ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ И ОБСЛЕДОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЕ ЭТАПЫ РЕВИЗИИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ И ОБСЛЕДОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЕ ЭТАПЫ РЕВИЗИИ



Наиболее ответственным и трудоемким этапом ревизии является инвентаризация. Руководитель ревизионной группы разрабатывает план инвентаризации матери­ных ценностей. При этом он устанавливает, по всем ли материально ответственным лицам и в какое время проводились инвентаризации, когда они были в очередном отпус­ке с передачей материальных ценностей другим работникам. Не­обходимо установить, не числятся ли ценности в организации за уволенными лицами, переданы ли материалы по фактам недостач и хищений правоохранительным органам. Целесообразно снятие остатков ценностей совмещать при необходимости с передачей их другим материально ответственным лицам, проводить мероприя­тия, ускоряющие инвентаризации и повышающие их качество (например, отгрузку продукции со складов соответствующим по­купателям, возврат подотчетными лицами неизрасходованных сумм в кассу и т. п.).

Обязательной инвентаризации при проведении ревизии под­лежат расчеты с дебиторами и кредиторами, товары, находящиеся на ответственном хранении у покупателей, принятые на ответ­ственное хранение от поставщиков, выданные предприятию исполнительные листы, бланки строгой отчетности. Результаты инвентаризаций оформляются справкой о проведенных инвента­ризациях материальных ценностей в период комплексной ревизии в соответствующей ревизуемой организации на определенную да­ту, которая прилагается к акту комплексной ревизии (приложе­ние). В справке должна быть приведена следующая информа­ция: наименование места хранения (нахождения) ценностей; фамилия, имя, отчество материально ответственного лица; на ка­кую дату проведена предыдущая инвентаризация; дата последней инвентаризации с передачей ценностей; на какую дату проведена инвентаризация при проведении ревизии; остатки материальных ценностей до учетным данным; остатки материальных ценностей по данным инвентаризации; какие составлены акты при инвента­ризации (на испорченные ценности, на естественную убыль); ре­зультат этой инвентаризации (недостача или излишки); кто про­водил контрольную проверку; результат контрольной проверки (больше или меньше); какая сумма денежных средств взыскана в возмещение недостачи в период ревизии.

Вышеуказанные справки должны быть подписаны руководителем ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации.

Ревизоры осуществляют руководство и контроль за работой членов инвентаризационных комиссий, проводят инструктаж о правилах проведения инвентаризаций. Наряду с этим члены ревизионной группы должны проводить контрольные проверки качества инвентаризаций, проводимых в период комплексной ревизии. Они должны охватывать не менее 10 % остатков материальных ценностей, включаемых в инвентаризационную опись. Результаты проверок оформляются актом установленной формы, который подписывается ревизором, проводившимконтрольную проверку, председателем и членами инвентаризационной комиссии. В случае установления расхождений между данными инвентаризационной описи и фактическим наличием ценностей согласно контрольной проверке назначается новый состав инвентаризационной комиссии, а виновные лица привлекаются к ответственности.

Одновременно с инвентаризацией материальных ценностей проводится обследование ревизуемого объекта. Ревизор может обследовать различные объекты: производственные и складские помещения; ограждение и охрану территории предприятия; технологическое оборудование и т. п. С помощью обследования устанавливаются условия хранения материальных ценностей, денежных средств, наличие пропускной системы и соответствие ее предъявляемым требованиям; обеспеченность помещений для ценностей охранно-пожарной сигнализацией и др. В процессе проведения обследования ревизор может выявить причины и условия, способствующие хищениям.

Руководитель ревизионной группы может привлекать к обследованию соответствующих специалистов, участвующих в проведении ревизии. Результаты обследований оформляются разовыми актами, например, о наличии охран­но-пожарной сигнализации и ее исправности, о некомплектно­сти оборудования, о правильности ценообразования и т. д. При составлении акта комплексной ревизии учитывается содержание разовых актов (справок) проверок, а сами акты прилагаются к ос­новному акту ревизии.

После проведения инвентаризации и обследования ревизоры преступают к исследованию финансовых и хозяйствен­ных операций, отраженных в первичных документах, записей в регистрах учета, бухгалтерской и статистической отчетности для установления законности, достоверности и целесообразности их совершения. Исследование проводится с помощью приемов доку­ментального контроля.

