Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Международные торги (тендеры)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
2.4.1. Понятие международных торгов и их виды Одним из наиболее эффективных и достаточно распространенных в международной практике методов закупки товаров, размещения заказов и заключения договоров подряда являются торги (тендеры). Торги — это способ закупки товаров, размещения заказов и выдачи подрядов, при котором покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (подрядчиков) на поставку товара или предоставление услуг с заранее определенными характеристиками и после сравнения полученных предложений заключает договор с тем, кто предложил наиболее выгодные условия Объектами международных торгов чаще всего являются заказы на крупные поставки машин и оборудования, в том числе комплектного, выполнение научно-исследовательских, изыскательских и проектно-конструкторских работ, сооружение промышленных и других объектов «под ключ», а также осуществляется отбор участников концессионных соглашений на разработку полезных ископаемых. В рамках Всемирной торговой организации разработано Соглашение о правительственных заказах, представляющее собой унифицированную процедуру проведения международных торгов при распределении государственных заказов, применение которого обеспечивает 70 ================а=============^^ иностранным участникам торгов такие же, как и местным участникам, условия. Законодательства ряда промышленно развитых и развивающихся стран предусматривают, что государственные заказы на приобретение товаров и услуг в объемах, превышающих определенный лимит, могут размещаться только через торги. Исключение составляют уникальное оборудование, не имеющее аналогов, закупка запасных частей к уже имеющемуся оборудованию, экстренные закупки товаров для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также закупки в рамках специальных межправительственных соглашений. Мировая практика показывает, что тендерная основа закупки товаров содействует либерализации и расширению международной юрговли путем установления прозрачной, объективной и открытой практики закупок. Тендеры предоставляют поставщикам из развитых и развивающихся стран равные возможности в честном соревновании на международном рынке, а покупателям обеспечивают экономию денежных средств и повышение эффективности закупок. Именно поэтому тендеры сегодня являются основным способом закупки товаров для международных организаций и государственных нужд многих стран. Главным преимуществом размещения заказов через международные юрги является возможность достижения наиболее выгодных условий для покупателя (заказчика) по данной сделке благодаря острой конкуренции между участниками или подрядчиками. Кроме того, к участию в тендере можно привлечь известные крупные и солидные в техническом и финансовом отношении фирмы. Жесткий регламент проведения юргов и единообразие требований, предъявляемых ко всем участникам, позволяет избежать возможной коррупции и других недобросовестных действий со стороны фирм и компаний, борющихся за получение тказов. По способу привлечения участников и порядку объявления результатов международные торги бывают открытыми (публичными) и закрытыми (гласными и негласными). При открытых торгах объявления об их проведении публикуются в газетах или специализированных журналах, приглашения рассылаются деловым кругам зарубежных стран. Таким образом, в них могут принимать участие все заинтересованные поставщики и подрядчики. В объявлениях сообщаются только краткие сведения: название организации, объявляющей о торгах, объект торгов, порядок и сроки представления предложений, адрес и контактные телефоны. При закрытых торгах их организаторы определяют круг желательных участников, которым и направляются приглашения к участию. Как правило, это наиболее известные, авторитетные и надежные поставщики и подрядчики. Таким образом, круг организаций и фирм, которые могут принять участие в торгах, ограничивается. В ряде случаев применяются открытые торги с предварительной квалификацией участников. При этом на первом этапе к торгам допускаются все заинтересованные участники, которые обязаны представить в тендерный комитет информацию, подтверждающую их высокую компетентность, опыт в выполнении подобных заказов и надежность. Как правило, это информация об объектах, в сооружении