РАЗДЕЛ 1. Организационные формы контрольно- ревизионной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РАЗДЕЛ 1. Организационные формы контрольно- ревизионной работы



РАЗДЕЛ 1. Организационные формы контрольно- ревизионной работы

Тема 1.1. Сущность и значение контроля в управлении

1. Сущность и значение контроля в управлении. Основные функции и задачи контроля.

2. Классификация контроля.

3. Приемы документального контроля.

4. Приемы фактического контроля.

5. Органы государственного и ведомственного контроля, их задачи и функции.

ВОПРОС № 1

Контроль является составной частью управления общественным воспроизводством. Любое общество не может нормально функционировать и развиваться без четко организованной системы контроля за всеми сферами общественной жизни.

Контроль представляет собой систему наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния соответствующего объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений и результатов их выполнения, выявления отклонений от требований этих решений, устранения неблагоприятных явлений.

Система контроля включает следующие элементы: объект, субъект, предмет, метод, приемы и способы, техника и технология, принципы, процесс контроля, сбор и обработка исходных данных для проведения контроля, результат контроля.

Сущность контроля состоит в установлении законности, экономической эффективности и целесообразности совершенных организацией хозяйственных операций.

Объект финансового контроля- финансовый и хозяйственные операции и процессы (активы, капитал, обязательства).

Субъекты финансового контроля – носители прав и обязанностей. Ими могут быть субъекты хозяйствования и граждане (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, должностное лицо, материально-ответственное лицо, др. работники организации)

Предметом финансового контроля является управленческая деятельность организации, хозяйственные и финансовые операции и процессы.

Метод финансового контроля – это способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций для комплексного исследования финансово-хозяйственной и другой деятельности организации.

Принцип финансового контроля- это общепризнанное правило действия в ходе контроля.

Основные принципы:

- научность – предполагает использование в ходе финансового контроля достижений науки и передового опыта.

- экономичность – накладывает ограничения на соотношение затрат и выгод от определенной информации, полученной в ходе проведения контроля.

- нейтральность – непредвзятое выполнение проверяющими их должностных обязанностей по отношению к проверяемому.

- действенность – использование результатов контроля для устранения негативных явлений, предупреждения нарушений, оптимизации управленческих решений.

- непрерывность – систематическое выполнение контрольных функций

- плановость – осуществляется в соответствии с составленными планами контрольно-ревизионной работы.

Являясь составной частью функции управления, контроль направлен на решение следующих задач:

- укрепление законности и правопорядка государственной финансовой дисциплины;

- обеспечение сохранности принадлежащего предприятию имущества и денежных средств;

обеспечение целевого, экономного и рационального использования средств, находящихся в распоряжении предприятия, выявление и использование резервов роста и повышения эффективности деятельности;

- выявление путей совершенствования работы субъекта хозяйствования.

Контроль выполняет следующие функции:

- информационная – заключается в том, что информация, полученная в результате контроля, является основанием для принятия соответствующих управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование контролируемого объекта;

- профилактическая - заключается в том, что контроль призван не только выявить недостатки, хищения и злоупотребления, но и способствует их устранению и недопущению в дальнейшей работе;

- мобилизующая – направлена на ответственное выполнение субъектом хозяйствования своих обязательств, то есть предприятие должно обеспечить рациональное и целевое использование всех своих средств и ресурсов.

Целевое использование средств означает, что они должны расходоваться в соответствии с конечной целью деятельности предприятия. Рациональное использование средств – это достижение наиболее высоких показателей при наименьших затратах труда и ресурсов;

- воспитательная – направлена на воспитание у работников предприятий потребности неукоснительного соблюдения законности и четкого исполнения своих обязательств и обязанностей.

ВОПРОС № 2

Классификация контроля

- по организационным формам - государственный

- ведомственный

- аудиторский

- внутрихозяйственный

- общественный

 

- по целевой направленности - общегосударственный

- отраслевой

- специальный

 

- по подведомственному признаку -вневедомственный

- ведомственный

 

- по времени проведения - предварительный

- текущий

- последующий

 

- по источника информации - документальный

- фактический

По организационным формам различают контроль:

государственный - осуществляют органы государственной власти и управления, административные органы. Он обеспечивает интересы государства и общества.

