Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел I обеспечение безопасности жизнедеятельности↑ Стр 1 из 17Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
РАЗДЕЛ I ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА 1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧАЕМОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Они постоянно взаимодействуют друг с другом, образуя систему «человек—среда обитания». Среда обитания — окружающий человека внешний мир, т.е. существующая совокупность факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на существование и деятельность человека, его здоровье и потомство. Действуя в этой системе, человек непрерывно решает как минимум две основные задачи. Прежде всего, он обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе. Далее, он создает защиту от негативных воздействий со стороны среды обитания и со стороны себе подобных, используя ее по мере необходимости. Среда обитания неразрывно связана с биосферой. Под этим словом понимается область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы. Среда обитания человека подвержена постоянным изменениям в результате развития земной цивилизации, особенно интенсивно протекавшего в XX столетии. Оно ознаменовалось потерей устойчивости в таких процессах, как рост населения Земли и его урбанизация. Это вызвало крупномасштабное развитие энергетики, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, военного дела и обусловило значительный рост антропогенного воздействия на среду обитания. Кроме того, с середины XX в. человек стал обладать способностью инициировать крупномасштабные аварии и катастрофы и тем самым вызывать необратимые экологические изменения регионального и глобального масштаба, соизмеримые со стихийными бедствиями. В результате активной техногенной деятельности человека во многих регионах нашей планеты разрушена биосфера и создан новый тип среды обитания — техносфера. Техносферой называют регион бывшей биосферы, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям. Таковы регион города или промышленной зоны, производственная или бытовая среда. Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, к росту коммуникабельности, к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Однако созданная руками и разумом человека техносфера, призванная максимально удовлетворять его потребности в комфорте и безопасности, во многом не оправдала надежды людей. Новые техносферные условия обитания в городах и промышленных центрах, транспортные и бытовые условия жизнедеятельности оказались далеки по уровню безопасности от допустимых требований. Это предопределяет актуальность и важность профессионально грамотного применения конкретного комплекса предупредительных и защитных мер при внедрении достижений научно-технического прогресса в различные сферы экономики. В данном аспекте особое значение имеет упреждающий анализ источников и причин возникновения тех или иных опасностей, связанных с планированием и проведением производственной, хозяйственной и иных видов деятельности. Человечество призвано научиться прогнозировать негативные воздействия и обеспечивать безопасность принимаемых решений еще на стадии их разработки. Для защиты от действующих негативных факторов ему необходимо создавать и активно использовать защитные средства и мероприятия, всемерно ограничивая зоны действия и уровни негативных факторов. Реализация этих задач обусловила необходимость разработки специальной области научных знаний — «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). Данная дисциплина изучает опасности производственной, бытовой и городской среды. Это относится как к повседневной жизни, так и к условиям ЧС техногенного и природного происхождения. Безопасность жизнедеятельности, представляющая серьезную проблему современности и привлекающая для ее решения другие науки, выработала определенную систему собственных понятий, теоретических положений, аксиом и методов исследования. Научная и учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» выработала ряд основных положений. С момента своего появления на Земле человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Эти опасности причиняют вред здоровью человека. Они угрожают не только каждому конкретному человеку, но и обществу и государству в целом. Профилактика опасных ситуаций и защита от них представляет собой актуальные гуманитарную и социально-экономическую проблемы, в решении которых должно быть заинтересовано прежде всего государство. Поэтому обеспечение безопасности является приоритетной задачей личности, общества и государства. Однако абсолютная безопасность недостижима. Всегда существует некоторый остаточный риск. Поэтому под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития общества можно смириться. Для выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения и разработана научная и учебная дисциплина «БЖД». Основные цели и задачи БЖД как науки — защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности. Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. К числу основных задач обеспечения безопасности жизнедеятельности относятся идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания, защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека; ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов. Наконец, одна из наиболее общих задач состоит в создании нормального, т.е. комфортного, состояния среды обитания человека. Основные цели БЖД как учебной дисциплины непосредственно вытекают из ранее сказанного. Сюда относятся формирование мировоззрения и воспитание у студентов социальной ответственности за последствия своей будущей профессиональной деятельности, а также освоение студентами теоретических, организационно-правовых и методических основ обеспечения безопасности жизнедеятельности. Важными целями являются приобретение знаний по идентификации опасностей в различных условиях жизни и деятельности человека и выработка практических навыков в принятии решений по защите населения и материальных ценностей от воздействия негативных факторов среды обитания и ликвидации их последствий. Наконец, обучение безопасности жизнедеятельности призвано развивать потребность в расширении и постоянном углублении знаний по проблемам обеспечения БЖД в современных условиях реформирования экономики России. Вопросы для самоконтроля 1.Назовите основные задачи системы «человек —среда обитания». 2.Каково соотношение понятий «биосфера» и «техносфера»? 3.Что изучает научная и учебная дисциплина «БЖД»? 4.Перечислите основные теоретические положения учебной дисциплины «БЖД». 5.Какую цель ставит и какие задачи решает дисциплина «БЖД»? ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Негативные воздействия в системе «человек—среда обитания» принято называть опасностями. Этим понятием именуют свойство живой и неживой материи причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям. Опасности не обладают избирательным свойством. При своем возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду. Опасности реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации. Они существуют в пространстве и во времени. Многочисленность и многообразие опасностей, высокая вероятность их воздействия на каждого позволили сформулировать аксиому о процессе жизнедеятельности: «Жизнедеятельность человека потенциально опасна!». Эта опасность усугубляется скрытым характером своего проявления. Например, мы до определенного момента не ощущаем увеличения концентрации С02 в воздухе. В норме атмосферный воздух должен содержать не более 0,05 % С02. В помещении, в частности в аудитории, концентрация С02 увеличивается. Углекислый газ не имеет цвета, запаха, и нарастание его концентрации проявится появлением усталости, вялости, снижением работоспособности. Но организм человека, систематически пребывающего в таких условиях, отреагирует сложными физиологическими процессами: изменением частоты, глубины и ритма дыхания (одышкой), увеличением частоты сердечных сокращений, изменением артериального давления. Это состояние (гипоксия) может повлечь за собой снижение внимания, что в определенных областях деятельности может привести к травматизму, человеческим жертвам и другим негативным последствиям. По степени и характеру действия на организм все факторы условно делят на вредные и опасные. К вредным относятся такие, которые становятся в определенных условиях причиной заболеваний или снижения работоспособности. Опасные факт оры приводят к травматическим повреждениям или внезапным и резким нарушениям здоровья. Это деление условно. Вредные факторы в определенных условиях могут стать опасными. Определенная часть опасных и вредных факторов (преимущественно в производственной и в некоторых других средах обитания) имеет обычно внешне определенные, пространственные области проявления. Они называются опасными зонами и характеризуются увеличением риска несчастного случая. Условия, при которых создается возможность возникновения несчастного случая, называют опасной ситуацией. В процессе деятельности и жизни человек может оказаться в весьма опасной ситуации, когда физические и психические нагрузки достигают таких пределов, когда индивидуум теряет способность к рациональным поступкам и действиям, адекватным сложившейся ситуации. Подобные ситуации называют экстремальными. Потенциальная опасность — возможность воздействия на человека неблагоприятных или несовместимых с жизнью факторов. Аксиома о потенциальной опасности предусматривает количественную оценку негативного воздействия, которая оценивается риском нанесения того или иного ущерба здоровью и жизни. Под риском понимается отношение тех или иных нежелательных последствий в единицу времени к возможному числу событий. Различают индивидуальный и социальный риск. Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума. Социальный риск (точнее, групповой) — это риск для группы людей. Он выражает зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей. В мировой практике отвергнута концепция абсолютной безопасности и находит признание концепция приемлемого риска. Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения. Речь идет о таком риске, когда защитные мероприятия позволяют поддерживать достигнутый уровень безопасности. Введение приемлемых рисков является акцией, прямо направленной на защиту человека и его безопасность. Безопасность — состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей или имеет место отсутствие чрезмерной опасности. Вопросы для самоконтроля 1.Дайте определение понятию «опасность». 2.Сформулируйте основную аксиому БЖД. 3.Что такое индивидуальный и социальный риск? 4.Объясните содержание и смысл концепции приемлемого риска. 5.Дайте определение понятию «безопасность». Вопросы для самоконтроля 1.Назовите негативные факторы современной среды обитания человека. 2.В чем заключается неблагоприятное влияние человеческой деятельности на состояние производственной, природной и городской среды? 3.Чем обусловлена опасность бытовой (жилой) среды? 4.С чем связано возникновение чрезвычайных ситуаций в среде обитания человека? 5.Изложите существующие взгляды на обеспечение безопасного развития земной цивилизации на современном этапе. Вопросы для самоконтроля
1.Дайте определение понятию «чрезвычайная ситуация». 2.Назовите основные признаки классификации ЧС. 3.Каковы причины возникновения ЧС? 4.Какие аварии относят к ЧС, сопровождающимся выбросом опасных вредных веществ в окружающую среду? 5.Приведите примеры ЧС социального характера. 6.Как классифицируются ЧС по масштабам распространения? 7.Назовите основные группы ЧС природного характера. 8.Назовите основные группы антисейсмических мероприятий. 9.Какими факторами могут быть вызваны оползни и сели? 10. Назовите противолавинные профилактические мероприятия. 11. Выделите основные ЧС метеорологического характера. 12.Назовите основные ЧС гидрологического характера. 13.Чем характеризуются заторы и зажоры? 14.По каким признакам классифицируются природные пожары? 15.Дайте определение терминам «эпидемия», «эпизоотия», «эпифитотия». 16.Какие ЧС угрожают человеку из космоса? 17.На какие группы подразделяются ЧС техногенного происхождения? 18.Охарактеризуйте аварии на РОО. 19.Охарактеризуйте аварии на ХОО. 20.Назовите причины аварий на объектах коммунального хозяйства. 21.Каковы причины аварий и катастроф на транспорте? 22.Дайте характеристику аварий на гидротехнических сооружениях. 23.Выделите поражающие факторы, характерные для аварий на ПВОО. 24.На какие группы подразделяются опасности социального характера? 25.Чем опасен терроризм и как его искоренить? 26.Что необходимо для сокращения уровня инфекционных заболеваний? 27.Назовите возможные пути снижения социальных опасностей. 28.Назовите основные принципы защиты населения в случае ЧС. 29.Выделите основные способы защиты населения от ЧС. 30.Что общего и чем отличаются предупредительные, защитные и аварийно-восстановительные мероприятия? 31.Каковы основные функции РСЧС? 32.В каких городах созданы региональные центры РСЧС? 33.Назовите три режима функционирования РСЧС. 34.Кто принимает решение о введении соответствующего режима функционирования РСЧС? Вопросы для самоконтроля 1.Назовите и охарактеризуйте поражающие факторы ядерного взрыва. 2.Что такое очаг ядерного взрыва? 3.Какой толщины должен быть слой стали, бетона и древесины, чтобы ослабить радиоактивное излучение в два раза? 4.Каковы основные средства и способы защиты от поражающих факторов ядерного поражения? 5.Сформулируйте правила поведения в очаге ядерного поражения. 6.Расскажите о химическом оружии, его составе, способах применения. 7.Охарактеризуйте нервно-паралитические БТХВ. 8.Назовите БТХВ, при поражении которыми наблюдается период скрытого действия. 9.Расскажите о способах защиты от БТХВ. 10.Каковы действия населения в очаге химического поражения? 11.Что входит в состав биологического оружия? 12.Как определяют границы очага биологического поражения? 13.Каковы основные средства защиты населения от биологического оружия? 14.Назовите признаки применения противником биологического оружия. 15.Что такое дезинфекция, дезинсекция и дератизация? 16.Назовите способы защиты населения при авариях на химически опасных объектах. 17.Какие виды коллективных защитных сооружений могут быть использованы населением при радиоактивном или химическом заражении местности? 18.Чем отличаются изолирующие и фильтрующие средства защиты кожи? 19.Назовите задачи, стоящие перед ГО страны. 20.Каков порядок организации и функционирования ГО на объекте?
