Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные современные направления развития экономической теории.

Поиск

Неоклассическое направление возникло в последней трети XIX в. Его представители предприняли попытки определить закономерности оптимального режима хозяйствования экономических единиц в условиях свободной конкуренции и рыночного предпринимательства.

Институционально-социологическое направление возникло и оформилось в конце XIX – начале XX вв. Смысл этой концепции заключается в том, что хозяйство развивается под действием, с одной стороны, экономических (монополии, государство, доходы), а с другой – социальных, неэкономических (техника, обычаи, нормы поведения) движущих сил.

Кейнсианство и неокейнсианство в значительной степени связано с макроэкономическими процессами, с методами государственного регулирования. Кейнсианство сложилось в 30-е гг. XX в.

Теория неоклассического синтеза сформировалась в конце XIX – начале XX в. и представляла собой попытку соединить основные положения неоклассической теории и кейнсианской концепции макроэкономического равновесия и роста национального дохода. Неоклассический синтез явился попыткой определить стратегию в регулировании экономики, увязать рыночный механизм с системой монополизированной экономики.

Вопрос 3

4. Методологическая база экономической науки. Для исследования экономических явлений и процессов используется ряд методов:

1) общенаучные методы: метод научных абстракций позволяет изучить и исследовать в процессе анализа часть предмета, не принимая во внимание другие его составляющие; анализ – изучение каждой части единого целого отдельно; синтез – соединение всех изученных составных частей предмета в единое целое; индукция – движение мысли от частного к общему, от отдельных фактов к общему положению; дедукция – движение мысли от общего к частному; исторический подход – экономическая теория должна показать явление в развитии, движении, т. е. исторически;

2) математические методы: экономическое моделирование позволяет в формализованном виде определить причины и закономерности изменений экономических явлений, их последствия, дает возможность прогнозировать экономические процессы; математический анализ играет важную роль в изучении количественных связей, определении темпов роста, установлении оптимальных пропорций, прогнозировании структурных сдвигов в производстве, распределении и использовании ВВП и т. д.;

3) статистические методы позволяют обрабатывать и изучать количественные показатели развития общественного производства и общества, их соотношения и изменения;

4) системная методология широко используется в анализе. Весь окружающий нас мир системен. Система – это совокупность элементов, определенным образом связанных и образованных под определенную цель;

5) экономический эксперимент – научно поставленный опыт в экономической области с целью проверки эффективности намечаемых хозяйственных мероприятий. Цель эксперимента – доказательство правильности определенной гипотезы, выдвинутой на основе изучения существующей практики экономического развития. Экономические эксперименты позволяют выработать меры, стимулирующие увеличение объемов производства, рост производительности труда, снижение издержек производства и т. д.

Лекция 1.2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике

План лекции

1. Потребности как предпосылка производства. Виды потребностей.

2. Экономические ресурсы как факторы производства.

3. Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике.

4. Экономические блага: классификация, характеристики.

Вопрос 4

1. Потребности как предпосылка производства. Классификация потребностей. В основе определенияпотребности лежит понятие человеческих нужд: это и физические нужды в пище, одежде, тепле, и социальные нужды во взаимодействии и привязанности, и личные нужды в знаниях и самовыражении. С экономической точки зрения потребность – это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивидов, это и желание потребителя приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им полезность. Удовлетворение потребностей выступает как побудительная сила, мотив хозяйственно-экономической деятельности.

Потребности делятся на первичные (пища, одежда, жилище) и вторичные (развлечения, образование). В зависимости от субъекта различают потребности индивида, групп населения, общества в целом. Среди различных классификаций наиболее известная – пирамида Абрахама Маслоу, который выделяет 5 групп потребностей:

– физиологические потребности – пища, сон, индивид другого пола;

– потребности в безопасности (самозащите) – одежда, жилище;

– социальные потребности – общение, любовь, дружба;

– потребности в самоутверждении – уважение, признание в обществе;

– потребности в самовыражении – реализация таланта, творческого потенциала, самосовершенствование.

