Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 3. Организационная деятельность менеджера

Поиск

А.Ю. Цветков

Практические занятия и

задание для контрольной работы

по дисциплине «Менеджмент»

для студентов 3 курса очной формы обучения

 

Архангельск, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Порядок подготовки к практическим занятиям (Методические рекомендации для студентов)  
Список рекомендуемой литературы  
ТЕМА 1. Основные понятия менеджмента  
ТЕМА 2. Стратегическое планирование деятельности организации  
ТЕМА 3. Организационная деятельность менеджера  
ТЕМА 4. Мотивация персонала  
ТЕМА 5. Управленческий контроль  
ТЕМА 6. Разработка управленческих решений  
ТЕМА 7. Коммуникации в менеджменте  
ТЕМА 8. Лидерство в менеджменте  
ТЕМА 9. Командный менеджмент  

Автор-разработчик:

Александр Юрьевич Цветков,

Доцент кафедры менеджмента,

Кандидат экономических наук


ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

(Методические рекомендации для студентов)

 

Подготовка к практическим занятиям выступает важнейшим этапом эффективной работы студентов, обеспечивающим достижение высоких результатов освоения учебной дисциплины.

Практические задания по каждой теме изучаемой дисциплины разделены на три блока: А – контрольные вопросы, В – темы для самостоятельного изучения, С – практическое задание. На первом этапе подготовки необходимо изучить контрольные вопросы (А), используя список рекомендуемой литературы, на втором этапе – разобрать темы для самостоятельного изучения (В), и только после внимательного изучения теоретических основ рассматриваемой темы следует переходить к третьему этапу – выполнению практического задания (С).

Практические задания выполняются на примере конкретной компании. Студенты должны самостоятельно выбрать организацию, которая будет выступать в качестве объекта практических исследований. Ниже приводится примерный список рекомендуемых организаций, которые можно выбрать для выполнения практических заданий. Все практические задания рекомендуется выполнять на примере одной компании, поскольку результаты выполнения предыдущих заданий могут быть использованы при выполнении последующих заданий.

Примеры организаций, которые можно выбрать в качестве объекта исследований на практических занятиях:

- ПАО «Сбербанк России» и другие кредитные организации;

- ПАО «Российские железные дороги» и другие транспортные компании;

- ПАО «Газпром» и другие энергетические компании;

- ПАО «Мегафон» и другие компании, предоставляющие услуги связи;

- ФГАОУВО «Северный арктический федеральный университет имени М.В.Ломоносова»;

- организации, действующие на региональном рынке города Архангельска и Архангельской области в различных сферах (ОАО «Молоко», ТФ «Петровский» и др.);

- другие организации различных сфер деятельности.

По завершению практических занятий для получения допуска к ЭКЗАМЕНУ по дисциплине «Менеджмент» каждому студенту необходимо подготовить и сдать преподавателю индивидуальный отчёт по выполнению практических заданий, оформленный как контрольная работа, состоящий из следующих основных разделов:

1. Краткая характеристика организации, на примере которой выполняются практические задания (полное название, нормативно-правовая основа функционирования, история, сфера деятельности, рынок сбыта, цель и задачи организации).

Далее в ОТЧЁТ (контрольную работу) включаются результаты выполнения практических заданий по всем изученным темам:

2. «Примеры реализации основных функций менеджмента» (таблица 1).

3. «SWOT-анализ и стратегия развития компании» (матрица SWOT-анализа и формулировка стратегии).

4. «Анализ организационной структуры управления».

5. «Теории мотивации».

6. «Содержание контрольных мероприятий» (Таблица 2).

7. «Типовой процесс разработки рационального решения» (Таблица 3).

8. Конкретная ситуация «Бутики Христодара».

9. «Качества и компетенции лидера в разных областях деятельности» (Таблица 4).

10. «Личные цели и миссия команды» (Таблица 5).

 

Индивидуальный отчёт (контрольная работа) должен включать титульный лист, оформленный по стандарту, и тематический план отчёта (содержание), включающий десять разделов. После выполнения каждого практического задания должен быть сделан вывод, отражающий основные результаты работы. После выполнения всех практических заданий следует сделать общий вывод о проблемах и перспективах развития компании на рынке с позиции менеджера, о роли менеджмента в развитии организации. Кроме того, необходимо указать источники, которые были использованы при выполнении практических заданий, при необходимости в тексте отчёта делать ссылки на них.

