Глава 1. Введение в социологию безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Введение в социологию безопасности



УДК 355.58

ББК68.9я73

С69

 

Рецензенты:

Доктор социологических наук, профессор

Балашовского филиала Саратовского государственного

аграрного университета им. Н. В. Вавилова

Е. В. Лукьянова;

Доктор педагогических наук, профессор

Балашовского института (филиала)

ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н. Г. Чернышевского»

А. В. Тимушкин.

 

Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом

Балашовского института (филиала)

ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет

Имени Н. Г. Чернышевского».

 

 

С69 Социология безопасности: учеб. пособие для студентов пед. вузов / авт.-сост. Е. А. Цыглакова. — Балашов: Николаев, 2009. — 196 с.

ISBN 978-5-94035-371-3

Учебное пособие «Социология безопасности» для высших учебных педагогических заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями
к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности» в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.

В пособии рассмотрены десять основных тем, которые раскрывают законы и закономерности взаимодействия людей; общество, его социальная структура и культура. Автором проанализированы базовые потребности личности
и общества, в том числе и потребность в безопасности.

Пособие рассчитано на студентов, преподавателей высшей школы и всех интересующихся данной проблематикой.

УДК 355.58

ББК68.9я73

 

ISBN 978-5-94035-371-3 © Цыглакова Е. А., 2009


О г л а в л е н и е

Введение........................................................................................................................... 5

Глава 1. Введение в социологию безопасности

1.1. Предмет и задачи социологии безопасности..................................................... 6

1.2. Гуманитарная безопасность — как предмет
социологического изучения...................................................................................... 9

1.3. Риск, угроза, вызов как понятия социологии................................................. 11

1.4. Современное российское общество
как «общество риска».............................................................................................. 14

Глава 2. Современные социологические теории конфликтов, насилия

2.1. Причины социального конфликта................................................................... 19

2.2. Понятие социального конфликта..................................................................... 24

2.3. Классификация социальных конфликтов. Функции
и последствия социальных конфликтов................................................................. 26

2.4. Механизмы социального конфликта и его стадии.......................................... 30

2.5. Субъекты конфликтных отношений и управление
социальным конфликтом........................................................................................ 31

Глава 3. Мировые проблемы безопасности и процессы глобализации

3.1. Происхождение и развитие идеи глобализма.................................................. 35

3.2. Новые тенденции глобализма.......................................................................... 40

3.3. Глобальные проблемы современности: общие черты
и иерархия. Сущность процессов глобализма....................................................... 43

3.4. Место России в мировом сообществе............................................................. 50

Глава 4. Социальная политика как инструмент безопасности

4.1. Социальная политика и социальное государство........................................... 54

4.2. Социальные изменения и социальная политика............................................. 56

4.3. Семейная политика и охрана материнства и детства...................................... 60

4.4. Политика в отношении инвалидов................................................................... 63

Глава 5. Факторы, влияющие на безопасность личности
и общества. Факторы асоциального поведения

5.1. Понятие личности и теории личности.............................................................. 67

5.2. Понятие «социальная роль» и ролевые концепции личности....................... 68

5.3. Социализация личности.................................................................................... 72

5.4. Социальный контроль...................................................................................... 77

5.5. Девиантное поведение....................................................................................... 80

5.6. Концепции девиантного поведения.................................................................. 83

Глава 6. Социальная стратификация. Социально опасные группы
и общности

6.1. Стратификация и ее составляющие. Стратификация в СССР
и современной России.............................................................................................. 88

6.2. Депривация. Маргинальность. Причины возникновения.............................. 96

6.3. Понятие социальной общности и социальной группы................................... 99

6.4. Динамическая характеристика социальных групп........................................ 103

Глава 7. Социальные изменения и социальные движения

7.1. Причины социальных изменений................................................................... 110

7.2. Понятие «социальное движение»................................................................... 113

7.3. Социальные движения в современном обществе. Типы
социальных движений............................................................................................ 116

