Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Угрозы интересам в экономической сфере

Поиск

 

3.1. Опасности и угрозы. Объекты и субъекты угроз.

 

Как и в любой другой сфере жизнедеятельности, реализация интересов в экономической сфере происходит в различных условиях и под воздействием разнообразных факторов. По отношению к процессу реализации экономических интересов эти условия и факторы могут быть как благоприятными, так и неблагоприятными. Первые способствуют реализации интересов. Вторые этой реализации противодействуют, затрудняя ее протекание или даже вовсе не допуская ее. Иначе говоря, воздействие на экономические интересы неблагоприятных условий и факторов опасно для реализации этих интересов.

Следовательно, для того, чтобы реализоваться, экономические интересы нуждаются в защите от воздействия всего того, что создает для них опасность. К сожалению, защитить все экономические интересы практически невозможно. Но если нельзя защитить их все, то, несомненно, следует защитить жизненно важные экономические интересы (ЖВЭИ) личности, общества и государства.

То, что создает опасность, принято называть угрозой. Несколько перефразируя определение угрозы, данное в Законе РФ «О безопасности», можно сказать, что в экономической сфере угроза есть совокупность условий и факторов, создающих опасность реализации экономических интересов [38].

Причины возникновения угроз интересам объективны. Их объективность проистекает из первого закона диалектики – закона единства и борьбы противоположностей. Именно всеобъемлющим действием этого закона следует объяснить наличие и постоянное возобновление тех условий и факторов, которые противодействуют реализации интересов в экономической сфере. Гипотетически можно себе представить свободную и беспрепятственную реализацию интересов. Но на практике интересы всегда подвержены тем или иным угрозам. Ведь полная непротиворечивость и гармония развития невозможны ни в одной сфере жизнедеятельности. Поэтому можно утверждать, что угрозы экономическим интересам личности, общества и государства, в том или ином виде, будут существовать даже при самых благоприятных условиях развития экономики. Это утверждение тем более правильно, что значительная, если не большая, часть угроз экономическим интересам кроется в самих же этих интересах.

Рассмотрим для примера рыночную систему хозяйствования. В ней важнейшей движущей силой воспроизводственного процесса является конкуренция, которая по существу представляет собой непрерывное столкновение интересов различных хозяйствующих субъектов (банков, производственных, торговых, транспортных, страховых и прочих компаний, кооперативов, граждан-предпринимателей и др.) направленных на захват, удержание и расширение своей доли рынка какого-либо товара или услуги.[39]К. Маркс еще в 1842 г. писал по поводу конкурентной борьбы в экономике современной ему Германии: «...этот мир полон опасностей именно потому, что он является не миром какого-либо единственного интереса, а миром многих интересов.»[40] Вот и получается что, если в масштабах хозяйственной деятельности всего общества конкуренция предстает как несомненное благо, то для каждого из хозяйствующих субъектов побудительные мотивы деятельности их конкурентов столь же несомненно выступают в качестве угроз экономическим интересам этих хозяйствующих субъектов.

Пример конкуренции убеждает в том, что основными, наиболее часто проявляющимися в экономической сфере, в особенности в сфере рыночной экономики, являются именно те угрозы, которые порождаются противоположно направленными интересами. При этом интересы, противостоящие экономическим интересам, могут относиться не только к экономической, но и к иным сферам жизнедеятельности. Так, например, стремление предпринимателя увеличить прибыль путем удлинения рабочего дня своих рабочих и служащих без соответствующей денежной компенсации может столкнуться с разнообразными формами протеста этих рабочих и служащих, порожденными их социальным интересом не допустить ухудшения условий своего существования.

