Внутренняя среда организации. Органы управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутренняя среда организации. Органы управления



 

Создание и деятельность каждой организации происходят в конкретной обстановке, определяющей вид данной организации и порядок ее функционирования. Эту обстановку можно условно разделить на две части.

Те элементы обстановки, которые влияют на организацию изнутри и являются ее собственной частью, называют внутренней средой организации. Элементы обстановки, воздействующие на организацию извне, как бы со стороны, относят к внешней среде организации.

Внутренняя среда организации определяется ее структурой и органами управления.

Под структурой управления организацией понимается взаимное расположение ее элементов и характер связей между ними. Существуют три основные, принципиально отличающиеся организационные структуры: линейная, функциональная и целевая. Каждой соответствует одноименная система управления.

Линейная система обеспечивает управление по линии прямого подчинения - сверху – вниз. Через эту систему руководители доводят до каждого исполнителя свои распоряжения и осуществляют контроль за их выполнением.

При линейном управлении каждый вышестоящий руководитель является прямым начальником всего нижестоящего персонала, а все нижестоящие работники считаются его подчиненными. Ближайший прямой руководитель называется непосредственным начальником.

Распоряжения отдаются, как правило, по команде «сверху – вниз», т. е. проходят через начальников всех уровней управления. «Снизу – вверх» идут доклады о выполнении распоряжений. В виде исключения возможна передача команд и получение соответствующих докладов и минуя промежуточные инстанции – от любого прямого начальника к любому подчиненному и обратно. В этом случае подчиненный обязан выполнить приказание, доложить о его выполнении отдавшему его лицу, а также своему непосредственному начальнику.

Необходимо продумать линейную структуру управления таким образом, чтобы каждый подчиненный получал приказания и делал доклады только одному начальнику.

Количество прямых подчиненных, замыкающихся на одного начальника, определяется выполняемыми ими управленческими функциями (их количеством, важностью и степенью сложности) и колеблется от 7–9 при сложных ответственных задачах, до 25–30 при типовых функциях.

Аппарат многих крупных современных американских фирм формируется по «правилу 100»: на десять тысяч работников в среднем 100 управленцев (т. е. 1 на 100 человек).

Количество уровней управления должно быть минимальным и определяется исходя из возможностей выдержать указанные нормативы. Так, если оказывается необходимым на данного руководящего работника замкнуть более нормативного количества подчиненных, создается еще один уровень управления.

Линейное руководство обеспечивает единство управления предприятием от директора до рабочего места, согласованность действий администрации и исполнителей. При таком управлении руководителям – директору, его заместителям, начальникам производств, цехов, участков, мастерам и бригадирам – предоставляется вся полнота власти по отношению к подчиненным.

Однако линейного руководства недостаточно для управления весьма сложным производством, которое требует высококвалифицированного решения множества специальных задач – экономических, конструкторско-технологических, снабженческих и т. д.

Для компетентного выполнения этих задач, обеспечения соответствующих им функций, организуется функциональное управление, которое ведется через отделы и бюро главного механика, главного конструктора, главного технолога, планово-экономический, материально-технического снабжения и др.

Линейное нефункциональное управления представлены на предприятии штатными руководителями и соответствующими подразделениями и работают в тесном взаимодействии. Типичная схема организации этой работы обычно такая. Функциональные отделы и бюро работают при линейном руководителе определенного уровня. Они – его помощники и советчики по специальным вопросам и пользуются его властью для ведения своей работы. Между функциональными подразделениями разного уровня (например, отделами предприятия и бюро цеха) существует линия прямого подчинения. Это дает возможность проводить на предприятии единую политику по специальным вопросам – экономическим, техническим, технологическим и др. Такая система всем достаточно хорошо знакома. Но в ней есть один серьезный изъян: будучи хорошо приспособленной для повседневного руководства, она слабочувствительна к целям управления. Между тем, не имея ясных целей управления, сроков их достижения, сведений о необходимых ресурсах, а главное – контролируемых показателей, свидетельствующих о приходе к цели, линейное и функциональное управления остаются как бы без компаса и карты: идти можем, но не знаем куда и сколько времени.

