Введение. Предмет и задачи курса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение. Предмет и задачи курса



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Юридический факультет

 

Кафедра социальной работы

 

 

Григорьева Милана Игоревна

 

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

Специальность: 350500 – «Социальная работа»



 

Согласовано:

Учебно-метод. управление

«»_____________2010 г.

________________________

 

Рекомендовано кафедрой:

Протокол №__________

«______»_____________2010 г.

 

Зав. кафедрой социальной работы,

д.с.н., проф. ____________З.П. Замараева

 

 


 

Пермь 2011


Автор-составитель: Григорьева Милана Игоревна, старший преподаватель кафедры социальной работы.

 

Учебно-методический комплекс по технологии социальной работы составлен в соответствии оставлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 350500 «Социальная работа».

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин (ОПД.Ф.10) и является обязательной для изучения.

 

СОДЕРЖАНИЕ

I. Рабочая программа дисциплины  
1. Цели и задачи изучения дисциплины  
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины  
3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля  
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы  
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы  
4. Содержание дисциплины  
5. Темы практических и семинарских занятий  
6. Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов  
7. Учебно-методическое обеспечение  
7.1. Литература  
7.2. Информационное обеспечение дисциплины  
7.3. Методические указания студентам  
7.4. Методические рекомендации для преподавателя  
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций  

 

 

I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цели курса:

— углубление системы знаний о способах и методах выявления и решения социальных проблем общества, групп, индивида;

— наполнение содержанием представления о технологических моделях социальной работы на различных уровнях социальной деятельности;

— уяснение сущности практики социальной работы, ее методологических основ и технологических моделей;

— выработка у будущих специалистов профессиональных умений и навыков определения путей и способов организации помощи различным категориям клиентов.

Задачи курса:

— изучить особенности технологий социальной работы как особого вида социальных технологий;

— овладеть основными методами социальной работы с отдельными лицами и различными группами населения;

— овладеть методикой непосредственно контактной социальной работы, проведения консультационных и профилактических мероприятий с объектами социальной работы;

— овладеть основными профессиональными технологиями деятельности специалиста по социальной работе в органах и учреждениях социальной сферы;

— приобрести навыки определения и создания морально-психологического климата в коллективах и группах;

— изучить опыт практической работы в организациях и службах социальной защиты и обслуживания населения в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения в России и за рубежом.

 

2.Требования к уровню освоения дисциплины

Учебная дисциплина «Технологии социальной работы» в соответствии с ГОС ВПО занимает центральное место в системе дисциплин профессиональной подготовки по специальности 350500 – «Социальная работа». В соответствии с целями и задачами курса, его преподавание необходимо начинать после изучения теории, истории, философии и этики социальной работы. Изучение дисциплины предусматривает овладение знаниями теории социальных технологий, принципов технологического подхода к профессиональной деятельности и конкретных методик работы с клиентами.

Профессиональная направленность курса объективно обусловливает необходимость взаимосвязи программ курса «Технологии социальной работы» и производственной практики.

В соответствии с требованиями студент (будущий специалист) должен иметь представления о:

— социальной работе как специфической деятельности;

— социальной сфере как объекте технологизации;

— технологических процессах в социальной работе;

— особенностях технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности.

Студент должен знать:

— основные понятия и категории, формы, методы и уровни технологии социальной работы;

— сущность и содержание инструментария технологии социальной работы, формы и методы деятельности по преодолению жизненных ситуаций и решению социальных проблем;

— основные виды технологий в различных сферах жизнедеятельности и с различными группами населения.

Студент должен владеть:

— основными методами социальной работы с индивидом, группой, общностью;

— технологиями социальной работы в различных сферах жизнедеятельности;

— методами координации усилий социальных служб и организаций различной ведомственной подчиненности при решении социальных проблем индивида и группы;

— основными технологиями работы в социальных органах и учреждениях;

— основными процедурами технологического процесса социальной работы различного уровня и различного вида;

— культурой внедрения инновационных технологий социальной работы.

Студент должен уметь:

— найти технологическое решение социальных проблем различного уровня социальной сферы;

— моделировать и реализовывать на практике групповые и индивидуальные методы решения социальных проблем клиентов;

— спроектировать технологию социальной работы для каждого конкретного случая;

— создавать инновационные технологии социальной работы для решения практических задач.

