Оценка степени коммерческих рисков экспертным методом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка степени коммерческих рисков экспертным методом



  Виды рисков Ранг Удельный вес Оценка экспертов в баллах Средний балл Удельный вес х средний балл  
       
                 
Платежеспособность заказчика                
Несвоевременная поставка сырья                
Рост цен на сырье                
Изменение спроса                
Появление аналогов                
Непредвиденный рост инфляции и ДРУГИЕ                

 

Группа экспертов из трех – четырех человек и выполните следующее:

- Эксперты выявляют совместно возможные коммерческие риски в деятельности описанного предприятия и составляют их перечень для колонки 1 таблицы.

- Эксперты проводят ранжирование выявленных рисков по степени опасности. Наиболее опасному присваивается максимальный ранг (если, например, всего рисков 10, то максимальный ранг наиболее опасного риска будет тоже 10). Ранги проставляются по каждому риску в колонке 2 табл. 1.

- Эксперты определяют удельный вес каждого риска (его весомость или значимость), заполняется колонка 3 таблицы 1.

- Выступая в роли эксперта, проставляется вероятность наступления каждого риска в баллах в колонки 4-7 (для каждого эксперта своя). При этом руководствуйтесь следующей системой оценок в баллах:

0 – риск рассматривается как несуществующий,

25 – риск скорее всего не реализуется,

50 – о наступлении события ничего определенного сказать нельзя,

75 – риск скорее всего наступит,

100 – риск определенно реализуется.

- Просчитайте средний балл по каждому виду риска и проставьте в колонку 8 таблицы 1.

- Произведите подсчет риска по каждой группе, умножая среднюю вероятность наступления риска в баллах (средний балл экспертных оценок) на удельный вес каждого (колонка 8 умножается на колонку 3). Полученные произведения занесите в колонку 9 таблицы 1.

- По значениям колонки 9 (произведение средней вероятности наступления риска и его удельного веса) судят о наиболее вероятных рисках в коммерческой деятельности предприятия.

- Составьте отчет о результатах экспертных оценок возможных видов коммерческого риска предприятия, выделите наиболее вероятные из них, а также разработайте перечень мероприятий по снижению каждого выявленного риска.

 

Раздел 2. Коммерческая деятельность

производителя

Тема 5. Организация управления коммерческой деятельностью производителя

 

5. 1. Функции коммерческих подразделений организации

Предприниматель, занимающийся производством продукции, выполняет многочисленные функции. Среди них наиболее важными являются коммерческие, так как от того, как они реализованы, зависит прибыльная работа предприятия.

Для выполнения коммерческих функций каждому предприятию необходимо иметь коммерческую службу, в состав которой должны входить следующие отделы: сбыта, маркетинга, коммерческий, отдел материально- технического снабжения, внешнеэкономической деятельности. Рассмотрим основные функции отделов коммерческой службы предприятия.

Отдел материально-технического обеспечения выполняет следующие функции:

- исследование рынка сырья и материалов,

- поиск и выбор поставщиков сырья и материалов,

- определение потребности предприятия в материальных ресурсах,

- установление взаимоотношений с поставщиками сырья и материалов, подписание договоров поставки,

- составление плана закупок материальных ресурсов,

- организация закупок сырья и материалов, обеспечение производства всеми видами материальных ресурсов,

- стоимостной анализ заготовительной сферы.

Коммерческий отдел выполняет следующие основные функции:

- организация поиска покупателей продукции,

- выбор покупателей и установление с ними взаимоотношений,

- составление и подписание договора поставки,

- контроль выполнения заключенных договоров поставки.

Отдел сбыта выполняет следующие основные функции:

- планирование сбыта,

- составление графиков отгрузки продукции покупателям,

- отгрузка продукции,

- коммерческая работа по сбыту товаров в собственной сбытовой сети.

Отдел маркетинга выполняет следующие функции:

- исследование и прогнозирование рынка сбыта,

- продвижение товаров на рынок и реклама,

- стимулирование сбыта,

- проведение ценовой и товарной политики.

- организация сервисного обслуживания покупателей,

- формирование имиджа и фирменного стиля предприятия.

