Эволюция понятий конкуренции и конкурентоспособности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция понятий конкуренции и конкурентоспособности



Развитие инновационной экономики немыслимо без внедрения новых технологий как в производственном секторе промышленности, так и структурах организационного, финансового, информационного и других видов обеспечения бизнеса.

Страны, промышленная политика которых нацелена на перевод своей национальной индустрии на производство «чистого продукта» (знаний, информационных ресурсов, технических идей, технологий, патентов и инвестиционных проектов), станут все более недосягаемыми во всех сферах экономической и политической жизни. Всем остальным, не имеющим ни достойной науки, ни новейших технологических разработок, ни информационной инфраструктуры, придется довольствоваться положением сырьевых придатков и «грязных цехов» глобальной индустрии.

При этом, чтобы ускорить этот процесс без потери качества и постоянно наращивать конкурентоспособность, надо ясно понимать механизмы развития сложных бизнес-систем и знать правила эволюции экономики.

Важно пользоваться информационными инструментами, которые при сравнительно небольших затратах быстро и с большой долей вероятности подсказывают ключевые моменты будущего рыночного успеха. В этом случае бизнесменов выручают механизмы предпринимательской самоорганизации, которые в последние десятилетия с нарастающим успехом разрабатываются сравнительно молодой наукой синергетикой в различных сферах человеческой деятельности.

В частности, речь идет о том, что уже сегодня ведущие фирмы мира все шире применяют методы оценки конкурентоспособности того или иного объекта, с помощью которых быстро и эффективно корректируют свое развитие и растущую конкурентоспособность на все более отдаленную по времени перспективу. Разработки такого плана в международной практике ценятся особенно высоко, и наиболее успешные компании воспринимают инновации как средство увеличения прибыли и завоевания более широких сегментов рынка.

Главное достоинство таких методов заключается в том, что они позволяют свести к минимуму рутинную и очень длительную работу изобретателей и целых конструкторских коллективов по перебору возможных вариантов нужного технического решения, намного быстрее выделяют главные направления поиска и подсказывают оптимальные пути достижения конечного результата. Вышесказанное дает четкое понимание того, насколько алгоритмы оценки экономического потенциала инновационных проектов могут повысить конкурентоспособность фирмы. Поясним на примерах.

Когда в США провели сплошное исследование патентов за 1947–1986 годы по 13 традиционным и 24 принципиально новым направлениям научной и производственной деятельности, оказалось, что по группе принципиально новой техники сначала появлялись немногочисленные базисные изобретения, затем наступал период их совершенствования, создавалось много рядовых изобретений, после чего еще целое десятилетие волна инноваций поддерживалась созданием новшеств по группе традиционной техники, которая все еще преобладала над новой. Однако в последующие годы картина принципиально изменилась. Процесс появления на рынках новшеств резко ускорился, и конкуренция между той или другой новой продукцией приобрела гораздо более ожесточенный характер.

Опыт показывает, что лидерами прогресса оказываются фирмы, активно предлагающие рынку принципиально новую продукцию. При этом становится правилом, что на момент выхода на рынок одной разработки на подходе оказывается принципиально новый товар или технология. Выдержать такую «конвейерную гонку» по силам далеко не каждой фирме. И лишь обладая «секретами» современного научного и конструкторского поиска, можно уверенно ориентироваться в информационных потоках, сопровождающих сегодня инновационные процессы.

Изобретательские (новаторские) задачи условно можно разделить на пять уровней сложности:

· первый – требует изучения (осмысления) порядка десяти вариантов инноваций;

· второй – нескольких сотен исследований;

· третий – предполагает осмысления нескольких тысяч подходов к решению проблемы;

· четвертый – десятков и сотен тысяч;

· пятый – не менее миллиона вариантов.

Например, великому американскому изобретателю Томасу Эдисону пришлось поставить целых 50000 опытов, чтобы изобрести щелочной аккумулятор.

В то же время подсчитано, что 77% всех зарегистрированных в мире изобретений относятся к первому и второму уровней сложности. Это так называемые рационализаторские предложения. В принципе, их может вносить каждый: в этом диапазоне не нужна выработка новых задач, новых технологических идей и т.д. Что касается прорывных идей – изобретений с третьего по пятый уровень сложности, их в мировой практике регистрируется менее четверти. Но именно они обеспечивают качественное изменение техники и, в конечном счете, рыночное лидерство фирмы-разработчика.