Студент должен приобрести навыки:

— технологического решения проблем клиентов - представителей различных социальных групп;

— диагностики состояния социального объекта;

— составления программ социальной адаптации, реабилитации, профилактики, коррекции в отношении клиента – представителя определенной социальной группы;

— применения технологий социальной работы для решения проблем клиентов.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Количество часов по формам обучения
очная заочная
Номера семестров 5,6 4,6,7
Аудиторные занятия    
Лекции    
Семинарские занятия    
Самостоятельная работа    
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ    
Текущий контроль зачет зачет
Виды промежуточного контроля экзамен экзамен

 

3.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Форма обучения очная

 

Наименование темы Всего (час.) в том числе
аудиторные занятия Самос-тоя-тельная работа
Лекции Семинары
1. Социальные технологии и технологии социальной работы: понятие, виды, принципы.        
2. Технологический процесс в социальной работе: особенности и проблемы.     -  
3. Разрешение социальных проблем как технологический процесс в социальной работе.        
4. Целеполагание и его место в технологии социальной работы.        
5. Социальная диагностика: цели, этапы, методы.        
6. Социальная терапия и методика её осуществления. Социальная коррекция в социальной работе.        
7. Адаптивные процессы в социальной работе и методика их регулирования.        
8. Технология социальной реабилитации.   -    
9. Содержание и организация мероприятий по профилактике социального неблагополучия.        
10. Технологии социальной защиты, социальной помощи и поддержки: теория и практика.        
11. Социальное обслуживание населения как технология социальной работы.        
12. Социальная фасилитация в деятельности социального работника.     -  
13. Технологии социального консультирования и посредничества в социальной работе.        
14. Технологии супервизии в деятельности социономов.     -  
15. Творчество и новаторство в социальных технологиях.     -  
16. Роль добровольцев и групп взаимопомощи в социальной работе.     -  
17. Социальный тренинг и технология его организации.        
18. Деловые игры как технологии социальной работы.        
19. Социальная экспертиза и методика её организации.     -  
20. Методы оценки эффективности в социальной работе.        
21. Социальная работа как вид социальной деятельности. Социальная сфера и её структуры в свете технологического решения проблем общества.     -  
22. Технологии социальной работы с семьей.        
23. Особенности и основные методы социальной работы с детьми и подростками.        
24. Технологии социальной работы с людьми пожилого возраста.     -  
25. Технология оказания помощи и поддержки бездомным, беженцам и мигрантам.        
26. Бедность как социальная проблема и технологии её разрешения.   -    
27. Технологии социальной работы с людьми с инвалидностью.   -    
28. Технологии социальной работы с людьми, страдающими зависимостью от психоактивных веществ.   -    
29. Технологии социальной работы с людьми, испытывающими насилие.        
30. Технологии социальной работы с безработными.   -    
31. Технологии социальной работы в сфере производства.     -  
32. Технологии социальной работы в сфере образования.   -    
33. Технологии социальной работы в сфере здравоохранения.     -  
34. Технологии социальной работы в системе пенитенциарных учреждений.     -  
35. Социальная работа с военнослужащими и членами их семей.     -  
36. Технологии социальной работы с лицами, пострадавшими от чрезвычайных событий, военных действий и катастроф.     -  
37. Зарубежные технологии социальной работы в практике деятельности учреждений социальной сферы.   -    
38. Научная организация труда в практике деятельности учреждений социальной сферы.        
Итого        

 