ведомственный - организуется контрольно-ревизионными службами министерств, ведомств и других вышестоящих органов. Представляет интересы ведомства и осуществляется путем проведения комплексных проверок, ревизий и тематических проверок в подведомственных организациях.

аудиторский – независимый контроль за деятельностью предприятий, осуществляемый аудиторами или аудиторскими фирмами. Его цель – проверка достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также законности совершаемых на предприятии операций и правильности их отражения в бухгалтерском учете.

внутрихозяйственный – осуществляется отдельными работниками, службами, комиссиями самой организации. Направлен на повышение эффективности функционирования организации.

общественный – осуществляется профсоюзными и трудовыми коллективами. Его цель – проверка решения социальных вопросов трудовых коллективов.

По целевой направленности различают контроль:

общегосударственный – осуществляется в масштабах всей республики органами государственной власти, центральными органами контроля и управления

отраслевой – организуется по отраслевому признаку: транспорт, торговля и т.д.

специальный – осуществляют специализированные инспекции. Они проводят проверку соблюдения установленного порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, контролируют соблюдение действующих норм и правил, обеспечивающих эффективную и безопасную работу предприятий.

По подведомственности различают контроль:

ведомственный – осуществляется вышестоящим органом по принципу административной подчиненности. Министерства, ведомства проводят ревизии и проверки на подведомственных предприятиях и организациях.

вневедомственный – предполагает осуществление контрольных функций независимо от ведомственной подчиненности проверяемых субъектов хозяйствования.

По времени проведения различают контроль:

предварительный – применяется на стадии принятия управленческих решений до начала совершения хозяйственных операций. Его цель – предупреждение нарушений законности, нецелесообразного, неэффективного использования средств и принятия необоснованных решений. Это наиболее эффективный вид контроля, так как он носит предупредительный характер

текущий – осуществляется в ходе совершения хозяйственных операций. Его цель – оперативное выявление и своевременное пресечение нарушений и отклонений при выполнении деятельности. Текущий контроль позволяет своевременно выявить резервы роста эффективности производства, которые в ходе осуществления предварительного или последующего контроля могут остаться не вскрытыми.

последующий – осуществляется после совершения хозяйственных операций по истечении определенного отчетного периода. Его цель – установить правильность, законность и экономическую целесообразность произведенных хозяйственных операций, выявить факты бесхозяйственности и хищений, виновных лиц и сумму ущерба. Эта форма контроля является самой распространенной и используется всеми контролирующими органами.

По источникам проверки различают контроль:

документальный – заключается в проверке различного рода первичных документов, бухгалтерских и оперативных регистров, статистической, бухгалтерской, оперативной отчетности и других учетных регистров. Его цель – выявление правильности, достоверности, законности и экономической целесообразности документально отраженных хозяйственных операций.

фактический – предполагает проверку фактического состояния, наличия и использования средств предприятия. Осуществляется путем осмотра, обследования, обмера, пересчета, взвешивания. Его цель – обеспечение безусловной достоверности контрольных данных.

ВОПРОС № 3

Прием – это отдельное контрольное действие

Способ – это совокупность действий, применяемых в ходе изучения документов и хозяйственных операций (инвентаризация денежных средств в кассе – это способ фактического контроля, в котором используется прием пересчета)

Документальный контроль заключается в проверке различного рода первичных документов, бухгалтерских и оперативных регистров, статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности и других документальных носителей экономической информации.

Основные приемы документального контроля:

формальная проверка – предусматривает проверку соблюдения действующих форм документов, последовательности, полноты и правильности заполнения всех реквизитов документов, соблюдения порядковой нумерации и наличия соответствующих подписей и печатей.

арифметическая проверка – включает проверку правильности указанных в документах цен, наценок, скидок, произведенных вычислений и таксировок, подсчетов итогов и других арифметических действий.

