Раздел I обеспечение безопасности жизнедеятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I обеспечение безопасности жизнедеятельности



РАЗДЕЛ I ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

ГЛАВА 1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧАЕМОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружаю­щей его средой обитания. Они постоянно взаимодействуют друг с другом, образуя систему «человек—среда обитания».

Среда обитания — окружающий человека внешний мир, т.е. существующая совокупность факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на существо­вание и деятельность человека, его здоровье и потомство.

Действуя в этой системе, человек непрерывно решает как ми­нимум две основные задачи. Прежде всего, он обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе. Далее, он создает защиту от негативных воздействий со стороны среды обитания и со сторо­ны себе подобных, используя ее по мере необходимости. Среда обитания неразрывно связана с биосферой. Под этим словом по­нимается область распространения жизни на Земле, включаю­щая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой лито­сферы.

Среда обитания человека подвержена постоянным изменени­ям в результате развития земной цивилизации, особенно интен­сивно протекавшего в XX столетии. Оно ознаменовалось потерей устойчивости в таких процессах, как рост населения Земли и его урбанизация. Это вызвало крупномасштабное развитие энергети­ки, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, военно­го дела и обусловило значительный рост антропогенного воздей­ствия на среду обитания. Кроме того, с середины XX в. человек стал обладать способностью инициировать крупномасштабные аварии и катастрофы и тем самым вызывать необратимые эколо­гические изменения регионального и глобального масштаба, со­измеримые со стихийными бедствиями. В результате активной тех­ногенной деятельности человека во многих регионах нашей планеты разрушена биосфера и создан новый тип среды обитания — техносфера.

Техносферой называют регион бывшей биосферы, преобразо­ванный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим ма­териальным и социально-экономическим потребностям. Таковы регион города или промышленной зоны, производственная или бытовая среда.

Создавая техносферу, человек стремился к повышению ком­фортности среды обитания, к росту коммуникабельности, к обес­печению защиты от естественных негативных воздействий. Одна­ко созданная руками и разумом человека техносфера, призванная максимально удовлетворять его потребности в комфорте и без­опасности, во многом не оправдала надежды людей. Новые техносферные условия обитания в городах и промышленных цент­рах, транспортные и бытовые условия жизнедеятельности оказа­лись далеки по уровню безопасности от допустимых требований. Это предопределяет актуальность и важность профессионально грамотного применения конкретного комплекса предупредитель­ных и защитных мер при внедрении достижений научно-техни­ческого прогресса в различные сферы экономики.

В данном аспекте особое значение имеет упреждающий анализ источников и причин возникновения тех или иных опасностей, связанных с планированием и проведением производственной, хозяйственной и иных видов деятельности. Человечество призва­но научиться прогнозировать негативные воздействия и обеспе­чивать безопасность принимаемых решений еще на стадии их раз­работки. Для защиты от действующих негативных факторов ему необходимо создавать и активно использовать защитные средства и мероприятия, всемерно ограничивая зоны действия и уровни негативных факторов. Реализация этих задач обусловила необхо­димость разработки специальной области научных знаний — «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). Данная дисциплина изу­чает опасности производственной, бытовой и городской среды. Это относится как к повседневной жизни, так и к условиям ЧС техногенного и природного происхождения.

Безопасность жизнедеятельности, представляющая серьезную проблему современности и привлекающая для ее решения другие науки, выработала определенную систему собственных понятий, теоретических положений, аксиом и методов исследования.

Научная и учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятель­ности» выработала ряд основных положений. С момента своего появления на Земле человек живет и действует в условиях посто­янно изменяющихся потенциальных опасностей. Эти опасности причиняют вред здоровью человека. Они угрожают не только каж­дому конкретному человеку, но и обществу и государству в целом.

