Методические указания по написанию контрольной работы



Успешному усвоению дисциплины «Экономическая безопасность Российской Федерации» поможет написание контрольной работы, как по одному из вариантов, помещенных в настоящем комплексе, так и по самостоятельно сформулированной теме, соответствующей тематике настоящей учебной дисциплины.

Контрольная работа представляет собой письменный ответ на вопрос (решение задачи или выполнение конкретного задания), который рассматривается в рамках данной учебной дисциплины. Содержание ответа на поставленный вопрос включает: показ автором знания теории вопроса и понятийного аппарата, понимание механизма реально осуществляемой управленческой практики, выделение ключевых проблем реализации государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности страны.Объем контрольной работы не должен превышать 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала.

Обобщенная практика подготовки контрольных работ показывает необходимость соблюдения следующей логической последовательности:

- осмысление избранной темы для освещения в письменной работе и формирование соответствующего замысла;

- поиск необходимых информационных и документальных источников;

- систематизация упомянутых материалов и выработка плана работы. План контрольной работы должен иметь соответствующую рубрикацию;

- написание текста работы;

- обработка рукописи, оформление научно-справочного аппарата, приложений, титульного листа.

За написание контрольной работы не рекомендуется браться, не разобравшись во всех темах курса. При определении темы контрольной работы учитывается ее актуальность, наличие необходимой исходной информации, опыт практической деятельности, начальные знания студента, а главное, его личный интерес к избранной теме. После выбора темы составляется список изданной по этой теме научной литературы, необходимых справочных источников. Обязательно следует уточнить перечень нормативных правовых актов и других документов государственной власти для их анализа.

Контрольная работа имеет титульный лист. Она сдается преподавателю, ведущему данный курс, не позднее, чем за 10 дней до итогового испытания. Для оказания помощи студентам (магистрантам) в подготовке контрольных работ, а также в изучении отдельных тем курса преподаватель, ведущий данный курс, проводит со студентами (магистрантами) индивидуальные консультации.

 

Разработчик:д.э.н., профессор, М.Я. Корнилов

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИИ

 

 

Учебное пособие

 

 

Москва 2014

 

Введение

 

Всему живому на Земле с момента его зарождения присущи две основные функции: первая - непрерывное развитие и совершенствование в процессе жизнедеятельности и вторая - обеспечение безопасности этого развития и совершенствования. В этой связи безопасность жизнедеятельности представляет собой фундаментальное и всеобъемлющее условие существования материального мира и человеческого общества, в котором человек выступает одновременно и как биологическое, и как социальное существо.

Для людей как биологических существ стремление к безопасному существованию всегда означало возможность личного выживания и здоровой физиологически полноценной жизни. В повседневном общении эта сторона жизни человека издревле называлась бытовой (бытом). Вот почему сохранение жизни и здоровья человека стали именовать бытовой безопасностью.

Для людей как социальных существ стремление к безопасности изначально явилось одной из главных причин объединения в общество и создания государства. Что же касается последнего, то ему как политической организации общества в качестве одной из основных функций присуща функция обеспечения безопасности всех своих граждан, защиты их прав и свобод, обеспечения безопасности созданных гражданами общественных и государственных институтов, сохранения материальных и духовных ценностей общества, обеспечения суверенитета и территориальной целостности государства, поддержания на всей его территории конституционной законности и порядка, то есть всего того, что в настоящее время принято называть обеспечением безопасности нации или национальной безопасностью.

Среди всех сфер жизнедеятельности особо выделяется хозяйственная деятельность или, иначе говоря, экономическая сфера жизнедеятельности. Эта сфера заключает в себе материальное производство – основу жизни людей, поэтому ее состояние определяет достигнутый уровень и качество жизни как каждого человека в отдельности, так и всей нации в целом. Ведь для того, чтобы жить, работать, создавать семью, реализовывать свои духовные и культурные потребности, необходимо сначала что-то есть, где-то жить, во что-то одеваться. Не удивительно поэтому, что именно с экономической сферой, в особенности со сферой материального производства, так или иначе, связано большинство побудительных мотивов деятельности личности, общества и государства. Будучи осознаны и общественно признаны, эти мотивы превращаются в соответствующие интересы. Соблюдение гармонично сочетающихся интересов личности, общества и государства в экономической сфере является залогом их всестороннего устойчивого позитивного развития. В свою очередь, такое развитие может стать результатом успешной деятельности всей совокупности хозяйствующих субъектов, образованных государством и его гражданами. А одним из основных условий такого развития является обеспечение экономической безопасности всех хозяйствующих субъектов.

Экономическая безопасность является неразрывной составной частью национальной безопасности. Но вместе с тем она представляет собой важную характеристику любой экономической системы. Поэтому экономическая безопасность может рассматриваться и как относительно самостоятельное социальное явление, которое обладает всеми необходимыми признаками для того, что бы стать предметом специального учебного курса.

