Человека и среды обитания в условиях их реализации. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человека и среды обитания в условиях их реализации.



Социальные опасности: физическое и психиче­ское насилие, наркомания, алкоголизм, курение, СПИД, венериче­ские заболевания, угрозы собственной безопасности. ЧС биолого-социального характера. Классификация инфекционных заболеваний. Эпидемический процесс. Противоэпидемические (противоэпизоотические) и санитарно-гигиенические мероприятия. Организация и проведение режимных мероприятий. Классификация ЧС экологического характера. Изменения состояния суши, воздушной среды, гидросферы, биосферы.

Преступность как социальное явление.Причины преступности в России. Виды и категории преступлений. Уголовная ответственность несовершеннолетних и взрослых. Понятие профессиональной преступности. Причины выбора криминальной деятельности. Основные черты городской преступности. Криминогенная ситуация в городе, районе, микрорайоне, причины их возникновения. Выявление зоны повышенной криминогенной опасности. Безопасность на улицах и в общественных местах. Формы коллективной безопасности на улице, в доме, подъезде. Современный дом как источник криминальной опасности. Квартирные кражи и профилактика ограблений. Действия при попытках силового проникновения в квартиру. Криминальные опасности в транспорте. Взрывы и стрельба на улице. Похищения граждан и порядок розыска без вести пропавших.Экономическая преступность. Опасности в сфере потребительского рынка. Законодательство в области защиты прав потребителей. Права потребителей. Право на безопасность товара. Мошенничество, способы и меры защиты от него. Системы обеспечения безопасности населенного пункта.Планирование и проведение профилактических мероприятий в образовательном учреждении. Технические средства обеспечения безопасности образовательных учреждений и жилища.

Истоки экстремизма и терроризма. Сущность и структура понятия «экстремизм». Актуальность профилактики экстремизма. Нормативно-правовые основы профилактики экстремизма.

Чрезвычайные ситуации вооруженные конфликты и военные действия, их поражающие факторы и классификация. Виды оружия массового пора­жения, их особенности и последствия его применения. Методы прогнозирования и оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях.

Модуль III. Управление безопасностью жизнедеятель­ности

Тема 5. Управление безопасностью жизнедеятель­ности

Органы государственного управления безопасностью: органы управления, надзора и контроля за безопасностью, их основные функции, права и обязанности, структура.

Системы защиты населения в чрезвычайных ситуациях.Основные направления государственной политики в области защиты населения и территорий в ЧС. Правовое регулирование в области защиты населения от ЧС.Единая государственная система предупреждения и ликви­дации чрезвычайных ситуаций (РСЧС): цели создания, задачи, ор­ганизационная структура. Территориальные и функциональные подсистемы РСЧС. Уровни и органы управления, силы и средства, режимы функционирования РСЧС.Понятие «Гражданская оборона» (ГО). Место ГО в системе обеспечения военной безопасности. Задачи, структура, руково­дство и управление, силы и средства ГО Российской Федерации.

Мероприятия по защите населения в чрезвычайных ситуациях.Основные мероприятия по защите населения в ЧС. Характе­ристика обеспечивающих мероприятий.Объектовое звено РСЧС в образовательных учреждениях: цели, задачи, структура, содержание деятельности. Обязанности должностных лиц.

Тема 6. Нормативно-правовые основы управление безопасностью жизнедеятель­ности.

Законодательные и нормативные правовые основы управле­ния безопасностью жизнедеятельности. Системы законодатель­ных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы эко­логической, промышленной, производственной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях. Характеристика основ­ных законодательных и нормативно-правовых актов: назначение, объекты регулирования и основные положения.

Право на безопасный труд. Ответственность работодателей вследствие причинения вреда работнику на производстве. Правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками.

Тема 7. Основы управления экономической безопасностью

Экономические основы управления безопасностью. Современ­ные рыночные методы экономического регулирования различных аспектов безопасности: позитивные и негативные методы стиму­лирования безопасности. Понятие экономического ущерба, его составляющие и методические подходы к оценке. Материальная ответственность за нарушение требований безопасности: аварии, несчастные случаи, загрязнение окружающей среды.