Именно поэтому линейное и функциональное управления должны быть дополнены целевым. Но как это сделать? Вводить дополнительно еще одну штатную систему управления – руководителей, которые отслеживали бы достижение различных целей на различных уровнях? Иногда так и делают. Скажем, заместитель директора предприятия по качеству – это характерный представитель целевого управления. Но такой «штатный» путь целевого руководства все же исключение, допустимое лишь для решения главнейших, принципиальных вопросов деятельности предприятия. В подавляющем же большинстве случаев целевое управление организуется без штатных дополнений, используя потенциал линейного и функционального управлений.

С точки зрения протекания управленческого процесса можно выделить три его возможных типа – целевое, программное и ситуационное управление.

Целевое управление было задумано как постоянно действующая система определения конкретных целей (конечных результатов) для каждого работника предприятия. Формулирование целей должно делаться с максимальной определенностью. Например: «Выпустить новый вид продукции на уровне стандарта №..., отвечающего мировому уровню, к такой-то дате, при себестоимости не более стольких-то рублей». Данная общая цель разделяется на частные цели (подцели), вплоть до каждого рабочего места. Для всех целей устанавливаются сроки достижения, необходимые ресурсы и, что очень важно, количественные показатели, по которым легко проконтролировать, достигнута ли эта цель, а если нет, то что осталось сделать, сколько это потребует времени и других ресурсов.

Расписывая главную цель по ее составляющим, мы как бы выращиваем дерево (так и говорят – «дерево целей»). Главная цель (нулевой уровень) – это основной ствол, первый уровень – ответвления от ствола, второй – ветки, идущие от этих ответвлений, и самый нижний уровень – листья или плоды дерева. Количество уровней может быть различным. Принцип здесь такой – стараться ограничиться необходимым минимумом. Выращивая «дерево целей», нужно иметь в виду следующие, весьма важные для этой работы обстоятельства. Прежде всего цели должны определяться так, чтобы с помощью целей нижнего уровня можно было собрать цель верхнего: «детали», необходимые для такой «сборки», должны быть налицо. Вместе с тем не должно быть ни одной лишней «детали» – цели, которая не используется на верхнем уровне.

Как выбираются цели разных уровней, откуда они берутся? Цель – это желаемый идеал, то целое, что мы в конце концов хотим получить. Выбор цели – чисто человеческое, творческое дело. Вряд ли в обозримом будущем удастся целиком переложить его на компьютер. Определяя цель любого уровня, мы должны умело использовать полученные нами профессиональные знания, собственный и собирательный опыт работы в данной сфере деятельности. Обычно для толкового грамотного человека это не составляет большого труда.

Формулируя цель, мы должны помимо четкого указания ее содержания и назначения исполнителя ответить на следующие вопросы: когда эта цель должна быть достигнута (срок); какими количественными показателями она характеризуется; может ли быть проверено ее достижение (размер, объем, свойства); каковы ресурсы для этого. Все это требует серьезных расчетов, выбора наилучшего варианта из многих возможных, применения для этого экономико-математических методов – одним словом, глубокого обоснования.

Целевое управление имеет место, когда при решении всех производственных и иных управленческих задач на всех уровнях цель играет главную роль. Целевое управление наиболее характерно для единичного и мелкосерийного, а также для опытного производства. Оно обычно применяется при выполнении крупных, порой разовых мероприятий с новыми, неординарными целями, таких, как коренная реконструкция и перевооружение предприятия, переход на принципиально новый вид продукции, внедрение аренды или кооперации и т. п.

Второй тип протекания управленческого процесса – программное управление. В этом случае упор делается не на формирование целей – их здесь немного и они ясны, а на тщательную разработку конкретных заданий, определение последовательности действий подразделений и связи этих действий между собой. Совокупность таких заданий и есть программа управления. Данный тип управленческого процесса применим, как правило, при решении сложных задач производства с множеством участников (в том числе и внешних), когда главным становится согласование их действий по времени. В отличие от обычного плана программа дает возможность управлять выполнением задания «на ходу», выявлять узкие места, перераспределять ресурсы. Для программного управления широко используются сетевые графики (так называемое СПУ – сетевое программное управление). Область применения программного управления – капитальное строительство, выпуск сложных многодетальных изделий, внеплановая сложная и срочная работа.