7.4. Формы массового поведения. Взаимодействие людей
в неорганизованных группах................................................................................. 118

7.5. Общественное мнение..................................................................................... 124

Глава 8. Культура безопасности как фактор социальных изменений

8.1. Культура как фактор социальных изменений............................................... 129

8.2. Взаимодействие экономики, социальных отношений
и культуры в системе обеспечения общественной безопасности....................... 131

8.3. Культура как фактор социализации............................................................... 133

8.4. Разнообразие культур..................................................................................... 135

8.5. Культурная аномия......................................................................................... 138

Глава 9. Социальная реабилитация и социальная адаптация
к новым проблемам и жизненным трудностям

9.1. Социальные и культурные изменения в России........................................... 144

9.2. Виды социальных процессов.......................................................................... 148

9.3. Разделение общностей по признаку принадлежности
к ним индивидов.................................................................................................... 150

9.4. Личная и социальная идентификация............................................................ 153

Глава 10. Социологический мониторинг различных видов опасностей
и подготовленности населения к защите от них

10.1. Признаки экстремальности антропоэкологических систем....................... 158

10.2. Мониторинг окружающей среды. Цели, задачи,
объекты исследования........................................................................................... 160

10.3. Экологическая безопасность: человеческое измерение............................ 163

10.4. Информационная безопасность................................................................... 173

10.5. Правовые и организационные основы безопасности
жизнедеятельности................................................................................................. 179

10.6. Обеспечение безопасности в учебных учреждениях.................................. 182

Список используемой литературы............................................................................. 192

 

 


 

Введение

На сегодняшний день социология безопасности является одним из наиболее актуальных направлений в современной социологии. Создаются кафедры, исследовательские комитеты, но теоретические основы социологии безопасности в достаточной мере еще не разработаны, так как данная наука является одной из самых молодых отраслей социологического знания. Одним из условий возникновения социологии безопасности является осознание необходимости организованного противостояния множественным угрозам и рискам, опасным с точки зрения социального самосохранения и жизнеобеспечения. На сегодняшнем этапе развития общества главным становится — не политические идеи, не технологические достижения, не утопические проекты вселенского счастья, а простое выживание и безопасное существование человечества.

Необходимость издания учебного пособия «Социология безопасности» возникла в связи с тем, что в настоящее время имеется лишь единичная литература по данному научному направлению. В книге рассмотрены десять основных тем, которые раскрывают законы и закономерности взаимодействия людей, проанализированы базовые потребности личности и общества, в том числе и потребность в безопасности. Автором творчески осмыслены и использованы достижения лучших зарубежных
и отечественных учебников, научные результаты всемирных и всероссийских социологических конгрессов. Для каждой главы дана тематика рефератов, предложены вопросы и задания. Пособие соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта РФ высшего профессионального образования по предмету «Социология безопасности».


Глава 1. Введение в социологию безопасности

Темы для рефератов

1. Социология безопасности — новая отрасль социологической науки.

2. Социально-экономические особенности систем безопасности.

3. Гуманитарная безопасность общества и личности.

4. Воздействие рисков, угроз и вызовов на безопасность общества и личности.

5. Современное российское общество как «общество риска».

Список литературы

1. Бек, У. Общество риска. На пути к модерну / У. Бек. — М., 2000. — 285 с.

2. Волков, Ю. Г. Социология / Ю. Г. Волков. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 576 с.

3. Кузнецов, В. Н. Социология безопасности / В. Н. Кузнецов. — М., 2003. — 356 с.

4. Мозговая, А. В. Социология риска: возможности синтеза теории и эмпирического знания / А. В. Мозговая // Риск в социальном пространстве / под ред.
А. В. Мозговой. — М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2001. — 356 с.

5. Риск в социальном пространстве / под ред. А. В. Мозговой. — М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2004. — 320 с.

6. Россия: риски и опасности «переходного» общества / отв. ред. О. Н. Яниц-кий. — М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998. — 280 с.