Профилактика опасных ситуаций и защита от них представляет собой актуальные гуманитарную и социально-экономическую проблемы, в решении которых должно быть заинтересовано прежде всего государство. Поэтому обеспечение безопасности является приоритетной задачей личности, общества и государства. Однако абсолютная безопасность недостижима. Всегда существует некото­рый остаточный риск. Поэтому под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития общества можно смириться. Для выра­ботки идеологии безопасности, формирования безопасного мыш­ления и поведения и разработана научная и учебная дисциплина «БЖД». Основные цели и задачи БЖД как науки — защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и есте­ственного происхождения и достижение комфортных условий жиз­недеятельности. Средством достижения этой цели является реали­зация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. К числу основ­ных задач обеспечения безопасности жизнедеятельности относятся идентификация (распознавание и количественная оценка) нега­тивных воздействий среды обитания, защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека; ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов. Наконец, одна из наиболее общих задач состоит в создании нормального, т.е. комфортного, состоя­ния среды обитания человека.

Основные цели БЖД как учебной дисциплины непосредственно вытекают из ранее сказанного. Сюда относятся формирование ми­ровоззрения и воспитание у студентов социальной ответственно­сти за последствия своей будущей профессиональной деятельно­сти, а также освоение студентами теоретических, организацион­но-правовых и методических основ обеспечения безопасности жиз­недеятельности. Важными целями являются приобретение знаний по идентификации опасностей в различных условиях жизни и деятельности человека и выработка практических навыков в приня­тии решений по защите населения и материальных ценностей от воздействия негативных факторов среды обитания и ликвидации их последствий. Наконец, обучение безопасности жизнедеятель­ности призвано развивать потребность в расширении и постоян­ном углублении знаний по проблемам обеспечения БЖД в совре­менных условиях реформирования экономики России.

Вопросы для самоконтроля

1.Назовите основные задачи системы «человек —среда обитания».

2.Каково соотношение понятий «биосфера» и «техносфера»?

3.Что изучает научная и учебная дисциплина «БЖД»?

4.Перечислите основные теоретические положения учебной дисцип­лины «БЖД».

5.Какую цель ставит и какие задачи решает дисциплина «БЖД»?

ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Негативные воздействия в системе «человек—среда обитания» принято называть опасностями. Этим понятием именуют свойство живой и неживой материи причинять ущерб самой материи: лю­дям, природной среде, материальным ценностям. Опасности не обладают избирательным свойством. При своем возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду. Опасности реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации. Они существуют в пространстве и во времени. Мно­гочисленность и многообразие опасностей, высокая вероятность их воздействия на каждого позволили сформулировать аксиому о процессе жизнедеятельности: «Жизнедеятельность человека потен­циально опасна!». Эта опасность усугубляется скрытым характером своего проявления.

Например, мы до определенного момента не ощущаем увели­чения концентрации С02 в воздухе. В норме атмосферный воздух должен содержать не более 0,05 % С02. В помещении, в частности в аудитории, концентрация С02 увеличивается. Углекислый газ не имеет цвета, запаха, и нарастание его концентрации проявит­ся появлением усталости, вялости, снижением работоспособно­сти. Но организм человека, систематически пребывающего в та­ких условиях, отреагирует сложными физиологическими процес­сами: изменением частоты, глубины и ритма дыхания (одышкой), увеличением частоты сердечных сокращений, изменением арте­риального давления. Это состояние (гипоксия) может повлечь за собой снижение внимания, что в определенных областях деятель­ности может привести к травматизму, человеческим жертвам и другим негативным последствиям.

По степени и характеру действия на организм все факторы условно делят на вредные и опасные. К вредным относятся такие, которые становятся в определенных условиях причиной заболева­ний или снижения работоспособности. Опасные факт оры приво­дят к травматическим повреждениям или внезапным и резким нарушениям здоровья. Это деление условно. Вредные факторы в определенных условиях могут стать опасными.

