Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гармонизированная система описания и кодирования товаров

Поиск

3.3.1. Сущность и цели Гармонизированной системы описания и кодирования товаров

Бурное развитие внешней торговли в конце 40-х гг. выявило необ­ходимость унификации принципов классификации товаров в таможен­ных тарифах. До этого в различных странах существовали собствен-

========================^^ 155


ные национальные системы классификации товаров, построенные или по принципу их происхождения (продукты животного происхождения, минералы и т. д.), или по степени обработки (сырье, полуфабрикаты, го­товые изделия) или с использованием обоих методов. Однако развитие международного сотрудничества в сфере торговли потребовало унифи­кации и стандартизации внешнеторговой документации. Потребности обмена статистическими данными привели к необходимости разработ­ки единого международного документа, устанавливающего более чет­кие и детализированные правила классификации товаров, находящихся в международном товарообороте, т. е. разработки единой системы опи­сания и кодирования товаров, способной:

а) обеспечить единообразную классификацию всех товаров, обра­
щающихся в международной торговле, на приемлемой для всех сторон
основе;

б) использовать единый понятийный аппарат, облегчающий де­
ятельность таможенных органов, экспертов, участников международ­
ных переговоров, а также производителей, экспортеров, импортеров
и перевозчиков товаров;

в) осуществлять сопоставление национальных статистик внешней
торговли для анализа и сравнения данных мировой торговли.

В 1950 г. в рамках Совета таможенного сотрудничества была раз­работана Брюссельская товарная номенклатура. Для ее дальнейшего совершенствования в 1973 г. был создан Комитет по разработке Гар­монизированной системы описания и кодирования товаров, в основу которой были положены Брюссельская таможенная номенклатура, стандартная международная торговая классификация ООН и другие международные классификаторы. В результате в 1983 г. была разрабо­тана и принята Международная конвенция о Гармонизированной сис­теме описания и кодирования товаров (ГС), которая вступила в силу с 1 января 1988 г.

При этом под Гармонизированной системой понимается Номенк­латура гармонизированной системы (НГС), которая включает в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, основные правила классификации и толкования ГС (п. а ст. 1). Страны мира используют ее в качестве единого классификатора товаров, отвечающего современ­ным потребностям статистических служб, таможенных органов, транс­портных организаций и коммерческих структур.

156


Согласно системе классификации все товары группируются по раз­ным признакам: происхождению, назначению, степени обработки. Но­менклатура НГС представлена в табл. 3.1.

Таблица 3.1 Номенклатура Гармонизированной системы (НГС)

 

Код разделов Наименование разделов
I Живые животные и продукты животного происхождения
II Продукты растительного происхождения
III Жиры и масла животного и растительного происхождения; про­дукты их расщепления; приготовленные пищевые жиры; воск жи­вотного или растительного происхождения
IV Готовые пищевые продукты: алкогольные и безалкогольные на­питки; уксус, табак, искусственные заменители табака
V Минеральные продукты
VI Продукция химической и связанных с ней отраслей промышлен­ности
VII Пластмассы и изделия из них; каучук и резиновые изделия
VIII Кожевенное сырье; кожи, пушнина, пушно-меховое сырье; изде­лия из них; шорно-седельные изделия и упряжь; дорожные принад­лежности, сумки и аналогичные товары; изделия из кишок
IX Древесина и изделия из нее; древесный уголь; пробка; изделия из соломы, альфы и других плетельных материалов; корзины и другие изделия из прутьев
X Древесная мука и прочие целлюлозно-волокнистые полуфабрика­ты; макулатура; бумага, картон и изделия из них
XI Текстиль и текстильные изделия
XII Обувь, головные уборы, зонты, трости, кнуты и их части; обра­ботанные перья и изделия из них; искусственные цветы; изделия из человеческого волоса
XIII Изделия из камня, гипса, алебастра, целлюлозы, слюды или ана­логичных материалов; керамические изделия; стекло и изделия из него
XIV Натуральный или культивированный жемчуг, драгоценные или полудрагоценные камни, благородные и неблагородные металлы, покрытые благородными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты
XV Черные и цветные металлы и изделия из них