Глава 2. Современные социологические теории
конфликтов, насилия

Темы для рефератов

1. Природа и источник социального конфликта.

2. Понятие социального конфликта и его функции.

3. Причины и последствия социальных конфликтов.

4. Стратегии управления конфликтной ситуацией.

5. Основные конфликтологические теории.

Список литературы

1. Волков, Ю. Г. Социология / Ю. Г. Волков. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 576 с.

2. Дмитриев, А. В. Социальный конфликт: общее и особенное / А. В. Дмитриев. — М.: Гардарики, 2002. — 320 с.

3. Дмитриев, А. В. Этнический конфликт: теория и практика / А. В. Дмитриев. — М., 1998. — 326 с.

4. Дмитриев, А. В. Введение в общую теорию конфликтов / А. В. Дмитриев,
Н. В. Кудрявцев. — 2-е изд. — М., 1998. — 374 с.

5. Зайцев, А. К. Социальный конфликт / А. К. Зайцев. — М., 2000. — 452 с.

6. Рубин, Д. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение / Д. Рубин, Д. Пруйт, Ким Хе Сунг. — СПб.: ЕВРОЗНАК, 2001. — 352 с.

7. Соколов, С. В. Социальная конфликтология: учеб. пособие для вузов /
С. В. Соколов. — М., 2001. — 356 с.

Глава 3. Мировые проблемы безопасности
и процессы глобализации

Новые тенденции глобализма

Стремительное формирование единого, глобального мира еще не принесло всем нам своих последствий в полном объеме. Те особенности,
о которых пойдет речь, существуют еще в неразвитом виде. И только время проявит их истинное значение. Во-первых, глобализация мира представляет собой формирование единого информационного пространства на базе современных компьютерных технологий. Компьютерные технологии породили новые информационные технологии, что позволило изменить природу труда. Человек теперь занимается не только преобразованием природы или мертвых вещей, а преобразованием человеческого сознания — как индивидуального, так и коллективного, ибо информационные технологии способны влиять на сознание человека, формировать по требованию заказчика необходимое состояние сознания. Причем современные технологии формирования сознания настолько упрощены, что стали практически общедоступны. В качестве примера подобных технологий могут служить предвыборные технологии, реклама на телевидении и т. п. В сфере бизнеса эти технологии в отличие от традиционного маркетинга приспосабливают не товар к предпочтениям людей, а наоборот, людей к товару. Так что любой производитель чего угодно, хотя бы кока-колы, может влиять на наше сознание. «В результате, — как пишет директор Института проблем глобализации М. Г. Делягин, — человечество все больше напоминает хирурга, делающего самому себе операцию на мозге». Социологи, философы, культурологи пишут об опасности превращения людей в марионеток, в зомби, которыми может манипулировать разработчик программы (если скажем, вы подключены к сетевому компьютеру). Именно разработчики и владельцы новых технологических принципов являются наиболее влиятельными субъектами мировой экономики, контролируют рынки сбыта. Нужно сказать, однако, что новые высокие технологии не вытеснили производственные технологии, но они их значительно обесценили.

Гипертехнологии, или метатехнологии, завершают технологическую пирамиду: их природа такова, что практически исключает возможность глобальной конкуренции с их разработчиком. Сегодня разработчиком группы метатехнологий являются в основном США и частично Великобритания. К метатехнологиям можно отнести сетевой компьютер, последнюю версию редактора Windlows, организационные технологии, технологии повышения эффективности деятельности корпораций, технологии формирования массового сознания и др. Иерархия технологий создает основу иерархии политического влияния стран, находящихся на той или иной ступени пирамиды. Некоторые ученые утверждают, что разрыв между странами определяется отставанием в уровне развития технологий.