Определенная часть опасных и вредных факторов (преимуще­ственно в производственной и в некоторых других средах обитания) имеет обычно внешне определенные, пространственные об­ласти проявления. Они называются опасными зонами и характери­зуются увеличением риска несчастного случая. Условия, при ко­торых создается возможность возникновения несчастного случая, называют опасной ситуацией.

В процессе деятельности и жизни человек может оказаться в весьма опасной ситуации, когда физические и психические на­грузки достигают таких пределов, когда индивидуум теряет спо­собность к рациональным поступкам и действиям, адекватным сложившейся ситуации. Подобные ситуации называют экстремаль­ными.

Потенциальная опасность — возможность воздействия на чело­века неблагоприятных или несовместимых с жизнью факторов. Аксиома о потенциальной опасности предусматривает количествен­ную оценку негативного воздействия, которая оценивается рис­ком нанесения того или иного ущерба здоровью и жизни.

Под риском понимается отношение тех или иных нежелатель­ных последствий в единицу времени к возможному числу собы­тий.

Различают индивидуальный и социальный риск.

Индивидуальный риск характеризует опасность опре­деленного вида для отдельного индивидуума.

Социальный риск (точнее, групповой) — это риск для группы людей. Он выражает зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей.

В мировой практике отвергнута концепция абсолютной без­опасности и находит признание концепция приемлемого риска.

Приемлемый риск сочетает в себе технические, эконо­мические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возмож­ностями ее достижения.

Речь идет о таком риске, когда защитные мероприятия позво­ляют поддерживать достигнутый уровень безопасности. Введение приемлемых рисков является акцией, прямо направленной на за­щиту человека и его безопасность.

Безопасность состояние деятельности, при котором с опре­деленной вероятностью исключено проявление опасностей или имеет место отсутствие чрезмерной опасности.

Вопросы для самоконтроля

1.Дайте определение понятию «опасность».

2.Сформулируйте основную аксиому БЖД.

3.Что такое индивидуальный и социальный риск?

4.Объясните содержание и смысл концепции приемлемого риска.

5.Дайте определение понятию «безопасность».


Вопросы для самоконтроля

1.Назовите негативные факторы современной среды обитания человека.

2.В чем заключается неблагоприятное влияние человеческой деятельности на состояние производственной, природной и городской среды?

3.Чем обусловлена опасность бытовой (жилой) среды?

4.С чем связано возникновение чрезвычайных ситуаций в среде обитания человека?

5.Изложите существующие взгляды на обеспечение безопасного развития земной цивилизации на современном этапе.

Вопросы для самоконтроля

 

1.Дайте определение понятию «чрезвычайная ситуация».

2.Назовите основные признаки классификации ЧС.

3.Каковы причины возникновения ЧС?

4.Какие аварии относят к ЧС, сопровождающимся выбросом опас­ных вредных веществ в окружающую среду?

5.Приведите примеры ЧС социального характера.

6.Как классифицируются ЧС по масштабам распространения?

7.Назовите основные группы ЧС природного характера.

8.Назовите основные группы антисейсмических мероприятий.

9.Какими факторами могут быть вызваны оползни и сели?

10. Назовите противолавинные профилактические мероприятия.

11. Выделите основные ЧС метеорологического характера.

12.Назовите основные ЧС гидрологического характера.

13.Чем характеризуются заторы и зажоры?

14.По каким признакам классифицируются природные пожары?

15.Дайте определение терминам «эпидемия», «эпизоотия», «эпифитотия».

16.Какие ЧС угрожают человеку из космоса?

17.На какие группы подразделяются ЧС техногенного происхожде­ния?

18.Охарактеризуйте аварии на РОО.

19.Охарактеризуйте аварии на ХОО.

20.Назовите причины аварий на объектах коммунального хозяйства.

21.Каковы причины аварий и катастроф на транспорте?

22.Дайте характеристику аварий на гидротехнических сооружениях.

23.Выделите поражающие факторы, характерные для аварий на ПВОО.

24.На какие группы подразделяются опасности социального характера?

