ТОП 10:

Оценка обстановки в условиях ЧС и организация защитных мероприятий.



Общий порядок действий. Каждый вид ЧС имеет свои характерные особенности. Это, естественно, определяет вполне конкретный перечень мероприятий, который необходимо выполнить в целях обеспечения безопас­ности населения. Тем не менее, определен общий порядок действий, предпринимаемых для защиты людей в случае возникновения ЧС. Он включает мероприятия, проводимые как заблаговременно, так и непосредственно при возникновении ЧС.

Предварительно, до возникновения ЧС, проводятся: прогнозирование ЧС, возможных на данной территории, а также оценка масштабов их проявления; мероприятия, направленные на снижение потерь от возникновения ЧС; планирование действий, которые будут осуществляться при возникновении ЧС; подготовка сил и средств для реагирования на ЧС; создание материальных резервов, которые могут потребоваться в ЧС; обучение населения, а также личного состава в ВС РФ правилам поведения в ЧС.

При непосредственной угрозе или возникновении ЧС осуществляются следующие мероприятия: срочное оповещение органов управления ГОЧС, аварийно-спасательных формирований и населения о приближении или возникновении ЧС, информирование населения о мерах защиты; уточнение сложившейся обстановки с целью корректировки существующего плана действий; перевод органов управления на адекватный сложившейся обстановке режим работы; приведение в состояние готовности имеющихся сил и их последующее выдвижение в район ЧС; проведение комплекса работ по ликвидации ЧС и их последствий.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Положение об указанной системе утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. № 1113 (с изм. от 10 июня 1998 г.). Основные задачи РСЧС: разработка проектов законов и других документов, регулирующих вопросы защиты населения и территории от ЧС, и содействие их последующей реализации; обеспечение постоянной готовности органов управления, а также сил и средств, предназна­ченных для предупреждения и ликвидации ЧС; сбор, обработка поступающей оперативной информации и выдача рекомендаций в области защиты населения и территорий от ЧС; постоянная подготовка населения к действиям в условиях ЧС; прогнозирование и оценка последствий ЧС; создание финансовых и материальных резервов для ликвидации ЧС; осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС; ликвидация последствий ЧС; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций; содействие в реализации прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС; международное сотрудничество по вопросам защиты населения и территорий от ЧС. Для современного этапа развития РСЧС, в том числе ее территориальных звеньев, характерна смена приоритетов от задач экстренного реагирования и ликвидации происшедших ЧС к задачам предупреждения, снижения рисков и смягчения их последствий. Эти приоритеты нашли свое отражение в ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года», утвержденной постановлением Правительства от 29 сентября 1999 г. № 1098,

Структура РСЧС. Указанная система на федеральном уровне объединяет силы постоянной готовности следующих министерств и ведомств: МЧС, МВД МСХ, МПС, Минздрава, Минтопэнерго, Минтранса, Росгидромета, Рослесхоза России и ряда других. Ее основой, управляющим и органи­зующим центром является Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращенно МЧС России).

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем. Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ (республиках, краях, областях) для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах соответствующей территории. Функциональные подсистемы организуются для проведения аналогичных работ в наиболее опасных с точки зрения ЧС отраслях экономики (теплоэнергетической, химической и т.д.).

Уровни РСЧС. К таковым относятся федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый уровни, т.е. они фактически соответствуют ныне принятой классификации ЧС. Каждый уровень РСЧС имеет: координирующие органы; постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные для решения задач по защите населения и территорий от ЧС; органы повседневного управления; силы и средства, финансовые и материальные резервы; системы связи и оповещения.

Координирующими органами РСЧС являются: на федеральном уровне – Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС (КЧС) в федеральных органах исполнительной власти; на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов РФ, регио­нальные центры по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России; на территориальном уровне, включающем территорию субъекта РФ, комиссии по ЧС органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ; на местном уровне – комиссии по ЧС органов местного самоуправления, действующих на территории района, города (района в городе); на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, объектовые комиссии по ЧС. Постоянным органом повседневного управления РСЧС является Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС России. Центр планирует, организует и осуществляет мероприятия по управлению силами и средствами при ликвидации последствий ЧС, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ федерального и регионального уровня и при ЧС, возникших за рубежом.

