Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Электромагнитные поля и излучения

Поиск

Изучение влияния электромагнитных полей (ЕМП) - и облучения на организм человека началось сразу после изобретения радио. Все ЕМП за происхождением делятся на естественные и антропогенные.

Естественные ЕМП - электрическое и магнитное поле Земли, излучение Солнца и галактик, атмосферная электрика.

Земля постоянно находится под влиянием ЕМП, которые излучаются

Солнцем в диапазоне частот 10 Мгц.....10Ггц. Это электромагнитное излучение включает в себя: инфракрасное (14), видимое, ультрафиолетовое (УФ), рентгеновское излучение.

Электромагнитные поля, как средства связи в биосфере со звуковой, световой или химической информацией имеют такие преимущества:

- распространяются в любой среде жизни - воде, воздухе, грунте, тканях организма;

- имеют максимальную скорость распространения;

- могут распространяться на любое расстояние;

- могут распространяться при любой погоде и независимо от времени года;

- на них реагируют все биосистемы.

Указанные ЕМП влияют на биологические объекты, в частности на человека, во время всего его существования. Так при действии на человека электромагнитных излучений ВЧ и УВЧ диапазонов С кГц - 300 Мгц наблюдаются: общая слабость, повышенная усталость, потливость, сонливость, головная боль, боли в области сердца. Появляются раздражения, потеря внимания, подавляются пищевые и половые рефлексы, фиксируются изменения показателей белкового и углеводного обменов, меняется состав крови и т.п. К сожалению в этом диапазоне работают мощные радиовещательные станции, судебные радиостанции и аэродромная радиослужба.

Для защиты человека от действия электромагнитных излучений применяют различные средства и меры защиты: время, расстояния, экранизация источников излучения, уменьшение излучения, экранирование рабочих мест, средства индивидуальной защиты и т.п.

Электрический ток

Электрический ток - это благоустроенное (направленное) движение электрически заряженных частиц.

Электрические приборы, установки, оборудование с которыми человек имеет дело, представляют для него большую потенциальную опасность, которая усиливается тем, что органы чувств человека не могут на расстоянии оказать сопротивление электрическому напряжению, как например, тепловую, световую или механическую.

Различают три степени влияния электрического тока во время прохождения его через организм человека:

- ощутимый ток - начало мучительных ощущений (0,5 - 2,5 мА);

- неотпускной ток - судороги и боль, трудное дыхание (20 - 25 мА);

- фибриляционный ток - фибриляция сердца при действии тока 50-100 мА на протяжении 2-3 сек.

При токе 20 - 25 мА пальцы судорожно сжимают взятый в руку предмет, который находится под напряжением, а мышцы предплечья парализуются, и человек не может освободиться от действия тока. У многих парализуются голосовые связки: человек не может позвать на помощь.

Последствия поражения человека электрическим током зависят от многих факторов: силы тока и времени его прохождения через организм, характеристики тока (сменный или постоянный, напряжения, частоты), сопротивления тела человека, физического состояния человека и условий окружающего среды. Сменный ток более опасный чем постоянный.

Сила тока, который проходит через тело человека, зависит от напряжения и сопротивления тела. Эта зависимость определяется законом Ома, который показывает, что сила тока прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональная сопротивлению цепи тела человека.

При поражении электрическим током прежде всего необходимо освободить потерпевшего от тока.

Если потерпевший подает признаки жизни (дыхание, сердцебиение, пульс) или потерял сознание, нужно расстегнуть одежду, согреть тело. Вид помощи определяется видом травмы и степенью повреждения организма. При прекращении дыхания и остановке сердца необходимо делать искусственное дыхание «рот в рот» или «рот в нос» и косвенный (закрытый) массаж сердца. При этом нужно за 1 минуту провести 48-50 сжиманий груди и 10-12 вдуваний воздуха в легкие.

Справочные материалы

Единицы измерения ионизирующих излучений.

Одной из характеристик есть период полураспада (от секунд до млн. лет). Другая характеристика - активность (число радиоактивных преобразований за единицу времени). Активность в международной системе (СИИ) бекерелях (Бк), а внесистемной единицей есть Кюри (Ки).

Различают экспозиционную, поглощенную и эквивалентную дозы ионизирующего излучения.