Вопросы для самоконтроля 1.Что следует понимать под устойчивостью работы объекта экономики? 2.Назовите основные этапы исследования устойчивости объекта экономики. 3.Какие объекты экономики относятся к категории опасных производственных объектов? 4.Назовите общие факторы, определяющие устойчивость работы объектов экономики. 5.На какие обстоятельства обращается внимание при изучении зданий и сооружений? 6. Назовите мероприятия по защите работников в условиях ЧС различного характера. 7.Какие факторы влияют на устойчивость объектов? 8.Какие мероприятия способствуют повышению устойчивости инженерно-технического комплекса? 9.Каковы способы повышения надежности технологического оборудования? Основы обороны государства
Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.96 № 61-ФЗ определяет основы и организацию обороны Российской Федерации. В ст. 1 этого закона записано: «Под обороной понимается система политических, экономических, военных; социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории». Оборона является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства. Она организуется и осуществляется в соответствии с международным правом, Конституцией РФ, действующим законодательством и Военной доктриной Российской Федерации, Федеральным законом «Об обороне». С целью укрепления обороноспособности страны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации и устанавливается воинская обязанность граждан Российской Федерации. Для оборонных целей могут привлекаться пограничные войска Российской Федерации, внутренние войска МВД России, войска Федерального агентства правительственной связи и информации, железнодорожные войска Российской Федерации и войска ГО. Организация обороны включает в себя правовое регулирование в области обороны, прогнозирование и оценку военной угрозы, разработку военной политики и Военной доктрины Российской Федерации, разработку, производство и совершенствование оружия и военной техники. Она предполагает также мобилизационную подготовку органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, территорий, коммуникаций, населения и экономики регионов и страны в целом, создание запасов продовольствия, обмундирования, вооружения и других материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах, планирование и осуществление мероприятий гражданской и территориальной обороны. Организация обороны означает обеспечение государственной и военной тайны, развитие военной науки, координацию деятельности органов государственной власти и управления, в том числе местного в области обороны. Наконец, она немыслима без гражданского контроля за деятельностью Минобороны России и расходами на оборону, без международного сотрудничества в целях создания системы коллективной безопасности и совместной обороны.
Вопросы для самоконтроля
1.Объясните понятие «национальная безопасность» и «военная безопасность». 2.Какие мероприятия включает организация обороны государства? 3.Какова роль Вооруженных Сил в обеспечении национальной и военной безопасности страны? 4.Назовите виды Вооруженных Сил Российской Федерации. 5.Назовите и охарактеризуйте элементы военной службы. 6.В чем заключается исполнение обязанностей военной службы? 7.Каков порядок назначения на воинские должности? 8.Какие уставы действуют в Вооруженных Силах Российской Федерации? 9.Что определяет устав внутренней службы? 10.В чем особенности дисциплинарного устава? 11.Какую роль выполняет устав гарнизонной и караульной служб? 12.Дайте характеристику боевым традициям Российских Вооруженных Сил. 13.Охарактеризуйте символы воинской чести, покажите их актуальность в настоящее время.
Помощь при кровотечении
Кровотечением называют истечение крови из кровеносных сосудов при нарушении целостности их стенки. В зависимости от ТОГО, какой сосуд поврежден и кровоточит, кровотечение может быть артериальным, венозным, капиллярным и смешанным. При наружном кровотечении кровь поступает во внешнюю среду, при внутреннем — во внутренние полости организма. При артериальном кровотечении изливающаяся кровь ярко-красного цвета, бьет сильной пульсирующей в ритме сердечных сокращений струей. При венозном она темно-вишневая и вытекает равномерной струей без признаков самостоятельной остановки. В случае повреждения крупной вены возможна пульсация струи крови в ритме дыхания. При наружном капиллярном кровотечении кровь выделяется равномерно из всей раны, как из губки. Смешанное имеет признаки артериального, венозного и капиллярного кровотечений. При травматическом кровотечении нередко наблюдаются такие явления, как обморок и синдром острой кровопотери. Пострадавший с острой кровопотерей бледен, покрыт холодным потом, безразличен, вял, говорит тихим голосом, жалуется на головокружение, потемнение в глазах при подъеме головы, отмечает сухость во рту, просит пить. При отсутствии помощи и продолжающемся кровотечении может наступить смерть. Первая медицинская помощь при