Однако интересы в экономической сфере могут подвергаться угрозам, и не вызванным наличием противоположно направленных интересов. Это могут быть, например, угрозы природного происхождения. Так, например, на российском Севере вечная мерзлота затрудняет разработку полезных ископаемых, а трудно предсказуемое движение мерзлых грунтов может стать причиной аварий на месторождениях и удорожания добычи. Иначе говоря, суровая северная природа уже сама по себе становится для действующих здесь предпринимателей угрозой их ЖВЭИ, направленным на максимизацию прибыли от продажи различного минерального сырья и топлива. Интересам людей, связанным с функционированием производственной, транспортной и жилищно-коммунальной инфраструктуры в горах Кавказа, Сибири и Дальнего Востока, могут угрожать землетрясения, извержения вулканов, сели, сходы ледников, наводнения и иные чрезвычайные природные явления. Проведению каких-либо хозяйственных мероприятий могут также угрожать крупные технические аварии и техногенные катастрофы, например, прорывы газо- и теплотрасс, радиоактивные выбросы на АЭС, обрушения плотин и мостов, утечки содержимого различных продуктопроводов и т.п. Источником угроз могут быть и разнообразные социально-политические катаклизмы внутреннего и внешнего характера. Первые могут быть вызваны накопившимися в обществе антагонистическими противоречиями, вторые – аналогичными межгосударственными противоречиями.

Таким образом, в качестве источников угроз экономическим интересам следует рассматривать:

- противоположно направленные интересы в экономической и иных сферах;

- неблагоприятное для данного объекта безопасности стечение обстоятельств природного и/или техногенного характера

- неблагоприятный для данного объекта безопасности ход социально-политических катаклизмов (войн, революций, мятежей, эпидемий и т.п.).

Объектами угроз в экономической сфере являются интересы личности, общества (в том числе отдельных его групп и слоев), и государства.

В качестве субъектов, то есть источников угроз интересам в экономической сфере могут выступать отдельные личности, единовременно образовавшиеся группы людей, общественные организации, политические партии, властные структуры, как данного государства, так и других государств, а также природа, различные технические системы и иные результаты научно-технической деятельности человека.

Знакомясь с сущностью категории «угроза», нельзя не коснуться ее соотношения с такими категориями как «ущерб» и «риск». Соотношение угрозы и ущерба представляется вполне очевидным. Оно наглядно подтверждается практикой, так как ущерб есть не что иное, как результатреализации угрозы. При этом реализация угрозы может быть как полной, так и частичной. В отличие от угрозы, для которой не всегда можно (достаточно сложно) найти количественное выражение, ущерб, как правило, можно измерить. Эта особенность ущерба объясняется тем, что реализация угрозы вызывает негативные изменения характеристик того объекта, против которого она была направлена. Поэтому ущерб можно еще представить как разницу между значениями одних и тех же характеристик объекта угрозы до и после ее реализации. В качестве примера упомянем об угрозе нормального функционирования народного хозяйства Советского Союза, порожденной агрессивными устремлениями гитлеровской Германии. К сожалению, в ходе Второй мировой войны эта угроза была реализована, и СССР понес колоссальные людские, материальные, финансовые и иные потери.

Сложнее определить соотношение понятий «угроза» и «риск». Разнообразным рискам в научной литературе, особенно трудах по экономике, уделяется все больше внимания. Риски пытаются рассматривать с самых разных точек зрения. Появилось даже мнение о необходимости развивать особую науку – рискологию.[41] Интересно, что те, кто высказывает это мнение, рассматривают понятие «риск» по существу как синоним понятия «угроза», а вводимое ими новое понятие «рискозащищенность» - как аналог понятия «безопасность» (например, используя его в сочетании «экономическая рискозащищенность»[42]). Существует, однако, и другое, гораздо более распространенное мнение о том, что синонимом понятия «риск» является понятие «вероятность», точнее «вероятность наступления неблагоприятного события». Такая трактовка риска представляется гораздо более убедительной.

Риск присущ любой человеческой деятельности, любому природному процессу, в том числе и такому, который не порождает никакой угрозы кому бы то ни было или чему бы то ни было. Например, риск оступиться при движении по скользкой поверхности. То есть риск может быть и никак не связан с какой-либо угрозой. Но уж если соотносить риск и угрозу, то будет более точно говорить о риске как о вероятности реализации угрозы, превращая, таким образом, риск в одну из характеристик угрозы, точнее в характеристику ее реальности. А поскольку риск может быть измерен, становится возможным через величину риска количественно оценить возможность полной или частичной реализации соответствующей угрозы.