Для сравнения: один килограмм стали в США стоит 7 центов, килограмм автомобиля – 7 долл., самолета – 700 долл., а килограмм интегральных схем – 7000 долл. Иными словами, знания, «закачанные» в технологию и продукцию, представляют наивысшую коммерческую ценность, дают наибольший экономический эффект, а усилия специалистов в области инновационного развития нацелены на поиск оптимальных изобретательских вариантов высшего уровня сложности[20].

Как отмечается в работах многих ученых[21], качественно изменяют бизнес менее четверти регистрируемых в мире изобретений, и именно за ними охотятся самые крупные фирмы и именно они и определяют конкурентоспособность современных предприятий.

Что же на самом деле означает термин «конкуренция» и как можно оценить конкурентоспособность того или иного предприятия?

Учитывая, что конкурентный рынок в России начал развиваться только с началом перестройки, а по большому счету только с середины 90-х годов, представляется целесообразным провести небольшой ретроспективный анализ развития понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность» в экономической науке на основе разнообразных литературных источников.

За основу при проведении анализа взята работа Х. А. Фасхиева и И. М. Гараева «Анализ состояния проблемы управления конкурентоспособностью организации сферы услуг»[22], различные источники советских времен, приведенные ниже, а также ряд экономических словарей. Согласно крупнейшему экономическому Интернет-словарю Глоссарий.ru[23] понятие конкуренция (competition) происходит от латинского слова concure, означающего «сталкиваться», и имеет три базовых значения:

· в повседневном понимании – соперничество экономических субъектов за лучшие условия производства, купли и продажи товаров;

· в классической экономической теории – элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение;

· в теории строения рынка – критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

Синонимами слова «конкуренция» являются «соперничество, соревнование, состязание», а антонимом, соответственно, «партнерство».

В советское время под конкуренцией понималось следующее.

Конкуренция (позднелатинское concurrentia, от латинского concurro – сбегаюсь, сталкиваюсь) – свойственная товарному производству, основанному на частной собственности на средства производства, антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров; при капитализме – борьба между капиталистами за получение наивысшей прибыли. Конкуренция порождается частнокапиталистической собственностью на средства производства, когда между производителями не существует иной экономической связи, кроме рынка. Одновременно конкуренция является механизмом стихийного регулирования общественного производства.

В результате конкуренции происходит разорение одних производителей и обогащение других (экономически более сильных), происходит дифференциация мелких товаропроизводителей, что неизбежно приводит к развитию капиталистических производственных отношений.

Наиболее полное развитие конкуренция получает в условиях капитализма (добавим также, что, по современным экономическим понятиям, – в условиях рыночной экономики – Прим. авт.).Она проявляется в действии экономического закона конкуренции и анархии производства (данный термин вполне характерен для социалистических условий хозяйствования). Формы и методы конкурентной борьбы менялись на различных этапах развития капитализма.

При домонополистическом капитализме преобладала свободная конкуренция, которая характеризовалась сравнительно мирными методами, сводилась к экономическому подавлению соперника, то есть к его разорению, главным образом методом открытой ценовой конкуренции (сбивания цен). В этот период в наиболее «чистом» виде проявляются две основные формы конкурентной борьбы – внутриотраслевая конкуренция, которая ведется за влияние и место на рынке (в результате ее образуется единая общественная или рыночная стоимость), и межотраслевая конкуренция за наиболее прибыльные сферы приложения капиталов.

В результате межотраслевой конкуренции происходит перелив капиталов из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой прибыли, что ведет к образованию средней нормы прибыли, одинаковой во всех отраслях производства. Таким образом, конкуренция является антагонистической формой развития производительных сил в капиталистическом хозяйстве.

Каждый товаропроизводитель, капиталист или отдельная монополия, стремясь снизить издержки производства, чтобы выжить в борьбе всех против всех и уничтожить соперника, вынуждены независимо от своей воли использовать современную машинную технику, прогрессивную технологию, развивать новые отрасли и виды производства.