Код разделов Наименование разделов
XVI Машины, оборудование и механические приспособления, элект­рооборудование и его части; аппараты для записи и воспроизведе­ния звука, магнитные аппараты для записи и воспроизведения теле­визионного изображения и звука, их части и принадлежности
XVII Средства наземного, воздушного и водного транспорта и вспомо­гательное оборудование к ним
XVII Приборы и аппараты оптические, фотографические и кинема­тографические, измерительные, контрольные, прецизионные; ме­дицинские и хирургические инструменты и аппараты; часы, музы­кальные инструменты и их части
XIX Оружие и боеприпасы; их части и принадлежности. Разные гото­вые изделия
XX Произведения искусства, предметы для коллекционирования и антиквариат

Правительства государств-членов Содружества Независимых Госу­дарств (СНГ), стремясь к упрощению таможенных процедур и унифи­кации форм таможенной статистики, договорились о принятии единой ТН ВЭД СНГ, основанной на базе Гармонизированной системы опи­сания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации. Согласно ст. 1 Соглашения о Единой товарной номенклатуре внешне­экономической деятельности СНГ от 3 ноября 1995 г., Гармонизиро­ванная система стала международной основой и для входящих в него государств.

Ведение ТН ВЭД СНГ возложено на таможенную службу Россий­ской Федерации, которая:

следит за изменениями и дополнениями международной основы ТН ВЭД СНГ, пояснениями и другими решениями по толкованию этой ос­новы;

приводит ТН ВЭД СНГ в соответствие с ее международной осно­вой;

осуществляет ведение и хранение эталонного экземпляра ТН ВЭД СНГ;

разрабатывает совместно с таможенными службами других госу­дарств-участников Содружества пояснения и по поручению Совета

158 ' ■ =====


руководителей таможенных служб государств-участников Содру­жества утверждает классификационные решения по толкованию ТН ВЭД СНГ;

обеспечивает опубликование ТН ВЭД СНГ, пояснений к ней;

осуществляет иные функции, необходимые для ведения ТН ВЭД СНГ.

Республика Беларусь присоединилась к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров в 1998 г. после принятия Указа Президента Республики Беларусь от 12 августа 1998 г № 396 «О присоединении Республики Беларусь к Международ­ной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров». Однако Гармонизированная система как международная ос­нова национального классификатора Республики Беларусь использова­лась и задолго до этого.

Так как ГС призвана отражать товарную структуру внешней торгов­ли, которая регулярно пополняется новыми товарами, она находится в постоянном развитии. Кроме того, с целью более четкого толкования и однозначного применения принципов классификации данной Номен­клатуры ГС, страны, подписавшие Конвенцию, вносят свои предложе­ния, изменения, уточнения в данную Номенклатуру. В результате сис­тема периодически меняется раз в 4—5 лет и имеет несколько изданий. Последняя из них датируется 1 январем 2002 г Всемирная таможенная организация ввела в действие новое 3-е издание Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС-2002) Это означало, что страны-члены Конвенции должны привести свои национальные клас­сификаторы в соответствие с ГС-2002 В результате актуализированная ТН ВЭД СНГ была утверждена Советом руководителей таможенных служб СНГ и вступила в силу с 1 января 2002 г постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 июня 2002 г. № 791 «О товар­ной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономи­ческой деятельности», ТН ВЭД СНГ (3-е издание) с 1 июля 2002 г. вве­дена и на территории Республики Беларусь

Для оказания помощи при определении кода товара в ГС ВТО раз­работаны вспомогательные издания- пояснения к ГС, Алфавитный ука­затель к ГС в виде списка товаров в алфавитном порядке с пояснени­ями и сборник классификационных решений по ГС Пояснения к ГС не включены в Конвенцию, но они утверждены Всемирной таможен­ной организацией как официальное толкование ГС на международном

— ' 159


уровне. Обращение к пояснениям необходимо для правильного тол­кования ГС. Они содержат комментарии к каждой товарной позиции, перечни включаемых и исключаемых товаров, техническое описание рассматриваемых в данной товарной позиции товаров и являются прак­тическим руководством по идентификации товаров.

