Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 26. Бедность как социальная проблема и технологии её разрешения

Поиск

Реальные доходы населения – обобщающий показатель качества жизни населения. Уровень жизни. Бюджет современной семьи. Минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум и потребительская корзина: понятия, виды, соотношение. Величина прожиточного минимума как показатель уровня жизни населения.

Внедрение принципа социальной защищенности в современных условиях. Виды социальной поддержки семьи и малообеспеченных граждан. Деятельность социальных работников, направленная на повышение уровня жизни населения.

 

Тема 27. Технологии социальной работы с людьми с инвалидностью

Международное и российское право на защите интересов человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Индивидуальная и групповая работа.

Медико-социальная экспертиза: функции и задачи.

Профессиональная, социальная и бытовая реабилитация лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Социальные службы помощи: их виды, функции и направления деятельности. Технологии интеграции инвалидов. Развитие творческого потенциала и жизненных сил индивида. Формирование жизненной среды обитания лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Особенности работы с детьми в ситуации инвалидности и их семьями.

Тема 28. Технологии социальной работы с лицами, страдающими зависимостью от психоактивных веществ.

 

Алкоголизм, пьянство: понятие и сущность. Социально-демографический портрет алкоголиков и наркоманов.

Основные направления социальной работы с алкоголиками и наркоманами. Психологическая, психиатрическая и социальная помощь лицам, злоупотребляющим наркотиками и алкоголем, и их семьям. Система социальных служб помощи и технологии их деятельности. Медико-социальная, профилактическая и терапевтическая помощь проблемным семьям. Индивидуальная и групповая терапия.

Международный опыт работы с семьями алкоголиков и наркоманов. Программа «12 шагов»: сущность, содержание, особенности внедрения в России.

 

Тема 29. Технологии социальной работы с лицами, испытывающими насилие

 

Понятие насилия; формы и виды. Физическое, духовное, психологическое, нравственное насилие.

Формы и методы оказания помощи лицам, испытавшим насилие. Насилие в отношении женщин. Насилие в отношении с детьми.

Технологичность социальной сферы по оказанию помощи лицам, испытывающим насилие. Координация деятельности социальных служб различных ведомств по оказанию помощи лицам, испытавшим насилие. Психологическая, терапевтическая помощь, реабилитация лиц, испытавших насилие.

Деятельность социальных служб по оказанию помощи жертвам насилия.

 

Тема 30. Технологии социальной работы с безработными

Безработица как социальное явление: виды, причины и особенности проявления. Показатели безработицы. Безработный как объект социальной работы.

Государственная политика в области занятости. Современные тенденции на рынке труда. Социальные последствия массовой безработицы. Государственные гарантии по безработице. Технология работы с клиентами в учреждениях службы занятости.

Система органов занятости населения: структура, основные направления развития на современном этапе. Специализированные учреждения по содействию занятости отдельных категорий населения в Пермской области.

Социальная и психологическая помощь безработному. Специалист социальной работы в системе служб занятости: его функции и задачи, методы деятельности. Основные технологии работы с безработными: адаптация, психологическая устойчивость и т.д.

 

Тема 31. Технологии социальной работы в сфере производства

 

Производство как система жизнедеятельности человека. Сущность и содержание проблем человека на производстве. Технологии производственного обучения, стимулирования труда, трудового соревнования, наставничества, социального планирования.

Технологии социальной помощи, социального обслуживания, социального обеспечения, социального страхования. Технологический инструментарий социальной работы на производстве и его особенности. Правовое поле технологий социальной работы в сфере производства. Специалист социальной работы на предприятии: опыт, проблемы, пути решения.

Социальное развитие и социальная ответственность предприятий: традиции и инновации.

 

Тема 32. Технологии социальной работы в сфере образования

Система образования как сфера жизнедеятельности человека. Сущность социальных проблем в сфере образования: экономических, социальных, психологических, педагогических. Основные направления взаимодеятельности органов образования и социальной защиты. Система социальных учреждений и служб.

Особенности технологий социальной работы в школе и учреждениях образования. Социальный работник и социальный педагог: общее, особенное и индивидуальное.

 

Тема 33. Технологии социальной работы в системе здравоохранения

Система здравоохранения как сфера жизнедеятельности человека. Сущность и виды социальных проблем человека в системе учреждений здравоохранения: социально-бытовые, психологические, этические, духовные. Основные направления медико-социальной деятельности. Место и роль специалиста социальной работы в учреждениях здравоохранения. Индивидуальная и групповая работа.