Форма обучения заочная

Наименование темы Всего (час.) в том числе
аудиторные занятия Самос-тоя-тельная работа
Лекции Семинары
1. Социальные технологии и технологии социальной работы: понятие, виды, принципы.        
2. Технологический процесс в социальной работе: особенности и проблемы.     -  
3. Разрешение социальных проблем как технологический процесс в социальной работе.     -  
4. Целеполагание и его место в технологии социальной работы.        
5. Социальная диагностика: цели, этапы, методы.     -  
6. Социальная терапия и методика её осуществления. Социальная коррекция в социальной работе.     -  
7. Адаптивные процессы в социальной работе и методика их регулирования.     -  
8. Технология социальной реабилитации.     -  
9. Содержание и организация мероприятий по профилактике социального неблагополучия.     -  
10. Технологии социальной защиты, социальной помощи и поддержки: теория и практика.     -  
11. Социальное обслуживание населения как технология социальной работы.     -  
12. Социальная фасилитация в деятельности социального работника.   - -  
13. Технологии социального консультирования и посредничества в социальной работе.   -    
14. Технологии супервизии в деятельности социономов.   - -  
15. Творчество и новаторство в социальных технологиях.   - -  
16. Роль добровольцев и групп взаимопомощи в социальной работе.   - -  
17. Социальный тренинг и технология его организации.   -    
18. Деловые игры как технологии социальной работы.   - -  
19. Социальная экспертиза и методика её организации.     -  
20. Методы оценки эффективности в социальной работе.     -  
21. Социальная работа как вид социальной деятельности. Социальная сфера и её структуры с свете технологического решения проблем общества.   - -  
22. Технологии социальной работы с семьей.   - -  
23. Особенности и основные методы социальной работы с детьми и подростками.     -  
24. Технологии социальной работы с людьми пожилого возраста.   - -  
25. Технология оказания помощи и поддержки бездомным, беженцам и мигрантам.     -  
26. Бедность как социальная проблема и технологии её разрешения.     -  
27. Технологии социальной работы с людьми с инвалидностью.     -  
28. Технологии социальной работы с людьми, страдающими зависимостью от психоактивных веществ.   - -  
29. Технологии социальной работы с людьми, испытывающими насилие.   -    
30. Технологии социальной работы с безработными.   - -  
31. Технологии социальной работы в сфере производства.     -  
32. Технологии социальной работы в сфере образования.   - -  
33. Технологии социальной работы в сфере здравоохранения.   - -  
34. Технологии социальной работы в системе пенитенциарных учреждений.     -  
35. Социальная работа с военнослужащими и членами их семей.   - -  
36. Технологии социальной работы с лицами, пострадавшими от чрезвычайных событий, военных действий и катастроф.   -    
37. Зарубежные технологии социальной работы в практике деятельности учреждений социальной сферы.     -  
38. Научная организация труда в практике деятельности учреждений социальной сферы.   - -  
Итого        

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел I. Основные понятия технологий социальной работы.

Тема 9. Содержание и организация мероприятий по профилактике социального неблагополучия.

 

Социальная профилактика: понятие, содержание. Основные принципы профилактики кризисных состояний личности и девиантного поведения.

Профилактика социально-значимых заболеваний в деятельности специалистов социальных служб.

Информационно-просветительский и социологический подходы в социально-профилактической работе. Медико-социальный подход к профилактике девиантного поведения. Принцип целенаправленности и комплексности, систематичности и последовательности.

Координация усилий органов государственной власти, охраны общественного порядка, социальных служб, общественности в социально-профилактической работе.

 

Тема 10. Технологии социальной защиты, социальной помощи и поддержки: теория и практика

Понятие социальной защиты. Превращение социальной защиты в отдельный вид деятельности.

Федеральное и региональное законодательство о социальной защите населения. Основные подходы к социальной защите населения в Пермском крае.

Характеристика российской модели социальной защиты населения. Система социальной защиты населения в Пермском крае и её трансформация.

Содержание и виды социальной помощи. Место и роль социальной помощи в социальной работе. Группы населения, нуждающиеся в социальной помощи. Личностный характер социальной помощи. Социально-бытовая, материальная, психологическая и социально-медицинская помощь. Организационная структура социальной помощи.

Социальное обеспечение и социальное страхование, их взаимосвязь. Роль социального страхования в современных условиях. Социальное страхование как форма социальной защиты населения.

Социальная поддержка как новое направление реализации социальной политики. Социальная защита и социальная поддержка: сходства и различия.

Социальное развитие: понятие, основные характеристики, цели и задачи. Социальное развитие как новая технология социальной работы и её перспективы.

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Занятие 1. Социальные технологии и социальной работы: понятие, виды, принципы (форма проведения – опрос)

2 часа

1. Предмет и задачи курса «Технология социальной работы».

2. Социальные технологии и технологии социальной работы: понятие, виды, соотношение.

3. Объективная необходимость технологизации социальных процессов.

4. Социальные технологии и их классификация.

5. Технология социальной работы как отрасль научного знания и учебная дисциплина. Этапы разработки технологий социальной работы. Основные характеристики и функции технологий социальной работы. Типологии технологий социальной работы.

