Коммерческая работа по закупкам материальных ресурсов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммерческая работа по закупкам материальных ресурсов



Коммерческая работа по закупкам материальных ресурсов имеет своей целью организацию своевременного и комплексного поступления на предприятие необходимого количества материально-техничес­ких ресурсов заданного качества.

К оперативно-заготовительной деятельности по закупкам от­носятся следующие виды работ:

- установление хозяйственных связей с поставщиками;

- выбор форм и методов обеспечения предприятия материаль­ными ресурсами;

- согласование цен на заказываемые ресурсы и заключение договоров (контрактов) с поставщиками;

- контроль и согласование сроков отгрузки продукции постав­щиками в адрес предприятия-потребителя;

- получение и организация завоза поступающей продукции с железнодорожных станций, портов и территориальных оптовых баз снабжения;

- предъявление претензий и решение спорных вопросов с по­ставщиками и транспортными организациями;

- изыскание дополнительных источников удовлетворения по­требности в материальных ресурсах (участие в ярмарках, аукцио­нах, выставках-продажах);

- контроль за состоянием производственных запасов.

В практике работы предприятий различают две формы снабже­ния: транзитную и складскую.

При транзитной форме снабжения предприятие получает сырье и материалы непосредственно от предприятий, их добываю­щих, облагораживающих или, производящих. Получение продук­ции потребителями непосредственно от изготовителей возможно при определенных условиях. Основным из них является величина потребления сырья, материалов в месяц или квартал. Если эта ве­личина равна или больше транзитной нормы, возможно использо­вание транзитной формы снабжения. Данная форма снабжения ха­рактерна для крупных предприятий.

При складской форме снабжения продукция от предприятий-поставщиков завозится на склады снабженческих и сбытовых орга­низаций, с которых и поступает потребителям. По тем видам мате­риальных ресурсов, по которым потребность ниже транзитных норм, целесообразнее применять складскую форму снабжения. При этой форме снабжения склады снабженческих организаций, получив от изготовителей продукцию транзитными партиями, отпускают ее потребителям в количествах ниже транзитных норм, т. е. в соответ­ствии с действительной их потребностью. Отпуск со складов осу­ществляется с большей частотой, меньшими партиями, более ком­плектно, чем при получении продукции от предприятий-изготови­телей. При этом создаются возможности маневрирования матери­альными ресурсами, что способствует сокращению производствен­ных запасов у потребителей. Складскую форму снабжения эконо­мически целесообразно использовать для материалов, потребляе­мых в небольших количествах.

Данная форма снабжения характерна для малых предприятий. Однако в отдельных случаях может использоваться та или иная форма снабжения независимо от объема потребления.

Таким образом, хозяйственные связи предприятий с постав­щиками материальных ресурсов организуются как непосредственно с предприятиями-поставщиками, так и с территориальными орга­нами снабжения.

Выбор рационального вида хозяйственных связей включает также решение вопросов о целесообразности участия в них по­средника и об их длительности. С точки зрения первого из этих вопросов хозяйственные связи по поставкам продукции могут быть прямыми и опосредованными. При прямых связях все вопросы организации и осуществления поставок решаются непосредствен­но между покупателем продукции и поставщиком. Опосредован­ные связи предполагают ту или иную степень участия в них снабженческо-сбытовых или других организаций, через которые определяются условия поставки продукции.

Правильный выбор вида хозяйственной связи оказывает боль­шое влияние не только на уровень запасов, но и на другие стороны деятельности предприятия, на успешное его функционирование в целом.

Наиболее существенными факторами, оказывающими влияние на выбор вида хозяйственных связей, являются:

- объем потребления конкретной разновидности продукции;

- степень применяемости данной разновидности продукции на других предприятиях региона, страны;

- устойчивость потребления данной продукции на предприятии;

- количество и размещение изготовителей данной разновидно­сти продукции;

- зависимость качества продукции от места ее изготовления;

- надежность работы изготовителей данной продукции, их воз­можности в быстром реагировании на изменение спроса и требо­ваний к режиму поставок (их периодичности);

- период, в течение которого сохраняются потребительские свойства данной разновидности продукции;

- периодичность функционирования путей сообщения в мес­тах нахождения потребителя и поставщика;

- наличие и размещение складов посреднических снабженческо-сбытовых организаций;

- установленный режим распределения материальных ресур­сов данного вида и степень его детализации и т. д.