Технологии социального консультирования и посредничества, паблик рилейшнз, социальной адаптации, социальной помощи и защиты, их осуществление в системе здравоохранения.

 

Тема 34. Технологии социальной работы в системе пенитенциарных учреждений.

Система пенитенциарных учреждений, их место и роль в сфере жизнедеятельности человека. Правовое поле социальной работы в пенитенциарных учреждениях.

Социальные, педагогические, психологические, этические, духовные проблемы осужденных. Технологии социальной адаптации, коррекции, реабилитации, социализации, профилактики, социальной терапии в системе пенитенциарных учреждений. Объекты и субъекты технологий социальной работы в пенитенциарных учреждениях.

Кадровое обеспечение учреждений перевоспитания осужденных. Консультативная и посредническая деятельность.

Деятельность по защите прав осужденных. Семейная терапия.

 

Тема 35. Социальная работа с военнослужащими и членами их семей.

Армия в сфере жизнедеятельности человека. Основные социальные, психологические, педагогические проблемы военнослужащих и их семей. Система социальной поддержки военнослужащих. Технология социальной адаптации, профилактики, консультирования, коррекции, посредничества, реабилитации, терапии и особенности их применения в армии.

Кадры социальной работы в армии. Морально-психологическая поддержка семьи военнослужащих. Профилактика конфликтных ситуаций в воинских коллективах.

 

Тема 36. Технологии социальной работы с лицами, пострадавшими от чрезвычайных событий, военных действий и катастроф.

 

Министерство по чрезвычайным ситуациям и его функции. Деятельность служб спасения. Срочная социальная помощь населению. Технологии гуманитарной помощи и организации, её осуществляющие (Красный Крест, Врачи без границ и др.).

Опыт работы служб медицины катастроф.

 

Тема 37. Зарубежные технологии социально работы в практике деятельности социальных служб.

Опыт технологической деятельности по осуществлению социальной помощи и поддержки различным категориям населения в зарубежных странах.

 

Тема 38. Научная организация труда в практике деятельности социальных служб.

НОТ: понятие, сущность, философия. НОТ в системе социальных служб. Методы работы с персоналом в учреждениях социальной сферы. Проблема Нот в социальной работе и социальной сфере.

 

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Занятие 1. Социальные технологии и социальной работы: понятие, виды, принципы (форма проведения – опрос)

2 часа

1. Предмет и задачи курса «Технология социальной работы».

2. Социальные технологии и технологии социальной работы: понятие, виды, соотношение.

3. Объективная необходимость технологизации социальных процессов.

4. Социальные технологии и их классификация.

5. Технология социальной работы как отрасль научного знания и учебная дисциплина. Этапы разработки технологий социальной работы. Основные характеристики и функции технологий социальной работы. Типологии технологий социальной работы.

6. Технологический процесс в социальной работе.

Вопрос для дискуссии: Объяснить необходимость применения технологий в практике специалистов по социальной работе.

Практические задания [1]:

1. Найти в литературе и представить не менее 5 определений социальных технологий и технологий социальной работы.

2. Сформировать собственное определение технологий социальной работы и социальный технологий, обосновать его жизнеспособность.

 

Литература.

1. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие для студентов вузов / О. А. Аникеева [и др.]; под ред. П. Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2009.

2. Фирсов, М.В. Технология социальной работы: учебное пособие для вузов/ М.В. Фирсов. – М.: Академический Проект, 2007.

Занятие 2. Разрешение социальных проблем технологический процесс в социальной работе: особенности и проблемы (форма проведения – дискуссия, практикум, письменная контрольная работа).

2 часа

 

1. Понятие социальной проблемы и ее истоки.

2. Виды социальных проблем.

3. Критерии разрешимости жизненных проблем. Принципы решения жизненных проблем.

4. Методы решения социальных проблем: организационно-распорядительные, социально-экономические, психолого-педагогические.

5. Системный подход к социальным проблемам

 

Практическое задание: Выявить определенные социальные проблемы на территории проживания, проанализировать их с точки зрения разрешимости.

 

Литература.

1. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие для студентов вузов / О. А. Аникеева [и др.]; под ред. П. Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2009.

2. Фирсов, М.В. Технология социальной работы: учебное пособие для вузов/ М.В. Фирсов. – М.: Академический Проект, 2007.