которых они принимали участие, о наличии у них необходимой техники и трудовых ресурсов, об их финансовом положении, отзывы (покупателей и заказчиков об их деятельности и т. д.). На основе анализа этой информации осуществляется отбор организаций и фирм, которые допускаются к участию во втором этапе торгов. При проведении гласных торгов условия, предложенные участниками, объявляются публично в присутствии представителей заинтересованных сторон. Решения о победителях, а также информация об условиях, предложенных другими участниками, публикуются в печати или сообщаются заинтересованным лицам. При проведении негласных торгов не объявляются ни состав участников, ни предложенные ими условия. Решение о победителях торгов сообщается им в конфиденциальном порядке. Негласные торги обычно проводятся в тех случаях, если планируется последующее размещение аналогичных заказов и нецелесообразно информировать поставщиков и подрядчиков о приемлемых для заказчика условиях. В ряде стран проведение негласных торгов предусмотрено в законодательном порядке. 2.4.2. Процедура организации и проведения торгов Участниками торгов являются: заказчик (организатор торгов), тендерный комитет, соискатели (претенденты). Заказчик (организатор торгов) — юридическое лицо, обладающее необходимыми инвестиционными ресурсами или правом распоряжения ими в необходимый период времени. Организатор торгов формирует тендерный комитет, направляет и контролирует его деятельность, утверждает результаты торгов, рассматривает апелляции на решения 72 = тендерного комитета, ликвидирует тендерный комитет, оплачивает все расходы по подготовке и проведению торгов. Тендерный комитет — временный орган, выполняющий всю организационно-техническую работу по проведению торгов. В состав тендерных комитетов обычно включаются наиболее авторитетные и квалифицированные эксперты по техническим и коммерческим вопросам, а также представители администрации заказчика. Соискателями являются фирмы и организации, представившие и тендерный комитет свои предложения. Процедура торгов состоит из нескольких последовательных этапов. На первом этапе проводится подготовительная работа. Созданный 1ендерный комитет информирует потенциальных участников об открыли международных торгов, приглашая их к определенному сроку и в указанное место направить свои предложения. При этом сообщается, что вся необходимая информация по техническим и коммерческим требованиям к объекту торгов и условиям их проведения содержится в документации, которая за определенную плату может быть приобретена в тендерном комитете. Стоимость тендерной документации, как правило, устанавливается невысокой (от нескольких десятков до нескольких сотен долларов США). Однако в последнее время устроители торгов н ряде случаев стали повышать стоимость тендерной документации до нескольких тысяч долларов США с целью уже на начальном этапе 01 сеять мелкие несостоятельные фирмы. Выкуп тендерной докумен-i ации не накладывает никаких взаимных обязательств на устроителей и участников торгов. Тендерная документация должна содержать всю необходимую информацию для подготовки тендерного предложения. Обычно она нключает инструкции для участников торгов, технические условия, характеризующие предмет торгов, требования по гарантийному и техническому обслуживанию (для оборудования), общие коммерческие условия договора (условия платежа, сроки и базис поставки и др.), форму тендерного предложения, форму гарантийных обязательств, которые представляются участниками торгов, сроки подачи предложений и другие условия. Нъвтором этапе соискатели, желающие принять участие в тендере, приобретают тендерную документацию и готовят свои предложения I [редложения подаются в закрытых и опечатанных конвертах, чтобы исключить утечку информации, которой могут воспользоваться конку- ===============^=====^^ 73 ренты. На конверте указываются адрес, по которому представляются предложения, номер тендера, а также его название и дата. При этом должны строго соблюдаться все требования, указанные в тендерной документации, что является важным и необходимым условием участия в торгах. Организаторы торгов имеют право не рассматривать предложения, не соответствующие условиям, написанным в тендерной документации, или неправильно оформленные. Кроме того, предложения, поступившие с запозданием, также не рассматриваются. По истечении срока подачи