Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системный анализ проблем безопасностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Каждая система, несмотря на свою возможную внутреннюю сложность, является в свою очередь компонентом системы более высокого уровня («матрёшка» систем бесконечна в обе стороны вследствие бесконечности мироздания - по крайней мере, на уровне современных человеческих знаний). Наличие систем более высокого уровня учитывается не изменяющими своего характера во времени реакциями окружающей среды на изучаемые процессы в выбранной системе. Очень важным является понятие модель. Модель системы – схематичное отображение выбранной области действительности для анализа, сохраняющее её основные особенности и отбрасывающее те, которые для решения проблемы несущественны. Упрощённая схема-модель используется для изучения основных закономерностей процессов в системе. Известны модели двух типов: модели физические (предметные) и модели идеальные (мысленные). Наибольшее применение имеют сегодня модели идеальные, к которым относятся вербальные (словесные), графические и математические модели. Комплекс объектов безопасности. Для анализа безопасности человека и общества используются различные системы, которые соответствуют «взаимовложенным» объектам безопасности (в порядке усложнения): индивид; семья; группа; профессиональный коллектив; население региона; народ, нация; человечество; биосфера (с человечеством как своим компонентом в космической среде). На схеме (см. приложение 7[14]) отображеныобъекты безопасности, соответствующие анализируемым в данном пособии уровням систем: индивидуальному (сюда отнесен и групповой уровень, исходя из того соображения, что группа, как и индивид, не преобразует окружающую среду вне более крупных объединений), профессиональному, национальному и глобальному. Для анализа безопасности объектов разного уровня целесообразно использовать разные системы, однако, что исключительно важно, в условиях новой эпохи проблемы безопасности всех уровней неразрывно взаимосвязаны. На схеме Структура комплекса систем для анализа безопасности отражены наиболее актуальные уровни проблем безопасности. Представлена многоуровневая структура систем с рассматриваемыми «взаимовложенными» объектами безопасности. Эта структура является и базовой структурой современного комплекса проблем безопасности. Задачи безопасности встают ежедневно перед каждым человеком, каждый человек, становясь работником, должен знать и рассчитывать возможные последствия своих действий, преобразующих среду, чётко представляя себе все процессы в системах с сообществами всех уровней. Вступая в созидательную (или разрушительную?) жизнедеятельность, надо научиться рассматривать себя как субъекта безопасности. Знания каждого человека, необходимые в настоящее время для обеспечения безопасности, должны базироваться на чётких представлениях о процессах, протекающих в сложных системах, включающих большое число природных, социальных, техногенных компонентов, и на осознании своей личной ответственности за результаты своей жизнедеятельности.Разные модели первой системы (объекты безопасности – Индивид, Семья, Группа) в неявном виде присутствуют при изучении безопасности поведения личности и группы в разделах общеобразовательного школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Модели систем с объектом безопасности Государство (Нация) в окружающей природной, социальной и техногенной среде явно или неявно используются государственными ведомствами и общественными организациями при решении проблем национальной безопасности. Наряду с государством в таких моделях в настоящее время не могут не присутствовать в качестве объектов безопасности личность и общество (включая мировое сообщество). Подобная модель будет рассмотрена в следующей теме данного курса. Модели систем с объектами безопасности Человечество, Биосфера разрабатываются и применяются учёными и международными организациями при анализе глобальных проблем и выработке международных мер безопасности: Д. Форрестером при анализе мировой динамики (МД); намного сложнее модель системы Биосфера в исследованиях Горшкова (хотя в явном виде автором она не представлена). В самом первом приближении она изображена на схеме Модель биосферы. На схеме «Матрёшка» показано, как способы обеспечения безопасности – защита и предотвращение – распределяются по субъектам и уровням безопасности. «Матрёшка» объектов безопасности и соответствующих систем служит матрицей структуры способов обеспечения безопасности. Культура безопасности. Образование и воспитание людей должно быть построено на началах культуры безопасности. Культура безопасности – это способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области [15]. Системы безопасности по объектам защиты, реально существующие в настоящее время, распадаются на следующие основные виды: систему личной и коллективной безопасности человека в процессе его жизнедеятельности; систему охраны природной среды (биосферы); систему государственной безопасности и систему глобальной безопасности. Комплексную систему в условиях производства составляют следующие меры защиты: правовые, организационные, экономические, технические, санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические. Для обеспечения безопасности конкретной производственной деятельности должны быть выполнены следующие три условия (задачи): · Первое – осуществляется детальный анализ (идентификация) опасностей, формируемых в изучаемой деятельности. Анализ должен проводиться в следующей последовательности: устанавливаются элементы среды обитания (производственной среды) как источники опасности. Затем проводится оценка имеющихся в рассматриваемой деятельности опасностей по качественным, количественным, пространственным и временным показателям. · Второе – разрабатываются эффективные меры зашиты человека и среды обитания от выявленных опасностей. Под эффективными понимаются такие меры зашиты человека на производстве, которые при минимуме материальных затрат дают наибольший эффект: снижают заболеваемость, травматизм и смертность. · Третье – разрабатываются эффективные меры защиты от остаточного риска данной деятельности (технологического процесса). Они необходимы, так как обеспечить абсолютную безопасность деятельности невозможно. Эти меры применяются в случае, когда необходимо заниматься спасением человека или среды обитания. В условиях производства такую работу выполняют службы здравоохранения, противопожарной безопасности, службы ликвидации аварий и др. Безопасность – состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений. Таким образом, стремление человека к достижению высокой производительности своей деятельности, комфорта и личной безопасности в интенсивно развивающейся техносфере сопровождается увеличением числа задач, решаемых в системе «безопасность жизнедеятельности человека». Решение задач, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности человека, – фундамент для решения проблем безопасности на более высоких уровнях: техносферном, региональном, биосферном, глобальном. Для выполнения условий (задач) обеспечения безопасности деятельности необходимо выбрать принципы обеспечения безопасности, определить методы обеспечения безопасности деятельности и использовать средства обеспечения безопасности человека и производственной среды. Аксиомы безопасности жизнедеятельности Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным или негативным, характер взаимодействия определяют потоки веществ, энергий и информации. Опасность — центральное понятие науки о безопасности жизнедеятельности. Исходя из принятого выше определения этого термина, можно сформулировать ряд основополагающих аксиом теории БЖД[16]. Первая аксиома гласит: «Материальный мир потенциально опасен». Аксиома предопределяет, что все компоненты материального мира и, прежде всего, технические устройства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать опасности. При этом любое новое позитивное действие человека или результат его деятельности неизбежно приводят к возникновению новых опасностей. Опасны не только техника я технология, опасны и действия людей, если они ошибочны. Вторая аксиома гласит: «Опасности существуют, если потоки вещества, энергии или информации от источника опасности превышают их предельно допустимые значения для объекта защиты, подтвержденного воздействию этого источника». Предельно допустимые значения потоков, установленные из условий отсутствия ущерба, являются максимальными возможными для объекта защиты, находящегося в условиях безопасности. Превышение предельно допустимых потоков приводит защищаемый объект в качественно новое, опасное состояние. Третья аксиома утверждает, что «реализация опасностей возможна, если источник опасностей и объект защиты по координатам пребывания совпадают в пространстве и во времени». В определении понятия «опасность» формально отсутствует указание на необходимость совпадения координат и времени передачи опасных потоков от источника к объекту защиты. Но этого и не требуется, так как опасен весь материальный мир, окружающий человека, сообщества людей и т. п. Иными словами, вероятность проявления опасности по отношению к человеку и другим материальным объектам существует всегда и везде. Четвертая аксиома определяет многовариантность воздействия источников опасности, а именно: «Опасности источника оказывают негативное воздействие одновременно на все объекты защиты, находящиеся и зоне их действия». Таким образом, опасность не обладают свойством избирательности, которое принадлежит только объектам защиты. Например, если потоки от источника опасны и для человека и для компонент биосферы, то им причиняется ущерб одновременно. Если уровень допустимого воздействия у человека выше, т.