Во-вторых, динамика современного мира обусловлена новыми, самыми мобильными ресурсами — знанием, информацией, т. е. произошла модер-низация системы ценностей. Знания сегодня приобрели статус основного фактора производства. Переработку технологических принципов, созданных странами, занимающими верхние этажи технологической пирамиды человечества, а конкретные производственные технологии осуществляют филиалы транснациональных корпораций. Эти филиалы расположены практически во всех развитых странах мира. Таким образом, использование современных технологий и особенно технологий формирования массового сознания, исключительными разработчиками и обладателями которых являются США и страны «Большой восьмерки», неизбежно приводит к выходу из-под контроля государств, применяющих их. Так может формироваться требуемый тип культуры и сознания. Некоторые исследователи говорят, что знания превращаются в основной продукт и предмет труда. Распространение интеллектуальных технологий предполагает высокий уровень образованности. В обществе начинает действовать механизм, стимулирующий постоянное развитие человеком своего интеллекта, создающий конкуренцию знаний, погоню за ними. Поэтому ученые приходят к выводу, что творческая деятельность, выражающаяся в стремлении к самореализации, вытеснит труд, связанный с необходимостью удовлетворения материальных потребностей. Так трансформируется мотивация человеческой деятельности, ее характер и, следовательно, социальная структура общества.

В-третьих, национальные государства столкнулись с тем, что их жизненное пространство оказалось подчиненным влиянию национальных структур, которыми являются транснациональные корпорации (ТНК), самые современные из них владеют, к тому же, метатехнологиями.

Транснациональные корпорации (от лат. trans — сквозь, через, за) — это такие корпорации, которые действуют на территории больше, чем одной страны. Они занимаются самыми разнообразными видами деятельности, обладают международным капиталом, имеют зарубежные активы и оказывают влияние на правительства различных национальных государств через свои дочерние компании, расположенные на их территории.

Технологические принципы, разрабатываемые постиндустриальными державами, реализуются в конкретные практические технологии транснациональными корпорациями и их филиалами. 80 % новых технологий создаются ТНК. Таким образом, ТНК становятся важнейшим фактором общественного развития. Они по-своему переделывают мир, ощутимо влияют на национальное развитие стран, в которых присутствуют, отстаивают интересы, находящиеся за пределами этих стран.

Современные ТНК, в отличие от прежних производственных ТНК, действуют на информационных и финансовых рынках. Важнейшей чертой глобализации является формирование единого мирового финансово-информационного пространства, в котором существует полная интеграция информационных и финансовых потоков. Происходит планетарное объединение региональных финансовых и информационных сегментов рынка в единый мировой рынок, что говорит об образовании в финансовой сфере глобальных монополий. Но «единый рынок, в принципе, нельзя поделить»[6]. Процесс возникновения глобальных монополий пока что определяет развитие других транснациональных корпораций, причем в роли единой глобальной монополии выступают США, на территории которых концентрируется большая часть ТНК. 35 ТНК из ста крупнейших в мире принадлежит американскому государству. Концентрация ТНК на территории США и находящихся в их юрисдикции позволяет американскому государству доминировать не только в области экономики, но и политики. Судьбы мира могут зависеть от принятия решения небольшой группы лиц — владельцев ТНК, в то время как эти решения имеют глобальный характер воздействия. В этой связи некоторые ученые даже высказывают мысль об отмирании мировой политики на уровне отдельных государств и даже об определенной утрате национального суверенитета, так как сфера лоббирования ключевых вопросов развития национальных государств перемещается из их внутриполитической сферы в сферу управленческих структур ТНК, в сферу глобальных финансовых групп и технологий.

С появлением единого поля для бизнеса, стратегия которого определяется глобальной конъюнктурой, экономические подъемы и спады приобретают всемирный характер. Формирующаяся мировая финансовая система создала беспрецедентные шансы «делать деньги» из воздуха с помощью игры на глобальных рынках. Тысячи спекулятивных финансовых структур нападают на определенную национальную валюту или фондовый рынок и ввергают экономику страны в глубочайший кризис, который по цепочке распространяется на другие страны. Возникают небывалые возможности для наркобизнеса, торговли оружием или даже «живым товаром» — людьми, особенно детьми и женщинами.