 

 

Занятие 3. Целеполагание и его место в технологии социальной работы (форма проведения - практикум).

2 часа

 

  1. Целеполагание как важнейший этап и процедура социальной работы. Цель и ее значение в деятельности.
  2. Типология целей. Функции цели в технологии социальной работы.

 

Практическое задание: Построение «дерева целей» по заданной теме.

 

Литература.

1. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие для студентов вузов / О. А. Аникеева [и др.]; под ред. П. Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2009.

2. Тимошенко, О. Ю. Реализация концепции управления по целям в системе управления персоналом: автореферат дис.... канд. экон. наук: 08.00.05 / О. Ю. Тимошенко; Омский гос. ун-т. - Омск, 2007.

3. Фирсов, М.В. Технология социальной работы: учебное пособие для вузов/ М.В. Фирсов. – М.: Академический Проект, 2007.

 

Занятие 4. Социальная диагностика: цели, этапы, методы (форма проведения – практикум)

2 часа

1. Психологические методы и их роль в социальной работе

2. Социальная диагностика, ее место и роль в социальной работе.

3. Методы социальной диагностики.

 

Вопрос для дискуссии: Соотношение методов и принципов диагностики в психологии, социологии и социальной работе.

 

Практические задания:

1. Выбрать методику социальной диагностики, описать её применение для установления социального диагноза определенной социальной проблемы.

2. Написать свою социальную биографию, основываясь на таких смысловых единицах, как «семья», «хобби», «школа», «университет». Объем и формат работы свободный.

 

Литература.

1. Новикова, С.С. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по напр. подгот. и спец. "Социальная работа" / С. С. Новикова, А. В. Соловьев; Рос. гос. соц. ун-т. - 2-е изд. - М.: Акад. Проект: Фонд "Мир", 2006.

2. Социальнаябезопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности: системные междисциплинарные исследования: сб. материалов Всерос. науч.-практ.конф. с междунар. участием (г. Пермь, Перм. гос. ун-т, 29–30 сентября 2009 г.) /под общ. ред. З.П. Замараевой, М.И. Григорьевой; Перм. гос.ун-т.– Пермь, 2009.

3. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие для студентов вузов / О. А. Аникеева [и др.]; под ред. П. Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2009.

4. Фирсов, М.В. Технология социальной работы: учебное пособие для вузов/ М.В. Фирсов. – М.: Академический Проект, 2007.

 

 

Занятие 5. Социальная терапия и методика её осуществления. Социальная коррекция в социальной работе (форма проведения – доклады, практикум)

2 часа

  1. Понятие терапии, социальной терапии.
  2. Психотерапия и социальная терапия: общее и различное.
  3. Основные формы социальной терапии.
  4. Разнообразие видов социальной терапии.
  5. Социальная коррекция как технология социальной работы: содержание, принципы, методы.

 

Практическое задание: Сделать небольшие выступления по 10 минут об одном из видов социальной терапии и его применении в практике социальной работы (примеры). Варианты (по выбору): музыкотерапия, сказкотекрапия, библиотерапия, арттерапия, смехотерапия, иппотерапия, анималотерапия, терапия одиночества, дискуссионная терапия и др.

 

Литература.

1. Практическая арт-терапия: лечение, реабилитация, тренинг / под ред. А. И. Копытина. – М.: Когито-Центр, 2008.

2. Социальнаябезопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности: системные междисциплинарные исследования: сб. материалов Всерос. науч.-практ.конф. с междунар. участием (г. Пермь, Перм. гос. ун-т, 29–30 сентября 2009 г.) /под общ. ред. З.П. Замараевой, М.И. Григорьевой; Перм. гос.ун-т.– Пермь, 2009.

3. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие для студентов вузов / О. А. Аникеева [и др.]; под ред. П. Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2009.

4. Фирсов, М.В. Технология социальной работы: учебное пособие для вузов/ М.В. Фирсов. – М.: Академический Проект, 2007.

 

Занятие 6. Адаптивные процессы в социальной работе и методика их регулирования ( форма проведения – доклады, практикум).

2 часа

1. Понятие социальной адаптации.

2. Виды социальной адаптации

3. Особенности протекания адаптационных процессов.

4. Условия успешности социальной адаптации.

5. Группы граждан, нуждающихся в социальной адаптации.

