Лекция 2.12. Общее равновесие и общественное благосостояние 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 2.12. Общее равновесие и общественное благосостояние



План лекции

1. Основы теории благосостояния.

2. Критериальный метод В. Парето.

3. Условия обеспечения максимального уровня благосостояния.

4. Фиаско рынка и микроэкономическое регулирование.

 

1. Основы теории благосостояния. Уровень развития рыночной экономики и направления ее государственного регулирования обязательно сказываются на благосостоянии населения страны. Любое решение, принимаемое различными органами, неизбежно ведет к изменению уровня благосостояния (изменение ставки налога, решение об асфальтировании).

Благосостояние потребителя – совокупность полезностей, получаемых им от потребления благ, благосостояние производителя – сумма доходов, получаемых от их деятельности. Когда каждый из производящих и потребляющих субъектов достигает максимально возможного уровня благосостояния, экономическая система считается равновесной, т. е. трактовка общего экономического равновесия с точки зрения теории благосостояния несколько отличается от традиционной. Если последняя говорила о том, что равновесие наступает тогда, когда участники общественного хозяйства имеют такие доходы, которые позволяют им купить весь произведенный продукт, то по теории благосостояния учитывается еще и оптимальный вариант потребления и производства каждого субъекта.

Теория благосостояния не отвечает на вопросы о том, справедливо или несправедливо распределение продукта в данной экономике, почему в самой богатой стране существует слой беднейшего населения и пр. Она исследует любые решения, принимаемые государственными органами и способные повлиять на положение отдельных субъектов или всего населения. Принимать такие решения можно лишь в том случае, если субъект управления знает, как отличить решения, ведущие к росту благосостояния, от решений, вызывающих негативные последствия. Инструментарий для такого познания и дает теория благосостояния.

В начале XX в. основным критерием оценки полезности принимаемых решений был максимум полезности, который в масштабах общества выступал как аддитивная полезность, т. е. сумма всех индивидуальных полезностей. Но в этом случае возникали проблемы оценки этих полезностей. Ведь для каждого человека потребление одного и того же продукта дает различную полезность.

Другим методом оценки принимаемых решений стал метод голосования и принятия решения по принципу демократического большинства. Решения принимают государственные деятели и чиновники, которые имеют свои личные интересы. Они могут реализовать эти интересы или через достижение общественных интересов, или пренебрегая ими и ставя на первое место личный интерес. Оптимальная общественная система предполагает, что личные интересы людей, управляющих государством, могут быть реализованы только через достижение общественных интересов. Метод голосования не может решить проблемы согласования интересов и не позволяет принять правильное решение из-за порядка голосования, существованиясконцентрированных интересов и лобби-групп, которые, отстаивая свои интересы, могут повлиять на других депутатов.

2. Критериальный метод В. Парето. Попытки создать метод субъективной оценки общественной полезности принимаемых решений не привели к желаемому результату. В 1906 г. В. Парето опубликовал «Учебник политической экономии», в котором предложил критерий оценки принимаемых решений, не зависящий от субъективного фактора. Предложенный им метод получил название критериального и сохранился до сегодняшнего дня. В. Парето предложил считать, что если предлагаемое мероприятие никому не причиняет убытков, а некоторым людям, по их собственным оценкам, дает какую-то пользу, то такое мероприятие следуем считать улучшающим общественное благосостояние (рис. 2.12.1).

Рисунок 2.12.1 – Критерий оптимальности Парето

 

Предположим, общество состоит из двух человек Х иУ, благосостояние которых отражается на соответствующих осях координат. Кривая РР' – линия максимально достижимого для данного общества благосостояния при данном уровне развития производства. Любая точка на этой кривой при переходе на нее из любой точки, лежащей внутри кривой, является Парето-оптимальной, так как в этом случае улучшается благосостояние хотя бы одного человека. Комбинация благосостояний, лежащая за пределами кривой (точка А),является недоступной при данных условиях, а комбинации внутри кривой (Е, М, К)доступны, но не Парето-оптимальны.

Также может возникать ситуация Парето-предпочтительности, когда при переходе к новой комбинации благосостояний хотя бы у одного лица благосостояние повысилось, а у других не стало ниже. На графике (рис. 2.12.1) Парето-предпочтительными будут все точки, переходы к которым соответствуют прямым с неотрицательным наклоном. Таковыми будут точки В, С, Мпо отношению к точке Е,но по отношению к точке Мточка Вне является Парето-предпочтительной, даже несмотря на то, что она лежит на кривой оптимальных предпочтений: она увеличивает благосостояние У, но уменьшает благосостояние X.