кровотечении зависит от его характера и заключается во временной остановке кровотечения и доставке пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение. В большинстве случаев остановить наружное кровотечение можно с помощью обычной или давящей повязки. При наложении давящей повязки с помощью ватно-марлевой подушечки индивидуального перевязочного пакета или другого стерильного материала (при его отсутствии — чистой хлопчатобумажной ткани) туго тампонируют рану и укрепляют тугой повязкой. Кровоостанавливающий жгут используют только при сильном артериальном кровотечении, когда другими способами остановить его не удается. Его накладывают на одежду или специально подложенную под него ткань (полотенце, кусок марли, косынку). Жгут подводят под конечность выше места кровотечения и поближе к ране, сильно растягивают, не уменьшая натяжения, затягивают вокруг конечности и закрепляют концы. При правильном наложении жгута кровотечение из раны прекращается, конечность ниже места его наложения бледнеет, пульс на лучевой артерии и тыльной артерии стопы исчезает. Под жгут подкладывают записку с указанием даты и времени его наложения. Конечность ниже места наложения жгута сохраняет жизнеспособность только в течение 1,5 —2 ч, поэтому необходимо принять все меры для скорой доставки пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение. Этапы наложения жгута показаны на рис. 8.8. Рис. 8.8. Наложение резинового жгута
Важно избежать ошибок при наложении жгута. Слишком слабое затягивание вызывает сдавливание только вен, в результате чего артериальное кровотечение усиливается. В то же время слишком сильное затягивание, особенно на плече, приводит к повреждению нервных стволов и параличу конечностей. Наложение жгута без прокладки непосредственно на кожу приводит, как правило, через 40 — 60 мин к сильным болям в месте его наложения. При отсутствии жгута для остановки кровотечения используют ремень, платок, полоску прочной ткани. Ремень складывают в виде двойной петли, надевают на конечность и затягивают. Платок или другую ткань используют как закрутку. Остановка артериального кровотечения закруткой показана на рис. 8.9.
Рис. 8.9. Остановка артериального кровотечения закруткой
Артериальное кровотечение в области волосистой части головы, на шее и туловище останавливают путем тугой тампонады раны стерильными салфетками. Поверх салфеток можно положить неразвернутый бинт из стерильной упаковки и максимально плотно прибинтовать его. При любом кровотечении поврежденной части тела придают приподнятое положение и обеспечивают покой.
Помощь при переломах
Переломами принято называть полное или частичное нарушение целости костей. В зависимости от того, как проходит линия перелома по отношению к кости, их подразделяют на поперечные, продольные, косые, спиральные. Встречаются и оскольчатые, когда кость раздроблена на отдельные части. Переломы могут быть закрытые и открытые (рис. 8.10). При открытом из раны нередко выступают обломки кости. Для перелома характерна резкая боль, усиливающаяся при любом движении и нагрузке на конечность, нарушение ее функции, изменение положения и формы конечности, появление отечности и кровоподтека, укорочение и патологическая подвижность кости. Рис. 8.10. Виды переломом: а — закрытый перелом кости предплечья; б. в —открытый перелом костей голени
Перелом всегда сопровождается повреждением мягких тканей, степень нарушения которых зависит от вида перелома и характера смешения отломков кости. Особенно опасны повреждения крупных сосудов и нервных стволов, грозными спутниками которых являются острая кровоиотеря и травматический шок. В случае открытого перелома возникает опасность инфицирования раны. Оказывая первую медицинскую помощь при переломах, ни в коем случае не следует пытаться составить отломки кости, устранить искривление конечности при закрытом переломе или вправить вышедшую наружу кость при открытом. Пострадавшего нужно как можно быстрее доставить в лечебное учреждение. Главным в оказании первой медицинской помощи при повреждениях суставов является надежная и своевременная иммобилизация поврежденной части тела. Это приводит к уменьшению боли и предупреждает развитие травматического шока. Устраняется опасность дополнительного повреждения и снижается возможность инфекционных осложнений. Временная иммобилизация проводится с помощью различного рода шин и подручных материалов. Способы иммобилизации при переломах показаны на рис. 8.11. При отсутствии стандартных шин можно использовать подручные средства: доски, палки, фанеру и др. В исключительных случаях допускается транспортная иммобилизация путем прибинтовывания поврежденной конечности к здоровой части тела: верхней — к туловищу, нижней — к здоровой ноге. Поврежденной конечности необходимо придать наиболее удобное положение, так как последующие исправления часто бывают затруднены из-за болей, воспалительного отека и опасности инфицирования раны.
