Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы безопасности жизнедеятельности.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основы безопасности жизнедеятельности. Осно́вы безопа́сности жизнеде́ятельности (ОБЖ) — область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них. Приказом Министерства образования РСФСР в 1991 году в государственных общеобразовательных учебных заведениях был введён курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). С 1 сентября 1991 года курс изучался во 2, 3, 6, 7, 10 и 11 классах, а с 1994 года Министерство образования РФ рекомендовало изучение курса ОБЖ в общеобразовательных учреждениях во всех классах (с 1 по 11 класс). Инициаторами введения курса ОБЖ стали Министерство образования РСФСР и Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Курс ОБЖ реализует требования ряда Федеральных законов: «О безопасности», «Основы законодательства об охране здоровья граждан», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О воинской обязанности и военной службе», «О радиационной безопасности граждан», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения» и др., а также ряда Постановлений Правительства РФ и других нормативно-правовых документов в области обеспечения безопасности граждан. Изучение курса ОБЖ направлено на формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь. Тематически содержание курса включает в себя три основных раздела: 1. безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; 2. основы медицинских знаний и здорового образа жизни; 3. основы военной службы. Главная задача курса ОБЖ видится не в подготовке учащихся к экстремальным ситуациям, а в укреплении их духовного, физического и психического здоровья, на основе чего и должна складываться безопасная жизнедеятельность. Фондом «НИМБ» был предложена концепция формирования личности гражданина, личности безопасного типа, активность которой была бы направлена на безопасные способы самореализации индивидуальных возможностей существования. Раздел курса ОБЖ «Современный комплекс проблем безопасности» (автор В. В. Сапронов, Институт безопасности жизнедеятельности Фонда «НИМБ») рассматривающий индивидуальную, национальную и глобальную системы безопасности как единую многоуровневую структуру, должен стать дополнительным, а по сути — ключевым, для данного курса. Дальнейшее развитие курса ОБЖ связано с переносом главной цели курса с изучения опасностей и методов защиты от опасностей на воспитание культуры безопасности человека, раскрывающейся в особенностях познания и воспроизводства отношений безопасного бытия. Культура безопасности как компонент общей культуры представляет собой способы жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой сфере.
Понятие о чрезвычайных ситуациях (классификация ЧС) Чрезвычайные события – это события, заключающиеся в отклонении протекающих процессов или явлений от нормы и вызывающие отрицательное воздействие на жизнедеятельность людей, функционирование экономики, социальную сферу, природную среду. В условиях мирного времени могут возникать очаги массового поражения людей и стихийные бедствия (чрезвычайные ситуации – ЧС). Все ЧС можно классифицировать: 1.ЧС, связанные со стихийными бедствиями (землетрясения, катастрофические наводнения, ураганы, снежные бури и заносы, сели, оползни, обвалы, лавины, пожары, эпидемии). 2.ЧС, связанные с выбросом вредных веществ в окружающую среду (аварии на АЭС и других объектах с выбросом (утечкой) радиоактивных веществ (РВ) в атмосферу; аварии на объектах, имеющих СДЯВ, с выбросом (утечкой) их в окружающую среду; аварии на производственных предприятиях с выбросом (утечкой) бактериологических средств (БС). 3.ЧС, связанные с возникновением пожаров и взрывов и их последствиями (разрушения и повреждения зданий, сооружений, технологических установок, емкостей и трубопроводов на предприятиях со взрыво- и пожароопасной технологией; пожары и взрывы в населенных пунктах и транспортных коммуникациях). 4.ЧС конфликтного характера (вооруженные нападения, волнения в отдельных регионах, вызванные выступлениями экстремистских групп, применение оружия массового поражения (ОМП). Чрезвычайные ситуации как правило затрагивают большие массы населения на обширных территориях и при них велика вероятность появления большого числа пораженных, нуждающихся в экстренной помощи. В этой ситуации предотвращению жертв может способствовать только комплекс мероприятий по медицинской защите населения, включающий в себя лечебно-эвакуационные, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия. При этом эти мероприятия должны выполняться в максимально сжатые сроки и специальными, профессионально подготовленными формированиями, которыми и являются формирования медицинской службы гражданской обороны. Но кроме этого большую роль в оказании помощи пострадавшим играет само население пораженных территорий (само- и взаимопомощь), поэтому возрастает необходимость в обучении населения основам гражданской обороны.