Все страны, подписавшие Конвенцию, могут создавать свои наци­ональные классификаторы с целью выделения товаров, имеющих зна­чимость для экономики этих стран, что позволяет более эффективно регулировать их внешнеэкономическую деятельность. Исходя из этого, в ТН ВЭД СНГ без каких-либо дополнений и изменений использованы все товарные позиции и субпозиции ГС, относящиеся к ним цифровые коды, а также основные правила интерпретации. Первые шесть цифр ко­дового обозначения ТН ВЭД СНГ совпадают с соответствующими обоз­начениями ее международной основы — ГС. За пределами шестизнач­ного кода ГС ТН ВЭД СНГ была детализирована на уровне 7-9-го знака кодового обозначения. При этом детализация ТН ВЭД СНГ на 7-м и 8-м знаках кода соответствует детализации ГС, используемой в странах Ев­ропейского союза. Детализация ТН ВЭД СНГ на уровне 9-го знака при­звана отражать национальные особенности товарооборота в СНГ. При этом в качестве основных использованы следующие критерии:

является ли товар квотируемым, лицензируемым, сертифицируе­мым и т. д.;

требуется ли индивидуальный подход к товару при определении та­моженных пошлин, НДС и акцизов.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Бела­руси представляет собой национальную производную ГС. Она разра­ботана на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) и Комбинированной тарифно-статистической номенкла­туры Европейского экономического сообщества (КН ЕЭС) и является основой системы мер государственного регулирования внешнеэконо­мической деятельности страны. Используется для формирования Та­моженного тарифа Республики Беларусь, определения мер государст­венного регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики. Действующая в настоящее время ТН ВЭД Бе­ларуси представляет собой развитие ТН ВЭД СНГ в интересах Белару­си на десятом знаке кодового обозначения. При этом девятизначная ТН ВЭД СНГ сохраняется в качестве международной основы десятизнач­ной ТН ВЭД Беларуси, что, в свою очередь, не нарушает обязательств

160 ' =====


Республики Беларусь по Международной конвенции о Гармонизиро­ванной системе и Соглашению о Единой ТН ВЭД СНГ.

С 1 июля 2002 г. длина кодового обозначения товара, применяемо­го в ТН ВЭД, составляет 10 цифровых знаков. Первые шесть знаков соответствуют кодовому обозначению, принятому в номенклатуре ГС. 7-й и 8-й знаки — это дополнительная детализация номенклатуры ГС, предпринятая в Комбинированной номенклатуре Европейского союза. Таким образом, первые восемь знаков ТН ВЭД соответствуют коду то­вара согласно Комбинированной номенклатуре Европейского союза.

Гармонизированная система описания и кодирования товара — это международная многоцелевая классификационная система, предна­значенная для использования странами при разработке таможенного тарифа и ведения статистического учета внешнеторговых операций, организации транспортно-экспедиторских операций и т. д. Она рас­пространяется только на товары, которые подлежат таможенному кон­тролю и рекомендованы для включения в объемы экспорта и импорта видимых и движимых товаров. Главной ее целью является:

содействовать международной торговле;

упростить сбор, сопоставление и анализ статистических данных, особенно относящихся к международной торговле;

уменьшить расходы, вызванные повторным описанием, классифи­кацией и кодированием товаров при их переходе из одной системы классификации в другую в процессе международной торговли, спо­собствовать стандартизации внешнеторговой документации и передаче статистических данных;

унифицировать коммерческие и таможенные документы, их обра­ботку и др.

Правильная классификация товара по Номенклатуре имеет важное экономическое и правовое значение.

Во-первых, от места нахождения товара в той или иной товарной позиции зависит уровень его таможенного обложения.

Во-вторых, от тарифной позиции зависит и возможность примене­ния к товару при перемещении его через таможенную границу нета­рифных мер регулирования.