 

На титульном листе необходимо указать тему контрольной работы – «Практическая реализация функций менеджмента (на примере ____ вписать полное название компании ________)».

 

 

Таким образом, индивидуальный отчёт по выполнению практических заданий (контрольная работа) должен включать следующие структурные элементы:

- Титульный лист.

- Содержание.

- Основная часть, состоящая из десяти разделов.

- Выводы.

- Список использованных источников.

Объём отчёта определяется необходимостью полного и качественного выполнения практических заданий и может составлять в среднем от 18 до 25 страниц.

Результаты выполнения практических заданий отражают степень освоения студентом учебной дисциплины и являются основой результирующей отметки.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. – М.: Магистр, Инфра-М, 2014. – 576 с.

2. Гапоненко А.Л, Савельева М.В. Теория управления: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2015. – 338 с.

3. Гапоненко А.Л. Менеджмент. – М.: Юрайт, 2014. – 400 с.

4. Дафт Р.Л. Менеджмент: учебник МВА. – СПб.: Питер, 2015. – 656 с.

5. Кравченко А.И. История менеджмента: учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2009. – 560 с.

6. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2013. – 672 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Адизес И.К. Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 264 с.

2. Адизес И.К. Стили менеджмента. Эффективные и неэффективные. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 200 с.

3. Друкер П.Ф. Идеальный руководитель. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 240 с.

4. Друкер П.Ф. Практика менеджмента. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 416 с.

5. Котлер Ф., Келлер К. Маркетинг менеджмент. – Спб.: Питер, 2015 – 800 с.

6. Михненко П.А. Теория менеджмента: учебник. – М.: Московский финансово-промышленный университет "Синергия", 2014. – 448 с.

7. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 524 с.

8. Прохоров А.П. Русская модель управления. – М.: Студии Артемия Лебедева, 2014. – 496 с.

9. Классики менеджмента: Энциклопедия / Под ред. М. Уорнера. – СПб: Питер, 2001. – 1168 с.

 

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ:

 

- Менеджмент в России и за рубежом;

- Российский журнал менеджмента;

- Менеджмент сегодня;

- Проблемы теории и практики управления;

- Секрет фирмы.

 


ТЕМА 1. Основные понятия менеджмента

А – Контрольные вопросы:

1. Определение менеджмента. Различные трактовки термина «менеджмент».

2. Специфика понятий «менеджмент» и «управление». Роль менеджмента в повышении конкурентоспособности компании и развитии экономики.

3. Вертикальное и горизонтальное разделение управленческого труда.

4. Функции менеджмента и их взаимосвязь. Процесс управления.

5. Специальные (дополнительные) функции менеджмента.

6. Ресурсы менеджмента: современные приоритеты.

7. Основные подходы к менеджменту: системный, процессный, ситуационный и др.

8. Менеджмент как наука и как искусство.

9. Менеджер и предприниматель: соотношение понятий.

10. Профессионализация современного менеджмента.

11. Профессия менеджера. Модель компетенций менеджера.

12. Особенности менеджмента в России и его исторические корни.

13. Основные проблемы современного менеджмента и пути их решения.

14. Национальные особенности менеджмента (американская и японская модели менеджмента).

В – Темы для самостоятельного изучения:

1. Цели и задачи современного менеджмента.

2. Управленческие роли менеджера (по Генри Минцбергу).

3. Методы менеджмента.

4. Основные этапы развития менеджмента в XX веке.

С – Практическое задание «Примеры реализации основных функций менеджмента»

Планирование, организация, мотивация, контроль и координация являются основными функциями управления (менеджмента). Приведите примеры реализации каждой из функций в зависимости от специфики управленческой деятельности. Перерисуйте и заполните таблицу 1.