25.Чем опасен терроризм и как его искоренить?

26.Что необходимо для сокращения уровня инфекционных заболеваний?

27.Назовите возможные пути снижения социальных опасностей.

28.Назовите основные принципы защиты населения в случае ЧС.

29.Выделите основные способы защиты населения от ЧС.

30.Что общего и чем отличаются предупредительные, защитные и аварийно-восстановительные мероприятия?

31.Каковы основные функции РСЧС?

32.В каких городах созданы региональные центры РСЧС?

33.Назовите три режима функционирования РСЧС.

34.Кто принимает решение о введении соответствующего режима функционирования РСЧС?


Вопросы для самоконтроля

1.Назовите и охарактеризуйте поражающие факторы ядерного взрыва.

2.Что такое очаг ядерного взрыва?

3.Какой толщины должен быть слой стали, бетона и древесины, что­бы ослабить радиоактивное излучение в два раза?

4.Каковы основные средства и способы защиты от поражающих факторов ядерного поражения?

5.Сформулируйте правила поведения в очаге ядерного поражения.

6.Расскажите о химическом оружии, его составе, способах применения.

7.Охарактеризуйте нервно-паралитические БТХВ.

8.Назовите БТХВ, при поражении которыми наблюдается период скрытого действия.

9.Расскажите о способах защиты от БТХВ.

10.Каковы действия населения в очаге химического поражения?

11.Что входит в состав биологического оружия?

12.Как определяют границы очага биологического поражения?

13.Каковы основные средства защиты населения от биологического оружия?

14.Назовите признаки применения противником биологического оружия.

15.Что такое дезинфекция, дезинсекция и дератизация?

16.Назовите способы защиты населения при авариях на химически опасных объектах.

17.Какие виды коллективных защитных сооружений могут быть использованы населением при радиоактивном или химическом заражении местности?

18.Чем отличаются изолирующие и фильтрующие средства защиты кожи?

19.Назовите задачи, стоящие перед ГО страны.

20.Каков порядок организации и функционирования ГО на объекте?


 

Вопросы для самоконтроля

1.Что следует понимать под устойчивостью работы объекта экономики?

2.Назовите основные этапы исследования устойчивости объекта экономики.

3.Какие объекты экономики относятся к категории опасных произ­водственных объектов?

4.Назовите общие факторы, определяющие устойчивость работы объектов экономики.

5.На какие обстоятельства обращается внимание при изучении зда­ний и сооружений?

6. Назовите мероприятия по защите работников в условиях ЧС различного характера.

7.Какие факторы влияют на устойчивость объектов?

8.Какие мероприятия способствуют повышению устойчивости инже­нерно-технического комплекса?

9.Каковы способы повышения надежности технологического оборудования?


Основы обороны государства

 

Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.96 № 61-ФЗ опреде­ляет основы и организацию обороны Российской Федерации. В ст. 1 этого закона записано: «Под обороной понимается система поли­тических, экономических, военных; социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории». Оборона является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства. Она организуется и осуще­ствляется в соответствии с международным правом, Конституци­ей РФ, действующим законодательством и Военной доктриной Российской Федерации, Федеральным законом «Об обороне».

С целью укрепления обороноспособности страны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации и устанавливается воинская обязанность граждан Российской Федерации. Для обо­ронных целей могут привлекаться пограничные войска Россий­ской Федерации, внутренние войска МВД России, войска Феде­рального агентства правительственной связи и информации, же­лезнодорожные войска Российской Федерации и войска ГО.