В-третьих, таможенные номенклатуры товаров широко используют­ся для ведения внешнеторговой статистики, данные которой позволяют проводить анализ внешнеторгового оборота и на его основе разрабаты­вать перспективные мероприятия таможенной политики.

= 161


В-четвертых, выделяя какие-либо товары в отдельные позиции, соз­дается возможность для государства более эффективно регулировать внешнеэкономическую деятельность.

В-пятых, детализация товарной номенклатуры тарифа дает бене­фициару известные преимущества при ведении торговых переговоров, поскольку создает возможности выбора товара, облагаемого минималь­ными таможенными пошлинами.

В-шестых, неверная классификации или указания неправильных данных в таможенной декларации рассматриваются таможенными ор­ганами как нарушение, влекущее за собой ответственность в соответст­вии с действующим законодательством.

3.3.2. Система классификации и кодирования НГС

Система классификации является основным элементом структуры НГС. Она представляет собой распределение товаров, их группировку по каким-либо признакам и в соответствии с установленными правилами и принципами. Система классификации, используемая в НГС, охватыва­ет все обращающиеся в международной торговле товары, выделяя пять уровней: разделы, группы, подгруппы, товарные позиции и субпозиции.

Высшим классификационным подразделением среди указанных яв­ляются разделы, которых насчитывается 21. Основанием для отнесения товара к одному из 21 разделов служит совокупность различных, часто не связанных между собой признаков товаров, основными из которых являются:

происхождение (разделы I, II, V);

назначение (разделы IV, XI, XII, XVI, XVII, XVIII, XIX, XX, XXI);

химический состав (разделы III, VI, VII);

вид материала, из которого изготовлен товар (разделы VIII, IX, X, XIII, XIV, XV).

При образовании групп, а их в НГС насчитывается 97, использован принцип последовательности обработки товара — от сырья, полуфаб­рикатов до готовых изделий — и следующие основные четыре призна­ка товаров: степень обработки, назначение, вид материала, из которого он изготовлен, и назначение товара в мировой торговле.

По аналогичным признакам строится и дальнейшая классификация товаров по содержащимся в НГС 33 подгруппам, 1241 товарной пози­ции, 5019 субпозициям.

162 ===^^============^^^=^^^^^^^=


Заложенные в НГС шесть основных правил классификации то­варов определяют важнейшие принципы построения классифика­ционной системы, устанавливают порядок включения какого-либо конкретного товара в определенную товарную позицию, затем в соот­ветствующую субпозицию. Первые пять правил предназначены для установления товарной позиции, а шестое — для субпозиции. В при­мечаниях, разработанных практически ко всем разделам и группам, а также к некоторым субпозициям, дается определение точных преде­лов этих классификационных блоков. Как правила, так и примечания составляют неотъемлемую часть НГС и имеют такую же юридичес­кую силу.

Таким образом, система классификации товаров, принятая в НГС, позволяет обеспечить строгое соблюдение основного принципа Гармо­низированной системы — однозначное отнесение товара к одной клас­сификационной группировке.

Система кодирования представляет собой технический прием, позволяющий представить какой-либо классифицированный товар, I. е. отнесенный по системе классификации к определенной группиров­ке, в виде знака (группы знаков) по установленным правилам кодирова­ния. Кодовая система классификатора товаров позволяет представлять необходимую информацию в форме, удобной для ее сбора, обработки, передачи и последующего хранения.

В НГС для кодирования принято цифровое обозначение: разделы и подгруппы обозначены римскими цифрами, а товарные группы, по-шции и субпозиции — арабскими. При этом коды разделов и подгрупп не взаимосвязаны друг с другом, как и с кодами групп и товарных пози­ций. Товарные субпозиции в НГС цифрового кода не имеют, они обоз­начаются арабскими цифрами в сочетании с дефисами (-), проставля­емыми перед их наименованием. В НГС используется шестизначный цифровой код обозначения товара. Структура этого кода построена по десятичной системе и включает код группы, товарной позиции и суб­позиции из двух разрядов каждый.