Таблица 1 – Примеры реализации основных функций менеджмента

Сфера деятельности Основные функции менеджмента
Планирование Организация Мотивация Контроль Координация
Магазин (пример) Регламентирование объемов поставок товаров; рабочих смен продавцов; времени поставки товаров Распределение обязанностей между консультантами; отчетность кассиров перед старшим кассиром Премии за лучшее обслуживание покупателей; профессиональный рост: стажер-продавец - ст. продавец Контроль рабочего времени и качества работы продавцов, количества товаров на складе, объемов продаж Совместная работа консультантов и кассиров; решение спорных ситуаций; оперативная связь с поставщиком
Автозавод          
Университет          
Ресторан          
Спортивный комплекс          
Выбранная вами организация          

ТЕМА 2. Стратегическое планирование деятельности организации

А – Контрольные вопросы:

1. Место функции планирования в структуре управления.

2. Планирование и прогнозирование.

3. Факторы, влияющие на развитие организации (внутренние и внешние).

4. Целеполагание в менеджменте. Требования к целям (SMART-принцип).

5. Стратегия организации.

6. Миссия, стратегия, цели: соотношение понятий. Примеры по компаниям.

7. Стратегия и стратегический план.

8. Стратегические, тактические и оперативные планы.

9. Механизмы реализации стратегии.

10. Оценка эффективности стратегии.

11. Цикл стратегического менеджмента в организации.

В – Темы для самостоятельного изучения:

1. Значение миссии в управлении компанией. Правила формулирования миссии организации.

2. Технология проведения SWOT-анализа организации: основные этапы.

3. Методы анализа факторов внутренней и внешней среды фирмы.

4. Классификация целей. Дерево целей.

5. Стратегии развития организации. Система планирования в организации.

С – Практическое задание «SWOT-анализ и стратегия развития компании»

Цель: сформулировать стратегию развития организации на основе результатов SWOT-анализа.

План выполнения задания:

1) Представить миссию организации.

2) Провести SWOT-анализ компании по всем основным этапам (определение факторов, ранжирование факторов, сопоставление факторов). Представить матрицу SWOT-анализа.

3) На основе ранжирования и сопоставления факторов внутренней и внешней среды сформулировать цели и стратегию развития организации. Определить тип выбранной стратегии, оценить её эффективность.

 


ТЕМА 4. Мотивация персонала

А – Контрольные вопросы:

1. Сущность мотивации и потребности индивида.

2. Роль функции мотивации в менеджменте.

3. Связь мотивации с другими функциями менеджмента.

4. Мотивация и мотивирование.

5. Стимул, мотив, мотиватор: соотношение понятий.

6. Методы мотивирования.

7. Стратегия мотивации. Программа мотивирования сотрудников.

8. Особенности и проблемы мотивации в России.

9. Мотивация студента в учебной деятельности.

10. Самомотивация.

11. Мотивация руководителя предприятия.

В – Темы для самостоятельного изучения:

1. Содержательные теории мотивации.

2. Процессуальные теории мотивации.

3. Концепция трудовой мотивации В.И. Герчикова.

4. Анализ практического опыта эффективной мотивации сотрудников современных компаний (на примерах конкретных предприятий).

С – Практическое задание «Теории мотивации»

Необходимо ответить на вопросы по следующей ситуации:

«В обувном магазине назрела конфликтная ситуация между подчиненными и руководством. Несколько продавцов-консультантов обвинили администрацию магазина в том, что всем назначают одинаковую заработную плату вне зависимости от вклада каждого работника».

Вопросы:

1. Какие теории мотивации необходимо изучить руководству для правильного понимания данной проблемы?

2. Каким образом можно убедиться в справедливости выводов продавцов-консультантов?

 

КС «Бутики Христодара»

 

Жанна Христодар только что получила университетскую степень бакалавра по направлению «Менеджмент» и сразу же включилась в работу компании своего отца. Ее отец Богдан Христодар являлся владельцем и президентом компании «Бутики Христодара». Компания владела сетью из 12 магазинов модной женской одежды в ряде крупных городов России. Компанию еще в конце перестройки основал дед Жанны. Связи и опыт деда, долгое время работавшего в сфере советской торговли, и последние 10 лет деятельности ее отца в области женской одежды, их умение покупать и продавать эту одежду превратили компанию из одного магазина в центре Москвы в достаточно большую сеть магазинов. Управленческий стиль Богдана Христодара, по сути, был продолжением стиля его отца. Оба получили образование при старой системе, один — торговое, а другой — политехническое. Богдан знал, что и как он делает. Он был горд тем, что был способен «держать руку на пульсе» всех деталей по покупке, рекламе и управлению магазинами. Каждый из менеджеров его магазинов, равно как и члены правления, встречались с ним каждые две недели в Москве. Между этими встречами Богдан тратил 2—3 дня каждой недели на посещение своих магазинов и работу с их менеджерами.