Актуальность введения учебнойдисциплины «Экономическая безопасность Российской Федерации» в программы высшего профессионального образования проистекает из:

- необходимости более глубокого изучения экономической безопасности как одного из важнейших условий устойчивого поступательного развития российской экономики;

- необходимости решения многочисленных проблем, возникших в нашей стране после распада единого экономического пространства Советского Союза и продолжающих возникать по мере развития и совершенствования рыночной системы хозяйствования в Российской Федерации;

- потребностей государства и общества в подготовке специалистов, способных надежно обеспечить экономическую безопасность Российской Федерации.

Важным обстоятельством, предопределившим написание настоящего учебного пособия, следует признать и отсутствие единообразного понимания сущности экономической безопасности, как в России, так и за ее пределами. Ведь только в нашей стране к настоящему времени уже существует более десятка принципиально отличных друг от друга трактовок понятия «экономическая безопасность».[7] Это обстоятельство, несомненно, затрудняет объединение усилий отечественной науки, высшей школы, хозяйствующих субъектов и органов государственного управления по формированию действенной стратегии обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и, тем самым, не способствует экономическому возрождению нашей страны.

Наиболее вероятной причиной такой разноголосицы стала недостаточная разработанность теории экономической безопасности, а также методологии ее изучения и обеспечения. Это можно объяснить, как сравнительной краткостью периода (не более 20 лет), в течение которого в нашей стране стала, более или менее, активно изучаться сама проблема обеспечения экономической безопасности, так и отсутствие какой-либо координации действий всех тех, кто проводит исследования в этой области.

Объектом изучения экономической безопасности Российской Федерации выступает как экономическая система страны в целом, экономические системы ее регионов, так и составляющие их элементы: государственная, частная и иные формы собственности, людские и природные ресурсы, топливно-энергетический и, агропромышленный сектора экономики, научно-техническая и производственная база различных отраслей промышленности, кредитно-финансовая сфера, предпринимательство, управление государственной собственностью, внешнеэкономическая деятельность российских хозяйствующих субъектов.

Предметом изученияявляется деятельность личности, общества и государства по защите их интересов от внутренних и внешних угроз как в экономической сфере в целом, так и в отдельных отраслях хозяйства, ее составляющих; концептуальные основы; общие закономерности, принципы и основные направления обеспечения экономической безопасности.

Представленные в настоящем учебном пособии основы теории и методологии экономической безопасности базируются на соответствующих положениях общей теории национальной безопасности, содержащихся в учебнике «Общая теория национальной безопасности»,[8] и теории интересов, кратко изложенной в монографии А.А. Прохожева «Человек и общество: законы социального развития и безопасности».[9]В настоящем учебном пособии уточняется сущность объекта и предмета изучения; дается научно обоснованное представление о системе экономической безопасности; о жизненно важных интересах личности, общества и государства, а также о национальных интересах России в экономической сфере и угрозах этим интересам; о критериях и индикаторах экономической безопасности, о концепции экономической безопасности России, системе и стратегии ее обеспечения.

Цельюнастоящего учебного пособияявляется систематизированное изложение основных положений теории и методологии экономической безопасности. Учебное пособие призвано сформировать у читателей представление об особой значимости обеспечения экономической безопасности России как минимально необходимого условия устойчивого позитивного развития ее хозяйственного комплекса, непрерывного повышения уровня и качества жизни каждого россиянина, достижения социально-экономи-ческой и социально-политической стабильности российского общества, восстановления и дальнейшего укрепления экономической и оборонной мощи, а, следовательно, и внешнеполитических позиций российского государства.

Первая часть учебного пособия состоит из шести глав. В них последовательно излагаются основы теории экономической безопасности и методологии ее изучения. Теоретические и методологические положения рассматриваются не абстрактно, а поясняются примерами из отечественной или зарубежной действительности.

Во второй части учебного пособия подробно рассмотрена структура экономической безопасности страны. Она состоит из восьми глав, каждая из которых представляет тот или иной тип или вид экономической безопасности страны из числа основных ее составляющих.

Каждая глава снабжена разделом «Практикум», последовательно состоящем из:

- рубрики «Теперь вы должны уметь», в которой читатель получает возможность проверить полноту восприятия материала, быстро просмотрев перечень положений, которые он должен был усвоить в данной главе;

- перечня вопросов для самопроверки и повторения, построенного таким образом, что, если слушатель по каким-либо причинам не обратил внимания на эти вопросы ранее, он сможет вернуться к их рассмотрению вновь;

- списка новых понятий и терминов, введенных в оборот в данной главе.

Настоящее учебное пособие предназначено, в первую очередь, для студентов (магистрантов)тех ВУЗов, в программу обучения которых входит учебная дисциплина «Экономическая безопасность Российской Федерации»; слушателей программы профессиональной переподготовки и курсов повышения квалификации государственных служащих, в учебных планах которых, в той или иной мере, предусмотрено изучение предмета экономической безопасности; аспирантов и докторантов. Кроме того, содержание настоящего учебного пособия может быть полезно для всех интересующихся теорией экономической безопасности и методологией ее изучения и обеспечения.

 

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь - 54.224.230.51