предложений участники торгов не имеют права менять предложенные условия и обязаны, в случае получения заказа, заключить соответствующий договор. С этой целью каждый участник торгов в качестве залога обязан представить вместе с тендерным предложением предварительную банковскую гарантию, срок действия которой должен соответствовать сроку действия предложения. Гарантия преследует две цели: показать заказчику, что претендент имеет честные намерения, и защитить заказчика от нарушений любых обязательств, которые участники торгов берут на себя с передачей предложения тендерному комитету. Согласно руководящим принципам Мирового банка после закрытия торгов предварительные гарантии возвращаются всем участникам, кроме победителя тендера. На этом этапе тендерный комитет может взаимодействовать с участниками торгов, давая им необходимую информацию, которая не вошла в тендерную документацию (например, ознакомить со строительной площадкой). На третьем этапе осуществляется процедура проведения торгов, в процессе которой производится оценка тендерных предложений и определение победителя. В зависимости от вида торгов процедура их открытия осуществляется по-разному. Если проводятся гласные торги, то в определенный процедурный день и час в присутствии представителей каждого соискателя производится вскрытие пакетов с тендерными предложениями, проверяется наличие всех необходимых документов, что фиксируется в соответствующем протоколе, называются соискатели, подавшие предложения, и объявляются предложенные ими условия и цена. Если проводятся негласные торги, то вскрытие пакетов с тендерными предложениями осуществляется в присутствии только членов тендерного комитета. Решение об итогах оценки поступивших предложений выносится тендерным комитетом и оформляется протоколами. 74 ============================^^ Если объект торгов не требует тщательного и длительного анализа и оценки поступивших предложений, то определение победителя может проводиться непосредственно после вскрытия конвертов (в случае проведения гласных торгов) и оглашения предложенных соискателями условий (например, если речь идет о выборе предложений с самыми низкими ценами). Однако чаще всего тендерному комитету необходимо время для изучения и анализа предложенных соискателями условий Срок, в течение которого проводится такая работа, зависит от объема и сложности оценки информации В течение этого времени тендерный комитет изучает и анализирует представленные предложения в соответствии с предварительно принятой им методикой Каждый тендерный комитет пользуется своей методикой сопоставления предложений В большинстве случаев эти методики основаны на балльной системе, с помощью которой формируется набор коммерческих и технических показателей, представляющих наибольшую важность для заказчика, и каждый из этих показателей оценивается определенным количеством баллов При этом чем важнее для заказчика тот или иной показатель, тем выше его весовой коэффициент и тем большее количество баллов может быть ему присвоено Например, при оценке может доминировать показатель качества и балл по нему может быть выше балла по цене Затем баллы но каждому показателю суммируются и определяется общее число баллов, которым оценено данное предложение Соискатель, чье предложение получило наивысшую оценку, признается победителем тендера В процессе рассмотрения и анализа тендерных предложений могут возникать вопросы, требующие разъяснения и уточнения с соискателями Такая процедура разрешена Более того, в ряде случаев тендерные комитеты используют данную возможность для достижения более выгодных условий, так как соискатели, давая пояснения и уточнения, могут косвенно улучшать предлагаемые ими технические и коммерческие условия В ряде случаев тендерные комитеты по итогам оценки тендерных предложений не объявляют победителя торгов, а выбирают двух или нескольких соискателей, чьи предложения являются лучшими и близки по условиям, и с ними параллельно проводятся переговоры по обсуждению договора По завершении переговоров их результаты также рассматривает тендерный комитет и утверждает победителя торгов, что является основанием для заключения с ним договора При определен- ных условиях тендерный комитет может отклонить предложения всех участников и объявить повторные торги. На четвертом этапе с победителем торгов проводятся переговоры по уточнению и согласованию