Однако главной его заботой было то, как люди коммуницируют и как они замотивированы к работе. Он отмечал, что на заседаниях, которые он проводил, все его менеджеры и специалисты слушают его очень внимательно. Тем не менее, от суждений, которые они делали, его начала беспокоить мысль: слышат ли они его или просто внимательно слушают. Как результат, ряд его указаний точно не выполнялись магазинами. Он часто сам правил документацию и рекламные проспекты. В некоторых магазинах работники поговаривали о вступлении в профсоюз. Нередко приходилось слышать то, что ему совсем не нравилось. Так, ему стало известно, что многие работники компании, включая некоторых менеджеров, знают, что пытается делать его компания, и уверены, что они могли делать дело лучше, если бы имели шанс говорить непосредственно с Богданом и его ближайшим окружением. Сам Богдан чувствовал, что многие его менеджеры, так же как и служащие магазинов, делали свою работу без каких-нибудь реальных усилий в творчестве, без изобретательности и энтузиазма. Его, кроме того, интересовало, почему некоторые его лучшие работники увольнялись и устраивались на работу к конкурентам.

Когда дочь пришла к нему, чтобы занять должность его специального помощника, он сказал: «Жанна, меня беспокоит происходящее в компании. Очевидно, что это проблема коммуникации и мотивации. Я знаю, что ты изучала менеджмент в университете. Я слышал, как ты говорила о проблемах барьеров и техники коммуникации. Ты называла имена Маслоу, Герцберга, Врума, МакКлелланда и других, кто много знает в области мотивации. Конечно, я сомневаюсь, что эти «психологи» знают достаточно много о бизнесе. Вместе с тем, я знаю о мотивации людей то, что главное – деньги, хороший начальник и хорошие условия работы. Может быть, ты знаешь что-то еще, что поможет мне? Я надеюсь на это. За твое обучение в университете я заплатил немало денег. Мне это недешево обошлось. Так что ты могла бы мне предложить?»

Вопросы к КС:

1. Как тот бизнес, в котором находилась компания, определял политику в области коммуникации?

2. Какой управленческий стиль преобладал у деда и отца Жанны и как он влиял на решение проблем межличностной и организационной коммуникации в компании?

3. Какие формы коммуникации с подчиненными преимущественно использовал Христодар-отец?

4. Где у Христодара-отца происходил сбой в коммуникационном процессе?

5. Какие коммуникационные барьеры имели место в компании? Какие меры вы предложили бы для их устранения?

6. Какие коммуникационные сети использовались Христодаром-отцом во взаимодействии с подчиненными?

7. Какой коммуникационный стиль преимущественно использовал Христодар-отец в общении с подчиненными?

8. Какие невербальные формы коммуникации использовал Христодар-отец и были ли они эффективными? (речь, дистанция, культура времени и т.д.)

9. Как решение вопросов коммуникации в данной ситуации связано с решением проблем мотивации?

10. Как бы вы на месте Жанны ответили ее отцу на его монолог?


 

А.Ю. Цветков

Практические занятия и

задание для контрольной работы

по дисциплине «Менеджмент»

для студентов 3 курса очной формы обучения

 

Архангельск, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Порядок подготовки к практическим занятиям (Методические рекомендации для студентов)  
Список рекомендуемой литературы  
ТЕМА 1. Основные понятия менеджмента  
ТЕМА 2. Стратегическое планирование деятельности организации  
ТЕМА 3. Организационная деятельность менеджера  
ТЕМА 4. Мотивация персонала  
ТЕМА 5. Управленческий контроль  
ТЕМА 6. Разработка управленческих решений  
ТЕМА 7. Коммуникации в менеджменте  
ТЕМА 8. Лидерство в менеджменте  
ТЕМА 9. Командный менеджмент  

Автор-разработчик:

Александр Юрьевич Цветков,

Доцент кафедры менеджмента,

Кандидат экономических наук


ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

(Методические рекомендации для студентов)

 

Подготовка к практическим занятиям выступает важнейшим этапом эффективной работы студентов, обеспечивающим достижение высоких результатов освоения учебной дисциплины.