6. Технологический процесс в социальной работе.

Вопрос для дискуссии: Объяснить необходимость применения технологий в практике специалистов по социальной работе.

Практические задания [1]:

1. Найти в литературе и представить не менее 5 определений социальных технологий и технологий социальной работы.

2. Сформировать собственное определение технологий социальной работы и социальный технологий, обосновать его жизнеспособность.

 

Литература.

1. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие для студентов вузов / О. А. Аникеева [и др.]; под ред. П. Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2009.

2. Фирсов, М.В. Технология социальной работы: учебное пособие для вузов/ М.В. Фирсов. – М.: Академический Проект, 2007.

Занятие 2. Разрешение социальных проблем технологический процесс в социальной работе: особенности и проблемы (форма проведения – дискуссия, практикум, письменная контрольная работа).

2 часа

 

1. Понятие социальной проблемы и ее истоки.

2. Виды социальных проблем.

3. Критерии разрешимости жизненных проблем. Принципы решения жизненных проблем.

4. Методы решения социальных проблем: организационно-распорядительные, социально-экономические, психолого-педагогические.

5. Системный подход к социальным проблемам

 

Практическое задание: Выявить определенные социальные проблемы на территории проживания, проанализировать их с точки зрения разрешимости.

 

Литература.

1. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие для студентов вузов / О. А. Аникеева [и др.]; под ред. П. Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2009.

2. Фирсов, М.В. Технология социальной работы: учебное пособие для вузов/ М.В. Фирсов. – М.: Академический Проект, 2007.

 

 

Занятие 3. Целеполагание и его место в технологии социальной работы (форма проведения - практикум).

2 часа

 

  1. Целеполагание как важнейший этап и процедура социальной работы. Цель и ее значение в деятельности.
  2. Типология целей. Функции цели в технологии социальной работы.

 

Практическое задание: Построение «дерева целей» по заданной теме.

 

Литература.

1. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие для студентов вузов / О. А. Аникеева [и др.]; под ред. П. Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2009.

2. Тимошенко, О. Ю. Реализация концепции управления по целям в системе управления персоналом: автореферат дис.... канд. экон. наук: 08.00.05 / О. Ю. Тимошенко; Омский гос. ун-т. - Омск, 2007.

3. Фирсов, М.В. Технология социальной работы: учебное пособие для вузов/ М.В. Фирсов. – М.: Академический Проект, 2007.

 

Занятие 4. Социальная диагностика: цели, этапы, методы (форма проведения – практикум)

2 часа

1. Психологические методы и их роль в социальной работе

2. Социальная диагностика, ее место и роль в социальной работе.

3. Методы социальной диагностики.

 

Вопрос для дискуссии: Соотношение методов и принципов диагностики в психологии, социологии и социальной работе.

 

Практические задания:

1. Выбрать методику социальной диагностики, описать её применение для установления социального диагноза определенной социальной проблемы.

2. Написать свою социальную биографию, основываясь на таких смысловых единицах, как «семья», «хобби», «школа», «университет». Объем и формат работы свободный.

 

Литература.

1. Новикова, С.С. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по напр. подгот. и спец. "Социальная работа" / С. С. Новикова, А. В. Соловьев; Рос. гос. соц. ун-т. - 2-е изд. - М.: Акад. Проект: Фонд "Мир", 2006.

2. Социальнаябезопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности: системные междисциплинарные исследования: сб. материалов Всерос. науч.-практ.конф. с междунар. участием (г. Пермь, Перм. гос. ун-т, 29–30 сентября 2009 г.) /под общ. ред. З.П. Замараевой, М.И. Григорьевой; Перм. гос.ун-т.– Пермь, 2009.

3. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие для студентов вузов / О. А. Аникеева [и др.]; под ред. П. Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2009.

4. Фирсов, М.В. Технология социальной работы: учебное пособие для вузов/ М.В. Фирсов. – М.: Академический Проект, 2007.

 

 

Занятие 5. Социальная терапия и методика её осуществления. Социальная коррекция в социальной работе (форма проведения – доклады, практикум)

2 часа

  1. Понятие терапии, социальной терапии.
  2. Психотерапия и социальная терапия: общее и различное.
  3. Основные формы социальной терапии.
  4. Разнообразие видов социальной терапии.
  5. Социальная коррекция как технология социальной работы: содержание, принципы, методы.

