Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человека и среды обитания в условиях их реализации.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Социальные опасности: физическое и психическое насилие, наркомания, алкоголизм, курение, СПИД, венерические заболевания, угрозы собственной безопасности. ЧС биолого-социального характера. Классификация инфекционных заболеваний. Эпидемический процесс. Противоэпидемические (противоэпизоотические) и санитарно-гигиенические мероприятия. Организация и проведение режимных мероприятий. Классификация ЧС экологического характера. Изменения состояния суши, воздушной среды, гидросферы, биосферы. Преступность как социальное явление.Причины преступности в России. Виды и категории преступлений. Уголовная ответственность несовершеннолетних и взрослых. Понятие профессиональной преступности. Причины выбора криминальной деятельности. Основные черты городской преступности. Криминогенная ситуация в городе, районе, микрорайоне, причины их возникновения. Выявление зоны повышенной криминогенной опасности. Безопасность на улицах и в общественных местах. Формы коллективной безопасности на улице, в доме, подъезде. Современный дом как источник криминальной опасности. Квартирные кражи и профилактика ограблений. Действия при попытках силового проникновения в квартиру. Криминальные опасности в транспорте. Взрывы и стрельба на улице. Похищения граждан и порядок розыска без вести пропавших.Экономическая преступность. Опасности в сфере потребительского рынка. Законодательство в области защиты прав потребителей. Права потребителей. Право на безопасность товара. Мошенничество, способы и меры защиты от него. Системы обеспечения безопасности населенного пункта.Планирование и проведение профилактических мероприятий в образовательном учреждении. Технические средства обеспечения безопасности образовательных учреждений и жилища. Истоки экстремизма и терроризма. Сущность и структура понятия «экстремизм». Актуальность профилактики экстремизма. Нормативно-правовые основы профилактики экстремизма. Чрезвычайные ситуации вооруженные конфликты и военные действия, их поражающие факторы и классификация. Виды оружия массового поражения, их особенности и последствия его применения. Методы прогнозирования и оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях. Модуль III. Управление безопасностью жизнедеятельности Тема 5. Управление безопасностью жизнедеятельности Органы государственного управления безопасностью: органы управления, надзора и контроля за безопасностью, их основные функции, права и обязанности, структура. Системы защиты населения в чрезвычайных ситуациях.Основные направления государственной политики в области защиты населения и территорий в ЧС. Правовое регулирование в области защиты населения от ЧС.Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС): цели создания, задачи, организационная структура. Территориальные и функциональные подсистемы РСЧС. Уровни и органы управления, силы и средства, режимы функционирования РСЧС.Понятие «Гражданская оборона» (ГО). Место ГО в системе обеспечения военной безопасности. Задачи, структура, руководство и управление, силы и средства ГО Российской Федерации. Мероприятия по защите населения в чрезвычайных ситуациях.Основные мероприятия по защите населения в ЧС. Характеристика обеспечивающих мероприятий.Объектовое звено РСЧС в образовательных учреждениях: цели, задачи, структура, содержание деятельности. Обязанности должностных лиц. Тема 6. Нормативно-правовые основы управление безопасностью жизнедеятельности. Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности. Системы законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы экологической, промышленной, производственной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях. Характеристика основных законодательных и нормативно-правовых актов: назначение, объекты регулирования и основные положения. Право на безопасный труд. Ответственность работодателей вследствие причинения вреда работнику на производстве. Правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками. Тема 7. Основы управления экономической безопасностью Экономические основы управления безопасностью. Современные рыночные методы экономического регулирования различных аспектов безопасности: позитивные и негативные методы стимулирования безопасности. Понятие экономического ущерба, его составляющие и методические подходы к оценке. Материальная ответственность за нарушение требований безопасности: аварии, несчастные случаи, загрязнение окружающей среды. Экономическая безопасность. Факторы безопасного развития национального хозяйства. Влияние трансформации хозяйственной системы на ситуацию безопасности РФ. Система индикаторов и пороговые значения экономической безопасности России. Показатели экономической безопасности и пороговые значения некоторых из них Сущность и признаки угроз экономической безопасности предпринимательства. Классификация угроз экономической безопасности предпринимательства. Минимизация угроз экономической безопасности при заключении договоров. Гражданско-правовая ответственность предпринимателей по договорам. Уголовно-правовые основы обеспечения безопасности предпринимательства. Концепция комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства.