Конкуренция выступает мощным фактором концентрации производства, которая на определенной ступени приводит к возникновению монополий и перерастанию капитализма свободной конкуренции в империализм – высшую и последнюю стадию капитализма. Свободная конкуренция сменяется монополией. Но господство монополий не устраняет конкурентной борьбы, так как конкуренция за присвоение результатов труда остается. Сохраняется анархия производства, антагонизм интересов различных монополистических групп, различных слоев буржуазии. И чем интенсивнее развивается монополистический капитализм, тем сильнее обостряется конкуренция, характер ее зависит от степени монополизации капиталистического хозяйства.

Создатель советского государства В. И. Ленин, в частности, писал: «...монополии, вырастая из свободной конкуренции, не устраняют ее, а существуют над ней и рядом с ней, порождая этим ряд особенно острых и крутых противоречий, трений, конфликтов»[24].

Монополия, выросшая из свободной конкуренции, является прямой ее противоположностью. Монополия существует в обстановке товарного производства, находится в постоянном противоречии с ней. Поскольку монополии хотя бы на время могут устанавливать монопольные цены, постольку до известной степени исчезает стимул к техническому прогрессу, но тем не менее «... монополия при капитализме никогда не может полностью и на очень долгое время устранить конкуренции с всемирного рынка...»[25].

Конкуренция ведется уже на новой основе. Взаимодействие сил монополии и конкуренция составляет важнейшую особенность экономического механизма в эпоху господства монополий. Решающее значение приобретает конкуренция между крупнейшими корпорациями: внутриотраслевая, межотраслевая, в рамках национальных хозяйств и в масштабе всей капиталистической системы.

Конкуренция осуществляется также между монополиями и немонополизированными предприятиями (аутсайдерами), причем монополии широко используют методы прямого давления:

· лишение аутсайдеров покупателей (через соглашения с торговыми компаниями);

· затруднение транспортировки их товаров (через соглашения с транспортными компаниями);

· лишение кредита и т.п.

В известной мере конкуренция имеет место и внутри монополистических объединений. Особенно острая конкурентная борьба развертывается из-за источников сырья, из-за рынков сбыта. Важнейшая особенность монополистической конкуренции – изменение роли конкуренции цен. Она ведется посредством маневрирования ценами (система тайных скидок и уступок по сравнению с объявленными ценами для крупных покупателей; общие и частичные распродажи товаров по сниженным ценам; установление одинаковой цены на товары различного качества).

Государство предоставляет крупнейшим монополиям бесплатные субсидии, льготные тарифы, право ускоренной амортизации, то есть установления чрезмерно высоких норм износа основного капитала. Таким образом, механизм стихийного рыночного регулирования находится под воздействием частномонополистического и государственного регулирования.

Здесь также уместно привести и современное определение монополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция – тип несовершенной конкуренции, при котором на рынке имеется небольшое количество фирм, продающих дифференцированную продукцию и осуществляющих ценовой контроль над продажной ценой предлагаемых ими товаров[26].

Для современной монополистической конкуренции особенно характерно широкое использование различных форм неценовой конкуренции (техническое превосходство, качество и надежность изделий, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, условия оплаты). В руках крупнейших корпораций нововведения становятся орудием конкурентной борьбы на национальном и мировом рынках. Именно крупнейшие компании сосредоточивают в своих руках основные производственные мощности в динамичных отраслях, имеют исследовательские лаборатории и научные кадры, концентрируют у себя основные патенты, располагают необходимыми капиталами и пользуются правительственными субсидиями и заказами.

Монополистическую конкуренцию можно рассматривать как неполную монополию. Данный тип конкуренции характерен для единичных и опытно-конструкторских производств, выпускающих уникальное оборудование и продукцию и ведущих борьбу на рынке с ограниченным числом соперников. Это связано с тем, что руководство этих фирм понимает, что только их фирма и фирма-конкурент могут производить и поставлять на рынок такую продукцию, и ориентирует свою деятельность не на запросы покупателя, который будет просто вынужден приобрести необходимый ему товар (как, например, в случае диабетического больного, которому жизненно необходим инсулин), а на деятельность и объемы производства своего конкурента. Таким образом, весь объем продукции данного рода на рынке и составляет суммарный объем ограниченного числа фирм. Можно сказать, что тут есть поле для недобросовестной конкуренции и ценовой политики, но это уже, скорее, вопрос деловой этики и психологии, а не экономической науки.