Практические задания по каждой теме изучаемой дисциплины разделены на три блока: А – контрольные вопросы, В – темы для самостоятельного изучения, С – практическое задание. На первом этапе подготовки необходимо изучить контрольные вопросы (А), используя список рекомендуемой литературы, на втором этапе – разобрать темы для самостоятельного изучения (В), и только после внимательного изучения теоретических основ рассматриваемой темы следует переходить к третьему этапу – выполнению практического задания (С).

Практические задания выполняются на примере конкретной компании. Студенты должны самостоятельно выбрать организацию, которая будет выступать в качестве объекта практических исследований. Ниже приводится примерный список рекомендуемых организаций, которые можно выбрать для выполнения практических заданий. Все практические задания рекомендуется выполнять на примере одной компании, поскольку результаты выполнения предыдущих заданий могут быть использованы при выполнении последующих заданий.

Примеры организаций, которые можно выбрать в качестве объекта исследований на практических занятиях:

- ПАО «Сбербанк России» и другие кредитные организации;

- ПАО «Российские железные дороги» и другие транспортные компании;

- ПАО «Газпром» и другие энергетические компании;

- ПАО «Мегафон» и другие компании, предоставляющие услуги связи;

- ФГАОУВО «Северный арктический федеральный университет имени М.В.Ломоносова»;

- организации, действующие на региональном рынке города Архангельска и Архангельской области в различных сферах (ОАО «Молоко», ТФ «Петровский» и др.);

- другие организации различных сфер деятельности.

По завершению практических занятий для получения допуска к ЭКЗАМЕНУ по дисциплине «Менеджмент» каждому студенту необходимо подготовить и сдать преподавателю индивидуальный отчёт по выполнению практических заданий, оформленный как контрольная работа, состоящий из следующих основных разделов:

1. Краткая характеристика организации, на примере которой выполняются практические задания (полное название, нормативно-правовая основа функционирования, история, сфера деятельности, рынок сбыта, цель и задачи организации).

Далее в ОТЧЁТ (контрольную работу) включаются результаты выполнения практических заданий по всем изученным темам:

2. «Примеры реализации основных функций менеджмента» (таблица 1).

3. «SWOT-анализ и стратегия развития компании» (матрица SWOT-анализа и формулировка стратегии).

4. «Анализ организационной структуры управления».

5. «Теории мотивации».

6. «Содержание контрольных мероприятий» (Таблица 2).

7. «Типовой процесс разработки рационального решения» (Таблица 3).

8. Конкретная ситуация «Бутики Христодара».

9. «Качества и компетенции лидера в разных областях деятельности» (Таблица 4).

10. «Личные цели и миссия команды» (Таблица 5).

 

Индивидуальный отчёт (контрольная работа) должен включать титульный лист, оформленный по стандарту, и тематический план отчёта (содержание), включающий десять разделов. После выполнения каждого практического задания должен быть сделан вывод, отражающий основные результаты работы. После выполнения всех практических заданий следует сделать общий вывод о проблемах и перспективах развития компании на рынке с позиции менеджера, о роли менеджмента в развитии организации. Кроме того, необходимо указать источники, которые были использованы при выполнении практических заданий, при необходимости в тексте отчёта делать ссылки на них.

 

На титульном листе необходимо указать тему контрольной работы – «Практическая реализация функций менеджмента (на примере ____ вписать полное название компании ________)».

 

 

Таким образом, индивидуальный отчёт по выполнению практических заданий (контрольная работа) должен включать следующие структурные элементы:

- Титульный лист.

- Содержание.

- Основная часть, состоящая из десяти разделов.

- Выводы.

- Список использованных источников.

Объём отчёта определяется необходимостью полного и качественного выполнения практических заданий и может составлять в среднем от 18 до 25 страниц.

Результаты выполнения практических заданий отражают степень освоения студентом учебной дисциплины и являются основой результирующей отметки.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. – М.: Магистр, Инфра-М, 2014. – 576 с.

2. Гапоненко А.Л, Савельева М.В. Теория управления: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2015. – 338 с.