Третий тип управленческого процесса – ситуационное управление. Оно характерно для устоявшегося, отработанного производства – крупносерийного, массового. Цели здесь ясны и редко меняются. Главное – иметь возможность выйти наилучшим образом из создающихся неблагоприятных ситуаций, сбоев производственного процесса. Это достигается путем использования готовых стандартных решений, позволяющих ликвидировать возникающие отклонения быстро и с наименьшими потерями. (Этот тип управления иногда так и называют – управление по отклонениям.) Здесь управление предприятием должно быть привязано к конкретной обстановке – ситуации, возникшей на производстве. Цель его – разрешение этой ситуации, выход из нее наилучшим образом. При этом рекомендуется действовать по следующей простой схеме:

– постановка диагноза ситуации, в котором должны быть определены главные проблемы предприятия, сформулированы управленческие цели и намечены принципиальные пути (направления) их достижения;

– изучение характеристики ситуации и выделения тех факторов, которые влияют на принятие решений;

– разработка альтернативных (исключающих друг друга) решений;

– оценка каждой альтернативы и выбор той, которая приводит к наилучшему результату;

– выработка конкретного плана действий в соответствии с выбранной альтернативой.

Ситуационный подход требует разработки типовых решений для типовых управленческих ситуаций.

Важно отметить, что на практике трудно встретить обстановку для применения того или иного типа управления в чистом виде. На одном и том же предприятии на разных уровнях управления при решении различных производственных задач могут складываться условия для применения всех трех типов управления как самостоятельно, так и в различных сочетаниях. Примером такого сочетания, получившего широкое распространение в последние годы, может служить программно-целевое управление – создание целевых комплексных программ, впитавшее в себя элементы как целевого, так и программного управления. Область применения программно-целевого управления – решение коренных основополагающих задач предприятия. Вот, к примеру, говорящие сами за себя названия целевых комплексных программ, разработанных на предприятии, производящем медицинскую технику: «Рентабельность», «Качество», «Ритмичность», «Кадры», «Механизация», «Материальные ресурсы», «Техническое обслуживание», «Реконструкция», «АСУ предприятием». После сказанного выше о сути и принципах целевого и программного управления метод разработки упомянутых целевых программ вполне ясен: строится «дерево целей», распределяются ресурсы, а для достижения целей (всех или наиболее важных) разрабатывается программа действий.

При создании организационной структуры необходимо обеспечить выполнение ряда требований:

достижение иерархичности управления, дающей возможность обеспечить разделение управленческих функций по вертикали, соответствующий контроль и учет деятельности;

– разделение управленческого труда по горизонтали, дающее возможность использовать индивидуальные особенности руководителей;

– стандартизация управленческого труда, позволяющая свести его в ряде случаев к готовым правилам и формам;

– объективный подбор управленческих кадров по деловым и профессиональным признакам;

– автоматизация выполнения ряда управленческих функций с соответствующим контролем, учетом и анализом.

Каждое из названных требований таит в себе определенное негативное начало, которое необходимо своевременно заметить и не дать ему повлиять на качество системы управления. Так, иерархичность управления не должна порождать бюрократию, разделение управленческого труда не следует доводить до обезличенности руководителей, стандартизация управленческих процедур не должна исключать инициативности и индивидуальности менеджера, подбор управленческих кадров не следует ограничивать лишь анкетными данными, автоматизация управленческих функций не должна вытеснять гибкое руководство и принижать роль человека-руководителя.

Необходимо придерживаться принципа: столько централизма, сколько необходимо; столько децентрализма, сколько только возможно.

Формирование структурной схемы управления организацией целесообразно проводить в следующей последовательности:

1. Установить главные направления деятельности организации (производство, торговля, финансирование, снабжение, транспортировка, реклама и т. д.).

2. Выделить основные функциональные задачи управления организацией (планирование, стимулирование, учет, контроль и т. д.).

3. Определить, какие из этих направлений и функциональных задач могут быть лучше всего реализованы с помощью линейных, функциональных и целевых структур.

