Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Регулирование поставки товаров для государственных нуждСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Государственное регулирование экономики используется практически во всех странах мира, но формы и степень такого регулирования различны. В Республике Беларусь одним из инструментов для этого является заказ на поставку товаров для государственных нужд, который широко применяется и в других государствах. К товарам для государственных нужд относят товары, необходимые республике для решения важных социально-экономических, оборонных, природоохранных, научно-технических и других задач, например, для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, создания госрезервов и т.п. Закупки для республиканских государственных нужд регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, законом Республики Беларусь от 24 ноября 1993 года "О поставках товаров для государственных нужд", Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2008 г. N 618 "О государственных закупках в Республике Беларусь", Положением о формировании и размещении заказов на поставку товаров (выполнение работ, услуг) для республиканских государственных нужд в редакции постановления Кабинета Министров от 10.02.2009 № 183 и иным законодательством о государственных закупках, где определяется порядок взаимодействия республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, а также других государственных органов, организаций и индивидуальных предпринимателей при формировании и размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, для республиканских государственных нужд. В соответствии с этим законодательством распределительная система заменяется системой государственных закупок и осуществляется на основе государственных контрактов между государственным заказчиком и поставщиком. Состав государственных нужд (перечень государственных нужд и государственных заказчиков) является составной частью прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь и республиканского бюджета на очередной финансовый год. Формирование поставок товаров (работ, услуг) для государственных нужд на очередной финансовый год начинается в сроки, устанавливаемые для разработки прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь и проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год. Предложения по составу государственных нужд представляются республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, а также другими государственными органами, организациями и индивидуальными предпринимателями в Министерство экономики. Государственные органы (организации) формируют предложения по составу государственных нужд в части поставок товаров (работ, услуг) за счет средств (полностью или частично) республиканского бюджета. Министерство экономики и Министерство финансов рассматривают и обобщают предложения по составу государственных нужд для включения их в проекты прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь и республиканского бюджета на очередной финансовый год. После утверждения основных параметров прогноза социально-экономического развития и принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год состав государственных нужд утверждается в порядке, установленном законодательством, и доводится до государственных заказчиков и ответственных исполнителей. Размещение заказов на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд осуществляется государственными заказчиками в соответствии с процедурами, определяемыми законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь о государственных закупках, и ежегодно принимаемыми решениями об утверждении состава государственных нужд, включая поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд, осуществляемые без применения конкурсной системы размещения заказов на их поставку. Формирование поставок для государственных нужд важнейших видов сельскохозяйственной продукции и сырья, размещение заказов на их поставку осуществляется с учетом особенностей сельскохозяйственного производства и необходимости гарантированного обеспечения населения республики продовольствием. Государственными заказчиками для государственных нужд сельскохозяйственной продукции и сырья могут быть Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Белорусский государственный концерн пищевой промышленности "Белгоспищепром", Белорусский государственный концерн по производству и реализации фармацевтической и микробиологической продукции, Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности и иные организации, определяемые при утверждении состава государственных нужд. Поставка сельскохозяйственной продукции и сырья для государственных нужд осуществляется заготовителями. Ответственные исполнители выбирают поставщиков сельскохозяйственной продукции и сырья в установленном законодательством порядке. Поставщиками сельскохозяйственной продукции и сырья могут быть сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и другие организации, являющиеся производителями сельскохозяйственной продукции. Договоры на поставку сельскохозяйственной продукции и сырья заключаются согласно номенклатуре, утвержденной в составе государственных нужд. Замена (зачет) одних видов сельскохозяйственной продукции и сырья другими не допускается. В исключительных случаях (неурожай у производителей, вызванный стихийными бедствиями, природно-климатическими условиями) допускается внесение в установленном порядке изменений и (или) дополнений в состав государственных нужд и соответственно в договоры на поставку сельскохозяйственной продукции и сырья. Под