Всесторонне характеризуя угрозы, важно иметь и правильное представление о том, каковы возможностиличности,обществаи государства в отражении (снижении риска, ликвидации) угроз и, тем более, в недопущении ущерба их экономическим интересам.

Практика показывает, что возможности отдельно взятой личности по противодействию угрозам ее экономическим интересам, а также экономическим интересам общества и государства хотя и существуют, но весьма ограничены. Исключение составляют, пожалуй, возможности лишь тех личностей, которые располагают существенным властным ресурсом, финансовым могуществом и/или военной мощью.

Возможности общества по противодействию угрозам собственным ЖВЭИ, а также экономическим интересам каждой личности, входящей в это общество, и государства как своей политической организации заметно масштабнее и действеннее. В полной мере они проявляется при наличии в стране развитого гражданского общества. [43] Однако чаще встречаются ситуации, когда эти возможности ограничены (или даже подорваны) относительной разобщенностью общества, наличием в нем внутренних противоречий, разнонаправленных, а зачастую и противостоящих друг другу интересов, что проявляется особенно ярко в периоды социально-экономических кризисов.

Наиболее значительными в противодействии угрозам ЖВЭИ всех трех основных объектов экономической безопасности являются возможности государства, исходя из которых выполняется соответствующая его функция. Так, только государство располагает всеми необходимыми для такого противодействия властными полномочиями и соответствующим аппаратом принуждения. Только государство может наиболее эффективно проводить мониторинг угроз в экономической сфере и получить в свое распоряжение максимумом информации, с помощью которой можно с наибольшей точностью установить время возникновения будущих угроз ЖВЭИ, а также степень интенсивности этих угроз, субъекты, от которых они, скорее всего, будут исходить, и объекты, на которые они предположительно будут направлены. И только государство в состоянии мобилизовать все ресурсы, необходимые для противодействия этим угрозам. Поэтому только государство, используя органы законодательной, исполнительной и судебной власти, способно не только эффективно защитить собственные экономические интересы, но и обеспечить экономическую безопасность всего создавшего его общества и отдельных граждан.

В противодействии государством угрозам собственным ЖВЭИ, а также ЖВЭИ общества и отдельно взятых личностей следует различать два направления: внутреннее и внешнее.

Внутри страны государство должно противодействовать всему тому, что угрожает функционированию отраслей и производств, в наибольшей мере обеспечивающих устойчивое позитивное развитие экономики страны и приемлемый уровень благосостояния населения, как в обычных, так и в экстремальных условиях. При этом возможные либерализация и открытость внутреннего рынка товаров и услуг не должны быть разорительными для основной массы отечественных производителей, деятельность которых должна пользоваться поддержкой государства. Государство должно также отражать угрозы развитию отечественной науки, особенно фундаментальной, деятельности отечественного оборон-но-промышленного комплекса таким образом, чтобы он мог дать все необходимое для гарантированной обороны страны и защиты союзных стран.

Во внешнеэкономической сфере государство должно активно противодействовать всему тому, что угрожает: надежному обеспечению своей страны дефицитными ресурсами; развитию производства продукции, пользующейся спросом на мировых рынках, прежде всего промышленных и информационных технологий и наукоемкой продукции промышленности; продвижению своих товаров на мировые рынки и созданию наиболее благоприятных условий для их реализации на этих рынках; импорту передовых технологий с целью их скорейшего внедрения внутри своей страны; формированию и поддержанию положительного торгового и платежного баланса; ослабляет национальную валюту и не дает увеличивать золотовалютные запасы страны.

Таким образом, угрозы ЖВЭИ, как и сами эти интересы, представляют весьма важную составляющую системы экономической безопасности. Угрозы не только выступают в ней в качестве основного «возмутителя спокойствия», но и определяют сам факт существования такой системы.

 

3.2. Множество угроз и их классификация.