4) Режимы функционирования РСЧС. Они вводятся в зависимости от обстановки и масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС. Режим повседневной деятельности устанавливается при нормальной производственно-промыш­ленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий. Режим повышенной готовности вводится при ухудшении указанной обстановки, получении прогноза о возможности возникновения ЧС. Режим чрезвычайной ситуации устанавливается при возникновении и во время ликвидации ЧС. В случае введения этого режима осуществляются следующие мероприятия: организация защиты населения; выдвижение оперативных групп в район ЧС; определение границ зоны ЧС; организация работ по ликвидации последствий ЧС; организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов жизнеобеспечения населения; непрерывный контроль за состоянием природной среды в районе ЧС, обстановкой на аварийных объектах и прилегающей к ним территории. Решение о введении соответствующих режимов в зависимости от масштабов ЧС принимают Правительство РФ, МЧС России или соответствующие комиссии по ЧС.

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. В мирное время ликвидация последствий ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ (республики, края, области), на территории которых сложилась ЧС. При этом непосредственное руководство осуществляется соответствующей КЧС. Если масштабы ЧС таковы, что имеющихся возможностей недостаточно для ее локализации или ликвидации, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей КЧС. В случае недостаточности имеющихся сил и средств в субъекте РФ привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. В исключительных случаях для ликвидации ЧС и ее последствий образуется Правительственная комиссия, во главе которой, как правило, стоит член Правительства РФ.

Готовность сил и средств РСЧС к ликвидации ЧС. Состав сил и средств ликвидации ЧС определен постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 924 «О силах и средствах Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Основу группировки сил ликвидации ЧС природного и техногенного характера составили подразделения постоянной готовности министерств и ведомств Российской Федерации: специально подготовленные силы и средства войск ГО РФ, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС; областные и региональные поисково-спасательные службы России; региональные специализированные отряды по тушению крупных пожаров ГОС МЧС России; медицинские формирования, бригады экстренного реагирования и постоянной готовности службы медицины катастроф Минздрава России; восстановительные и пожарные поезда МПС России; аварийно-спасательные отряды Минатома России; военизированные отряды Минэнерго России; бассейновые аварийно-спасательные специализированные управления Минтранса России; службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Минтранса России; горноспасательные формирования Минэкономразвития России; оперативные группы постоянной готовности Росгидромета; подразделения авиалесоохраны МПР России; подразделения служб защиты животных и растений Минсельхоза России и др.

Основу сил МЧС России (ядра РСЧС) составляют: Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас); войска Гражданской обороны; подразделения поисково-спасательной службы; невоенизированные формирования ГО. Центроспас создан в целях оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ, причем, как в России, так и, при необходимости, за рубежом, оказания пострадавшим медицинской помощи и их эвакуации из мест ЧС. Часто Центроспас используется для экстренной доставки гуманитарных грузов (продовольствие, одежда, палатки) в зоны ЧС (примеры последних лет: Югославия, Дагестан, Чечня). Отряд имеет в своем составе большегрузные военно-транспортные самолеты ИЛ-76, способные перебрасывать на огромные расстояния формирования спасателей и средства спасения, выполнять такие операции, как тушение крупных пожаров. Он оснащен аэромобильными госпиталями, оперативно доставляемыми в районы ЧС и развертываемыми там для оказания медицинской помощи пострадавшим. Отряд находится в состоянии постоянной готовности к экстренному выдвижению в район ЧС, возникшей практически в любой точке России. При этом время готовности к вылету подразделений Центроспаса не превышает 30 минут с момента их оповещения.