Одним из основных средств конкурентной борьбы является реклама. Она способствует перераспределению рынков между конкурентами, увеличению их емкости и созданию новых рынков. Крупные компании широко используют в конкурентной борьбе внерыночные формы борьбы: финансовые махинации, спекуляции ценными бумагами, судебные тяжбы, экономические бойкоты, принуждения к слиянию вплоть до прямых диверсий и т.д. Все эти методы и формы конкурентной борьбы ведут к росту издержек корпораций, которые перекладываются на общество через механизм монопольно высоких цен. Монополистическая конкуренция, с одной стороны, ускоряет темп научно-технических, организационных и структурных изменений, с другой – обостряет противоречия капитализма. «Именно это соединение противоречащих друг другу начал: конкуренции и монополии и существенно для империализма, именно оно и подготовляет крах, т. е. социалистическую революцию» [27], – указывал В. И. Ленин[28].

Термин «конкуренция» на практике не применялся в советской экономике. Так, в словаре политической экономии[29] конкуренция определялась как «антагонистическая борьба между частными товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров».

В экономическом словаре-справочнике 1985 года издания под редакцией профессора А. В. Моисеева[30], который был подписан в печать уже после официального объявления начала перестройки в СССР в апреле того же года, отмечается, что «наибольшее развитие конкуренция получает в условиях капиталистического способа производства. Цель конкуренции – борьба за получение возможно большей прибыли. В ходе конкуренции происходит массовое разорение мелких и средних товаропроизводителей, банкротства предприятий».

В социалистическом обществе, основанном на общественной собственности на средства производства и планомерной организации производства, конкуренции как таковой не существовало.

В частности, в работе В. И. Седова[31] напрямую указывалось, что «отношения товарищеского сотрудничества и братской взаимопомощи порождают социалистическое соревнование, являющееся прямой противоположностью капиталистической конкуренции».

Во времена плановой экономики понятие конкуренции совмещалось с анархией, хищническими методами ведения хозяйства и тяжелыми социальными последствиями. Элементы конкуренции и конкурентной борьбы были знакомы только руководителям тех предприятий, чья продукция шла на внешний рынок. Отсутствие частной собственности на средства производства и установление планов для всех предприятий являлось причиной отсутствия конкуренции.

В работе Х. А. Фасхиева, И. М. Гараева[32] приводится следующая классификация понятия «конкуренция» (табл. 1).

Таблица 2

Определения термина конкуренция

Автор определения Определение
1.Азоев Г. Л., Завьялов П. С., Лозовский Л. Ш., Поршев А. Г., Райзберг Б. А. [33] Экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.
2. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» [34] Состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
3. Киперман Г. Я. [35] Процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы изготовителей и поставщиков при реализации продукции, экономическое соперничество между обособленными товаропроизводителями или поставщиками товаров (услуг) за наиболее выгодные условия сбыта.
4.Макконнел К. Р., Брю С. Л. [36] Наличие на рынке большего числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно входить на рынок и покидать его.
5.Маршалл А. [37] Состязание одного человека с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо.
6. Ожегов С. И. «Словарь русского языка» [38]. Соперничество, борьба за достижение больших выгод, преимуществ.
7.Спиридонов И. А. [39] Экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения различных потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли.
7.Перцовский Н. И. [40] Жизнестойкость предприятия, его умение эффективно использовать свой финансовый, производственный, научно-технический и трудовой потенциалы.
8.Фатхутдинов Р. А[41]. Это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.
9.Фатхутдинов Р. А. [42] Соперничество, борьба юридических или физических лиц за покупателя и выживание в условиях действия жесткого закона конкуренции как объективного процесса «вымывания» с рынка некачественных товаров и услуг.

Наличие конкуренции на рынке товаров или услуг, на котором действует предприятие, требует от него обеспечения определенной конкурентоспособности или в противном случае грозит вытеснением его с данных рынков.

В чем же все-таки сущность конкуренции и конкурентоспособности?

С. И. Ожегов в «Словаре русского языка» термин конкурентоспособность трактует «как способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам»[43]. Данное определение конкурентоспособности не дает полного представления об этом понятии и не применимо для оценки конкретного товара или услуги.