е. когда ПДК чел > ПДК биосф, то воздействие может быть опасно только для компонент биосферы и т. д. Пятая аксиома гласит: «Действие опасностей сопровождается ущербом для объекта защиты». Воздействие травмоопасных факторов спонтанно приводит к травмам или гибели людей, часто сопровождается очаговыми разрушениями природной среды и техносферы, влекущими за собой значительные материальные потери. Воздействие вредных факторов, как правило, длительное, оно оказывает негативное влияние на состояние здоровья людей, приводит к профессиональным или региональным заболеваниям. Воздействуя на природную среду, вредные факторы приводят к деградации представителей флоры и фауны, изменяют состав компонент биосферы. При высоких концентрациях вредных веществ или при высоких потоках энергии вредные факторы по характеру своего воздействия могут приближаться к травмоопасным воздействиям. Так, например, высокие концентрации токсичных веществ в воздухе, воде, пище могут вызывать отравления. Шестая аксиома утверждает: «Защита объекта от опасностей технически достижима за счет снижения потоков от их источника, уменьшения времени взаимодействия источника и объекта, увеличения расстояния между ними и применения защитных мер». На ее основе можно сформулировать основные этапы научной деятельности и практических решений в области обеспечения БЖД человека в техносфере. Умелое обращение с опасностями в любой сфере деятельности и успешное использование защитных средств невозможны при отсутствии у людей необходимых знаний и навыков в области БЖД. Достижение всеобщей специализированной подготовки населения и работающих в вопросах БЖД – одна из важнейших научно-практических задач современного общества. Оно опирается на содержание седьмой аксиомы: «Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них – необходимое условие достижения безопасности жизнедеятельности человека». В России в последнее десятилетие разработана и успешно функционирует широкая образовательная сеть обучения населения и подготовки кадров в области БЖД[17].
Вопросы для самоконтроля 1. Какие интересы человека являются жизненно важными? 2. Какое место среди потребностей человека занимает безопасность? 3. В чём заключается разница между понятиями «безопасность», «безопасность жизни», «безопасность жизнедеятельности»? 4. Как изменялись уровни безопасности индивида и общества до настоящего времени? 5. Каким образом духовное здоровье сообщества определяет его жизнеспособность? 6. Как возникают угрозы от жизнедеятельности? 7. Каким образом безопасность индивида связана с безопасностью общества? 8. Какими представляются возможные сценарии будущего для человечества? 9. Как характер жизнедеятельности человечества будет влиять на его будущее? 10. В чём заключается системный подход к анализу проблем безопасности? 11. Какова структура современного комплекса проблем безопасности, выявляемая системным анализом? 12. Что должно быть основой гармонии Знания и Веры в миропонимании? 13. Какой должна стать культура безопасности в новой эпохе? 14. Что такое жизнедеятельность? 15. Что такое экология? 16. Что такое авария? 17. Что такое катастрофа? Тема 2. Человек и техносфера. Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания
В лекции рассматриваются следующие вопросы: 2.1. Техносфера: структура, содержание и негативные факторы 2.2. Эргономические основы безопасности деятельности человека
Техносфера – регион биосферы, в прошлом преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств с целью наилучшего соответствия людским социально-экономическим потребностям: Структурная схема взаимодействия человека современного индустриального общества с биосферой, техносферой и социальной средой: 1 – воздействие человека на среду обитания; 2– воздействие биосферы на человека; 3– воздействие техносферы на человека; 4 –воздействие социальной среды на человека). Техносфера, созданная человеком с помощью технических средств, представляет собой территории, занятые городами и поселками, промышленными зонами, промышленными предприятиями. Техносфера не саморазвивающаяся среда, она рукотворна и после создания может только деградировать (табл. 2). Основы взаимодействия в системе «человек – среда обитания». В жизненном процессе взаимодействие человека со средой обитания и ее составляющих между собой основано на передаче между элементами системы потоков масс веществ и их соединений, энергий всех видов и информации. В соответствии с законом сохранения жизни Ю.Н. Куражковского: «Жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации»[18]. Человеку эти потоки необходимы для удовлетворения своих потребностей в пище, воде, воздухе, солнечной энергии, информации об окружающей среде и т. п. В то же время человек в жизненное пространство выделяет потоки механической и интеллектуальной энергии, потоки масс в виде отходов биологического процесса, потоки тепловой энергии и др. Обмен потоками вещества и энергии характерен и для процессов, происходящих без участия человека. Таблица 2 Современные масштабы развития техносферы