условий договора, и оформляется сделка. Одновременно с подписанием договора победитель торгов обязан внести гарантийный залог его выполнения в размере 5-10 % стоимости. Он возвращается победителю торгов либо целиком после выполнения всех условий договора, либо частями по мере его выполнения. Представленная ранее предварительная гарантия возвращается победителю торгов. Если договор не будет подписан в установленный срок или победитель торгов не внесет гарантийный залог, то он может потерять право на возврат предварительной гарантии, с него могут быть взысканы убытки, а заказ передан другому соискателю. Содержание договора не отличается от договоров, применяемых в аналогичных сделках, заключаемых без использования тендеров. 2.5. Международные товарные аукционы 2.5.1. Сущность и значение международных аукционов Одной из разновидностей организационных форм международной торговли является аукционная торговля — публичные торги по продаже аукционной (предварительно осмотренной покупателем) продукции гласным или негласным способом с состязательным характером их проведения, в результате чего товары переходят в собственность покупателя, предложившего наивысшую цену. Международные товарные аукционы (МТА) представляют собой специально организованные, действующие с определенной периодичностью в установленные время и сроки рынки. Международные аукционы относятся к регулярным формам организации торговли на внешнем рынке, имеющим публичный характер, с предоставлением возможности участия в торговых операциях всем заинтересованным экспортерам и импортерам. Объектом купли-продажи на международных аукционах служат товары, обладающие индивидуальными свойствами, — в большей части продукция сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства. При этом торговые операции совер- 76 шаются только с наличным товаром, обладающим ярко выраженными индивидуальными свойствами (часто с товаром скоропортящимся), имеющим определенную периодичность поступления на рынок и реализуемым партиями. Так, традиционными товарами на международных аукционах являются: овощи, фрукты, чай, табак, пряности, путно-меховые изделия, немытая шерсть, цветы, тропическая древесина, рыба, скот, драгоценные и полудрагоценные камни. Для многих из них аукционная форма организации международной торговли является основной. Ввиду их индивидуальных свойств и особенностей (например, для пушнины — цвет, оттенок, пушистость и мягкость волосяного покрова, шелковистость, размер шкурки и т. п.) они продаются партиями (лотами), одинаковыми во всех отношениях. Каждый лот имеет свои отличительные характеристики. Именно с этой целью организуется их предварительный осмотр или дегустация покупателем. Это является обязательным условием аукционной торговли, так как ни устроители аукциона, ни продавцы после продажи товара с аукциона не принимают никаких претензий в отношении качества товара (кроме скрытых дефектов). Это исключает возможность замены партий одинаковых по названию товаров, так как они могут иметь различные свойства — качество, внешний вид, вкус и т. д. Для каждого аукционного товара сложились свои центры аукционной торговли. Например, по пушнине и меховому сырью главными центрами являются Нью-Йорк, Монреаль, Копенгаген, Осло, Лондон, Лейпциг, Санкт-Петербург. В частности, через международные аукционы в США и Канаде реализуется свыше 76 % продаваемой этими странами пушнины, в Дании — 90, в Швеции и Норвегии — примерно 95 %. Около 80 % всех пушно-меховых товаров России продается через Санкт-Петербургский аукцион. Несмотря на то что международные аукционы, как и биржи, имеют тенденцию к снижению объемов из-за сырьевой направленности, продажи отдельных аукционных товаров возрастают, например чая, пушнины, золота и драгоценных камней. Важное значение международных аукционов заключается в том, что они позволяют создать открытую конкуренцию, выявить истинную цену товара, которая служит ориентиром для установления мировой цены, быстро его реализовать в большом объеме тем импортерам, которые обладают более сильными финансовыми возможностями и имеют налаженные рынки сбыта.