Виды чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайная ситуация - нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или определенной территории, акватории, вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, применением противником современных средств поражения, приведшим или могущим привести к людским и материальным потерям. Катастрофа - авария с человеческими жертвами, с разрушением или уничтожением объектов и других материальных ценностей, с нанесением ущерба окружающей среде. Стихийные бедствия - разрушительные природные явления, в результате которых может возникнуть или возникает угроза жизни и здоровью людей, происходит разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей природной среды. Экологические бедствия - аномалии, возникающие в природе в результате стихийных бедствий и техногенных аварий или воздействия хозяйственной деятельности человека на природные процессы, приводящие к неблагоприятным изменениям природной среды, к угрозе жизни и здоровью людей, а также к ущербу народного хозяйства. В чрезвычайных ситуациях вероятно возникновение сложных условий обстановки, которые будут определяющим образом влиять на организацию и проведение мероприятий здравоохранения по оказанию медицинской помощи и лечению пострадавших. Основными из этих условий являются: -массовость, одномоментность (в короткий период времени) возникновение потерь среди населения, разнообразный характер и тяжесть поражения; -нарушение работоспособности медицинских учреждений; -возможное заражение обширных районов местности, продовольствия, воды РВ, ОВ, бактериальными средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами; -сложность санитарно-эпидимиологичской обстановки в очагах массового поражения и в районах размещения населения в ходе эвакуационных мероприятий гражданской обороны; -несоответствие потребности в силах и средствах здравоохранения их наличию; -сложность управления силами и средствами при ликвидации последствий нападения противника.
3 Характеристика очага химического поражения Очаг химического заражения - это территория, подвергшаяся воздействию отравляющих и сильно действующих ядовитых веществ, в результате которого возникают или могут возникнуть поражения людей или животных. Характер и размеры очага химического заражения зависят · от свойств отравляющих веществ; · средств и способов их применения; · метеоусловий; · рельефа местности; Распространение паров и аэрозолей отравляющих веществ возможно на довольно большое расстояние от места их непосредственного применения: -2-5 км на открытой местности для кожно-нарывного действия; -15-25 км и более для нервно-паралитических отравляющих веществ. Особенно далеко распространяется ядовитое облако вдоль рек, балок и оврагов, а в городах – по улицам, туннелям и трубопроводам. Пары отравляющих веществ с поражающими концентрациями могут проникать в негерметизированные укрытия, в квартиры, подъезды, подвалы домов, в погреба, на чердаки и застаиваться там. Застои отравленного воздуха создаются также в замкнутых городских кварталах, в садах и парках, а в сельской местности – в лесах, низинах, на лугах, болотах и на полях сельскохозяйственных культур. Осевшие в зоне непосредственного применения капли отравляющего вещества образуют при испарении вторичное облако зараженного воздуха, которое, распространяясь по ветру вслед за первичным облаком, обусловливает длительность поражающего действия паров, достигающую нескольких десятков минут (до тех пор, пока концентрация веществ в воздухе не снизится до безопасной за счет их испарения). Особенно большую опасность представляет заражение каплями и парами отравляющих веществ пищевых продуктов, фуража и источников воды. В зависимости от способа применения отравляющих веществ, их свойств и характера пищевых продуктов, жидкие ОВ могут проникать в них на достаточно большую глубину. Так, капли отравляющих веществ нервно-паралитического и кожно-нарывного действия проникают в открыто хранящиеся мясо и овощи на глубину