Организация обороны включает в себя правовое регулирование в области обороны, прогнозирование и оценку военной угрозы, разработку военной политики и Военной доктрины Российской Федерации, разработку, производство и совершенствование ору­жия и военной техники. Она предполагает также мобилизацион­ную подготовку органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, территорий, коммуникаций, населения и эконо­мики регионов и страны в целом, создание запасов продоволь­ствия, обмундирования, вооружения и других материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах, плани­рование и осуществление мероприятий гражданской и террито­риальной обороны. Организация обороны означает обеспечение государственной и военной тайны, развитие военной науки, координацию деятельности органов государственной власти и уп­равления, в том числе местного в области обороны. Наконец, она немыслима без гражданского контроля за деятельностью Мин­обороны России и расходами на оборону, без международного сотрудничества в целях создания системы коллективной безопас­ности и совместной обороны.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.Объясните понятие «национальная безопасность» и «военная безопасность».

2.Какие мероприятия включает организация обороны государства?

3.Какова роль Вооруженных Сил в обеспечении национальной и во­енной безопасности страны?

4.Назовите виды Вооруженных Сил Российской Федерации.

5.Назовите и охарактеризуйте элементы военной службы.

6.В чем заключается исполнение обязанностей военной службы?

7.Каков порядок назначения на воинские должности?

8.Какие уставы действуют в Вооруженных Силах Российской Федера­ции?

9.Что определяет устав внутренней службы?

10.В чем особенности дисциплинарного устава?

11.Какую роль выполняет устав гарнизонной и караульной служб?

12.Дайте характеристику боевым традициям Российских Вооружен­ных Сил.

13.Охарактеризуйте символы воинской чести, покажите их актуаль­ность в настоящее время.


 

Помощь при кровотечении

 

Кровотечением называют истечение крови из кровеносных со­судов при нарушении целостности их стенки. В зависимости от ТОГО, какой сосуд поврежден и кровоточит, кровотечение может быть артериальным, венозным, капиллярным и смешанным. При наружном кровотечении кровь поступает во внешнюю среду, при внутреннем — во внутренние полости организма.

При артериальном кровотечении изливающаяся кровь ярко-крас­ного цвета, бьет сильной пульсирующей в ритме сердечных со­кращений струей. При венозном она темно-вишневая и вытекает равномерной струей без признаков самостоятельной остановки. В случае повреждения крупной вены возможна пульсация струи крови в ритме дыхания. При наружном капиллярном кровотечении кровь выделяется равномерно из всей раны, как из губки. Смешанное имеет признаки артериального, венозного и капиллярно­го кровотечений.

При травматическом кровотечении нередко наблюдаются та­кие явления, как обморок и синдром острой кровопотери. По­страдавший с острой кровопотерей бледен, покрыт холодным по­том, безразличен, вял, говорит тихим голосом, жалуется на голо­вокружение, потемнение в глазах при подъеме головы, отмечает сухость во рту, просит пить. При отсутствии помощи и продолжа­ющемся кровотечении может наступить смерть.

Первая медицинская помощь при кровотечении зависит от его характера и заключается во временной остановке кровотечения и доставке пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение. В боль­шинстве случаев остановить наружное кровотечение можно с по­мощью обычной или давящей повязки.

При наложении давящей повязки с помощью ватно-марлевой подушечки индивидуального перевязочного пакета или другого стерильного материала (при его отсутствии — чистой хлопчатобу­мажной ткани) туго тампонируют рану и укрепляют тугой повяз­кой. Кровоостанавливающий жгут используют только при силь­ном артериальном кровотечении, когда другими способами оста­новить его не удается. Его накладывают на одежду или специально подложенную под него ткань (полотенце, кусок марли, косынку). Жгут подводят под конечность выше места кровотечения и по­ближе к ране, сильно растягивают, не уменьшая натяжения, затягивают вокруг конечности и закрепляют концы. При пра­вильном наложении жгута кровотечение из раны прекращается, конечность ниже места его наложения бледнеет, пульс на лучевой артерии и тыльной артерии стопы исчезает. Под жгут подкладывают записку с указанием даты и времени его наложения. Конечность ниже места наложения жгута сохраняет жизнеспо­собность только в течение 1,5 —2 ч, поэтому необходимо принять все меры для скорой доставки пострадавшего в ближайшее лечеб­ное учреждение. Этапы наложения жгута показаны на рис. 8.8.