Экономическая безопасность. Факторы безопасного развития национального хозяйства. Влияние трансформации хозяйственной системы на ситуацию безопасности РФ. Система индикаторов и пороговые значения экономической безопасности России. Показатели экономической безопасности и пороговые значения некоторых из них

Сущность и признаки угроз экономической безопасности предпринимательства. Классификация угроз экономической безопасности предпринимательства. Минимизация угроз экономической безопасности при заключении договоров. Гражданско-правовая ответственность предпринимателей по договорам. Уголовно-правовые основы обеспечения безопасности предпринимательства. Концепция комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства.

 

2.4. Образовательные технологии и планируемые результаты

освоений учебной дисциплины

Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины комплексно используются традиционные и инновационные технологии, активные и интерактивные формы занятий: лекции с элементами проблемного изложения, коллоквиумы, учебные конференции, семинары, практические занятия, консультации, самостоятельная работа с элементами научно-исследовательской и творческой деятельности, мультимедиа- и компьютерные технологии.

На лекциях излагается теоретический материал по дисциплине в соответствии с методическим планом и учебной программой курса.

На семинарских занятиях углубляются и закрепляются теоретические знания, полученные студентами на лекциях. Реализация программы предполагает использование интерактивных форм обучения, включающих как совместную деятельность преподавателя и студентов, так и дидактически управляемую самостоятельную работу.

Практические занятия проводятся в следующих формах:

- развернутая дискуссия, предполагающая основательную подготовку всей группы по всем вопросам темы и участие мак­симума обучающихся в их обсуждении; отдельным обучающимся могут быть поручены фиксированные выступления по тому или иному вопросу;

- устные доклады по теме или отдельным ее вопросам с по­следующим их обсуждением;

- обсуждение рефератов, заранее подготовленных отдель­ными обучающимися по заданию преподавателя, и прочитанных остальными обучающимися до семинара.

- решение задач;

- обсуждение проблемных вопросов или подготовленных обучаемыми докладов;

- составление документов;

- поиск и анализ информации в источниках права, научных, справочных, учебных, методических источниках;

- моделирование ситуаций практической действительности;

- отрабатываются умения пользования средствами индивидуальной защиты и оказания первой помощи пострадавшим, в том числе делать искусственное дыхание.

Целесообразно в конце занятия, в рамках каждой изучаемой темы обсуждать вопросы применения получаемых знаний, умений и навыков в дальнейшей практической деятельности.

Во время самостоятельной работы студенты закрепляют теоретические знания, полученные на лекциях, изучают темы или вопросы тем, вынесенные на самостоятельное изучение, пользуясь источниками, рекомендованными преподавателем. Для организации самостоятельной работы в программе даны рекомендации.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию. Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса. Рубежный контроль проводится в форме тестирования.

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в письменном виде- контрольная работе и устной форме - экзамен.

Методические рекомендации для преподавателя к изучению отдельных тем дисциплины

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖ) изучает основы безопасности человека в частности и человечества вообще во всех сферах жизнедеятельности. Последняя включает повседневную деятельность, трудовую деятельность и отдых, то есть способ существования человека и человечества. Это далеко не только техника безопасности. Начиная изучать данную дисциплину, следует обращать внимание на ее связь со многими науками, знание которых необходимо. Это общая, молекулярная и ядерная физика, электротехника, медицина, экология, природопользование, астрономия и многие другие дисциплины.

В Модуле 1 необходимо дать подробные определения новым терминам и понятиям, на которых базируется дисциплина ОБЖ. К ним относятся: понятие опасности и безопасности. Потенциальная опасность любой деятельности человека. Общество риска. Понятие об опасных и вредных факторах. Классификация опасностей. Методы и средства обеспечения безопасности. Параметры, характеризующие наличие опасности. Риск как математическое понятие, характеризующее вероятность неблагоприятного события. Концепция приемлемого риска на современном этапе НТР. Следует сказать, что риск опасности и травматизма существует в любой профессии и в любой момент. В некоторых он очень велик (космонавтика, авиация и атомная энергетика), а в других – меньше. Необходимо обеспечить очень высокую надежность всех конструкций.