Экспозиционная доза характеризует ионизирующую способность излучения в воздухе, измеряется в кулонах на 1 кг. Внесистемная единица - рентген (Р); 1 К/кг = 3,88*103 Г

Поглощающая доза характеризует энергию ионизирующего излучения, которая поглощается единицей массы озаренного вещества. Измеряется в греях (1 Гр = 1 Дж/кг). Применяется и внесистемная единица - советов (1советов = 0,01Гр).

Эквивалентная доза - это мера биологического действия излучения на конкретного человека. За единицу измерение принято зиверт. Внесистемной единицей является бэр (1 бэр = 1 Г = 1 советов).

 

 

Дозы В единицах СИИ Внесистемная единица Связь с единицами СИИ
Поглощающая Грей (Гр) Советов (советов) 1 советов = 0,01 Гр; 1 Гр = 100 советов
Эквивалентная Зиверт (зив) Бэр (Б) 1 бэр = 0,01 зив; 1 зив = 100 бэр
Экспозиционная Кулон на кг. Рентген (Р) 1Г = 2,58*10-4

 

Электромагнитные поля и излучения.

По частоте антропогенные электромагнитные излучения классифицируют таким образом:

- низкочастотные излучения - 0,003 Гц - 30 кГц;

- радиоволны высокочастотного диапазона (ВЧ) - 30 кГц - 30 Мгц;

- радиоволны ультравысокочастотного диапазона (УВЧ) - С - 300 Мгц;

- радиоволны сверхвысокочастотные (НВЧ) - 300 Мгц - 300 Ггц.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Объясните понятие шума и вибрации и их влияние на организм человека.

2. Дайте характеристику шума и вибрации.

3. Дайте определение понятия «ионизирующее излучение», охарактеризуйте его виды.

4. Сравните естественные и искусственные источники ионизирующих излучений.

5. Объясните современное представление о биологическом действии ионизирующих излучений на организм человека.

6. Дайте оценку современной радиационной ситуации в Украине.

7. Дайте характеристику принятых допустимых уровней облучения человека.

8. Определите источник УФ излучения и средства защиты от его действия.

9. Объясните действие ядовитых веществ на организм человека.

10.Охарактеризуйте химическое оружие.
11. Дайте общие характеристики биологических факторов опасностей.

12. Определите влияние на организм человека отравляющих животных и растений, атогенных организмов.

13.Объясните понятие «биологическое оружие».

Тесты

1. Из которых компонентов состоит среда обитания человека?

a) Естественный

b) Социальный

c) Экономический

d) Технический

е) Бытовой

2. Укажите вредные и опасные факторы, которые принадлежат к физической группе:

a) Шум

b) Ионизирующее излучение

c) Бактерии

d) Движущие части машин

e) Эмоциональные перегрузки

г) Серная кислота

3. К какой группе опасностей нужно отнести антропогенные изменения климата?

a) Естественные

b) Технические

c) Социальные

4. Для уничтожения насекомых используют средства:

a) Дезинфекционные

b) Дезинсекционные

c) Дератизации

5. К какому классу опасностей по естественным действиям относят ионизирующее излучение?

a) Физические

b) Химические

c) Биологические

6. Укажите минимальную частоту акустических колебаний, которые не воспринимаются
слуховыми анализаторами человека:

a) 20кГц

b) 2кГц

c) 40кГц

d) 200 кГц

7. Укажите наименьшую величину звукового давления относительно абсолютного порога слуха, при которой возникают болевые ощущения:

a) 30 дб

b) 80 дб

c) 120 дб

d) 200 дб

e) 500 дб

8. Какая радиоактивная величина представляла самую большую угрозу в первый месяц после аварии на Чернобыльской АЭС?

a) Йод-131

b) Цезий-137

c) Стронций-90

9. Какие симптомы отравления из указанных, появляются после употребления грибов- мухоморов?

a) Большое слюноотделение

b) Умопомрачение

c) Мечтание, галлюцинации

d) Нарушение сердечной деятельности

е) Боли в животе, которые локализуются в правом боку живота

10.Как освободиться от клеща?

a) Смазать клещи и кожу маслом

b) Резко сорвать клеща с кожи

c) Сделать с нити петлю и расшатывая клеща снять его петлей

d) Смазать клеща и кожу спиртом

Практическое занятие (2 ч)

 
 

 

 


Психофи-зиологические факторы опасности
Електрич-ний ток
Биологические факторы
Химические факторыф
Шум и вибрация

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.209 (0.007 с.)