до 2 см, а в сыпучие продукты (крупы, зерно, сахарный песок) – до 7 см. На значительно большую глубину они проникают в жиры и масла, поскольку последние являются хорошими растворителями. Жидкие отравляющие вещества способны надолго заразить и сделать непригодными для пользования открытые водоисточники, особенно непроточные водоемы небольшого размера (пруды, озера), колодцы и резервуары для хранения воды. Виды защитных сооружений Убежища; ПРУ; Простейшие укрытия; 4. Классификация убежищ (5 классов) По месту расположения (встроенные, отдельно стоящие, приспособленные: в метрополитенах, горных выработках. По обеспеченности фильтровентиляционными установками (с ФВУ промышленного производства; упрощенное оборудование). По срокам строительства (стационарные; быстровозводимые). 5. Требования к убежищам: · Пребывание людей не менее 2-х суток; · Не должно подвергаться затоплению; · Удалены от линий водостока и канализации; · Должны иметь входы и выходы с той же степенью защиты, что и помещения, должен быть.аварийный выход. 6. Оборудование убежищ: Вентиляция; Санитарно.-технические устройства; · Средства быстрой очистки воздуха от ОВ, РВ, БС. Планировочные и конструктивные решения убежищ Основные помещения;Вспомогательные помещения. Средства защиты кожи Изолирующие средства защиты кожи. Изолирующие средства защиты кожи изготавливают из прорезиненной ткани и применяют при длительном нахождении людей на зараженной территории, при выполнении дегазационных и дезинфекционных работ в очагах поражения и зонах заражения. К изолирующим средствам защиты относятся: легкий защитный костюм Л-1, защитный комбинезон и общевойсковой защитный комплект (ОЗК). Предназначены для защиты бойцов газоспасательных отрядов, аварийно-спасательных формирований и войск ГО при выполнении работ в условиях воздействия высоких концентраций газообразных СДЯВ, азотной и серной кислот, а также жидкого аммиака. Комплект изолирующий химический КИХ-4,5. В состав комплекта входит защитный костюм, резиновые и хлопчатобумажные перчатки. Для надевания и снимания костюма на спинке комбинезона имеется лаз, герметизирующийся закручиванием костюмной ткани. Герметизация швов костюма осуществляется с лицевой стороны путем использования проклеечной ленты. КИХ-4,5 используется в сочетании с одной из дыхательных систем типа АСВ-2, КИП-8, которая размещается в подкостюмном пространстве. Легкий защитный костюм Л-1. Состоит из рубахи с капюшоном, брюк с чулками, двупалых перчаток, и подшлемника. Размеры Л-1 аналогичны размерам КИХ. Масса Л-1 3 килограмма. Л-1 обычно используется при ведении радиационной химической и бактериологической разведки. Общевойсковой защитный комплект. Состоит из рубахи с капюшоном, брюк, чулок, перчаток. Размеры ОЗК аналогичны размерам КИХ. Масса 5 килограмма. Обычно используется при ведении радиационной химической и бактериологической разведки, а также для защиты личного состава в условиях химической и бактериологической атаки. Фильтрующие средства защиты кожи. Комплект защитной фильтрующей одежды ЗФО-58. Защита кожных покровов человека от воздействия отравляющих веществ, находящихся в парообразном состоянии. Комплект обеспечивает, кроме того, защиту от радиоактивной пыли и бактериальных средств, находящихся в аэрозольном состоянии. ЗФО-53 состоит из хлопчатобумажного комбинезона, нательного белья, подшлемника и двух пар портянок. Используется в комплекте с фильтрующим противогазом. Комплект защитной фильтрующей одежды ЗФО-МП. Защита кожных покровов человека от воздействия различных СДЯВ, находящихся в паро-капельном состоянии Состоит из куртки с капюшоном и брюк, двухслойный; верхний слой изготавливается из хлопколавсановой ткани с кислотозащитной пропиткой, внутренний слой из хлопчатобумажной ткани с химзащитной пропиткой, связывающей пары действующего вещества. В состав комплекта входит: бельевой слой из бязи, перчатки комбинированные, ботинки резинотекстильные. Конструкция комплекта исключает попадание паров СДЯВ на кожные покровы.