2.4. Образовательные технологии и планируемые результаты освоений учебной дисциплины Образовательные технологии В процессе изучения дисциплины комплексно используются традиционные и инновационные технологии, активные и интерактивные формы занятий: лекции с элементами проблемного изложения, коллоквиумы, учебные конференции, семинары, практические занятия, консультации, самостоятельная работа с элементами научно-исследовательской и творческой деятельности, мультимедиа- и компьютерные технологии. На лекциях излагается теоретический материал по дисциплине в соответствии с методическим планом и учебной программой курса. На семинарских занятиях углубляются и закрепляются теоретические знания, полученные студентами на лекциях. Реализация программы предполагает использование интерактивных форм обучения, включающих как совместную деятельность преподавателя и студентов, так и дидактически управляемую самостоятельную работу. Практические занятия проводятся в следующих формах: - развернутая дискуссия, предполагающая основательную подготовку всей группы по всем вопросам темы и участие максимума обучающихся в их обсуждении; отдельным обучающимся могут быть поручены фиксированные выступления по тому или иному вопросу; - устные доклады по теме или отдельным ее вопросам с последующим их обсуждением; - обсуждение рефератов, заранее подготовленных отдельными обучающимися по заданию преподавателя, и прочитанных остальными обучающимися до семинара. - решение задач; - обсуждение проблемных вопросов или подготовленных обучаемыми докладов; - составление документов; - поиск и анализ информации в источниках права, научных, справочных, учебных, методических источниках; - моделирование ситуаций практической действительности; - отрабатываются умения пользования средствами индивидуальной защиты и оказания первой помощи пострадавшим, в том числе делать искусственное дыхание. Целесообразно в конце занятия, в рамках каждой изучаемой темы обсуждать вопросы применения получаемых знаний, умений и навыков в дальнейшей практической деятельности. Во время самостоятельной работы студенты закрепляют теоретические знания, полученные на лекциях, изучают темы или вопросы тем, вынесенные на самостоятельное изучение, пользуясь источниками, рекомендованными преподавателем. Для организации самостоятельной работы в программе даны рекомендации. Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию. Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса. Рубежный контроль проводится в форме тестирования. Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в письменном виде- контрольная работе и устной форме - экзамен. Методические рекомендации для преподавателя к изучению отдельных тем дисциплины Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖ) изучает основы безопасности человека в частности и человечества вообще во всех сферах жизнедеятельности. Последняя включает повседневную деятельность, трудовую деятельность и отдых, то есть способ существования человека и человечества. Это далеко не только техника безопасности. Начиная изучать данную дисциплину, следует обращать внимание на ее связь со многими науками, знание которых необходимо. Это общая, молекулярная и ядерная физика, электротехника, медицина, экология, природопользование, астрономия и многие другие дисциплины. В Модуле 1 необходимо дать подробные определения новым терминам и понятиям, на которых базируется дисциплина ОБЖ. К ним относятся: понятие опасности и безопасности. Потенциальная опасность любой деятельности человека. Общество риска. Понятие об опасных и вредных факторах. Классификация опасностей. Методы и средства обеспечения безопасности. Параметры, характеризующие наличие опасности. Риск как математическое понятие, характеризующее вероятность неблагоприятного события. Концепция приемлемого риска на современном этапе НТР. Следует сказать, что риск опасности и травматизма существует в любой профессии и в любой момент. В некоторых он очень велик (космонавтика, авиация и атомная энергетика), а в других – меньше. Необходимо обеспечить очень высокую надежность всех конструкций. В Модуле 2 особое внимание студентов следует обратить на формулировку здорового образа жизни (ЗОЖ) и необходимость его соблюдения. Большое внимание надо обратить на недопустимость употребления наркотиков, курения и алкоголя, особенно для девушек, а также на отрицательные последствия в случае не соблюдения советов. В теме 3 «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения. Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов» после перечисления негативных факторов окружающей среды и их разъяснения, необходимо дать определения врожденной и приобретенной системы человека от опасностей. Следует показать опасность чрезмерных стрессов, и что стрессы в жизни необходимы, но в разумных пределах. Подробно необходимо остановиться на условиях выживания в различных экстремальных условиях (в горах, лесу, пустыне и т. п.). В теме 4 при изучении социальных проблем безопасности необходимо подробно рассмотреть социальные неблагоприятные факторы. Классификация, причины социального неблагополучия общества. Алкоголизм, наркомания как социальные явления. Личные причины пристрастия к алкоголю, наркотикам. Неблагоприятное влияние данных явлений на здоровье. Социальные опасности, связанные с физическим насилием – разбой, бандитизм, террор, заложничество, изнасилование. Опасности, связанные с психическим воздействием на человека - шантаж, мошенничество, воровство. Пути решения проблем на современном этапе развития общества, когда остро встали проблемы терроризма, заложничества, разбоя, бандитизм, насилие и другие социально – опасные явления. Необходимо подробно остановиться на темах характеров по Гиппократу – Галлену. Следует показать, что в практической работе эту информацию необходимо использовать, а также привести примеры того, что знаменитые люди были с различными типами характера (И. А. Крылов – флегматик и т. п.). Подробно следует остановиться на анализаторах человека и влиянии звуков (особенно шума), цвета, запахов на настроение, состояние и работоспособность человека с учетом современных научных взглядов и теорий. При изучении психологической деятельности человека необходимо перечислить большинство ее видов, обращая внимание на мотивы и цели деятельности. Необходимо показать, что такое групповая деятельность и каковы ее особенности, а также взаимоотношения людей в коллективе. Следует обратить внимание на неизбежность возникновения конфликтных ситуаций и пути выхода из них с учетом возможного присутствия в коллективе конфликтных личностей. Рассматривая творческую деятельность, следует показать, что в ней особенно важно учитывать профессиональную пригодность. В теме 4 так же необходимо подробно рассмотреть воздействие информации на человека и его влияние на здоровье. Роль средств массовой информации в информационном воздействии на человека. Психотропное оружие, цели воздействия. Факторы и специальные методы, инициирующие коллективные и индивидуальные изменения состояния сознания (ИСС). Концепция 25-го кадра – положительные и отрицательные последствия. Психотропное оружие. Глобальная информационная сеть (INTERNET) и безопасность. Электронные вирусы и борьба с ними. Хакеры и их роль в нарушении и секретности информационной безопасности и секретности в XXI веке. В Модуле 3 при изучении материал следует тесно увязать с дисциплинами экологии, природопользованием и астрономией. Необходимо перечислить экологические факторы и показать их влияние на человека. Далее перечислить большинство токсикантов в окружающей среде и показать пути введения химических и радиоактивных веществ в трофические цепи. Яды в пищевых продуктах. Концерагены в пищевых продуктах. Проблемы питьевой воды. Чрезвычайные экологические ситуации. Понятие экологического кризиса и катастрофы. Влияние таких космических факторов, как озонная «дыра», луна (селенобиология), солнце (гелиобиология), астероиды, космическое излучение на самочувствие человека и нарушение его биоритмов. Воздействие оружия массового поражения на человека и окружающую среду. Безопасность человека и биосферы в целом. Способы и методы обеспечения экологической безопасности на современном этапе. При изучении темы 6 следует обратить внимание на обеспечения безопасности на многих видах производства, обращая внимание на научную организацию рабочего места, а также ответственность за производственную безопасность и охрану труда. Техника безопасности. Учет и расследование несчастных случаев на производстве. Правила обеспечения безопасности для отдельных отраслей промышленности: атомная энергетика, тепловая энергетика, химическая промышленность и др. Воздействие промышленных предприятий на население. Обеспечение безопасности на транспорте (наземный, подземный, воздушный, водный, подводный, морской). Влияние выбросов автотранспорта на здоровье человека. Необходимо остановиться на основных законах о безопасности и терроризме, а также законодательстве о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения, об охране здоровья граждан. Законодательство об охране окружающей природной среды, о чрезвычайных ситуациях в современных условиях повышенной повторяемости стихийных бедствий природного происхождения и катастроф, и аварий техногенного характера. При изучении темы 7 «Основы управления экономической безопасностью» целесообразно дать студентам понятие и раскрыть содержание экономической безопасности. Познакомить студентов с правовым обеспечением экономической безопасности. После изучения данной темы слушатели смогут: знать сущность экономической безопасности и ее угрозы; понимать в чем заключается правовое обеспечение экономической безопасности; уметь определять основные направления и способы обеспечения экономической безопасности предприятия. 2.4.2.