Отдел внешнеэкономических связей осуществляет:

- заключение экспортных и импортных сделок,

- подготовку и подписание контрактов,

- проведение деловых переговоров с иностранными партнерами как на поставку сырья и материалов, так и на сбыт продукции,

- таможенное оформление грузов.

 

5. 2. Организационная структура отделов коммерческой

службы

Организация управления коммерческой деятельностью включает следующие основные элементы:

♦ задачи;

♦ виды функций (работ) в отдельных звеньях соответственно задачам;

♦ построение организационной структуры, обеспечивающей способность адаптироваться к изменениям условий производства и коммерции;

♦ распределение ответственности за коммерческую деятельность;

♦ создание системы передачи информации, обеспечивающей эффективность принятия решений, контроля и координации.

Среди основных элементов организации коммерческой деятельности доминирующими являются структура — конструкция организации, на основе которой происходит управление коммерческой деятельностью, а также устойчивые связи между звеньями организации.

Структура организации может быть также определена как совокупность способов разделения труда между различными задачами и координации выполнения этих задач.

Организационная структура отделов, составляющих коммерческую службу, является важнейшим элементом организации управления коммерческой деятельностью на промышленном предприятии, так как от нее зависят приспособляемость предприятия к условиям рынка и выполнение намеченных целей.

Формирование организационных структур отделов, входящих в коммерческую службу предприятия, должно учитывать следующее:

- определение места и функций каждого отдела в структуре управления предприятием,

- установление подчиненности отделов,

- распределение функций между отдельными подразделениями и сотрудниками.

Большое значение для функционирования организационной структуры коммерческой деятельности на предприятии является определение рычагов, с помощью которых осуществляется разделение труда:
- специализация рабочих мест,

- деятельность в рамках должностной инструкции,

- образование специалиста и соответствие его профессиональных знаний,

- вовлечение работника в стиль жизни предприятия.

Важную роль в управлении коммерческой деятельностью предприятия играет специализация отделов и определение их размеров. Существуют такие подходы к специализации коммерческих подразделений предприятия:

· Функциональная специализация, когда отделы выделяются по выполняемым функциям.

· Товарная специализация, когда подразделения сгруппированы в пределах закрепленной за ними номенклатуры (отдельных товарных групп).

· Смешанное построение, т.е. сочетание функциональной и товарной специализации.

 

 

Рис 5.1. Организационная структура отдела маркетинга по функциям

 

Преимущества функциональной специализации в том, что руководители освобождены от решения ряда специальных вопросов, нет потребности в специалистах широкого профиля. Недостатком является то, что специалист сосредоточен только на своих функциях и узко смотрит на перспективы предприятия.

Структура функционального типа целесообразна для предприятий имеющих небольшое количество рынков и номенклатуры товаров, она является базовой для остальных.

 

 

 

Рис 5.2. Товарная специализация

 

Преимущества товарной специализации: облегчается согласование деятельности внутри подразделения и оценка результатов работы. Недостатками являются большое потребление финансовых и трудовых ресурсов.

Для предприятий, выпускающих большое количество разнообразной

продукции, требующей специфических условий производства и сбыта, наиболее целесообразна организация отдела маркетинга по товарному принципу.

Существуют также специализации по рынкам, регионам, функциям и

товарам, функциям и рынкам, функциям и регионам. В каждом случае отделы коммерческой службы могут выбрать один из способов координации деятельности.

Весьма важным для функционирования организационной структуры коммерческой деятельности на предприятии является определение рычагов, с помощью которых осуществляется разделение труда.

В качестве таких рычагов можно использовать:

1) специализацию должностной позиции (определение ширины и глубины работы, определяемых числом задач, выполняемых на рабочем месте);

2) формализация поведения (ограничение свободы деятельности работников должностными инструкциями и правилами во всех возможных ситуациях);

3) образование (совокупность профессиональных знаний, предъявляемых к специалисту) и социализация (вовлечение работника в стиль жизни и нормы общения на предприятии).