 

Темы докладов:

1. Адаптация граждан пожилого возраста к выходу на пенсию.

2. Специфика социальной адаптации граждан, участвовавших в вооруженных конфликтах.

3. Стресс как распространенное явление современного общества.

 

Практическое задание:

Описать конкретную ситуацию, содержащую пример социальной адаптации (любого вида) и определить:

- вид адаптации;

- уровень;

- форму (активная или пассивная);

- добровольная или вынужденная;

- прогрессивная или регрессивная;

- провести анализ адаптационного потенциала.

 

Л итература.

1. Медведев В. И. Адаптация человека.– СПб.:Ин-т мозга человека РАН, 2003.

2. Социальнаябезопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности: системные междисциплинарные исследования: сб. материалов Всерос. науч.-практ.конф. с междунар. участием (г. Пермь, Перм. гос. ун-т, 29–30 сентября 2009 г.) /под общ. ред. З.П. Замараевой, М.И. Григорьевой; Перм. гос.ун-т.– Пермь, 2009.

3. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие для студентов вузов / О. А. Аникеева [и др.]; под ред. П. Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2009.

 

Занятие 7. Социальное обслуживание населения как технология социальной работы (форма проведения – деловая игра)

2 часа

 

1. Основные понятия, определенные в ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ». Региональное законодательство.

2. Система социальных служб, принципы социального обслуживания.

3. Традиционные и новые формы социального обслуживания.

4. Виды учреждений социального обслуживания.

 

Практические задания:

1. Вариант 1. Описать новое учреждение, в котором есть потребность на данной территории: разработать Положение, направления деятельности, подразделения, описать применяемые технологии.

Вариант 2. Описать деятельность одного из учреждений социального обслуживания, действующего на Вашей территории.

2. Составить перечень федеральных, региональных и местных нормативно-правовых актов по вопросам социального обсолуживания населения.

 

Вопрос для дискуссии: Могут ли некоммерческие организации считаться социальными службами.

 

Литература.

1. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10.12.1995 г. №195-ФЗ.

2. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 2.08.1995 №122-ФЗ.

3. Социальнаябезопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности: системные междисциплинарные исследования: сб. материалов Всерос. науч.-практ.конф. с междунар. участием (г. Пермь, Перм. гос. ун-т, 29–30 сентября 2009 г.) /под общ. ред. З.П. Замараевой, М.И. Григорьевой; Перм. гос.ун-т.– Пермь, 2009.

4. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие для студентов вузов/ О. А. Аникеева [и др.]; под ред. П. Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2009.

Занятие 8. Технологии социальной защиты, социальной помощи и поддержки: теория и практика (форма проведения – опрос, проблемная дискуссия)

2 часа

 

1. Анализ действующего российского законодательства о социальной защите, социальной помощи и социальной поддержке населения (региональное и местное).

2. Учреждения социальной защиты населения: виды, направления деятельности.

3. Социальная помощь: понятие, виды, критерии предоставления.

4. Социальная поддержка как новое направление деятельности в социальной работе.

5. Реализация пилотных программ по внедрению новых технологий социальной поддержки населения.

6. Социальное развитие и социальная защита

 

Практические задания:

1. Отобразить систему учреждений социальной защиты населения на определенной территории.

2. Составить перечень федеральных, региональных и местных нормативно-правовых актов по вопросам социальной защиты, социальной поддержки, социальной помощи.

 

Литература.

1. Замараева, З.П. Ресурсно-потенциальный подходв системе социальной зашиты населения: монография/ З.П. Замараева; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2009. – 182 с.

2. Замараева З.П. Социальная защита: учеб. пособие /З.П. Замараева; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2009. – 244 с.

3. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17.07.1999 г. №178-ФЗ.

4. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 21.12.1996 г. №159-ФЗ.

5. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 г. №181-ФЗ.

6. О мерах дополнительной поддержки семей, имеющих детей: Федеральный закон от 29.12.2006 г. №256-ФЗ.

7. О порядке учета доходов и учета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи: Федеральный закон от 05.04.2003 г. №44-ФЗ

8. О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.10.1997 г. №134-ФЗ.

9. Социальнаябезопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности: системные междисциплинарные исследования: сб. материалов Всерос. науч.-практ.конф. с междунар. участием (г. Пермь, Перм. гос. ун-т, 29–30 сентября 2009 г.) /под общ. ред. З.П. Замараевой, М.И. Григорьевой; Перм. гос.ун-т.– Пермь, 2009. – 460 с.

