Системный подход и проблемы реформирования промышленных организаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системный подход и проблемы реформирования промышленных организаций



Важнейшим научным инструментом современного менеджмента является системный подход – фундаментальная методология мышления, основанная на подходе к объектам окружающего мира как к совокупности сложных систем, находящихся во взаимосвязях, непрерывно развивающихся по своим комплексам целей[13].

Предпосылки системного подхода возникли в работах физиков и биологов, обративших внимание, что изучение объекта невозможно без его понимания как единого целого, взаимодействующего с окружающей средой в результате которого изменяется сам объект. В соответствии с системными взглядами существенными свойствами системы являются свойства целого, которыми не обладает ни одна из его частей. Новые свойства возникают из взаимодействий и взаимоотношений между частями. Природа целого всегда отличается от простой суммы его частей[14].

Научные основы системного подхода стали формироваться в начале XX в., но его истоки находятся в далеком прошлом, когда возникли основы диалектического мышления и науки о развитии окружающего мира. Еще философы Древней Греции стремились выявить закономерности развития сложного мира, объяснить его противоречия и парадоксальность, непрерывность изменений, переплетение взаимосвязей, возникновение новых явлений при взаимодействии различных объектов.

Возникновение общей теории систем как универсальной методологии научного мышления и изучения сложных объектов – биологических, технических, социальных – связано с трудами видных ученых: А. А. Богданова (Малиновского) (начало XX в.), Людвига фон Берталанфи, Норберта Винера, создателя основ кибернетики, изучавшего взаимосвязи между элементами в сложных системах в середине XX в., Р. Эшби, исследовавшего проблемы управления и информации, поведение человека и многих других. На развитие теории сложных систем существенно повлияли работы ученого-математика XIX в. А. А. Ляпунова, создавшего основы устойчивости механических систем.

Началом возникновения общей теории систем как методологии, применимой к любым сложным объектам – биологическим, техническим, социальным, считается появление в 1968 г. работы Л. фон Берталанфи «Общая теория систем». Н. Винер, проводя исследования в области кибернетики, обосновал и изучил явления обратной связи и взаимосвязи между элементами в сложных системах. Р. Эшби изучал проблемы управления и информации, целеустремленные системы, к которым он относил, прежде всего, поведение человека.

Как самостоятельная научная дисциплина теория систем возникла во второй половине XX в. и долгое время развивалась, исследуя в основном технические, военные и информационные системы. Социально-экономические системы оставались вне ее приложений.

Системный подход – термин, который возник на начальном этапе развития общей теории систем. Он означает многоаспектный характер исследования сложного объекта. Одновременно выдвигается требование сохранения комплексного характера проводимого исследования, что предполагает учет взаимовлияния различных аспектов и разнородных факторов.

Системный анализ – термин, обозначающий исследование сложной системы, или системные исследования, снабженные определенной методологией, позволяющей разбить процесс на отдельные подпроцессы, выделить этапы исследования, расчленить проблему на более простые подпроблемы и т.п. Можно считать, что системный анализ предполагает использование некоторой методологии, обеспечивающей научное формирование структурной основы проведения исследований в интересах решения сложной проблемы по частям.

В ходе системного анализа могут исследоваться такие понятия, как целевые функции системы; планирование поведения системы; структура и эффективность в зависимости от основных факторов внешней среды. Для подобных исследований характерно сочетание формальных и неформальных методов и приемов, которые каждый раз находятся в соответствии с существом решаемой проблемы.

Методы описания сложных систем подразделяются на качественные и количественные.

В качественных методах основное внимание уделяется организации постановки задачи, первому этапу ее формализации, формированию множества альтернативных вариантов решения, выбору подходов к оценке вариантов. Эти методы и подходы являются эвристическими, то есть опирающимися на опыт, творческую потенцию, а нередко и интуицию исследователя.

Количественные методы связаны с оценкой или анализом вариантов – показателями их эффективности, точности, корректности. В том или ином виде анализ в рамках количественных методов опирается на системное моделирование с применением ЭВМ.