В Модуле 2 особое внимание студентов следует обратить на формулировку здорового образа жизни (ЗОЖ) и необходимость его соблюдения. Большое внимание надо обратить на недопустимость употребления наркотиков, курения и алкоголя, особенно для девушек, а также на отрицательные последствия в случае не соблюдения советов.

В теме 3 «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения. Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов» после перечисления негативных факторов окружающей среды и их разъяснения, необходимо дать определения врожденной и приобретенной системы человека от опасностей. Следует показать опасность чрезмерных стрессов, и что стрессы в жизни необходимы, но в разумных пределах. Подробно необходимо остановиться на условиях выживания в различных экстремальных условиях (в горах, лесу, пустыне и т. п.).

В теме 4 при изучении социальных проблем безопасности необходимо подробно рассмотреть социальные неблагоприятные факторы. Классификация, причины социального неблагополучия общества. Алкоголизм, наркомания как социальные явления. Личные причины пристрастия к алкоголю, наркотикам. Неблагоприятное влияние данных явлений на здоровье. Социальные опасности, связанные с физическим насилием – разбой, бандитизм, террор, заложничество, изнасилование. Опасности, связанные с психическим воздействием на человека - шантаж, мошенничество, воровство. Пути решения проблем на современном этапе развития общества, когда остро встали проблемы терроризма, заложничества, разбоя, бандитизм, насилие и другие социально – опасные явления. Необходимо подробно остановиться на темах характеров по Гиппократу – Галлену. Следует показать, что в практической работе эту информацию необходимо использовать, а также привести примеры того, что знаменитые люди были с различными типами характера (И. А. Крылов – флегматик и т. п.). Подробно следует остановиться на анализаторах человека и влиянии звуков (особенно шума), цвета, запахов на настроение, состояние и работоспособность человека с учетом современных научных взглядов и теорий. При изучении психологической деятельности человека необходимо перечислить большинство ее видов, обращая внимание на мотивы и цели деятельности. Необходимо показать, что такое групповая деятельность и каковы ее особенности, а также взаимоотношения людей в коллективе. Следует обратить внимание на неизбежность возникновения конфликтных ситуаций и пути выхода из них с учетом возможного присутствия в коллективе конфликтных личностей. Рассматривая творческую деятельность, следует показать, что в ней особенно важно учитывать профессиональную пригодность.

В теме 4 так же необходимо подробно рассмотреть воздействие информации на человека и его влияние на здоровье. Роль средств массовой информации в информационном воздействии на человека. Психотропное оружие, цели воздействия. Факторы и специальные методы, инициирующие коллективные и индивидуальные изменения состояния сознания (ИСС). Концепция 25-го кадра – положительные и отрицательные последствия. Психотропное оружие. Глобальная информационная сеть (INTERNET) и безопасность. Электронные вирусы и борьба с ними. Хакеры и их роль в нарушении и секретности информационной безопасности и секретности в XXI веке.

В Модуле 3 при изучении материал следует тесно увязать с дисциплинами экологии, природопользованием и астрономией. Необходимо перечислить экологические факторы и показать их влияние на человека. Далее перечислить большинство токсикантов в окружающей среде и показать пути введения химических и радиоактивных веществ в трофические цепи. Яды в пищевых продуктах. Концерагены в пищевых продуктах. Проблемы питьевой воды. Чрезвычайные экологические ситуации. Понятие экологического кризиса и катастрофы. Влияние таких космических факторов, как озонная «дыра», луна (селенобиология), солнце (гелиобиология), астероиды, космическое излучение на самочувствие человека и нарушение его биоритмов. Воздействие оружия массового поражения на человека и окружающую среду. Безопасность человека и биосферы в целом. Способы и методы обеспечения экологической безопасности на современном этапе.

При изучении темы 6 следует обратить внимание на обеспечения безопасности на многих видах производства, обращая внимание на научную организацию рабочего места, а также ответственность за производственную безопасность и охрану труда. Техника безопасности. Учет и расследование несчастных случаев на производстве. Правила обеспечения безопасности для отдельных отраслей промышленности: атомная энергетика, тепловая энергетика, химическая промышленность и др. Воздействие промышленных предприятий на население. Обеспечение безопасности на транспорте (наземный, подземный, воздушный, водный, подводный, морской). Влияние выбросов автотранспорта на здоровье человека. Необходимо остановиться на основных законах о безопасности и терроризме, а также законодательстве о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения, об охране здоровья граждан. Законодательство об охране окружающей природной среды, о чрезвычайных ситуациях в современных условиях повышенной повторяемости стихийных бедствий природного происхождения и катастроф, и аварий техногенного характера.