 

Угроз ЖВЭИ может быть превеликое множество. Чтобы в них разобраться, это множество угроз следует упорядочить путем классификации их на основании определенных принципов. Такими принципами классификации угроз интересам в экономической сфере являются:

- практическая значимость, то есть составление классификатора угроз по таким их признакам, которые имеют значение, прежде всего, для принятия мер по ликвидации, нейтрализации или ослаблению этих угроз. Следует помнить, что использование в классификаторе каких-либо надуманных, абстрактных представлений об упорядочении выявленной совокупности угроз ЖВЭИ приведет лишь к тому, что такой классификатор окажется на практике бесполезным;

- всеобщность, то есть как можно более полный охват всего множества угроз ЖВЭИ при формировании той их совокупности, которая подвергается классификации. При этом неучтенность каких-либо угроз способна сделать их классификацию неполной, а, следовательно, и бесполезной, так как вполне вероятно становится ситуация, при которой какие-то из неучтенных угроз будут содержать признаки, отсутствующие в принятой классификации;

- полнота информации, то есть наилучшее представление о содержании каждой из выявленных угроз. Без такого представления невозможно установить достаточно четких классификационных признаков угрозы и отнести ее к какой-либо группе, а также определить приоритет в ее ликвидации, нейтрализации или ослаблении;

- важность и приоритетность, то есть установление в рамках каждой классификационной группы степени важности каждой вошедшей в эту группу угрозы и на этой основе установления для каждой угрозы приоритета в ее ликвидации, нейтрализации или ослаблении.

Классификация угроз ЖВЭИ, их отнесение к тем или иным видам,производится по определенным признакам. Наиболее значимыми из них являются: направленность угрозы на основные объекты экономической безопасности; местонахождение субъекта (источника) угрозы; степень сформированности угрозы; характер угрозы; происхождение угрозы; степень осознанности угрозы; степень субъективности восприятия угрозы; масштабность возможного воздействия угрозы.

По первому из упомянутых признаков угрозы делятся на: угрозы ЖВЭИ личности, общества и государства (рис. 7). Такое деление способствует более четкому уяснению особенностей воздействия угроз на реализацию интересов в зависимости от того, кто является их носителем. Так, совпадение содержания угроз, направленных на ЖВЭИ разных объектов экономической безопасности, еще не означает совпадения значимости их воздействия на соответствующие ЖВЭИ. Например, для конкретного человека, стремящегося обеспечить благосостояние себя и своей семьи, потеря какого-либо источника существования можетвылиться в катастрофу (ему негде взять денег, чтобы рассчитаться с кредиторами, оплатить лечение больного ребенка и т.п.). Поэтому угроза безденежья для него является одной из наиболее серьезных среди всех угроз его ЖВЭИ. В то же время для государства такая угроза его ЖВЭИ не столь важна хотя бы потому, что государство имеет гораздо больше возможностей, чем любой его гражданин, компенсировать утрату одного из источников своих доходов.

 

                           
 
Угрозы жизненно важным экономическим интересам
 
       
 
   
личности
 
общества
 
государства

 


Рис. 7. Классификация угроз по их направленности

на основные объекты экономической безопасности.

 

С другой стороны, угрозы ЖВЭИ различных объектов экономической безопасности, совпадающие по содержанию, могут совпадать и по значимости. Так, успешному функционированию экономической системы страны могут угрожать разрушения, вызванные военными действиями на ее территории. В этом случае эта угроза окажет аналогичное воздействие на реализацию ЖВЭИ всех живущих в этой стране слоев и групп населения, каждого отдельно взятого ее жителя.

Разделение угроз ЖВЭИ по упомянутым выше основным объектам безопасности используется не во всех странах. Например, в Китае в официальных источниках отсутствует деление на угрозы интересам личности, общества и государства. В этой стране угрозы в экономической сфере рассматриваются только по отношению к государству, так как интересы последнего по существу ассоциируются и с интересами личности, и с интересами общества.

С точки зрения возможного противодействия угрозам весьма важно их фиксация по месту источника угроз, то есть деление на внешние и внутренние по отношению к объекту их воздействия (рис. 8). Об особой важности такого деления говорит и то, что оно нашло свое отражение в самом определении экономической безопасности. Ведь от того, с какими угрозами ЖВЭИ, внутренними или внешними, мы имеем дело, во многом зависит выбор конкретных средств противодействия этим угрозам и стратегия применения этих средств. Так, если стремлению человека построить себе новый красивый и удобный дом угрожает только его несобранность, неорганизованность и лень (внутренние угрозы), человек в состоянии побороть эти черты своего характера развитием других черт, таких как воля, упорство, целеустремленность и т.п. Но если реализации этого же интереса угрожает позиция соседа, претендующего на тот же земельный участок (внешняя угроза), человек, скорее всего, постарается либо убедить соседа в его неправоте, либо разрешить их сбор в суде.