Специалисты с техническим образованием пытались механически перенести понятия и точные методы в социально-экономическую сферу. Считалось, что экономикой и социальной сферой можно управлять как техническим механизмами. Вместо глубокого изучения сложные социально-экономические процессы описывали поверхностно, ограничиваясь лишь использованием терминов системного анализа. В течение десятилетий эти подходы доминировали в науке, не принося особой пользы. Но математические уравнения не могли точно описать поведение сложных социально-экономических систем, поэтому желаемых результатов получено не было и системный анализ так и не стал средством эффективного управления. Вместо его принципов и методов пытались построить формальные математические модели, однако социально-экономические системы отличаются такой сложностью, что их анализ на основе только математических моделей невозможен. Американский математик Л. Заде является автором теории нечетких множеств. Он выделил два основных типа систем[15]: гуманистические (например, экономика), в которых непосредственно участвует человек и механистические, управляемые законами механики, термодинамики и т.д. Л.Заде утверждает, что обычные количественные методы анализа систем непригодны для гуманистических систем. Он установил закон несовместимости: с возрастанием сложности точные утверждения становятся менее осмысленными, а осмысленные утверждения теряют точность.

В экономике применение системного подхода означает необходимость предвидеть и учитывать возможные социально-экономические последствия управленческих решений, понимать взаимосвязи между системами, структуру их внешней и внутренней среды. Социально-экономические системы отличаются большой сложностью. Без применения системного подхода обязательно будут допущены крупные просчеты в анализе тенденций их развития, прогнозировании, оценке эффективности, разработке стратегий.

Системный подход к решению проблемы предполагает разработку концепции ее решения. Существует ряд определений системного подхода. Все они базируются на основных понятиях, таких как «система», «структура», «цели», «функция», «связь». Система в классическом понимании Л. фон Берталанфи «может быть определена как комплекс взаимодействующих элементов»[16]. Акофф и Эмери уточнили это понятие: «Система – это множество взаимосвязанных элементов, каждый из которых связан прямо или косвенно с каждым другим элементом, а два любых подмножества этого множества не могут быть независимыми..., хотя система может являться частью большей системы, ее нельзя разложить на независимые подсистемы»[17].

Системный подход – это научный инструмент мышления, изучения и преобразования окружающей действительности на основе ее моделирования в виде взаимодействующих систем, подсистем, элементов и процессов, определения их целей и закономерностей развития, ключевых факторов, влияющих на их эффективность.

Системный подход предусматривает разработку концептуальной модели системы и процессов ее развития. Эта модель должна отражать закономерности и тенденции ее развития, ключевые факторы, ведущие ее к успеху, и факторы-угрозы ее устойчивому развитию, экономические и социальные критерии эффективности. Системный подход направлен на изучение закономерностей развития сложных систем.

Систему характеризуют:

1) состав – элементы и подсистемы, взаимодействующие друг с другом. Элементы – это мельчайшие неделимые части системы. Подсистемы представляют собой комплекс элементов, объединенных целевым единством и общностью выполняемых ими процессов;

2) структура (от лат. structura – строение, порядок, расположение) – внутренняя иерархия, соподчиненность элементов системы, распределение властных полномочий между элементами системы и ее подсистемами;

3) цели – желаемые результаты управленческой деятельности;

4) информационные связи – посредством их элементы и подсистемы обмениваются информацией;

5) критерии эффективности системы – показатели, отражающие улучшение или ухудшение состояния системы и результатов ее деятельности при различных управленческих действиях.

Так, например, при рассмотрении предприятия как системы работники представляют собой активные, социальные элементы, оборудование – технические элементы, нормативы расхода материалов, должностные инструкции – экономико-организационные элементы,

Критериями деятельности промышленной организаций являются конкурентоспособность, объемы продаж, темпы инноваций, прибыль, экономическая эффективность, текучесть кадров и др.

Типичными подсистемами промышленной организации являются:

1) техническая – оборудование, производственные линии;

2) технологическая – используемые технологии, инновации, лицензии, патенты;

3) кадровая – персонал, его квалификация;

4) административная – включает распределение полномочий, установление иерархии власти и ответственности, процедуры решения типичных задач и ситуаций;

5) экономическая – принятие экономических решений, организация труда, нормы и нормативы, определяющие расходы материальных, энергетических и информационных ресурсов;

6) финансовая – кредиты, расчеты с поставщиками и бюджетом, организация финансовых потоков, обеспечивающих бесперебойную работу предприятия;