 

5. 3. Принципы построения организационной структуры коммерческой службы

Формирование организационной структуры отделов, входящих в коммерческую службу предприятия, должно включать два аспекта: определение места подразделения в структуре управления предприятием — установление соподчиненности и функций; распределение функций между отдельными подразделениями и сотрудниками.

На построение организационной структуры отделов, входящих в коммерческую службу, оказывает влияние ряд факторов, которые группируются по следующим направлениям:

1)технические;

2)экономические;

3)организации производства.

Технические факторы определяют влияние техники, технологии и отраслевой структуры, назначение и количество выпускаемой продукции и потребляемых материально-технических ресурсов. Как известно, расширение номенклатуры выпускаемой продукции происходит под воздействием научно-технического прогресса и состояния рыночной конъюнктуры. Увеличение номенклатуры выпускаемой продукции приводит к росту числа потребителей. Техническими факторами также являются: назначение и сложность изготовляемой продукции, оснащенность транспортно-складского хозяйства.

К экономическим факторам, оказывающим влияние на организационную структуру отделов, входящих в коммерческую службу, относятся: уровень спроса на выпускаемую продукцию, объем производимой продукции, формы расчетов за поставляемую (продаваемую) продукцию и закупаемые материально-технические ресурсы, доля мелких отправок и нетранзитных партий отгрузки, доля поставок на экспорт.

Факторы организации производства включают тип производства (индивидуальное, мелкосерийное, серийное, крупносерийное, массовое), уровень специализации, территориальное размещение производства и складов.

Существует пять способов координации деятельности:

Ø взаимное согласование (контроль за работой осуществляют сами

сотрудники);

Ø непосредственный контроль (осуществляет руководитель);

Ø стандартизация процесса труда (запрограммированность трудового процесса, когда координация деятельности уже включена в программу работы);

Ø стандартизация результатов труда (заблаговременное предопределение или планирование стоимостной форме результатов деятельности);ъ

Ø стандартизация квалификации (предопределение образования или квалификации работников).

В основу построения организационных структур коммерческой службы должны быть положены следующие принципы:

1) Наличие четко сформулированной цели. Целями коммерческой службы могут быть увеличение сбыта продукции, рост числа покупателей за счет выхода на новые рынки сбыта, сокращение расходов на закупку материальных ресурсов, рост объема экспорта и др.

2) Малозвенность в управлении коммерческой деятельностью. Большое число уровней управления отдаляет руководителя от исполнителя, что приводит к искажению информации.

3) Гибкость – приспосабливаемость к рыночным условиям.

4) Эффективная система связи, использование современных средств связи, корпоративной связи.

5) Принцип единого подчинения, один руководитель обеспечит должный порядок в работе.

6) Четкое разграничение функций между отдельными звеньями в управлении.

7) Координация деятельности – взаимное согласование между сотрудниками под непосредственным контролем руководителя.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Из каких отделов состоит коммерческая служба производственной организации?

2. Каковы основные функции коммерческого отдела?

3. Какую роль выполняет отдел материально-технического обеспечения?

4. Какие функции возложены на отдел сбыта?

5. Что понимают под организационной структурой коммерческой службы?

6. В чем преимущества и недостатки функциональной структуры?

7. Для каких организаций целесообразна товарная структура коммерческой службы?

8. На каких принципах строится коммерческая служба?

9. Какие факторы влияют на построение организационной структуры?

 

Тема 6. Планирование обеспечения предприятия

материальными ресурсами

6. 1. Виды планов материально-технического снабжения

Планирование материально-технического обеспечения предприятия – важный инструмент, позволяющий предвидеть риск, возникающий в данной сфере.

В плане материально-технического снабжения предприятия рассчитывается необходимое количество основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов, инструмента, топлива и др. материальных ресурсов, требующихся для выполнения годового объема работ.

План разрабатывается на основе:

- производственной программы, норм расхода материалов, полуфабрикатов, топлива, комплектующих изделий, инструментов;

- разработанных мероприятий по экономии материальных ресурсов;

- плана капитального строительства;

- остатков материалов на начало и конец планируемого года;

- договоров с поставщиками и посредниками;

- цен на все виды материально-технических ресурсов.