Вот почему так нужна надгосударственная система регулирования для стабилизации международной финансовой системы, спасения окружающей среды и для преодоления очень опасного разрыва между богатыми
и бедными странами, приобретшего хронический характер.

Однако процесс глобализации монополий приводит к уничтожению внешней международной конкуренции, этого источника развития. Ловушка монополизма в перспективе может привести к прекращению развития ТНК и экономики. И мировое сообщество будет вынуждено искать новые импульсы развития.

Темы рефератов

1. Происхождение и развитие идей глобализма.

2. Новые тенденции глобализма.

3. Глобализация и информационное общество.

4. Место России в мировом сообществе.

Список литературы

1. Азроянц, Э. А. Глобализация как научная проблема / Э. А. Азроянц // Полигнозис. — 2000. — № 4.

2. Бек, У. Что такое глобализация? / У. Бек. — М., 2001.

3. Брагина, Е. О глобализации с разных точек зрения / Е. Брагина // Свободная мысль — XXI. — 2000. — № 10.

4. Глобалистика: энциклопедия / гл. ред.: И. И. Мазур, Л. Н. Чумаков. — М.: Радуга, 2003. — 465 с.

5. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура /
И. Кастельс. — М., 2000. — 186 с.

6. Сильвестров, С. Глобальная модернизация: последствия для человека и общества // Общество и экономика. — 2000. — № 5—6.

Темы для рефератов

1. Социальные изменения и социальная политика.

2. Семейная политика и охрана материнства и детства.

3. Социальная политика в отношении инвалидов.

4. Социальная политика и социальное государство.

5. Социальная политика и реформы.

Список литературы

1. Антонов, А. И. Семья как институт среди других институтов / А. И. Антонов // Семья на пороге третьего тысячелетия. — М.: Наука, 1995. — 280 с.

2. Ловцова, Н. И. Положение детей и семейная политика Саратовской области: возможно ли снижение социального неравенства? / Н. И. Ловцова // Социальное неравенство и образование: проблема, исследование, действия. — Саратов: Изд-во СГТУ, 2001. — 220 с.

3. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. — М.: ИНИОН РАН, 2002. — 456 с.

4. Холостова, Е. И. Социальная политика / Е. И. Холостова. — М.: Изд-во Социально-технолог. ин-та МГУС, 2000. — 284 с.

Глава 5. Факторы, влияющие на безопасность личности
и общества. Факторы асоциального поведения

Социализация личности

Для того чтобы стать личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются:

1) биологически, генетически заданные предпосылки;

2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует.

Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру.

Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает «правилам жизни», другую называется становлением социального «Я».

Человек — социобиологический индивид. Но характерным штрихом является то, что человеческий детеныш рождается на менее зрелой стадии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире —
в социально сконструированной реальности. Это исключительная ситуация: природа не позаботилась о подходящем для него «жилище». Поэтому всю свою жизнь человек ищет себе социальное пристанище. Но это
не физическая крыша над головой, а социальное место в мире.

Социализация превращается в растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту (или статусу).

Личностные черты индивида долгое время приписывались исключительно наследственности. Считалось, что семья, предки и гены жестко определяют, станет ли человек гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или благородным рыцарем.

В первой половине XX в. накопилось такое количество фактов, которое вынудило пересмотреть прежние взгляды на сущность человека. Оказалось, врожденная гениальность не гарантирует автоматически, что из человека получится великая личность. Точно так же родовая травма, недуг или иное неблагоприятное стечение биологических факторов не исключает для человека возможности стать полноценным членом общества, возможности принести человечеству огромную пользу. Решающую роль играет социальная среда и атмосфера, в которую человек попадает после рождения.