Аукционы, имеющие международное значение, проводятся обычно регулярно, в строго установленном месте, по заранее разработанным правилам в отношении поставки, порядка ведения торгов, форм контракта, платежа, урегулирования споров и т. п. Заключение сделок осуществляется публично. Брокеры несут полную ответственность за строгое соблюдение правил купли-продажи, установленных для соответствующего аукциона. Организаторами товарных аукционов являются ряд крупных торговых компании, союзы или ассоциации продавцов или специализированные аукционные брокерские фирмы, такие, как, например, пушно-ме-ховая английская фирма «Гудзон бей». Как правило, они представляют собой торговые монополии, предлагают на аукционах приобретенный за свой счет товар. Наряду с этим они принимают для реализации на комиссионных началах продукцию, принадлежащую фирмам-производителям, ассоциациям или кооперативам фермеров. Покупателями же выступает ограниченное число компаний, в основном розничной, оптовой торговли и перерабатывающей промышленности, которые, используя избыточное предложение, покупают товар по удовлетворяющим их ценам. Различают два основных типа товарных аукционов — проводимые регулярно с обычными рыночными товарами и нерегулярные — по торговле с нерыночными товарами по мере их накопления (антиквариат, почтовые марки, монеты, произведения искусства). Причем операции с рыночными товарами могут проводиться и в случаях необходимости срочного сокращения чрезмерных запасов или удовлетворения требований кредиторов. С публичных торгов продаются и товары, не востребованные своевременно владельцами от транспортных и складских фирм, конфискуемые таможенными органами и в некоторых других случаях. 2.5.2. Организация и процедура проведения аукционов Организация проведения товарных аукционов имеет свою специфику, определяемую в первую очередь характером и особенностями аукционного товара. Это же определяет сроки и периодичность проведения торгов, а также индивидуальные условия продажи. В обязанности организаторов аукционов входит приемка (или покупка) определенного количества товара, его подготовка и продажа 78 ===^^=======^^============^======== в рамках полномочий комитента (владельца товара), переданных комиссионеру (посреднику) и установленных договором комиссии. Все взаимные права и обязанности возникают далее между покупателем и аукционной компанией. Владелец товара не приобретает непосредст-иснно никаких прав и не несет никаких обязанностей в отношениях с покупателем. Между комитентом и комиссионером заключается договор, в котором оговариваются сроки доставки товара на склад аукционной компании, обязанности организаторов аукциона по хранению и реализации i авара, его первоначальная цена, размер комиссионного вознаграждения, взимаемого с комитента и покупателя, страхование товара, гарантия банка, порядок расчета и др. Типичная процедура международного аукциона складывается из четырех стадий: подготовка аукциона, осмотр товара, проведение аукционных торгов, оформление и исполнение сделки. Рассмотрим этот процесс на примере проведения пушного аукциона. За несколько месяцев до начала аукциона владельцы товара, желающие реализовать его, доставляют товар на склад аукционной компании и заключают с ней договор. Специалисты компании начинают готовить его к продаже, сортируя и подбирая партии по однородным качественным признакам. Партии разбиваются на более мелкие, согласно принятым количественным стандартам, — лоты — для обеспечения отбора образцов, выставленных в демонстрационных залах. Например, лот меха белки, как правило, состоит из 3 тыс. шкурок, норки — 150— 350 шкурок, соболя — 5-50 шкурок. Каждому лоту присваивается номер. На основе порядковых номеров лотов составляются аукционные каталоги, в порядке нумерации которых и производится продажа на торгах. В каталоге одинаковые i ю качественным показателям партии — лоты — следуют один за дру-i им, образуя ряды — стринги. Из каждого лота или стринга берутся образцы, полностью соответствующие всем качественным параметрам i овара, находящегося в его составе. Образцы помещаются в демонстрационных залах, и с ними может детально познакомиться каждый участник аукциона. Товар, сформированный в лоты, хранится на складе, где созданы все необходимые условия. Аукционный каталог состоит из оглавления с указанием количества того или иного вида пушнины, представленного к продаже. Далее излагаются аукционные условия продажи с указанием порядка осмотра товара (дата и время), срока и места проведения торгов, порядка фиксации цен и подписания договоров, прав организаторов аукциона по снятию товара с торгов, условий