Характерные потоки масс, энергий и информации для различных компонентов системы «человек – среда обитания» следующие: Основные потоки в естественной среде: солнечное излучение, излучение звезд и планет; космические лучи, пыль, астероиды; электрическое и магнитное поля Земли; круговороты веществ в биосфере, в экосистемах, в биогеоценозах; атмосферные, гидросферные и литосферные явления, в том числе – стихийные и др. Основные потоки в техносфере: потоки сырья, энергии; потоки продукции отраслей экономики; отходы экономики; информационные потоки; транспортные потоки; световые потоки (искусственное освещение); потоки при техногенных авариях и др. Основные потоки в социальной среде: информационные потоки (обучение, государственное управление, международное сотрудничество и т. п.); людские потоки (демографический взрыв, урбанизация населения); потоки наркотических средств, алкоголя и др. Основные потоки, потребляемые и выделяемые человеком в процессе жизнедеятельности: потоки кислорода, воды, пищи и иных веществ (алкоголь, табак, наркотики и т. п.); потоки энергии (механической, тепловой, солнечной и др.); информационные потоки; потоки отходов процесса жизнедеятельности и др. Происходит деформация окружающей среды, общества и человека-индивидуума. Деформация окружающей среды: превышение допустимого уровня потребления первичной биологической продукции (естественное воспроизводство отстает от потребления); удвоение потребности в первичной энергии (до 6000 ГВт в электрической энергии); темпы потребления превышают темпы роста населения, в пересчете на условное топливо один житель Земли в 70-х г. расходовал 1,9 т, в 80 – 2,9, в 2003 – 4; концентрация парниковых газов в атмосфере; сокращение площади лесов, опустынивание, загрязнение биосферы отходами производства; деградация земель, используемых для производства с/х продукции; повышение уровня океана; исчезновение многих видов живых организмов (нарушение состояния биоразнообразия); качественное (негативное) изменение вод. Деформация социальной среды: урбанизация (в городах проживает более 70 % всего населения), ее продукт – новая общность – масса, которая деформирует как отдельную личность, так и этнос; глобальные диспропорции, вызванные экономическим ростом в развитых странах и быстрым ростом численности населения в развивающихся государствах, бедности, безработицы; растущая аварийность и увеличение числа инвалидов и больных, распространение алкоголизма и наркомании, рост преступности, лишение детей детства; растущая иррациональность массового поведения вспышки невиданной жестокости, насилия, организованная преступность, в основном носящая характер государственного терроризма. Деформация человека: дифференцированный человек, масса усредняет человека;потеря и подмена ценностей, незанятость души – неразвитость духа; личность формируется не на основе традиционного общения с природой, а с продуктами, производимыми в результате функционирования социума – политикой, средствами массовой информации. Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным или негативным, характер взаимодействия определяют потоки веществ, энергий и информации.1 Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки энергии, вещества и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями как на человека, так и природную среду. В естественных условиях такие воздействия наблюдаются при изменении климата и стихийных явлениях. В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены элементами техносферы (машины, сооружения и т.п.) и действиями человека. Изменяя величину любого потока от минимально значимой до максимально возможной, можно пройти ряд характерных состояний взаимодействия в системе «человек — среда обитания»: 1. Комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха; обеспечивают предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и как следствие продуктивности деятельности; гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания; 2. Допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. При этом соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует, что у человека и в среде обитания невозможны возникновения необратимых негативных процессов, а также их развития; 3. Опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и приводят к деградации природной среды; 4. Чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде. Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а два других (опасное и чрезвычайно опасное) – недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды. Комфортное состояние жизненного пространства по показателям микроклимата и освещения достигается соблюдением нормативных требований. В качестве критериев комфортности устанавливают значения температуры воздуха в помещениях, его влажности и подвижности (например, ГОСТ 12.1.005 – 88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны»). Условия комфортности достигаются также соблюдением нормативных требований к естественному и искусственному освещению помещений и территорий (например, СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение»). При этом нормируются значения освещенности и ряд других показателей систем освещения. Опасности, вредные и травмирующие факторы. Взаимодействие человека со средой обитания может приносить результат, изменяющийся в весьма широких пределах: от позитивного до катастрофического, сопровождающийся гибелью людей и разрушением компонент среды обитания. Жизненный опыт человека показывает, что любой создаваемый им вид деятельности должен быть полезен для его существования, но одновременно деятельность может быть и источником негативных воздействий или вреда, приводить к травматизму, заболеваниям, а порой заканчиваться и полной потерей трудоспособности или смертью. Источниками формирования опасностей в конкретной деятельности являются как процессы взаимодействия человека и элементов среды обитания, так и сам человек, являющийся сложной системой «организм – личность», в которой неблагоприятная для его здоровья наследственность, физиологические ограничения возможностей организма, психологические расстройства и антропометрические показатели бывают непригодны для реализации конкретной деятельности. Вредный фактор – негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия и заболеванию. Травмирующий фактор (травмоопасный) – негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу. При идентификации опасностей необходимо исходить из принципа «все воздействует на все». Опасности не обладают избирательным свойством, при своем возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду, реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации, и существуют в пространстве и во времени. Опасности, создаваемые деятельностью человека, имеют два важных для практики качества: они носят потенциальный характер (могут быть, но не приносить вреда) и имеют ограниченную зону воздействия (зона действия опасности). Различают опасности естественного и антропогенного происхождения. Все виды опасностей (негативных воздействий), формируемых в процессе трудовой деятельности, разделяют в соответствии с ГОСТ 12.0.003—74 на следующие группы: физические, химические, биологические и психофизиологические (социальные). Опасные и вредные физические факторы: · движущиеся машины и механизмы (различные подъемно-транспортные устройства и перемещаемые грузы, незащищенные подвижные элементы производственного оборудования - приводные и передаточные механизмы, режущие инструменты, вращающиеся и перемещающиеся приспособления и др.); · отлетающие частицы обрабатываемого материала и инструмента; · электрический ток; · повышенная температура поверхностей оборудования и обрабатываемых материалов и т. д. Вредными для здоровья физическими факторами являются: · повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; · высокие влажность и скорость движения воздуха; · повышенные уровни шума, вибраций, ультразвука и различных излучений: тепловых, ионизирующих, инфракрасных и др.; · запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; · недостаточная освещенность рабочих мест, проходов и проездов; · повышенная яркость света и пульсация светового потока. Химические опасные и вредные производственные факторы по характеру действия на организм человека подразделяются на следующие группы: · общетоксические, раздражающие, сенсибилизирующие (вызывающие аллергические заболевания), канцерогенные (вызывающие развитие опухолей), мутагенные (действующие на половые клетки организма). В эту группу входят многочисленные пары и газы: пары бензола и толуола, оксид углерода, сернистый ангидрид, оксиды азота, аэрозоли свинца и др., · токсичные пыли, образующиеся, например, при обработке резанием бериллия, свинцовистых бронз, латуней и некоторых пластмасс. Сюда относятся также агрессивные жидкости (кислоты, щелочи), которые могут причинить химические ожоги кожного покрова при соприкосновении с ним. Биологические опасные и вредные производственные факторы: микроорганизмы (бактерии, вирусы и т. д.) и макроорганизмы (растения и животные), воздействие которых на работающих вызывает травмы или заболевания. Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы: физические перегрузки (статические и динамические) и нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов слуха, зрения и др.) Эргономика основных форм деятельности человека. Термин "эргономика" был принят в Англии в 1949г., когда группа английских ученых положили начало организации Эргономического исследовательского общества. В СССР в 20-е годы предлагался термин "эргология", а в настоящее время принят английский термин. В некоторых странах эта научная дисциплина имеет иные названия: в США - "исследование человеческих факторов" (Human Factors (HF) - американское название европейской Ergonomics), в ФРГ - "антропотехника".Юридически оформившись в 1949 г., эргономика претерпела существенные изменения за эти десятилетия. Так, если 20 лет назад основные работы велись в областях (в порядке убывания приоритетности) антропометрии, физиологии труда, проектирования труда, биомеханики, психологии, то в последнее десятилетие приоритеты эргономики существенно сместились в область безопасности, проектирования труда, биомеханики, напряженности труда, интерфейса "человек-компьютер". Биомеханика и физиология труда не доминируют, как в прошлом, но возник их новый аспект, связанный с расстройствами опорно-двигательного аппарата, обусловленный ростом части людей, работающих на компьютеризированных местах.Brian Shakel характеризует развитие эргономики по десятилетиям как:1950-е - военная эргономика,1960-е - промышленная эргономика,1970-е - эргономика товаров широкого потребления,1980-е - интерфейс "человек-компьютер" и эргономика программного обеспечения,1990-е - когнитивная и организационная эргономика.К концу ХХ века выделились три главных направления внутри эргономики: 1. Эргономика физической среды, рассматривающая вопросы, связанные с анатомическими, антропометрическими, физиологическими и биомеханическими характеристиками человека, имеющими отношение к физическому труду. Наиболее актуальные проблемы включают рабочую позу, обработку материалов, расстройства опорно-двигательного аппарата, компоновку рабочего места, надежность и здоровье. 2. Когнитивная эргономика связана с психическими процессами, такими как, например, восприятие, память, принятие решений, поскольку они оказывают влияние на взаимодействие между человеком и другими элементами системы. Соответствующие проблемы включают умственный труд, принятие решений, квалифицированное выполнение, взаимодействие человека и компьютера, акцент делается на подготовке и непрерывном обучении человека при проектировании социо-технической системы. 3. Организационная эргономика рассматривает вопросы, связанные с оптимизацией социо-технических систем, включая их организационные структуры и процессы управления. Проблемы включают рассмотрение системы связей между индивидуумами, управление групповыми ресурсами, разработку проектов, кооперацию, групповую работу и управление. Эргономика – наука, изучающая различные предметы, находящиеся в непосредственном контакте с человеком в процессе его жизнедеятельности. Ее цель – разработать форму предметов и предусмотреть систему взаимодействия с ними, которые были бы максимально удобными для человека при их использовании.Эргономика – наука, комплексно изучающая функциональные возможности человека (группы людей) в конкретных условиях его (их) деятельности, которая связана с использованием технических средств на производстве и в быту. Эргономика – результат синтеза гигиены, психологии, анатомии и целого ряда других наук. Эргономика – эта научная дисциплина, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности, влияние разного рода факторов на его работу. Эргономика – отрасль науки, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда. Основной объект исследования эргономики – системы «человек-машина», в т. ч. и т. н. эргатические системы; метод исследования - системный подход. Эргономика – научно-практическая дисциплина, изучающая деятельность человека, орудия и средства его деятельности, окружающую среду в процессе их взаимодействия с целью обеспечения эффективности, безопасности и комфортности жизнедеятельности человека.