По результатам ревизии, в ходе которой выявлены факты на­рушений актов законодательства, регулирующих экономические отношения, руководителем ревизионной группы (ревизором) на основании справок специалистов, включенных в состав группы, составляется основной акт комплексной ревизии. Если же в процессе проведения комплексной ревизии не установ­лено фактов нарушений действующего законодательства в сфере экономических отношений, бесхозяйственности и т. п. – руководитель ревизионной группы оформляет результаты ревизии путем составления справки.

Акты и справки подписываются руководителем ревизионной группы (ревизором), руководителем и главным бухгалтером (финансовым директором) ревизуемого субъекта. В случае отказа должностных лиц проверяемого субъекта хозяйствования от подписания акта ревизии в нем делается соответствующая запись. Отказавшиеся от подписи имеют право изложить в письменной форме мотивы отказа.

При наличии возражений по содержанию акта ревизии (справки) подписывающие его должностные лица ревизуемой организации делают об этом запись перед своей подписью, и не позднее 5 рабочих дней со дня подписания акта должны представить в ревизующую организацию возражения в письменной форме по тем аспектам, с которыми не согласны или возражают по их существу. В случае непредставления таких возражений в установленный срок замечания должностных лиц ревизуемой организации не принимаются во внимание. В случае представления возражений в установленный срок их обоснованность проверяется руководителем ревизионной группы (ревизором), проводившим ревизию, и по ним составляется заключение в письменной форме, с содержанием которого знакомят соответствующих должностных лиц ревизуемой организации (заинтересованных лиц). Руководитель ревизионной группы вправе потребовать представление письменных объяснений должностных лиц ревизуемого предприятия и лиц, непосредственно виновных в установленных ревизией нарушениях и злоупотреблениях. Данные объяснения прилагаются к основному акту ревизии и являются неотъемлемой частью.

В случае, если выявленною нарушение или злоупотребление может быть сокрыто или по выявленным фактам необходимо принять оперативные меры воздействия для их устранения и привлечения через правоохранительные органы к ответственности виновных лиц, руководителем ревизионной группы до окончания ревизии составляется отдельный частный (промежуточный) акт ревизии.

Промежуточный акт ревизии имеет такую же структуру, как и основной акт ревизии. Единственное отличие состоит в том, что в результативной части излагаются результаты исследования только того участка финансово-хозяйственной деятельности ревизуемой организации. Он подписывается руководителем ревизионной группы, соответствующими должностными лицами ревизуемой организации, а также лицами, причастными к выявленным нару­шениям и злоупотреблениям, от которых в обязательном порядке изымаются письменные разъяснения. Факты, изложенные в про­межуточном акте, включают в основной акт ревизии, а сам он яв­ляется приложением к нему.

Один экземпляр промежуточного акта передается руководите­лю ревизуемой организации, второй является приложением к со­проводительному письму, с которым материалы ревизии переда­ются в правоохранительные органы для возбуждения уголовного деда и предъявления гражданского иска. Такие материалы должны передаваться правоохранительным органам в оригиналах в деся­тидневный срок. За своевременность их передачи, полноту и над­лежащее качество персональную ответственность несет руководи­тель контролирующей организации.

Разновидностью промежуточного акта являются разовые акты, которыми оформляются результаты обследований, т. е. отдельные ревизионные действия, не получившие отражения в первичных документах бухгалтерского учета.

Во вступительной части разового акта указывается, кто реви­зует и присутствует при проверке, а в результативной - факты на­рушений, сумма ущерба и виновные лица. В зависимости от обстоятельств в разовых актах могут отражаться нарушения, уста­новленные при контрольных запусках сырья в производство в промышленности, проверках измерительного оборудования, кон­трольных закупках товаров в торговле, контрольных обмерах вы­полненных строительно-монтажных и ремонтных работ в строи­тельстве и т. п.

