Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль биоритмов в обеспечении жизнедеятельности человекаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Связь человека с окружающей средой оказывается в определенной зависимости от изменений характера и интенсивности ее биологической активности, которая называется биологическими ритмами. Все материальные объекты во Вселенной осуществляют циклическое движение. Так, месяц оборачивается вокруг Земли приблизительно за 28 дней, а Земля вокруг Солнца - за 365. Период обращения Солнца вокруг центра Галактики составляет близко 200 млн. лет. Ритмы присущи также всем объектам микромира и человеку в частности. Они пронизывают все живое на Земле на клеточном, тканевом, функциональном уровнях. Выдающийся хронобиолог Ф. Хальберг разделил все биологические ритмы на три группы: - ритмы высокой частоты с периодом, который не превышает получасовой интервал. Это ритмы сокращения сердечных мышц, дыхание, биотоков мозга, перистальтики кишечника; - ритмы средней частоты с периодом от получаса до 7 суток. Сюда входят: изменение сна и бодрости, активности и покоя, суточные изменения в обмене веществ, колебание температуры тела, артериального давления, частоты деления клеток, состава крови; - низкочастотные ритмы с периодом от четверти месяца до одного года: недельные месячные и сезонные ритмы. К биологическим процессам этой периодичности принадлежат эндокринные изменения, зимняя спячка, половые циклы. Наименьший отрезок времени, на которое может реагировать мозг человека и его нервная система, представляет от 0,5 до 0,8 с. Поэтому не случайно, что сокращение нашего сердца в среднем достигает 0,8 с. Приблизительно такой же темп движения наших ног, рук во время походки. Интервал времени 0,5 - 0,7 соответствует скорости реакции наших слуховых и зрительных рецепторов. Кроме этих малых ритмов, установлена еще одна распространенная периодичность, которая равняется 3О мин. Сюда принадлежит цикл сна, сокращение мышц желудка, колебание внимания и настроения. Экспериментально установлено, что существуют еще и суточные ритмы. Для примера: образование желчи в печени чередуется с образованием гликогена. В первой половине дня образовывается больше желчи, а во второй половине дня печень накапливает гликоген и воду; в утренние часы усиливается перистальтика кишечника и моторная функция желудка, происходит очищение кишечника; вечером у почек более всего выраженная функция выделения, минимум ее приходится между 2 часами ночи и 5 часами утра; установлено, что с 5 до 6 часов утра происходит самый большой подъем и потенциально наивысшая трудоспособность человека; после 12 часа дня наступает первый период дневной активности. Ощущается усталость, реакции человека замедляют; в 16 часов начинается новый суточный подъем, организм испытывает потребность в движениях, но психическая активность постепенно угасает, организм становится более чувствительным до боли; после 18 часа возрастает давление крови, мы становимся нервными, легко начинаем ссориться из-за мелочей; после 20 часов наше психическое состояние снова стабилизируется. Это состояние лучшее для заучивания текстов, поскольку улучшается память, можно приводить и много других примеров. Суточный ритм физиологических функций есть биологическим и уместным. Человек, учитывая это, может напряженно работать в часы оптимального состояния организма и использовать периоды сравнительно низкого уровня активности функций для возобновления сил.
Контрольные вопросы 1. Дайте определение понятия «жизнь». 2. Проанализируйте основные отличия между человеком и животным миром. 3. Дайте определение понятия «усталость», «работа». 4. Назовите и дайте оценку значению анализаторов для безопасности жизнедеятельности человека. 5. Какая роль нервной системы в обеспечении жизнедеятельности человека? 6. Определите сущность понятия «здоровья, назовите основные признаки здоровья. 7. Дайте характеристику биоритмам и определите их значение для жизнедеятельности человека.
Анализаторы - это совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, которые осуществляют восприятие и анализ информации о явлениях, которые происходят как в окружающей среде, так и внутри самого организма.
У всех людей с момента их рождения действуют ритмы: 23 - суточный физический, 28 - суточный эмоциональный. Именно от этих ритмов зависит вероятность заболевания или смерти. Колебаниям с 23 - суточным периодом подвергаются такие проявления человека, как храбрость, стойкость, воля, физическая сила; колебаниям с 28 - суточным периодом - чувствительность, эмоциональная возбужденность, интуиция. Инженер с Инсбрука Фридрих Тельчер, анализируя результаты экзаменов в высшем учебном заведении, где он излагал, и сравнивал с датой рождения, установил, что успехи студентов колеблются с 33 - суточным периодом. Ведь у каждого человека наблюдаются три ритма - физический (период 23суток), эмоциональный (период 28 суток) и интеллектуальный (период 33суток), начальные фазы которых совпадают с его рождением. Каждый цикл делится на 2 равные части: первая часть называется положительным периодом, вторая – отрицательным периодом. В положительном наполпериоде физического ритма человек характеризуется приливом сил, энергией, выносливостью, повышением трудоспособности. В негативном наполпериоде - наоборот. В так называемые критические дни цикл «меняет» знаки, то есть изменение наполпериодов. В такие дни вероятность непринужденных ошибок, неадекватных действий и неверных решений будет максимальной. Строгая математическая определенность ритмов позволяет по известной дате и времени рождения человека высчитать положительную, негативную фазу, критические дни. В такие дни человек должен воздержаться от принятия сложных решений, обходить опасные места и т.п. Поэтому теория биоритмов предупреждает человека от непринужденных ошибок, уменьшает риск деятельности и др. Особенности состояния человека в положительном и негативном наполпериоде всех трех циклов, а также в критические дни приведены в таблице.
Виды, циклы и объяснения биоритмичных циклов (дне)
Определите, пользуясь таблицей, свой биоритм по состоянию на Пример решения задачи Необходимо определить биоритм лица, которое родилось 6 марта 1981 года по состоянию на 1 октября 2001 года. 1. Определяем количество дней, которые прожил данный индивидум на 1.10.2001. Искомая продолжительность прожитых дней составляет 7514 2. Определяем количество полных биоритмичных циклов с начала жизни до последнего цикла: - эмоциональный 7514: 28 = 268,357; продолжительность последнего цикла: 0,357 * 28 = 10 дней. - физический 7514: 23 = 326,696; продолжительность последнего цикла 0,696 * 23 = 16 дней. - интеллектуальный 7514: 33 = 227,697;продолжительность последнего цикла 0,697 * 33 = 23 дня. Таким образом интеллектуальный цикл приходится на 23 день с 33, эмоциональный на 10 с 28, физический, на 16-му с 23. По информации таблицы полученные значения дают возможность попутно оценить состояние человека. Полученные результаты показывают, что физические и интеллектуальные способности рассмотренного лица 1 октября 2001 года слабые, а эмоциональные на довольно высоком уровне. ТЕМА 3. ЗНАЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК - ВНЕШНЯЯ СРЕДА» Вид учебного занятия Самостоятельная работа Учебные задачи Студент должен знать: • Объяснение и характеристику вредных виброакустических факторов; • Основные характеристики ионизирующих излучений; • Общую характеристику электромагнитных полей и излучений; • Химические факторы опасностей (общую характеристику химических веществ); • Биологические факторы опасности (общую характеристику биологических объектов); • Методы и средства защиты человека; • Особенности состояния экологической безопасности Украины.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.96 (0.007 с.) |