В каждом конкретном случае определяющая роль принадле­жит, как правило, двум-трем факторам, но при этом должны взве­шиваться и остальные. Есть несколько типичных ситуаций, заведо­мо предопределяющих вид хозяйственной связи:

- предприятие является единственным потребителем разновид­ности продукции, производимой одним или небольшим числом изготовителей. В данном случае применяется транзитный способ товародвижения, сама связь устанавливается либо органом госу­дарственного управления (по лимитируемой продукции), либо при помощи снабженческо-сбытовой организации или самостоятель­но (по свободно реализуемой продукции), а все конкретные усло­вия поставки определяются непосредственно потребителем и изго­товителем на договорной основе;

- предприятие является крупным потребителем продукции ши­рокого применения, которая производится одним или несколькими изготовителями, расположенными в разных регионах страны. И в этом случае целесообразен только транзитный способ товародви­жения и тот же порядок установления связи, но условия поставки могут согласовываться либо непосредственно с заведомо известным изготовителем, либо через снабженческо-сбытовую организацию;

- предприятие является крупным потребителем продукции ши­рокого применения, имеет пункт приема средств магистрального транспорта, но его местонахождение не позволяет обеспечивать круглогодичную эксплуатацию этого транспорта. Здесь к призна­кам, рассмотренным во втором случае, добавляется решающий - сезонность;

- предприятие является потребителем скоропортящейся про­дукции, не терпящей длительной транспортировки, перевалки и требующей сжатых сроков переработки. В данном случае при лю­бом способе прикрепления потребителя к поставщику возможна только транзитная поставка с прямым согласованием ее условий,

- предприятие является потребителем малых количеств про­дукции, широко применяемой другими потребителями региона, в котором имеется снабженческо-сбытовое предприятие. В данном случае возможна только складская поставка с прямым согласова­нием ее условии между предприятием-потребителем и снабженческо-сбытовым предприятием.

Но и в перечисленных выше, и во всех других случаях оче­видна вариантность выбора таких условий поставки, как длитель­ность взаимоотношений, конкретные сроки и партии поставки, а также, как правило, необходимость привлечения посредника.

Конкретные форму и метод обеспечения материально-техни­ческими ресурсами предприятие выбирает, исходя из особеннос­тей ресурса, продолжительности его получения, количества пред­ложений, качества и цены ресурса, сложности выпускаемой про­дукции, состава комплектующих материалов и изделии и других факторов.

Все используемые методы и формы обеспечения предприятия материальными ресурсами имеют свои особенности, преимуще­ства и недостатки, которые необходимо учитывать, чтобы сберечь время и сократить затраты по их применению.

Наиболее часто используемые такие формы и методы:

· Традиционная система организации материально-техни­ческого снабжения основана на системе складов предприятий-поставщиков, центральных складов и складов снабжаемых пред­приятий, на принципе хранения запасов.

· Система договоров с фирмами-посредниками. При исполь­зовании данной формы закупок закупочные органы компании и склады разгружаются от рутинной работы.

Функции отбора и доставки грузов переходят к поставщику, которым является не производитель сырья и комплектующих, а оп­товая торговая компания, выполняющая распределительные функ­ции, имеющая свои торговые склады и являющаяся посредником между промышленными предприятиями.

Отношения между участниками снабжения строятся на осно­вании заключения договора (контракта), в котором определены сроки и количество, цены и объемы поставок.

Снабжение производства по запросам (система запросов) используется в случае заключения с поставщиками типовых кон­трактов на длительный период существования потребностей, а дан­ные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтап­ного уточнения.

Закупка товара одной партией. Предполагает поставку то­варов большой партией за один раз (оптовые закупки на товарно-сырьевых биржах, конкурсах, аукционах, у поставщиков и др.). Его преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, повышенные торговые скидки. Недостатки: большая потребность в складских помещениях, замедление обо­рачиваемости капитала.

Регулярные закупки мелкими партиями. В этом случае по­купатель заказывает необходимое количество товаров, которое по­ставляется ему партиями в течение определённого периода. Ос­новные преимущества: ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий; достигается экономия складских помещении и затрат на содержа­ние излишних запасов. Недостатки: вероятность заказа избыточ­ного количества товара; необходимость оплаты всего количества товара, определенного в заказе.

Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ве­домостям. Используются для закупки дешевых и быстро исполь­зуемых товаров. Преимущества: ускорение оборачиваемости ка­питала; снижение затрат на складирование и хранение; своевре­менность поставок.

Закупки по мере необходимости. Этот метод похож на ре­гулярную поставку товаров, но характеризуется следующими особенностями:

- количество товара строго не устанавливается, а определяет­ся приблизительно;

- поставщики перед выполнением каждого заказа связывают­ся с покупателем;

- оплачивается только поставленное количество товара;

- по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые предположительно должны быть по­став лены.

Преимущества: отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества товаров; ускорение оборота капитала; минимум работы по оформлению документов.

Собственное производство. При разработке программы снаб­жения иногда возникает вопрос о выборе между альтернативой «производить или закупать», то есть выбор между собственным производством на предприятии товаров и услуг и приобретением их на стороне. Этот выбор делается по всему ассортименту исход­ных материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделии, ин­формации, услуг.

Лизинг является одной из относительно новых и эффективных форм снабжения предприятия. В первую очередь он используется для поставок инвестиционного оборудования. Лизинг - это осо­бый вид аренды. В осуществлении лизинга принимают участие: продавец оборудования, лизинговая компания (лизингодатель), предприятие, заключившее соглашение лизинга и эксплуатирую­щее оборудование. Кредиты под лизинг лизингодатель получает в банке. Наряду с банками - учредителями лизинговых компаний часто выступают страховые компании. Каждый из перечисленных участников лизинговых отношений имеет выигрыш.

Метод поставок «точно в срок» является наиболее перс­пективным и характерным способам оперативного снабжения. Метод возник в середине 1950-х годов в Японии и получил широ­кое распространение сначала в Японии, а затем в Европе и США.

Преимущества реализации метода «точно в срок»:

- высокая снабженческо-сбытовая культура участников про­цесса продвижения материальных ценностей;

- между потребителем и поставщиком существует идеальная информационная связь, в том числе в виде компьютерных сетей;

- поставщик берет на себя функции контроля качества постав­ляемой им продукции, так как обнаружение дефектов у потребите­ля означало бы сбой в производственной системе;

- поставщик гарантирует бесперебойность поставок, в том числе в случае форс-мажорных обстоятельств (например, забастовок, пробок на дорогах), для чего он может создавать у себя страховые запасы, приближает свое производство и склады к потребителю.

Недостатки: огромные затраты, связанные с реализацией метода закупок «точно в срок», эффективны только в стабильно работающих эко­номических системах при условии долговременных хозяйствен­ных связей.

Метод «канбан» предусматривает управление поставками в условиях поточного производства; учет потребности, которая ис­ходит из конечного монтажа. Суть системы сводится к децентрализации снабжения. Дня этого предприятие разбивается на автономные участки, каждый из кото­рых самостоятельно обращается по мере возникновения потребно­сти в материалах на участок, осуществляющий их поставку Для транспортировки используются контейнеры, на каждом из кото­рых имеется специальная карточка (канбан). При выгрузке в пун­кте назначения карточка остается в этом пункте и служит докумен­том первичного учета для контроля за использованием материала. После выгрузки контейнера он снабжается специальным транспорт­ным канбаном. Транспортный канбан содержит полное описание материала, необходимое для повторного заказа.

Централизованное регулирование снабжения достигается за счет выделения стро­го лимитированного количества карточек по каждому виду ма­териала. Система «канбан» работает по принципу прямого пополнения запаса, но при очень небольшом размере серии запаса. Преиму­щества: производство полуфабрикатов напрямую связано с реаль­ным потреблением, не приводит к дополнительной нагрузке на от­дел планирования и позволяет избегать большого объема бумаж­ной работы. Косвенные преимущества: поставляющее подразделе­ние производства действует гибко и в течение короткого времени пустой контейнер снова наполняется.

Электронно-информационный метод основан на коммуни­кации клиента и поставщика на основе передачи необходимых дан­ных, когда запрос поступает в виде заказа и данные о поставке и транспортировке уточняются в прямом межкомпьютерном общении.

Эффективность организации закупок определяется значени­ем следующих факторов:

• спроса;

• какие предприятия могут предложить нужный материал надлежащего качества и по какой цене;

• с какими условиями.