Выявленное факты однородных нарушений могут отражаться в накопительных ведомостях, прилагаемых к каждому экземпляру акта ревизии, в которых указываются все необходимые данные по каждому факту нарушения: размер причиненного ущерба (при его наличии), период, на протяжении которого совершалось наруше­ние, даты и номера документов. В основном акте комплексной ре­визии приводятся только итоговые данные и содержание этих на­рушений со ссылкой на соответствующие приложения, в которых приводятся накопительные ведомости по однородным нарушени­ям. Группировка нарушений способствует сокращению объема акта ревизии, а также делает его более компактным.

Записи в ведомости производят по установленным фактам на­рушений, применительно к разделам акта комплексной ревизии. Ведомости подписываются руководителем ревизионной группы и главным бухгалтером ревизуемой организации с подтверждения выявленных фактов нарушений и злоупотреблений и бесхозяйственности.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СОДЕРЖАНИЮ АКТА КОМПЛЕКСНОЙ РЕВИЗИИ

По структуре акт комплексной ревизии состоит из двух частей: вступительной и исследовательской (результативной). Во вступи­тельной части отражается следующая информация: наименование документа, место и дата его составления; основание назначения ревизии, дата и номер приказа (распоряжения) о ее проведении, должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего акт реви­зии; даты начала и завершения ревизии (в случае перерывов ука­зывается их период); ревизуемый период; должности и фамилии работников ревизуемой организации, обязанных в соответствии с нормативными и инструктивными материалами, регулирующими вопросы контрольно-ревизионной работы, подписывать акт реви­зии, с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях, а также иных лиц, привлекаемых к ревизии; наименование и местонахождение ревизуемой организации; наличие книги учета проверок (ревизий); кем и когда были проведе­ны предыдущие ревизии (проверки), какие принимались меры по выявленным фактам нарушения актов законодательства; какие финансово-хозяйственные операции (документы), каким спосо­бом (сплошной или выборочный) и за какой период проверены. В последнем случае отмечают периоды, выбранные для проверки. Это необходимо для установления меры ответственности ревизо­ра, если впоследствии окажется, что он не отразил в акте ревизии выявленные нарушения.

Затем приводятся краткие данные о ревизуемом предприятии, по организационной структуре и видах деятельности.

Результативная часть акта ревизии представляет собой систе­матизированный перечень выявленных нарушений, недостатков и злоупотреблений в процессе производственной и финансово-хо­зяйственной деятельности ревизуемой организации или предпри­ятия. Она состоит из отдельных разделов, соответствующих наи­менованию и числу вопросов (разделов) программы ревизии. Построение исследовательской части акта ревизии строго не рег­ламентировано. Результаты ревизии в ней должны быть изложены таким образом, чтобы по каждому отраженному факту можно бы­ло определенно ответить на следующие вопросы:

- что нарушено?

- кто нарушил?

- когда и где?

- каким способом (причины, условия) произведено нарушение и чем оно вызвано?

- последствия нарушения.

В акт ревизии должны включаться только факты, достаточно проверенные и обоснованные, содержащие элементы нарушений и свидетельствующие о наличии недостатков в работе ревизуемой организации. В нем должна быть соблюдена объективность, яс­ность и точность изложения установленных фактов.

В исследовательской части акта ревизии должны быть указаны:

- место, время и характер совершенного экономического пра­вонарушения, акты законодательства, требования которых нару­шены, установленная актом законодательства ответственность за данный вид нарушения;

- факты несоблюдения установленного порядка составления и исполнения смет и финансовых планов;

- факты сокрытия или несвоевременного перечисления при­читающихся бюджету платежей и других сумм, прочих нарушений финансовой дисциплины, неправильного ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, невыполнения требований по осуществлению внутрихозяйственного контроля;

- установленные в ходе ревизии недостачи денежных средств и материальных ценностей, потери от переплаты работникам, по­ставщикам и подрядчикам по счетам и расчетам, прочим деби­торам;

- размер причиненного ущерба и другие последствия выявлен­ных нарушений;

- должности и фамилии лиц, по вине которых допущены соот­ветствующие нарушения, а также сведения о том, какие именно действия (бездействие) этих должностных лиц повлекли наруше­ния в деятельности ревизуемой организации;

- иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении.