7) социальная – мотивация персонала, материальное и моральное стимулирование, условия труда, отношения в трудовом коллективе, стили руководства, культура;

8) информационная – сбор и обработка сведений, создание информационных баз и банков данных, организация информационных компьютерных сетей – внутренней сети предприятия (Интрасеть), объединяющей основные элементы и подсистемы и подключение к внешним сетям (Интернет и другие внешние сети). Различают унимодальные структуры, в которых власть сосредоточена в одном звене системы, и мультимодальные, в которых власть рассредоточена и решения принимаются на основе согласования ряда элементов или подсистем. В управлении аналогами этого являются: 1) единство руководства, когда во главе промышленной организации находится один руководитель, и 2) разделенное руководство, когда промышленную организацию возглавляют одновременно несколько руководителей, каждый по своему направлению.

Система взаимодействует как единое целое с окружающей средой. Это означает, что необходимы координация и регулирование множества ее связей с окружающими ее объектами и между ее элементами и подсистемами. Для этого нужен координирующий центр. В современных промышленных организациях эту роль выполняют системы управления.

Каждая система обладает следующими свойствами: 1) организованности (отношения между ее элементами и подсистемами упорядочены); 2) целенаправленности (все элементы и подсистемы действуют в своих целях, которые согласуются с общими целями системы) и 3) целостности (эмерджентности) (с окружающей средой система взаимодействует как единое целое, границы этого взаимодействия определены, при устранении любой из основных структурообразующих подсистем или элементов система разрушается). На предприятии, проводя реорганизацию, могут закрыть отдельный участок или цех. Если это не нарушит общий процесс производства, то система сохранится как единое целое, несмотря на то что лишилась нескольких элементов. Но если прекратит функционировать какая-либо ее структурообразующая подсистема, то она прекратит функционирование.

Различают открытые и закрытые системы.

Открытые системы находятся во взаимодействии с окружающей средой, преобразуют принимаемые ими извне ресурсы в продукцию, услуги или какие-либо действия. Например: предприятие получает из окружающей среды сырье, кадры (работников), информацию и производит продукты, услуги, предоставляет информацию о своей деятельности.

Закрытые системы не взаимодействуют с окружающей средой и живут за счет внутренних ресурсов. Таких систем в экономике немного, и срок их жизнедеятельности недолог. Например: предприятие находится в состоянии, которое близко к банкротству, его консервируют и закрывают расчетный счет, производственный процесс прекращается.

Открытая система может быть представлена в виде модели: вход – процесс – выход (рис. 6).

Обратная связь
ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА Процесс преобразования
ВХОД
  • Кадры
  • Оборудование
  • Технологии
  • Финансы
  • Сырье
  • Материалы
  • Энергия
  • Информация
ВЫХОД СИСТЕМЫ
  • Товары
  • Услуги
  • Информация
  • Воздействие на экологию
  • Социальные результаты
Обратная связь

 

Рис. 6 – Модель открытой социально-экономической системы

 

Обратная связь в системе означает получение системой информации о результатах ее взаимодействия с окружающей средой, а также о работе ее подсистем и элементов. Эта информация используется для принятия решений о корректировке управления и изменении внутренних и внешних процессов взаимодействия.

Прямая связь – это кибернетический термин, означающий прямое воздействие субъекта управления на объект управления.

К основным принципам системного подхода относят следующие.

Принцип единства и целостности системы. Означает, что главные цели системы, ее подсистем и элементов должны совпадать. При этом каждый элемент должен быть необходимым для нормального функционирования системы. Успешное развитие системы возможно только в условиях сохранения единства и целостности ее структуры, непротиворечивости главных целей, соответствия ресурсов решаемым проблемам.

Принцип комплексности. Означает, что в управлении развитием систем необходимо учитывать сложный характер взаимодействия системы, ее подсистем и элементов с внешним окружением, особенности ее внутренней структуры, определять ключевые факторы, влияющие на ее развитие.

Принцип многоцелевого управления. Управление системой необходимо осуществлять на основе комплекса целей развития системы, объединяющего цели ее подсистем и учитывающего взаимосвязи между ними.