У большинства взрослых есть свой «социальный дом» — устойчивое место в общественной системе разделения труда. Его можно называть статусом, должностью, профессией или как-то еще. Но важно то, что это место кормит, поит, дает независимость и уверенность в завтрашнем дне. А у ребенка нет своего места в жизни, более 15 лет он существует в полной зависимости от родителей.

Обретение вначале политической (получение паспорта, права голосовать, а также быть избранным), затем экономической (устройство на работу, которая может прокормить человека) и социальной (женитьба
и создание собственной семьи, отделение от родителей и вступление
в статус родителя) самостоятельности означает качественную границу между двумя этапами социализации — начальной (ранней) и продолженной (поздней).

Социализация — не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности. Индивид — начальная точка этого процесса, зрелая личность — завершающая.

Социализация — процесс формирования личности, в ходе которого индивид усваивает умения, образцы поведения и установки, свойственные его социальной роли. В ходе социализации человек преобразует ценности своего окружения в свои собственные.

Агенты социализации — конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс
социализации и направляющие его.

Поскольку социализация подразделяется на два вида — первичную
и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, дальние и близкие родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.

Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее, окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как о первичной. Первичная среда — не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т. е. стоящая на первом месте по значимости.

Агенты вторичной социализации — представители администрации, школы, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, печати, партий, суда и т. д.

Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами в социологии называют формальные организации, официальные учреждения.

К институтам социализации относятся именно они. Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социализации, но первичным (как и школу). А когда подразумевают конкретно членов семьи
и родственников, употребляют термин «агенты».

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй.

Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослев, он уже сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т. д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.

Таким образом, процесс социализации начинается в самом раннем детстве и прекращается в старости. Первичная социализация охватывает период детства, вторичная — всю остальную часть жизни человека. Первичная социализация, по мнению большинства исследователей, оказывает наиболее сильное влияние на становление личности, а вторичная социализация как бы накладывается на то, что было приобретено при первичной социализации. Именно семья обеспечивает вход индивида в другие социальные структуры любого уровня. От того, насколько плавно и бесконфликтно осуществлялась социализация, зависит комфортность самочувствия человека во взрослой жизни.

В процессе социализации у индивида формируется собственный
образ, который включает следы образов значимых других из детства.
И действительно, то, как будет вести себя человек во взрослой жизни,
в значительной мере определяется тем, какое ролевое поведение было свойственно его членам семьи.

Неудачная первичная социализация может привести к тому, что представления индивида о реальности не будут соответствовать ей. В этом случае личность может пройти либо процесс ресоциализации и усвоить новые представления, либо выбрать асоциальное поведение.

Итак, социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70 % формируется человеческая личность. Стоит запоздать — и начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап.

Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, хотя многие взрослые иногда сознательно ищут на некоторое время уединения и самоизоляции, чтобы предаться углубленным размышлениям и созерцанию.

Даже в тех случаях, когда взрослые попадают в изоляцию не по своей воле, они вполне способны духовно и социально не погибнуть. А бывает, преодолевая трудности, они даже и развивают свою личность, познают
в себе новые грани. Разве не так было с Робинзоном Крузо?

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они помечают важнейшие вехи в биографии человека. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменений привычного образа жизни.

Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа, получившие в социологии особые названия.

Отучение от старых ценностей, норм ролей и правил поведения называется десоциализацией.

Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям
и правилам поведения взамен старых, называется ресоциализацией.

Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса,
а именно взрослой, или продолженной социализацией.

В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается
в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни
не происходит, исключая развод и смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или детском доме. Его процесс социализации плавен, представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм. Первое крупное изменение происходит только со вступлением во взрослую жизнь.

Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый план выходят десоциализация (отвержение старого) и ресоциализация (обретение нового). Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит так глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности,
а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей.

Именно с такими условиями сталкиваются попадающие в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, а в некоторых случаях и проходящие службу в армии.