 

Занятие 9. Содержание и организация мероприятий по профилактике социального неблагополучия (форма проведения – проблемные доклады, дискуссия)

2 часа

  1. Понятие социальной профилактики.
  2. Общая и специальная социальная профилактика.
  3. Содержание медико-социальной профилактики.
  4. Система органов профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании (Закон Пермской области «О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании на территории Пермской области»).
  5. Понятие профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании в областном законе.
  6. Структура профилактики (первичная, вторичная, третичная).
  7. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних.
  8. Основные понятия, содержащиеся в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  9. Задачи и принципы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  10. Система органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

Практические задания:

1. Найти материалы о профилактике социального неблагополучия на определенной территории и проанализировать.

2. Разработать и представить собственную программу социальной профилактики неблагополучия.

 

Литература.

1. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 г. №120-ФЗ.

2. Организация службы экстренной помощи семье и детям: Методическое пособие/Муниципальное учреждение социального обслуживания, Центр социальной помощи семье и детям г. Чайковского; Под ред. Е. А. Хузиной, Л. А. Кононыхина. – Чайковский:[б. и.],2005.– 28 с.

3. Социальнаябезопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности: системные междисциплинарные исследования: сб. материалов Всерос. науч.-практ.конф. с междунар. участием (г. Пермь, Перм. гос. ун-т, 29–30 сентября 2009 г.) /под общ. ред. З.П. Замараевой, М.И. Григорьевой; Перм. гос.ун-т.– Пермь, 2009. – 460 с.

 

Занятие 10. Социальная реабилитация (форма проведения – практикум)

2 часа

1. Понятие социальной реабилитации.

2. Функции социальной реабилитации, ее роль в социальной работе.

3. Уровни социальной реабилитации: медико-социальная, профессионально-трудовая, психологическая, социально-бытовая. Принципы социальной реабилитации.

4. Субъекты и объекты социальной реабилитации.

5. Реабилитационные учреждения и их деятельность.

Практическое задание: Описать и проанализировать деятельность одного из реабилитационных учреждений (реабилитационного центра для инвалидов, социально-реабилитационного центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реабилитационного центра для ветеранов боевых действий). Подготовить презентацию выбранного реабилитационного центра.

 

Литература.

1. О реабилитации жертв политических репрессий: Закон РФ от 18.10.1991 г. №1761-1.

2. Об утверждении долгосрочной целевой программы «Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов Пермского края на 2009 – 2011 годы»: Постановление Правительства Пермского края

2. Социальнаябезопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности: системные междисциплинарные исследования: сб. материалов Всерос. науч.-практ.конф. с междунар. участием (г. Пермь, Перм. гос. ун-т, 29–30 сентября 2009 г.) /под общ. ред. З.П. Замараевой, М.И. Григорьевой; Перм. гос.ун-т.– Пермь, 2009. – 460 с.

3. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие для студентов вузов / О. А. Аникеева [и др.]; под ред. П. Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 379 с.

 

Занятие 11. Технологии социального консультирования и посредничества. Супервизия. (форма проведения – деловая игра)

2 часа

1. Понятие социального консультирования.

2. Виды социального консультирования.

3. Социальное консультирование и психологическое консультирование: общее и различное.

4. Требования к консультанту – специалисту по социальной работе.

5. Технология консультирования.

6. Посредничество в социальной работе: понятие, роль.

7. Супервизия и социальное консультирование: общее и различное.

Практическое задание: Проанализировать предложенныеварианты социального консультирования, посреднической деятельности, супервизорской деятельности.

 

Литература.

1. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие для студентов вузов / О. А. Аникеева [и др.]; под ред. П. Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 379 с.

2. Зритнева Е.И. Консультирование по семейным вопросам в системе социальной работы //Материалы XI региональной научно-технической конференции «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону». Том второй. Общественные науки. Ставрополь: СевКавГТУ, 2007. [Электронный ресурс] http://science.ncstu.ru/conf/past/2007/11region/theses/03/30.pdf/file_download.

 

 

Занятие 12. Инновационные технологии в социальной работе (форма проведения – деловая игра)

2 часа

1. Социальные инновации: понятие, виды.

2. Необходимость внедрения инновационных технологий в практику социальной работы.

