
Электрический ток Электрический ток - это благоустроенное (направленное) движение электрически заряженных частиц. Электрические приборы, установки, оборудование с которыми человек имеет дело, представляют для него большую потенциальную опасность, которая усиливается тем, что органы чувств человека не могут на расстоянии оказать сопротивление электрическому напряжению, как например, тепловую, световую или механическую. Различают три степени влияния электрического тока во время прохождения его через организм человека: - ощутимый ток - начало мучительных ощущений (0,5 - 2,5 мА); - неотпускной ток - судороги и боль, трудное дыхание (20 - 25 мА); - фибриляционный ток - фибриляция сердца при действии тока 50-100 мА на протяжении 2-3 сек. При токе 20 - 25 мА пальцы судорожно сжимают взятый в руку предмет, который находится под напряжением, а мышцы предплечья парализуются, и человек не может освободиться от действия тока. У многих парализуются голосовые связки: человек не может позвать на помощь. Последствия поражения человека электрическим током зависят от многих факторов: силы тока и времени его прохождения через организм, характеристики тока (сменный или постоянный, напряжения, частоты), сопротивления тела человека, физического состояния человека и условий окружающего среды. Сменный ток более опасный чем постоянный. Сила тока, который проходит через тело человека, зависит от напряжения и сопротивления тела. Эта зависимость определяется законом Ома, который показывает, что сила тока прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональная сопротивлению цепи тела человека. При поражении электрическим током прежде всего необходимо освободить потерпевшего от тока. Если потерпевший подает признаки жизни (дыхание, сердцебиение, пульс) или потерял сознание, нужно расстегнуть одежду, согреть тело. Вид помощи определяется видом травмы и степенью пов
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.254.81 (0.018 с.) |