Хозяйственные связи по поставкам материальных ресурсов — неотъем­лемая часть коммерческой деятельности, включающая эконо­мические, организационно-правовые, финансовые отношения между изготовителями и покупателями. Рациональные хозяй­ственные связи являются условием динамичного развития эко­номики и сбалансированности спроса и предложения. Хозяй­ственные связи между партнерами считаются установленными при заключении договора (контракта).

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Какие операции включает процесс обеспечения предприятия материально-техническими ресурсами?

2. Кем осуществляется управление материально-техническим обеспечением предприятия?

3. Какие факторы учитываются при приобретении необходимых материально-технических ресурсов?

4. Какие возможны организационные формы материально-технического обеспечения?

5. В чем преимущества автоматизированного управления материальными ресурсами?

6. В каких направлениях расхода рассчитывается потребность в материальных ресурсах на предприятиях?

7. Что понимают под нормой расхода материальных ресурсов?

8. В чем сущность нормативного метода определения потребности в материальных ресурсах?

9. В чем заключаются используемые при нормировании материальных ресурсов расчетно-аналитический, опытный метод и метод статистического прогнозирования?

10. Что понимают под инструментальным хозяйством предприятия?

11. Охарактеризуйте систему инструментального обеспечения.

12. Как рассчитывается потребность в инструменте на планируемый период?

13. Какие факторы учитываются при организации работы транспортного хозяйства предприятия?

14. Как производится расчет потребности в топливе?

15.Что понимают под плановой потребностью предприятия в материальных ресурсах?

16. Каковы положительные и отрицательные стороны снабжения, ориентированного на создание запасов?

17. Какие используются виды закупок материальных ресурсов?

18. В чем преимущества системы снабжения «точно вовремя», используемой зарубежными фирмами?

 

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Фирма «Престиж» производит стол складной для кухни. Производственные мощности позволяют фирме изготавливать указанные изделия в количестве 60 тыс.шт. в год. На рынке аналогичную продукцию выпускают еще несколько предприятий, отмечается достаточно высокая конкуренция. Поэтому в прошедшем году фирма «Престиж», изготовив 60 тыс.штук, не смогла реализовать всю выпущенную продукцию, и 10 тыс. шт. на конец года осталось на складе готовой продукции непроданных.

Определите:

А) Наиболее эффективную для данной конъюнктуры рынка производственную программу выпуска столов кухонных складных с учетом спроса покупателей.

Б) Рассчитайте потребность в материалах на изготовление столов кухонных в планируемом году, если известно, что на изготовление одного стола требуются плита постформинг (для крышки стола), пиломатериалы хвойных пород (для царг и ножек стола), клей ПВА марки ДФ-51/15С. А установленная технология фирмы «Престиж» предусматривает нормы расхода этих материалов на один стол в количестве соответственно 1,2 м.кв/ на 1 штуку, 0,05 м.куб./ на 1 штуку и 0,08 кг/на 1 штуку.

 

Задание 2. Определить потребность в инструментах на планируемый год по промышленному предприятию. Число деталей, подлежащих изготовлению данным видом инструментов, составит 370 тыс.шт., основное время обработки детали данным инструментом – 5 часов. Величина стачиваемой грани -2,5 мм, толщина рабочей части инструмента, стачиваемого за 1 заточку- 0,1 мм. Время работы инструмента между двумя заточками – 3 часа. Оборотный фонд инструмента – 22 тыс.шт. Фактический запас инструмента на начало планируемого года составит 10 тыс.шт.

Определить потребность в инструментах по промышленному предприятию на планируемый период. Количество расходного инструмента в отчетном году по промышленному предприятию составило 160 тыс.шт. В планируемом году в связи с созданием новых рабочих мест намечается увеличить его количество по сравнению с предыдущим периодом на 2,5 %.

 

Задание 3. Фирма «Прогресс» производит двухярусные кровати, основными материалами изготовления которых являются пиломатериалы хвойных пород и ДВП. Установленная технология фирмы «Прогресс» предусматривает нормы расхода этих материалов на одну кровать в количестве соответственно:

ДВП – 4,5 м.кв./ шт, пиломатериалы – 0,4 м.куб./шт.