3. Проблемы внедрения социальных инноваций, методы их решения.

4. Новые технологии социальной работы.

 

Практическое задание: Представить инновационные технологии социальной работы, используемые в деятельности различных социальных служб.

 

Литература

1. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие для студентов вузов / О. А. Аникеева [и др.]; под ред. П. Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 379 с.

2. Посель И. Социальные проблемы: инновации и риск [Электронный ресурс] http://socprob.ru/2008/cotsialnyie-problemyi-innovatsii-i-risk.html.

 

Занятие 13. Социальный тренинг и технология его организации (форма проведения – социально-психологический тренинг)

2 часа

 

Практическое задание: Найти модель социального тренинга или разработать самостоятельно и провести с группой:

1. Тренинг для специалистов социальных служб

2. Тренинг для будущих специалистов социальных служб – студентов, волонтеров и т.д.

3. Тренинг для клиентов.

 

Литература

1. Волков, Б.В. Тренинг социальной активности. – М.: Речь., 2005. – 192 с.

2. Зверева, Н. Тренинг социальной адаптации для людей с ограниченными возможностями. – М.: Речь., 2008. – 176 с.

 

Занятие 14. Деловые игры в социальной работе (форма проведения – деловая игра)

2 часа

Практическое задание: Найти примеры ледовых игр или разработать самостоятельно и провести с группой:

1. Деловую игру для специалистов социальных служб

2. Деловую игру для будущих специалистов социальных служб – студентов, волонтеров и т.д.

3. Деловую игру для клиентов.

 

Литература

1. Шаронова, С.А. Деловые игры. М.: Издательство РУДН, 2005 г. – 166 с.

2. Алексеев, А.А., Дягилева, Н.В. Игровое моделирование процесса принятия маркетинговых решений с использованием ПЭВМ. [Электронный ресурс] http://www.marketing.spb.ru/read/m2/001.htm.

Занятие 15. Методы оценки эффективности социальной работе (форма проведения – практикум)

2 часа

1. Особенности оценки эффективности социальной работы.

2. Принципы, на которых основывается успех работы с клиентов.

3. Методы измерения эффективности работы. Метод интегральной оценки, статистический метод, мета - анализ, метод социального сравнения, метод субъективной оценки.

Практическое задание:

Разработать методы и провести оценку эффективности;

а) социальных проектов;

б) социальных программ;

в) нормативно-правовых актов;

г) деятельности специалистов социальных служб.

 

Литература

1. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие для студентов вузов / О. А. Аникеева [и др.]; под ред. П. Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 379 с.

Занятие 16. Технология социальной работы с семьей (форма проведения –практикум, деловая игра)

2 часа

1.Виды семей, нуждающихся в социальной поддержке.

2.Система учреждений социальной защиты, оказывающих социальную помощь семье и детям.

3.Основные технологии социальной работы с семьей.

 

Практические задания:

1. Составить социальную историю семьи из своего окружения по следующим параметрам:

- сведения о семье (размер семьи, сведения о главе семьи, сведения о членах семьи, образовательный уровень членов семьи, специальность, социальные статусы, занятость, религиозная принадлежность, состояние здоровья членов семьи);

- материально-бытовые условия семьи;

- социально-психологический климат семьи;

- тип семьи;

- социальная помощь, которая оказывалась семье;

- оценка социального статуса семьи (благополучная, неблагополучная, группа «социального риска»;

- уровень социальной адаптации семьи;

- планирование процесса социальной работы с семьей.

2. Составить брошюру «В помощь семье, оказавшейся в неблагоприятной ситуации».

 

Литература

1.Гуров В. Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей.– М.:Педагогическое общество России,2005.– 320 с.

2.Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками: конспект лекций/[отв. ред. Е. В. Бузаева].– Ростов-н/Д.:Феникс,2005.– 288 с.

3.Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 г. №124-ФЗ.

4.О мерах дополнительной поддержки семей, имеющих детей: Федеральный закон от 29.12.2006 г. №256-ФЗ.

5.О порядке учета доходов и учета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи: Федеральный закон от 05.04.2003 г. №44-ФЗ.

6.Организация службы экстренной помощи семье и детям:Методическое пособие/Муниципальное учреждение социального обслуживания, Центр социальной помощи семье и детям г. Чайковского; Под ред. Е. А. Хузиной, Л. А. Кононыхина.– Чайковский:[б. и.],2005.