платежа за купленные товары с указанием срока платежа и банка-корреспондента и др. Помимо подготовки и рассылки каталогов, ведется также рекламная компания предполагаемого товара через общественные и специальные издания, распространение рекламных проспектов и приглашений. На второй стадии организаторы аукциона организуют осмотр выставляемого для продажи товара по образцам. Осмотр обычно начинается за 7-10 дней до начала аукциона. Его сроки зависят от количества видов и размеров образцов аукционной продукции. При этом покупатели имеют право ознакомиться не только с образцами, но и с каждым лотом. Таким образом, они могут не только иметь полное представление о предмете покупки, выбрать тот или иной лот, но и определиться с приемлемой для себя ценой. Кроме того, возможность тщательного осмотра образцов и при необходимости всего лота исключает дальнейшие претензии к качеству купленного товара. Торги проводятся в назначенный день и час. Техника их проведения включает ряд последовательных действий аукциониста (ведущего торг) и его помощников. Эти действия направлены на уточнение продажной цены по отношению к исходной минимальной (или максимальной) цене. Каждый зарегистрированный на аукционе покупатель имеет свой номер. Покупателям последовательно представляются выставленные на продажу лоты, аукционист объявляет номер лота и его стартовую цену. При проведении гласных торгов после объявления стартовой цены аукционист фиксирует того покупателя, который изъявил желание за эту цену приобрести лот. Затем трижды называется озвученная цена лота. Если в этот период находится покупатель, который называет более высокую цену лота, то она фиксируется на новом уровне и снова объявляется три раза. Процесс продолжается до того времени, пока не будет желающего повысить цену на продаваемый лот. После трехкратного повторения последней цены лот продается покупателю, предложившую ее, о чем и объявляет аукционист. При проведении негласных торгов после объявления стартовой цены лота покупатели подают сигнал аукционисту о согласии поднять его цену. Получив такой сигнал, аукционист, не называя номер покупателя, повышает цену на уровень, заранее оговоренный в условиях 80 — иукциона, и спрашивает: «Кто больше?» Процесс продолжается до тех мор, пока цена не остановится на уровне предложения, после которо-ю нет желающих заплатить больше. После трехкратного повторения предложения последняя цена фиксируется с ударом молотка на этом уровне и лот продается последнему из изъявивших желание за эту цену приобрести его. Организаторы аукциона вправе снять с продажи любой лот, пока он не продан, без объявления причин. Непроданные лоты могут быть снопа выставлены на продажу на следующем аукционе. Порядок проведения аукционов по другим товарам в принципе не отличается от изложенного выше. Вместе с тем при продаже на аукционах скоропортящихся продуктов, таких, как рыба, овощи, фрукты, цветы, используется понижательный способ установления цены, так напиваемый «голландский». Суть его заключается в том, что аукционист назначает максимальную цену на продаваемый лот, которая высвечива-01 ся на специальном табло. Если никто из покупателей не выразил же-ниния купить его за эту цену, она начинает автоматически снижаться, пока один из покупателей не зафиксирует нажатием кнопки, которой оборудовано его место, тот ее уровень, по которому он купит представ-иенный лот. После этого сделка считается совершенной. Оформление аукционных сделок включает подписание договора, расчеты с покупателем и отгрузку проданных товаров. После совершения сделки покупатель подписывает договор, который является документом, подтверждающим заключенную в аукционном зале сделку. /(оговор имеет типовую форму. В нем указываются покупатель, наименование купленного им товара, номер лота, наименование и количест-ио представленных в нем позиций, цена и сумма сделки. Кроме того, покупатель дает письменное поручение об отгрузке товара с указанием маркировки, точного адреса, вида транспортировки и формы страхования. Покупатель, купивший товар по поручению, может переоформить договор на имя фирмы-заказчика. На основании договора выписывается счет на оплату, предусматривающий внесение аванса покупателем па счет устроителей аукциона, составляющего не менее 30 % стоимос-i и товара. Остальная сумма выплачивается после отправления товара или после его получения, но не позднее указанного в договоре срока. Все расходы по переводу аванса, открытию аккредитива и банковской комиссии оплачиваются покупателем. В случае неуплаты за купленный на аукционе товар (в течение 21 дня с момента заключения