Принцип эмерджентности. Под эмерджентностью системы понимают расхождение ряда целей элементов и подсистем с целями системы и между собой, а также обладание каким-либо ее элементом или подсистемой функциями или свойствами, которыми не обладают другие элементы или подсистемы. В философии эмерджентность означает внезапное появление новых свойств. Пример проявления такого свойства – торговая марка компании, которая присуща ей как системе в целом, распространяется на ее элементы и подсистемы, но ни один из них не может создать ее сам.

Принцип синергии. Означает, что координированное совместное действие ряда систем, подсистем или элементов системы может привести к новым результатам, значительно превышающим сумму результатов, если бы системы действовали отдельно друг от друга. Принцип синергии является одним из главных факторов развития в мире методов кооперации и разделения труда, создания команд в управлении. Синергия в менеджменте возникает в результате умелого и высококвалифицированного управленческого воздействия на сложные системы, подсистемы и элементы, которое раскрывает их инновационные возможности и внутренний потенциал, ведет к росту эффективности.

Эффективность менеджмента основывается на общесистемном подходе к понятию эффективности, сопоставляющем конечные результаты с затратами на их достижение. Проблемы оценки эффективности менеджмента заключаются в том, что эффективность менеджмента имеет многоцелевой характер, должна учитывать синергию, тесно связана с изменениями окружающей среды, например ценами ресурсов, уровнем конкуренции, способностью команды менеджеров генерировать нестандартные решения, которые создают конкурентные преимущества по отношению к компаниям, применяющим стандартные процедуры управления. Комплексная оценка эффективности представляет собой сложную задачу и требует разработки и применения специальных моделей.

Системная модель структуры процессов современного менеджмента может быть представлена в таком виде, как на рис. 7.

Как видно из приведенной модели, процесс менеджмента включает сложное взаимодействие его основных базовых функций.

Основу структуры процесса менеджмента образуют руководство и лидерство, мотивация, планирование и организация управления.

 

ЛИДЕРСТВО, СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ, МОТИВОВ, СТИМУЛОВ · формирование команд менеджеров · выдвижение лидеров · разработка и применение новых систем мотиваций · стимулирования менеджеров и исполнителей
ПЛАНИРОВАНИЕ · разработка многоцелевых стратегических, тактических и оперативных планов, проектов, программ, бюджетов
КОНТРОЛЬ · управленческий контроль · определение отклонений от целей · определение необходимости изменения целей, стратегий, проектов, структуры персонала организаций
КООРДИНАЦИЯ И КОММУНИКАЦИИ · обеспечение многоцелевой согласованности и сбалансированности действий менеджеров подразделений и организаций
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ И ПРОГРАММ
  • руководство процессами внедрения планов
АНАЛИЗ КОНЕЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ, КОРРЕКЦИЯ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ · оценка конечных результатов менеджмента и эффективности достижения целей · разработка мер по изменению целей, мотивов и стимулов, структур управления, процессов производства, персонала
ИННОВАЦИИ · разработка и внедрение инноваций в производстве и в менеджменте · развитие организационной культуры менеджмента

Рис. 7 – Системная модель структуры процессов современного менеджмента

 

Планирование предусматривает разработку многоцелевых планов и программ, связывающих ресурсы организации с ее целями. Организация управления включает процессы разделения и кооперации труда между работниками и подразделениями, определение и распределение задач между исполнителями.

Для эффективного управленческого процесса необходимы координация и коммуникации управленческих действий, обеспечивающие взаимосвязи между работниками, подразделениями и другими организациями.

Лидерство, планирование и организация образуют основную вертикаль управленческого процесса, в то время как координация, коммуникации, инновации, контроль и анализ обеспечивают эффективное достижение поставленных целей, выступая в качестве связующих процессов.

Типичные ошибки в практике применения системного подхода в менеджменте:

• псевдосистемный подход, когда методы решения называют системными, но они ничего общего с системным подходом не имеют, так как не содержат никаких выявленных закономерностей развития систем и подсистем, отсутствует концептуальная модель, которая связывает параметры внутренней и внешней сред, нет критериев эффективности;

• чрезмерное усложнение решаемой проблемы, превращение системного подхода в свою противоположность путем составления большого количества схем, зависимостей. Однако главное назначение системного подхода – это понимание ее поведения и закономерностей развития, определение параметров, влияющих на ее результаты деятельности, эффективность и устойчивость.