М. И. Кныш[44] характеризует конкурентоспособность как степень притягательности данного продукта для совершающего реальную покупку потребителя. По его мнению, конкурентоспособность связана не с отличительными характеристиками товара как таковыми, а с его привлекательностью для клиентов, делающих покупку.

Профессор Р. А. Фатхутдинов[45] определяет конкурентоспособность как способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. Автор подчеркивает, что товар или услуга являются конкурентоспособными или неконкурентоспособными на конкретном рынке.

По мнению Р. А. Фатхутдинова, конкурентоспособность может рассматриваться относительно таких объектов, как нормативные акты, научно-методические документы, проектно-конструкторская документация, технология, производство, работник (рабочая сила), недвижимость, информация (информационное обеспечение), организация (организационная структура), выпускаемая продукция или оказываемая услуга, регион, отрасль, государство или любая сфера макросреды.

П. В. Забелин, Н. К. Моисеева[46] дают определение конкурентоспособности как способности приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной или как превышение над среднестатистической прибылью в соответствующей сфере бизнеса.

Крупнейший специалист по оценке качества рабочей силы Л. Г. Миляева[47] считает основополагающими в понятии конкурентоспособности рабочей силы следующие моменты:

· во-первых, в самом широком смысле конкурентоспособность – это способность «не участвовать» в состязании, а «выиграть» его;

· во-вторых,«предметом» (объектом) состязания являются не все, а лишь «качественные» рабочие места;

· в -третьих, конкурентоспособность – понятие объективно-субъективное, поскольку, с одной стороны, требования к качеству рабочей силы «объективно формулируются» рабочими местами (вернее, их производственным потенциалом), с другой – субъективными предпочтениями работодателей (менеджеров);

· в-четвертых, конкурентоспособность – понятие относительное, требующее обязательного разъяснения, то есть «конкретизации сегмента» рынка труда или внутрифирменной модели занятости, рабочие места которого являются объектом конкуренции.

В. П. Грошев толкует конкурентоспособность как комплекс потребительских свойств товара, определяющий его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребностей покупателей и затратам на его приобретение и эксплуатацию[48]. Данное определение является наиболее полным, так как автор учитывает затраты за весь жизненный цикл товара, но при этом не учитывает разную конкурентоспособность товара на различных рынках, в разное время и не оговаривает, кем – потребителем или продавцом – оценивается конкурентоспособность.

Такие же недостатки в определении конкурентоспособности присутствуют у О. Д. Андреевой[49] и А. И. Кредисова[50]. Так, А. И. Кредисов пишет следующее: «Конкурентоспособность – это характеристика товара, отражающая его отличие от аналогичного конкурентного товара как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение». Отличие от аналога конкурентного товара, по мнению автора, главное условие конкурентоспособности.

О. Д. Андреева дает оценку конкурентоспособности следующим образом: «Конкурентоспособность – это характеристика товара-конкурента по степени соответствия конкурентной общественной потребности и по затратам на ее удовлетворение». Следует отметить, что степень соответствия товара общественной потребности для различных рынков будет различной. Данная особенность в определении конкурентоспособности не учитывается.

Перечисленные недостатки устранены в определении В. Е. Швеца, которое дается в «Кратком словаре менеджера» под редакцией В. П. Грошева[51]: «конкурентоспособность продукции есть не что иное, как проявление качества продукции в условиях рыночных отношений, и определяется способностью продукции быть проданной на конкретном рынке, в максимально возможном объеме и без убытков для изготовителя». Автор определения показал, что товар или услуга являются конкурентоспособными на конкретном рынке, их продается больше, чем аналогов, и при этом продавец работает с прибылью, которая в свою очередь является одним из показателей эффективности работы любого субъекта рыночной экономики.

Целесообразно также включить в понятие конкурентоспособности как фирмы, так товара и услуги, и так называемый «гудвилл»[52], то есть стоимость нематериальных связей той или иной фирмы, ее потребительский образ, характеризующиеся престижностью ее бренда[53], то есть не только качеством выпускаемой продукции, но и привлекательностью ее имиджа, образа в сознании потребителей, выделяющего его в ряду конкурентов.

