Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности внутреннего и внешнего консультирования

Поиск

 

Различают два вида управленческого консультирования – внешнее и внутреннее. При внешнем консультировании организация приглашает консультантов со стороны на договорной основе, это может быть консалтинговая фирма или индивидуальный консультант.

Внутреннее консультирование предусматривает постоянную работу консультанта или группы консультантов в штате предприятия с подчинением руководителю предприятия.

К внешним консультантам относятся следующие основные типы.

1. Крупные многофункциональные консультационные фирмы, в штате которых числятся 500–1 000 консультантов. Большую часть таких фирм составляют многонациональные фирмы с филиалами в 20 или более странах (например, Arthur Andersen, Price Waterhouse Coopers и др.). Их размеры позволяют иметь дело с самыми различными клиентами и сложными проблемами; их называют «фирмы по управленческому консультированию с полным набором услуг». Они стараются демонстрировать особое мнение, методики, которые отличают их от других фирм.

2. Службы, выполняющие консультации для руководителей крупных организаций. Они схожи с крупными консультационными фирмами. Их независимое положение, особый статус дают преимущества в формировании имиджа, в получении заказов и в уровне цен, но требуют высокого качества консалтинговых услуг.

3. Мелкие и средние консультантские фирмы, штат которых составляет 50–100 консультантов. Чаще всего они занимаются управленческим консультированием мелких и средних фирм в ограниченной географической области; строго специализированной деятельностью в одной или нескольких отраслях промышленности или сферы услуг; специальным управленческим консультированием в одной или нескольких областях, таких как корпоративная стратегия, управление кадрами, оценка сложности работы, маркетинг и т.д.

4. Организации, оказывающие специальные технические услуги. Эти организации представляют собой компании, обычно созданные специалистами в области математики, вычислительной техники, исследования операций и предлагают специальные услуги в области стратегических исследований, моделирования, прогнозирования, анализа и проектирования систем и др. Они могут быть независимыми, а могут входить в состав определенного вуза или НИИ.

5. Консультативные подразделения в управленческих учреждениях. Они создаются как часть консультационных организаций, осуществляя лизинг своего персонала на фирму-клиента для обучения ее управленцев.

6. Одиночные консультанты. Одиночными консультантами могут быть универсалы, которые подчеркивают свой широкий опыт в области управления, решения проблем или специалисты, работающие в узкой области. Их сильной стороной является высоко индивидуализированный и гибкий подход, который сложнее применять более крупной консультантской компании. Услуги одиночного консультанта дешевле, так как он может избежать многих накладных расходов, присущих крупным организациям. Одиночные консультанты часто неофициально взаимосвязаны, могут собираться вместе для выполнения крупных и сложных заданий.

7. Консультирующие профессора – профессора управления, лекторы, инструкторы и научные работники, основное занятие для которых не консультирование, хотя занимаются они им достаточно регулярно.

8. Нетрадиционные источники услуг по консультированию. К этой группе можно отнести поставщиков и продавцов компьютерной техники и средств связи, поставщиков программного обеспечения, организации, превратившие свои внутренние службы консультирования во внешние консультационные службы.

Внешнее консультирование имеет свои преимущества:

1) большой опыт и широкий кругозор. Возможность передачи знаний от одной фирмы к другой;

2) профессионализм постоянно практикующих консультантов. Наличие методологической базы и инструментария консалтинга;

3) независимость мнения, объективность суждений;

4) свежий взгляд на застоявшиеся проблемы, возможность привнесения свежих идей, инноваций, радикальных изменений.

Недостатки внешнего консультирования:

1) слабое знание заказчиком консультанта приводит к риску некачественного, формального выполнения работ;

2) ограниченное время работы, так как консультант, как правило, работает в организации неполный день и определенный проектный срок;

3) дополнительные затраты времени на профессиональную и социальную адаптацию консультанта. Профессиональная связана с тем, что в различных организациях используются свойственные только им технологии и приемы профессиональной деятельности. Социальная адаптация связана с необходимостью совместной работы с работниками организации в одной команде;

4) вероятность социально-психологического отторжения консультанта неформальной средой организации;

5) вероятность разглашения конфиденциальной информации и ноу-хау (промышленный шпионаж);

6) большие затраты на консалтинговые услуги.