При изучении темы 7 «Основы управления экономической безопасностью» целесообразно дать студентам понятие и раскрыть содержание экономической безопасности. Познакомить студентов с правовым обеспечением экономической безопасности.

После изучения данной темы слушатели смогут: знать сущность экономической безопасности и ее угрозы; понимать в чем заключается правовое обеспечение экономической безопасности; уметь определять основные направления и способы обеспечения экономической безопасности предприятия.

2.4.2.Оценочные средства

В качестве оценочных средств для текущего контроля успева­емости и промежуточной аттестации целесообразно использовать:

- тесты, в том числе с помощью специальной компьютерной программы;

- устный и письменный опрос;

- отработка нормативов по применению индивидуальных средств защиты кожи и органов дыхания.

Контроль текущей успеваемости обучающихся - текущая ат­тестация - проводится в ходе семестра с целью определения уров­ня знаний, умений и навыков обучающихся; своевременного вы­явления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенство­ванию методики обучения; организации учебной работы и оказа­ния обучающимся индивидуальной помощи.

К контролю текущей успеваемости относятся проверка зна­ний, умений и навыков обучающихся:

• на занятиях;

• по результатам решения задач;

• по результатам проведения рубежного контроля уровня усвоения знаний (с помощью тестовых заданий или контрольных вопросов);

• по результатам выполнения обучающимися индивидуаль­ных заданий;

• по результатам проверки качества конспектов лекций иных материалов;

• отработка нормативов по применению индивидуальных средств защиты кожи и органов дыхания.

Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служит основанием для предварительной и промежуточной аттестации по дисциплине,

Предварительная аттестация обучающихся проводится преподавателем в целях подведения промежуточных итогов те­кущей успеваемости, анализа состояния учебной работы обучающихся, выявления неуспевающих, оперативной ликвидации задол­женностей.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью выявления соответствия уровня знаний, умений и навы­ков обучающихся но дисциплине требованиям ГОС ВПО по на­правлению подготовки в форме зачета.

Зачет проводится в ходе семестра, после завершения изу­чения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения зачета устная - по билетам. Оценка по результатам зачета: «зачтено» и «не зачтено».

Критерии оценки ответов студентов

Ответ студента на экзамене определяется опенка­ми «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Оценка «отлично» выставляется, если экзаменуемый:

- выполнил тестовые задания на 90% и более;

- свободно выполняет практические задания, предусмотренные программой;

- даёт полный, осознанный и правильный отпет, в котором материал изла­гает логически последовательно и доказательно;

- владеет основными понятиями, знает и точно употребляет термины;

- понимает междисциплинарные взаимосвязи и закономерности, использует знания смежных научных областей;

- понимает современные проблемы безопасности, объясняет суть явлений и процессов, выявляет и описывает скрытые (неявные) будущие последствия;

- выражает свои мысли четко и доступно;

- демонстрирует сформированную устную речь (богатая, ясная и вырази­тельная).

Оценка «хорошо» выставляется, если ответ удовлетворяет вышеизло­женным требованиям, но экзаменуемый:

- выполнивший тестовые задания на 80-89%;

- владеет основными практическими умениями и навыками, необходимого объема работ, предусмотренных программой;

- показывает систематизированные знания и способность к их самостоятельному применению и обновлению в ходе дальнейшей учебы и профессиональной деятельности;

- допускает неточности в изложении фактов, определений и понятий, а также в выводах, которые он исправляет при дополнительных вопросах экзаменатора;

- неполно выявляет и объясняет междисциплинарные взаимосвязи и зако­номерности.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если экзаменуемый:

- выполнил тестовые задания на 70-79%;

- справился с выполнением большинства практических заданий необходимого объема работ, предусмотренных программой;

- даёт ответ, в котором материал излагает фрагментарно, но в достаточном объёме для грамотных действий в ЧС;

- нечетко определяет понятия;