3. Гапоненко А.Л. Менеджмент. – М.: Юрайт, 2014. – 400 с.

4. Дафт Р.Л. Менеджмент: учебник МВА. – СПб.: Питер, 2015. – 656 с.

5. Кравченко А.И. История менеджмента: учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2009. – 560 с.

6. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2013. – 672 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Адизес И.К. Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 264 с.

2. Адизес И.К. Стили менеджмента. Эффективные и неэффективные. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 200 с.

3. Друкер П.Ф. Идеальный руководитель. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 240 с.

4. Друкер П.Ф. Практика менеджмента. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 416 с.

5. Котлер Ф., Келлер К. Маркетинг менеджмент. – Спб.: Питер, 2015 – 800 с.

6. Михненко П.А. Теория менеджмента: учебник. – М.: Московский финансово-промышленный университет "Синергия", 2014. – 448 с.

7. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 524 с.

8. Прохоров А.П. Русская модель управления. – М.: Студии Артемия Лебедева, 2014. – 496 с.

9. Классики менеджмента: Энциклопедия / Под ред. М. Уорнера. – СПб: Питер, 2001. – 1168 с.

 

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ:

 

- Менеджмент в России и за рубежом;

- Российский журнал менеджмента;

- Менеджмент сегодня;

- Проблемы теории и практики управления;

- Секрет фирмы.

 


ТЕМА 1. Основные понятия менеджмента

А – Контрольные вопросы:

1. Определение менеджмента. Различные трактовки термина «менеджмент».

2. Специфика понятий «менеджмент» и «управление». Роль менеджмента в повышении конкурентоспособности компании и развитии экономики.

3. Вертикальное и горизонтальное разделение управленческого труда.

4. Функции менеджмента и их взаимосвязь. Процесс управления.

5. Специальные (дополнительные) функции менеджмента.

6. Ресурсы менеджмента: современные приоритеты.

7. Основные подходы к менеджменту: системный, процессный, ситуационный и др.

8. Менеджмент как наука и как искусство.

9. Менеджер и предприниматель: соотношение понятий.

10. Профессионализация современного менеджмента.

11. Профессия менеджера. Модель компетенций менеджера.

12. Особенности менеджмента в России и его исторические корни.

13. Основные проблемы современного менеджмента и пути их решения.

14. Национальные особенности менеджмента (американская и японская модели менеджмента).

В – Темы для самостоятельного изучения:

1. Цели и задачи современного менеджмента.

2. Управленческие роли менеджера (по Генри Минцбергу).

3. Методы менеджмента.

4. Основные этапы развития менеджмента в XX веке.

С – Практическое задание «Примеры реализации основных функций менеджмента»

Планирование, организация, мотивация, контроль и координация являются основными функциями управления (менеджмента). Приведите примеры реализации каждой из функций в зависимости от специфики управленческой деятельности. Перерисуйте и заполните таблицу 1.



Таблица 1 – Примеры реализации основных функций менеджмента

Сфера деятельности Основные функции менеджмента
Планирование Организация Мотивация Контроль Координация
Магазин (пример) Регламентирование объемов поставок товаров; рабочих смен продавцов; времени поставки товаров Распределение обязанностей между консультантами; отчетность кассиров перед старшим кассиром Премии за лучшее обслуживание покупателей; профессиональный рост: стажер-продавец - ст. продавец Контроль рабочего времени и качества работы продавцов, количества товаров на складе, объемов продаж Совместная работа консультантов и кассиров; решение спорных ситуаций; оперативная связь с поставщиком
Автозавод          
Университет          
Ресторан          
Спортивный комплекс          
Выбранная вами организация          

ТЕМА 2. Стратегическое планирование деятельности организации

А – Контрольные вопросы:

1. Место функции планирования в структуре управления.

2. Планирование и прогнозирование.

3. Факторы, влияющие на развитие организации (внутренние и внешние).

4. Целеполагание в менеджменте. Требования к целям (SMART-принцип).

5. Стратегия организации.

6. Миссия, стратегия, цели: соотношение понятий. Примеры по компаниям.

7. Стратегия и стратегический план.

8. Стратегические, тактические и оперативные планы.

9. Механизмы реализации стратегии.