 

Практическое задание: Сделать небольшие выступления по 10 минут об одном из видов социальной терапии и его применении в практике социальной работы (примеры). Варианты (по выбору): музыкотерапия, сказкотекрапия, библиотерапия, арттерапия, смехотерапия, иппотерапия, анималотерапия, терапия одиночества, дискуссионная терапия и др.

 

Литература.

1. Практическая арт-терапия: лечение, реабилитация, тренинг / под ред. А. И. Копытина. – М.: Когито-Центр, 2008.

2. Социальнаябезопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности: системные междисциплинарные исследования: сб. материалов Всерос. науч.-практ.конф. с междунар. участием (г. Пермь, Перм. гос. ун-т, 29–30 сентября 2009 г.) /под общ. ред. З.П. Замараевой, М.И. Григорьевой; Перм. гос.ун-т.– Пермь, 2009.

3. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие для студентов вузов / О. А. Аникеева [и др.]; под ред. П. Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2009.

4. Фирсов, М.В. Технология социальной работы: учебное пособие для вузов/ М.В. Фирсов. – М.: Академический Проект, 2007.

 

Занятие 6. Адаптивные процессы в социальной работе и методика их регулирования ( форма проведения – доклады, практикум).

2 часа

1. Понятие социальной адаптации.

2. Виды социальной адаптации

3. Особенности протекания адаптационных процессов.

4. Условия успешности социальной адаптации.

5. Группы граждан, нуждающихся в социальной адаптации.

 

Темы докладов:

1. Адаптация граждан пожилого возраста к выходу на пенсию.

2. Специфика социальной адаптации граждан, участвовавших в вооруженных конфликтах.

3. Стресс как распространенное явление современного общества.

 

Практическое задание:

Описать конкретную ситуацию, содержащую пример социальной адаптации (любого вида) и определить:

- вид адаптации;

- уровень;

- форму (активная или пассивная);

- добровольная или вынужденная;

- прогрессивная или регрессивная;

- провести анализ адаптационного потенциала.

 

Л итература.

1. Медведев В. И. Адаптация человека.– СПб.:Ин-т мозга человека РАН, 2003.

2. Социальнаябезопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности: системные междисциплинарные исследования: сб. материалов Всерос. науч.-практ.конф. с междунар. участием (г. Пермь, Перм. гос. ун-т, 29–30 сентября 2009 г.) /под общ. ред. З.П. Замараевой, М.И. Григорьевой; Перм. гос.ун-т.– Пермь, 2009.

3. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие для студентов вузов / О. А. Аникеева [и др.]; под ред. П. Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2009.

 

Занятие 7. Социальное обслуживание населения как технология социальной работы (форма проведения – деловая игра)

2 часа

 

1. Основные понятия, определенные в ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ». Региональное законодательство.

2. Система социальных служб, принципы социального обслуживания.

3. Традиционные и новые формы социального обслуживания.

4. Виды учреждений социального обслуживания.

 

Практические задания:

1. Вариант 1. Описать новое учреждение, в котором есть потребность на данной территории: разработать Положение, направления деятельности, подразделения, описать применяемые технологии.

Вариант 2. Описать деятельность одного из учреждений социального обслуживания, действующего на Вашей территории.

2. Составить перечень федеральных, региональных и местных нормативно-правовых актов по вопросам социального обсолуживания населения.

 

Вопрос для дискуссии: Могут ли некоммерческие организации считаться социальными службами.

 

Литература.

1. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10.12.1995 г. №195-ФЗ.

2. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 2.08.1995 №122-ФЗ.

3. Социальнаябезопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности: системные междисциплинарные исследования: сб. материалов Всерос. науч.-практ.конф. с междунар. участием (г. Пермь, Перм. гос. ун-т, 29–30 сентября 2009 г.) /под общ. ред. З.П. Замараевой, М.И. Григорьевой; Перм. гос.ун-т.– Пермь, 2009.

4. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие для студентов вузов/ О. А. Аникеева [и др.]; под ред. П. Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2009.

Занятие 8. Технологии социальной защиты, социальной помощи и поддержки: теория и практика (форма проведения – опрос, проблемная дискуссия)

2 часа

 

1. Анализ действующего российского законодательства о социальной защите, социальной помощи и социальной поддержке населения (региональное и местное).