Не допускается включение в акт ревизии различного рода не подтвержденных документально предположений и данных о дея­тельности ревизуемой организаций. При проведении ревизии чле­ны ревизионной группы обязаны выяснить все существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства. Ре­зультаты ревизии должны излагаться в акте на основе:

- проверенных данных и фактов, вытекающих из имеющихся у ревизуемых организаций документов и материалов или получен­ных в результате использования приемов документального кон­троля;

- фактических проверок действительности совершенных опе­раций;

- итогов взвешивания и обмера сырья и материалов по данным проведенных в процессе ревизии инвентаризаций материальных ценностей;

- проведения контрольных обмеров, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции;

-данных проверки качества продукции, соблюдения техниче­ских условий и технологических режимов производства, соответ­ствия продукции республиканским стандартам и стандартам предприятия, а также других данных, вытекающих из заключе­ний специалистов или экспертов, привлекаемых к проведению ревизии.

Основными формамиреализации результатов ревизии являются:

- устранение недостатков по мере их выявления в ходе проведения ревизии;

- обсуждение результатов ревизии в ревизуемой организации;

- передача материалов ревизии правоохранительным органам;

- рассмотрение результатов ревизии в ревизующей организации.

На основании материалов, содержащихся в акте ревизии, виновные должностные и материально ответственные лица привлекаются к материальной, административной и уголовной ответственности, разрабатываются мероприятия по устранению причин и условий, способствовавших выявленным нарушениям и злоупотреблениям. Материалы ревизии должны быть обязательно рассмотрены как в ревизуемой, так и в ревизующей организации. В соответствии с действующими инструктивными материалами руководитель ревизуемой организации обязан рассмотреть результаты ревизии не позднее двухнедельного срока, а руководитель контрольно-ревизионной службы ревизующей организации совместно с отраслевыми управлениями, специалисты которых принимали участие в проведении комплексной ревизии, обязан рассмотреть материалы ревизии не позднее 30-дневного срока со дня подписания акта. Результаты рассмотрения представляются в форме проектов приказов или постановлений как обревизованной, так и вышестоящей организации. Проекты приказов могут быть развернутые, с рекомендациями по результатам ревизии, и краткие, с перечнем основных нарушений Организационные выводы о ра6оте ревизуемой организации, привлечение к дисциплинарной ответственности ее руководителей отражаются в приказе контролирующей организации. Содержание приказов должно быть четким, логичным, понятным и состоять из двух частей: констатирующей и приказной. Первая основывается на выводах ревизующих (содержании исследовательской части акта ревизии), вторая — исходит из констатирующей части.

В практической работе применяются различные способы контроля за выполнением решений по результатам ревизии:

1.путем представления должностными лицами ревизуемой организации в письменной форме отчетов о проделанной работе по устранению выявленных ревизией недостатков и выполнению намеченных мероприятий;

2.путем получения информации с помощью технических средств связи;

3.вызов руководителя и специалистов ревизуемой организации с отчетом о принятых мерах по устранению выявленных ревизией недостатков и выполнению намеченных мероприятий;

4.закрепление должностных лиц, специалистов ревизующей организации для наблюдения за ходом реализации принятых по материалам ревизии решений в ревизуемой организации;

5.проведение тематических проверок;

6.проверка в период проведения последующей плановой ревизии.

 

Тема 1.3 Понятие, значение и содержание аудита.

  1. Понятие и сущность аудита. Основные цели и задачи аудита
  2. Классификация аудита
  3. Организация аудита в Республике Беларусь
  4. Государственное регулирование аудиторской деятельности
  5. Права, обязанности, ответственность аудиторов
  6. Этапы аудита

 

Слово «аудит» происходит от латинского аудио - слышит, слушающий.

Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности под аудиторской деятельностью (аудитом) понимается «...предпринимательская деятельность по проведению аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей... аудиторскими организациями независимой внешней аудиторской проверки бухгалтерской Отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений и индивидуальных предпринимателей.. в целях оценки достоверности бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь».