Планирование материального обеспечения предприятия является основанием для принятия решения о закупке материальных ресурсов. При организации закупки материальных ресурсов на предприятиях необходимо определять потребность в материальных ресурсах по определенной номенклатуре сырья и материалов на квартал, месяц.

Различают текущее и долгосрочное планирование материальных ресурсов. Текущее – на планируемый год, долгосрочное – в перспективе на ближайшие 3-5 лет. Систему долгосрочного планирования, к примеру, применяют 70-80 % крупных японских корпораций. Долгосрочный план промышленного предприятия выражает его общую стратегию, разрабатывается руководством предприятия и рассматривает основные проекты, идеи, приоритеты предприятия. В процессе долгосрочного планирования предприятия формулируются его цели, собирается внешняя информация об окружающей среде, отрасли, конкурентах. Затем определяются темпы роста основных показателей деятельности, доля предприятия на рынке. В рамках долгосрочного планирования на предприятиях должна определяться перспективная потребность в материальных ресурсах в укрупненной номенклатуре.

Долгосрочный план предприятия выражает его общую стратегию: это изложение концепции развития, где рассматриваются основные проекты и задаются первоочередные задачи. Процесс долгосрочного планирования можно разделить на три этапа:

Ø Сбор информации об окружающей среде, отрасли, конкурентах.

Ø Определяются темпы роста основных показателей предприятия.

Ø Разрабатывается новая стратегия для устранения разницы между прогнозными значениями показателей и теми, на которые претендует предприятие.

В процессе среднесрочного планирования рассматривается выполнение перспективной задачи, в случае необходимости проводится корректировка изменения того или иного направления развития предприятия. Текущее планирование отражено в составлении текущих функциональных планов – это прибыли, материально-техническое обеспечение,

развитие производственных мощностей.

Текущее планирование материально-технического обеспечения (МТО) включает в себя:

1) исследование рынка сырья и материалов;

2) определение потребности в материальных ресурсах;

3) составление плана закупок материальных ресурсов;

4) стоимостной анализ заготовительной сферы.

Планирование МТО предприятия является основанием для принятия решений о закупке материальных ресурсов. Главная цель текущего планирования является обеспечение гарантии поставок при низких затратах.

В настоящее время мало возможностей у наших предприятий для долгосрочного планирования материальных ресурсов. Это объясняется трудностями при сбыте продукции, колебаниями объема производства, колебаниями платежеспособного спроса. Для отдельных предприятий важнейшей стала задача выживания. В таких условиях более целесообразным является текущее планирование материального обеспечения, которое должно включать в себя:

- исследование рынка сырья и материалов,

- определение потребности предприятия по всей номенклатуре потребляемых материальных ресурсов,

- составление плана закупок материальных ресурсов,

- стоимостной анализ заготовительной сферы.

 

6. 2. Изучение рынка сырья и материалов

Изучение рынка сырья и материалов – один из элементов планирования материально-технического обеспечения промышленного предприятия.

Различают следующие виды материальных ресурсов:

- сырье – продукция добывающих отраслей,

- основные материалы – предметы труда, составляющие основное содержание готовой продукции (фанера, пиломатериалы, ткань),

- вспомогательные материалы,

- комплектующие детали и покупные полуфабрикаты, требующие дополнительной обработки и затрат труда на сборку.

Рационально закупить материальные ресурсы – значит приобрести их нужного качества, в необходимом количестве, в требуемое время, у надежного поставщика и по приемлемой цене. На рынке постоянно расширяется номенклатура материальных ресурсов, появляются новые виды сырья, поэтому необходима полная информация о рынке. Для анализа предложения сырья и материалов на рынке можно выделить такую систему показателей:

1) Количественная оценка предложения конкретного вида сырья и материалов. Предложение – это количество товаров, предлагаемое потребителям в данное время. На него влияют различные факторы: цены на аналоги, применяемая технология, климатические условия, налоги и др. Более точную количественную оценку предложения ресурсов на рынке можно на основе емкости рынка по формуле:

 

Е = П + И – Э + З,

где П - производство определенного вида,

И, Э – импорт и экспорт ресурса,

З – запасы.