 

                   
 
Угрозы жизненно важным экономическим интересам
 
     
 
   
внешние
 
внутренние

 


Рис. 8. Классификация угроз по их местонахождению относительно

интересов, подвергающихся их воздействию.

 

При необходимости защиты национальных экономических интересов деление угроз на внутренние и внешние кладется в основу государственной стратегии обеспечения экономической безопасности. В настоящее время в соответствующих стратегиях большинства ведущих стран мира приоритет отдается противодействию внешним угрозам национальным экономическим интересам (НЭИ). Это вызвано тем, что, по мнению руководства этих стран:

- хорошо отлаженный государственный механизм и развитое гражданское общество всегда имеют все возможности для того, чтобы не только эффективно противостоять внутренним угрозам, но и вообще не допустить их возникновения;

- возможности данного государства и общества нейтрализовать внешние угрозы и воздействовать на их источники далеко не всегда столь исчерпывающи и эффективны, как по отношению к внутренним угрозам.

Именно такой точки зрения на противодействие угрозам своим НЭИ придерживаются правительства США, Японии, стран Европейского Союза. Более того, в США и Японии угрозы в экономической сфере на практике ассоциируются только с внешними угрозами.

В России при обеспечении экономической безопасности приоритет, наоборот, отдается противодействию внутренним угрозам НЭИ. Это объясняется, главным образом, особенностями реформирования российской экономики в условиях тяжелейшего кризиса 1992-1998 гг. и неполным преодолением его последствий до сих пор.

Что касается классификации угроз по степени их сформированности, то в настоящее время единообразного представления о ней не существует. Так, в странах Запада нарастание этой характеристики предпочитают выражать различными понятиями. Это «вызов» (challenge), «опасность» (danger) и собственно «угроза» (threat). Под вызовом понимается совокупность обстоятельств, не обязательно конкретно угрожающего характера, но, безусловно, требующих реагировать на них. За опасность принимается вполне осознаваемая, но не фатальная вероятность нанесения вреда реализации данного интереса. И, наконец, под угрозой понимается наиболее конкретная и непосредственная форма опасности данному интересу, которая способна полностью или частично сорвать его реализацию. В частности, исходя из этой классификации, руководство Соединенных Штатов любые сколько-нибудь значительные изменения на всем экономическом пространстве за пределами своей страны воспринимает как вызовы НЭИ США. А действия зарубежных стран и их хозяйствующих субъектов, не согласующиеся с американскими представлениями о мировом экономическом порядке, рассматриваются не иначе как действия, опасные для НЭИ США.

В нашей стране в аналогичном случае принято делить угрозы ЖВЭИ на потенциальные и реальные (рис. 9). Потенциальную угрозу следует рассматривать как возникновение предпосылок для противодействия реализации данного ЖВЭИ, а реальную угрозу – как полностью сформировавшееся явление или процесс, уже готовый противодействовать реализации данного ЖВЭИ. Примером потенциальной угрозы ЖВЭИ одного из производителей какой-либо продукции может служить стремление его конкурента скрыть проведение им некоторых своих опытно-конструктор-

                   
 
Угрозы жизненно важным экономическим интересам
 
     
 
   
потенциальные
 
реальные

 


Рис. 9. Классификация угроз по степени их сформированности.

ских разработок. Примером же реальной угрозы ЖВЭИ этого предпринимателя станет в этом случае выход его конкурента на рынок с рекламой новой продукции, обладающей лучшими потребительскими свойствами, чем продукция, выпускаемая этим предпринимателем.

По своему характеру, то есть по отношению к тому, насколько наличие той или иной угрозы зависит от воли людей, можно выделить две группы угроз – угрозы объективного и субъективного характера (рис. 10).

