Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 4.2. Теории и модели международной торговли

Поиск

План лекции

1. Классические теории международной торговли.

2. Современные теории международной торговли.

3. Сущность, субъекты и объекты международной торговли.

4. Внешнеторговая политика государства.

 

1. Классические теории международной торговли. Доктрина меркантилизма возникла в конце XV в. и была основана на стремлении к увеличению денежного богатства. Для удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу. Государству следовало продавать на внешнем рынке как можно больше товаров, а покупать как можно меньше. При этом должно накапливаться золото, отождествлявшееся в то время с богатством. Богатство отождествлялось с избытком товаров, который уже на внешнем рынке должен был превратиться в деньги. Источником этого избытка считалась разница между стоимостью вывезенных и ввезенных товаров, которая обеспечивалась черезвывоз готовых изделий из своей страны и запрет на ввоз предметов роскоши.Государство должно ограничивать ввоз путем обложения пошлинами иностранных товаров и поощрять вывоз, выплачивая премии для организации производства товаров, пользовавшихся большим спросом на внешнем рынке. Богатство, которым располагают народы в данный момент, фиксировано и, следовательно, рост благосостояния отдельной страны возможен только путем перераспределения имеющегося богатства, т. е. за счет других стран.

К концу XVIII в. меркантилистский подход уступил место фритредерству, утверждавшему, что в интересах как отдельной нации, так и всех стран вместе необходимо допустить полную свободу торговли.

Основы теории международной торговли были заложены в конце XVIII – начале XIX вв. английскими экономистами А. Смитом и Д. Рикардо. А. Смит утверждал, что богатство нации зависит не cтолько от накопленного запаса благородных металлов, сколько от потенциальных возможностей экономики производить конечные товары и услуги. Он сформулировал теорию абсолютного преимущества. Основное правило состоит в том, чтобы не пытаться изготовлять такие предметы, производство которых обойдется дороже, чем при покупке их на стороне. Более выгодно для страны затрачивать труд в той области, в которой она обладает некоторым преимуществом перед своими соседями, и все необходимое покупать в обмен на часть продукта (на цену части продукта своего труда).

Ситуация абсолютного преимущества имеет место, когда страна располагает возможностью производить товары с меньшими издержками по сравнению с другими странами. Отсюда следует, что на экспорт должны направляться те товары, затраты на производство которых меньше, чем в других странах, и соответственно импортироваться товары, издержки производства которых за границей абсолютно ниже, чем в своей стране. Продавая за рубежом излишки конкурентоспособных товаров, страна увеличивает национальное производство и занятость, ее доход растет, увеличивается богатство нации, растет ее способность к сбережениям.

Д. Рикардо обосновал теорию сравнительного преимущества: страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров). Он приводит пример обмена английского сукна на португальское вино, в результате которого получают выгоду обе страны, даже если абсолютные издержки производства сукна и вина в Португалии ниже, чем в Англии (таблица 4.2.1).

 

Таблица 4.2.1 – Принцип сравнительного преимущества

Продукция Англия Португалия
п сукна 100 рабочих/год 90 рабочих/год
т вина 120 рабочих/год 80 рабочих/год

 

Из таблицы 4.2.1 видно, что для производства определенного количества сукна в Англии потребуется труд 100 рабочих в год. На данное количество сукна (п) Англия приобретает некоторое количество (т) португальского вина, для собственного производства которого потребовался бы труд 120 рабочих в год. Следовательно, Англии выгодно покупать у Португалии вино за счет продажи ей сукна. На производство тех же товаров Португалия затрачивает труд соответственно 90 и 80 рабочих в год, поэтому ей выгодно ввозить сукно в обмен на вино. Неэквивалентный обмен труда 100 английских рабочих на труд 80 португальских рабочих обусловлен трудностями перемещения факторов производства между странами.