10. Оценка эффективности стратегии.

11. Цикл стратегического менеджмента в организации.

В – Темы для самостоятельного изучения:

1. Значение миссии в управлении компанией. Правила формулирования миссии организации.

2. Технология проведения SWOT-анализа организации: основные этапы.

3. Методы анализа факторов внутренней и внешней среды фирмы.

4. Классификация целей. Дерево целей.

5. Стратегии развития организации. Система планирования в организации.

С – Практическое задание «SWOT-анализ и стратегия развития компании»

Цель: сформулировать стратегию развития организации на основе результатов SWOT-анализа.

План выполнения задания:

1) Представить миссию организации.

2) Провести SWOT-анализ компании по всем основным этапам (определение факторов, ранжирование факторов, сопоставление факторов). Представить матрицу SWOT-анализа.

3) На основе ранжирования и сопоставления факторов внутренней и внешней среды сформулировать цели и стратегию развития организации. Определить тип выбранной стратегии, оценить её эффективность.

 


ТЕМА 3. Организационная деятельность менеджера

А – Контрольные вопросы:

1. Два значения термина «организация» в менеджменте.

2. Организация как объект менеджмента.

3. Признаки организации.

4. Другие объекты менеджмента.

5. Соотношение объекта и субъекта менеджмента.

6. Организационное проектирование.

7. Функциональная департаментализация и построение организационной иерархии.

8. Многоуровневые и плоские организационные структуры.

9. Степень централизации менеджмента.

10. Факторы внутренней среды организации и их анализ.

11. Организационные полномочия: понятие и виды.

В – Темы для самостоятельного изучения:

1. Основные этапы организационного проектирования.

2. Масштаб управляемости. Закон В. Грейкунаса. Исследования Джоан Вудворд.

3. Принципы эффективного делегирования полномочий.

4. Базовые типы организационных структур.

С – Практическое задание «Анализ организационной структуры управления»

Исходные данные: схема организационной структуры управления компании, данные по особенностям принятия решений в компании, информация о миссии, стратегии и целях компании.

Задание: провести анализ организационной структуры (на примере конкретной компании) по следующему плану:

1) Определить тип организационной структуры управления (ОСУ), провести анализ её положительных и отрицательных сторон.

2) Определить количество уровней управления (анализ ОСУ по вертикали) и департаментов (анализ ОСУ по горизонтали). Определить тип ОСУ (многоуровневая/ плоская ОСУ).

3) Определить степень централизации менеджмента (высокая/средняя/низкая/др.).

4) Проанализировать соответствие ОСУ её стратегии и целям.

5) Сформулировать рекомендации по изменению существующей ОСУ в целях повышения её эффективности и более полного соответствия стратегии и целям. Следует представить схему изменённой ОСУ компании, обосновать необходимость изменений и доказать её эффективность.

ТЕМА 4. Мотивация персонала

А – Контрольные вопросы:

1. Сущность мотивации и потребности индивида.

2. Роль функции мотивации в менеджменте.

3. Связь мотивации с другими функциями менеджмента.

4. Мотивация и мотивирование.

5. Стимул, мотив, мотиватор: соотношение понятий.

6. Методы мотивирования.

7. Стратегия мотивации. Программа мотивирования сотрудников.

8. Особенности и проблемы мотивации в России.

9. Мотивация студента в учебной деятельности.

10. Самомотивация.

11. Мотивация руководителя предприятия.

В – Темы для самостоятельного изучения:

1. Содержательные теории мотивации.

2. Процессуальные теории мотивации.

3. Концепция трудовой мотивации В.И. Герчикова.

4. Анализ практического опыта эффективной мотивации сотрудников современных компаний (на примерах конкретных предприятий).

С – Практическое задание «Теории мотивации»

Необходимо ответить на вопросы по следующей ситуации:

«В обувном магазине назрела конфликтная ситуация между подчиненными и руководством. Несколько продавцов-консультантов обвинили администрацию магазина в том, что всем назначают одинаковую заработную плату вне зависимости от вклада каждого работника».

Вопросы:

1. Какие теории мотивации необходимо изучить руководству для правильного понимания данной проблемы?

2. Каким образом можно убедиться в справедливости выводов продавцов-консультантов?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.237.176 (0.018 с.)