 

На основе данных о емкости рынка материальных ресурсов можно определить долю рынка каждого поставщика. Доля рынка определяется соотношением фактического объема реализации им данного вида материального ресурса к фактической емкости рынка этого ресурса. Значение доли рынка позволяет оценить возможности каждого поставщика на рынке сырья и материалов.

2) Анализ ассортимента предложения сырья и материалов, в том числе новых видов, их характеристика.

3) Уровень цен на сырье и материалы, имеющих решающую роль при выборе поставщиков. Цены на материальные ресурсы подразделяются на мировые, договорные, оптовые, закупочные и розничные. Различают также свободные закупочные цены и регулируемые государством (на природный газ, нефть).

4) Оценка перспектив развития рынка сырья и материалов, что связано с развитием НТП.

5) Анализ транспортных условий, в ходе которого учитывается стоимость перевозки материальных ресурсов, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, особые условия поставки, франко – цена.

При анализе конкретных поставщиков сырья и материалов большое значение имеет информация о состоянии портфеля заказов поставщика. Портфель заказов, имеющийся у отдельной фирмы, определяется стоимостью всех заказов на определенное время. Информация о снижении портфеля заказов у поставщика может быть использована заказчиком для получения льготных условий поставки, расчетов, получения скидок.

 

6. 3. Методы изучения рынка сырья и материалов

При изучении рынка сырья и материалов можно применять прямые и косвенные методы. Получение информации напрямую может от таких источников:

- контакты с поставщиками;

- контакты с посредниками;

- посещение ярмарок и выставок, что дает богатую информацию о технических разработках, ценах, качестве, возможность использовать каталоги выставок и ярмарок;

- поездки на предприятия-поставщики, что позволяет сделать заключение о способности предприятия выполнять заказы, услугах.

Косвенное изучение рынка сырья и материалов предполагает использование уже имеющихся документов, что дешевле. В качестве исходных данных служат:

- обзоры состояния конъюнктуры рынка, биржевые бюллетени;

- журналы, газеты, радио, телевидение;

- фирменные журналы; рекламные материалы предприятия;

- коммерческие предложения, прайс – листы;

- технические справочники.

При изучении рынка сырья и материалов прорабатываются возможности закупки по импорту. При этом следует учитывать, что только крупные фирмы способны защитить свои интересы за рубежом, содержать свои торговые представительства. Для мелких и средних предприятий рациональнее приобретать сырье и материалы за рубежом при посредничестве специализирующегося на этом импортера.

 

6. 4. Выбор стратегии снабжения

Изучение рынка сырья и материалов необходимо для достижения обозримости рынка. Развитие новых отраслей экономики, постоянно расширяющаяся номенклатура материальных ресурсов, появление совершенно новых видов сырья и материалов – все это делает рынок менее обозримым.

Условием успешного материально-технического обеспечения является полная информация о рынке.

Изучение рынка сырья и материалов предполагает:

1) Выборку четкой стратегии снабжения – это решение вопроса будет ли

предприятие само производить материалы, полуфабрикаты либо будет закупать их со стороны. Выработка стратегии снабжения осуществляется на основе стоимостного анализа. Закупки на стороне и отказ от производства деталей внутри предприятия объясняется теми экономическими преимуществами, которые получает предприятие, покупая материальные ресурсы у узкоспециализированных предприятий по сравнительно низким ценам. Результаты сравнительного анализа можно представить в виде таблицы 6.1.

 

Таблица 6.1

Анализ поставщиков

№ п/п Продукция Поставщик Цена Стоимость собственного производства
         

 

При обосновании собственного производства в расчет принимается производственная мощность, квалификация рабочих, себестоимость.

2) Систематический сбор, обработку, анализ и оценку информации о потенциальных поставщиках, ассортименте материалов, о новых технологиях и ценах и т. д.

3) Хранение информации.

При исследовании рынка сырья и материалов вырабатывается стратегия снабжения, т.е. решается вопрос, будет ли предприятие закупать те или иные материалы, детали, комплектующие изделия у поставщиков, либо производить у себя. Закупки н у поставщиков и отказ от производства деталей у себя объясняются преимуществами, получаемыми при приобретении у специализированных предприятий по сравнительно низким ценам. Данный вопрос должен тщательно просчитываться. При решении вопроса определяющими моментами также являются: состояние рынка сырья и материалов, уровень цен, производственные возможности самого предприятия.