Согласно модели Д. Рикардо, Португалия обладает абсолютным преимуществом перед Англией в производстве обоих товаров, однако она имеет сравнительное преимущество в производстве вина, так как для его производства потребуется 67 % (80 / 120*100) издержек Англии, а для производства сукна – 90 % (90 / 100*100). Следовательно, для Португалии более выгодно производить и экспортировать вино, а для Англии – сукно.

2. Современные теории международной торговли. В 30-е гг. ХХ века была сформулирована теория Хекшера – Олина (Х–О): «Товары, требующие для своего производства значительных затрат (избыточных факторов производства) и небольших затрат (дефицитных факторов), экспортируются в обмен на товары, производимые с использованием факторов в обратной пропорции. Так в скрытом виде экспортируются избыточные факторы и импортируются дефицитные факторы производства». Т. е. страны экспортируют продукты интенсивного использования избыточных факторов и импортируют продукты интенсивного использования дефицитных для них факторов. Таким образом, в скрытом виде экспортируются избыточные факторы и импортируются дефицитные факторы производства, т. е. передвижение товаров из страны в страну компенсирует низкую мобильность факторов производства в масштабах мирового хозяйства. Речь здесь идет не о количестве имеющихся у стран факторов производства, а об относительной обеспеченности ими (например, о количестве пригодной для обработки земли, приходящейся на одного работающего). Если в данной стране какого-либо фактора производства относительно больше, чем в других странах, то цена на него будет относительно ниже. Следовательно, и относительная цена того продукта, в производстве которого этот дешевый фактор используется в большей степени, чем другие факторы, будет ниже, чем в других странах. Поэтому и возникают сравнительные преимущества, которые определяют направления внешней торговли.

Американский экономист В. Леонтьев в середине 50-х гг. ХХ в., использовав модель межотраслевого баланса «затраты – выпуск»,показал, что в американском экспорте преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте – капиталоемкие. Учитывая, что впервые послевоенные годы в США, в отличие от большинства их торговых партнеров, капитал был относительно избыточным фактором производства, а уровень заработной платы был значительно выше, этот эмпирически полученный результат противоречил теории Хекшера – Олина и потому получил название «парадокс Леонтьева». Парадокс заставил обратить более пристальное внимание на фактороемкость внешней торговли, особенно в США.

В. Столпер и П. Самуэльсон доказали, что при определенных предпосылках внешняя торговля делит общество на тех, кто в результате остается в чистом выигрыше, и тех, кто несет потери. Теорема СтолпераСамуэльсона гласит: установление торговых отношений и свободная торговля ведут к росту вознаграждения фактора, интенсивно используемого в производстве товара, цена на который растет (земля), и снижению вознаграждения фактора, интенсивно используемого в производстве товара, цена на который падает (труд), вне зависимости от того, какова структура потребления этих товаров владельцами факторов производства.

В конце 40-х годов ХХ в. П. Самуэльсон сформировал теорему влияния внешней торговли на межстрановые различия в ценах факторов. Теорема Самуэльсона гласит: внешняя торговля ведет к выравниванию цен не только на товары, но и на факторы производства так, что в обеих странах ставки заработной платы у всех рабочих будут одинаковы, так же, как и ставки арендной платы за все земельные участки, вне зависимости от существующей структуры производства в каждой из стран.

Гипотеза преобладающего спросаС.Б. Линдера следующим образом устанавливает причинные связи в цепочке доход – предпочтения – технология – внешняя торговля: рост дохода на душу населения повышает в структуре спроса страны долю предметов роскоши, которые теперь эта страна может себе позволить. Эта концентрация спроса на доступных предметах роскоши побуждает производителей к еще более значительным усовершенствованиям технологии, особенно в обеспечении именно этих товаров. Увеличение производительности труда опережает рост обусловившего его спроса и ведет к снижению цен и экспорту этих предметов роскоши. Таким образом, следует ожидать, что страна будет экспортировать товары, удельный вес которых высок в ее собственном потреблении.