Войска гражданской обороны не участвуют в боевых действиях и не располагают тяжелым оружием, за исключением относительно небольшого его количества, предназначенного для обеспечения собственной охраны. Задачами войск ГО в составе МЧС РФ являются следующие: ведение общей и специальной разведки как непосредственно в очагах поражения, зонах заражения и катастрофического затопления, так и на маршрутах выдвижения к ним; проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ; санитарная обработка населения; специальная обработка техники и имущества; обеззараживание зданий, сооружений и территории в целом; выполнение работ по разминированию объектов и территорий; содействие эвакуации населения; восстановление объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов народного хозяйства. В составе войск ГО имеются спасательные бригады, механизированные полки и батальоны, вертолетные отряды и роты специальной защиты. В них, в свою очередь, входят аварийно-спасательные, инженерные, механизированные, пожарные, медицинские, водопроводные, пиро­технические подразделения, а также подразделения радиационной и химической защиты и др. Размещение соединений и частей ГО осуществляют, прежде всего, в тех регионах и местах, где высока вероятность возникновения ЧС природного или техногенного характера. При этом особенности региона учитываются в структуре и составе соединений ГО: в случае высокой сейсмоопасности региона в состав последних включают больше механизированных подразделений, если существует угроза затопления — включают понтонно-переправочные средства и т.п. Качественно новым при выполнении соединениями и воинскими частями ГО возложенных на них задач будет являться переход от принципа прикрытия отдельных объектов к принципу прикрытия территорий. Общая штатная численность военнослужащих войск ГО в 2002 г. составляла около 24 тыс. человек.

Поисково-спасательная служба (ПСС) МЧС России. Приказом МЧС России от 27 декабря 2001 г. № 564 была разработана и утверждена «Программа развития ПСС МЧС России на период до 2004 г.». На начало 2001 г. в ПСС МЧС России входили 54 формирования, которые были созданы в 50 субъектах РФ. Общая штатная численность поисково-спасательных формирований составляла 2260 человек, в том числе ПСС МЧС России — 1780 человек, из них — 152 аттестованные спасатели. Время готовности дежурных смен ПСС составляет от 5 до 10 минут. Полный сбор личного состава формирования для участия в ликвидации ЧС крупного масштаба составляет от 1 до 3 часов. На местах созданы и содержатся за счет средств местных бюджетов 304 ПСФ общей численностью 6324 человека, из них 4595 аттестовано. Создан Всероссийский студенческий корпус спасателей численностью более 5500 человек, объединяющий 191 общественный студенческий спасательный отряд в 74 субъектах РФ. Проводится работа по созданию Всероссийской ассоциации спасателей.

Основными направлениями дальнейшего развития аварийно-спасательных средств является создание: маркерной поисковой системы спасателя; радиолокационной системы поиска пострадавших в ЧС; аварийно-спасательного инструмента гидродинамического действия; робототехнического комплекса для извлечения, обезвреживания и транспортирования взрывоопасных предметов, в том числе боеприпасов и авиабомб; модерни зация машин радиационной и химической разведки.

Основной задачей деятельности авиации МЧС России является создание оперативной группировки с высокой степенью готовности к авиационному обеспечению экстренного реагирования на ЧС. Она имеет в своем составе 11 самолетов и 29 вертолетов различного назначения и модификации. Авиация МЧС России выполняет самые разнообразные задачи. Так, экипажи обеспечивали ликвидацию паводков в Якутии, Красноярском и Хабаровском краях, осуществляли поиск, спасение, эвакуацию людей из зон затопления, доставку спасателей и гуманитарных грузов. Кроме того, выполнялось авиационное обеспечение взрывных работ при ликвидации ледяных заторов на реках Енисей и Лена, выполнялись полеты по предупреждению лесных пожаров в Архангельской, Вологодской и Владимирской областях, по доставке спасателей и спецоборудования на место обрушения домов в Ивановской области и в Барнауле. Для восстановления последствий стихийного бедствия в городе Ленске было выполнено 279 полетов, налет составил 437 часов, перевезен 2191 пассажир и 404 т грузов.