Рис. 8.11. Способы иммобилизации при переломах
Под шину, обернутую бинтом, в местах костных выступов подкладывают вату или мягкую ткань для предупреждения сильного сдавливания и боли. При открытом переломе останавливают кровотечение; накладывают асептическую повязку на рану и только после лото приступают к иммобилизации. Переломы позвоночника относятся к наиболее тяжелым и болезненным травмам. Основной признак — нестерпимая боль в месте перелома при малейшем движении. Решающую роль при этом играют правильность первой медицинской помощи и способ транспортировки. Даже незначительные смещения отломков костей могут привести к смерти. В связи с этим пострадавшего с травмой позвоночника категорически запрещается сажать или ставить на ноги. Сначала следует дать обезболивающее средство, а затем уложить на ровный твердый щит или доски. При отсутствии такого щита пострадавшего укладывают на живот на обычные носилки, подложив под плечи и голову подушки или валики. При переломах костей свода черепа пострадавшего укладывают на носилки, под голову подкладывают мягкую подстилку с углублением, а по бокам — мягкие валики, свернутые из одежды или другого подручного материала. При оказании помощи пострадавшим с переломом нижней челюсти прежде всего принимают меры для устранения или предупреждения асфиксии (удушья). Если человек в результате травмы потерял сознание и лежит на спине, возможно западение языка и немедленное удушье. Первая медицинская помощь при переломе ключицы направлена на обездвижение пояса верхних конечностей. Поврежденную руку лучше уложить на широкую косынку. Транспортируют пострадавшею в положении сидя, слегка откинувшегося назад. При переломе ребер накладывают тугую бинтовую повязку на грудную клепку, делая первые ходы бинта в состоянии выдоха. При отсутствии бинта можно использовать простыню, полотенце или кусок ткани. Транспортируют пострадавшего в положении сидя. Временная иммобилизация при вывихах и других повреждениях суставов осуществляется гак же, как при переломах костей. При этом фиксировать конечность необходимо в положении, которое наиболее удобно для пострадавшего и причиняет ему наименьшее беспокойство. Нельзя пытаться вправлять вывих и применять силу для изменения вынужденного положения конечности.
Помощь при отравлениях
Основной причиной отравлений являются поступающие извне вредные вещества, а также различные ядовитые вещества, образующиеся в самом организме в процессе его жизнедеятельности, если их своевременно не обезвредить. К поступающим извне вредным и ядовитым веществам относятся многие лекарственные средства, если их принимать в дозах, превышающих допустимые. Отравления лекарствами нередки у детей при хранении медикаментов в доступных для них местах. К ядам относится ряд веществ, применяемых в промышленности (промышленные яды) и сельском хозяйстве (яды для уничтожения вредителей и сорняков). Отравления в быту могут быть вызваны различными пищевыми продуктами. Таково, к примеру, мясо больных животных при недостаточной тепловой обработке. Продукты могут быть инфицированы в процессе транспортировки и приготовления. Нередки бытовые отравления ядовитыми веществами, например грибным ядом, змеиным ядом (проникает в организм при укусе ядовитой змеи), ядовитыми газами (угарный газ) и др. Часто отравления наблюдаются у людей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, когда они по ошибке выпивают то или иное ядовитое вещество, принимая его за алкогольный напиток. Срочными мерами первой помощи при отравлениях с попаданием яда через рот являются промывание желудка, прием внутрь средств, способных обволакивать и частично поглощать яд. Полезен, например, активированный уголь. Его глотают повторно в виде кашицы, содержащей 1 — 2 столовые ложки взвеси карболена, в воде, запивая водой. Можно воспользоваться жженой магнезией в виде взвеси (1 — 2 столовые ложки на стакан воды, повторно), взбитым яичным белком, белковой водой (1 — 3 яичных белка на 0,5— 1 л воды). Помогают молоко, растительное масло, слизистые отвары, водная взвесь муки, крахмал и др. При ненарушенном акте глотания дополнительно дают слабительные средства, лучше всего горькую соль (1 — 2 столовые ложки в 250 мл теплой воды), обильное питье щелочных минеральных вод, грелки на область почек с