4. Определить объекты управления, необходимые для решения функциональных задач предприятия по всем основным направлениям его деятельности (цехи, отделы, бригады, службы и т.д.). Это так называемая департаментолизация.

5. Определить органы управления всеми объектами и их иерархию.

6. Установить прямые и обратные связи между органами управления и объектами управления.

Исходя из отечественного и зарубежного опыта управления организациями сегодня в нашей стране можно выделить ряд типовых схем организационных структур управления.

Линейно-функциональная структура (рис. 5.1) – наиболее распространенная и поэтому привычная схема. Распоряжения и соответствующие доклады идут от генерального директора и его заместителей по двум независимым линиям: одна – к линейным руководителям (руководителям производственных подразделений и далее по команде) и другая – к функциональным руководителям. Особенностью этой схемы является то, что функциональные руководители (например, бухгалтер, кадровик, технолог) не являются прямыми руководителями всего персонала предприятия и руководят только деятельностью своих функциональных подразделений. Поэтому предусматривается, что они могут отдавать распоряжения всему персоналу лишь по кругу своих профессиональных вопросов. Возможен также вариант, когда распоряжения функциональных руководителей персоналу предприятия отдаются ими через ближайших к ним по иерархической лестнице линейных руководителей.

 

 

Рис. 5.1. Линейно-функциональная структура

 

Достоинствами линейно-функциональной схемы являются ее простота и привычность, а также четкость распределения функций управления между руководящим персоналом.

Серьезный недостаток данной схемы – слабые связи между функциональными подразделениями, а также то, что персонал получает множество указаний как от линейных, так и от функциональных руководителей.

Штабная структура является модификацией, дальнейшим развитием линейно-функциональной схемы. Здесь функциональные руководители получают в свое распоряжение развитые обособленные функциональные подразделения (финансовое управление, управление снабжения и т. д.), которые могут самостоятельно вести работу с производственными подразделениями, в том числе и на коммерческой основе. Данная структура применима лишь на крупных фирмах.

Целевая структура (рис. 5.2) ориентирована на управление достижением конечных целей организации. Вместо иерархии руководителей выстраивается иерархия целей. За достижение каждой цели отвечает определенное лицо – целевой руководитель, который получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые, чтобы прийти к цели. Ему же определяется и срок достижения цели. Цели предприятия могут быть подробно расписаны и в части способов их достижения, тогда целевая структура обретает характер целевой программы (а управление получает название программно- целевого).

 

 

Рис. 5.2. Целевая структура

 

Главное достоинство данной схемы – целеустремленность на конечный результат и хорошая наглядность. Целевые структуры хорошо зарекомендовали себя при решении конкретных обособленных задач, например при создании новых товаров, обеспечении высокого качества продукции, завоевании новых рынков и т. д.

Недостаток целевой структуры – ее уникальность, применимость лишь для одной глобальной цели. С появлением новой цели или с изменением старой эта структура должна быть коренным образом переработана.

Матричная структура (рис. 5.3) представляет собой соединение элементов линейно-функциональной и целевой структур. Это наиболее современная схема, сочетающая в себе возможности того и другого вида управления. Здесь, применительно к каждой цели, определяется набор управленческих функциональных задач, решаемых с помощью как линейного, так и функционального управления, это сочетание показано крестиками, расположенными в местах пересечения горизонтальных и вертикальных рубрик матрицы.

 

 

Рис. 5.3. Матричная структура

 

Достоинство данной схемы в том, что она не разрушается после достижения определенной цели (свойство многоразовости) и вместе с тем позволяет использовать все преимущества целевого управления.

Недостаток данной схемы – ее относительная сложность и связанные с ней высокие требования к качеству управления.

Смешанная структура предполагает сочетание различных типов оргструктур применительно к сложившейся ситуации и решаемой задаче. К сложным структурам следует относиться с осторожностью, так как они несут на себе все «родовые» недостатки исходных схем, плюс те, которые порой порождает их сочетание. Особое значение при формировании схемы оргструктуры приобретает определение степени централизации власти в организации. Степень централизации устанавливается исходя из следующих соображений:

1) соотношения решений, принимаемых на различных уровнях управления. Чем больше это соотношение в пользу верхних уровней, тем степень централизации выше;

2) количества функций, затрагиваемых принятыми решениями. Если это количество больше одной, можно считать централизацию высокой;

3) децентрализованной можно считать оргструктуру, в которой руководители нижних уровней управления имеют право самостоятельно принимать решения, сопряженные со значительной долей затрат средств организации (не менее 50 %);

4) децентрализованная система отличается от централизованной частотой и глубиной контроля низших уровней управления высшими: чем этот контроль чаще и подробнее, тем централизованнее система.