Критерий Парето позволяет оценивать ситуации, когда ни у одного лица не возникает убытков. Но если благосостояние одного лица повышается за счет ухудшения другого, то такую ситуацию через этот критерий оценить нельзя. В этом случае было предложено использовать критерий Калдора. Он основывается на сравнении выигрыша одних субъектов с убытками других и говорит о том, что благосостояние общества повышается, если те, кто выигрывает, оценивают свои доходы выше, чем убытки проигравших.

3. Условия обеспечения максимального уровня благосостояния. В каждой стране государство должно так формировать направления экономической политики, чтобы обеспечить максимально возможный уровень благосостояния. Чтобы достичь этого, необходимо выполнить ряд условий. В рыночной экономике каждый субъект действует рационально, стремясь достичь большего благосостояния. Если каждый принимает оптимальное решение, то экономическая система развивается в условиях равновесия. В этом случае все потребности удовлетворяются наилучшим образом. Условие оптимального обмена (распределения) говорит, что если мы возьмем два товара х и у,тосоотношения их предельных полезностей (или предельная норма замещения) у каждого из множества потребителей должны быть равны. В случае, когда полезности не могут сравниваться, а мы хотим максимизировать их потребление, нужно увеличить полезность от одного продукта, оставляя неизменным полезность от другого.

Условие оптимального производства говорит о том, что в рамках данной технологии соотношение предельных продуктов (предельная норма технологической замены), для каждой пары факторов производства должна быть одинаковой для всех фирм отрасли. Оптимальное использование одного ресурса, с помощью которого производятся продукты х, уz,предполагает, что предельный продукт при производстве каждого продукта одинаков. Если натуральная отдача от использования данного ресурса при производстве одного продукта меньше, чем от других, то это означает, что, с точки зрения общества, ресурс распределен неэффективно. Оптимальное распределение нескольких ресурсов предполагает, что соотношение предельных продуктов (в натуральной форме) при производстве товара х равно такому же продукту при производстве товара у.

Условие структуры продукции говорит, чтодля достижения максимально возможного благосостояния необходимо, чтобы структура производящегося продукта соответствовала структуре потребностей, иначе говоря, структура производства должна соответствовать структуре обмена. Оптимальной структура продукции считается тогда, когда в результате изменения структуры невозможно увеличить благосостояния одного лица без уменьшения благосостояния других.

Условие оптимальной интенсивности использования ресурсов. Оно касается использования времени и говорит о том, что предельная норма замещения между работой и досугом должна быть равна предельной технической норме замещения между часами работы и получаемым в результате этой работы продуктом.

Эффективность ресурсов и распределения продукта может быть различна в зависимости от времени. Поэтому вводится пятое условие оптимальной экономики – условие оптимального момента времени. Для того чтобы определить оптимальный момент, в экономике благосостояния вводится новый параметр для сравнения – ставка процента по нерисковым ценным бумагам. Тогда предельная норма замещения во времени между ресурсами и между продуктами должна быть равна ставке процента по нерисковым ценным бумагам.

Перечисленные условия (условия первого порядка) суммируются в одном – главном критерии оптимальности:объективные и субъективные предельные нормы замещения между двумя благами должны быть равны как между собой, так и для всех потребителей и производителей.

Условия первого порядка недостаточны для обеспечения максимального благосостояния, их дополняют условия второго порядка,которые реализуются через закон убывающей отдачи. На графиках он проявляется в том, что все кривые безразличия являются выпуклыми, а линии производственных возможностей – вогнутыми. Но и при данных условиях необходимы еще суммарные условия. Они говорили о том, что для достижения экономического равновесия и максимального общественного благосостояния необходимо такое распределение продуктов и ресурсов, которое не позволит увеличить сумму излишков потребителей и производителей за счет производства нового продукта или изъятия из производства старого. Под излишками потребителей понимается разница между максимальной ценой, которую он согласен заплатить за продукт, и реальной ценой, которую он платит. Под излишком производителей понимается суммарная разница между ценой и предельными издержками производства.

4. Фиаско рынка и микроэкономическое регулирование. При безусловных преимуществах рыночной экономики очевидны и ее недостатки, что обусловливает необходимость государственного вмешательства в экономику. К недостаткам (фиаско) рынка следует отнести:

– неспособность обеспечить оптимальное функционирование экономики с общественной точки зрения;

– неравномерное распределение денежных доходов;

– несовершенный механизм обеспечения занятости населения, удержания уровня цен, наличие проблем безработицы и инфляции;

– неспособность обеспечить стратегические направления развития в области науки, техники, технологии;

– неспособность к структурным преобразованиям экономики;

– рынок не обеспечивает рациональных подходов к природопользованию, охране окружающей среды;

– монополизацию экономики (преобладания рынков несовершенной конкуренции);

– нерациональное распределение ресурсов общества;

– отсутствие заинтересованности в производстве общественных благ;

– отсутствие механизмов, учитывающих внешние эффекты;

– нестабильность макроэкономического развития и др.