Основными целями аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности являются:

установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта во всех существенных отношениях, т. е. полноты, достоверности и точности отражения в отчетности показателей активов и пассивов, собственных и заемных средств, состояния расчетов и финансовых результатов за определенный период, проверки соответствия принятой в организации учетной политики законодательству Республики Беларусь; установление соответствия совершенных субъектом финансовых и хозяйственных операций нормативным правовым актам Республики Беларусь; получение аудиторских доказательств, позволяющих аудитору выразить суждение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Для выполнения определенных целей в процессе осуществления го аудита решаются следующие задачи: — устанавливаются правильность составления баланса и других форм отчетности, достоверность пояснительной записки;

— определяется, все ли активы и пассивы отражены в отчетности; все ли документы использованы при ее составлении; насколько фактическая методика оценки имущества отклоняется от принятой при определении учетной политики предприятия.

-— проверка соответствия системы организационных регламентов действующим нормативным актам и учредительным документам;

—проверка правильности составления и условий выполнения хозяйственных договоров;

- проверка наличия, состояния, правильности оценки имущества, эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, соблюдения действующего порядка установления и применения цен и тарифов, а также расчетно-платежной дисциплины, своевременности расчетов с бюджетом по налогам и сборам;

- разработка и представление обоснованных предложений по улучшению организации системы внутреннего контроля, бухгалтерского учета, расчетно-платежной дисциплины, изменению структуры производства и ассортимента выпускаемой продукции; консультирование работников аппарата управления, должностных лиц и специалистов предприятия по вопросам организации и управления производством, права, анализу хозяйственной деятельности и другим актуальным вопросам и проблемам;

 

2.

С точки зрения классификационных признаков в современной практике проведения аудита в Республике Беларусь можно выделить несколько его видов в зависимости от:

субъекта- внутренний и внешний;

порядка назначения - обязательный и инициативный;

объекта - общий, банковский и страховой;

организационного признака - первоначальный и согласованный

направления проверки - аудит финансовой отчетности, специальный аудит и аудит на соответствие требованиям

Под внутренним аудитом понимается организованная в интересах собственников и регламентированная внутренними документами субъекта предпринимательской деятельности система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. Внутренний аудит осуществляется контрольно-ревизионными службами организации или специалистам и соответствующих функциональных отделов и управлений, непосредственно подчиненных руководству субъекта хозяйствования. В основном содержание внутреннего аудита отчасти соответствует внутрихозяйственному контролю.

Внешний аудит это проверка бухгалтерской отчетности и других документов аудируемых лиц, осуществляемая независимым и аудиторами или аудиторским и организациями на основании договоров. Этот вид аудита требует наличия установленной лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Отличительной чертой внешнего аудита является то, что в его профессиональную деятельность при проведении проверок не имеют права вмешиваться органы государственного управления, а также предприятия заказчики аудита и иные лица.

 

Инициативный аудит — это аудит, который проводится по решению субъекта предпринимательской деятельности, в том числе и индивидуального предпринимателя, или по требованию его учредителей. Отличительной чертой этого вида аудита является то, что затраты, связанные с его проведением, относятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении субъекта хозяйствования, инициировавшего аудиторскую проверку. Характер и масштабы такой проверки определяются условиями договора, заключенного с инициатором ее проведения.

Обязательный аудит это внешний аудит организации или индивидуального предпринимателя, обязательность проведения которого установлена законодательными актами. предусмотрено, что обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежит достоверность годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, являющихся открытыми акционерными обществами, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, бирж, страховых организаций, а также страховых брокеров; иных организаций и индивидуальных предпринимателей.

 

Общий аудит проводятся у субъектов предпринимательской деятельности независимо от их организационно—правовых форм и видов деятельности, за исключением банков и страховых организаций.

Банковский аудит проводится соответственно в учреждениях банка, а страховой — в страховых и перестраховочных организациях.

Общий аудит проводят аудиторы — индивидуальные предприниматели и аудиторские организации на основании лицензии на осуществление аудиторской деятельности, выданной Министерством финансов Республики Беларусь в соответствии с действующим законодательством.

Банковский аудит проводят аудиторы, которые дополнительно должны иметь квалификационное свидетельство, выданное Национальным банком Республики Беларусь, а аудиторская организация — соответствующую лицензию на осуществление аудиторской деятельности, при этом в штате аудиторской организации должно быть не менее трех аудиторов, в том числе и руководитель организации, дополнительно имеющих такое квалификационное свидетельство.

 

Первоначальный аудит проводится аудитором или аудиторской организацией впервые для данного субъекта предпринимательской деятельности. Это значительно увеличивает риск, трудоемкость проверки, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности субъекта, системе его внутреннего контроля и т. д.