нормативно – правовая проверка – устанавливается соответствие отраженных в документах финансовых операций и хозяйственных процессов действующим нормативным правовым актам.

экономическая проверка – это проверка, цель которой состоит в определении экономической целесообразности осуществленных хозяйственных операций, влияния полученных результатов от этих операций на финансовые результаты деятельности предприятия.

логическая проверка – осуществляется путем сопоставления хозяйственной операции, отраженной в документе, с различными взаимосвязанными показателями, событиями и явлениями определяется, была ли объективная возможность ее возникновения.

встречная проверка – изучение достоверности операции путем сопоставления документов и записей в учетных регистрах через партнеров, клиентов.

балансовые увязки движения материальных активов – применяются для проверки количественной информации о движении однородного имущества за межинвентаризационный период с применением формулы балансовой увязки

прием обратного счета – используется для проверки размера необоснованного списания сырья на производство при выпуске определенного вида готовой продукции. По фактическому выпуску готовой продукции исчисляется расход сырья, который сопоставляется с фактически произведенным списанием сырья

оценка законности и обоснованности финансовых и хозяйственных операций по данным корреспонденции счетов бухгалтерского учета – сопоставление записей в учетных регистрах с оправдательными документами и показателями отчетности

 

ВОПРОС № 4

Приемы фактического контроля:

инвентаризация – основной способ фактического контроля, представляет собой проверку и документальное подтверждение фактического наличия имущества, выявление отклонений от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета на определенную дату.

осмотр – непосредственное изучение определенных объектов учета (денежные средства, ценные бумаги, товарно-материальные ценности)

обследование – продолжение осмотра, но с одновременным ознакомлением с документами, как нормативными, так и оправдательными, а также получение объяснений от ответственных лиц

контрольная закупка – искусственно созданная должностными лицами контролирующих органов ситуация приобретения товарно-материальных ценностей без цели их приобретения или последующей реализации. Призвана способствовать выявлению фактов обмана покупателей, нарушения продавцами лицензионных правил торговли и т.д.

выпуск контрольной партии продукции – под контрольной партией продукции подразумевают такую, выпуск которой организуется проверяющими со специальной, но заранее не объявляемой контрольной целью

контрольный запуск сырья в производство – применяется для проверки фактического выхода готовой продукции и действительного количества израсходованного сырья и вспомогательных материалов.

контрольный обмер – организуется для определения фактически выполненного объема строительных и ремонтных работ, а также для проверки соблюдения норм расхода материалов.

лабораторный анализ – применяется при проверке соответствия качества готовой продукции действующим стандартам.

экспертная оценка - применяется для получения квалифицированного заключения по какому-либо вопросу

устный опрос - фактическая проверка объектов контроля путем опроса соответствующих лиц, располагающих теми или иными сведениями об этих объектах

ВОПРОС № 5

Органами государственного контроля являются: Комитет госу­дарственного контроля Республики Беларусь, Министерство финан­сов, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерство статистики и анализа, Министерство экономики, На­циональный банк, органы специализированного государственного контроля и административные органы.

Высшим органом финансово-экономического контроля в респуб­лике является Комитет государственного контроля Республики Беларусь.

Основными функциями Комитета государственного контроля являются:

• контроль за исполнением законов Республики Беларусь, поста­новлений Совета Министров и соответствия им других актов, регу­лирующих отношения государственной собственности, хозяйствен­ные, финансовые и налоговые отношения;

• контроль за своевременным поступлением доходов в бюджет, целевым и экономным использованием средств государственного бюджета и внебюджетных государственных фондов;

• проверка законности и эффективности использования государ­ственных ресурсов всеми государственными организациями и пред­приятиями, а также использования материальных и денежных средств, направляемых государством на создание и развитие пред­приятий негосударственных форм собственности;

• контроль за состоянием контрольно-ревизионной работы в ор­ганах государственного управления;

• проверка финансово-хозяйственной деятельности государ­ственных организаций, представительств и учреждений, действующих за рубежом и финансируемых за счет средств бюджета;