Сглаживание, предотвращение негативных последствий действия рыночных регуляторов и решение острых социально-экономических проблем общества – основная цель экономической деятельности государства. Стремясь к достижению этой цели, государство внедряется в рыночное хозяйство, осуществляет разнообразные меры административного и экономического характера, обеспечивающие условия для достижения основных макроэкономических целей.

Механизм микроэкономического регулирования – совокупность форм и методов, с помощью которых осуществляется организация и управление производственным предприятием. Методы регулирования деятельности предприятия зависят от экономической системы, в которой они применяются, и подразделяются на прямые и косвенные. Различают следующие типы механизмов микроэкономического регулирования: административный, рыночный и смешанный. Административное регулирование предполагает применение жестких централизованных форм и методов воздействия на производственный процесс. Это проявляется в доведении до предприятий плановых заданий, централизованном ценообразовании и распределении средств производств. При рыночном механизме микроэкономического регулирования предприятие является не объектом, а субъектом управления. Оно самостоятельно решает вопросы «что? как? для кого производить?». Происходит саморегуляция производства под влиянием экономических законов рынка.

Микроэкономическое регулирование направлено на отдельные субъектов экономики. Все мероприятия микроэкономического регулирования можно разделить на две группы: 1) направленные на повышение экономической эффективности рыночного хозяйства (регулирование фиаско рынка); 2) ориентированные на достижение целей социально-экономической политики. Основными элементами микроэкономического регулирования являются планирование на предприятии, маркетинг, коммерческий расчет, система экономического стимулирования, управление (менеджмент и правовые нормы). Инструментымикроэкономической политики можно разделить на три группы: налоги; государственные расходы; административные меры.

Менеджмент – это система внутрифирменного управления с целью достижения наивысшей эффективности деятельности фирмы, повышения качества продукции при постоянном расширении и обновлении ее ассортимента, увеличения прибыли. Функции менеджмента: планирование, организация, координирование, регулирование, стимулирование, контроль за деятельностью фирмы, учет и анализ деятельности фирмы.

Механизм стимулирования труда – формы, методы и средства привлечения и побуждения людей к труду, повышения их трудовой активности. Он включает систему мотивации труда, вознаграждение за труд.

Маркетинг – комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на исследование и прогнозирование рынка. Она направлена на приспособление производства к потребностям людей, повышение конкурентоспособности товара и максимизации прибыли.

Налогообложение – источник государственных доходов и регулятор доходов фирм и домохозяйств. Объекты налогообложения: доходы фирм и граждан, имущество экономических субъектов, имущественные сделки. Изменяя уровень налогообложения, государство может стимулировать различные отрасли экономики, применяя налоговые льготы для одних субъектов и увеличивая налоги для других.

Государственные расходы направляются на содержание госаппарата и выплаты фирмам и населению дотаций, субсидий. Средства могут выплачиваться за ресурсы, закупаемые для государственных нужд, либо распределяться в форме поддерживающих и стимулирующих выплат. Социальная политика осуществляется в форме трансфертов.

Административное регулирование – это регулирование связей между субъектами с помощью законодательного оформления норм и правил поведения субъектов (гражданский, трудовой, земельный и иные кодексы).

Ценовая политика в условиях рыночной экономики выполняет роль стимулятора экономической деятельности. Признается экономически оправданным государственное регулирование цен и тарифов на продукцию монополий. Государственное вмешательство в цены может быть прямым или косвенным. При прямом вмешательстве государством устанавливается нижний либо верхний предел цены. Установление нижнего предела цены («пол» цены) направлено на поддержку производителей какого-либо товара (например, сельскохозяйственных производителей). Установление верхнего предела цены направлено на поддержку потребителей данного товара, в частности, социально значимых товаров первой необходимости.

Важная роль в государственном регулировании экономики отводится государственному сектору. Это часть экономики страны, которая включает экономических субъектов, целиком или частично принадлежащих государственным органам власти и контролируемых государством. Государственный сектор является объектом государственной деятельности и инструментом влияния государства на частный сектор экономики.

 

РАЗДЕЛ III. МАКРОЭКОНОМИКА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 959; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.02 с.)