Одним из примеров достижений системного подхода явилось создание теории хаоса. Она первоначально появилась как обобщение метеорологических наблюдений в 60-е годы прошлого века. Оказалось, что небольшие изменения отдельных параметров климата, температуры, влажности внезапно сопровождались ураганами, смерчами и другими явлениями. Позже аналогичные процессы наблюдались и в экономике. Многие, казалось бы, устойчивые, прибыльные компании внезапно становились банкротами в результате на первый взгляд незначительных изменений. Финансовые рынки в результате отсутствия явных причин также внезапно входили в кризис, а аналитики не могли объяснить причины происходящего. Одно из положений теории хаоса гласит: в сложных системах возможны такие состояния и конфигурации внутренних и внешних сил и факторов, когда небольшие изменения некоторых из них могут вызвать катастрофу целой системы. По аналогии, например, с небольшими резонансными воздействиями на крупный мост, которые разрушают его. Только в социально-экономических системах эти процессы гораздо сложнее, чем в технических системах.

В 70-е годы прошлого века Т. Питере и Р. Уотерман изучили деятельность ряда компаний-лидеров и выявили качества, присущие им и отличающие их от менее успешных компаний. Эти качества они назвали характерными. К их удивлению всего через несколько лет группа компаний-лидеров изменилась. Многие компании перестали быть лидерами по причинам, которые так и остались невыясненными. Это привело к возникновению теории хаоса в управлении, нового подхода в изучении слабых воздействий на сложные системы, которые могут вызвать катастрофы и превратить даже мощные упорядоченные системы в хаотические конгломераты. Кроме того, возникли проблемы описания переходов систем из стабильных состояний в кризисные и разработки мер по предотвращению кризисов.

Теория хаоса показывает, что сложные системы развиваются не по упрощенным линейным закономерностям, а по сложным, не до конца изученным законам. Развитие систем нельзя экстраполировать (проецировать прошлое на будущее). Нужно создать концептуальную модель и исследовать важнейшие факторы, влияющие на развитие системы.

Методы теории систем универсальны. Если правильно их применять и создавать не шаблонные, а инновационные концептуальные модели, отражающие закономерности процессов развития социально-экономических систем, то получаемые результаты обеспечивают руководство надежными инструментами планирования, прогнозирования и управления.

Современный менеджмент основывается на применении системного подхода и системного анализа как важнейшей научной методологии разработки эффективных стратегий, мер, решений, обеспечивающих успешное развитие социально-экономических систем в сложной, изменяющейся среде.

Его теоретическую базу составляют такие научные дисциплины, как теория организаций, теория систем, кибернетика, синергетика, когнитология. Теория организаций изучает процессы системообразования и их закономерности, природу системообразующих факторов. Теория систем исследует сущность целостности и системности, свойства целого и его частей. Кибернетика изучает проблемы формирования и передачи управляющих воздействий для достижения заданного состояния системы произвольной природы. Синергетика исследует механизмы взаимодействия элементов системы в процессе ее самоорганизации и саморазвития. Когнитология – это синтетическая наука, которая изучает процессы восприятия, познания, понимания, представления, мышления, рефлексии и обучения и моделирует принципы организации и работы естественных и искусственных интеллектуальных систем, основываясь как на аналитическом, так и синтетическом подходе. Методологической основой когнитологии являются информационный, кибернетический, системный и синергетический подходы[18].

Развитие когнитологии идет по пути все большего углубления в такие «нерациональные» области, как интуиция и креативность. В практическом менеджменте часто возникают ситуации, связанные с необходимостью описания и осмысления быстрых процессов нахождения решения, часто «самопроизвольного», вырастания осмысленных результатов из хаотической, часто бессмысленной исходной информации.

Из понимания того факта, что направления конкуренции изменились и борьба за интеллектуальные ресурсы потеснила зависимость от природных ресурсов возникла новая концепция когнитивного менеджмента.

Когнитивный менеджмент – это систематическое управление процессами, посредством которых знание идентифицируется, накапливается, распределяется и применяется в организации для улучшения ее деятельности. Принципы когнитивного менеджмента:

· знания возникают и пребывают в умах людей;

· совместное использование знаний предполагает доверие;

· технология делает возможным новые формы когнитивного поведения;

· знание является продуктом творчества, и, чтобы оно развивалось в новых направлениях, его нужно поощрять[19].