Вопрос 5

2. Экономические ресурсы как факторы производства. Источники любого производства – это экономические ресурсы или факторы производства, которые в экономической науке объединены в 4 группы: природные ресурсы, созданные природой; капитал, т. е. материальные объекты и финансовые ресурсы, созданные людьми; трудовые ресурсы; научные, интеллектуальные и информационные ресурсы (рис. 1.2.1).


 

Рисунок 1.2.1 – Экономические ресурсы как факторы производства

 

Понятие экономических ресурсов шире, чем понятие факторов производства, так как экономические ресурсы – это потенциальные ресурсы (например – целина), а факторы производства – это уже включенные в реальный процесс производства ресурсы (распаханная целина).

Природные ресурсы включают земельные, водные, лесные, биологические, минерально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы. Чтобы быть включенными в экономический процесс, природные ресурсы имеют денежную оценку и стоимость. Доход от владения и использования природных ресурсов называется рентой.

Капитал имеет две формы: денежную и материально-вещественную. Капитал в денежной форме – это финансовые ресурсы, которые можно давать в кредит и получать от этого доход, называемый процентом. Можно истратить финансовые (денежные) ресурсы на покупку ценных бумаг – акций и облигаций, которые также приносят доход в виде дивидендов. Доход в виде прибыли может быть получен при вложении (инвестировании) денежного капитала в покупку средств производства и организацию работы на промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, строительных и других предприятиях и фирмах.

Средства производства состоят из средств труда и предметов труда. Средства труда – это производственные здания и сооружения, станки, машины, оборудование, с помощью которых человек (работник) воздействует на предметы труда, то есть на сырье, материалы, топливо, энергию и другие компоненты будущего готового продукта или товара. Средства труда, выраженные в денежной форме, называются основными фондами предприятия (фирмы), денежная оценка предметов труда, в сумме с доходами от продажи готовой продукции образует оборотные (финансовые) фонды предприятия (фирмы).

Основные фонды (основной капитал) – это та часть средств производства, которая участвует в процессе производства длительное время, при этом сохраняет свою натурально-вещественную форму, а их стоимость переносится на изготавливаемый продукт по частям по мере износа основных фондов. Различают физический и моральный износ основных фондов. Денежное возмещение износа основных фондов путем переноса части их стоимости на издержки и цену производимой с их помощью продукции называется амортизацией. Норма амортизации исчисляется по формуле: норма амортизации = амортизация/стоимость основных фондов*100 %.

Оборотные фонды (оборотный капитал) включают в себя ту часть средств производства, которая целиком потребляется в течение одного производственного цикла. Они меняют свою натуральную вещественную форму, а их стоимость сразу и полностью включается в издержки производства и далее в цену изготовленного продукта. Это затраты на материалы, топливо, энергию. В оборотные фонды включаются также фонды обращения – это готовая продукция на складе или на пути к потребителю, за которую уже поступили или поступят деньги на счета предприятия.

Трудовые ресурсы включают в себя рабочую силу, то есть способность людей к труду, их умение производить товары и услуги, а также предпринимательские способности, как особый вид рабочей силы, состоящий в умении предпринимателя соединять в единый процесс все экономические ресурсы для организации производства, предприятия или бизнеса с целью получения предпринимательского дохода, (прибыли). Люди, обладающие предпринимательскими способностями, получают предпринимательский доход или прибыль, собственники рабочей силы в качестве наемных работников получают зарплату.

Информация, наука, интеллект – как фактор производства и реальная производительная сила были признаны таковыми в ХХ веке. Информация – сообщения, сведения, данные для принятия решения. Наука – отрасль или вид деятельности, в которой создается интеллектуальный продукт: открытия, изобретения. Владельцы интеллектуальной собственности получают доход в виде стоимости патентов, гонораров, авторских прав.

Перечисленные виды доходов называются факторными доходами или доходами от владения соответствующими факторами производства.

3. Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике. Основная проблема современной экономики связана с ограниченностью ресурсов, поэтому основная задача экономического анализа – это проблема выбора:что, для кого и как производить. Люди живут в мире ограниченных возможностей, потому что не только каждый индивид ограничен в своих возможностях, но ограничено и общество в целом, так как его ресурсы имеют количественные и качественные пределы. Различают «абсолютную» и «относительную» ограниченность ресурсов. Абсолютная – это недостаточность ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей всех членов общества. Выбор очередности удовлетворения потребностей превращает абсолютную ограниченность в относительную, а производство – в экономику. В экономике действуют три большие группы субъектов: потребители (покупатели), производители (продавцы), и общество, государство (правительство). Принято считать, что для покупателей оптимальный (наилучший) экономический результат – это рост количества и качества удовлетворенных потребностей; для продавцов – прирост прибыли, для общества в целом – степень удовлетворения общественных потребностей в обороне, правопорядке, охране окружающей природной среды, в социальной защите от бедности, безработицы.

Экономический аспект проблемы выбора заключается в том, чтобы выяснить, какой вариант использования ограниченных ресурсов может принести максимальный результат.

Экономическая организация производства и проблема эффективности. Сущность экономической организации производства состоит в том, чтобы эта организация была эффективной, то есть имела бы оптимальное (наилучшее из возможных) соотношение трех величин: «потребности», «затраты», «результаты». Оптимальным экономическим выбором считается получение максимального результата при минимальных затратах.

Оценка эффективности любого вида деятельности может осуществляться по нескольким качественно разнородным критериям. Экономический критерий состоит в том, чтобы сумма затрат на осуществление какой-либо деятельности не превосходила суммы экономического эффекта – обычно прибыли. Оценка по технико-технологическому критерию определяет допустимость деятельности с точки зрения ее соответствия высшему уровню техники и технологии на современном этапе научно-технического прогресса. Под социальным критерием поднимаются интересы поддержания здоровья людей, сохранения природных ландшафтов и материальных объектов культуры. Оценка по экологическому критерию позволяет судить о допустимости вида деятельности с точки зрения ее отрицательного воздействия на окружающую природную среду. Она предполагает определение границ возможного использования и загрязнения, соблюдение нормативов использования и загрязнения природных ресурсов.

В число важнейших показателей эффективности производства входят следующие: производительность труда, норма прибыли или рентабельность, срок окупаемости капитальных вложений, ресурсоемкость продукции, в том числе такие ее частные показатели как, энергоемкость, материалоемкость, металлоемкость и т. п., а также показатели фондовооруженности, фондоемкости и фондоотдачи.

Формулы для расчета показателей эффективности:

1) производительность труда = количество продукции (в натуральном и стоимостном выражении) / затраты труда (человек, часов);

2) рентабельность = (прибыль / затраты)*100 %;

3) срок окупаемости = затраты / прибыль годовая (лет);

4) ресурсоемкость = ресурсы / продукция;

5) фондовооруженность = стоимость основных производственных фондов / численность занятых;

6) фондоемкость = стоимость основных производственных фондов / стоимость продукции;

7) фондоотдача = стоимость продукции / стоимость основных производственных фондов.

Вопрос 5

4. Экономические блага: классификация, характеристики. Экономическое благо – это произведенное средство для удовлетворения потребностей. Блага можно разделить на экономические и неэкономические блага. Это разграничение связано с понятием редкости. Благо неэкономическое имеется в неограниченном количестве, предоставляется природой без усилий человека (вода, воздух и т. д.), существует в природе «свободно», в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения потребностей человека. Экономическое благо является редким благом, выступают объектом или результатом экономической деятельности, т. е. их можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями.

Классификация экономических благ:

1. Материальные и нематериальные блага. Материальные блага: предметы потребления, естественные дары природы – земля, вода, воздух; пища, одежда, жилище; средства производства и отношения по присвоению материальных благ – патенты, авторские права, закладные. Нематериальные блага – блага, воздействующие на развитие способностей человека и создаваемые в непроизводственной сфере (в здравоохранении, образовании, искусстве, кино и т. д.). Нематериальные блага делятся на внутренние и внешние блага. Внутренние блага даны человеку природой, которые он развивает по собственной воле (музыкальный слух – музицирование, голос – пение). Внешние блага – это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция).