7.Савинов Л. И.,Кузнецова Е. В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей:учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по напр. подгот. и спец. "Соц. Работа".– М.:Дашков и К,2005.

8.Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие для студентов вузов / О. А. Аникеева [и др.]; под ред. П. Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2009.

9. Фирсов, М.В. Технология социальной работы: учебное пособие для вузов/ М.В. Фирсов. – М.: Академический Проект, 2007.

10.Холостова Е. И. и др. Сельская семья и социальная работа:[монография]/Холостова Е. И.,Черняк Е. М.,Чупина Г. Н.– М.:Дашков и К,2005.

11.Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей:Учеб. пособие.– М.:Дрофа,2005.

 

 

Занятие 17. Технологии социальной работы с детьми и подростками (форма проведения – практикум)

2 часа

 

1. Технология и организационные формы социальной работы с детьми и подростками. Роль социальных служб в реабилитации несовершеннолетних.

2. Технологии уличной социальной работы с детьми и подростками.

3. Зарубежные технологии социальной работы с детьми и подростками.

 

Практическое задание: Представить организации, занимающиеся социальной работой с детьми и подростками в г. Перми и Пермской области.

 

Литература

1.Гуров В. Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей.– М.:Педагогическое общество России, 2005.

2.Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками: конспект лекций/[отв. ред. Е. В. Бузаева].– Ростов-н/Д.:Феникс, 2005.

3.Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 г. №124-ФЗ.

4.О мерах дополнительной поддержки семей, имеющих детей: Федеральный закон от 29.12.2006 г. №256-ФЗ.

5.О порядке учета доходов и учета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи: Федеральный закон от 05.04.2003 г. №44-ФЗ.

6.Организация службы экстренной помощи семье и детям:Методическое пособие/Муниципальное учреждение социального обслуживания, Центр социальной помощи семье и детям г. Чайковского; Под ред. Е. А. Хузиной, Л. А. Кононыхина.– Чайковский:[б. и.], 2005.

7.Савинов Л. И.,Кузнецова Е. В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей:учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по напр. подгот. и спец. "Соц. Работа".– М.:Дашков и К, 2005.

8.Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие для студентов вузов / О. А. Аникеева [и др.]; под ред. П. Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2009.

9. Фирсов, М.В. Технология социальной работы: учебное пособие для вузов/ М.В. Фирсов. – М.: Академический Проект, 2007.

10.Холостова Е. И. и др. Сельская семья и социальная работа:[монография]/Холостова Е. И.,Черняк Е. М.,Чупина Г. Н.– М.:Дашков и К, 2005.

11.Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей:Учеб. пособие.– М.:Дрофа, 2005.

 

 

Занятие 18. Технология оказания помощи бездомным, беженцам и мигрантам (форма проведения – доклады, дискуссия)

2 часа

1.Технологии профилактики бродяжничества.

2. Формы и методы работы по оказанию помощи мигрантам. Диагностическая, превентивно-информационная, профилактическая и адаптационная работа. Создание групп взаимопомощи и взаимоподдержки. Социальная работа с семьями и детьми мигрантов и беженцев.

3.Негосударственные формы помощи мигрантам.

4.Технологии уличной социальной работы.

5.Деятельность международных организаций по оказанию помощи бездомным, беженцам и мигрантам.

 

Литература.

1. Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками: конспект лекций/[отв. ред. Е. В. Бузаева].– Ростов-н/Д.:Феникс, 2005.

2. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие для студентов вузов / О. А. Аникеева [и др.]; под ред. П. Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2009.

3. Фирсов, М.В. Технология социальной работы: учебное пособие для вузов/ М.В. Фирсов. – М.: Академический Проект, 2007.

 

Занятие 19. Б едность как социальная проблема и технологии её разрешения (форма проведения – практикум)

2 часа

1. Виды социальной поддержки семьи и малообеспеченных граждан.

2. Деятельность социальных работников, направленная на повышение уровня жизни населения.

3. Технологии социальной поддержки малообеспеченных граждан и семей в Пермской области и г. Перми.

Практические задания:

1. Рассчитать доходы определенной семьи и выяснить необходимость в оказании мер по социальной поддержке.

2. В соответствии с региональным законодательством предложить методы социальной поддержки данной семьи.

 

Литература

1. Замараева, З.П.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.38.208 (0.013 с.)