Международной конвенцией о ГС установлено, что страны, приме­няющие ее, не могут изменить классификацию товаров и их код в пре­делах первых шести знаков. Тем самым система позволяет, во-первых, достаточно точно описывать товары по их объективным характеристи­кам, во-вторых, обеспечивает высокую степень детализации номенк­латуры товаров, в-третьих, государства, не нарушая соответствующих

■========================^ 163


международно-правовых норм, закрепляющих основы системы ко­дирования, получают возможность в известных пределах расширить уровень детализации, исходя из национальных интересов. Так, в стра­нах ЕС детализация номенклатуры доводится до 14, в США — до 11, в Японии — до 9 знаков.

Действующая в настоящее время Единая ТН ВЭД СНГ предусматри­вает детализацию на уровне 10-го знака кодового обозначения. Длина кодового обозначения товара, применяемая в этой системе, составляет 10 цифровых знаков: разряды 1-6 соответствуют кодовому обозначе­нию, принятому в НГС, разряды 7-8 — кодам КН ЕЭС (Комбинирован­ной номенклатуры Европейского экономического союза), 9-й разряд предназначен для выделения традиционных для стран СНГ товаров, а 10-й учитывает интересы конкретной страны. ТН ВЭД Республики Беларусь также детализирована на уровне 10-го знака и фактически соответствует ТН ВЭД СНГ и России. В ней сохранены все основные принципы классификации, заложенные в НГС. Это позволяет обеспе­чить открытость и сопоставимость данных о перемещениях товаров через таможенную границу Республики Беларусь и Российской Феде­рации, а также окажет помощь в создании единой классификационной системы, которая даст возможность унифицировать таможенные зако­нодательства стран, в том числе принять единый Таможенный тариф.

3.3.3. Применение Гармонизированной системы описания и кодирования товаров

Товары при их декларировании таможенным органам подлежат обязательной классификации, т. е. в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по ТН ВЭД. Для практической реализации этого положения разработан Порядок клас­сификации таможенными органами отдельных товаров в соответствии с ТН ВЭД, утвержденный приказом ГТК от 7 августа 1995 г. № 484 В приложениях к этому документу даются перечни товаров и указыва­ются соответствующие таможенные органы (ГТК, региональные тамо­женные управления, таможни), которые осуществляют классификацию данных товаров.

По результатам классификации, проводимой указанными органами, принимается классификационное решение, которое обязательно для исполнения подчиненными им таможенными органами. Срок действия

164 =====


классификационного решения составляет один год с момента его выда­чи. Положение предусматривает заявительный порядок принятия клас­сификационных решений: инициатива о классификации товаров долж­на исходить от заинтересованного лица (декларанта), которое подает заявление об этом в уполномоченный таможенный орган.

Декларант должен заблаговременно (до начала таможенного оформ­ления) направить в соответствующий таможенный орган письменный запрос, в котором должны содержаться все сведения, необходимые для принятия классификационного решения. С технической точки зрения классификация товаров, проводимая таможенными органами, осуществляется в соответствии с общими принципами ведения Гармо­низированной системы описания и кодирования товаров, правилами ее толкования, принятыми требованиями и условиями классифика­ции. Классификация товаров осуществляется на основе технических паспортов, проб, образцов товаров, описаний товаров, фотографий, чертежей, коммерческих и иных документов, необходимых для при­нятия такого решения, в том числе предоставленных проб и образцов товаров.

В случае возникновения необходимости проведения материаловед-ческой или товароведческой экспертизы таможенные органы вправе обращаться в таможенные лаборатории или отделы (службы) экспер­тизы в таможенных органах, а также в другие организации, осущест­вляющие независимую экспертизу товаров. При этом срок проведения жспертизы не должен превышать три рабочих дня с даты направления опроса. Коды товаров в соответствии с ТН ВЭД, указываемые в сер-шфикатах безопасности товаров, лицензиях, заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых таможенными лабораториями или иными жспертными организациями, рассматриваются как носящие вспомо-i ательный (информационный) характер и не являются обязательными для использования таможенными органами для целей таможенного оформления товаров.