В первом квартале текущего года фирме требуется изготовить 18000 штук изделий. На складе предприятия на 1 января текущего года находится 1500 м.кв. ДВП и 600 м.куб. пиломатериалов. В январе текущего года на склад должна поступить заказанная ранее партия пиломатериалов в количестве 2000 м.кв.ДВП и 3000 м.куб пиломатериалов.

Рассчитайте объем закупок необходимых для производства двухярусных кроватей материалов в 1 квартале текущего года.

 

 

Тема 8. Обеспечение цехов организации материальными ресурсами

8. 1. Лимитированный, сверхлимитированный и нелимитированный отпуск материальных ресурсов

Обеспечение цехов и производственных участков материальными ресурсами является завершающим этапом материально-технического обеспечения. В целях эффективного использования каждый цех предприятия должен получить материальных ресурсов столько, сколько их необходимо для выполнения задания по выпуску продукции. Поэтому целесообразно установить цехам лимит отпуска сырья и материалов на определенный период.

Установление лимита на материалы предполагает ограничение их отпуска в производство в соответствии с обоснованной потребностью цехов. Лимитирование повышает ответственность цехов за экономное использование материалов, упорядочение работы складского хозяйства и увеличивает возможность контроля за использованием ресурсов в производстве.

Лимит должен соответствовать фактической потребности цехов в материалах, устанавливается на основе норм расхода и размеров цеховых запасов. Лимит отпуска материальных ресурсов цеху можно рассчитать по формуле:

 

Лц = Пц + З – Оф,

 

где Пц – потребность цеха в определенном материале для изготовления необходимой продукции,

З - запас материала, который постоянно находится в цехе,

Оф – фактический остаток неизрасходованного материала на начало того периода, на который установлен лимит.

Запас материала, который постоянно находится в цехе, рассчитывается:

 

З = С х t,

 

где С – среднесуточное потребление материала,

t - интервал времени между поставками сырья в цех.

 

Лимит отпуска материалов цехам может быть рассчитан на месяц или квартал, что зависит в основном от типа производства. Лимит отпуска цехам должен устанавливаться отделом материально-технического обеспечения предприятия. Кроме отпуска материалов цехам по лимиту, могут быть сверхлимитный отпуск, а также замены одних материалов на другие, связанные с конструктивными изменениями в выпускаемых изделиях, в технологическом процессе (нелимитированный отпуск).

8. 2. Документальное оформление выдачи материалов и доставки их в цех

Установленные лимиты на материалы должны быть доведены до начала периода изготовления продукции цехам предприятия. Для этой цели используются специальные документы: лимитные ведомости, лимитно-заборные карты, расходные фондовые ордера, требования, план-карты. Выбор того или иного документа зависит от характера потребления и вида материала, стабильности производства.

Материалы (основные и вспомогательные), потребляемые в течение месяца многократно, отпускаются по лимитно-заборным картам. Лимитно-заборная карта может быть месячной или квартальной. Месячная (месячный лимит) выписывается на одно наименование материала в трех экземплярах: один направляется складу, второй – цеху, третий остается в отделе снабжения. По мере фактической выдачи материала в карте фиксируется отпущенное количество, при этом кладовщик расписывается в экземпляре цеха, а представитель цеха – в экземпляре склада. В конце месяца месячные лимитно-заборные карты сдаются в бухгалтерию для учета движения материалов. Квартальная лимитно-заборная карта с распределением лимита по месяцам имеет на первый и второй месяцы квартала отрывные талоны, которые в конце месяца направляются в бухгалтерию. В последнем месяце квартала в бухгалтерию сдается лимитно-заборная карта. Порядок выдачи материалов по квартальной карте такой же, как и по месячной. Оформление лимитно-заборной карты на квартал более эффективно, так как позволяет уменьшить документооборот.

Лимитная карта № на месяц__________20__года Код Операции Код Цеха Код склада
     
Наименование материала Код материала Лимит на месяц Код Ед.изм.
       
Начальник ПЭО Начальник ОМТС
Дата Заказ Затребовано Отпущено Начальник Цеха Заведующий складом
           
           
           
           
ИТОГО получено:
               

 

При эпизодическом потреблении материалы выдаются в цехи по требованиям. Разовые требования применяются при выдаче вспомогательных и основных материалов при небольших объемах потребления. Кроме того, они выписываются при отпуске материальных ресурсов по лимитным ведомостям. Разовые требования бывают однострочные и многострочные, выписываются в двух экземплярах.