• контроль за исполнением министерствами, ведомствами, други­ми органами государственного и хозяйственного управления, а также субъектами хозяйствования, независимо от форм собственности и подчиненности, законодательных и других нормативных актов в сфере экономики;

• контроль за использованием государственных средств и матери­альных ресурсов;

• контроль за исполнением предприятиями и организациями, не­зависимо от форм собственности и подчиненности, а также физичес­кими лицами, законодательных и других нормативных актов по воп­росам, которые касаются правил торговли, дисциплины цен при реа­лизации товаров и услуг, качества производимых и реализуемых то­варов;

• ревизия и тематические проверки на предприятиях, в организа­циях и учреждениях, в том числе и по постановлению правоохрани­тельных органов.

Министерство по налогам и сборам явля­ется республиканским органом государственного управления, про­водящим государственную политику, осуществляющим регулирова­ние и управление в сфере налогообложения.

Основными задачами Министерства по налогам и сборам яв­ляются: контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, обеспечением правильного исчисления, пол­ного и своевременного внесения налогов в бюджет и их учета; руко­водство деятельностью инспекций ГНК по областям и г. Минску, по городам, районам и районам в городах; разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации ра­боты государственных налоговых органов; осуществление валютно­го контроля в пределах своей компетенции; предупреждение, пресе­чение правонарушений в сфере налогового законодательства; подготовка налоговых соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы; из­дание методических указаний и разъяснений о порядке исчисления и взимания налогов и других платежей в бюджет.

Министерство финансов и его органы являются важнейшим зве­ном финансово-кредитной системы республики. Осуществляя не­посредственное руководство финансовой системой, они выполняют задачу составления бюджета, контроля полноты и своевременности поступления средств в бюджет, целевого их использования, соблюде­ния финансовой дисциплины учреждениями и организациями, со­стоящими на государственном бюджете, следят за состоянием бух­галтерского учета и отчетности, за выполнением предприятиями фи­нансовых планов. В соответствии с данными задачами указанные фи­нансовые органы осуществляют документальные и фактические ре­визии и проверки выполнения предприятиями обязательств перед бюджетом республики. В системе Министерства финансов имеется контрольно-ревизи­онное управление, которое имеет своих представителей во всех об­ластях. Они осуществляют систематический контроль за соблюдени­ем законов о бюджете отраслевыми министерствами и ведомствами, соблюдением финансовой дисциплины всеми предприятиями, организациями и учреждениями, выполнением республиканского бюд­жета министерствами, ведомствами и другими предприятиями

Министерство статистики и анализа контролирует по данным отчетности выполнение планов социально-экономического разви­тия по территориально-отраслевому признаку. Данное министер­ство контролирует наличие трудовых и материальных ресурсов, не­обходимых для расширенного воспроизводства, анализирует статис­тические материалы. Оно осуществляет проверку достоверности от­четных данных и состояние учета и отчетности на предприятиях, в организациях и учреждениях. Министерство статистики и анализа контролирует соблюдение действующего порядка утверждения, со­ставления и представления отчетности, недопущения отчетности, не утвержденной в установленном порядке.

Министерство экономики осуществляет контроль за социаль­но-экономическим развитием республики, вносит в правительство предложения по актуальным вопросам развития национальной эко­номики. Министерство экономики проверяет обоснованность пла­нов развития экономики, выполнение планов социально-экономи­ческого развития, соответствия перспективных планов, разрабатыва­емых министерствами и ведомствами, утвержденным контрольным цифрам в целом по республике. Данное министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет контроль за соблю­дением государственной дисциплины в выполнении планов межгосударственных поставок и поставок продукции для общереспубли­канских нужд, правильным использованием трудовых, материаль­ных и финансовых ресурсов.

Национальный банк является единым эмиссионным банком. Он контролирует наличие денег в обращении, ход выполнения планов производства и обращения товаров, расходования всеми субъектами хозяйствования заемных и собственных средств, целевое использо­вание денежных средств, соблюдение режима экономии и платежной дисциплины

Органы специализированного контроля осуществляют проверку соблюдения установленного порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, входящих в их компетенцию. Такие органы представлены различными инспекциями (Госавтоинспек­ция, пожарная инспекция, санитарная инспекция и др.).