Эргономика занимается комплексным изучением и проектированием трудовой деятельности с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда, а также профессионального мастерства. Ее предметом является трудовая деятельность, а объектом исследования - системы "человек - орудие труда - предмет труда - производственная среда". Эргономика – отрасль междисциплинарная, черпающая знания, методы исследования и технологии проектирования из следующих отраслей человеческого знания и практики:1. Инженерная психология2. Психология труда, теория групповой деятельности, когнитивная психология3. Конструирование4. Гигиена и охрана труда, научная организация труда5. Антропология, антропометрия6. Медицина, анатомия и физиология человека7. Теория проектирования8. Теория управленияМидиэргономика - исследование и проектирование систем "человек-коллектив", "коллектив-машина", "человек-сеть", "коллектив- организация". Мидиэргономика исследует взаимодействия на уровне рабочих мест и производственных задач. В сферу интересов мидиэргономики входят:- проектирование организаций- планирование работ- обитаемость рабочих помещений- гигиена труда.Микроэргономика – исследование и проектирование систем "человек-машина". Сюда же включаются интерфейсы "человек-компьютер" (компьютер рассматривается как часть машины - например, в кабине истребителя есть дисплеи, - как аппаратные интерфейсы, так и программные. Соответственно, "эргономика программного обеспечения" - это подраздел микроэргономики. Сюда же относятся системы "человек-компьютер-человек", "человек-компьютер-процесс", "человек - программа, ПО, ОС".Деятельность человека носит самый разнообразный характер. Несмотря на это, ее можно разграничить на три основные группы по характеру выполняемых человеком функций (физиологическая классификация трудовой деятельности): физический труд, механизированные формы физического труда в системе «человек – машина» и умственный труд. Физический труд. Физическим трудом (работой) называют выполнение человеком энергетических функций в системе «человек – орудие труда». Физическая работа требует значительной мышечной активности. Она подразделяется на два вида: динамическую и статическую. Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая – с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя. Динамическая физическая работа, при которой в процессе трудовой деятельности задействовано более 2/3 мышц человека, – называется общей, при участии в работе от 2/3 до 1/3 мышц человека (мышцы только корпуса, ног, рук) – региональной, при локальной динамической физической работе задействовано менее 1/3 мышц (например, набор текста на компьютере). Физическая тяжесть работы определяется энергетическими затратами в процессе трудовой деятельности и подразделяется на следующие категории: легкие, средней тяжести и тяжелые физические работы. Легкие физические работы (категория I) подразделяются на две подкатегории: I а, при которой энергозатраты составляют до 139 Дж/с, работы, проводимые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим усилием; I 6, при которой энергозатраты составляют 140-174 Дж/с, работы, проводимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим усилием. Физические работы средней тяжести (категория II) подразделяются также на две подкатегории: II а, при которой энергозатраты составляют 175-232 Дж/с, работы, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие определенных физических усилий; II 6, при которой энергозатраты составляют 233-290 Дж/с, работы, связанные с ходьбой, перемещением и перенесением тяжестей массой до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим усилием. Тяжелые физические работы (категория III) характеризуются расходом энергии более 290 Дж/с. К этой категории относятся работы, связанные с постоянными передвижениями, перемещением и перенесением значительных (свыше 10 кг) тяжестей и требующие больших физических усилий. Механизированные формы физического труда в системе «человек – машина». Человек выполняет умственные и физические функции. Деятельность человека (далее человека-оператора) происходит по одному из процессов: детерминированному – по заранее известным правилам, инструкциям, алгоритмам действий, жесткому технологическому графику и т. п.; недетерминированному – когда возможны неожиданные события в выполняемом технологическом процессе, неожиданное появление сигналов, но в то же время известны управляющие действия при появлении неожиданных событий (расписаны правила, инструкции и т.п.) в выполняемом процессе. Различают несколько типов операторской деятельности в технических системах, классифицируемых в зависимости от основной функции, выполняемой человеком, и доли мыслительной и физической загрузки, включенных в операторскую работу. Оператор-технолог непосредственно включен в технологический процесс, работает в основном режиме немедленного обслуживания, совершает преимуществе
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.120.112 (0.014 с.) |