Согласованный аудит осуществляется аудитором или аудиторской фирмой повторно или регулярно у одного и того же субъекта предпринимательской деятельности. Результаты длительного сотрудничества с клиентом дают возможность проверяющим легко ориентироваться в специфике деятельности контролируемого субъекта хозяйствования, его положительных и отрицательных сторонах в организации бухгалтерского учета и системе внутреннего контроля.

 

Аудит финансовой отчетности представляет собой проверку отчетности субъекта предпринимательской деятельности на предмет ее достоверности и соответствия действующему законодательству и нормативным актам по вопросам ведения бухгалтерского учета и составления отчетности с последующей выдачей аудиторского заключения специальной формы.

Специальный аудит — это аудит, в процессе которого исследуются конкретные вопросы деятельности экономического субъекта, имеющий целью подтвердить законность, достоверность и эффективность отдельных хозяйственных процессов и финансовых операций, правильность расчетов с бюджетом по налогам и т. д. Как правило, вопросы проверки заранее определяются заказчиком и оговариваются в договоре на проведение аудиторской проверки.

Аудит на соответствие требованиям это аудит, в процессе которого осуществляется проверка хозяйственных процессов и финансовых операций на предмет их соответствия установленным актам законодательства и инструктивным материалам, а также соблюдения процедур и правил, которые предписаны должностным лицам.

 

Правовое регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь в современных условиях осуществляется с помощью нормативных правовых актов по следующим направлениям:

- общие вопросы организации аудиторской деятельности в РБ

- аттестация и повышение квалификации аудиторов

- лицензирование аудиторских организаций и аудиторов

Субъектами аудиторской деятельности в республике являются аудиторы и аудиторские организации. В соответствии с действующим законодательством аудитором является физическое лицо, имеющее высшее экономическое или юридическое образование, стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет, а также отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора, выдаваемый Министерством финансов Республики Беларусь. Аудиторская деятельность может осуществляться и аудиторскими организациями. Аудиторская организация - коммерческая организация, осуществляющая деятельность по проведению аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг. В соответствии с действующим законодательством, регулирующим вопросы аудита в Республике Беларусь, штат аудиторской фирмы должен состоять не менее чем из трех аудиторов. Руководителем аудиторской фирмы может быть любое физическое лицо, имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудиторская организация осуществляет свою деятельность на основании лицензии на осуществление аудиторской деятельности, выданной Министерством финансов Республики Беларусь в соответствии с действующим законодательством. Аудиторским организациям и аудиторам — индивидуальным предпринимателям запрещается занятие другими видами предпринимательской деятельности, кроме аудиторской деятельности и оказания сопутствующих аудиту услуг, преподавательской и научной деятельности.

Аттестация аудиторов осуществляется в соответствии с положением об аттестации на право осуществления аудиторской деятельности. Квалификационный аттестат аудитора выдается по форме, утверждаемой Минфином без ограничения срока его действия.

Квалификационный аттестат аннулируется, если он получен с использованием подложных документов, систематическом нарушении аудитором требований, установленных законодательством, одноразовом грубом нарушении порядка осуществления аудиторской деятельности, установлении факта подписания ложного аудиторского заключения.

Аудитор, имеющий квалификационный аттестат аудитора, обязан в течение каждого календарного года проходить обучение по программам повышения квалификации аудиторов.

Лицензирование аудиторской деятельности осуществляется в соответствии с положением о лицензировании. Лицензия выдается сроком на 5 лет и действует на всей территории РБ.

Обязательное условие для осуществления аудиторской деятельности — включение всех субъектов аудита в Государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций со дня принятия решения Министерством финансов о выдаче лицензии.

 

Органом управления, регулирующим аудиторскую деятельность на территории РБ, является управление аудита Министерства финансов РБ.