Видный американский социолог Ирвин Гофман, тщательно изучивший эти, как он выразился, «тотальные институты», выделил такие признаки ресоциализации в экстремальных условиях:

¾ изоляция от внешнего мира (высокие стены, решетка, спецпропуска и т. д.);

¾ постоянное общение с одними и теми же людьми, с которыми индивид работает, отдыхает спит;

¾ утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания (сбрасывание гражданской одежды и переодевание в спецформу);

¾ переименование, замена старого имени на «номер» и получение статуса: солдат, заключенный, больной;

¾ замена старой обстановки на новую, обезличенную;

¾ отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев, привыкание
к новым;

¾ утрата свободы действий.

В подобных условиях индивид не просто дезориентируется, но нравственно деградирует. Дело в том, что воспитание и та социализация, полученные человеком в детстве, не могли подготовить его к выживанию
в подобных условиях. Десоциализация может быть настолько глубокой, что позитивная ресоциализация уже не поможет — разрушенными окажутся основы личности.

Социальный контроль

Агенты и институты социализации выполняют не одну, а две функции:

обучают ребенка культурным нормам;

контролируют, насколько прочно, глубоко и правильно усвоены социальные нормы и роли.

Социальный контроль — система предписаний, запретов, убеждений, мер принуждения, которая обеспечивает соответствие действий
индивида принятым образцам и упорядочивает взаимодействие между индивидами.

Согласно Т. Парсонсу, социальный контроль представляет собой процесс, при помощи которого посредством наложения санкций оказывается противодействие девиантному (отклоняющемуся) поведению и поддерживается социальная стабильность.

Социальный контроль включает в себя два главных элемента — нормы и санкции.

Нормы — предписания по поводу того, как надо правильно вести себя в обществе.

Санкции — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

На язык предписаний переводится все то, что так или иначе ценится обществом. Человеческая жизнь и достоинство, отношение к старшим, коллективные символы (например, знамя, герб, гимн), религиозные обряды, законы государства и многое другое составляют то, что делает общество сплоченным целым, поэтому особенно ценится и охраняется.

Социальные предписания — запрет на разрешение чего-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной).

Социальный контроль осуществляется в следующих формах:

1) принуждение;

2) влияние общественного мнения;

3) регламентация в социальных институтах;

4) групповое давление.

Социальный контроль — фундамент стабильности в обществе. Его
отсутствие или ослабление ведут к анархии, беспорядкам, смутам и социальному раздору.

Социальные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого поведения). Нормы есть некие идеальные образцы (шаблоны), определяющие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.

Первый тип — это нормы, которые возникают и существуют только
в малых группах (молодежных тусовках, компании друзей, семье, бригадах, спортивных командах). Они называются «групповыми привычками».

Например, нормы, которые требуются старшими товарищами от новичков, принятых в производственную бригаду:

— не держись со «своими» официально;

— не говори начальству то, что может навредить членам группы;

— не общайся с начальством чаще, чем со «своими»;

— не изготовляй изделий больше, чем твои товарищи.

Второй тип — это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или обществе в целом. Они называются «общими правилами».

Когда мы рассматривали культуру, то познакомились с большинством из них. Это обычаи традиции, нравы, законы, этикет, манера поведения. Есть светский этикет, есть манера поведения молодежи. Есть общенациональные традиции и нравы.

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от
того, насколько строго соблюдается их исполнение.

За нарушение одних норм следует мягкое наказание — неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм —
жесткие санкции — тюремное заключение, даже смертная казнь.

Определенная степень неподчинения нормам существует в любом обществе и любой группе. Нарушение дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочетания вызывает неловкость, ставит человека в затруднительное положение. Но оно не влечет за собой жесткое наказание.

В других ситуациях санкции более ощутимы. Пользование шпаргалкой на экзамене грозит снижением оценки, потеря библиотечной книги — пятикратным штрафом. В некоторых обществах малейшие отступления от традиций, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Так поступали правители Древней Сп



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 943; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.105 с.)