ТОП 10:

Показатели оценки конкурентоспособности производителя



Коммерческая служба особое внимание должна обратить на выявление сильных и слабых сторон деятельности своего предприятия и объективно оценить его возможности. Это необходимо для того, чтобы разрабатываемые меры по повышению конкурентоспособности были реальными и обеспечили успех. При прочих равных условиях преимущество несет то предприятие, которое доводит товар от производства до потребителя с наименьшими затратами. Это важное направление повышения конкурентоспособности, так как предприятие, имеющее более низкие издержки, получает большую прибыль, что повышает его экономическую эффективность, платежеспособность, позволяет развивать свою деятельность.

Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данного предприятия от развития конкурентных предприятий по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции. Обострение конкурентной борьбы (за сбыт своей продукции, за место на рынке) между предприятиями-производителями вынуждает искать их новые способы влияния на решения покупателей. Одним из таких путей является производство товаров наилучшего уровня качества.

Конечными результатами взаимодействия предприятия с рынком являются: объем и динамика продажи товаров, доля рынка, объем прибыли, рентабельность. Оценка конкурентоспособности предприятия на рынке или его сегменте помогает определить потенциальные возможности предприятия и выработать мероприятия по укреплению конкурентных позиций на конкретном рынке. Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как: конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутренних рынках; вид производимого товара; емкость рынка (количество ежегодных продаж); легкость доступа на рынок; однородность рынка; конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке; конкурентоспособность отрасли; возможность технических новшеств в отрасли; конкурентоспособность региона и страны.

Одной из методик оценки конкурентоспособности товара является оценка конкурентоспособности продукции методом расчета показателей конкурентоспособности. По этой методике оценка конкурентоспособности должна проводиться на рынке путем сравнения анализируемого товара с аналогичными товарами других предприятий-производителей. Сравнение должно проводиться независимыми экспертами по заранее выбранным критериям. В качестве таких критериев (показателей) могут выбираться экономические, потребительские, технические и прочие показатели. При выборе показателей для сравнения следует учитывать особенности товара, срок службы, условия потребления и эксплуатации и многое другое.

В качестве экспертов следует выбирать специалистов и потребителей товаров, которые могут наиболее эффективно оценить те или иные качества товаров. Экспертами могут выступать специалисты-технологи, продавцы, покупатели, специалисты сервис-центров, маркетологи.

Оценка проводится в несколько этапов. На первой стадии проводится экспериментальное определение или расчет всех характеристик собственного товара, включая и те, которые можно выявить только в процессе его эксплуатации (энергоемкость, требуемая периодичность смазывания или замены деталей).

На второй – определяются цели оценки конкурентоспособности, которые зависят от стадии жизненного цикла товара, от стратегии и планов развития предприятия и т.д. Перед тем как вывести новый товар на рынок, нужно удостовериться, что он по своим показателям не уступает конкурентам и может привлечь внимание покупателей. Со временем конкурентоспособность товара может либо повышаться, либо снижаться в связи с изменением предпочтений потребителей, появлением новых или уходом с рынка старых конкурентов и т.д.

На третьей – методами маркетинга проводятся сегментация рынка и обоснование целевого сегмента. Если таковых окажется несколько, то оценку конкурентоспособности товара необходимо проводить для каждого сегмента отдельно.

Экспертам предлагается оценить выбранные товары по заранее определенному перечню показателей в баллах. При наличии большого количества экспертов и большого разброса значений, а также для достижения максимально объективного результата, средний балл по каждому показателю или параметру можно вычислить методом экспертной оценки.

При оценке конкурентоспособности можно учитывать следующие группы показателей и параметры для каждой группы:

– экономические (себестоимость, цена, условия платежа, условия поставок, сроки и условия гарантии, послепродажное обслуживание, цена потребления);

– технические (классификационные, определяющие принадлежность изделия к одному классу (объем двигателя, потребляемая мощность, частота шины процессора и т.п.));

– конструктивные (технико-конструктивные особенности, присущие конкретному изделию);

– нормативные (соответствие стандарту, нормам, правилам, надежность, долговечность, эргономичность);

– потребительские (вкус, цвет, упаковка, фасон, дизайн, соответствие моде);

– экологические (наличие искусственных добавок и красителей, возможность утилизации упаковки, наличие генетически модифицированных продуктов).