Его основными задачами являются:

- обеспечение государственного регулирования деятельности аудиторских организаций и аудиторов

- разработка главных направлений развития аудита в РБ

- разработка единой методологической основы

Для успешного решения поставленных задач управление аудита выполняет следующие функции:

- осуществление методологического руководства аудиторскими организациями и аудиторами

- ведение учета аудиторских организаций и аудиторов-

- разработка положений и инструкций, регламентирующих деятельность аудиторских организаций и аудиторов

- разработка квалификационных требований к аудиторам и порядка занятия аудиторской деятельностью

- организация проведения экзаменов у аудиторов, аттестации аудиторских организаций и аудиторов, выдачи им лицензий

- решение вопросов, связанных с лишением аудиторов лицензий

- организация контроля за деятельностью аудиторских организаций и аудиторов

 

Права, обязанности и ответственность аудиторов и аудиторских организаций определены Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности».

Основной обязанностью аудитора и аудиторских организаций является качественное своевременное проведение аудиторских проверок в соответствии с заключенными договорами с субъектами хозяйствования. При выполнении своих функций аудиторы и аудиторские фирмы обязаны:

§ выполнять требования законодательства при осуществлении аудиторской деятельности;

§ вести учет заключенных договоров оказания аудиторских услуг;

• сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении аудиторской проверки субъекта хозяйствования вследствие того, что они являются учредителями, собственниками, акционерами проверяемого субъекта хозяйствования или состоят с заказчиками в близком родстве или свойстве;

• обеспечить сохранность документов, полученных на проверяемом субъекте хозяйствования, а также составленных ими в ходе проверки;

• гарантировать заказчику конфиденциальность представленных им и выявленных в ходе аудиторских работ любой информации и данных, результатов проверки и финансового состояния заказчика;

• не использовать в своих целях или в интересах третьих лиц полученную в результате аудиторской проверки информации

• сообщать собственникам в ходе проведения аудита в письменной форме о фактах, свидетельствующих о серьезных нарушениях законодательства, в результате которых предприятие или государство понесли либо могут понести ущерб;

§ передать аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг;

 

Для успешного выполнения своих обязанностей аудиторы и аудиторские фирмы наделены следующими правами:

• самостоятельно определять формы и методы проверки

• проверять все бухгалтерские регистры, счета и другую документацию финансово-хозяйственной деятельности, активы и обязательства, фактическое наличие денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей и их соответствие данным бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

• получать у банков, налоговых органов и иных третьих лиц соответствующие сведения о финансово-хозяйственной деятельности проверяемого предприятия, необходимые для проведения аудита

§ получать у должностных лиц разъяснения в устной или письменной форме по вопросам, возникающим в ходе проверки

• отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредставления проверяемым субъектом хозяйствования необходимой документации.

Аудиторы и аудиторские организации несут ответственность за нарушения требований действующего законодательства при осуществлении аудиторской деятельности, за составление заведомо ложного аудиторского заключения

В экономической литературе выделяют несколько этапов аудита, основными из которых являются: подготовка к проведению аудита; планирование аудита; проведение собственно проверки; составление аудиторского заключения.

 

Подготовка к проведению аудита

Подготовка к проведению аудита включает в себя определение объема аудита, его стоимости и заключение договора на проведение аудита. Для определения объема аудита аудитор должен получить достаточное представление обо всех сторонах хозяйственно—финансовой деятельности объекта проверки, об организации бухгалтерского учета и внутреннего аудита на предприятии. Это необходимо ему для того, чтобы установить объем, характер и виды деятельности проверяемого предприятия, что прямо влияет на объем и содержание аудиторской проверки. Для этого аудитор должен изучить годовые отчеты; информацию о собраниях акционеров, заседаниях совета директоров; внутренние финансовые отчеты предприятия; аудиторский отчет за предыдущий период; материалы внутреннего аудита;

Чтобы определить объем, характер и виды деятельности, которыми занимается предприятие, аудитору следует изучить учредительные документы. На этапе подготовительной работы аудитор обязан: определить примерный объем предстоящей работы и ее продолжительность; выделить наиболее важные вопросы проводимого аудита; выяснить условия, требующие особого внимания (возможность материальных ошибок, обмана или вовлечения других предприятий, организаций в сферу злоупотреблений и т.д.); определить степень доверия учетной системе и внутреннему аудиту контролируемого предприятия: установить сущность и объем аудиторских доказательств; проанализировать работу внутренних аудиторов и возможность их привлечения к аудиту;

В зависимости от объема и сложности работы определ



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.015 с.)