Рис. 8.8. Наложение резинового жгута

 

Важно избежать ошибок при наложении жгута. Слишком сла­бое затягивание вызывает сдавливание только вен, в результате чего артериальное кровотечение усиливается. В то же время слиш­ком сильное затягивание, особенно на плече, приводит к повреж­дению нервных стволов и параличу конечностей. Наложение жгу­та без прокладки непосредственно на кожу приводит, как прави­ло, через 40 — 60 мин к сильным болям в месте его наложения.

При отсутствии жгута для остановки кровотечения используют ремень, платок, полоску прочной ткани. Ремень складывают в виде двойной петли, надевают на конечность и затягивают. Платок или другую ткань используют как закрутку. Остановка артериального кровотечения закруткой показана на рис. 8.9.

Рис. 8.9. Остановка артериального кровотечения закруткой

 

Артериальное кровотечение в области волосистой части голо­вы, на шее и туловище останавливают путем тугой тампонады раны стерильными салфетками. Поверх салфеток можно положить неразвернутый бинт из стерильной упаковки и максимально плотно прибинтовать его.

При любом кровотечении поврежденной части тела придают приподнятое положение и обеспечивают покой.

 

Помощь при переломах

 

Переломами принято называть полное или частичное наруше­ние целости костей. В зависимости от того, как проходит линия перелома по отношению к кости, их подразделяют на поперечные, продольные, косые, спиральные. Встречаются и оскольчатые, когда кость раздроблена на отдельные части. Переломы могут быть закрытые и от­крытые (рис. 8.10).

При открытом из раны нередко выс­тупают обломки кости.

Для перелома характерна резкая боль, усиливающаяся при любом движении и нагрузке на конечность, нарушение ее функции, изменение положения и формы конечности, появление отечности и кровоподтека, укороче­ние и патологическая подвижность кости.

Рис. 8.10. Виды переломом:

а — закрытый перелом кости предплечья; б. в —открытый перелом костей голени

 

Перелом всегда сопровождается повреждением мягких тканей, степень нарушения которых зависит от вида перелома и характера смешения отломков кости. Особенно опасны повреждения круп­ных сосудов и нервных стволов, грозными спутниками которых являются острая кровоиотеря и травматический шок. В случае от­крытого перелома возникает опасность инфицирования раны.

Оказывая первую медицинскую помощь при переломах, ни в коем случае не следует пытаться составить отломки кости, устра­нить искривление конечности при закрытом переломе или впра­вить вышедшую наружу кость при открытом. Пострадавшего нуж­но как можно быстрее доставить в лечебное учреждение.

Главным в оказании первой медицинской помощи при повреж­дениях суставов является надежная и своевременная иммобилиза­ция поврежденной части тела. Это приводит к уменьшению боли и предупреждает развитие травматического шока. Устраняется опас­ность дополнительного повреждения и снижается возможность инфекционных осложнений. Временная иммобилизация проводит­ся с помощью различного рода шин и подручных материалов. Способы иммобилизации при переломах показаны на рис. 8.11.

При отсутствии стандартных шин можно использовать под­ручные средства: доски, палки, фанеру и др. В исключительных случаях допускается транспортная иммобилизация путем прибинтовывания поврежденной конечности к здоровой части тела: верхней — к туловищу, нижней — к здоровой ноге.

Поврежденной конечности необходимо придать наиболее удоб­ное положение, так как последующие исправления часто бывают затруднены из-за болей, воспалительного отека и опасности ин­фицирования раны.

 

Рис. 8.11. Способы иммобилизации при переломах

 

Под шину, обернутую бинтом, в местах костных выступов подкладывают вату или мягкую ткань для предупреждения сильного сдавливания и боли. При открытом переломе останавливают кровотечение; накладывают асептическую повязку на рану и только после лото приступают к иммобилизации.