производство продукции растениеводства заготовители осуществляют в пределах источников финансирования авансовые выплаты до 50 процентов стоимости продукции растениеводства по договору поставки продукции для государственных нужд и учитывают их удержание при окончательной оплате объемов заготовленной продукции. Одновременно Минсельхозпрод доводит до сведения субъектов предпринимательской деятельности установленные минимальные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию и сырье, поставляемые для государственных нужд. В государственном контракте регламентированы правовые, экономические и организационные отношения государственных заказчиков и поставщиков товаров для государственных нужд. Поставщики выбираются на конкурсной основе. Взаимоотношения оформляются контрактом. Предприятия-монополисты, которые участвовали в конкурсе и стали поставщиками, не имеют права отказаться от заключения государственного контракта. В качестве мер стимулирования поставщиков товаров для государственных нужд используются льготные кредиты, льготы при налогообложении, целевые дотации, субсидии и др. Структура отношений между государственным заказчиком и поставщиком может быть простой и сложной. При простой структуре взаимоотношения возникающие между государственным заказчиком и непосредственно поставщиком-изготовителем в соответствии с заключенным между ними контрактом. Заказчик в месячный срок со дня согласования с поставщиком-монополистом объёмов поставки высылает ему проект контракта в двух экземплярах. Поставщик обязан в 20-дневный срок рассмотреть и подписать его и второй экземпляр вернуть заказчику. В случае несогласия с отдельными пунктами проекта поставщик прикладывает к нему протокол разногласий. При несогласии с указанным протоколом разногласий заказчик в 20-дневный срок обязан обратиться для разрешения спора в хозяйственный суд. Если заказчик не сделал этого в установленный срок, контракт считается заключённым с учётом предложений поставщика-монополиста. При сложной структуре взаимоотношений, которая используется достаточно часто, государственный заказчик, заключив контракт с поставщиком, выступает только гарантом реализации договора поставки, который должен быть заключён между поставщиком и непосредственном покупателем товара. В таком случае в соответствии с Положением о формировании и размещении заказов на поставку товаров для республиканских государственных нужд конкретных покупателей определяют государственные заказчики и информируют об этом поставщиков. При заключении таких договоров необходимо руководствоваться следующими положениями: · принятый на договорных условиях заказ обязателен для выполнения при наличии государственных гарантий обеспечения в централизованном порядке всеми ресурсами; · основанием для заключения договора является прикрепление покупателей к конкретному поставщику, осуществляемое государственным заказчиком.
12. 3. Проверка делового партнера Осуществление коммерческой деятельности любым хозяйствующим субъектом невозможно без заключения договора, значимость которого в хозяйственной деятельности нельзя недооценивать. Не секрет, что юридически грамотно составленный договор является средством эффективной защиты прав и законных интересов субъектов гражданского оборота. И напротив, некорректный и непродуманный договор часто влечет за собой возникновение множества проблем, таких как споры по порядку исполнения договора, взыскание штрафных санкций за нарушение условий договора и др. Выбор партнера по коммерческой деятельности обусловлен, прежде всего, экономическими факторами (цена предлагаемого товара (работ, услуг), условия поставки / оплаты и т.д.), которые позже найдут свое отражение в договоре. Помимо этого при выборе контрагента требуется соблюсти определенные юридические процедуры, в частности, речь идет о необходимости проверки «добросовестности» контрагента, поскольку, как показывает практика, принцип «доверяй, но проверяй» весьма актуален и в сфере предпринимательской деятельности. Действующее законодательство предусматривает ряд неблагоприятных последствий совершения сделки с недобросовестным контрагентом. Одним из них является угроза признания заключенной сделки недействительной. Причем недействительность сделки может повлечь для сторон не только гражданско-правовые (в частности, обязанность возвратить все полученное по сделке), но и налоговые последствия (например, подачу уточненных налоговых деклараций за соответствующий налоговый период). Проверка контрагента может осуществляться несколькими способами. 1. Получение сведений непосредственно от контрагента. Если контрагент вам не знаком и ранее с вами не работал, чтобы минимизировать свои риски, следует предложить ему представить нижеперечисленные документы (конечно, формировать такой пакет по каждой сделке не представляется возможным, однако задуматься о его сборе нужно в случаях, если сумма сделки достаточно велика и возможны значительные экономические потери): а) свидетельство о государственной регистрации коммерческой организации / индивидуального предпринимателя (далее - ИП). Основные сведения, которые могут быть получены при ознакомлении с этим документом: · подтверждение факта государственной регистрации; · определение полного наименования коммерческой организации, ее организационно-правовой формы / И.О.