Привлечение Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований для ликвидации ЧС. В соответствии с действующим законодательством в этих целях могут привлекаться специально подготовленные силы и средства ВС РФ, других войск и воинских формирований. Порядок их привлечения определяется Президентом Российской Федерации. Так, осенью 1999 г. по Указу Президента РФ в Дагестане и Чечне проводилась совместная акция МЧС, ВС и МВД России по недопущению гуманитарной катастрофы, которая могла произойти из-за массового исхода жителей Чечни из зоны вооруженного конфликта. В ВС РФ заблаговременно определены войска (силы), ориентированные и предназначенные для ликвидации ЧС природного и техногенного характера. Основу их составляют соединения и воинские части инженерных войск и войск радиационной, химической и биологической защиты. Для участия в ликвидации последствий ЧС в соответствии с приказом МВД России от 12 января 1996 г. № 20 выделяется до 60% от списочной численности личного состава органов внутренних дел и внутренних войск МВД России со штатной техникой, вооружением, средствами радиационной и химической защиты и средствами связи. В целях обеспечения их действий по ликвидации последствий ЧС созданы оперативные запасы материальных средств.

Государственный пожарный надзор и тушение пожаров осуществляется силами государственной пожарной службы (ГПС) МЧС России общей численностью около 279 тыс. человек. Для тушения крупных пожаров и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ в составе ГПС МЧС России функционируют 7 спецотрядов и 72 спецчасти общей численностью более 7 тыс. человек. Шесть спецотрядов выполняют функции региональных, они включены в состав сил постоянной готовности РСЧС. В зону обслуживания каждого регионального отряда входит более 10 субъектов РФ. В их состав входят группы пожаротушения и технического обеспечения, медицинская служба, служба радиационной и химической разведки. В 2001 г. подразделениями ГПС на пожарах спасено 55,5 тыс. человек и материальных ценностей на сумму более 13,4 млрд. рублей.

Учреждения и формирования Госсанэпидслужбы в РСЧС осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор в составе сил и средств наблюдения и контроля за состоянием ОПС, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения. Силы и средства Госсанэпидслужбы входят в перечень сил и средств РСЧС, в том числе сил постоянной готовности. В перечень сил постоянной готовности включены 89 центров Госсанэпиднадзора в субъектах РФ, 5 противочумных институтов, Противочумный центр г. Москвы и 11 противочумных станций. Для работы в чрезвычайных ситуациях на базе указанных учреждений создаются специализированные формирования с различной степенью готовности (70 санитарно-эпидемиологических отрядов, 19 санитарно-эпидемио-логических бригад и 15 специализированных противоэпидемических бригад на базе противочумных учреждений).

В Минсельхозе России созданы и функционируют подсистемы РСЧС: защиты сельскохозяй­ственных животных; защиты сельскохозяйственных растений; предупреждения и ликвидации на объектах, входящих в состав отрасли. В агропромышленном комплексе России действуют 20 специализированных аварийно-спасательных формирований, в том числе 10 – по защите животных, 5 – по защите растений, 3 – по сельскохозяйственной радиологии и 2 – по экспертизе ущерба, наносимого ЧС. На аварийно-спасательные и другие неотложные работы в 2001 г. привлекалось 710 тыс. человек, более 380 тыс. единиц техники. По оценке Минсельхоза России, Минфина России и МЧС России выполнен объем таких работ на сумму 3,3 млрд руб. Время реагирования подсистемы РСЧС Минсельхоза России на сигнал о ЧС составляет 2-3 часа.

В целях ликвидации ЧС и смягчения их последствий в МПС России создана железнодорожная транспортная система предупреждения ц ликвидации ЧС с общей численностью около 15 тыс. человек. Она является функциональной подсистемой РСЧС. В ее составе развернуты и находятся в постоянной готовности 230 восстановительных поездов, 327 пожарных поездов, 498 выездных врачебных бригад, 80 хирургических и 24 реанимационных бригады на базе железнодорожных больниц, 180 медицинских бригад специализированной медицинской помощи хирургического, травматологического и токсикологического профиля, 117 санитарно-эпидемиологических отрядов, дислоцированных на базе 187 центров Госсанэпиднадзора. В рамках общей системы РСЧС восстановительные поезда МПС России в 2001 г. более 1000 раз выезжали на тренировочные учения и ликвидацию последствий сходов подвижного состава; пожарными поездами совершено около тысячи выездов, в том числе 212 раз принимали участие в тушении лесных и торфяных пожаров.