Если все требуемые сведения и документы представлены, таможен­ные органы обязаны рассмотреть заявление в течение 30 дней с даты его получения. Допускается продление этого срока в случае, если та­моженный орган запрашивает у иных государственных органов и/или организаций дополнительные документы в подтверждение заявленных сведений. Установлено, что максимальный срок, в течение которого за­явление должно быть рассмотрено, составляет не более трех месяцев.

===========^===========^======== 165


Принятые таможенным органом классификационные решения выда­ются на товар одного наименования или группу товаров, классифици­руемых в одной девятизначной товарной субпозиции ТН ВЭД.

В случае, если по условиям договора, транспортировки, маршрута движения и т. д. поставка одного и того же товара осуществляется пар­тиями в разное время и/или в разные таможенные учреждения, пред­варительное классификационное решение принимается таможенным органом, осуществляющим таможенное оформление первой партии товара, при этом для оформления последующих партий идентичного товара по данному договору допускается использование копий пред­варительного классификационного решения, официально заверенных таможенным органом, принявшим такое решение.

Принятое классификационное решение может быть отменено или изменено вышестоящим таможенным органом в случае, если такое ре­шение было принято:

на основе неполной или недостоверной информации, предоставлен­ной заявителем;

в нарушение правил классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД;

в связи с принятием Советом Министров Республики Беларусь ре­шений, касающихся утверждения новой редакции ТН ВЭД или внесе­ния примечаний и дополнений в действующую редакцию ТН ВЭД;

в связи с принятием Таможенным комитетом обязательного для всех таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельнос­ти решения о классификации товара, отличающегося от ранее приня­того предварительного классификационного решения в отношении та­кого товара.

За принятие предварительного классификационного решения взима­ется плата в размере, установленном Советом Министров Республики Беларусь на день подачи запроса. Эта плата вносится на счет таможен­ного органа Республики Беларусь. Платежный документ, удостоверя­ющий внесение платы за принятие предварительного классификаци­онного решения, представляется в таможенный орган одновременно с запросом.

При таможенном оформлении товаров классификационное решение представляется таможенному органу одновременно с ГТД и другими документами, необходимыми для таможенных целей.

166 ============5==========


3.4. Технология подготовки и заключения внешнеторгового договора

3.4.1. Выбор иностранного партнера

Поиск и выбор партнера для заключения с ним сделки купли-прода­жи является первым, очень важным и сложным этапом международной торговли. Найти зарубежного партнера и заключить с ним внешнетор­говый договор купли-продажи можно двумя способами. В одном слу­чае потенциальный зарубежный покупатель или продавец сам выходит на отечественного продавца или покупателя с конкретными предложе­ниями. Во втором — инициатива исходит от отечественного покупате­ля или продавца, который начинает поиск потенциального партнера за границей. И в том и в другом случае очень важно найти наиболее под­ходящий, с точки зрения характера и предмета сделки, рынок, устано­вить отношения с надежным партнером, а затем наладить устойчивые деловые связи.

Основным условием эффективной работы на этом этапе является наличие надежной и обширной информации, на основе которой можно сделать правильный выбор и вступить в деловые отношения с конкрет­ным партнером. В первую очередь собирается и анализируется инфор­мация о рынке (стране) предполагаемого партнера. При этом важна ин­формация как экономического, так и торгово-политического характера.

Обобщение опыта работы предприятий страны позволяет опреде­лить факторы, которые необходимо учитывать при выборе партнера.

1. Цели и характер внешнеторгового сотрудничества. Цели могут быть разными: разовая сделка, длительное торговое или производст-иенное сотрудничество, внедрение на новый рынок со своим товаром, использование сбытовой сети партнера для продажи своих товаров, совместная деятельность и др. Необходимо определиться и с формами сотрудничества. Это может быть встречная торговля в различных ее формах, сделка купли-продажи, организация совместной производст-j пенной деятельности, использование посредничества и т. д. Исходя из конкретной цели и нужно искать партнера. При этом следует просчи-1ывать и выгодность сотрудничества для потенциального партнера.