Децентрализация власти связана с передачей управленческих полномочий с верхних уровней управления на нижние – с так называемым делегированием полномочий.

В современном российском и зарубежном менеджменте наблюдается ряд направлений делегирования полномочий путем создания следующих специфических организационных структур:

Региональная структура предполагает передачу ряда управленческих функций от головной фирмы (материнской организации) к ее отделениям (дочерним организациям) в различных регионах. В первую очередь, это функции реализации товаров, производимых головной фирмой, маркетинга и снабжения сырьем. При такой структуре появляется возможность учета и всемерного использования географических, экономических, социальных, политических и иных особенностей регионов в интересах фирмы.

Продуктовая структура предполагает делегирование полномочий руководителям подразделений предприятия, производящих определенные виды продукции.

Потребительская структура строится на передаче управленческих полномочий подразделениям фирмы, ориентированным на определенные категории потребителей (молодежь, лиц пожилого возраста, промышленные предприятия).

Дивизиональная (отделенческая) структура. Смысл этой схемы в том, что верхний уровень управления сохраняет за собой лишь стратегические решения, связанные, в первую очередь, с распределением материальных ресурсов, а все оперативные решения передаются на нижние уровни, которые получают максимальную самостоятельность. Эта схема применяется, например, для управления зарубежными отделениями фирмы. Контроль за деятельностью отделений при этом ограничивается минимальным числом показателей, например прибылью и ассортиментом продукции.

Возможно и сочетание описанных схем делегирования полномочий и связанной с этим децентрализацией власти.

В последнее время все большее внимание уделяется созданию так называемых адаптивных, или органических, структур управления, их главными особенностями являются:

– гибкость организационных форм, допускающих их частую и эффективную смену применительно к внешним условиям деятельности;

– быстрое и широкое внедрение в управленческую работу последних достижений науки и техники, прежде всего компьютеров и их производных;

– оперативное реагирование на изменения в управляемом объекте, вызванные научно-техническим прогрессом;

– применение современных средств коммуникации и оргтехники;

– повышенный интерес к анализу деятельности управленческих структур с целью использования его результатов для повышения эффективности управления.

Основными объектами управления в организации являются:

– организация, предприятие, учреждение;

– управление, служба;

– отделение, отдел;

– цех, участок, бюро;

– бригада, рабочее место.

Основными органами управления в организации являются:

– общее собрание (акционеров, участников трудового коллектива);

– совет директоров (наблюдательный совет);

– председатель совета директоров (президент);

– правление;

генеральный директор (топ-менеджер, директор, руководитель);

– менеджеры различных уровней.

Компетенция (перечень решаемых вопросов и процедура принятия решений) органов управления организацией устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, Кодексом законов о труде Российской Федерации, законами Российской Федерации об организациях различных организационно-правовых форм и различных направлениях деятельности (например, об акционерных обществах, об образовании, культуре и т. д.) и закрепляется в уставе организации. Генеральный директор (топ-менеджер, директор, руководитель) обладает следующей компетенцией:

– без доверенности действует от имени общества;

– представляет его интересы;

– совершает сделки от имени общества;

– утверждает штаты;

– издает приказы и отдает указания, обязательные для всех работников общества.

Члены совета директоров (наблюдательного совета), правления (дирекции), генеральный директор (топ-менеджер, руководитель) несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу по их вине или из-за их бездействия.

При формировании структуры управления предприятиями в условиях рыночной экономики важное значение приобретает согласование полномочий и соответствующей управленческой компетенции руководителей организации, отражающих интересы собственника и менеджера. Это достигается двухступенчатой схемой принятия управленческих решений в системе управления.