Оценочные средства В качестве оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации целесообразно использовать: - тесты, в том числе с помощью специальной компьютерной программы; - устный и письменный опрос; - отработка нормативов по применению индивидуальных средств защиты кожи и органов дыхания. Контроль текущей успеваемости обучающихся - текущая аттестация - проводится в ходе семестра с целью определения уровня знаний, умений и навыков обучающихся; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи. К контролю текущей успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся: • на занятиях; • по результатам решения задач; • по результатам проведения рубежного контроля уровня усвоения знаний (с помощью тестовых заданий или контрольных вопросов); • по результатам выполнения обучающимися индивидуальных заданий; • по результатам проверки качества конспектов лекций иных материалов; • отработка нормативов по применению индивидуальных средств защиты кожи и органов дыхания. Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служит основанием для предварительной и промежуточной аттестации по дисциплине, Предварительная аттестация обучающихся проводится преподавателем в целях подведения промежуточных итогов текущей успеваемости, анализа состояния учебной работы обучающихся, выявления неуспевающих, оперативной ликвидации задолженностей. Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью выявления соответствия уровня знаний, умений и навыков обучающихся но дисциплине требованиям ГОС ВПО по направлению подготовки в форме зачета. Зачет проводится в ходе семестра, после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения зачета устная - по билетам. Оценка по результатам зачета: «зачтено» и «не зачтено». Критерии оценки ответов студентов Ответ студента на экзамене определяется опенками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Оценка «отлично» выставляется, если экзаменуемый: - выполнил тестовые задания на 90% и более; - свободно выполняет практические задания, предусмотренные программой; - даёт полный, осознанный и правильный отпет, в котором материал излагает логически последовательно и доказательно; - владеет основными понятиями, знает и точно употребляет термины; - понимает междисциплинарные взаимосвязи и закономерности, использует знания смежных научных областей; - понимает современные проблемы безопасности, объясняет суть явлений и процессов, выявляет и описывает скрытые (неявные) будущие последствия; - выражает свои мысли четко и доступно; - демонстрирует сформированную устную речь (богатая, ясная и выразительная). Оценка «хорошо» выставляется, если ответ удовлетворяет вышеизложенным требованиям, но экзаменуемый: - выполнивший тестовые задания на 80-89%; - владеет основными практическими умениями и навыками, необходимого объема работ, предусмотренных программой; - показывает систематизированные знания и способность к их самостоятельному применению и обновлению в ходе дальнейшей учебы и профессиональной деятельности; - допускает неточности в изложении фактов, определений и понятий, а также в выводах, которые он исправляет при дополнительных вопросах экзаменатора; - неполно выявляет и объясняет междисциплинарные взаимосвязи и закономерности. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если экзаменуемый: - выполнил тестовые задания на 70-79%; - справился с выполнением большинства практических заданий необходимого объема работ, предусмотренных программой; - даёт ответ, в котором материал излагает фрагментарно, но в достаточном объёме для грамотных действий в ЧС; - нечетко определяет понятия; - затрудняется в самостоятельном объяснении междисциплинарных закономерностей и взаимосвязей; - недостаточно полно использует знания смежных научных областей: - непоследовательно излагает фактический материал; - допускает ошибки в подборе примеров; - допускает нарушения норм правильной речи. Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если экзаменуемый: - выполнил тестовые задания на< 70%; - дает ответ, в котором материал излагает фрагментарно, в объёме, недостаточном для грамотных действий в ЧС; - не владеет основными понятиями и терминами; - не использует знания смежных научных областей; - непоследовательно излагает фактический материал; - не приводит примеров, иллюстрирующих материал; - допускает грубые нарушения норм правильной речи; - не понимает современные проблемы безопасности; - не способен объяснить суть явлении и процессов. При выступлении оценки на экзамене особо учитывается уровень Ответ студента на зачете определяется: «зачтено» и «не зачтено». «Зачтено» соответствует критериямположительных оценок «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». «Не зачтено» соответствует - «неудовлетворительно». 2.4.3. Вклад каждого учебно-образовательного модуля Каждый содержательный учебно-образовательный модуль ориентирован на достижение совокупности регламентированных стандартом и примерной программой компетенций, приобретение определенных знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности. Представленное ниже соответствие содержания каждого модуля и результатов обучения позволяет оценить вклад каждого учебно-образовательного модуля в достижение целей модульного образовательного курса. Таблица 3 Соответствие содержания каждого модуля и результатов обучения
2.5. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи Для того, чтобы приступить к изучению других отраслевых специальных экономических дисциплин, необходимо создать фундамент знаний в области безопасности жизнедеятельности.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.121.79 (0.013 с.) |