Непонимание сущностных основ хозяйственных процессов на уровне руководства промышленных организаций, неспособность согласовывать свои интересы с интересами других хозяйственных субъектов выступают основными препятствиями для реформирования организаций и поиска новых направлений их развития. Неготовность руководства промышленных организаций к проведению преобразований основывается на ряде причин, среди которых можно выделить следующие:

· отсутствие стратегических задач развития;

· отсутствие системы ориентации в рыночной системе: руководство преследует только краткосрочные интересы и не формирует системы отношений и реагирования на происходящие события в окружающей среде,

· управленцы не в состоянии определить основные потребности рынка и способы их удовлетворения;

· старые технократические подходы к управлению, снижающие роль и значение творческого начала при ведении предпринимательской деятельности, а также неспособность создавать новые организационные формы и действовать в качестве их участников.

В результате промышленные организации оказываются в более слабой позиции по сравнению с другими участниками рыночной деятельности, в частности отечественные промышленные организации в целом уступают в конкурентной борьбе продукции импортного производства.

В то же время способность руководства организаций к разработке и проведению различных мероприятий по совершенствованию своей внутренней деятельности и взаимодействия с контрагентами позволяет достичь следующих важных преимуществ:

• повышает адаптационные возможности промышленной организации, при этом вырабатываются защитные механизмы, ориентированные на гибкие изменения порядка работы при внезапных воздействиях внешней среды;

• качественно развивает координацию действий в промышленной организации, трансформируя ее строение от жестких иерархических форм к системе динамичного взаимодействия как между подразделениями, так и между исполнителями и руководителями;

• способствует более рациональному распределению ресурсов, делает их структуру и объемы потребления адекватными сложившейся рыночной конъюнктуре;

• создает возможности для управляющих ориентироваться на решение стратегических задач;

• формирует основу для постоянного повышения квалификационной подготовки персонала, его образования и творческого развития;

• предъявляет новые требования к информационно-аналитическому обеспечению принятия управленческих решений;

• четко формализует обязанности и ответственность сотрудников предприятия;

• улучшает контроль в организации на основе развития систем мониторинга, диагностики и проверки проводимых преобразований, оценки их эффективности.

Безусловно, само по себе реформирование автоматически не ведет к достижению промышленной организацией различных экономических и управленческих успехов.

Проведение формальных и незавершенных изменений, отсутствие заинтересованности и инициативы у персонала в проведении преобразований не могут обеспечить достижение значительных эффектов. При этом необходимо учитывать, что реформирование отечественных промышленных организаций производится, в основном, не на этапах экономического подъема, а как мероприятие по преодолению кризисной ситуации. С этих позиций можно выделить две группы промышленных организаций, проводящих внутреннее и межфирменное реформирование.

Первую группу составляют промышленные организации, возникшие в результате проведения рыночных реформ и уже прошедшие определенные этапы в своем развитии. Изменяющаяся рыночная обстановка требует изменения их деятельности (дальнейшего развития или сокращения), что ставит задачи по проведению организационных и экономических преобразований, направленных на поиск форм хозяйствования, адекватных современному рыночному хозяйству. Главная проблема, связанная с применением реформирования в этой группе промышленных организаций, – переоценка ее руководством значимости предпринимательских и творческих свойств менеджмента, его способности ориентироваться в текущей обстановке, и недостаточное внимание к информационно-аналитической и методологической подготовке проводимых преобразований. Тем не менее, многие из крупных современных промышленных организаций начали создавать подразделения, нацеленные на проведение преобразований, например, дирекции развития или стратегического планирования.

Вторую группу составляют государственные и бывшие государственные, ныне приватизированные, промышленные организации, сохранившие традиционные подходы к организации управленческой деятельности. Для них функция реформирования является традиционной, но в более негативном аспекте проведения формальных преобразований административными методами, сложившимися еще в период централизованного управления экономикой. Данный подход также не предполагает серьезного умения анализировать и предвидеть, определять стратегические цели развития и находить пути их достижения.

Необходимо обратить внимание и на то, что практически отсутствует достаточная теоретическая и методологическая база реформирования промышленных организаций, которая в настоящее время, в основном, представлена узкофункциональными методиками модернизации отдельных направлений хозяйственного развития: улучшения финансовой деятельности, маркетинговой и логистической работы, управления персоналом и т.д. Комплексные методики (в частности, реинжиниринг) проходят только первые этапы своего становления и развития, что ставит задачи по ускорению их разработки и расширению масштабов внедрения.