сделки) организаторы аукциона могут считать сделку нарушенной и распорядиться товаром по своему усмотрению. Возникшие при этом убытки покрываются за счет аванса покупателя. При неуплате аванса организаторы аукциона также признают сделку несостоявшейся и предъявляют покупателю требования по возмещению убытков. 2.6. Международная встречная торговля 2.6.1. Понятие и содержание международной встречной торговли Во внешней торговле важное место занимает комплекс сделок, объединяемых понятием «встречная торговля», или «товарообмен». Встречная торговля охватывает широкий диапазон форм внешнеторговых сделок, имеющих ряд отличительных особенностей, выделяющих их в самостоятельную группу. Эти сделки стали одним из важнейших инструментов регулирования международного товарообмена, содействия развитию экономического и производственно-технического сотрудничества между странами. Кроме того, они являются весьма действенным инструментом конкурентной борьбы и проникновения на рынки других стран, средством защиты интересов предприятия на внешнем рынке. С развитием транснациональных корпораций (ТНК) взаимные поставки между головной и дочерними фирмами осуществляются по договорам длительного срока, что придает им стабильность и высокую степень управляемости и маневренности, с использованием специально разработанного банковского механизма, осуществляющего безвалютные расчеты по взаимным обязательствам. Товарообменные сделки в различных формах предполагают увязку экспорта со встречными закупками или обменом на товары импортирующей фирмы. Они отличаются технологией осуществления, что обусловлено различными целями и характером этих сделок. Такие сделки различаются по срокам поставок и могут осуществляться с единовременной или краткосрочной поставкой и длительным сроком исполнения. При этом важное значение имеет увязка экспорта со встречными закупками товаров импортирующей фирмы или другими фирмами страны импортера, что способствует положительному сальдо внешней торговли стран. 82 = Широкое распространение международной встречной торговли объясняется ее гибкостью, позволяющей участникам быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям на мировых товарных рынках. Это проявляется в том, что формы встречной торговли дают возможность отдельным странам целенаправленно диверсифицировать свой жспорт, выходить на нетрадиционные рынки сбыта, в том числе на i руднодоступные рынки развитых стран, огражденные протекционистскими барьерами, создают условия для экономии валюты, ускорения процесса международного обмена товарами. Все многообразие встречных сделок в зависимости от организационно-правовой основы или принципа компенсации можно разделить на три группы: 1) товарообменные и компенсационные сделки на безвалютной 2) компенсационные сделки на коммерческой основе, 3) промышленные компенсационные сделки Рассмотрим содержание каждой из них. 2.6.2. Товарообменные и компенсационные сделки на безвалютной основе Товарообменные и компенсационные сделки на безвалютной основе предполагают расчет за поставленную продукцию встречной поставкой продукции равной стоимости Такие сделки можно разделить на две основные формы: бартерные и с прямой компенсацией. Под бартером понимается натуральный обмен определенного количества одного товара на другой, без использования механизма ва-лютно-финансовых расчетов. Это одна из старейших форм торговли. Отношение к ней всегда было неоднозначным. Как никакая другая, она переживает подъемы и спады, меняются условия, потребности и цели ее использования. К ней прибегают в условиях товарного дефицита и нехватки платежных средств. Характерными отличительными особенностями бартерной сделки являются: участие в ней, как правило, двух сторон; оформление сделки одним договором; определение окончательной спецификации товара и объема сделки до подписания договора; относительно короткий, и сравнении с другими формами встречной торговли, срок исполнения сделки, который, как правило, не превышает 1-2 лет.