 

                   
 
Угрозы жизненно важным экономическим интересам
 
     
 
   
объективного характера
 
субъективного характера

 

 


Рис. 10. Классификация угроз по их характеру.

 

Установление объективности или субъективности угроз имеет не только и не столько теоретическое, сколько сугубо практическое значение. Дело в том, что отнесение угрозы к числу объективных или хотя бы установление каких-то ее объективных корней свидетельствует о том, что, несмотря на любое противодействие этой угрозе, она в том или ином виде и с той или иной степенью интенсивности будет возрождаться. Поэтому необходимо принимать во внимание невозможность ее окончательной ликвидации. Действие такой угрозы можно только на какое-то время в той или иной мере ослабить. Так, например, постоянно грозящая японской экономике угроза прекращения ее обеспечения импортным сырьем и топливом носит для этой страны объективный характер как минимум по двум причинам:

- практически полного отсутствия в самой Японии сколько-нибудь значительных месторождений минерального сырья и топлива;

- невозможности обеспечить поставки из-за рубежа необходимого японской экономике минерального сырья и топлива иначе, как только путем их закупок по импорту.

Поэтому японцы могут лишь ослабить данную угрозу своим НЭИ, обеспечив устойчивый подвоз импортного сырья и топлива путем:

- сохранения со странами-экспортерами нужного им сырья и топлива дружественных отношений;

- диверсификации заграничных источников приобретения сырья и топлива;

- создания значительных стратегических запасов сырья и топлива;

- активным внедрением в производственном и коммунально-бытовом секторах экономики современных топливо- и сырьесберегающих технологий.

Конкретная же угроза субъективного характера, вообще говоря, может быть ликвидирована окончательно. Так, ставшая в настоящее время весьма серьезной угроза научно-технологической безопасности России сложилась вследствие длительного со стороны государства пренебрежения нуждами российской науки, ее хроническим недофинасированием, приведшем к старению лабораторно-исследовательской и испытательной базы, развалу научных коллективов, свертыванию перспективных НИР, утере многих современных технологий, отъезду тысяч российских ученых на работу за границу, снижению уровня преподавания и подготовки специалистов российской высшей школой.

Решить многочисленные застарелые проблемы российскойнауки и высшей школы непросто. Однако имеющийся за рубежом, в частности в Китае, Индии, соответствующий положительный опыт, а также опыт России по подъему своейнауки в конце XIX–начале ХХ вв.и в 50-60-е гг. ХХ в. убеждает в том, что все эти проблемы могут быть вполне успешно решены и угроза научно-технологической безопасности нашей страны окончательно ликвидирована. Для этого необходима лишь политическая воля руководителей государства и тщательно продуманная, отвечающая национальным интересам России научно-техническая политика.

Таким образом, знание характера угрозы интересам в экономической сфере весьма важно для правильного выбора мер противодействия ей и точного предвидения результатов такого противодействия.

По своему происхождению угрозы ЖВЭИ подразделяются на угрозы природного и антропогенного происхождения (рис. 11).

 

                   
 
Угрозы жизненно важным экономическим интересам
 
     
 
   
природного происхождения
 
антропогенного происхождения

 


Рис. 11. Классификация угроз по их происхождению.

 

Особенностью такого деления являются возможные затруднения с установлением истинного происхождения той или иной угрозы. Поясним эту мысль на примере угрозы НЭИ России, Казахстана, Узбекистана, Туркмении и других стран, вызванной высыханием Аральского моря.

Казалось бы, высыхание Аральского моря (так же как периодические подъем и снижение уровня Каспийского моря) это грандиозный природный катаклизм, вызывающий необходимость, главным образом, в приспособлении деятельности расположенных вокруг хозяйственных комплексов к вновь складывающимся природно-климатическим условиям. Однако при более тщательном изучении причин этого катаклизма выясняется, что основное и непосредственное негативное воздействие на водный режим Арала оказали проводившиеся в советское время в Средней Азии грандиозные мелиоративные работы, приведшие к почти полному отводу вод рек Амударьи и Сырдарьи на орошаемые поля. В результате течение этих рек, являющихся по существу единственными источниками пополнения вод Аральского моря, настолько ослабело, что перестало до этого моря доходить, теряясь в пустынях Каракум и Кзылкум.