Административные органы (Верховный суд, хозяйственные су­ды) призваны обеспечить строгий контроль за соблюдением всеми предприятиями, организациями, учреждениями и отдельными лица­ми законодательства Республики Беларусь. Они осуществляют про­верки состояния исполнительской дисциплины, выявляют факты нарушения законов, виновных в этом лиц и сумму причиненного при этом материального ущерба, а также принимают меры по возмеще­нию причиненного материального ущерба и привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности

Для повышения эффективности координации деятельности госу­дарственных органов, уполномоченных проводить проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности организаций в Республике Беларусь, образован Совет по координации контрольной деятельности.

Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь создается Президентом Республики Беларусь и осущест­вляет координацию деятельности органов Комитета государственно­го контроля, Национального банка, иных государственных органов, уполномоченных в соответствии с законодательством проводить проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности орга­низаций, по проведению проверок (ревизий) юридических лиц и ин­дивидуальных предпринимателей.

Задачами Совета являются: обеспечение выполнения решений Президента Республики Беларусь при осуществлении кон­трольной деятельности; координация деятельности контролирующих органов, прогнозирование и планирование контрольной работы, в том числе путем разработки единого координационного плана; организация и проведение совместных (с участием представителей нескольких контролирующих органов) проверок (ревизий) субъектов предпринимательской деятельности по наиболее значимым вопросам соблюдения актов законодательства в сфере экономики; координация деятельности по учету и анализу информации в подконтрольных сферах, обмен соот­ветствующими данными, создание единого банка этих данных; повы­шение эффективности реализации решений, принятых по результатам контрольной деятельности; анализ итогов контрольной деятельности, разработка на их основе предложений для государственных органов, а также предложений по совершенствованию актов законодательства в сфере экономических отношений; организация обмена опытом кон­трольной работы; координация подготовки и повышения квалифика­ции сотрудников контролирующих органов; помощь в информацион­ном обеспечении контролирующих органов.

Ведомственный контроль за производственной и финансово-хо­зяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений осуществляется соответствующими вышестоящими органами управ­ления. Данный контроль осуществляют специальные должностные ли­ца, состоящие в штатах контрольно-ревизионных подразделений соот­ветствующих министерств и ведомств. Совокупность этих подразделе­ний и штатов составляет понятие ведомственного контрольно-ревизи­онного аппарата, численность которого определяется количеством под­ведомственных предприятий, организаций и учреждений, деятель­ность которых подлежит систематическому контролю.

Основными функциями органов ведомственного контроля (в соответствии с Положением «О ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, объединений, организаций и учреждений» от09.01.2002г. № 22) явля­ются:

• осуществление систематического контроля за состоянием эконо­мики подведомственных предприятий, организаций и учреждений;

• осуществление контроля за производственно-финансовой дея­тельностью подведомственных предприятий путем проведения ре­визий и тематических проверок;

• установление хозяйственных и финансовых нарушений, хище­ний, бесхозяйственности и расточительства;

• установление причин и условий, способствующих хозяйствен­ным нарушениям и хищениям;

• пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточи­тельства, наличия всякого рода излишков;

• принятие мер по возмещению причиненного ущерба как в про­цессе ревизии, так и после нее;

• контроль за сохранностью денежных средств и хозяйственных ресурсов;

• контроль за правильностью постановки бухгалтерского учета и достоверностью отчетности;

• выявление внутрихозяйственных резервов повышения эффек­тивности производства;

• профилактическая работа по недопущению нарушений, бесхозяй­ственности, хищений и других злоупотреблений, приносящих ущерб.

Для успешного осуществления данных функций в министерствах и ведомствах имеются контрольно-ревизионные управления. Дан­ные управления разрабатывают нормативно-справочную и методи­ческую литературу, рекомендации, методические указания, обзоры и предложения по вопросам организации ревизий и совершенствова­нию постановки ведомственного контроля.