Ситуация. Предприятие выпускает продукцию, производство которой требует комплектующих изделий. Предприятие может их купить по цене 50 тыс.руб за ед., либо изготовить их у себя. Переменные расходы составляют 43 тыс.р. на ед., постоянные расходы – 490млн.р. Следует определить, закупать ли комплектующие, либо изготавливать самим?

Решение. Следует сравнить собственные затраты на производство с ценой поставщика.

Условие равенства затрат предприятия для обоих вариантов (закупать или производить):

Отсюда, 490 000 тыс. р.: (50 – 43) = 70 000 шт. Для предприятия выгодно закупать у поставщика при партии заказа менее 70000 штук, производить, если объем выпуска более 70000 шт.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Какие используются виды планов материально-технического снабжения?

2. Какие данные используются при разработке плана материально-технического снабжения?

3. Какие элементы включает текущее планирование материально-технического обеспечения?

4. Как классифицируются материальные ресурсы?

5. Что значит «рационально закупить материальные ресурсы»?

6. Какие показатели используются для анализа предложения сырья и материалов?

7. Как рассчитывается ожидаемая емкость рынка?

8. Что означает рост доли рынка организации?

9. Какие используются стратегии снабжения?

 

Тема 7. Планирование закупок материальных ресурсов

7. 1. Исходные данные для определения материальной потребности

В основе организации материально-технического снабжения лежит нормирование расхода материальных ресурсов. Под нормой понимают плановое задание по количеству сырья, материалов, топлива и энергии, которое может быть израсходовано для выпуска единицы продукции или в единицу времени оборудования. Нормы расхода материальных ресурсов разрабатываются, как правило, на предприятиях. Ответственность за них возлагается на главного инженера и главного технолога.

НОРМА - плановое задание по количеству сырья, материалов, топлива и энергии, которое может быть израсходовано для выпуска единицы продукции или в единицу времени оборудования

 

При нормировании устанавливается структура нормы – ее состав и соотношение отдельных элементов. Большинство норм расхода включаю полезный расход материалов (чистый вес изделия), неизбежные технологические отходы (стружка, угар) и потери, обусловленные нарушением технологии производства и хранения. Нормы расхода дифференцируются по периоду действия – годовые и перспективные.

На основе норм расхода устанавливаются нормы производственных запасов, которые нужны для обеспечения непрерывности и ритмичности производства. Запасы определяют для каждого вида материальных ресурсов в натуральном (количество), относительном (днях) и денежном выражении. Запасы подразделяются на текущие, подготовительные и гарантийные (страховые).

Текущий запас предусматривает обеспечение производства материальными ресурсами в период между очередными поставками. При нормировании текущих запасов учитывают среднедневной расход и количество дней до очередной поставки.

Подготовительный запас необходим для обеспечения складской обработки и подготовки к производству материалов. При этом учитывается время на выгрузку, приемку, сортировку, складирование, оформление складских документов. Это обычно дневная потребность в материальных ресурсах.

Гарантийный запас должен обеспечивать бесперебойную работу предприятия, когда поставщики нарушают установленные сроки поставок, непредвиденные задержки грузов в пути следования, поступление недоброкачественных материалов.

 

Текущий запас Обеспечение производства материальными ресурсами в период между очередными поставками. При нормировании текущих запасов учитывают среднедневной расход и количество дней до очередной поставки
Подготовительный запас Необходим для обеспечения складской обработки и подготовки к производству материалов. При этом учитывается время на выгрузку, приемку, сортировку, складирование, оформление складских документов. Это обычно дневная потребность в материальных ресурсах
Гарантийный запас Обеспечивает бесперебойную работу предприятия, когда поставщики нарушают установленные сроки поставок, непредвиденные задержки грузов в пути следования, поступление недоброкачественных материалов

 

Зарубежный опыт показывает, что многие известные фирмы не создают запасы материально-технических ресурсов, используя такие системы снабжения как «производство с колес» и «точно вовремя». Эти системы предусматривают поставки материалов и комплектующих в нужном количестве в заданный пункт их потребления, в заранее регламентированный срок успех такой системы объясняется высокой дисциплиной выполнения договоров, применением жестких систем штрафных санкций в случаях их невыполнения.