целью усиления мочеотделения. При резкой бледности или пепельно-сером цвете кожи, очень быстром и слабом пульсе пострадавшего укладывают с приподнятыми нижними конечностями, дают повторно сердечно-сосудистые средства, например 20 — 25 капель кордиамина. При этом данные меры не применяются, если пострадавший находится в бессознательном или полубессознательном состоянии. В целях возбуждения дыхания растирают кожу, кладут горчичники на грудь, дают нюхать вату, смоченную нашатырным спиртом, опрыскивают лицо, тело холодной водой. При поступлении токсических веществ в дыхательные пути следует в первую очередь вынести пострадавшего на свежий воздух, уложить, освободить от стесняющей одежды, обеспечить проходимость дыхательных путей, по возможности дать вдыхать кислород. В очень тяжелых случаях, при угрозе остановки дыхания и сердечной деятельности, приступают к искусственному дыханию и закрытому (непрямому) массажу сердца (см. подразд. 8.10). Отравление угарным газом. Среди отравлений в быту, как и на производстве, нередки отравления не имеющим запаха угарным газом (окись углерода), который образуется в результате неполного сгорания различных видов топлива. Чаще всего они наблюдаются при печном отоплении, когда преждевременно закрывают дымовую трубку. Возможно отравление и в гараже, если мотор машины работает при закрытых дверях гаража. Масляные краски, высыхая в закрытом помещении, также могут вызывать признаки отравления. При легких формах отравления возникают головная боль, пульсация в висках, шум, тяжесть в голове, тошнота, частое сердцебиение. При более сильном отравлении появляются сонливость, кратковременная потеря сознания, рвота, одышка, тяжесть в груди. В очень тяжелых случаях появляются судороги, парезы, параличи, кома. Окраска кожи вначале ярко-красная, затем становится бледной. Отравление развивается благодаря тому, что окись углерода соединяется с гемоглобином крови и тем самым лишает его способности переносить кислород с кровью из легких в ткани. Наступает острая кислородная недостаточность — гипоксия. Пострадавшего немедленно выносят на свежий воздух, освобождают от стесняющей одежды. Полезен холодный компресс на голову и грудь. При сохранении сознания хорошо дать крепкий чай или кофе. Далее следует поднести к носу ватку, смоченную нашатырным спиртом, повторно ввести сердечно-сосудистые средства, дать вдохнуть кислород из кислородной подушки. При остановке или недостаточном дыхании — искусственной дыхание с подключением при необходимости закрытого массажа сердца. При тяжелом течении необходима срочная госпитализация. Следует подчеркнуть, что алкоголь категорически противопоказан при оказании первой помощи пострадавшим от угарного газа. Он усиливает негативные действия окиси углерода. В состоянии опьянения человек может погибнуть и при сравнительно небольших концентрациях угарного газа в воздухе. При более благоприятном исходе возможна тяжелая форма отравления, которая нередко приводит к психическим расстройствам. Отравление ядовитыми парами и газами. Нередки отравления ядовитыми парами и газами (хлор, бром и др.), при которых развиваются слезотечение, чихание, слюнотечение, судорожный кашель, одышка, рвота. Пострадавшего следует немедленно удалить из отравленной зоны, снять одежду, на которой могли осесть ядовитые пары, газы. Слизистые оболочки нужно промыть 2%-м раствором соды (1 чайная ложка на стакан воды). Тот же раствор можно использовать для вдыхания (в виде паров). Если пострадал желудочно-кишечный тракт (тошнота, рвота), промывают желудок, а внутрь принимают активированный уголь (5 таблеток карболена растолочь и запить водой). Отравление алкоголем (этиловым спиртом). Оно относится к наиболее часто встречающимся бытовым отравлениям. Характерны запах алкоголя изо рта, возбуждение, головная боль, покраснение, а позже побледнение лица, холодная липкая кожа, рвота с алкогольным запахом рвотных масс, шумное замедленное дыхание. При тяжелых формах отравления возбуждение сменяется вялостью, переходящей в бессознательное состояние (кому). Возможны судороги, бред. Смертельный исход может вызвать доза 6 —8 г чистого спирта или 15 — 20 г о
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 2863; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.214.226 (0.014 с.) |