При анализе должны использоваться те же категории, которыми оперирует потребитель, выбирая товар. По группам параметров (технических и экономических) проводятся сравнения для выяснения, насколько параметры близки к соответствующему параметру потребности. В группу технических параметров, используемых при оценке конкурентоспособности, входят: параметры назначения, эргономические, эстетические и нормативные параметры. Параметры назначения характеризуют область применения продукции и функции, которые она обязана выполнять. По ним можно судить о содержании полезного эффекта, достигаемого с помощью использования продукции в конкретных условиях потребления. Параметры назначения разделяются на классификационные (например, пассажировместимость для средств транспорта), технической эффективности (например, производительность станка) и конструктивные (характеризуют основные проектно-конструкторские решения, использованные при разработке изделия). Эргономические параметры показывают продукцию с точки зрения ее соответствия свойствам человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении. Эстетические параметры характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, совершенство производственного использования продукции и стабильность товарного вида.

Анализ экспертами выбранных товаров завершается вычислением единичных параметрических показателей по формуле:

,

где qi – единичный параметрический показатель по i параметру;

рi – величина i параметра для анализируемого изделия;

рi max – максимальное (идеальное) значение для i параметра.

 

На базе единичных получают групповой показатель, характеризующий соответствие изделия некоторым идеальным значениям или потребительским качествам.

,

где qi – единичный параметрический показатель по i параметру;

ai – весовой коэффициент для каждого единичного показателя, необходимый для усиления или ослабления влияния данного показателя.

 

Групповые показатели каждого товара сравниваются между собой для вывода о наилучшем, с точки зрения экспертов, товаре по данной группе параметров. Результат сравнения – вывод о конкурентоспособности нашего товара, выявление его сильных и слабых сторон.

По результатам оценки конкурентоспособности производитель может применять различные стратегии поведения на рынке и в производстве. Например:

– добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров конкурентов;

– выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее привлекательным для всех покупателей, и осуществлять на этой основе прорыв на рынке;

– отыскать новое применение выпускаемым товарам;

– найти выход на новые рынки как со старыми, так и с новыми товарами;

– осуществлять модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями покупателей;

– регулярно развивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом.

Конкурентоспособность продукции – это не единственный фактор коммерческого успеха предприятия. К таким факторам относятся:

а) коммерческие факторы конкурентоспособности:

– ценовые показатели;

– показатели, характеризующие условия поставок и платежей за поставляемые товары;

– показатели, характеризующие особенности действующей на рынке производителей и потребителей налоговой и таможенной системы;

– показатели, отражающие степень ответственности продавцов за выполнение обязательств и гарантий;

б) организационные факторы:

– обеспечение максимально возможного приближения продавцов товара к показателям, влияющим на снижение издержек обращения;

– доставка товара до места потребления не только крупным оптом – транзитом, но и мелкими партиями через складские предприятия;

– грамотное пользование транспортными уставами, кодексами, правилами перевозок, транспортными тарифами и другими основополагающими документами в этой области;

– расширение послепродажного сервиса, оказываемого потребителям с гарантийным и послегарантийным обслуживанием;

в) внешние факторы:

– экономический потенциал и темпы роста экономики;

– уровень развития науки и техники;

– динамичность и емкость внутреннего рынка;

– социально-экономическая и внутриполитическая ситуация;

– гибкость финансовой системы;

– государственное регулирование экономики;

– обеспеченность трудовыми и материальными ресурсами и уровень квалификации ресурсов.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Укажите коммерческие операции, непосредственно приносящие доходы.

2. Определите коммерческие операции, косвенно влияющие на получение дохода.

3. Какие факторы коммерческого успеха относятся к зависящим от производственной организации?

4.Какие факторы коммерческого успеха можно отнести к независящим от производственной организации?

5.Обоснуйте необходимость изучения и учета степени влияния факторов коммерческого успеха.

6. Перечислите названия групп ключевых факторов коммерческого успеха. Охарактеризуйте кадровый потенциал.