2. Страна партнера. Выбор страны партнера имеет очень сущест-иенное значение. Именно страна определяет те правовые, экономичес­кие и социальные условия, в которых будет протекать внешнеэконо-


мическое партнерство, а значит, и степень неопределенности и риска торговых соглашений. Кроме того, наличие или отсутствие межправи­тельственных соглашений в торговле и торгово-экономическом, науч­но-техническом сотрудничестве, соглашений о защите инвестиций, об устранении двойного налогообложения и т. д. существенным образом может повлиять на эффективность сотрудничества. Немаловажное значение имеет и длительность торговых и иных экономических вза­имоотношений и сотрудничества между странами. Чем они длитель­нее, тем больше практика взаимовыгодного решения многих вопросов торгового, финансового, юридического и иного характера. Необходимо учитывать и действующие в стране тарифные ограничения. Наличие таковых может серьезно затруднить выход на рынок и потребовать дополнительных финансовых и временных затрат. Все это свидетель­ствует о том. что при выборе иностранного партнера следует отдавать предпочтение экономически сильным странам, дружественно настро­енным и не проводящим дискриминационную политику по отношению к отечественным предприятиям.

3. Организационная форма деятельности и деловая репутация
иностранного партнера.
Важным критерием выбора партнера являют­
ся его правовой статус и организационная форма фирмы (акционерное
общество, общество с ограниченной ответственностью, полное или
коммандитное товарищество, единоличная фирма и т. д.), стиль управ­
ления, принадлежность фирмы по капиталу, обслуживающие банки,
объем деятельности на внутреннем и внешнем рынках.

Весьма важным критерием является репутация иностранного парт­нера как среди потребителей ее продукции, так и в деловых кругах. Репутация фирмы определяется тщательностью и добросовестностью выполнения обязательств, наличием опыта, стремлением учитывать предложения и пожелания контрагента и решать все возникающие проблемы путем переговоров. Экономической стороной такой репу­тации являются показатели ее работы: степень платежеспособности и кредитоспособности фирмы, объем ее продаж на внутреннем и внеш­нем рынках, уровень прибыльности и рентабельности и др. Это также технические возможности и НИОКР фирмы, технический уровень ее продукции, производственные мощности, квалификация персонала и руководящего состава.

4. Характер рынка. Выбор надежного внешнеторгового партнера в
значительной степени определяется характером рынка: ступенью его

168 =


развития (подъем, зрелость, упадок); емкостью, что важно для оте­чественного предприятия особенно по продукции производственного назначения; фирменной и товарной структурой; видом конкурентной' среды. Эти обстоятельства могут или способствовать или ограничи­вать возможности проникновения на тот или иной рынок. Важно также учитывать динамику конъюнктуры рынка, а она подвержена влиянию многих факторов. На нее весьма сильно воздействуют, в частности, факторы длительного характера. Это экономические кризисы, спады.! Они могут коренным образом и на относительно долгий срок изменить^ конъюнктуру многих отраслей или даже экономики страны-партнера» в целом. К долгосрочным факторам в ряде случаев можно отнести и ин­фляционные процессы, которые для многих стали хроническими. Они могут сильно ограничивать платежеспособный спрос или резко менять' его, порождать ценовые колебания и ценовую конкуренцию.

5. Метод сотрудничества, прямой или косвенный. При поиске внеш­неторгового партнера первостепенное значение приобретает вопрос выбора методов выхода предприятия на внешний рынок — прямой или косвенный, т. е. самостоятельный или через посредника. Прямой выход делает необходимым создание собственной сбытовой и сервис­ной служб, что требует больших капитальных и временных затрат. Это выгодно, как правило, при регулярных поставках на рынок крупных5 партий товаров. Однако средним и мелким предприятиям создать та-* кую сеть практически невозможно и нецелесообразно, поэтому им необходим поиск посредников. Несмотря на то что использование по­следних снижает прибыльность продаж ввиду значительных выплат* им в качестве вознаграждения, как показывает международная практи­ка, во многих случаях это более эффективно.