Стоит отметить, что подобный подход был умело внедрен в советскую экономику, когда все покупатели заведомо знали, что товар, отмеченный «Знаком качества СССР» или, например, индийский «чай со слоном» есть гарант первоклассного продукта. Это подход сейчас возрождается при помощи стандартов и сертификатов соответствия «Ростеста».

После проведенного досконального анализа понятий конкуренции и конкурентоспособности представляется целесообразным перейти к исследованию и разработке методов оценки конкурентоспособности высокотехнологичных производств.

Анализ структуры иерархии позволяет некоторым экспертам сделать вывод о том, что конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия соотносятся как часть и целое. При этом отмечается, что конкурентоспособность продукции есть базис иерархии конкурентоспособности, основа конкурентоспособности компании, вследствие чего конкурентоспособность предприятия зависит от конкурентоспособности его продукции. Таким образом, делается вывод о том, что конкурентоспособность продукции является необходимым условием достижения конкурентоспособности компании, ее ключевой составляющей.

Выходя за рамки теоретического анализа, исследователи вполне резонно замечают, что конкуренция предприятий в рыночной экономике принимает форму конкуренции самой продукции, то есть процесс хозяйственной деятельности предприятия может быть оценен через характеристику его продукции, а возможность компании конкурировать на определенном товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности ее товара.

Эта позиция многократно подтверждается хозяйственной практикой, свидетельствующей о том, что абсолютное большинство конкурентоспособных компаний представлено на рынке конкурентоспособной продукцией. И наоборот, сложно себе представить успешное предприятие, производящее продукцию, не пользующуюся спросом у потребителей. В рамках рассматриваемого подхода взаимосвязь между конкурентоспособностью товара и успешностью компании настолько сильна, что эти категории практически отождествляются.

В силу этого множество экономистов под конкурентоспособностью компании понимают ее способность изготавливать и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов. Более того, зачастую в качестве альтернативы понятию «предприятие» применяют термин «товаропроизводитель», подчеркивая тем самым продуктовую составляющую деятельности любого хозяйствующего субъекта.

Согласно указанному подходу вполне очевидной является оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта через оценку конкурентоспособности его продукции. Речь идет о так называемых «продуктовых» методах оценки конкурентоспособности предприятий, которые базируются на суждении о том, что конкурентоспособность предприятия тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. Для определения конкурентоспособности продукции, в свою очередь, используются различные маркетинговые и квалиметрические методы, в основе большинства которых лежит нахождение соотношения цена – качество продукции.

Как правило, в рамках указанной группы методов показатель конкурентоспособности предприятия определяется как средневзвешенное значение среди показателей конкурентоспособности по каждому виду продукции, где в качестве весов выступают объемы реализации соответствующего вида продукции. Показатель конкурентоспособности по отдельным видам продукции определяется как отношение параметрического и экономического индексов.

Параметрический индекс отражает оценку совокупности свойств (параметров) анализируемой продукции относительно конкурирующей (эталонной) продукции и определяется путем суммирования частных параметрических индексов по каждому оцениваемому параметру анализируемого вида продукции с учетом соответствующих весовых коэффициентов. В свою очередь, каждый из частных индексов по соответствующему параметру рассчитывается как отношение фактического значения оцениваемого параметра к значению соответствующего показателя конкурирующей продукции (либо эталонной продукции, выбранной за базу сравнения). Перечень оцениваемых параметров продукции, а также весовой коэффициент каждого из параметров устанавливается экспертным путем.

Экономический индекс определяется как отношение совокупных затрат исследуемой продукции к совокупным затратам конкурирующей (эталонной) продукции. В состав совокупных затрат включается как стоимость самой продукции, так и затраты на ее эксплуатацию и обслуживание (включая ремонты, утилизацию и др.).

На первый взгляд представленный подход дает простую и точную оценку конкурентоспособности любого хозяйствующего субъекта.

Конкурентоспособность продукции оценивается с точки зрения удовлетворения потребностей покупателя. С учетом рассмотренных выше продуктовых методов конкурентоспособность продукции будет тем выше, чем выше ее качественные характеристики и чем ниже ее цена. Конкурентоспособность компании оценивается с точки зрения интересов собственника (руководства, инвестора) хозяйствующего субъекта. Тогда, с точки зрения производителя, увеличение конкурентоспособности его продукции будет связано с ростом издержек на повышение качества продукции и ограничением выручки вследствие сдерживания отпускных цен, что, в конечном итоге, обусловливает сокращение прибыли от продаж (вплоть до возникновения убытков).