Для выдачи драгоценных металлов применяют расходные фондовые ордера, где лимит отпуска, а также количество отпущенного материала в цех указываются в натуральном и стоимостном выражении.

Лимитные ведомости применяются в тех производствах, где имеет место большая номенклатура потребляемых материальных ресурсов. Лимитные ведомости составляются в двух экземплярах на несколько номенклатурных позиций материала. Один экземпляр лимитной ведомости отправляется на склад, второй – в цех. При получении материала представитель цеха должен выписать требование, с которым обращается на склад. Кладовщик склада отпускает цеху материал в пределах установленного лимита, отмеченного в лимитной ведомости, получает расписку представителя цеха, расписывается в требовании цеха и отмечает в лимитной ведомости фактическое количество отпущенного материала. При таком порядке отпуска материалов лимитная ведомость служит оперативным документом, а бухгалтерским документом является требование.

 

ЛИМИТНАЯ ВЕДОМОСТЬ №_____________на___________20__г. На выдачу материалов

цех №__________________Нач. цеха /мастер/___________________склад №

Наименование материалов Лимит Ед. изм. Отпущено Цена, Руб. Сумма, Руб.
дата кол-во роспись
               
               
               
               
               

Нач. отдела снабжения ________________________ Мастер_____________

Зав. Складом_________________________________Бухгалтер___________

 

При стабильном выпуске продукции и ритмичном производственном процессе материальные ресурсы могут выдаваться в цех с помощью план-карты.

 

В план-карте кроме наименований материалов и лимита выдачи указываются сроки доставки материала в цех (при этом применяется централизованная доставка материалов). План-карта является оперативным

документом, к ней необходимо выписывать требование.

 

Сверхлимитный отпуск материалов должен оформляться требованиями, при замене материалов – специальными актами. В требованиях на сверхлимитный отпуск необходимо указывать причину дополнительной потребности в материалах. Разрешение на сверхлимитный отпуск может давать директор предприятия, его заместитель, начальник отдела снабжения. Акты на замену материалов оформляются в связи с изменением номенклатуры выпускаемой продукции, при конструктивных изменениях в производимых изделиях, в технологическом процессе.

 

 

 

ТРЕБОВАНИЕ №

 

«__»_________20__г.

Склад Код получателя
цех участок
     
Код заказа
 
Код объекта
 
Код детали (номенкл. № материала)
 

 

Мастер ОООРПС

 

 

Через кого ____________________________ Затребовал ___________________________


Гл. (ст.) бухгалтер _______________________ Разрешил ____________________________

 

Наименование, сорт, размер ____________________________________________________

Ед. измерения Количество   Цена   Сумма
наименование код затребовано отпущено
           

 

Отпустил _________________________________ Получил ________________________

 

Разрешение на замену должны давать конструкторский, технологический отдел, главный механик, отдел технического контроля; а утверждается акт замены главным инженером предприятия. Для получения материала в случае замены выписывается требование обычной формы в двух экземплярах, которое предъявляется складу вместе с актом замены. Такая система учета сверхлимитного отпуска может повысить ответственность цехов за рациональное использование материалов в производстве.

8. 3. Способы доставки материальных ресурсов в цехи

Доставка материальных ресурсов в цехи осуществляется двумя способами: децентрализованным и централизованным.

При децентрализованном способе цехи сами получают и вывозят материалы со склада отдела снабжения цеховым транспортом или средствами транспортного отдела предприятия. Этот способ доставки применяется там, где трудно определить, какой материал и к какому сроку потребуется цеху, что характерно для предприятий с индивидуальным и мелкосерийным производством, а также для ремонтно-эксплуатационных нужд предприятия.

Децентрализованный способ доставки отвлекает руководителей цехов от выполнения ими производственных функций, вызывает увеличение числа работников, занимающихся снабжением цехов, ведет к нерациональному использованию транспорта предприятия.

При централизованном способе доставки материалов склады по установленному графику подают требующиеся в определенном количестве цехам материалы. Этот способ более рациональный, так как дает возможность заранее подготовить материалы к производственному потреблению, целесообразнее использовать транспортные средства, улучшить систему учета прохождения сырья и материалов от центрального склада до рабочего места.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Каково значение лимитирования материальных ресурсов?