На верхней ступени управленческие решения принимаются собственником или его полномочным представителем – общим собранием акционеров, советом директоров, председателем совета директоров (президентом). Это решения принципиального, стратегического, долговременного характера.

На нижней ступени управленческие решения принимаются менеджером (коллективно или единолично) – генеральным директором, директором, руководителем. Это оперативные решения, возникающие в ходе каждодневной деятельности.

Важно понять, что здесь нет прямого, непосредственного подчинения руководителей нижней ступени руководителям верхней. Взаимоотношения этих ступеней скорее напоминают ситуацию, возникающую при разделении законодательной и исполнительной властей: на верхней ступени принимаются принципиальные установки (законы), а на нижней ступени они реализуются полноправными, самостоятельными и ответственными исполнителями. Как будет показано ниже (при рассмотрении органов управления организацией), менеджер, в рамках данных ему полномочий, обладает полной хозяйственной и административной самостоятельностью.

Менеджеры организации (руководители, начальники, заведующие) обычно подразделяются на три звена управления – высшее, среднее и низшее.

Менеджеры высшего звена управления принимают решения в масштабе организации. На них лежит вся полнота ответственности за достижение целей предприятия, в первую очередь – за получение прибыли. Их работа менее регламентирована, рабочий день обычно не нормируется. К менеджерам высшего звена управления относятся председатель и члены совета директоров (наблюдательного совета), генеральный директор и члены правления (дирекции), заместители генерального директора, начальники управлений.

Менеджеры среднего звена управления – промежуточное звено между верхним и нижними звеньями. Их задача – донести до нижних звеньев решение руководства организацией и проконтролировать их выполнение. Одновременно они являются своеобразным фильтром, отсеивая избыточную информацию, принимая самостоятельно решения по непринципиальным вопросам и разгружая тем самым верхнее звено управления для творческих решений. К менеджерам среднего звена управления относятся руководители отделений, цехов, служб.

Менеджеры низшего звена управления руководят персоналом, находящимся непосредственно на рабочих местах. Их главная задача – обеспечить качественное выполнение рабочих заданий, трудовую дисциплину и порядок в своих подразделениях. К менеджерам этого звена управления относятся руководители отделов, бюро, участков, бригад, групп.

Управление организациями различных организационно-правовых форм имеет ряд особенностей.

Вначале рассмотрим отличия в управлении коммерческими организациями.

Управление в полном товариществе регламентируется учредительным договором, подписанным всеми товарищами.

Физическое или юридическое лицо может быть участником только одного полного товарищества. Фирменное наименование полного товарищества содержит слова «полное товарищество» и имена всех участников. Возможно вместо всех участников упомянуть одного или нескольких с добавлением слов «и компания».

Управление, как правило, осуществляется по общему согласию всех участников. Случаи, когда решения принимаются большинством голосов участников, оговариваются в учредительном договоре. Каждый участник обладает одним голосом (если иной порядок не предусмотрен учредительным договором). Каждый участник полного товарищества, как правило, может действовать от имени товарищества. Учредительным договором может быть также предусмотрена и совместная деятельность товарищей либо поручение этой деятельности отдельным участникам. Причем при совместном ведении деятельности на каждую сделку требуется согласие всех участников.

В случае, если товарищество уполномочивает для ведения дел организации одного или нескольких участников, остальные товарищи для совершения сделок от имени товарищества должны получить от уполномоченных соответствующие доверенности. Упомянутые полномочия по требованию одного или нескольких участников могут быть прекращены судом лишь при наличии серьезных оснований – грубого нарушения уполномоченным своих обязанностей либо неспособности вести дела.

Участник полного товарищества должен вести в товариществе определенную работу предусмотренную учредительным договором. Участник не имеет права без согласия остальных товарищей совершать от своего имени, в своих интересах либо в интересах третьих лиц сделки, аналогичные тем, которые характерны для товарищества. Нарушение этого условия влечет за собой необходимость передачи товариществу приобретенной выгоды либо возмещения убытков.

Прибыль и убытки делятся между товарищами пропорционально их долям в общем (складском) капитале либо в ином порядке, предусмотренном учредительным договором. Устранение кого-либо из товарищей от участия в прибылях и убытках запрещается. Прибыль не распределяется между товарищами до тех пор, пока чистые активы организации не превысят размера общего (складского) капитала.