- затрудняется в самостоятельном объяснении междисциплинарных зако­номерностей и взаимосвязей;

- недостаточно полно использует знания смежных научных областей:

- непоследовательно излагает фактический материал;

- допускает ошибки в подборе примеров;

- допускает нарушения норм правильной речи.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если экзаменуемый:

- выполнил тестовые задания на< 70%;

- дает ответ, в котором материал излагает фрагментарно, в объёме, недос­таточном для грамотных действий в ЧС;

- не владеет основными понятиями и терминами;

- не использует знания смежных научных областей;

- непоследовательно излагает фактический материал;

- не приводит примеров, иллюстрирующих материал;

- допускает грубые нарушения норм правильной речи;

- не понимает современные проблемы безопасности;

- не способен объяснить суть явлении и процессов.

При выступлении оценки на экзамене особо учитывается уровень
знаний материала учебных лекций и практических занятий. Он оценивается по ответам, как на основной вопрос билета, так и по ответам на дополнительные вопросы.

Ответ студента на зачете определяется: «зачтено» и «не зачтено».

«Зачтено» соответствует критериямположительных оценок «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

«Не зачтено» соответствует - «неудовлетворительно».

2.4.3. Вклад каждого учебно-образовательного модуля
в достижение целей модульного образовательного курса

Каждый содержательный учебно-образовательный модуль ориентирован на достижение совокупности регламентированных стандартом и примерной программой компетенций, приобретение определенных знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности. Представленное ниже соответствие содержания каждого модуля и результатов обучения позволяет оценить вклад каждого учебно-образовательного модуля в достижение целей модульного образовательного курса.

Таблица 3 Соответствие содержания каждого модуля и результатов обучения

№ п/п РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ   Учебно-образовательные модули  
     
         
  Обобщенные общекультурные и профессиональные компетенции: *   * *
1.1   понимание проблем устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека *   *    
1.2   способность рационализации жизнедеятельности, ориентация на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества *   *   *  
1.3   культура безопасности, экологическое сознания и риск ориентированное мышление, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека   *   *  
1.4   культура профессиональной безопасности, способность идентифицировать опасности и оценивать риски в сфере своей профессиональной деятельности *   *   *  
1.5   готовность к применению профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечению безопасности и улучшению условий труда в сфере своей профессиональной деятельности *   *   *  
1.6   способность к самостоятельному повышению уровня культуры безопасности и мотивированность на это *      
1.7   способность к оцениванию вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности *   *   *  
1.8   способность к аргументированному обоснованию своих решений с точки зрения безопасности *   *   *  
  Дисциплинарные компетенции (знания, умения, владения):        
  знания:        
2.1   основных техносферных опасностей, их свойств и характеристик, характера воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду   *   *  
2.2   методов защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности     *  
2.3   современного состояния и основных негативных факторов среды обитания *   *    
2.4   принципов обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, оптимизации условий деятельности     *  
2.5   последствий воздействия на человека травмирующих и поражающих факторов     *  
2.6   базовых методов идентификации опасности     *  
2.7   основных методов и средств обеспечения безопасности, экологичности и устойчивости жизнедеятельности в техносфере     *  
2.8   основных способов повышения устойчивости функционирования объектов экономики и территорий в чрезвычайных ситуациях     *  
2.9   мероприятий по защите населения и персонала в чрезвычайных ситуациях, включая военные условия, и основных способов ликвидации их последствий     *  
2.10   базовых законодательных и нормативных правовых основ обеспечения безопасности жизнедеятельности     *  
2.11   основных методов управления безопасностью жизнедеятельности       *  
  умения:        
2.12   идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать их риск       *  
2.13   выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности     *  
2.14   выбирать способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности     *  
2.15   законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности     *  
2.16   базовыми способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях     *  
2.17   базовым понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности и защиты окружающей среды *   *   *  
2.18   методами контроля основных параметров среды обитания, влияющих на здоровье человека     *  

2.5. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи

Для того, чтобы приступить к изучению других отраслевых специальных экономических дисциплин, необходимо создать фундамент знаний в области безопасности жизнедеятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.211.2 (0.259 с.)