Фамилия предпринимателя. Данные сведения необходимы также для правильного заполнения в последующем первичных учетных документов; · определение времени существования на рынке; б) учредительные документы (устав, учредительный договор), учредительные документы организации не составляют ее коммерческой тайны. Учредительные документы изучаются с целью установления: · состава участников (кроме устава ОАО). собственников его имущества (для УП); · осуществляемых видов деятельности. При этом действующее законодательство предусматривает необходимость указания в учредительных документах только лицензируемых видов деятельности. Виды деятельности, осуществляемые ИП, указываются в свидетельстве о государственной регистрации; · размера уставного фонда; · местонахождения коммерческой организации; · компетенции руководителя и других органов управления. Учредительными документами хозяйственных обществ может устанавливаться порядок совершения ряда сделок, требующих прохождения дополнительных процедур. В уставе УП также могут быть определены ограничения полномочий директора. в) удостоверение руководителя содержит сведения о конкретном лице, выполняющем функции исполнительного органа, а также о сроке его полномочий. Данная информация имеет существенное значение при подписании договора; г) лицензия. Осуществление отдельных видов деятельности (строительство, оказание юридических услуг и др.) возможно лишь при наличии у ИП / коммерческой организации специального разрешения (лицензии). Отсутствие лицензии у вашего контрагента повлечет признание сделки недействительной, поэтому данный документ обязательно должен быть истребован. Применительно к заключению отдельных договоров законодатель прямо предусмотрел необходимость представления лицензии (ее копии) (например, п. 1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 07.03.2000 № 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров» (далее - Указ № 117)); д) бухгалтерский баланс с приложениями к нему даст информацию о финансово-экономических показателях организации, о составе и размерах ее активов. Это может повлиять на вывод о том, нужно ли контрагенту - хозяйственному обществу оформлять сделку как крупную. Полезны такие сведения и в общеэкономическом смысле: будет понятно, есть ли у вас шанс погасить требования к партнеру за счет его имущества. Кроме того, в балансе имеются образцы подписей уполномоченных лиц - руководителя и главного бухгалтера. Важно отметить, что с учетом уровня развития современной копировальной техники документы, представляемые в виде заверенных копий, подвержены исправлениям, подчисткам и могут не соответствовать действительности. В связи с этим более правильным является требование о представлении, наряду с копиями документов, их оригиналов (для ознакомления / сверки). При возникновении сомнений в законности деятельности контрагента рекомендуется получить информацию о нем из других источников. 2. Получение сведений из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР). Достоинством данного способа получения информации о контрагенте является его достоверность и официальность. Сведения о юридических лицах, которые могут быть получены из ЕГР, включают: · его наименование; · регистрационный номер; · местонахождение; · наименование регистрирующего органа, дату и номер решения уполномоченного должностного лица о государственной регистрации (перерегистрации); · состояние юридического лица (действующее, находящееся в процессе ликвидации, реорганизовано, ликвидировано); · сведения о руководителе, в том числе контактный телефон. Сведения о месте жительства учредителей - физических лиц, их паспортные данные; о месте жительства, телефонах, паспортные данные руководителя юридического лица; паспортные данные ИП предоставляются только по запросам суда, контрольных и правоохранительных органов. Предоставление информации из ЕГР осуществляют: · Министерство юстиции Республики Беларусь; · регистрирующие органы. К заявлению о предоставлении сведений из ЕГР прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в следующих размерах (за каждого субъекта предпринимательской деятельности): с организаций - 3 базовые величины; физических лиц - 0,1 базовой величины; иностранных организаций - 15 базовых величин. Срок предоставления сведений из ЕГР не должен превышать: – по запросам юридических лиц - 15 дней; – по запросам физических лиц - 5 дней со дня регистрации заявления. Отказ в предоставлении сведений из ЕГР может быть обжалован в суд. Кроме того, сведения из ЕГР можно получить более простым способом - в сети Интернет на сайте Министерства юстиции Республики Беларусь: www.minjust.by - Единый государственный регистр – размещен перечень зарегистрированных / ликвидированных индивидуальных предпринимателей / юридических лиц. 3. Получение сведений из иных источников. Целесообразным является также получение сведений о контрагенте из иных источников. Так, например, на сайте Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (www.court.by) размещена информация о проводимых хозяйственными судами торгах по продаже имущества субъектов хозяйствования в рамках исполнительного производства, а также об организациях, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве: вкладка Исполнительное производство - Объявление о торгах; вкладка Банкротство - Состояние дел о банкротстве. Не следует пренебрегать и неофициальными источниками - информация, полученная от конкурентов и партнеров контрагента, может быть полезной при принятии решения о заключении с ним сделки. Таким образом, в целях организации работы по проверке деловых партнеров рекомендуется: руководителю - издать приказ о назначении лица, ответственного за проверку достоверности сведений о контрагентах, и утвердить перечень проверяемых документов. Порядок работы с контрагентами следует отразить также в Положении об организации договорной работы на предприятии; юрисконсульту - наряду с ведением журнала учета договоров вести Реестр контрагентов, в котором отражены данные о контрагенте (наименование, место нахождения, И.