Переломы позвоночника относятся к наиболее тяжелым и болезненным травмам. Основной признак — нестерпимая боль в месте перелома при малейшем движении. Решающую роль при этом иг­рают правильность первой медицинской помощи и способ транс­портировки. Даже незначительные смещения отломков костей могут привести к смерти. В связи с этим пострадавшего с травмой позво­ночника категорически запрещается сажать или ставить на ноги. Сначала следует дать обезболивающее средство, а затем уложить на ровный твердый щит или доски. При отсутствии такого щита пострадавшего укладывают на живот на обычные носилки, под­ложив под плечи и голову подушки или валики.

При переломах костей свода черепа пострадавшего укладывают на носилки, под голову подкладывают мягкую подстилку с углуб­лением, а по бокам — мягкие валики, свернутые из одежды или другого подручного материала.

При оказании помощи пострадавшим с переломом нижней че­люсти прежде всего принимают меры для устранения или пре­дупреждения асфиксии (удушья). Если человек в результате трав­мы потерял сознание и лежит на спине, возможно западение языка и немедленное удушье.

Первая медицинская помощь при переломе ключицы направле­на на обездвижение пояса верхних конечностей. Поврежденную руку лучше уложить на широкую косынку. Транспортируют по­страдавшею в положении сидя, слегка откинувшегося назад.

При переломе ребер накладывают тугую бинтовую повязку на грудную клепку, делая первые ходы бинта в состоянии выдоха. При отсутствии бинта можно использовать простыню, полотенце или кусок ткани. Транспортируют пострадавшего в положении сидя.

Временная иммобилизация при вывихах и других повреждениях суставов осуществляется гак же, как при переломах костей. При этом фиксировать конечность необходимо в положении, которое наиболее удобно для пострадавшего и причиняет ему наименьшее беспокойство. Нельзя пытаться вправлять вывих и применять силу для изменения вынужденного положения конечности.

 

Помощь при отравлениях

 

Основной причиной отравлений являются поступающие из­вне вредные вещества, а также различные ядовитые вещества, образующиеся в самом организме в процессе его жизнедеятель­ности, если их своевременно не обезвредить. К поступающим извне вредным и ядовитым веществам относятся многие лекар­ственные средства, если их принимать в дозах, превышающих допустимые. Отравления лекарствами нередки у детей при хра­нении медикаментов в доступных для них местах. К ядам отно­сится ряд веществ, применяемых в промышленности (промыш­ленные яды) и сельском хозяйстве (яды для уничтожения вре­дителей и сорняков).

Отравления в быту могут быть вызваны различными пищевы­ми продуктами. Таково, к примеру, мясо больных животных при недостаточной тепловой обработке. Продукты могут быть инфи­цированы в процессе транспортировки и приготовления. Нередки бытовые отравления ядовитыми веществами, например грибным ядом, змеиным ядом (проникает в организм при укусе ядовитой змеи), ядовитыми газами (угарный газ) и др. Часто отравления наблюдаются у людей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, когда они по ошибке выпивают то или иное ядовитое вещество, принимая его за алкогольный напиток.

Срочными мерами первой помощи при отравлениях с попада­нием яда через рот являются промывание желудка, прием внутрь средств, способных обволакивать и частично поглощать яд. Поле­зен, например, активированный уголь. Его глотают повторно в виде кашицы, содержащей 1 — 2 столовые ложки взвеси карболе­на, в воде, запивая водой. Можно воспользоваться жженой магне­зией в виде взвеси (1 — 2 столовые ложки на стакан воды, повтор­но), взбитым яичным белком, белковой водой (1 — 3 яичных бел­ка на 0,5— 1 л воды). Помогают молоко, растительное масло, сли­зистые отвары, водная взвесь муки, крахмал и др. При ненару­шенном акте глотания дополнительно дают слабительные сред­ства, лучше всего горькую соль (1 — 2 столовые ложки в 250 мл теплой воды), обильное питье щелочных минеральных вод, грел­ки на область почек с целью усиления мочеотделения.