Определив факторы выбора иностранного партнера и критерии вы­годности сотрудничества с ним для предприятия, приступают к поиску и выбору партнера.

3.4.2. Подготовка к заключению договора купли-продажи

Заключение внешнеторгового договора купли-продажи представля­ет собой систему действий сторон в ходе установления контакта с по­тенциальным партнером и согласования условий договора. Начальным этапом может являться реклама, адресованная неопределенному кругу

------ ■ 169


заинтересованных лиц, которая рассматривается как приглашение к со­трудничеству, или предварительные переговоры, которые могут вес­тись почтовой или телеграфной перепиской, по телефону или во время личных встреч представителей обеих сторон. Инициатива вступления в переговоры может быть проявлена как продавцом, так и покупателем. Покупатель либо откликается на рекламное или сделанное в ходе пе­реговоров предложение, либо обращается к известной ему фирме с за­просом прислать предложение о продаже партии товара или оферту. Продавец также может сам направить такую оферту фирме как возмож­ному покупателю.

В коммерческой практике оферта представляет собой письменное адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложе­ние о желании вступить в юридически обязывающий договор. Офер­та должна содержать всю необходимую информацию относительно существенных условий договора. К таким условиям относятся: точ­ное наименование оферента, его фирменный знак или торговая марка, предмет договора, краткая его характеристика, предлагаемый объем поставки, минимальное количество поставляемого товара в партии, сведения об упаковке, цена, условия поставки, условия платежа, сроки поставки и др. Лицо, сделавшее оферту, называется оферентом. В ка­честве такового может выступать как продавец, так и покупатель. При­нятие такого предложения называется акцептом, а лицо, принявшее предложение, — акцептантом. Ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем было предложение в оферте, рассматривается как новая — встречная — оферта.

В международной практике используются два вида оферты: твердая и свободная.

Твердая оферта (firm offer) представляет собой письменное пред­ложение продавца о продаже партии товара на указанных условиях, адресованное потенциальному покупателю, с которым, при условии принятия оферты, он желает заключить договор. Если покупатель со­гласен с предложенными условиями, он должен в указанный в ней срок письменно уведомить об этом оферента. Если он не согласен с предло­женными условиями, то либо письменно извещает оферента об этом, либо посылает ему встречную оферту с приемлемыми для него усло­виями, либо оставляет ее без ответа. В последнем случае, по истечении указанного в оферте срока, не получив ответа, оферент считает себя свободным от сделанного предложения.

170 =


Свободная оферта (free offer) представляет собой предложение о про­даже партии товара неопределенному кругу потенциальных покупате­лей. Отсутствие адресности и сроков для ответа не налагает на оферента никаких обязательств. Свое согласие на предложение покупатель под­тверждает контрофертой, которую оферент должен акцептовать. Только после этого договор считается заключенным на условиях, предложен­ных в оферте. Однако если оферент получает несколько контроферт, он может акцептовать контроферту того покупателя, который прислал ее раньше других, или того, с кем он предпочитает заключить сделку.

Этот вид оферты применяется редко, так как, во-первых, она менее интересна потенциальным акцептантам, поскольку у него нет уверен­ности в заключении договора, во-вторых, продавец ориентируется на конкретный спрос на предлагаемый товар.

Широко применяемыми способами заключения договора купли-продажи, используемыми покупателями, являются направления ими в адрес продавца запроса или заказа.

Запрос представляет собой обращение покупателя к продавцу о же­лании купить определенный товар. В запросе обычно указываются точное наименование нужного товара, его количество, качественный уровень, приемлемые сроки и условия поставки. Такие запросы обыч­но рассылаются нескольким продавцам аналогичного товара, что поз­воляет при получении от них ответов выбрать наиболее интересное. Предпочтение отдается известным фирмам, специализирующимся на нужном товаре, имеющим хорошую репутацию. Важным является то, что



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 2031; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.55.25 (0.014 с.)