О.Фамилия руководителя, телефоны, электронные адреса) и договоре (предмет договора, сроки исполнения обязательств и т.д.). Такой реестр позволит более эффективно взаимодействовать с партнерами по договору. Одновременно с проверкой «чистоты» контрагента соответствующими службами предприятия еще на стадии его выбора необходимо проконсультироваться с бухгалтером на предмет определения налогового статуса контрагента, что может оказать влияние как на отражение дальнейших операций в бухгалтерском учете, так и на порядок ценообразования и налогообложения организации. У субъектов хозяйствования нет обязанности указывать в качестве существенных условий договора применяемую ими систему налогообложения (общий порядок либо особый режим). В то же время применение одной из сторон договора упрощенной системы налогообложения может привести к различным налоговым последствиям. Как известно, при применении упрощенной системы налогообложения организации и индивидуальные предприниматели в определенных случаях имеют право не уплачивать НДС. Если владеть информацией о применении упрощенной системы налогообложения, уже на подготовительном этапе заключения договора можно узнать об имеющихся экономических потерях либо выгодах в таком случае. Рассмотрим данное положение на примере (ниже см. таблицу). Организации - плательщику НДС нецелесообразно увеличивать себестоимость и затраты за счет лишения возможности на вычет сумм НДС, в связи с чем при анализе проекта договора об этом необходимо поставить в известность руководителя. Ведение переговоров Выбрав оптимального делового партнера, стороны начинают процесс согласования условий предстоящей сделки, который на практике не всегда проходит гладко, так как на разработку договорной схемы могут уходить недели и даже месяцы. В течение этого периода рождаются промежуточные варианты текста договора в целом или отдельных его позиций, формируются договоренности между сторонами. В тех случаях, когда договор еще не заключен и ни у одной из сторон нет гарантий, что согласованные условия найдут свое отражение в его конечной редакции, особое значение приобретает письменная фиксация сторонами положений, по которым они договорились. При невозможности определить содержание договора (его условий), исходя из его буквального прочтения, суд выясняет действительную волю сторон: принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку. Деловая корреспонденция, иные документы и материалы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, рассматриваются законом в качестве письменных доказательств в суде. В ряде случаев стороны приходят к выводу о необходимости закрепить достигнутые договоренности в виде единого документа. Преследуя при этом различные цели («связать» с собой партнера, получить гарантии заключения договора в будущем и др.), стороны заключают так называемые рамочные соглашения (протокол о намерениях, об итогах переговоров, протокол (соглашение) о сотрудничестве и т.д. Предварительный договор имеет следующие признаки: 1) стороны обязуются заключить в будущем договор (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором; 2) заключается в форме, установленной законодательством для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме (несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность); 3) должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора; 4) указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. Если такой срок не определен, основной договор подлежит заключению в течение одного года с момента заключения предварительного договора. Таким образом, соглашение (независимо от его названия - договор, протокол и т.д.), содержащее признаки предварительного договора, признается имеющим юридическую силу, а следовательно, сторона, уклоняющаяся от заключения основного договора, может быть понуждена к его заключению в судебном порядке. При отсутствии признаков предварительного договора такое соглашение юридической силы не имеет. При заключении подобных рамочных соглашений следует внимательно подойти к формулировке прав и обязанностей сторон. Так, например, с целью реализации определенного совместного проекта в соглашение сторон могут быть включены условия договора простого товарищества, а именно: будет определена общая цель сторон, размер вкладов каждой из них для достижения этой цели и т.д. Это повлечет ряд налоговых последствий - необходимость постановки на учет простого товарищества в налоговых органах, налогообложение дохода от совместной деятельности. Кроме того, необходимо помнить о требованиях антимонопольного законодательства, устанавливающих ответственность за заключение соглашений между субъектами с целью раздела товарного рынка по территориальному принципу; по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам; по кругу потребителей и т.д. Таким образом, руководителю и лицам, участвующим в переговорах, рекомендуется: – сохранять всю предшествующую договору переписку с контрагентом; – настаивать на письменной фиксации предложений, пожеланий, обещаний контрагента по договорным условиям; – отражать результаты переговоров в общем протоколе об итогах переговоров; – при необходимости заключать предварительный договор. Процедура заключения договора представляет собой предложение заключить договор (оферта) и его последующее принятие (акцепт). Требования к оферте и акцепту изложены в теме 9.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.180.152 (0.016 с.) |