Большими возможностями обладают силы и средства функциональной подсистемы РСЧС Минэнерго России, которые включают в себя силы постоянной готовности, а также военизированные и невоенизированные, штатные и нештатные аварийно-спасательные службы и формирования организаций и предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК), не входящие в состав сил постоянной готовности. Так, ООО «Газобезопасность» в своем составе имеет б военизированных частей по предупреждению и ликвидации открытых газовых и нефтяных фонтанов и два военизи­рованных отряда в составе военизированных частей. Время готовности дежурных сил в рабочее время составляет 0,5 часа. В нерабочее время готовность этих сил увеличивается от одного до трех часов. Всего по состоянию на 1 января 2004 г. в ТЭК России в составе сил постоянной готовности имеется 34 военизированных формирования. Кроме них, каждое предприятие имеет невоенизи­рованное штатное или нештатное формирование для проведения аварийно-спасательных работ, особенно на начальном этапе аварии. На 438 предприятиях созданы штатные аварийно-спасательные формирования (отряды, взводы, цеха, бригады и т.п.) общей численностью более 6800 человек.

Государственная морская и спасательно-координационная служба (Госморспасслужба России) при Минтрансе России предназначена для осуществления организации и координации действий спасательных служб министерств и ведомств Российской Федерации и иностранных государств при поиске и спасении людей, терпящих бедствие на море, организации и проведении работ по ликвидации аварийных разливов нефти, нефтепродуктов и других вредных химических веществ на море, а также производства аварийно-спасательных, подводно-технических (водолазных) и судоподъемных работ. Зоны ответственности аварийно-спасательных формирований Госморспасслужбы России охватывают практически все морские бассейны страны. Дня решения заявленных задач в аварийно-спасательных формированиях имеются необходимые силы и средства в составе 85 единиц специализированных и спасательно-буксирных судов, катеров и др. В 2001 г. силами аварийно-спасательных формирований Госморспасслужбы России успешно проведены 41 аварийно-спасательная операция с судами, 5 операций по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов в море. Только за декабрь 2001 г. выполнено 7 аварийно-спасательных операций. Силами морских спасательно-координационных центров и подцентров проведены 124 операции по поиску и спасению людей на море, при этом спасено 425 человек, в том числе – 44 иностранца.

Всероссийская служба медицины катастроф. Практика показывает, что основными медицинскими последствиями катастроф являются: наличие большого числа пострадавших; возникновение нарушений психики у людей, оказавшихся в зоне поражения; дезорганизация, а подчас и полное разрушение местной системы управления здравоохранением, включая и потери медпер­сонала; резкое ухудшение санитарно-гигиенической и эпидемический обстановки. Как следствие, возникает диспропорция между потребностью пострадавших в медицинской помощи и возмож­ностями медицинской службы. Все это приводит к дополнительным потерям. Так, по данным ВОЗ, из 100 погибших в результате несчастных случаев в мирное время 20 могли бы быть спасены при условии оказания своевременной медицинской помощи. При самых тяжелых травмах и поражениях, если пострадавшие доставляются случайными (необученными) лицами, в пути погибают 87%; если линейными бригадами скорой помощи, погибают 55%; когда же транспортировку осуществляет специализированная бригада, оснащенная необходимым оборудованием, летальность не превышает 16%. Поэтому главная цель всех спасателей, работающих в зоне ЧС, – максимально ускорить доставку и приблизить медицинскую помощь к пострадавшим. Вышеизложенные соображения, а также неуклонное возрастание числа природных и техногенных ЧС с крупными жертвами объективно вызвали к жизни новое направление в медицине – медицину катастроф.