Следовательно, можно утверждать, что выполнение задачи по максимизации конкурентоспособности продукции с сугубо экономической точки зрения противоречит цели обеспечения высокой конкурентоспособности компании. Предприятие, производящее пусть даже самую замечательную продукцию, но делающее это с убытками, в долгосрочном периоде конкурентоспособным быть не может. Таким образом, конкурентоспособность продукции не только не является обязательным признаком конкурентоспособности предприятия, но и зачастую может стать причиной ухудшения экономических результатов деятельности хозяйствующего субъекта. Именно поэтому мировая экономика изобилует примерами того, как признанные лидеры, производящие весьма конкурентоспособную продукцию, терпят крах: SAAB, Singer, Polaroid, Pan American, Motorola, ЗМ, NEC. Еще несколько лет назад невозможно было представить себе, что компания Kodak, которая более ста лет являлась пионером в области фотографии, объявит о своем банкротстве. Kodak не смог перестроится с «пленочной» фотографии и не выдержал конкуренции со стороны цифровых технологий.

Важно заметить, что сформулированное противоречие не является антагонистическим. Более того, без минимально необходимого уровня конкурентоспособности продукции невозможно добиться достаточного объема продаж, выручки и приемлемого уровня прибыли компании. Очевидно, что успех приходит к тем производителям, которые находят способы предложить покупателю необходимое соотношение цены и качества, обеспечив при этом достаточный уровень рентабельности продаж. Таким образом, в целях обеспечения высокой конкурентоспособности предприятия важно найти не то соотношение «цена-качество», которое максимизирует продажи, а то соотношение, которое максимизирует операционную эффективность. Те же компании, которые подменяют понятия конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности продукции и пытаются преследовать цели не оптимальной, а максимальной конкурентоспособности продукции, рискуют утратить свои конкурентные позиции.

В связи с этим можно сделать вывод о том, что оценка конкурентоспособности предприятия посредством оценки конкурентоспособности его продукции недопустима по причине того, что критерии оценки конкурентоспособности на указанных уровнях иерархии анализируемой категории диаметрально противоположны, вследствие чего конкурентоспособность продукции далеко не всегда влечет конкурентоспособность предприятия.

Однако остается невыясненной природа очевидной корреляции, существующей между конкурентоспособностью хозяйствующего субъекта и конкурентоспособностью его продукции. Сложно себе представить успешное предприятие, не обладающее портфелем конкурентоспособных продуктов. И если конкурентоспособность продукции не обусловливает конкурентоспособность предприятия, как в этом случае объяснить тот факт, что эмпирическая взаимосвязь между ними носит столь всеобщий и устойчивый характер.

Для того чтобы разрешить эту методологическую коллизию, необходимо проанализировать механизм формирования конкурентоспособности предприятия и роль конкурентоспособности продукции в указанном процессе.

Любое предприятие с точки зрения производственных отношений представляет собой иерархическую организационную систему. Соответственно, и механизм обеспечения конкурентоспособности компании характеризуется, прежде всего, как процесс развития сложной иерархической структуры. Концептуально модель формирования конкурентоспособности хозяйствующего субъекта может быть представлена при помощи пирамиды конкурентоспособности предприятия (рис. 8).

Рис. 8 – Модель формирования конкурентоспособности хозяйствующего субъекта

 

Согласно указанной модели устойчивая конкурентоспособность компании формируется в результате целенаправленных воздействий управления (руководства) предприятия на источники конкурентоспособности в ходе выполнение задач по тактическому и стратегическому менеджменту. Управленческие воздействия проходят через призму источников конкурентоспособности, которые в зависимости от своей конфигурации усиливают величину управленческих воздействий, в результате чего развиваются ключевые компетенции хозяйствующего субъекта, которые проявляются в ходе взаимодействия с внешней средой (в первую очередь с потребителями продукции) в форме конкурентных преимуществ предприятия. Кратко охарактеризуем каждый из уровней пирамиды конкурентоспособности предприятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 2396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.064 с.)