Контрольно-ревизионная работа органов ведомственного кон­троля регламентируется отраслевыми инструкциями, разрабатывае­мыми министерствами, государственными комитетами и ведомства­ми. В настоящее время с развитием новых форм собственности, рас­ширением самостоятельности предприятий роль ведомственного контроля возрастает.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ № 1.1

  1. Раскройте содержание контроля и его место в системе управления.
  2. Дайте характеристику принципов контроля
  3. Произведите классификацию контроля.
  4. В чем состоит содержание и функции вневедомственного контроля?
  5. Дайте определение ведомственного контроля и его содержания, перечислите функции.
  6. Перечислите основные приемы документального контроля.
  7. Перечислите основные функции фактического контроля.

ВОПРОС № 1

Ревизия – система мер по осуществлению документальной и фактической проверки производственно – хозяйственной и финансовой деятельности предприятий за определенный период с целью установления законности, достоверности и экономической целесообразности произведенных хозяйственных операций.

Задачи ревизии:

1. проверка соблюдения субъектом хозяйствования законодательства в сфере экономических отношений.

2. проверка законности совершаемых субъектом хозяйствования хозяйственных и финансовых операций, обеспечение сохранности имущества.

3. своевременное выявление, пресечение и предотвращение правонарушений, наносящих ущерб экономическим интересам общества, установление причин и условий, способствующих их совершению.

4. принятие мер по возмещению причиненного ущерба

5. выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономиче6ской деятельности субъекта хозяйствования.

Различают несколько видов ревизии, которые принято классифицировать по следующим признакам:

В зависимости от органов, осуществляющих ревизию:

внутренние – проводятся непосредственно специалистами или специально созданными ревизионными комиссиями самого субъекта хозяйствования. (в основном такие проверки выполняются для подтверждения годовой бухгалтерской отчетности)

внешние – осуществляются специально созданными для этих целей контролирующими органами сторонних организаций

ведомственные – проводятся контрольно – ревизионным аппаратом вышестоящих органов в подведомственных им предприятиях и организациях.

вневедомственные – проводятся органами государственного контроля, которые наделены контрольными правами по отношению к предприятиям и организациям, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности.

В зависимости от назначения:

плановые – проводятся по заранее разработанному и утвержденному плану.

внеплановые – проводятся по мере необходимости в связи с обнаружением фактов хищений, злоупотреблений, по просьбе судебно – следственных органов, при неблагополучном положении дел на отдельном участке учета. Проводятся по поручению Президента РБ, Совета Министров, Комитета Государственного Контроля и других уполномоченных органов.

По объему охватываемых проверкой хозяйственных операций:

сплошные – предусматривают проверку всех без исключения хозяйственных операций, записей в учетных регистрах за весь ревизуемый период.

выборочные – предусматривают проверку хозяйственных операций и записей в учетных регистрах за определенный промежуток времени внутри ревизуемого периода.

комбинированные – сочетают сплошные и выборочные проверки отдельных хозяйственных операций. Если при выборочной проверке выявляются злоупотребления, то данные хозяйственные операции проверяются сплошным способом.

В зависимости от повторяемости контрольных функций:

первичные – проводятся у конкретного субъекта предпринимательской деятельности по конкретному вопросу впервые

повторные – проверки, проводимые у одного и того же субъекта хозяйствования тем же или иным контролирующим органом повторно за тот же период

дополнительные – проводятся, как правило, тем же контролирующим органом, который проводил проверку за тот же период с целью уточнения и детализации вопросов, по которым возникли разногласия

В зависимости от объема охватываемых вопросов производственной и финансово-хозяйственной деятельности:

полные – охватывают всю деятельность субъекта хозяйствования

частичные – проверяются вопросы, охватывающие одну или несколько сторон деятельности субъекта хозяйствования

По содержанию и объему программы контроля:

комплексные – всесторонне и глубоко проверяется производственная и финансово-хозяйственная деятельность субъекта хозяйствования

сквозные – являются разновидностью комплексных. Они проводятся при проверке деятельности министерств, ведомств и одновременно подведомственных им предприятий

некомплексные - проводятся, как правило, специалистом одного профиля (например по бухгалтерскому учету)

тематические – проверяются вопросы состояния отдельных разделов, тем, вопросов (например соблюдение кассовой дисциплины, расчеты с бюджетом по налогу на прибыль).