2. Что берется за основу для определения лимита?

3. Укажите составляющие общей величины лимита.

4. Какими структурными подразделениями предприятия рассчитывается потребность производства в материальных ресурсах?

5. Охарактеризуйте сверхлимитированный отпуск материальных ресурсов.

6. Определите использование нелимитированного отпуска материальных ресурсов.

7. В каких единицах измерения указывается лимит?

8. На какой период времени рассчитывается лимит материалов?

9. Когда должны быть доведены установленные лимиты материалов?

10. По каким документам осуществляется отпуск материалов со склада?

11. Чем определяется выбор того или иного документа на отпуск материалов?

12. Укажите порядок составления лимитно-заборной карты?

13. В каких случаях на отпуск материалов выписываются требования?

14. Охарактеризуйте способы доставки материалов со складов отделов снабжения.

15. Укажите преимущества АСУ при оформлении отпуска материалов в цехи предприятия.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Цех предприятия изготавливает изделия из стальной ленты марки СТ-3 толщиной 0,5 мм,. План выпуска этих изделий цехом за один месяц составляет 500 единиц. Норма расхода стальной ленты – 12,5 кг на одно изделие. Материалы завозятся в цех один раз в пять суток, остаток неиспользованной стальной ленты на складе цеха в начале месяца был 550 кг. Требуется определить лимит цеху на стальную ленту СТ-3 в расчете на месяц работы.

Задание 2. Цех № 1 швейной фабрики «Знамя» осуществляет пошив рабочих халатов преимущественно для промышленных предприятий под заказ определенного фасона. На основе проведенного маркетингового исследования установлена программа выпуска рабочих халатов определенного фасона на месяц в количестве 5000 шт. и доля определенного размера халата в общем объеме выпуска. Требуется определить лимит цеха № 1 швейной фабрики в ткани хлопчатобумажной для выпуска рабочих халатов, используя исходные данные таблицы:

 

Таблица 8.1.

Показатели для определения потребности в ткани

 

  Показатели Размеры рабочих халатов
               
Норма расхода ткани на один рабочий халат, в метрах 3,3 3,5 3,7 4,0 4,2 4,4 4,6 4,8
Количество рабочих халатов, штук                

 

Рассчитайте количество ткани, необходимой для выпуска рабочих халатов по размерам, определите общее количество ткани хлопчатобумажной для выпуска халатов определенного фасона за месяц, а также лимит цеху на ткань хлопчатобумажную в расчете на один месяц, если на начало месяца в цеху осталось ткани в количестве 2500 метров, а материалы поставляются в цех раз в десять дней.

 

Тема 9. Выбор потенциальных поставщиков материальных ресурсов

9. 1. Источники оптовых закупок материальных ресурсов

Источниками поступления материальных ресурсов являются производственные предприятия различных отраслей народного хозяйства

(пищевой, легкой, электронной, химической, деревообрабатывающей отраслей промышленности), сельское хозяйство, частный сектор экономики, оптовые посредники, заготовительные организации потребительской кооперации. Часть ресурсов может поступать по импорту.

Все источники закупок материальных ресурсов можно подразделить по различным признакам. По территориальному размещению они делятся на:

местные, областные, республиканские. В первую очередь необходимо максимально вовлекать местные ресурсы, что снижает расходы по доведению товаров до потребителя, позволяет лучше и оперативнее реагировать на изменения, происходящие на местном рынке.

По месту и роли в процессе товародвижения различают такие источники поступления: непосредственно изготовителей материальных ресурсов и посредников. К поставщикам – изготовителям относятся государственные промышленные предприятия, частные предприятия, кооперативные предприятия, совместные предприятия, колхозы и совхозы, фермерские хозяйства. К поставщикам-посредникам относятся оптовые организации государственной и кооперативной торговли, коммерческие оптовые базы.

По форме собственности источники поступления делят на: государственные и частные.

По принадлежности к хозяйственной системе все источники подразделяются на внутрисистемные – когда поставщики и покупатели приналежат одной системе, и межсистемные – когда поставщики и покупатели принадлежат разным системам, министерствам и ведомствам.

По отраслевому признаку различают предприятия Минсельхозпрода, Беллегпрома, Белместпрома, Белнефтехимпрома и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 841; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.166.214 (0.12 с.)