Бартер предполагает более устойчивую связь между партнерами, так как разрыв договора означает для каждой из сторон не только потерю источника получения нужного товара, но и рынка сбыта для своего собственного. Часто бартер дает фирмам возможность преодолеть нетарифные барьеры и ограничения, что может оказаться решающим фактором в продвижении экспортных товаров. Этот вид сделки широко распространен при торговле между дочерними фирмами ТНК в разных странах. Использование бартерных сделок типа «сырье на готовую продукцию» позволяет головной компании ТНК беспрепятственно вывозить прибыль своих же компаний, находящихся на территории других государств, как правило, развивающихся стран. Сделки с прямой компенсацией, как и бартерные, предусматривают также взаимную поставку товаров равной стоимости без использования механизма валютно-финансовых расчетов. В отличие от бартера, эта сделка предполагает согласование между сторонами цен на поставляемые друг другу товары. Такие сделки обычно заключаются между универсальными торговыми домами, экспортно-импортными фирмами, оптовыми и розничными организациями разных стран, предлагающими широкую номенклатуру товаров на мировом рынке. По этой причине в такой сделке к обмену предлагается не один, а большое число товаров. Это расширяет возможности партнеров как в реализации, так и в покупке конкурентоспособного продукта, однако при этом усложняет процесс заключения соглашения, так как требует более тщательной и длительной (ввиду большого ассортимента товаров) проработки сделки. Цели, которые преследуют стороны при заключении бартерных сделок и сделок с прямой компенсацией, часто сводятся к одной или нескольким из нижеследующих: смягчение проблемы валютного финансирования импорта; упрощение порядка расчетов; расширение возможности внедрения на рынок страны-контрагента; дополнительная возможность приобретения импортного оборудования в обмен на товар, реализация которого затруднена на обычных коммерческих условиях. К положительным сторонам компенсационных сделок на безвалютной основе следует отнести возможность освоения новых рынков сбыта продукции. Они являются средством активного маркетинга, позволяющим собрать нужную информацию и наладить рыночные кон- 84 i акты для дальнейшего развития торговых отношений. Эти формы <1К1ивно используются фирмами для проникновения на рынки менее развитых стран, имеющих потребность в машинах и оборудовании, но испытывающих нужду в валюте либо имеющих валютные ограничения Со временем в таких странах после успешного товарообмена налаживаются и коммерческие продажи Такого рода сделки используются и для обеспечения большей гарантированное™ поставок нужного им товара, так как в отличие от обычной коммерческой сделки, имеющей часто разовый характер, они предполагают более устойчивую связь между партнерами. Кроме того, при торговле с развитыми странами такой товарообмен дает фирмам возможность преодолеть нетарифные барьеры и ограничения, что положительно отражается на конкурентоспособности фирм на конкретных рынках. В ряде случаев взаимный характер поставок может оказаться решающим фактором в продвижении экспортных юваров. Вместе с тем рассмотренные выше компенсационные сделки на безвалютной основе имеют ряд недостатков, и в первую очередь с позиций международных экономических организаций, учрежденных и действующих в области международной торговли, а также интересов государств Так, они противоречат разработанной ВТО и Организацией жономического сотрудничества и развития концепции открытой тор-ювли, основанной на принципах наличных расчетов ввиду того, что при таких сделках нет движения валюты Что касается предприятий, участвующих в таких сделках, то для них недостатком считается необходимость совпадения потребностей партнеров. Продавец, заинтересованный в бартере, вынужден искать покупателя, имеющего именно тот товар, в котором нуждается продавец. Это, как правило, связано с дополнительными трудностями и издержками, в том числе и за счет привлечения посредников. Кроме того, бартерные сделки, в силу их природы, труднее структурировать, чем коммерческие, и для них требуются значительно более продолжительные по времени переговоры и сложные ценовые согласования При внутрифирменных поставках, когда головное и дочерние предприятия находятся в разных странах, обмен производится по трансфертным ценам, которые ниже мировых, что уменьшае
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1084; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.151.211 (0.014 с.) |