7. Охарактеризуйте финансовые и организационные факторы коммерческого успеха.

8. Укажите наиболее важные показатели для оценки эффективности коммерческой деятельности предприятии.

9. Охарактеризуйте показатели рентабельности: общей рентабельности производства, рентабельности продаж, рентабельности продукции или изделий.

10. Какие группы показателей можно учитывать для оценки конкурентоспособности производителя?

 

Тема 3. Коммерческая информация и коммерческая тайна

 

3. 1. Понятие коммерческой информации и требования к ней

Информация – совокупность сведений, которые собирают и анализируют.

Коммерческая информация – это совокупность сведений о ситуации на рынке товаров и услуг.

Информационное обеспечение коммерческой деятельности – это система сбора, обработки данных, позволяющих изучить ситуацию на рынке товаров и услуг, измерить влияние определяющих ее факторов и выявить возможности управления рыночной ситуацией.

Назначение коммерческой информации в том, что она позволяет проводить анализ своей коммерческой деятельности, планировать ее и осуществлять контроль за результатами этой деятельности. Промышленному предприятию важно располагать достаточным объемом разнообразной информации для обоснования коммерческих решений, прогнозирования развития рыночной ситуации, своевременно и правильно реагировать на ее изменения. Информационная база создает научную и практическую основу для повышения эффективности коммерческой деятельности. Поэтому к коммерческой информации предъявляются такие требования: она должна быть обстоятельной, достаточно полной, поступать своевременно, достоверной, сопоставимой. Только в таком случае она представляет практическую значимость.

В рыночной экономике эту информацию получают за счёт проведения комплексных маркетинговых исследований, включающих, как изучение рынка и его конъюнктуры, так и оценку возможностей предприятия. Такие исследования позволяют обосновывать коммерческие решения, прогнозировать развитие рыночной ситуации, своевременно и правильно реагировать на её изменения. Информационная база создаёт научную и практическую основу для повышения эффективности коммерческой деятельности.

Информационная база в коммерческой деятельности должна отвечать следующим требованиям:

ü ориентироваться на конкретные задачи коммерческой деятельности;

ü характеризовать все стороны рыночных явлений и процессов (потребление, спрос, предложение и т.п.);

ü включать количественные оценки состояния и перспектив развития рынка, содержать данные, отражающие динамику рыночных процессов;

ü обеспечивать комплексное использование источников информации о развитии товарных рынков;

ü информация должна быть достоверной, сводимой и сопоставимой.

3. 2. Источники и методы получения коммерческой информации

Информация, полученная при комплексном изучении рынка, может поступать из внутренних и внешних источников.

Внутренними источниками получения информации являются данные статистической и бухгалтерской отчетности, учета выполнения договоров, наблюдение специалистов за работой предприятия. Это информация об объеме производства, закупках сырья и материалов, выполнении заключенных договоров, объемах и динамике сбыта, остатках нереализованной продукции на складах предприятия, рентабельности предприятия и т.д. На основе этой информации выявляются проблемы в работе предприятия и определяются пути их решения.

Внешние источники информации дают сведения об изменениях на рынке товаров и услуг. К ним относятся данные государственной статистики, материалы периодической печати, Интернет, различные рекламные материалы, консультации специалистов и организаций и др.

Кроме того, источники коммерческой информации делятся на первичные и вторичные. Первичные содержат сведения, полученные из бесед со специалистами в процессе деловых переговоров, при заключении договоров, путем проведения опросов, интервью.

Вторичные источники информации содержатся в основном в статистических, справочных изданиях, отчетах, документах предприятия. Это могут быть статистическая отчетность предприятия, нормы и нормативы потребления материальных ресурсов, материалы специальных обследований, опросов, наблюдений; а также государственная статистика о численности населения, состав семей, денежные доходы и др.

При изучении рынка могут применяться прямые и косвенные методы. Получение информации напрямую называют первичным исследованием рынка. Его базой служат следующие источники:

- контакты с поставщиками,

- контакты с посредниками,

- посещение ярмарок и выставок,

- поездки на предприятия-поставщики, осмотр их возможностей, знакомство с качеством и ассортиментом выпускаемой продукции.