При резкой бледности или пепельно-сером цвете кожи, очень быстром и слабом пульсе пострадавшего укладывают с приподня­тыми нижними конечностями, дают повторно сердечно-сосудис­тые средства, например 20 — 25 капель кордиамина. При этом дан­ные меры не применяются, если пострадавший находится в бес­сознательном или полубессознательном состоянии. В целях воз­буждения дыхания растирают кожу, кладут горчичники на грудь, дают нюхать вату, смоченную нашатырным спиртом, опрыскива­ют лицо, тело холодной водой.

При поступлении токсических веществ в дыхательные пути сле­дует в первую очередь вынести пострадавшего на свежий воздух, уложить, освободить от стесняющей одежды, обеспечить прохо­димость дыхательных путей, по возможности дать вдыхать кисло­род. В очень тяжелых случаях, при угрозе остановки дыхания и сердечной деятельности, приступают к искусственному дыханию и закрытому (непрямому) массажу сердца (см. подразд. 8.10).

Отравление угарным газом. Среди отравлений в быту, как и на производстве, нередки отравления не имеющим запаха угарным газом (окись углерода), который образуется в результате непол­ного сгорания различных видов топлива. Чаще всего они наблю­даются при печном отоплении, когда преждевременно закрыва­ют дымовую трубку. Возможно отравление и в гараже, если мо­тор машины работает при закрытых дверях гаража. Масляные крас­ки, высыхая в закрытом помещении, также могут вызывать при­знаки отравления. При легких формах отравления возникают го­ловная боль, пульсация в висках, шум, тяжесть в голове, тош­нота, частое сердцебиение. При более сильном отравлении появ­ляются сонливость, кратковременная потеря сознания, рвота, одышка, тяжесть в груди. В очень тяжелых случаях появляются судороги, парезы, параличи, кома. Окраска кожи вначале ярко-красная, затем становится бледной. Отравление развивается бла­годаря тому, что окись углерода соединяется с гемоглобином крови и тем самым лишает его способности переносить кисло­род с кровью из легких в ткани. Наступает острая кислородная недостаточность — гипоксия.

Пострадавшего немедленно выносят на свежий воздух, осво­бождают от стесняющей одежды. Полезен холодный компресс на голову и грудь. При сохранении сознания хорошо дать крепкий чай или кофе. Далее следует поднести к носу ватку, смоченную нашатырным спиртом, повторно ввести сердечно-сосудистые сред­ства, дать вдохнуть кислород из кислородной подушки. При оста­новке или недостаточном дыхании — искусственной дыхание с подключением при необходимости закрытого массажа сердца. При тяжелом течении необходима срочная госпитализация.

Следует подчеркнуть, что алкоголь категорически противопо­казан при оказании первой помощи пострадавшим от угарного газа. Он усиливает негативные действия окиси углерода. В состоя­нии опьянения человек может погибнуть и при сравнительно не­больших концентрациях угарного газа в воздухе. При более благо­приятном исходе возможна тяжелая форма отравления, которая нередко приводит к психическим расстройствам.

Отравление ядовитыми парами и газами. Нередки отравления ядовитыми парами и газами (хлор, бром и др.), при которых раз­виваются слезотечение, чихание, слюнотечение, судорожный ка­шель, одышка, рвота.

Пострадавшего следует немедленно удалить из отравленной зоны, снять одежду, на которой могли осесть ядовитые пары, газы. Слизистые оболочки нужно промыть 2%-м раствором соды (1 чайная ложка на стакан воды). Тот же раствор можно использо­вать для вдыхания (в виде паров). Если пострадал желудочно-ки­шечный тракт (тошнота, рвота), промывают желудок, а внутрь принимают активированный уголь (5 таблеток карболена расто­лочь и запить водой).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 2722; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.29 (0.091 с.)