7. 2. Методы определения потребности в материальных ресурсах

От правильно рассчитанной потребности зависят размеры производственных запасов, величина показателя оборачиваемости оборотных средств, непроизводственные расходы и потери материалов, перерасход по сравнению с установленными нормами.

Ошибки в расчётах материальной потребности не позволяют обеспечить увязку материалов с запланированным объёмом работ. Это влияет на выполнение производственной программы, рост производительности труда и финансовые показатели работы предприятия.

Основные направления расхода на предприятии:

- основное производство (выпуск продукции)

- капитальное строительство

- ремонтно-эксплуатационные нужды

- изготовление технологической оснастки и инструментов

- освоение новой техники и технологий

- создание запасов

Различают два вида материальной потребности:

· Потребность «к расходу» складывается, как сумма потребности в материалах по основным направлениям расхода на предприятии:

П расх. = П оп + П ксрэнто + П нт

· Потребность «к заготовке» учитывает остатки материалов на складе и возможную экономию:

 

П заг = (П оп + П кс + П рэн + П то + П нт + О кп) - (О нп + Э ож)

П заг = П расх. + О кп – О нп – Э ож,

где Эож - ожидаемая экономия материалов, в натуральных показателях

Онп, Окп – остатки на начало и конец периода, в натуральных показателях

Для расчета потребности в исходном сырье и материалах могут использоваться такие методы:

1) Метод прямого счёта (нормативный метод). Наиболее точный, но трудоёмкий метод. Суть его состоит в том, что объём выполняемых работ, умножается на норму расхода материалов на единицу продукции или объёма выполняемых работ. Наиболее часто потребность в каждом виде материалов на основное производство рассчитывается нормативным методом на основе производственного задания и норм расхода материалов на единицу продукции или работы по формуле:

m

V = ∑ Hi х Qi,

i

где V- потребность в материале;

Qi - объем выпуска продукции;

Hi - норма расхода определенного материала на 1 изделие;

m- количество наименований изделий.

Значит, при нормативном методе определения потребности требуются следующие исходные данные:

- программа производства изделий (или выполнения работ), которая формируется путем исследования товарного рынка (или рынка услуг);

- нормы расхода материальных ресурсов в расчете на единицу продукции (или работы).

Использование нормативного метода требует интеграции производства, сбыта и заготовок (снабжения). При этом производиться должно только то, что нужно покупателю, а заказываться поставщикам должны только те материальные ресурсы, которые необходимы для предприятия.

При ежедневном поступлении материала со склада в цех запас в цехе не требуется. Если материальные ресурсы доставляются с интервалом более суток, то запас в цехе необходим.

2) Метод определения потребности по аналогии

Применяется при отсутствии нормы расхода материалов на изделие, для которых определяется потребность. В этом случае берётся норма расхода на аналогичное изделие, при этом вводится поправочный коэффициент.

Поправочный коэффициент рассчитывается как отношение массы изделия, для которого определяется потребность, к массе аналога.

В качестве параметров вместо массы может использоваться объём, мощность, сила и т. д.

П=Р * Н ан * К п, где

Н ан - норма расхода материалов на аналогичное изделие, натур. показателях

К п - поправочный коэффициент

Применяется для типовых изделий, относительно точен.

3) Метод динамических коэффициентов

Применяется для расчётов на перспективу, прогнозов, когда отсутствуют точные данные об объёмах производства и нормах расхода. А есть показатели предполагаемого увеличения (уменьшения).

П = П фр * К о * К н, где

П фр - фактический расход материалов в предыдущем периоде, натур. показатель

К о - коэффициент, характеризующий изменение объёма производства в плановом периоде

К н. - коэффициент, характеризующий изменение нормы расхода материалов в плановом периоде.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 501; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.180.175 (0.144 с.)