Косвенное изучение рынка сырья и материалов предполагает использование уже имеющихся документов. При этом могут использоваться:

- обзоры конъюнктуры рынка;

- средства массовой информации;

- фирменные журналы, посредством которых можно ознакомиться с новыми разработками на предприятиях, новыми технологиями производства;

- предложения о продажах в проспектах, брошюрах;

- технические справочники.

Кроме того, для изучения рыночной ситуации используются различные методы:

- изучение данных статистической отчетности,

- анализ сбыта и запасов предприятия,

- анализ данных о спросе населения,

- изучение данных экспертных оценок,

- изучение опыта работы конкурентов и др.

 

3. 3. Информационное обеспечение коммерческой

деятельности

По содержанию коммерческую информацию можно разделить на такие группы:

- информация о покупателях и мотивах их покупок,

- информация о товаре,

- информация о конкурентной среде,

- информация о потенциальных возможностях предприятия,

- информация о конъюнктуре рынка,

- информация о поставщиках материальных ресурсов.

Комплексное исследование рынка предполагает проведение работы в следующих направлениях:

1.Изучение покупателей и мотивов покупок. Эта работа является наиболее важной составляющей комплексного исследования рынка. Она способствует тому, чтобы нужный товар оказался в нужном месте, в нужное время и по нужной цене. Это информация об основных группах , типах покупателей, особенностях их запросов, позволяет иметь такие сведения :

- кто является потенциальным покупателем,

- численность обслуживаемого населения, его половозрастной состав, уровень доходов, покупательская способность, обеспеченность товарами;

- место жительства, национальные традиции, образ жизни, типы покупателей, мотивы покупок и др.

Полученная информация поможет коммерческому аппарату конкретизировать работу, выделить основные сегменты рынка, наиболее целесообразно организовать работу предприятия.

2.Изучение требований рынка к товару, т. е. требований конечных покупателей к потребительским свойствам товара и соответствующему набору сопутствующих продаже и потреблению товара услуг. Эта информация помогает повышать конкурентоспособность товара и производителя, обеспечивает его устойчивое финансовое положение. Она позволяет узнать, насколько товар удовлетворяет запросы покупателей, традиционные направления его использования, нуждается ли товар в рекламе, устраивает ли уровень сервисного обслуживания, упаковка товара и др.

Изучив товар, коммерческая служба максимально точно определит его позицию на рынке, пути продвижения, методы продажи и стимулирования сбыта. Эта информация дает возможность формировать такую номенклатуру выпуска, которая дает возможность получать максимальную прибыль.

 

Рис 3.1. Направления комплексного исследования рынка

 

3.Исследование конкурентной среды. Эта информация всегда должна быть в поле зрения коммерсантов, чтобы оценить реальное положение предприятия на рынке и удержать свои позиции на рынке.

При изучении потенциальных конкурентов целесообразно получить такую информацию:

- позиции конкурентов на рынке, имидж, доля рынка,

- характеристика предлагаемых конкурентом товаров,

- виды и характер оказываемых услуг,

- практика рекламной деятельности,

- система товародвижения,

- коммерческие условия договоров поставки, предлагаемые конкурентами.

4.Изучение потенциальных возможностей предприятия. На основе этой информации можно оценить сильные и слабые стороны деятельности фирмы, определить ее реальные цели и задачи, пути совершенствования ее коммерческой деятельности, разработать коммерческую стратегию. Оценка потенциальных возможностей предприятия предполагает изучение следующей информации:

- экономический потенциал фирмы, финансовое положение,

- анализ товарной номенклатуры, рентабельности каждого вида продукции,

- материально-техническая база фирмы,

- научно-технический потенциал и кадровый состав фирмы и др.

5.Изучение конъюнктуры рынка, которое включает анализ спроса и предложения на рынке и его сегментах, уровня цен и ценовой эластичности спроса, степени и условий рыночной конкуренции. Эта информация необходима для принятия решений на всех уровнях коммерческой деятельности: стратегическом, тактическом и оперативном.

6. Изучение поставщиков материальных ресурсов, которое предполагает выявление на рынке потенциальных поставщиков сырья и материалов, сбор сведений о возможных поставщиках, номенклатуре выпускаемой продукции, уровне ее качества, технологии производства, условиях хранения и транспортирования продукции и другое.