Реформирование промышленных организаций хотя и проявляется через волю и сознание его руководителей и реализуется только при их творческом и инициативном подходе, но обусловливается, прежде всего, причинами объективного характера. В качестве основных факторов возрастающей роли реформирования в функционировании промышленных организаций в условиях современного рыночного хозяйства могут быть выделены следующие наиболее общие тенденции экономического развития.

Глобализация, увеличение масштабов и усложнение экономических систем. Несмотря на возрождение и успешное развитие малого и среднего бизнеса, лидирующее положение на современном рынке занимают крупные предприятия. Значительную часть потребностей современного человека удовлетворяют несколько сотен крупнейших транснациональных корпораций. Последние десятилетия отчетливо наблюдаются тенденции к глобализации бизнеса, экономики ведущих государств переживают бум слияний и поглощений.

В российской экономике также сложилось преобладание очень крупных организаций в различных сферах хозяйствования, но это вызвано больше спецификой исторического развития отечественной индустрии. В то же время уже в рыночных условиях начинают формироваться качественно новые хозяйственные образования – финансово-промышленные группы, играющие заметную роль в экономической жизни страны.

Дальнейший рост экономических образований непосредственно связан с процессом реформирования существующих промышленных организаций, а также системы их взаимосвязей.

Высокая изменчивость внешней среды. Значительная скорость изменений рыночного окружения предопределяет необходимость систематических изменений в промышленной организации и совокупности её внешних связей. Постоянно меняющаяся конъюнктурная обстановка, развитие технологий, на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, кардинальное преобразование отдельных сфер жизни и социальных отношений – все это приводит к значительным преобразованиям внешней среды, следовательно, такие же быстрые и глубокие изменения должны реализовываться и в хозяйственных системах.

В отечественных условиях на изменчивость внешней среды значительное влияние оказывает также трансформационный этап развития экономики, характеризуемый социально-политической нестабильностью, слабостью государственного регулирования, практически отсутствием механизмов саморегулирования.

Высокая изменчивость внешней среды предопределяет необходимость расширения информационной базы обоснованности принимаемых управленческих решений, развития систем мониторинга и прогнозирования, формирования универсального инструментария реагирования на происходящие изменения и реформирования сложившихся правил осуществления хозяйственной деятельности.

Гуманизация управления. В условиях индустриальной экономики исполнитель рассматривается как обезличенный элемент производственного механизма, что предполагает управление работником на основе его детализированного инструктажа и контроля за скоростью и качеством выполнения порученных операций. С преобладанием ориентации на оказание наибольшего сервиса потребителю, с развитием сферы услуг в составе мер руководства персоналом начинают преобладать методы, ориентированные на самостоятельное выполнение работником необходимых функций, стимулирование его инициативы и творческих возможностей. Такой подход предполагает обучение и изменение статуса исполнителя, что не только вызывает необходимость реформирования системы управления персоналом, но и ставит задачи по изменению роли и значения исполнителей в хозяйственных процессах в промышленной организации.

Рассматривая перспективы и возможности реформирования в микроэкономике, необходимо отметить, что возможности преобразований в промышленных организациях ограничены рядом объективных и субъективных причин, при этом в качестве основных могут быть выделены следующие.

Неопределенность рыночной среды. Высокие темпы изменения рыночной ситуации побуждают промышленные организации к проведению реформирования, но, с другой стороны, сдерживают эти процессы ввиду неясности результативности предпринимаемых усилий. Реформирование выступает инструментом преодоления неопределенности внешней среды, но сам процесс преобразований в значительной степени затруднен из-за высокий изменчивости внутренних и внешних условий деятельности, постоянным образованием новых негативных явлений и ситуаций как в хозяйственной жизни, так и в социально-политической сфере (изменение мер государственного регулирования, обострение социальной обстановке и т.д.).

Издержки реформирования. Проведение реформационных преобразований требует значительных издержек, причем не только финансовых, но и временных, информационных, личностных. Разработка и реализация проектов по реформированию требует дополнительных затрат на:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.061 с.)