В зависимости от места проведения проверки:

камеральная – проводится специалистами контрольных органов по месту своего нахождения на основе данных налоговых деклараций, расчетов, бухгалтерской отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и неналоговых платежей

выездная – проводится по месту нахождения (юридическому адресу) субъекта хозяйствования

рейдовая -проверка, направленная на оперативное выявление нарушений актов законодательства, регулирующих экономические отношения, непосредственно в момент их совершения.

ВОПРОС №2

Права, обязанности и ответственность ревизоров определены действующим Порядком организации и проведения проверок и ревизий

Качество и эффективность ревизионной работы зависят от правильности подбора и квалификации ревизоров. Для успешного выполнения своих обязанностей ревизору предоставлены права:

1. требовать предъявления всех необходимых по ходу ревизии и проверок материалов, характеризующих деятельность проверяемого предприятия и отдельных должностных лиц (первичных документов, учетных регистров, балансов, отчетов, планов, смет, договоров, приказов, справок и других документов), а также наличных денежных средств, ценных бумаг и материальных ресурсов для их фактической проверки (инвентаризации);

2. требовать от руководителя ревизуемого предприятия проведения контрольных обмеров выполненных объемов работ, проведения инвентаризации основных средств, товарно – материальных ценностей, денежных средств и расчетов, проводить контрольные проверки правильности их проведения;

3. осматривать и опечатывать при необходимости кассы, склады, кладовые, архивы и другие помещения;

4. запрашивать от других предприятий, организаций и учреждений банков справки и копии документов по операциям с ревизуемым предприятием;

5. изымать в установленном порядке подлинные документы, содержащие подлог;

6. получать от должностных лиц письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе ревизии;

7. контролировать правильность списания сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других материальных ценностей на издержки производства;

8. проводить контрольные запуски сырья и материалов в производство, контрольные анализы содержания сырья, технические испытания;

9. привлекать специалистов для определения количества и качества сырья и материалов;

10. в установленных законодательством случаях и порядке знакомиться в учреждении банка с подлинными документами и счетами;

11. передавать по согласованию с лицом, назначившим ревизию, материалы в правоохранительные органы, принимать меры по возмещению материального ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц;

Законодательством могут быть предусмотрены и иные права работников контролирующих органов при проведении проверок и ревизий. Вместе с тем ревизорам не предоставлены административные права, они не могут давать обязательных распоряжений работникам проверяемого предприятия, требовать наказания за их неправильные действия.

При выполнении служебных функций работники контролирующих органов обязаны:

1.знать действующее законодательство, постановления правительства, приказы и распоряжения вышестоящих органов, инструктивные и другие нормативно – правовые материалы, относящиеся к деятельности ревизуемого предприятия и строго ими руководствоваться;

2.владеть всем комплексом приемов и способов контрольно – ревизионной работы и использовать их в процессе практической деятельности;

3.принимать необходимые меры по пресечению и предупреждению фактов нарушения законодательства, возмещению ущерба, причиненного государству, привлечению к ответственности виновных лиц, применению предусмотренных законодательством экономических санкций;

4.объективно освещать выявленные ревизией факты нарушений и злоупотреблений с указанием виновных лиц, суммы причиненного ущерба и причин нарушений и злоупотреблений;

5.оказывать помощь работникам ревизуемого предприятия в устранении вскрытых недостатков, объяснять действующие положения, если ошибки и недостатки в работе были допущены в результате их незнания;

6.оформить результаты проверки соответствующими документами и принять меры к их рассмотрению в установленные сроки;

7.проверить выполнение решений п



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 638; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.104 с.)