Французский экономист Раймон Барр считает, что из многих факторов, влияющих на условия торговли, должны быть отмечены три:

1. Относительная интенсивность спроса в данной стране и за рубежом. Когда в стране растет спрос на иностранные товары или когда в зарубежных странах сокращается спрос на товары этой страны, влияние на цены, которое последует за этим, приведет к ухудшению торговли. Ухудшение будет тем значительнее, чем меньше эластичность спроса.

2. Уровень экономического развития страны. По мере экономического развития страны производственные издержки в длительной перспективе имеют тенденцию к снижению, что ведет к снижению экспортных цен и ухудшению условий торговли товарам. Это влияние может быть уравновешено в результате появления новшеств и внедрения в международный товарообмен новых товаров, на которые появляется большой спрос.

3. Валютная политика страны. Страна может сохранять завышенный валютный курс, который удерживает ее экспортные цены на очень высоком уровне, чтобы иметь благоприятные условия торговли. Страна также может установить и заниженный валютный курс, который приведет к снижению цен на экспортируемые товары и ухудшению условий торговли.

Французский экономист Л. Столерю различия в экономической структуре как основе международной торговли рассматривает в таких отличительных характеристиках отдельных стран, как землеобеспеченность, климат, полезные ископаемые, социологические и политические аспекты. При оценке фактических и потенциальных возможностей развития и специализации сельскохозяйственного производства регионов мирового хозяйства и связанного с этим межгосударственного товарообмена важное значение имеет объективная дифференциация обеспеченности стран почвенно-климатическими ресурсами.

3. Сущность, субъекты и объекты международной торговли. Международная торговля товарами возникла еще в эпоху рабовладения, то есть была исторически первой формой международных экономических отношений, и наиболее развита в настоящее время.

Международная торговля – это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира, связывающая национальные экономики в единую систему мирового рынка.

Субъектами мировой торговли выступают страны мира, транснациональные корпорации и межнациональные корпорации, региональные интеграционные группировки.В качестве объектов международной торговли выделяют продукты труда человека: товары, услуги.

Выделяют две формы международной торговли:

– международная торговля товарами;

– международная торговля услугами.

Основными составляющими международной торговли являются: экспорт товаров;импорт товаров;встречная и транзитная торговля.

Экспорт товаров – вывоз товаров из страны для продажи или использования в других странах.

Импорт товаров – ввоз в страну товаров из-за границы.

Встречная торговля – внешнеторговые операции по реализации товаров с наличием встречных обязательств экспортеров закупить у импортеров продукцию на часть (полную) стоимость экспортируемых товаров.

Транзитная торговля – движение товаропотоков через территорию данного государства.

В зависимости от происхождения и назначения товаров выделяют:

– обычный ввоз – вывоз товаров, произведенных в странах-партнерах для взаимного потребления;

– реэкспорт / реимпорт товаров в третьи государства;

– временный ввоз – вывоз товаров для демонстрации на выставках, ярмарках, салонах;

– экспорт – импорт сырья и полуфабрикатов с целью последующей переработки и вывоза в третьи страны либо обратно в государство, откуда они были поставлены;

– внутрифирменное перемещение (трансферт) товаров и услуг в рамках транснациональных корпораций.

Около 30 % товарооборота приходится на 3 крупнейших экспортера: США, Германию и Японию.

Методы международной торговли – это способ осуществления внешнеторговой операции. Выделяют два метода торговли товарами:

прямой – совершение торговой операции непосредственно между производителем и потребителем продукции;

косвенный – осуществление торговой операции через посредников.

С экономической точки зрения наиболее выгодной является прямая торговля, когда значительно сокращаются издержки и комиссионное вознаграждение посреднику, снижается риск и зависимость результатов коммерческой деятельности от посредников, но несмотря на результативность прямой торговли, основной ее объем приходится на посредников. Основными посредниками являются торговые агенты, брокеры, дистрибьюторы. Особыми посредниками являются биржи, торги, аукционы.