Участники полного товарищества солидарно отвечают по его обязательствам своим имуществом. Эта ответственность распространяется и на те обязательства, которые возникли до вступления данного участника в организацию. Ответственность сохраняется и в случае выбытия участника еще в течение двух лет. Соглашения участников товарищества об устранении кого-либо из них от ответственности либо о ее ограничении не допускаются.

Исключение участника из товарищества может быть произведено лишь по решению суда по единогласному мнению остальных товарищей при наличии достаточных оснований (нарушение обязанностей, неспособность ведения дел). Участнику, выбывшему из полного товарищества, выдается его доля общего имущества либо выплачивается ее стоимость.

Полное товарищество может быть ликвидировано по решению его участников либо по постановлению суда, а также в том случае, когда в организации остается единственный участник.

Управление в товариществе на вере регламентируется учредительным договором, подписанным всеми полными товарищами.

В товариществе на вере помимо полных товарищей имеется еще один или несколько участников-вкладчиков (так называемых коммандистов), которые вкладывают в товарищество свои средства, получают по ним доход, но не принимают участия в предпринимательской деятельности товарищества. Вкладчики несут риск убытков только в пределах своих вкладов.

Физическое или юридическое лицо может быть полным товарищем только в одном товариществе на вере. Участник полного товарищества не может быть полным товарищем в товариществе на вере, а полный товарищ в товариществе на вере не может быть участником полного товарищества.

Фирменное наименование товарищества на вере должно содержать слова «товарищество на вере» (или «коммандитное товарищество) и либо имена всех полных товарищей, либо наименование не менее чем одного полного товарища с добавлением слов «и компания».

Управление деятельностью товарищества на вере осуществляется полными товарищами (а вкладчики-коммандисты им доверяют – отсюда название организации). Порядок управления соответствует правилам для полного товарищества. Вкладчики могут выступать от имени товарищества на вере только по доверенности.

Вкладчик товарищества на вере имеет следующие основные права:

– получать прибыль, соответствующую его доле в общем (складском) капитале;

– получить свою долю в общем капитале при выходе из товарищества;

– передать свою долю или ее часть другому вкладчику или третьему лицу;

– получать информацию о деятельности товарищества (годовой отчет и баланс).

Товарищество на вере ликвидируется на тех же основаниях, что и полное товарищество. Кроме того, оно может быть ликвидировано при выбытии из него всех вкладчиков. В последнем случае товарищество на вере может быть преобразовано в полное товарищество. При ликвидации товарищества на вере вкладчики имеют преимущественное по отношению к полным товарищам право на получение своей доли общего капитала.

Управление в акционерном обществе регламентируется Законом об акционерных обществах и Уставом общества.

Высшим органом управления в акционерном обществе является общее собрание акционеров. Порядок созыва общего собрания и принятия на нем решений (процедура голосования, по каким вопросам требуется квалифицированное большинство голосов, а по каким достаточно простого большинства) предусматриваются уставом.

Исключительной компетенцией общего собрания акционеров должно быть:

– изменение устава общества;

– изменение величины уставного капитала;

– выборы членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии, а также досрочное прекращение их полномочий;

– образование исполнительных органов общества (правления, генерального директора), а также прекращение их полномочий; уставом общества эта компетенция может быть передана совету директоров;

– решение о преобразовании, реорганизации или ликвидации общества;

– утверждение балансов и счетов прибылей и убытков, а также годовых отчетов общества;

– распределение чистой прибыли, в том числе и на выплату дивидендов.

В соответствии с законом об акционерных обществах и его уставом, по решению общего собрания акционеров, к исключительной компетенции общего собрания могут быть также отнесены и другие вопросы.

Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции акционерного общества, не могут быть переданы на решение исполнительных органов общества.

Совет директоров акционерного общества (наблюдательный совет) создается при наличии более чем пятидесяти акционеров. Работой совета директоров руководит его председатель (президент). Исключительная компетенция совета директоров в соответствии с Законом об акционерных обществах определяется уставом общества. Вопросы этой компетенции не могут передаваться исполнительным органам общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.223.39.199 (0.106 с.)