 

3. 4. Конъюнктура рынка и факторы, ее образующие

Слово «конъюнктура» означает условия, влияющие на какие-либо процессы.

Конъюнктура рынка – это совокупность условий, при которых осуществляет свою деятельность предприятие на определенном отрезке времени и под влиянием спроса, предложения цены и конкуренции (ценовой и неценовой).

Конъюнктура рынка – это совокупность условий, факторов, под влиянием которых складывается определенное соотношение между спросом и предложением.

Конъюнктура рынка постоянно меняется и требует постоянного изучения. Все факторы, влияющие на конъюнктуру, делят на факторы спроса, предложения, цены, условий рынка и внеэкономические.

Факторы спроса: потребности в товаре, уровень покупательной способности, мотивы покупок, сезонные колебания спроса и др.

Спрос – это потребность в товаре, обеспеченная деньгами. Различают следующие виды спроса:

- сформировавшийся – население желает удовлетворить в данный момент и может оплатить;

- твердосформулированный – население желает приобретать только определенные товары,

- неудовлетворенный – недостаточное товарное предложение, просчеты в продвижении товара,

- альтернативный – товар может быть заменен на аналогичный по назначению,

- импульсный – покупка не планируется и происходит под воздействием рекламы, удачного размещения товара.

 

Таблица 3. 1.

Виды покупательского спроса

 

По степени удовлетво рения потреб ности Предъявленный Количество товаров, которое могут купить при достаточном предложении
Реализованный Фактически удовлетворенный (объем продажи)
Неудовлетворен ный Не был реализован из-за отсутствия в продаже
Отложенный Ожидание покупки нужного товара
По частоте предъявления Формирующийся Формируется под влиянием моды, стимулирования сбыта
Повседневный Предъявляется часто на наиболее необходимые товары
Редкий Возникает редко (товары длительного пользования)
По характеру предъявления Устойчивый Четко сформированный, не допускающий замены
Альтернативный Товар может быть заменен
Импульсный Скрытый, неопределенный, под влиянием рекламы и др

 

Факторы предложения определяются объемом, ассортиментом и качеством производимой продукции, возможностями увеличения объема производства.

Факторы цены: уровень цен на рынке, соотношение цен на различные товары, цены на товары-заменители, издержки производства, налоги и дотации.

Условия работы на рынке: месторасположение рынка, его емкость, степень открытости, степень насыщенности товарами, конкурентная среда, транспортные условия, уровень рекламной работы предприятия и др.

Внеэкономические факторы: стихийные бедствия, засухи, неурожай, внезапные постановления правительства и др.

3. 5. Использование коммерческой информации для принятия

коммерческих решений

Коммерческая информация, полученная при комплексном исследовании рынка, используется для принятия коммерческих решений.

Коммерческие решения – все управленческие решения, связанные с куплей-продажей сырья и продукции. Коммерческое решение является программой действий для поставленной цели, указывает этапы работ, их последовательность, методы и средства достижения цели.

Например, снизился объем продажи, запасы на складе готовой продукции организации растут. Необходимо принять коммерческое решение.

Ни одно, даже самое простое, решение не может быть принято без информационного обеспечения. Первостепенная задача коммерсанта – отобрать необходимую информацию, которая позволила бы объективно оценить рыночную ситуацию. Например, это объем продажи в прошлые периоды, затраты на реализацию, цены, требования покупателей, конкуренты и др. Далее объективно оценивается ситуация, выявляются причины и методы их решения.

 

Банк данных (информация)

Изучение и оценка ситуации Формирование цели и задач Выявления полного перечня альтернатив Выбор допустимых альтернатив, их ранжирования; Выбор критериев для оценки альтернатив
2. Принятие коммерческого решения
Оценка альтернатив Экспериментальная проверка альтернатив Выбор единственного решения
3. Реализация коммерческого решения
Определение этапов, сроков и исполнителей принятого решения Организация работ по выполнению решения Выполнение решения
Постоянная обратная связь
1.Подготовка коммерческого решения

                               
   
 
   
     
 
 
   
 
   
     
 
   
 
 
   

 


Рис. 3. 2. Схема подготовки и принятия коммерческого решения

 

Особенностью коммерческих решений является то, что они многовариантны. При их решении следует учитывать большое количество факторов, изменения на рынке. Коммерческое решение может быть оптимальным только для данной коммерческой ситуации, в данный момент; оно может быть более эффективным, чем у конкурентов, но не может быть единственно правильным.