Профилактика бешенства Неспецифическая профилактика Наилучшим превентивным мероприятием является местная обработка раны. Зараженную область нужно немедленно тщательно очистить 20% раствором мягкого медицинского мыла. Глубокие укушенные раны промывают струей мыльной воды с помощью катетера. Прижигание раны или
II. Лестницы, балконы, подвалы и окна должны быть ограждены и недоступны маленькому ребенку, так как они представляют потенциальный риск падения ребенка с серьезными ушибами, переломами и даже смертельными исходами. # Выход на лестницу и другие опасные места следует оградить крупной мебелью, балкон затянуть сеткой, окна снабдить деревянными решетками. # Ковры и подстилки на полу могут быть причиной падений, особенно при плохом освещении. Правила и порядок осмотра пострадавшего С целью оказания своевременной и квалифицированной помощи спасатели должны знать приемы и методы определения состояния и степени травмирования пострадавших. · Визуальный осмотр - поза, раны, кровотечения, инородные предметы. · Тактильное обследование - ощупывание с целью выявления переломов. на месте перелома образуется опухоль, либо видны костные обломки. Если есть подозрение на перелом позвоночника, пострадавшего не переворачивать, не поднимать голову. Находясь в пассивном положении, пострадавший неподвижен, не может самостоятельно изменить принятую позу, голова и конечности свешиваются. Такое положение бывает при бессознательном состоянии
Солнечный удар При солнечном ударе происходит поражение центральной нервной системы, вызываемое интенсивным действием прямых солнечных лучей на область головы. Солнечный удар обычно поражает людей, работающих в полевых условиях с непокрытой головой, при злоупотреблении солнечными ваннами на пляжах, при трудных переходах в условиях жаркого климата. Солнечный удар может произойти как во время пребывания на солнце, так и через 6≈8 ч после пребывания на солнце. У больных отмечается общее недомогание, разбитость, головная боль, головокружение, шум в ушах, тошнота, а иногда рвота, гиперемия кожи лица и головы, учащение пульса и дыхания, усиленное потоотделение, повышение температуры, иногда носовое кровотечение. В тяжелых случаях возникает сильная головная боль, снижается артериальное давление, температура тела достигает 40≈41 ╟С и более, больной впадает в прострацию, теряет сознание. Дыхание учащается, затем замедляется. В некоторых случаях отмечаются судороги, коматозное состояние, иногда возбуждение, галлюцинации, бред. Неотложная помощь. В большинстве случаев достаточно поместить больного в тень, освободить от одежды, дать выпить холодной воды, положить холодный компресс на голову, обернуть простыней, смоченной холодной водой. В тяжелых случаях эти мероприятия следует дополнить внутривенным или подкожным введением 500 мл изотонического раствора хлорида натрия, которое проводится после поступления больного в больницу. По назначению врача больному вводят подкожно 1≈2 мл 10%-ного раствора кофеина или 1≈2 мл кордиамина.
Основы безопасности жизнедеятельности. Осно́вы безопа́сности жизнеде́ятельности (ОБЖ) — область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них. Приказом Министерства образования РСФСР в 1991 году в государственных общеобразовательных учебных заведениях был введён курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). С 1 сентября 1991 года курс изучался во 2, 3, 6, 7, 10 и 11 классах, а с 1994 года Министерство образования РФ рекомендовало изучение курса ОБЖ в общеобразовательных учреждениях во всех классах (с 1 по 11 класс). Инициаторами введения курса ОБЖ стали Министерство образования РСФСР и Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Курс ОБЖ реализует требования ряда Федеральных законов: «О безопасности», «Основы законодательства об охране здоровья граждан», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О воинской обязанности и военной службе», «О радиационной безопасности граждан», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения» и др., а также ряда Постановлений Правительства РФ и других нормативно-правовых документов в области обеспечения безопасности граждан. Изучение курса ОБЖ направлено на формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь. Тематически содержание курса включает в себя три основных раздела: 1. безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; 2. основы медицинских знаний и здорового образа жизни; 3. основы военной службы. Главная задача курса ОБЖ видится не в подготовке учащихся к экстремальным ситуациям, а в укреплении их духовного, физического и психического здоровья, на основе чего и должна складываться безопасная жизнедеятельность. Фондом «НИМБ» был предложена концепция формирования личности гражданина, личности безопасного типа, активность которой была бы направлена на безопасные способы самореализации индивидуальных возможностей существования. Раздел курса ОБЖ «Современный комплекс проблем безопасности» (автор В. В. Сапронов, Институт безопасности жизнедеятельности Фонда «НИМБ») рассматривающий индивидуальную, национальную и глобальную системы безопасности как единую многоуровневую структуру, должен стать дополнительным, а по сути — ключевым, для данного курса. Дальнейшее развитие курса ОБЖ связано с переносом главной цели курса с изучения опасностей и методов защиты от опасностей на воспитание культуры безопасности человека, раскрывающейся в особенностях познания и воспроизводства отношений безопасного бытия. Культура безопасности как компонент общей культуры представляет собой способы жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой сфере.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.125.137 (0.016 с.) |