Международные товарные биржи – это особый вид постоянно действующего рынка, на котором совершаются сделки купли-продажи так называемых биржевых товаров. В настоящее время объектом биржевой торговли является около 70 видов товаров.

Основные биржевые товары:

– промышленное сырье (сырая нефть, драгоценные металлы);

– сельскохозяйственные и лесные товары и продукты их переработки (зерновые культуры, животные и их мясо, пищевые товары, каучук и др.).

На товарных биржах совершаются биржевые сделки, которые представляют собой соглашение о взаимной передаче прав и обязанностей в отношении биржевого товара. Особенностью биржевых торгов является то, что на них торгуют не реальным товаром, а образцами, установленными на основании стандартизации в строго определенных размерах.

Международные торги(тендеры) – это способ закупки товаров, размещение заказов и выдача нарядов на конкурсной основе с привлечением нескольких поставщиков разных стран. Заключается контракт только с теми поставщиками, предложения которых наиболее выгодны организаторам торгов. В зависимости от формы организации и проведения торги бывают гласные и негласные, открытые (публичные) и закрытые.

Аукцион – это особый вид торгов, которые проводятся в заранее установленном месте и в строго определенное время. Аукционная торговля используется для сбыта ограниченного перечня товаров (пушнина, чай, цветы, табак, предметы роскоши, антиквариат, произведения искусства).

4. Внешнеторговая политика государства. Одной из задач внешней политики государства является целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.

Основные цели государственной внешнеторговой политики:

– изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда;

– изменение объема экспорта и импорта товаров;

– изменение структуры внешней торговли;

– обеспечение страны необходимыми ресурсами;

– изменение соотношения экспортных и импортных цен.

Существует два основных направления внешнеторговой политики: политика свободной торговли (фритредерство) и протекционизм.

Политика свободной торговли – политика, когда государство воздерживается от непосредственного влияния на внешнюю торговлю, обеспечивая максимальную свободу для действия рыночных сил.

Протекционизм – государственная политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов регулирования торговли.

Инструменты государственного регулирования внешней торговли:

– тарифные (основаны на использовании таможенных тарифов);

– нетарифные (квоты, эмбарго, лицензирование).

Международная торговая политика – согласованная политика государств, проводимая в целях установления между ними торговли и ее развития и положительного влияния на рост отдельных стран и мирового сообщества.

Для регулирования отношений стран в сфере международной торговли существует ряд специальных институтов. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) было создано в 1947 году. Это, по сути, кодекс правил поведения в сфере международной торговли.

С 1 января 1995 года начала свою деятельности Всемирная торговая организация (ВТО). Членство в ВТО означает для каждого государства-участника автоматическое принятие в полном объеме пакета заключенных договоренностей. В свою очередь, ВТО расширяет сферу своей компетенции и является организацией, регулирующей развитие международных экономических связей. В январе 1995 года Республика Беларусь получила статус наблюдателя при Генеральном совете и других органах ВТО.

ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) – орган Генеральной Ассамблеи ООН, не являющийся международной торговой организацией, создан в 1964 г. и насчитывает 168 стран-членов. Основные задачи – содействие развитию международной торговли, равноправному взаимовыгодному сотрудничеству, выработка разносторонних рекомендаций по функционированию международных экономических отношений. Резолюции, заявления ЮНКТАД имеют рекомендательный характер.

16 июля 2007 г. Республика Беларусь, ЮНКТАД и ООН / ПРООН подписали Меморандум о взаимопонимании и приоритетных направлениях сотрудничества в области международной торговли, инвестиций и развития. Для Беларуси членство в ЮНКТАД – возможность привлечь внимание инвесторов к инвестиционным возможностям страны. Беларусь взаимодействует с ЮНКТАД и в академической сфере. «Виртуальный институт» ЮНКТАД – международная образовательная и исследовательская сеть по вопросам торговли и развития, объединяющая 31 крупнейший университет мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 1570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.56.127 (0.013 с.)