В процессе ликвидации последствий катастроф выделяются два периода – период спасения, во время которого (от 2 часов до 5 суток) пострадавшим оказываются все виды медицинской помощи, и период восстановления (лечения и реабилитации). Продолжительность периода спасения определяется сроками прибытия спасательных и медицинских сил из-за пределов зоны бедствия, что вопрос выживаемости пострадавших в это время в основном зависит от проведения само- и взаимопомощи. По истечении указанного срока к спасательным работам приступают прибывшие в зону катастрофы силы немедленного реагирования. Это пожарные команды, спасательные отряды, бригады скорой медицинской помощи, подразделения милиции, а также воинские подразделения. Их задачами являются сбор пострадавших, извлечение их из-под завалов, оказание нуждающимся первой медицинской и первой врачебной помощи, вынос и вывод раненых из опасных зон с последующей эвакуацией в стационарные медицинские учреждения (больницы, госпитали).

Специалистами ВЦМК постоянно оказывается помощь населению Чеченской Республики, Республики Ингушетия и временным переселенцам. Для них была организована работа тубер­кулезного, терапевтического, педиатрического полевых госпиталей. Всего в 2001 г. полевыми госпиталями ВЦМК «Защита» была оказана медицинская помощь около 70 тыс. человек, из них около 35 тыс. детей, 500 военнослужащих. В сложных полевых условиях проведено 2 тыс. хирургических вмешательств.

Страховая защита населения и территорий от ЧС. В России насчитывается 45 тыс. опасных объектов различного типа, из них только в промышленности более 8 тысяч взрывоопасных и пожароопасных объекта. Общая протяженность магистральных газопроводов, нефтепроводов и продуктопроводов составляет более 220 тыс. км; ежегодно на них происходит 40-50 тыс. аварий. В зонах непосредственной угрозы жизни и здоровью людей в случае возникновения техногенных ЧС проживает около 80 млн. человек. Эффективным механизмом компенсации ущерба от ЧС, снижения нагрузки на бюджет субъекта РФ и федеральный бюджет, а также экономического принуждения хозяйствующих субъектов к снижению риска, замене изношенных производственных фондов является система страховой защиты населения от ЧС. Основу ее составляет Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», который требует обязательного страхования гражданской ответст­венности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде. Для населения (третьих лиц, пострадавших в результате аварии на опасном производственном объекте) – это гарантия прав на получение возмещения за нанесенный ущерб жизни и имуществу. Предприятиям (страхователям) страхование способствует созданию финансового резерва для ликвидации последствий аварии и возмещения ущерба пострадавшим гражданам и организациям, а также финансирования предупре­дительных мероприятий, направленных на повышение уровня промышленной безопасности производственных объектов. Органам власти и управления страхование ответственности дает финансовый резерв для ликвидации последствий аварий и возмещение ущерба пострадавшим гражданам и организациям. Наконец, страхование обеспечивает дополнительный контроль со стороны страховой организации за промышленной безопасностью и противоаварийной устойчивостью объекта. Однако этот вид страхования носит добровольный характер. Учитывая складывающуюся обстановку с ЧС на территории России и необходимость совершен­ствования экономического механизма стимулирования владельцев опасных объектов на профилак­тические меры с целью предотвращения ЧС, МЧС России подготовило проект Федерального закона «Об обязательном страховании ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных объектов». Указанный законопроект определяет перечень опасных: объектов, чьи владельцы в обязательном порядке должны осуществлять страхование своей гражданской ответственности. Это опасные производственные объекты, ГТС и транспортные средства, осуществляющие перевозку опасных грузов, эксплуатация которых в результате аварии может привести к причинению вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а также окружающей природной среде. Подсчитано, что реализация данного законопроекта позволит обеспечить условия для создания к 2005 г. возможности компенсации пострадавшему населению и территориям за счет страхования не менее 50% потерь по техногенным рискам и не менее 25% – по природным.