Таким образом, становится очевидным сугубо антропогенное происхождение высыхания Арала, являющееся следствием бездумного отношения руководства бывшего СССР к природе. А угроза экономическим интересам, созданная руками человека, требует уже совершенно иных мер противодействия.

В случае установления антропогенного происхождения угроз ЖВЭИ большое значение имеет деление угроз по степени их осознанности субъектами этих угроз (рис. 12).

 

                   
 
Угрозы жизненно важным экономическим интересам
 
     
 
   
неосознанные субъектами угроз
 
осознанные субъектами угроз

 


Рис. 12. Классификация угроз по их осознанности.

 

В большинстве тех случаев, когда одни экономические интересы противостоят другим и превращаются, таким образом, во взаимные угрозы, такие угрозы экономическим интересам, как правило, относятся к числу осознанных их субъектами. Например, какой-либо предприниматель, выбрасывая на рынок новую продукцию и, тем самым, реализуя свой деловой интерес, вполне осознает то, что этой своей акцией он создает угрозу ЖВЭИ своих конкурентов.

Но среди угроз ЖВЭИ могут оказаться и угрозы неосознанные или не вполне осознанные их субъектами. Ведь, если секретарша случайно перепутала время встречи своего начальника с его важным деловым партнером, этим она, сама того не желая, возможно создала угрозу ЖВЭИ того предприятия, на котором работает.

Угрозы ЖВЭИ каких-либо объектов экономической безопасности можно классифицировать и по степени субъективности их восприятия людьми (рис. 13). При этом под завышенной или заниженной угрозой ЖВЭИ понимается такая угроза, у которой реальные величины каких-то ее параметров соответственно ниже или выше тех жевеличин, но сложившихся в человеческом сознании. Адекватная угроза ЖВЭИ являет собой тот случай, когда реальные величины параметров этой угрозы точно соответствуют нашему представлению о них. А под мнимой угрозой ЖВЭИ понимается ложная, надуманная или искусственно сформированная угроза, не имеющая реальных оснований (предпосылок) для своего существования.

Представление о завышенности, адекватности, заниженности или мнимости той или иной угрозы ЖВЭИ весьма изменчиво и определяется конкретными условиями, в которых эта угроза зарождается и проявляется. Так, например, весной и летом 1998 г. активное строительство российским государством финансовых «пирамид» на основе эмиссии ОФЗ и ГКО представляло собой для большинства россиян вполне адекватную угрозу их финансовым интересам и вообще их благосостоянию. А, исходя из современных российских экономических реалий, такую угрозу следовало бы признать завышенной, а то и мнимой.

                               
   
Угрозы жизненно важным экономическим интересам
 
       
 
 
   
адекватные
 
заниженные
 
мнимые

 


Рис. 13. Классификация угроз по степени субъективности их восприятия.

 

Для нашей огромной страны, представляющей собой самую большую в мире государственную федерацию, весьма важно классифицировать угрозы экономическим интересам по масштабности их возможного воздействия (рис. 14). С этой точки зрения их можно подразделить на угрозы федеральные, то есть проявляющиеся в масштабах всей Российской Федерации, региональные, актуализируемые в масштабах одного или нескольких регионов России – субъектов Федерации, и местные, имеющие значение только в пределах муниципальных образований.

                         
 
Угрозы жизненно важным экономическим интересам
 
       
 
 
федеральные
 
региональные
 
местные

 


Рис. 14. Классификация угроз по масштабности

их возможного воздействия.

Классифицируя угрозы таким образом, следует, однако, учитывать не только особенности их воздействия, но и своеобразие их восприятия на каждом из трех уровней хозяйствования. Например, в 90-е гг. ХХ в. существовалатакая федеральная угроза ЖВЭИ государства как экономический сепаратизм некоторых субъектов Федерации. В разное время в качестве источников этой угрозы назывались Татарстан, Башкирия, Якутия, Тува, Свердловская, Воронежская, Ульяновская и Калининградская области. Но сами упомянутые субъекты Федерации вряд ли когда-нибудь согласятся с этим, так как они себя в та



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 4890; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.55.43 (0.017 с.)