2. Взаимозаменяемые, взаимодополняемые и уникальные блага. Взаимозаменяемые блага – обладают схожими для человека свойствами и могут быть заменены друг на друга без особых усилий (колбаса и сосиски). Взаимодополняемые товары – это товары, качество которых может возрасти при их совместном потреблении. Уникальные блага – это товары, которые не могут быть заменены по причине отсутствия аналогов и не нуждаются в каких-либо дополнениях.

3. Долговременные и недолговременные (краткосрочные) блага. Данное разделение зависит от срока использования блага. Есть блага, которые служат нам долго (дом, книга). Другие блага могут исчезнуть уже в процессе самого потребления, использования этого блага (еда, спички).

4. Прямые (настоящие, потребительские) и косвенные (будущие, производственные) блага. Прямые (настоящие) блага – это уже созданные товары, которые готовы к продаже и потреблению. Косвенными (будущими) благами называют ресурсы, благодаря которым могут быть произведены прямые (настоящие), готовые блага. Назначение прямых благ изменить практически невозможно, косвенные блага могут предназначаться для производства нескольких товаров. Прямые блага предназначены для непосредственного потребления, поэтому они еще называются потребительскими. Косвенные блага используются в производстве потребительских благ, поэтому они называются – производственными.

5. Предметы роскоши и товары массового потребления (ручка «Паркер» и китайская шариковая ручка). Понятие предмета роскоши меняется: вещи, которые не являлись предметами роскоши, могут стать таковыми (антиквариат). Блага, которые являлись предметами роскоши, перестают быть ими (хрусталь, мобильный телефон). Есть и блага, которые были и остаются престижными и предметами роскоши (драгоценные камни). Насущные блага – это блага, обеспечивающие достойное существование. Это такие блага, которые люди должны потреблять или получать вне зависимости от их доходов (здоровье, образование, кров, еда).

6. Специфические блага. Специфическими формами благ являются товары и услуги. Товар – это специфическое экономическое благо, предназначенное для купли–продажи на рынке. Независимые товары – это те товары, потребность в которых, как и цены на них, никоим образом не связаны между собой (бананы и рыба, трикотажные изделия и наручные часы). Нормальный товар – такое благо, величина спроса на которое увеличивается с ростом дохода покупателя при каждом значении цены. Низший товар (или низшее благо) – это товар, объем спроса на который, уменьшается с повышением дохода.

7. Общественные и частные блага. Частные блага – это блага, предназначенные для личного потребления. Будучи потребленным одним лицом, оно не может одновременно быть потребленным другим (мороженое). Общественные блага – это блага, которые являются общественно необходимыми и выполняют важные общественные функции. Эти блага характеризуются следующими особенностями: потребитель общественных товаров сам не платит за них, а значит, предельные издержки из потребления – нулевые; отсутствует практическая возможность ограничить число потребителей или исключить кого-то из этого числа (маяк, светофор).

Некоторые блага в зависимости от обстоятельств могут быть как общественными, так и частными (смешанные блага). Например, фейерверк – благо общественное, если оно производится в городе с большим количеством жителей. Но если вы любуетесь огненными шарами в частном парке (Диснейленде), фейерверк – скорее частное благо, потому что его посетители заплатили за входной билет.

8. Блага, различающиеся по возможности контроля ценности потребителями. Блага явного качества – перед тем, как выбрать благо (товар), можно проверить его качество. Блага скрытой полезности – качества блага определяются уже после его покупки. При выборе покупатель может руководствоваться собственным опытом или советами знакомых (например, покупка бытовой химии). Блага на доверии – покупатель оказывается в неведении по поводу качества товара даже после его покупки. В этом случае требуется третья незаинтересованная сторона, которая сообщила бы о качестве блага (витамины, медицинские услуги, автомобиль).

9. Одобряемые и неодобряемые блага – блага, ценность которых определяется обществом. Пример одобряемого блага – балет. Наркотики являются неодобряемым благом в обществе в целом и одобряемым – в некоторых субкультурах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 742; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.132.71 (0.013 с.)