Внутреннее консультирование может быть организованно следующими способами:

1) выделением специальной должности консультанта. Как правило, это специалист, обладающий особыми экспертными и, зачастую, неформализованными (имплицитными) знаниями и умениями, хорошо зарекомендовавший себя, значительное время работающий на предприятии, поднявшийся по карьерной лестнице от рядового работника до ведущего специалиста в определенной предметной области – технической, производственной, финансовой, кадровой, юридической и пр.;

2) организацией специального подразделения, например, внутреннего аудита, которое на основе непрерывной плановой деятельности осуществляет выявление проблем предприятия и разработку рекомендаций по их решению, разработке мероприятий по непрерывному совершенствованию. Такое подразделение целесообразно включить в систему управления качеством продукции (услуг) предприятия;

3) созданием внутрифирменного института наставничества. При этом в роли консультанта-наставника могут быть не только специалисты, но и высококвалифицированные рабочие (работники), которые осуществляют консалтинг в двух направлениях: 1) обучение, профессиональная адаптация молодых неопытных рабочих (работников); 2) участие совместно со специалистами предприятия в решении производственных проблем и реализации научно-технических, инновационных проектов;

4) посредством выделения штабной единицы, например референта, советника руководителя. В этом случае осуществляется индивидуальное консультирование руководителя, выполнение его заданий, носящих зачастую неординарный характер, связанных с конфиденциальной информацией, служебной тайной;

5) созданием штабной структуры (штаба), которая включает, как правило, разнопрофильных специалистов, что позволяет решать определенную проблему в комплексе. Такой штаб может иметь целевое назначение, формироваться под определенный процесс или проект;

6) консультант как временный управляющий предприятием. Для предприятий, находящихся в кризисе, может применяться самоустранение руководителя (владельца) от управления и назначение консультанта.

Внутреннее консультирование имеет преимущества:

1) хорошее знание своей организации, сложившейся ситуации;

2) возможность быстрой реализации принятых управленческих решений;

3) возможность вовлечения в консалтинговый проект новых сотрудников;

4) сохранение конфиденциальной информации;

5) получение сотрудниками, вовлеченными в консалтинг, нового опыта;

6) консультант постоянно работает в организации, он всегда «под рукой» у руководителя;

7) консалтинг может быть перенесен из основного вида деятельности в смежные или процессно-связанные, например во взаимодействие с поставщиками или торговыми посредниками;

8) меньший уровень затрат.

Недостатки внутреннего консультирования:

1) зависимость консультанта от руководителей,

2) субъективность мнения консультанта,

3) недостаточность опыта, профессионализма, отсутствие отработанных технологий консалтинга, неприятие со стороны работников данного человека как консультанта,

4) привязка консультанта к стереотипным решениям.

Целесообразно для обеспечения максимальной эффективности процессов развития объединить усилия внутреннего и внешних консультантов для реализации поставленных целей.

Сформированная из ключевых квалифицированных сотрудников организации рабочая группа, возглавляемая внутренним консультантом, должна стать ядром будущих изменений (после выполнения своих задач внешними консультантами). Она сможет и в дальнейшем поддерживать определенный уровень организационного развития при периодическом наблюдении со стороны внешних консультантов.

Консультант в процессе работы должен соблюдать определенные нормы поведения, придерживаться базовых профессиональных ценностей. Эти вопросы являются весьма важными для установления продуктивных клиент-консультантских отношений.

При работе консультанта с клиентами необходимо установить связь между претензиями заказчиков с одной стороны, приоритетами, ценностями, этическими нормами консультанта с другой стороны и возможными компромиссами между ними.

Что касается внутреннего консультанта, то необходимость компромиссов обусловлена его служебным положением: с одной стороны, он находится в структуре данной организации и имеет руководителя, а с другой – должен быть независимым и объективным. В умении обеспечить этот компромисс и состоит профессиональная особенность внутреннего консультанта.

Консультант может помочь клиенту лишь в том случае, если понимает стоящие перед ним проблемы, а клиент ценит его помощь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 3312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.250 (0.012 с.)