Гражданская оборона (ГО) – как организационная систем, объединяющая органы, пункты и средства управления, силы и средства органов исполнительной власти всех уровней и организаций, предназначенная для выполнения в мирное и военное время комплекса общегосударственных оборонных мероприятий, обеспечивающих защиту населения, территории, природных ресурсов, социально-экономического комплекса, материальных и культурных ценностей государства от чрезвычайных ситуаций природно-техногенного и военного характера, возникающих в военное время при угрозе или в период ведения военных действий, а также вследствие этих действий

Организация и порядок функционирования систем оповещения гражданской обороны. Системы оповещения ГО являются составной частью системы управления гражданской обороной Российской Федерации и представляют собой организационно-техническое объединение сил и специальных технических средств оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи. Системы оповещения ГО включают в себя федеральную, региональные, территориальные, местные, локальные и объектовые (организаций) системы оповещения. Руководители федеральных органов исполнительной власти и организаций, главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководители органов местного самоуправления, объектов (организаций), являющиеся по должности начальниками гражданской обороны, несут персональную ответственность за создание, совершенствование (реконструкцию) и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения ГО.

Основные задачи систем оповещения ГО.Основной задачей Федеральной системы оповещения ГО является обеспечение доведения сигналов (распоряжений) и информации оповещения от феде­рального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрез­вычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, далее – МЧС России), до: федеральных органов исполнительной власти и организаций РФ; территориальных органов управления МЧС России (региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, далее – региональных центров); органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях субъектов РФ (далее – органы, осуществляющие управление гражданской обороной); соединений и воинских частей гражданской обороны, подведомственных МЧС России учреждений.

Основной задачей региональных систем оповещения ГО является обеспечение доведения сигналов (распоряжений) и информации оповещения от региональных центров до: подчиненных органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территориях субъектов РФ; войск гражданской обороны.

Основной задачей территориальных систем оповещения ГО является обеспечение доведения сигналов (распоряжений) и информации оповещения от органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территориях субъектов РФ, до: органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории города, городского и сельского района; руководящего состава гражданской обороны и руководителей республиканских, краевых, областных, автономных областей, автономных округов, г. Москвы и Санкт-Петербурга, служб гражданской обороны; оперативных дежурных служб (диспетчеров) потенциально опасных объектов и других объектов экономики, имеющих важное оборонное и экономическое значение или пред­ставляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время; населения, проживающего на территории субъекта РФ.

Основной задачей местных систем оповещения ГО является обеспечение доведения сигналов (распоряжений) и информации оповещения от органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории города, городского или сельского района, до: оперативных дежурных служб (диспетчеров) потенциально опасных объектов и других объектов экономики, имеющих важное оборонное и экономическое значение или пред­ставляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время; руководящего состава гражданской обороны города, городского и сельского районов, а также руководителей районных и городских служб гражданской обороны; населения, проживающего на территории города, городского или сельского района.

Основной задачей локальных систем оповещения является обеспечение доведения сигналов и информации оповещения до: руководителей и персонала объекта; объектовых сил и служб гражданской обороны; руководителей (дежурных служб) объектов (организаций), расположенных в зоне действия локальной системы оповещения; оперативных дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории субъекта РФ, города, городского или сельского района; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

Основной задачей объектовой системы оповещения ГО является доведение сигналов и информации оповещения до: руководителей и персонала объекта; объектовых сил и служб гражданской обороны. ,

Создание, совершенствование и поддержание в готовности систем оповещения ГО. Системы оповещения ГО создаются заблаговременно в мирное время. Федеральная и региональные системы оповещения ГО создаются, совершенствуются и поддер­живаются в постоянной готовности к задействованию МЧС России под руководством начальника гражданской обороны РФ, первого заместителя начальника гражданской обороны РФ –министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при участии федеральных органов исполнительной власти, служб оповещения и связи гражданской обороны, ВГТРК и ее дочерних федеральных государственных унитарных предприятий и филиалов. Региональные системы оповещения ГО должны организационно, технически и программно сопрягаться с федеральной системой оповещения гражданской обороны.

Территориальные системы оповещения ГО создаются, совершенствуются и поддерживаются в постоянной готовности к задействованию под руководством соответствующего начальника гражданской обороны органами, осуществляющими управление гражданской обороной на территории субъекта РФ, с участием служб оповещения и связи гражданской обороны, дочерних ВГТРК федеральных государственных унитарных предприятий и филиалов. Территориальные системы оповещения ГО должны организационно, технически и программно сопрягаться с соответствующими региональными системами оповещения гражданской обороны.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.159.25 (0.017 с.)