Принятие коммерческого решения невозможно без информационного обеспечения. В процессе принятия коммерческих решений можно выделить разное число этапов. Особенностью коммерческих решений является их многовариантность. Принятие коммерческого решения - это непрерывный процесс, который учитывает опыт предыдущих операций. Выбрав оптимальный вариант и используя его в последующем, нельзя полагаться на предыдущий успех ведь рыночная ситуация постоянно изменяется.

Коммерческие решения можно классифицировать :

1) по иерархическому признаку(по должности лица, принимающего коммерческое решение).

2) по месту в процессе товародвижения:

- коммерческие решения принимаемые в оптовой торговле;

- решения принимаемые в розничной торговле.

3) по срокам действия:

- долгосрочные (от года до пяти лет);

- среднесрочные (год);

- текущие (до года, разовые).

4) по содержанию:

- нормативные (разработка положений, инструкций);

- конкретно-количественные (договоры)

Ошибки в коммерческих решениях снижают эффективность коммерческой деятельности и могут привести :

§ к перебоям в снабжения товарами, которые промышленность выпускает в достаточном количестве ;

§ к образованию сверхнормативных запасов, что приводит к большим экономическим потерям ;

§ к снижению выпуска новых товаров, которые необходимы для удовлетворения спроса..

 

3. 6. Понятие коммерческой тайны и порядок отнесения

информации к коммерческой тайне

В Республике Беларусь понятие коммерческой тайны дается в Положении о коммерческой тайне, утвержденном Советом Министров РБ в 1992году.

Информация, составляющая коммерческую тайну, должна соответствовать следующим требованиям:

- иметь действительную или потенциальную ценность для предприятия по коммерческим признакам;

- не является общеизвестной и общедоступной;

- должна быть соответствующим образом помечена ( совершенно секретно, для служебного пользования и др.);

- не должна являться государственным секретом и защищаться авторским или патентным правом;

- не должна касаться негативной деятельности предприятия.

 

Коммерческая тайна – преднамеренно скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах производственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности предприятия, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности предприятия.
Коммерческая тайна предприятия – сведения, связанные с производством, управлением, финансовой деятельностью предприятия, разглашение которых может привести к ущербу его интересов
Деловая информация Финансовые сведения, технология, деловые планы и планы производства новой продукции, стратегия предприятия, списки клиентов, соглашения и предложения, контракты и договоры, информация о деловых качествах сотрудников
Научно-техническая информация Научно-исследовательские проекты, конструкторские разработки, технические параметры новой продукции, заявки на патенты, дизайн новой продукции, технические возможности оборудования, программное обеспечение, информационные технологии

 

В Положении о коммерческой тайне определена информация, которая не может быть отнесена к коммерческой тайне:

· учредительные документы, лицензии;

· сведения по установленным формам отчетности предприятия;

· документы о платежеспособности;

· данные для проверки правильности уплаты налогов и других обязательных платежей;

· сведения о численности, составе работающих, их заработной плате, условиях труда.

Каждое предприятие имеет специфику, поэтому перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяет специально созданная группа экспертов из числа экономистов, маркетологов, коммерсантов.

3. 7. Мероприятия по защите коммерческой тайны

Различают следующие каналы утечки информации о коммерческой тайне:

А) Неформальные: выставки, семинары, конференции, презентации, средства массовой информации.

Б) Формальные: деловые встречи, переговоры, обмен технической документацией, персонал фирмы, государственные органы и страховые компании.

 

 

Рис. 3. 3. Каналы утечки информации

 

Большой ущерб предприятию может нанести промышленный шпионаж – незаконный сбор сведений, составляющих коммерческую тайну. Основную роль в сохранении коммерческой тайны играют сами организации, которые должны проводить организационные, технические, правовые мероприятия.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.33.158 (0.03 с.)