2. Учреждения социальной защиты населения: виды, направления деятельности.

3. Социальная помощь: понятие, виды, критерии предоставления.

4. Социальная поддержка как новое направление деятельности в социальной работе.

5. Реализация пилотных программ по внедрению новых технологий социальной поддержки населения.

6. Социальное развитие и социальная защита

 

Практические задания:

1. Отобразить систему учреждений социальной защиты населения на определенной территории.

2. Составить перечень федеральных, региональных и местных нормативно-правовых актов по вопросам социальной защиты, социальной поддержки, социальной помощи.

 

Литература.

1. Замараева, З.П. Ресурсно-потенциальный подходв системе социальной зашиты населения: монография/ З.П. Замараева; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2009. – 182 с.

2. Замараева З.П. Социальная защита: учеб. пособие /З.П. Замараева; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2009. – 244 с.

3. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17.07.1999 г. №178-ФЗ.

4. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 21.12.1996 г. №159-ФЗ.

5. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 г. №181-ФЗ.

6. О мерах дополнительной поддержки семей, имеющих детей: Федеральный закон от 29.12.2006 г. №256-ФЗ.

7. О порядке учета доходов и учета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи: Федеральный закон от 05.04.2003 г. №44-ФЗ

8. О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.10.1997 г. №134-ФЗ.

9. Социальнаябезопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности: системные междисциплинарные исследования: сб. материалов Всерос. науч.-практ.конф. с междунар. участием (г. Пермь, Перм. гос. ун-т, 29–30 сентября 2009 г.) /под общ. ред. З.П. Замараевой, М.И. Григорьевой; Перм. гос.ун-т.– Пермь, 2009. – 460 с.

 

Занятие 9. Содержание и организация мероприятий по профилактике социального неблагополучия (форма проведения – проблемные доклады, дискуссия)

2 часа

  1. Понятие социальной профилактики.
  2. Общая и специальная социальная профилактика.
  3. Содержание медико-социальной профилактики.
  4. Система органов профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании (Закон Пермской области «О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании на территории Пермской области»).
  5. Понятие профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании в областном законе.
  6. Структура профилактики (первичная, вторичная, третичная).
  7. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних.
  8. Основные понятия, содержащиеся в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  9. Задачи и принципы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  10. Система органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

Практические задания:

1. Найти материалы о профилактике социального неблагополучия на определенной территории и проанализировать.

2. Разработать и представить собственную программу социальной профилактики неблагополучия.

 

Литература.

1. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 г. №120-ФЗ.

2. Организация службы экстренной помощи семье и детям: Методическое пособие/Муниципальное учреждение социального обслуживания, Центр социальной помощи семье и детям г. Чайковского; Под ред. Е. А. Хузиной, Л. А. Кононыхина. – Чайковский:[б. и.],2005.– 28 с.

3. Социальнаябезопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности: системные междисциплинарные исследования: сб. материалов Всерос. науч.-практ.конф. с междунар. участием (г. Пермь, Перм. гос. ун-т, 29–30 сентября 2009 г.) /под общ. ред. З.П. Замараевой, М.И. Григорьевой; Перм. гос.ун-т.– Пермь, 2009. – 460 с.

 

Занятие 10. Социальная реабилитация (форма проведения – практикум)

2 часа

1. Понятие социальной реабилитации.

2. Функции социальной реабилитации, ее роль в социальной работе.

3. Уровни социальной реабилитации: медико-социальная, профессионально-трудовая, психологическая, социально-бытовая. Принципы социальной реабилитации.

4. Субъекты и объекты социальной реабилитации.

5. Реабилитационные учреждения и их деятельность.

Практическое задание: Описать и проанализировать деятельность одного из реабилитационных учреждений (реабилитационного центра для инвалидов, социально-реабилитационного центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реабилитационного центра для ветеранов боевых действий). Подготовить презентацию выбранного реабилитационного центра.

 

Литература.

1. О реабилитации жертв политических репрессий: Закон РФ от 18.10.1991 г. №1761-1.

2. Об утверждении долгосрочной целевой программы «Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов Пермского края на 2009 – 2011 годы»: Постановление Правительства Пермского края



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (1.017 с.)